Экономика династии Хань
Экономика династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) в древнем Китае переживала подъемы и спады в своем экономическом цикле , периоды экономического процветания и упадка. Обычно его делят на три периода: Западная Хань (206 г. до н.э. – 9 г. н.э.), династия Синь (9–23 г. н.э.) и Восточная Хань (25–220 г. н.э.). Режим Синь, установленный бывшим регентом Ван Маном , образовал краткое междуцарствие между длительными периодами правления Хань. После падения Ван Манга ханьская столица была перенесена на восток из Чанъаня в Лоян . В результате историки назвали последующие эпохи Западной Хань и Восточной Хань соответственно. [1]
Экономика Хань определялась значительным ростом населения , растущей урбанизацией, беспрецедентным ростом промышленности и торговли, а также экспериментами правительства с национализацией . Еще одним важным компонентом правительства является то, что им управляли влиятельные семьи, у которых было больше всего денег. В эту эпоху уровень чеканки и обращения монетной валюты значительно вырос, сформировав основу стабильной денежной системы . Шелковый путь облегчил налаживание торговли и даннических обменов с зарубежными странами Евразии , многие из которых ранее были неизвестны народам древнего Китая . Имперские столицы Западной Хань (Чанъань) и Восточной Хань (Лоян) в то время были одними из крупнейших городов мира как по численности населения, так и по площади. Здесь правительственные мастерские изготавливали обстановку для дворцов императора и выпускали товары для простого народа. Правительство курировало строительство дорог и мостов, что способствовало официальному государственному бизнесу и стимулировало коммерческий рост. При правлении Хань промышленники, оптовики и торговцы — от мелких лавочников до богатых бизнесменов — могли заниматься широким спектром предприятий и торговли в бытовой, общественной и даже военной сферах.
В ранний период Хань сельские крестьяне-фермеры были в основном самодостаточными, но они начали в значительной степени полагаться на коммерческий обмен с богатыми землевладельцами крупных сельскохозяйственных поместий. Многие крестьяне впоследствии влезли в долги и были вынуждены стать либо наемными чернорабочими, либо арендаторами из числа землевладельцев. Правительство Хань постоянно стремилось оказать экономическую помощь бедным фермерам, которым приходилось конкурировать с могущественными и влиятельными дворянами, землевладельцами и торговцами . Правительство пыталось ограничить власть этих богатых групп посредством высоких налогов и бюрократического регулирования. Правительство императора Ву (годы правления 141–87 до н. э.) даже национализировало металлургическую и соляную промышленность; однако эти государственные монополии были отменены во время Восточной Хань. Усиление государственного вмешательства в частную экономику в конце II века до нашей эры серьезно ослабило класс коммерческого купечества. Это позволило богатым землевладельцам увеличить свою власть и обеспечить продолжение аграрной экономики. Богатые землевладельцы в конечном итоге стали доминировать и в коммерческой деятельности, сохраняя контроль над сельскими крестьянами, от которых правительство зависело в плане налоговых поступлений. военная рабочая сила и труд на общественных работах. К 180-м годам нашей эры экономический и политический кризисы привели к тому, что правительство Хань стало сильно децентрализованным, в то время как крупные землевладельцы становились все более независимыми и влиятельными в своих общинах.
Денежная система и урбанизация
[ редактировать ]Урбанизация и население
[ редактировать ]В период Воюющих царств (403–221 гг. до н.э.) развитие частной торговли, новых торговых путей, ремесленной промышленности и денежного хозяйства привело к росту новых городских центров. Эти центры заметно отличались от старых городов, которые просто служили опорой власти для знати . [2] Использование стандартизированной общенациональной валюты во времена династии Цинь (221–206 гг. До н.э.) облегчило торговлю между городами на большие расстояния. [3] Многие ханьские города разрослись: в столице Западной Хань Чанъане проживало около 250 000 жителей, а в столице Восточной Хань Лояне проживало около 500 000 жителей. [4] Население империи Хань, зафиксированное в налоговой переписи 2 г. н.э., составляло 57,6 млн человек в 12 366 470 дворах. [5] Большинство простолюдинов, населявших города, жили в обширных городских и пригородных районах за пределами городских стен и ворот . [6] Общая городская площадь Западно-Ханьского Чанъаня, включая пристройки за стенами, составляла 36 км . 2 (14 квадратных миль). Общая городская площадь Восточного Хань Лояна, включая пристройки за стенами, составляла 24,5 км . 2 (9,5 квадратных миль). [7] И в Чанъане, и в Лояне было два известных рынка; На каждом рынке было двухэтажное правительственное учреждение, ограниченное флагом и барабаном наверху. [8] Чиновникам рынка было поручено поддерживать порядок, собирать коммерческие налоги, ежемесячно устанавливать стандартные цены на товары и утверждать контракты между торговцами и покупателями. [8]
Изменения в валюте
[ редактировать ]В начале периода Западной Хань император-основатель Хань Гаозу (годы правления 202–195 до н.э.) закрыл государственные монетные дворы в пользу монетной валюты, производимой частным сектором . [9] Вдова Гаозу, императрица Люй Чжи , будучи вдовствующей великой императрицей , отменила частную чеканку монет в 186 году до нашей эры. Впервые она выпустила бронзовую монету государственной чеканки весом 5,7 г (0,20 унции), но выпустила еще одну, весом 1,5 г (0,053 унции), в 182 г. до н.э. [9] Переход на более легкую монету вызвал повсеместную инфляцию, поэтому в 175 г. до н.э. император Хань Вэнь (годы правления 180–157 до н.э.) снял запрет на частную чеканку; частные монетные дворы были обязаны чеканить монеты весом ровно 2,6 г (0,092 унции). [9] Частная чеканка была снова отменена в 144 г. до н. э., в конце правления императора Цзина Хань (годы правления 157–141 до н. э.). Несмотря на это, бронзовая монета весом 2,6 г (0,092 унции) выпускалась как центральными, так и местными командорскими властями до 120 г. до н.э., когда на один год она была заменена монетой весом 1,9 г (0,067 унции). [10] Примерно в это же время были введены другие валюты. Денежные знаки, изготовленные из вышитой белой оленьей кожи, номинальной стоимостью 400 000 монет, использовались для сбора государственных доходов. [10] Император У также представил три монеты из сплава олова и серебра стоимостью 3000, 500 и 300 бронзовых монет соответственно; все они весили менее 120 г (4,2 унции). [10]
В 119 г. до н.э. правительство выпустило бронзовую монету ушу (五銖) весом 3,2 г (0,11 унции); монета оставалась стандартной валютой в Китае до династии Тан (618–907 гг. Н.э.). [11] Во время недолгого периода правления династии Синь (9–23 г. н. э.) Ван Мана (45 г. до н. э. – 23 г. н. э.) правительство ввело несколько новых конфессий в 7, 9, 10 и 14 гг. н.э. Эти новые единицы (включая бронзовые деньги-ножи , золото, серебро, черепахи и панцири каури) часто имели рыночную цену, не соответствующую их весу, и обесценивали стоимость монетной валюты. [12] После того, как широкомасштабные гражданские войны после свержения Вана утихли, монета ушу была вновь введена в обращение императором Хань Гуанву (годы правления 25–57 гг. Н.э.) в 40 г. н.э. по наущению Ма Юаня (14 г. до н.э. - 49 г. н.э.). [12] Поскольку монеты, выпущенные командованием, часто были более низкого качества и меньшего веса, центральное правительство закрыло все командорские монетные дворы в 113 г. до н.э. и предоставило управляющему водными путями и парками центрального правительства исключительное право чеканить монеты. [13] Хотя к началу Восточной Хань выпуск монет центрального правительства был передан в ведение министра финансов (одного из девяти министров центрального правительства), монополия центрального правительства на выпуск монет сохранялась. [14]
Гэри Ли Тодд (доктор исторических наук Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн и профессор истории Международного университета Сиас в Синьчжэне , Хэнань, Китай) на своем веб-сайте представляет следующие изображения монет, выпущенных в периоды Западной Хань и Синь. : [15]
- Монета, выпущенная во время правления императрицы Люй Чжи (годы правления 187–180 до н.э.), диаметр 34 мм.
- Монета, выпущенная во время правления императора Вэнь Хань (годы правления 180–157 до н.э.), диаметр 24 мм.
- Монета, выпущенная во время раннего правления императора У Хань (годы правления 141–87 до н. э.), сделанная из свинца и выпущенная до установления государственной монополии; диаметр этой монеты составляет от 22 до 23 мм.
- Монета, выпущенная во время регентства ( Ван Манга 6–9 гг. н.э.), диаметр 28 мм.
- Монета в форме ножа, выпущенная во время правления Ван Манга (9–23 гг. Н.э.).
- Монета, выпущенная во время правления Ван Манга (9–23 гг. н. э.), диаметром 20 мм.
Тираж и зарплаты
[ редактировать ]Купцы и крестьяне-фермеры платили имущественный и подушный налоги монетами, а земельный налог — частью урожая. [16] Крестьяне получали монеты, работая наемными рабочими у богатых землевладельцев, на таких предприятиях, как пивоварни, или продавая сельскохозяйственные товары и домашние изделия на городских рынках. [17] Правительство Хань, возможно, сочло сбор налогов монетами самым простым методом, поскольку в транспортировке облагаемых налогом товаров не было бы необходимости. [18]
С 118 г. до н.э. по 5 г. н.э. правительство отчеканило более 28 000 000 000 монет, при этом в среднем ежегодно чеканилось 220 000 000 монет (или 220 000 цепочек по 1 000 монет). [19] Для сравнения, в период Тяньбао (天寶) (742–755 гг. Н.э.) династии Тан ежегодно производилось 327 000 000 монет, в то время как при династии Сун (960–1279 гг.) было изготовлено 3 000 000 000 монет в 1045 году нашей эры и 5 860 000 000 монет в 1080 году нашей эры. [19] Наличные монеты стали обычным мерилом богатства во времена Восточной Хань, поскольку многие заработные платы выплачивались исключительно наличными. [20] Диу Лунь (第五倫) ( 40–85 гг . н. э.), губернатор провинции Шу (современный Сычуань ), описывал богатство своих подчиненных чиновников не с точки зрения землевладений, а в виде совокупной собственности стоимостью примерно 10 000 000 наличных монет. [21] Коммерческие сделки с использованием сотен тысяч монет были обычным явлением. [21]
По оценкам Ангуса Мэддисона страны , валовой внутренний продукт был эквивалентен 450 долларам на душу населения в долларах США 1990 года - сумма, которая превышала прожиточный минимум и существенно не менялась до начала династии Сун в конце 10 века. [22] Китаевед Джозеф Нидхэм оспаривал это и утверждал, что ВВП Китая на душу населения значительно превышал Европу, начиная с V века до нашей эры, и далее, утверждая, что ханьский Китай был намного богаче, чем современная Римская империя . [23] Широкое распространение монетной наличности обогатило многих купцов, которые вложили свои деньги в землю и стали богатыми землевладельцами. Усилия правительства по обращению наличных денег усилили тот самый социальный класс, который оно активно пыталось подавить с помощью высоких налогов, штрафов, конфискации и схем регулирования цен. [18]
Налогообложение, собственность и социальный класс
[ редактировать ]Помещики и крестьяне
[ редактировать ]После того, как Шан Ян (ум. 338 г. до н.э.) из государства Цинь отменил общинную и аристократическую систему колодцев , пытаясь ограничить власть знати, землю в Китае можно было покупать и продавать. [24] Ученые-историки династии Хань, такие как Дун Чжуншу (179–104 гг. До н.э.), объясняли рост класса богатых землевладельцев этой реформой. [24] Хань Фейцзы описывает использование этими землевладельцами наемного труда в сельском хозяйстве - практику, восходящую к III веку до нашей эры, а возможно, и раньше. [24] Некоторые землевладельцы владели небольшим количеством рабов, но многие полагались на крестьян-арендаторов, которые платили арендную плату частью своей сельскохозяйственной продукции. [3] [25] Более многочисленные, чем арендаторы, мелкие землевладельцы-земледельцы жили и работали самостоятельно, но часто впадали в долги и продавали свою землю богатым людям. [3] Судебный чиновник Чао Цо (ум. 154 г. до н. э.) утверждал, что если бы средняя независимая землевладельческая семья из пяти человек могла обрабатывать не более 4,57 гектара (11,3 акра) земли и производить не более 2000 литров (530 галлонов США ) зерна в год, тогда стихийные бедствия и высокие ставки налогов заставят многих влезть в долги, продать свою землю, дома и даже детей и стать зависимыми от работы в качестве фермеров-арендаторов для богатых. [26]
Чиновники при дворе императора Ай Хань (годы правления 7–1 до н. э.) пытались провести реформы, ограничивающие количество земель, которыми дворяне и богатые землевладельцы могли владеть на законных основаниях, но безуспешно. [27] Когда Ван Ман взял под свой контроль правительство в 9 году нашей эры, он отменил покупку и продажу земли в системе под названием Королевские поля (王田). Это была разновидность системы колодцев, при которой правительство владело землей и гарантировало каждому крестьянину равную долю для обработки. [28] В течение трех лет жалобы богатых землевладельцев и дворян вынудили Ван Манга отменить реформу. [28] После того, как Гэнши (годы правления 23–25 г. н.э.) и Гуанву (годы правления 25–57 г. н.э.) восстановили династию Хань, они полагались на услуги крупных землевладельческих семей, чтобы обеспечить свое положение в обществе. Многие из их правительственных чиновников также стали богатыми землевладельцами. [29]
К концу периода Восточной Хань крестьянство стало в основном безземельным и обслуживало богатых землевладельцев. Это стоило правительству значительных налоговых поступлений. [30] Хотя центральное правительство при императоре Хэ Хань (годы правления 88–105 гг. н.э.) сокращало налоги во время стихийных бедствий и бедствий, не оказывая особого влияния на казну, сменявшие друг друга правители стали менее способны справляться с серьезными кризисами. Вскоре правительство обратилось к местным администрациям для оказания помощи. [31] После того, как центральное правительство не смогло обеспечить местные органы власти продовольствием как во время нашествия саранчи, так и во время разлива Желтой реки в 153 году нашей эры, многие безземельные крестьяне стали вассалами крупных землевладельцев в обмен на помощь. [32] Патрисия Эбри пишет, что Восточная Хань была «переходным периодом» между Западной Хань, когда мелкие независимые фермеры составляли подавляющее большинство, и Троецарствием ( 220–265 гг. н.э.), а затем и Шестнадцатью королевствами (304–439 гг. н.э.), когда крупные родовые поместья использовали несвободную рабочую силу . [33]
Восстание желтых повязок в 184 году нашей эры, убийство евнухов в 189 году нашей эры и кампания против Дун Чжо в 190 году нашей эры дестабилизировали центральное правительство, и Лоян был сожжен дотла . [34] В этот момент «... на смену государственной власти пришла частная и местная власть». [33]
Ханьский канцлер и король Вэй Цао Цао (155–220 гг. Н.э.) предприняли последнюю значительную попытку ограничить власть богатых землевладельцев. Цао Цао основал управляемые государством сельскохозяйственные колонии для безземельных простолюдинов; в обмен на землю и дешевое оборудование фермеры платили часть урожая. [35] В 120-х годах до нашей эры император У предпринял попытку основать сельскохозяйственные колонии на северо-западной границе недавно завоеванного коридора Хэси (в современном Ганьсу ). 600 000 новых поселенцев занимались сельским хозяйством на этих государственных землях, используя семена, рабочий скот и оборудование, предоставленное правительством взаймы. [36] Императорский указ 85 г. н. э. предписывал местным правительствам командорий и подчиненных королевств переселять безземельных крестьян на государственные земли, где им будет выплачиваться заработная плата, обеспечиваться семенами сельскохозяйственных культур, ссужать сельскохозяйственные инструменты и освобождаться от ренты на пять лет и поголовно. налогов за три года. [37] Указ также разрешал крестьянам возвращаться в свои родные уезды . в любое время [37] Последующие правительства Трех Королевств основали сельскохозяйственные колонии по этим моделям. [38]
Пропитание
[ редактировать ]Многие ученые утверждают, что ханьские фермеры обычно жили на уровне прожиточного минимума, опираясь в первую очередь на два документа из Ханьшу ( Книги Хань ). Первый приписывается министру Воюющих царств Ли Кую 李悝 (455–395 до н.э.); [39] второй - мемориал, написанный чиновником эпохи Хань Чао Цо 晁錯 (200–154 гг. До н. Э.). [40] Оба появляются в Ханьшу главе 24 «Трактат о еде и деньгах» 食貨志. Ли Куй и Чао Цо подчеркивают крайнюю нестабильность ханьской сельскохозяйственной жизни. Эту точку зрения резюмировал Чо-юнь Сюй, который пишет, что ханьские и доханьские фермеры имели лишь «относительно небольшой запас для покрытия других расходов»: Приведенный в «Хань-шу» учет доходов и расходов мелкого хозяйства в доциньский (Чань-го) период дает дефицит в 10 процентов годового дохода, предположительно в год посредственных урожаев… во времена [Чао Цо] ситуация оставалась почти такой же». [41]
По мнению Ганса Биленштайна, физические потребности в зерне также можно рассчитать на основе Ханьшу : «семья, состоящая из старухи, взрослого мужчины, взрослой женщины, старшего ребенка и младшего ребенка, ежегодно потребляла 127 ху нешелушенного зерна. Это около 10,5 ху в месяц». [42] (По мнению Свана, один ху 斛 равен 0,565 американского бушеля, что составляет около 5 галлонов или 20 литров). [39] Сюй оценивает годовой прожиточный минимум в 140 ху . [43] Биленштайн также исследует таблицы заработной платы, приведенные как в « Ханьшу» , так и в «Ханьшу шу» ( «Книга Поздней Хань» ), в которых официальная заработная плата указана наполовину наличными, а наполовину неочищенным зерном. Основываясь на этих таблицах, он выводит преобразование между наличными и ху : «общепринятое среднее значение составляет от 70 до 80 денег для бывшей Хань и 100 денег для поздней Хань». [44] Исходя из этого преобразования, денежная стоимость зерна, необходимого для существования, во времена династии Хань составляла от 8 890 до 14 000 монет в год.
Мы также можем оценить количество земли, необходимое для производства такого количества зерна, благодаря Вольфраму Эберхарду, который «оценивает среднюю урожайность от 1,0 до 1,5 ши на му», хотя Сюй отмечает, что «очень высокие урожаи могут достигать 6,4 ху за му ». [45] Суонн дает 1 ши 石 (который она переводит как «пикул» с весом «64 фунта 8,8 унции») как от 1 до 2 ху , в зависимости от типа зерна. Основываясь только на урожайности Эберхарда и диапазоне Свана преобразования между ши и ху , фермеру потребуется от 85 до 254 му (от 9,7 до 29 акров), чтобы произвести 127 ху зерна, которые Эберхард считает необходимыми для существования семья из пяти человек. Однако другие учёные приводят другие цифры. Сюй утверждает, что 50 му (около 5,7 акров) на самом деле были «площадью, необходимой для существования». [46] в то время как Ван Чжуншу подсчитал, что «в среднем на семью приходилось 24,6 МО, или менее 6 МО на человека (при этом каждый МО эквивалентен 456 квадратных м)». [47] И Ли Куй, и Чао Цо утверждали, что 100 му — это количество земли, необходимое для содержания семьи, хотя количество земли, обозначаемое словом му, изменилось между временем Ли Куя и Чао Цо. [48]
Налоговые реформы
[ редактировать ]Поскольку небольшие семьи землевладельцев представляли собой основу налоговой базы Хань, правительство Хань пыталось помочь и защитить мелких землевладельцев, а также ограничить власть богатых землевладельцев и торговцев. [49] Правительство снижало налоги во время неурожая и оказывало помощь после стихийных бедствий. [50] Налоговые льготы и кредиты на семена сельскохозяйственных культур побудили перемещенных крестьян вернуться на свои земли. [50] Указ 94 г. н. э. освобождал перемещенных крестьян от уплаты налогов на землю и трудовые повинности в течение года после возвращения в свои фермы. [51] Земельный налог на сельскохозяйственное производство был снижен в 168 г. до н. э. со ставки одной пятнадцатой урожая до одной тридцатой и отменен в 167 г. до н. э. Однако в 156 г. до н.э. налог был восстановлен по ставке одна тридцатая. [52] В начале Восточной Хань ставка земельного налога составляла одну десятую от урожая, но после стабилизации после смерти Ван Манга ставка была снижена до первоначальной одной тридцатой в 30 году нашей эры. [53]
К концу династии Хань ставка земельного налога была снижена до сотой, а потерянные доходы были возмещены за счет увеличения ставок подушного налога и налога на имущество. [54] Подушный налог для большинства взрослых составлял 120 монет в год, 240 монет для торговцев и 20 монет для несовершеннолетних в возрасте от трех до четырнадцати лет. Нижний пороговый возраст налогообложения для несовершеннолетних увеличился до семи лет во время правления императора Юаня Хань (годы правления 48–33 до н.э.) и позже. [55] Историк Чарльз Хакер пишет, что занижение данных о населении местными властями было преднамеренным и широко распространенным, поскольку это уменьшало их налоговые и трудовые обязательства перед центральным правительством. [56]
(141–87 до н.э.) требовались дополнительные доходы для финансирования ханьско-хуннуской войны Хотя правительству во время правления императора У Хань , оно стремилось избежать высоких налогов с мелких землевладельцев. Чтобы увеличить доходы, правительство ввело более высокие налоги на торговцев, конфисковало землю у дворян, продало должности и титулы и установило государственную монополию на чеканку монет, производство железа и добычу соли. [49] Новые налоги были введены на владение лодками, повозками, каретами, тачками, магазинами и другим имуществом. Общий налог на недвижимость для торговцев был повышен в 119 г. до н. э. со 120 монет на каждые 10 000 монет собственности, принадлежащей ему, до 120 монет на каждые 2 000 монет собственности. [57] Ставки налогов почти на все товары неизвестны, за исключением спиртных напитков . После того, как государственная монополия на спиртные напитки была отменена в 81 г. до н.э., с торговцев спиртными напитками взимался налог на имущество в размере 2 монет за каждые 0,2 литра (0,05 галлона США). [16]
Продажа определенных должностей и титулов была вновь введена в Восточной Хань вдовствующей императрицей Дэн Суй , которая правила в качестве регента с 105 по 121 год нашей эры, для увеличения государственных доходов во времена серьезных стихийных бедствий и широкомасштабного восстания народа Цян в западном Китае . [58] Продажа должностей стала крайне коррумпированной при евнухи (годы правления 168–189 гг.), в котором доминировали правительстве императора Хань Лина , когда многие высшие официальные посты продавались по самой высокой цене вместо того, чтобы заполняться проверенными кандидатами, сдавшими императорские экзамены. или учился в Императорском университете . [59]
Воинская повинность
[ редактировать ]две формы массового призыва В период Хань существовали . Это были гражданский призыв ( гэнцзу 更卒) и военный призыв ( чжэнцзу 正卒). Помимо уплаты денежных налогов и налогов на урожай, все крестьяне периода Западной Хань в возрасте от пятнадцати до пятидесяти шести лет должны были нести обязательную воинскую повинность в течение одного месяца каждого года. Эти обязанности обычно выполнялись при работе на строительных объектах. [60]
В возрасте двадцати трёх лет крестьян мужского пола призывали на военную службу , где их направляли на пехотную , кавалерийскую или морскую службу. [60] После года обучения они проходили год действительной военной службы в пограничных гарнизонах или в качестве охранников в столице. [60] Они по-прежнему обязаны были служить в этом году до достижения возраста пятидесяти шести лет. [60] В этом же возрасте их увольняли из местных ополчений , в которые они могли вступить после года службы по призыву. [61] Эти непрофессиональные призывники составляли Южную армию ( Наньцзюнь 南軍), а Северную армию ( Бэйджун 北軍) представляла собой постоянную армию, состоящую из оплачиваемых кадровых солдат. [62]
Во времена Восточной Хань крестьяне могли избежать месячной ежегодной подневольной работы, заплатив налог взамен ( гэнфу 更賦). Это развитие шло рука об руку с увеличением использования государством наемного труда. [63] Аналогичным образом, поскольку правительство Восточной Хань поддерживало вербовку добровольцев, обязательного призыва в армию для крестьян в возрасте двадцати трех лет можно было избежать, уплатив замещающий налог. [64]
Торговцы
[ редактировать ]Существовало две категории ханьских купцов: те, кто продавал товары в магазинах на городских рынках, и более крупные странствующие торговцы, путешествовавшие между городами и в зарубежные страны. [65] Мелкие городские торговцы были внесены в официальный реестр и должны были платить высокие коммерческие налоги. [65] Хотя эти зарегистрированные торговцы облагались налогом, указ 94 г. н.э. предписывал освободить от налога безземельных крестьян, которым приходилось прибегать к торговле вразнос. [51]
Странствующие торговцы часто были богатыми и не нуждались в регистрации. [65] Эти странствующие купцы часто участвовали в крупномасштабной торговле с влиятельными семьями и чиновниками. [65] Нисидзима пишет, что большинство биографий «богатых людей» в « Записках великого историка» и «Книге Хань» были биографиями странствующих торговцев. [65]
Напротив, зарегистрированные торговцы на рыночных площадках имели очень низкий социальный статус и часто подвергались дополнительным ограничениям. [66] Император Гаозу издал законы, взимающие более высокие налоги, запрещающие торговцам носить шелк и запрещающие их потомкам занимать государственные должности . Эти законы было трудно обеспечить соблюдением. [66] Император У обложил более высокими налогами как зарегистрированных, так и незарегистрированных торговцев. Хотя зарегистрированным купцам не разрешалось владеть землей, если бы они нарушали этот закон, их земля и рабы были бы конфискованы. [66] Однако богатые незарегистрированные купцы владели большими участками земли. [67] Император У значительно уменьшил экономическое влияние крупных торговцев, открыто конкурируя с ними на рынке, где он открыл государственные магазины, в которых продавались товары, полученные от торговцев в качестве налога на имущество. [49]
Ремесла, промышленность и государственная занятость
[ редактировать ]Частное производство и государственные монополии
[ редактировать ]Железо и соль
[ редактировать ]В начале династии Хань соляные предприятия Китая находились в частной собственности ряда богатых купцов и подчиненных им региональных королей . Прибыль этих отраслей соперничала с доходами императорского двора. [68] Император У национализировал соляную и железную промышленность к 117 г. до н.э. [69]
Правительство также установило монополию на спиртные напитки в 98 г. до н.э. Однако это было отменено в 81 г. до н. э., чтобы уменьшить вмешательство государства в частную экономику. [70]
Реформистская партия поддерживала приватизацию , выступая против Модернистской партии, которая доминировала в политике во время правления императора У и последующего регентства ( Хо Гуана ум. 68 до н.э.). [71] Модернисты указывали, что государственные монополии обеспечивают обилие сырья, хорошие условия труда и высококачественное железо; Реформист утверждал, что государственные металлургические заводы производили большие и непрактичные орудия, предназначенные для выполнения квот , а не для практического использования, были низкого качества и были слишком дорогими для покупки простыми людьми. [72] В 44 г. до н.э. реформисты отменили монополии на соль и железо, но монополии были восстановлены в 41 г. до н.э. после того, как их внезапное закрытие привело к значительным потерям доходов правительства и разрушению частной экономики. [73]
Ван Ман сохранил эти монополии центрального правительства. Когда началась Восточная Хань, они были снова отменены, а промышленность передана местным командованиям и частным предпринимателям. [74] Император Хань Чжан (годы правления 75–88 гг. Н.э.) ненадолго восстановил монополию центрального правительства на соль и железо с 85 по 88 год нашей эры, но отменил ее в последний год своего правления. После императора Чжана ханьцы так и не вернули соляную и железную промышленность в государственную собственность. [75]
Зерно
[ редактировать ]Торговля зерном в начале Западной Хань, однако правительство императора У вмешалось в торговлю зерном, когда была прибыльным частным предприятием 110 г. до в н. [76] Правительство закупало зерно, когда оно было в изобилии и было недорогим, отправляя его в зернохранилища для хранения или в районы, где зерна было мало. [77] Система была призвана устранить спекуляцию зерном, установить стандартную цену и увеличить государственные доходы. [77] Система была разработана государственным служащим Сан Хунъяном (ум. 80 г. до н. э.), который ранее был торговцем. Торговцы раскритиковали Сан Хунъяна за то, что он разместил правительственных чиновников на рыночных прилавках. [78] Эта система снабжения была прекращена в Восточной Хань, хотя на короткое время она была возрождена императором Хань Мином (годы правления 57–75). Император Мин также отменил эту систему в 68 году нашей эры, когда считал, что государственные хранилища зерна повышают цены и делают богатых землевладельцев еще богаче. [79]
Эбри утверждает, что, хотя большая часть финансовой политики императора У была отменена во времена Восточной Хань, ее ущерб торговому классу и последующая политика невмешательства в Восточную Хань позволили самым богатым землевладельцам доминировать в обществе, гарантируя, что экономика Китая останется прочно основанной на аграрной основе. на протяжении веков. [49] Центральное правительство Восточной Хань потеряло важный источник дохода, отказавшись от соляной и металлургической промышленности и закупив мечи и щиты для своей армии у частных производителей. Однако эта потеря доходов часто компенсировалась более высокими налогами, взимаемыми с торговцев. [80]
Правительственные семинары
[ редактировать ]Правительственные мастерские Хань производили обычные, роскошные и даже художественные погребальные предметы, такие как керамические статуэтки и гробницы, украшавшие стены подземных гробниц. [81] Императорскими мастерскими управлял министр-наместник, чье министерство контролировало казначейство и частные финансы императора. [82]
Управление искусств и ремесел , подчинявшееся министру-распорядителю, производило оружие, бронзовые зеркала , сосуды и другие товары. [82] Управление мануфактур , также подчинявшееся министру-распорядителю, производило более дешевое оружие, утварь и доспехи . [82] Текстиль и одежда, которую носили император и царская семья, изготавливались в Ткацком доме Запада и Ткацком доме Востока ; последний был упразднен в 28 г. до н. э., а Ткацкий Дом Запада был переименован в Ткацкий Дом . [82]
Мастерские, расположенные в комендантах, изготавливали шелка и вышитые ткани, серебряные и золотые предметы роскоши, оружие. В одной мастерской в современной провинции Аньхой была верфь, на которой строились военные корабли. [83] Хотя правительство использовало в своих мастерских труд государственных рабов, барщинников и каторжников, оно также нанимало квалифицированных мастеров , которым хорошо платили. [84]
Ханьские лаковые изделия изготавливались как в частном порядке, так и в государственных мастерских. [85] можно было нанять сотни рабочих . Для работы над одним предметом роскоши, например, лакированной чашкой или ширмой, [86] На некоторых лаковых изделиях было просто написано клановое имя семьи, владевшей ими. На других были написаны титулы владельца, конкретный тип сосудов, их вместимость, точный день, месяц и год изготовления (согласно названиям китайской эпохи и их лунно-солнечному календарю ), имена начальников цехов, курировавших производство изделий и имена рабочих, которые их изготовили. [87] Даже на некоторых железных орудиях, изготовленных в эпоху монополии, имелись надписи с датой их изготовления и названием мастерской. [88] Бронзовые штангенциркули времен династии Синь , использовавшиеся для минутных измерений, имели надпись, гласившую, что они «изготовлены в день гуй-ю в новолуние первого месяца первого года периода Шицзянь го». Суппорты датируются 9 годом нашей эры. [89] Ханьские лаковые изделия с имперским знаком императора были найдены современными археологами далеко за пределами ханьских столичных регионов, в таких местах, как Цинчжэнь (в Гуйчжоу ), Пхеньян (в Северной Корее ) и Ноин-Ула (в Монголии ). [90]
Общественные строительные проекты
[ редактировать ]Центральное правительство поручило придворному архитектору надзор за всеми проектами имперского строительства и общественных работ , включая строительство дворцов и гробниц. [91]
В период Западной Хань мобилизованные крестьяне были организованы в рабочие бригады, состоящие из более чем ста тысяч рабочих. Около 150 000 призывников, служивших подряд по тридцать дней каждый в течение пяти лет, работали на массивных оборонительных стенах Чанъаня, строительство которых было завершено в 190 г. до н.э. [92] Чернорабочим-призывникам было поручено строить и поддерживать святыни, посвященные различным божествам и духам предков императора . [93] Призывники также обслуживали системы каналов, используемые для сельскохозяйственного транспорта и ирригации. [94] Некоторые из более крупных проектов реконструкции канала Хань включали ремонт ирригационной системы Дуцзянъянь и канала Чжэнго , построенных предыдущим государством Цинь и династией Цинь (221–206 до н. э.) соответственно. [94]
Сохранилось девятнадцать каменных надписей, посвященных строительству новых дорог и мостов правительством Восточной Хань. [95] Археологические раскопки в Чанъане показывают, что через оборонительный ров были построены деревянные мосты, ведущие к сторожкам. [96] Дороги также нуждались в периодическом ремонте; В 63 году нашей эры путь, ведущий от гор Цилиан , через Ханьчжун (современный юг Шаньси ) и в сторону столицы Лоян, подвергся капитальному ремонту. [95] Для этого проекта было построено 623 эстакады , пять больших мостов, 107 км (66 миль) новых дорог и 64 здания, включая дома отдыха , почтовые станции и ретрансляционные станции . [95] Те, кто был уполномочен военными властями, также строили мосты. Например, во время своей кампании против хунну в пустыне Ордос в 127 г. до н. э. генерал Вэй Цин (ум. 106 г. до н. э.) приказал построить новый мост через реку Уцзя (бывший приток Желтой реки ) в сегодняшней Внутренней Монголии . Он использовал этот мост для переброски войск и припасов для нападения на сюнну, к северо-западу от современного уезда Уюань (五原县). [97] Эбри пишет: [98]
Конечно, было множество причин для содержания дорог. Единая политическая система могла сохраняться только до тех пор, пока правительство имело возможность быстро направлять чиновников, войска или гонцов по мере необходимости. Такая система транспорта, однажды созданная, облегчила торговлю. На местном уровне проекты дорог и мостов, похоже, были инициированы как для путешествующих торговцев, так и для чиновников. [98]
Внутренняя торговля
[ редактировать ]Торгуемые товары и товары
[ редактировать ]Историки эпохи Хань, такие как Сыма Цянь (145–86 до н.э.) и Бань Гу (32–92 гг. н.э.), а также более поздний историк Фань Е (398–445 гг. н.э.), записывали подробности деловых операций и продуктов, которыми торговали ханьские торговцы. . Свидетельства существования этих продуктов также были получены в результате археологических исследований.
Основными продуктами питания в сельском хозяйстве во времена династии Хань были просо, просо, рис (включая клейкий рис), пшеница, фасоль и ячмень. [99] Другие продукты питания включали сорго, таро, мальву, горчицу, мармелад, грушу, сливу (включая Prunus salicina и Prunus mume ), персик, абрикос и мирику . [100] Курица, утка, гусь, говядина, свинина, кролик, пятнистый олень , горлица, сова, китайская бамбуковая куропатка , сорока, обыкновенный фазан, журавль и различные виды рыбы обычно употреблялись в пищу. [101]
Производство шелка посредством шелководства было выгодно как мелким фермерам, так и крупным производителям. Шелковая одежда была слишком дорогой для бедняков, которые чаще всего носили одежду из конопли. [102] Сельские женщины обычно ткали всю одежду семьи. [103]
Обычные бронзовые предметы включали предметы домашнего обихода, такие как масляные лампы, курильницы, столы, утюги, печи и кувшины. Изделия из железа часто использовались для строительства и сельскохозяйственных работ, такие как орала, кирки, лопаты, лопаты, мотыги, серпы, топоры, тесла , молотки, долота, ножи, пилы , шила и гвозди. [104] Железо также использовалось для изготовления мечей , алебард , наконечников стрел и чешуйчатых доспехов для военных. [105]
Другие общие товары включали в себя: потребительские товары (ликеры, соленья и соусы, овцы и свиньи, зерно, дрожжи для брожения, бобовые приправы, сушеная рыба и морское ушко, финики, каштаны, фрукты и овощи), сырье (кожа крупного рогатого скота, древесина для лодок, бамбук). шесты, красители, рога, киноварь, лак-сырец, нефрит, янтарь), одежда и материалы для одежды (шелковые ткани, тонкое и грубое сукно, одежда из соболиной и лисьей кожи, войлок и циновки, тапочки из оленьей шкуры), столовая утварь (бронзовая посуда и палочки для еды, серебряные, деревянные и железные сосуды, керамические изделия), предметы искусства (лаковые изделия, керамика), элегантные гробы (сделанные из катальпы, саранчи, можжевельника и лакированного дерева), транспортные средства, такие как легкие двухколесные телеги и тяжелые повозки с волами, а также лошади. [106]
Помимо товаров общего назначения ханьские историки перечисляют товары конкретных регионов. Обычные предметы торговли из региона современного Шаньси включали бамбук, древесину, зерно и драгоценные камни; В Шаньдуне была рыба, соль, спиртные напитки и шелк; В Цзяннани были камфора , катальпа, имбирь, корица, золото, олово, свинец, киноварь, рог носорога, панцирь черепахи, жемчуг, слоновая кость и кожа. [107] Эбри перечисляет предметы, найденные в гробнице II века нашей эры в Увэй, Ганьсу (вдоль коридора Хэси , укрепленного Великой Китайской стеной ), что свидетельствует о том, что предметы роскоши можно было получить даже на отдаленных границах. [108]
... четырнадцать глиняных изделий; деревянные предметы, такие как лошадь, свинья, бык, курица, курятник и однорогое животное; семьдесят медных денег; механизм арбалета из бронзы; пишущая кисть; чернильный камень, покрытый лаком; лаковый поднос и миска; деревянная расческа; нефритовое украшение; пара конопляных туфель; соломенная сумка; остатки знамени с надписью; бамбуковая заколка; две соломенные сумки; и каменная лампа. [108]
Управление недвижимостью и торговля
[ редактировать ]В начале Восточной Хань император Мин издал законы, запрещавшие лицам, занимающимся сельским хозяйством, одновременно заниматься коммерческой торговлей. [109] Эти законы были во многом неэффективны, поскольку богатые землевладельцы и помещики получали значительные прибыли от торговли товарами, произведенными в их имениях. [109] Цуй Ши (催寔) (ум. 170 г. н.э.), местный командир, который позже служил чиновником в секретариате центрального правительства, открыл у себя дома винодельческий бизнес, чтобы оплатить похороны своего отца. Его коллеги- дворяне раскритиковали его, заявив, что эта практика аморальна, но не противозаконна. [109]
Книга Цуй Ши «Sìmín yuelìng» (四民月令) — единственная сохранившаяся значительная работа по сельскому хозяйству периода Восточной Хань. [110] хотя около 3000 письменных знаков Фань Шэнчжи шу , датированных периодом правления императора Хань Чэна (33–7 до н. э.), все еще сохранились. [111] В книге Цуй Ши представлены описания ритуалов поклонения предкам , празднеств и религиозных праздников , поведения в семейных и родственных отношениях , сельскохозяйственных работ и школьного сезона для мальчиков. Книга Цуй Ши также содержит подробные инструкции о том, какие месяцы были наиболее выгодными для покупки и продажи определенных видов сельскохозяйственных товаров. [112]
Следующая таблица создана по образцу книги Эбри «Управление имуществом и семьей в Поздней Хань, как это видно из Ежемесячных инструкций для четырех классов людей» (1974). [113] Эбри пишет: «...один и тот же предмет часто покупался и продавался в разное время года. Обоснование этого совершенно очевидно финансовое: предметы покупались, когда цена была низкой, и продавались, когда она была высокой». [113] Конкретные суммы по каждому торгуемому товару не указаны, однако время купли-продажи в течение года является наиболее ценной информацией для историков. [114] В списке Цуй Ши отсутствуют важные предметы, которые его семья наверняка покупала и продавала в определенное время года, такие как соль, железные сельскохозяйственные инструменты и кухонная утварь, бумага и чернила ( процесс изготовления бумаги был изобретен Цай Лунем в 105 году нашей эры). [115] а также предметы роскоши из шелка и экзотические продукты. [116]
Товары, покупаемые и продаваемые в течение года в поместье Цуй Ши (催寔) [113] | ||
---|---|---|
Месяц года | Купил | Продал |
2 | Дрова и уголь | Неочищенное просо, клейкое просо, соя и фасоль, конопля и пшеница. |
3 | Конопляная ткань | клейкое просо |
4 | Безшелушечный и обычный ячмень, лом шелковой ваты | |
5 | Ячмень безшелушечный и обычный, пшеница, мулине, пеньковая и шелковая ткань, солома. | Соя и фасоль, кунжут |
6 | Бесшелушечный ячмень, пшеница, толстый и тонкий шелк. | Соевые бобы |
7 | Пшеница и/или ячмень, толстый и тонкий шелк | Соя и фасоль |
8 | Кожаные туфли, клейкое просо | Семенная пшеница и/или ячмень |
10 | Неочищенное просо, соя, фасоль и семена конопли | Плотный шелк, шелк и шелковая нить |
11 | Неклейкий рис, шелушенное и неочищенное просо, фасоль и семена конопли. |
В период Восточной Хань среди безземельных крестьян была массовая безработица. Однако археологические и литературные данные показывают, что владельцы богатых сельскохозяйственных поместий пользовались большим достатком и жили комфортно. [117] В дополнение к работе Цуя изобретатель , математик и придворный астроном Чжан Хэн (78–139 гг. н.э.) написал рапсодию, описывающую богатую сельскую местность Наньяна и ее орошаемые рисовые поля . Он упоминает зерновые поля, пруды, наполненные рыбой, сады и фруктовые сады, наполненные побегами бамбука, осенним луком-пореем, озимой рапсовой репой, периллой , эводией и пурпурным имбирем. [118]
Кирпичи, облицовывающие стены гробниц богатых Хань, украшались резными или лепными рельефами и расписными фресками; на них часто изображались поместья обитателей гробницы, залы, колодцы, навесы для карет, загоны для крупного рогатого скота, овец, кур и свиней, конюшни для лошадей, а также наемные рабочие, собирающие листья тутового дерева , вспахивающие поля и мотыжящие огороды. [119]
Мелкими и средними поместьями управляли отдельные семьи. Отец исполнял обязанности главного менеджера, сыновья – полевых рабочих. Жены и дочери вместе со служанками ткали ткани и производили шелк. [120] Очень богатые землевладельцы, имевшие большое количество последователей среди крестьян, часто использовали систему издольства , аналогичную государственной системе для государственных земель. При этой системе крестьяне получали землю, инструменты, волов и дом в обмен на треть или половину урожая. [121]
Внешняя торговля и данный обмен
[ редактировать ]До династии Хань рынки вблизи северной границы Китая вели торговлю с кочевым племенами восточной Евразийской степи . [122] Хэциньское . соглашение между ханьцами и кочевым хунну предусматривало передачу даннических товаров из Китая Точная сумма ежегодной дани, отправленной хунну во II веке до нашей эры, неизвестна. В 89 г. до н.э., когда Хулугу Чаньюй (狐鹿姑) (годы правления 95–85 до н.э.) потребовал возобновления соглашения Хэцинь, он потребовал ежегодную дань в размере 400 000 литров (11 000 американских бу) или 10 000 данов вина, 100 000 литров ( 2800 буйонов США или 5000 ху зерна и 10 000 тюков шелка. [123] [124] Считалось, что эти количества вина, зерна и шелка значительно превышают прежние суммы дани, которые, должно быть, были намного меньше. [123] Помимо этих договоренностей, наиболее распространенный коммерческий обмен между хуннускими и ханьскими купцами заключался в торговле сюннускими лошадьми и мехами на ханьские сельскохозяйственные продукты питания и предметы роскоши, особенно шелк. [122] С помощью черного рынка хунну также могли переправлять ханьское железное оружие . через границу [122]
Хань установили дипломатическое присутствие в Таримском бассейне Центральной Азии во время правления императора У Хань (141–87 до н.э.). Ханьские послы привозили в городские оазисы-государства дары в виде овец, золота и шелка. [122] Китайцы иногда использовали золото в качестве валюты; однако шелк предпочитался как средство оплаты еды и проживания. [122] После того, как ханьцы подчинили себе Таримскую впадину и установили там протекторат , ханьским посланникам в этих государствах предоставлялось бесплатное питание и жилье. Эти посланники должны были отправить ханьскому двору в качестве дани меха, драгоценные камни и деликатесы, такие как среднеазиатский изюм. [122] Суд Аршакидов отправил ко двору Хань экзотических животных, в том числе львов и страусов, а король, правивший на территории нынешней Бирмы, отправил слонов и носорогов. [125] Дипломатические миссии ханьцев к королевским дворам по всей Азии обычно сопровождались торговыми караванами, приносившими значительную прибыль. [126]
Ханьский двор получил подчинение от лидера сюнну Хуханье (呼韓邪) (годы правления 58–31 до н.э.), важного соперника Чжижи Чаньюя (годы правления 56–36 до нашей эры, погиб в битве при Чжижи ). Дань Хуханье, обмен заложниками и присутствие в Чанъане в Новый год 51 г. до н.э. были вознаграждены следующими подарками от императора: 5 кг (160 унций ) золота, 200 000 монет, 77 костюмов одежды, 8 000 тюков золота. шелковая ткань, 1500 кг (3300 фунтов) шелковой нити, 15 лошадей и 680 000 л (19 000 буш США ) зерна. [127] Однако это единственный случай награждения подарками, в которых представлены материалы, отличные от ткани. Как показано в таблице ниже, основанной на «Ханьских международных отношениях» Юй Ин-ши (1986), после 51 г. до н.э. подарки состояли только из шелка, а политическое подчинение лидера хунну было гарантировано только до тех пор, пока хань мог предоставить ему С каждым последующим визитом к китайскому двору императорская щедрость получала все большее количество шелка. [128]
Подарки императорской Хань, полученные сюнну Чаньюй во время поездок в честь ханьского двора в Чанъань. [128] | ||
---|---|---|
Год (до н. э.) | Шелковая нить (измеряется в кошках ) | Шелковая ткань (измеряется в тюках) |
51 | 1,500 | 8,000 |
49 | 2,000 | 9,000 |
33 | 4,000 | 18,000 |
25 | 5,000 | 20,000 |
1 | 7,500 | 30,000 |
Создание Шелкового пути произошло во время правления У благодаря усилиям дипломата Чжан Цяня . Возросший спрос на шелк со стороны Римской империи стимулировал коммерческие перевозки как в Среднюю Азию, так и через Индийский океан . Римские купцы приплыли в Барбарикон недалеко от современного Карачи , Пакистан , и Баригазу в современном Гуджарате , Индия , чтобы купить китайский шелк (см. Римскую торговлю с Индией ). [131] Когда император У завоевал Наньюэ — на территории нынешнего Юго-Западного Китая и северного Вьетнама — в 111 г. до н.э., внешняя торговля распространилась на Юго-Восточную Азию и Индийский океан, поскольку морские купцы обменивали ханьское золото и шелк на жемчуг, нефрит, лазурит и стеклянную посуду. . [132]
В «Книге Поздней Хань» говорится, что римские послы, посланные императором Марком Аврелием (годы правления 161–180 гг. Н.э.), следовавшие южным маршрутом, привезли подарки ко двору императора Хуана Ханьского (годы правления 146–168 н.э.) в 166 г. н.э. [133] Эта римская миссия последовала за неудачной попыткой ханьского дипломата Ган Ина добраться до Рима в 97 году. Ган Инь был задержан в Персидском заливе властями Аршакида и мог составить отчет о Риме только на основе устных рассказов. [134] [135] [136] Историки Чарльз Хакер и Раф де Креспиньи предполагают, что в римской миссии 166 года нашей эры участвовали предприимчивые римские купцы, а не настоящие дипломаты; [137] Хакер пишет: [138]
Миссиям-данникам вассальных государств обычно разрешалось включать в себя торговцев, которые, таким образом, получали возможность вести бизнес на рынках капитала. Без сомнения, значительная часть того, что китайский двор решил назвать подчиненными миссиями, на самом деле была умело организованными коммерческими предприятиями иностранных купцов, вообще не имеющих дипломатического статуса. Это, несомненно, имело место, особенно с группой торговцев, появившихся на южном побережье в 166 году нашей эры и утверждавших, что они посланники римского императора Марка Аврелия Антонина. [138]
Главный торговый путь, ведущий в ханьский Китай, сначала проходил через Кашгар , однако эллинизированная Бактрия дальше на запад была центральным узлом международной торговли. [140] К I веку нашей эры Бактрия и большая часть Средней Азии и Северной Индии находились под контролем Кушанской империи . [141] Шелк был основной статьей экспорта из Китая в Индию . Индийские купцы привозили в Китай различные товары, в том числе панцирь черепахи, золото, серебро, медь, железо, свинец, олово, тонкие ткани, шерстяные ткани, духи и благовония, кристаллический сахар, перец, имбирь, соль, кораллы, жемчуг, стеклянные изделия, и римские товары. [142] Индийские купцы привозили в Китай римский стиракс и ладан , а китайцам бдолилий был известен как ароматный предмет из Персии, хотя его родиной была Западная Индия . [143] Высокорослые ферганские лошади , привезенные из Ферганы, высоко ценились в ханьском Китае. [144] Недавно завезенный экзотический среднеазиатский виноград (т.е. vitis vinifera ) использовался для изготовления виноградного вина , хотя до этого у китайцев было рисовое вино . [145] Стеклянные предметы роскоши из древней Месопотамии были найдены в китайских гробницах и датированы периодом поздней весны и осени (771–476 гг. До н. э.). Римская стеклянная посуда была найдена в китайских гробницах, датируемых началом I века до нашей эры, причем самый ранний образец был найден в южном китайском морском порту Гуанчжоу . [130] Серебряные изделия с территорий Римской империи и Аршакидов также были найдены в гробницах Хань. [146]
См. также
[ редактировать ]- Экономика Восточной Азии
- Экономическая история Китая до 1912 года.
- Экономика династии Сун
- Экономика династии Мин
- Экономика династии Цин
- История населения Китая
- Налогообложение в досовременном Китае
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хинш 2002 , стр. 24–25; Каллен 2006 , с. 1.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 574.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хинш 2002 , с. 28.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 574–575; Стернс и Лангер 2001 , с. 51.
- ^ Шинц 1996 , с. 136; Нисидзима 1986 , стр. 595–596.
- ^ Шинц 1996 , с. 140; Ван 1982 , стр. 1–4 и 30.
- ^ Ван 1982 , стр. 1–4, 30; Хансен 2000 , стр. 135–136.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нисидзима 1986 , стр. 575–576.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нисидзима 1986 , стр. 586.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нисидзима 1986 , стр. 586–587.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 587.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбри 1986 , с. 609; Биленштайн, 1986 , стр. 232–233; Нисидзима 1986 , с. 588.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 587–588.
- ^ Биеленштайн 1980 , стр. 47 и 83.
- ^ GaryLeeTodd.com (4 марта 2009 г.). Китай: Древние монеты. Архивировано 11 июля 2011 г. в Wayback Machine . Проверено 9 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нисидзима 1986 , стр. 600.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 600–601.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нисидзима 1986 , стр. 601.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нисидзима 1986 , стр. 588.
- ^ Эбри 1986 , стр. 612–613.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбри 1986 , с. 612.
- ^ Мэддисон 2001 , с. 259.
- ^ Мэддисон 2007 , с. 42
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нисидзима 1986 , стр. 556.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 556–557.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 556–557 и 577–578; Евреям 1999 , стр. 73–74; Глаз 1982 , стр. 58–59.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 557–558; см. также Hucker 1975 , с. 183.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нисидзима 1986 , стр. 557–558; Хансен 2000 , с. 134; Биленштайн 1986 , с. 232; Льюис 2007 , с. 23; Хакер 1975 , с. 183.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 558–559; см. также Hucker 1975 , с. 183.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 558–559.
- ^ Эбри 1986 , с. 621.
- ^ Эбри 1986 , стр. 621–622.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбри 1974 , стр. 173–174.
- ^ де Креспиньи 2007 , с. 515; Иврит 1999 , с. 84; Бек 1986 , стр. 344–345 и 347–349.
- ^ Ван 1982 , с. 61; Хакер 1975 , с. 183.
- ^ Дэн 1999 , с. 76.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбри 1986 , с. 619.
- ^ Дэн 1999 , с. 77.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Суонн 1974 , стр. 140–142.
- ^ Суонн 1974 , стр. 160–162.
- ^ Сюй 1980 , с. 67.
- ^ Биленштайн 1980 , с. 127.
- ^ Сюй 1980 , с. 70.
- ^ Биленштайн 1980 , с. 126.
- ^ Сюй 1980 , с. 75н45.
- ^ Сюй 1980 , с. 65.
- ^ Деньги 1982 , с. 59.
- ^ Суонн 1974 , с. 361.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эбри 1999 , с. 75.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбри 1999 , с. 75; Хакер 1975 , стр. 182–183.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбри 1986 , стр. 620–621.
- ^ Loewe 1986 , стр. 149–150; Нисидзима 1986 , стр. 596–598; см. также Hucker 1975 , с. 181.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 596–598; Эбри 1986 , стр. 618–619.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 596–598.
- ^ Нисидзима 1986 , с. 598; см. также Hucker 1975 , с. 181.
- ^ Хакер 1975 , с. 171.
- ^ Эбрей 1999 , стр. 75 ;
- ^ де Креспиньи 2007 , стр. 126–127.
- ^ де Креспиньи 2007 , стр. 126–127; Крамерс 1986 , стр. 754–756; Иврит 1999 , стр. 77–78.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Нисидзима 1986 , стр. 599.
- ^ Биленштайн 1980 , с. 114.
- ^ Биеленштайн 1980 , стр. 114–115.
- ^ де Креспиньи 2007 , стр. 564–565; Иврит 1986 , с. 613.
- ^ де Креспиньи 2007 , стр. 564–565.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Нисидзима 1986 , стр. 576.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нисидзима 1986 , с. 577; см. также Hucker 1975 , с. 187.
- ^ Чюй (1972), 113–114; см. также Hucker 1975 , с. 187.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 583–584.
- ^ Эбри 1999 , с. 75; Хинш 2002 , стр. 21–22; Вагнер 2001 , стр. 1–2.
- ^ Вагнер 2001 , стр. 13–14.
- ^ Loewe 1986 , стр. 187–206.
- ^ Вагнер 2001 , стр. 56–57.
- ^ Вагнер 2001 , с. 15.
- ^ Вагнер 2001 , стр. 15–17; Нисидзима 1986 , с. 584.
- ^ Вагнер 2001 , с. 17; см. также Hucker 1975 , с. 190.
- ^ Эбри 1999 , с. 75; Вагнер 2001 , с. 13; Хакер 1975 , стр. 188–189.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбри 1999 , с. 75; Хакер 1975 , с. 189.
- ^ Вагнер 2001 , с. 13; Хакер 1975 , с. 189.
- ^ де Креспиньи 2007 , с. 605.
- ^ Эбри 1986 , с. 609.
- ^ Бауэр 2005 , с. 242; Руитенбек 2005 , с. 253; Стейнхардт 2005 , с. 278.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Нисидзима 1986 , стр. 581.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 582.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 583.
- ^ Ван 1982 , стр. 84–85; Нисидзима 1986 , с. 582.
- ^ Деньги 1982 , с. 83.
- ^ Деньги 1982 , стр. 84–85.
- ^ Деньги 1982 , с. 125.
- ^ Колин А. Ронан; Джозеф Нидэм (24 июня 1994 г.). Короткая наука и цивилизация в Китае . Издательство Кембриджского университета. п. 312. ИСБН 978-0-521-32995-8 . Проверено 15 февраля 2013 г.
регулируемый внешний калибр суппорта... датируется 9 годом нашей эры.
- ^ Деньги 1982 , стр. 86–87.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 581–582.
- ^ Loewe 1986 , стр. 130–131.
- ^ Loewe 1986 , стр. 130–131, 207–209.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ван 1982 , стр. 55–56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эбри 1986 , стр. 613–614.
- ^ Деньги 1982 , с. 2.
- ^ Космо 2002 , с. 238.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбри 1986 , с. 614.
- ^ Деньги 1982 , с. 52.
- ^ Деньги 1982 , с. 53.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ван 1982 , стр. 57 и 203.
- ^ Ван 1982 , стр. 53 и 58.
- ^ Нисидзима 1986 , с. 585; Хинш 2002 , стр. 59–60 и 65.
- ^ Ван 1982 , стр. 103 и 122.
- ^ Деньги 1982 , с. 123.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 578–579; Эбри 1986 , стр. 609–611.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 578–579.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбри 1986 , стр. 611–612.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эбри 1986 , с. 615.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 566–567.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 564.
- ^ Эбрей 1986 , стр. 615; Нисидзима 1986 , стр. 567–568.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эбри 1974 , с. 198.
- ^ Эбри 1974 , стр. 197–199.
- ^ Том 1989 , с. 99; Коттерелл 2004 , с. 11.
- ^ Эбри 1974 , с. 199.
- ^ Эбри 1986 , стр. 622–626.
- ^ Эбри 1986 , с. 624; Кнехтгес 1997 , с. 232.
- ^ Эбри 1986 , стр. 622–623.
- ^ Эбри 1986 , с. 626.
- ^ Эбри 1986 , стр. 625–626.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Лю 1988 , стр. 14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ю 1986 , с. 397.
- ^ Книга Хана , т. 94а .
- ^ де Креспиньи 2007 , стр. 497–591.
- ^ Сегодня 1997 , стр. 114–117.
- ^ Юй 1986 , стр. 395–396; Loewe 1986 , стр. 196–197.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ю 1986 , с. 396–397.
- ^ Харпер 2002 , с. 106 (рис. 6).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ан 2002 , стр. 79, 82–83.
- ^ Лю 1988 , стр. 19.
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 579–580.
- ^ Лю 1988 , стр. 19; Креспиньи 2007 , стр. 600 де ;
- ^ Нисидзима 1986 , стр. 579.
- ^ де Креспиньи 2007 , стр. 239–240.
- ^ Ю 1986 , стр. 460–461.
- ^ Хакер 1975 , с. 191; де Креспиньи 2007 , с. 600.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хакер 1975 , с. 191.
- ^ Харпер 2002 , стр. 106–107.
- ^ Лю 1988 , стр. 26.
- ^ Лю 1988 , стр. 26–29.
- ^ Лю 1988 , стр. 52–53, 64–65.
- ^ Лю 1988 , стр. 63.
- ^ Лю 1988 , стр. 53.
- ^ Гернет 1962 , стр. 134–135.
- ^ Харпер 2002 , стр. 96–107.
Ссылки
[ редактировать ]- Ань, Цзяяо (2002), «Когда в Китае ценили стекло», Джулиано, Аннетт Л.; Лернер, Джудит А. (ред.), Исследования Шелкового пути VII: Кочевники, торговцы и святые люди вдоль Шелкового пути Китая , Turnhout: Brepols Publishers, стр. 79–94, ISBN 978-2-503-52178-7 .
- Бек, Мансвелт (1986), «Падение Хана», в Твитчетте, Денис; Лоу, Майкл (ред.), Кембриджская история Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. - 220 г. н.э. , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 317–376, ISBN 978-0-521-24327-8 .
- Биленштайн, Ганс (1980), Бюрократия Han Times , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-22510-6 .
- Биленштайн, Ганс (1986), «Ван Ман, восстановление династии Хань и более поздний Хань», в Твитчетте, Денис; Лоу, Майкл (ред.), Кембриджская история Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. - 220 г. н.э. , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 223–290, ISBN 978-0-521-24327-8 .
- Бауэр, Вирджиния (2005), «Стоящие мужчина и женщина», в книге Ричарда, Наоми Ноубл (редактор), « Восстанавливая прошлое Китая: искусство, археология и архитектура «семейных святилищ Ву»» , Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета. и Художественный музей Принстонского университета , стр. 242–245, ISBN. 978-0-300-10797-5 .
- Чу, Тунг-цу (1972), Дулл, Джек (редактор), Династия Хань в Китае: Том 1: Социальная структура Хань , Сиэтл и Лондон: University of Washington Press, ISBN 978-0-295-95068-6 .
- Коттерелл, Морис (2004), Терракотовые воины: Секретные коды армии Императора , Рочестер: Медведь и компания, ISBN 978-1-59143-033-9 .
- Каллен, Кристопер (2006), Астрономия и математика в Древнем Китае: Чжоу Би Суан Цзин , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-03537-8
- де Креспиньи, Рэйф (2007), Биографический словарь от поздней Хань до Трех Королевств (23–220 гг. Н.э.) , Лейден: Koninklijke Brill, ISBN 978-90-04-15605-0 .
- Дэн, Банда (1999), Домодернистская китайская экономика: структурное равновесие и капиталистическое бесплодие , Нью-Йорк: Routledge, ISBN 978-0-415-16239-5 .
- Ди Космо, Никола (2002), Древний Китай и его враги: рост власти кочевников в истории Восточной Азии , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-77064-4 .
- Эбри, Патрисия (1974), «Управление имуществом и семьей в Позднюю Хань, как это видно из ежемесячных инструкций для четырех классов людей», Журнал экономической и социальной истории Востока , 17 (2): 173–205, doi : 10.1163/156852074X00110 , JSTOR 3596331 .
- Эбри, Патрисия (1986), «Экономическая и социальная история поздней Хань», в Твитчетте, Денис; Лоу, Майкл (ред.), Кембриджская история Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. - 220 г. н.э. , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 608–648, ISBN 978-0-521-24327-8 .
- Эбри, Патрисия (1999), Кембриджская иллюстрированная история Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-66991-7 .
- Герне, Жак (1962), Повседневная жизнь в Китае накануне монгольского вторжения, 1250–1276 гг ., Перевод Х. М. Райта, Стэнфорд: Stanford University Press, ISBN 978-0-8047-0720-6 .
- Хансен, Валери (2000), Открытая империя: история Китая до 1600 года , Нью-Йорк и Лондон: WW Norton & Company, ISBN 978-0-393-97374-7 .
- Харпер, П.О. (2002), «Иранские роскошные суда в Китае с конца первого тысячелетия до нашей эры до второй половины первого тысячелетия нашей эры», Джулиано, Аннетт Л.; Лернер, Джудит А. (ред.), Исследования Шелкового пути VII: Кочевники, торговцы и святые люди вдоль Шелкового пути Китая , Turnhout: Brepols Publishers, стр. 95–113, ISBN 978-2-503-52178-7 .
- Хинш, Брет (2002), Женщины в императорском Китае , Лэнхэм: Rowman & Littlefield Publishers, ISBN 978-0-7425-1872-8 .
- Сюй, Чо-юнь (1980), Ханьское сельское хозяйство: формирование ранней китайской аграрной экономики, 206 г. до н.э. – 220 г. н.э. , Сиэтл: University of Washington Press, ISBN 0-295-95676-3 .
- Хакер, Чарльз О. (1975), Имперское прошлое Китая: введение в китайскую историю и культуру , Стэнфорд: Stanford University Press, ISBN 978-0-8047-0887-6 .
- Кнехтгес, Дэвид Р. (1997), «Постепенно входя в царство наслаждения: еда и напитки в раннесредневековом Китае», Журнал Американского восточного общества , 117 (2): 229–339, doi : 10.2307/605487 , JSTOR 605487 .
- Крамерс, Роберт П. (1986), «Развитие конфуцианских школ», Твитчетт, Денис; Лоу, Майкл (ред.), Кембриджская история Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. - 220 г. н.э. , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 747–756, ISBN 978-0-521-24327-8 .
- Льюис, Марк Эдвард (2007), Ранние китайские империи: Цинь и Хань , Кембридж: издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-02477-9 .
- Лю, Синьру (1988), Древняя Индия и Древний Китай: торговля и религиозные обмены: 1–600 гг. н.э. , Дели и Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-562050-4 .
- Лоу, Майкл (1986), «Бывшая династия Хань», в Твитчетте, Денис; Лоу, Майкл (ред.), Кембриджская история Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. - 220 г. н.э. , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 103–222, ISBN 978-0-521-24327-8 .
- Мэддисон, Ангус (2001), Мировая экономика: перспектива тысячелетия , Издательство ОЭСР, ISBN 978-92-64-18608-8 .
- Мэддисон, Ангус (2007), Экономические показатели Китая в долгосрочной перспективе , Организация экономического сотрудничества и развития. Центр развития, ISBN 978-92-64-03762-5
- Нидхэм, Джозеф (1965), Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии; Часть II, Машиностроение , Кембридж: Издательство Кембриджского университета . Перепечатка 1986 года из Тайбэя: Caves Books Ltd. ISBN 978-0-521-05803-2 .
- Нисидзима, Садао (1986), «Экономическая и социальная история бывшего Хань», в Твитчетте, Денис; Лоу, Майкл (ред.), Кембриджская история Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. - 220 г. н.э. , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 545–607, ISBN 978-0-521-24327-8 .
- Руитенбек, Клаас (2005), «Треугольная плитка полой гробницы с рисунком дракона», в книге Ричарда, Наоми Ноубл (редактор), « Восстанавливая прошлое Китая: искусство, археология и архитектура «святынь семьи Ву» , Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета и Художественный музей Принстонского университета, стр. 252–254, ISBN 978-0-300-10797-5 .
- Шинц, Альфред (1996), Волшебный квадрат: Города в Древнем Китае , Фельбах: Издание Акселя Менгеса, ISBN 978-3-930698-02-8 .
- Стернс, Питер Н. и Лангер, Уильям Л. (2001), Энциклопедия всемирной истории (шестое изд.), Нью-Йорк: Houghton Mifflin Company, ISBN 978-0-395-65237-4 .
- Стейнхардт, Нэнси Н. (2005), «Модель башни удовольствий», в книге Ричарда, Наоми Ноубл (редактор), « Восстанавливая прошлое Китая: искусство, археология и архитектура «семейных святилищ Ву»» , Нью-Хейвен и Лондон: Йельский университет. Пресса и Художественный музей Принстонского университета, стр. 275–281, ISBN. 978-0-300-10797-5 .
- Суонн, Нэнси Ли (1974), Еда и деньги в Древнем Китае: самая ранняя экономическая история Китая до 25 года нашей эры , Нью-Йорк: Octagon Books, ISBN 0374962022 .
- Том, К.С. (1989), Отголоски Старого Китая: жизнь, легенды и предания Среднего царства , Гонолулу: Гавайский центр китайской истории Гавайского университета Press, ISBN 978-0-8248-1285-0 .
- Тордей, Ласло (1997), Конные лучники: Начало истории Центральной Азии , Дарем: The Durham Academic Press, ISBN 978-1-900838-03-0 .
- Вагнер, Дональд Б. (2001), Государство и металлургическая промышленность в ханьском Китае , Копенгаген: Издательство Северного института азиатских исследований, ISBN 978-87-87062-83-1 .
- Ван, Чжуншу (1982), Ханьская цивилизация , перевод К. К. Чанга и его соавторов, Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-02723-5 .
- Ю, Ин-ши (1986), «Ханьские международные отношения», в Твитчетте, Денис; Лоу, Майкл (ред.), Кембриджская история Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. - 220 г. н.э. , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 377–462, ISBN 978-0-521-24327-8 .