Jump to content

Собаки в древнем Китае

Собаки ( Canis lupus familis ), известные в классическом китайском языке как цюань ( китайский : ; пиньинь : quώn ; Уэйд-Джайлс : ch'üan ), играли важную роль в древнем китайском обществе. [1]

Одомашнивание

[ редактировать ]

Останки собак и свиней были найдены в старейших неолитических поселениях культур Яншао (около 4000 г. до н.э.) и Хемуду (около 5000 г. до н.э.). Останки собак, похожие на динго, были найдены в некоторых ранних могилах, раскопанных на севере Китая.

Тесты на костях собак эпохи неолита показывают сходство между собаками этой эпохи и современными японскими собаками, особенно сиба-ину . [2]

Собаки как церемониальное жертвоприношение

[ редактировать ]

По мнению Бруно Шиндлера, происхождение использования собак в качестве жертвенных животных восходит к примитивному культу в честь бога растительности в форме собаки, поклонение которому позже объединилось с поклонением Шан-Ди , правящему божеству пантеона Шан .

Систематические раскопки гробниц Шан вокруг Аньяна, начиная с 1928 года, выявили большое количество жертвоприношений животных и людей . Почти не было ни одной гробницы или здания, освященного без принесения в жертву собаки. В одном месте, Сяотун, были обнаружены кости 825 человеческих жертв, 15 лошадей, 10 волов, 18 овец и 35 собак. Собак обычно хоронили завернутыми в тростниковые циновки, а иногда и в лаковые гробы . Маленькие колокольчики с колокольчиками, называемые лин (鈴), иногда находили прикрепленными к шеям собак или лошадей. Тот факт, что среди домашних животных были захоронены только собаки и лошади, свидетельствует о важности этих двух животных для древнего китайского общества. Это отражено в идиоме, дошедшей до наших дней: «служить, как собака или лошадь». (犬馬之勞).

На костях оракула Шан упоминаются вопросы, касающиеся местонахождения потерянных собак. Они также относятся к обряду нин (寧), во время которого собаку расчленяли, чтобы успокоить четыре ветра или почтить четыре направления. Это жертвоприношение было перенесено во времена Чжоу. Эрья записывает обычай расчленять собаку , чтобы «остановить четыре ветра». (止風). Другие церемонии с участием собак упоминаются в « Чжоу ли» . Во время жертвоприношения нан (難), направленного на изгнание чумы, собаку расчленяли, а ее останки хоронили перед главными воротами столицы . Жертвоприношение ба , едущего в (軷) для отражения зла требовало от Сына Неба нефритовой колеснице, раздавить собаку под колесами своей повозки. Персонаж Ба дает подсказку о том, как проходила церемония. В его написании используется радикал «колесница» (車) и фонетический элемент, который первоначально означал животное со связанными ногами (发). В обязанность специально назначенного чиновника входило предоставить для жертвоприношения собаку одного окраса и без пятен. Кровь собак использовалась для присяги заветов между дворянами.

К концу пятого века до нашей эры вместо настоящих собак для принесения в жертву стали использовать суррогатных матерей. В « Дао Дэ Цзин» упоминается использование соломенных собак в качестве метафоры :

Небо и земля безжалостны и обращаются с множеством существ как с соломенными псами;
мудрец безжалостен и обращается с людьми как с соломенными псами. [3]

Однако практика хоронения настоящих собак ни в коем случае не исчезла. одном королевском мавзолее Чжуншань Например, в находились две охотничьи собаки с золотыми и серебряными кольцами на шее.

Позже в гробницах хоронили глиняные фигурки собак. Большое количество этих скульптур было обнаружено со времен династии Хань . У большинства из них серповидные хвосты, мало чем отличающиеся от современных сиба-ину или акита-ину .

Собаки как еда

[ редактировать ]

Собаки, наряду со свиньями, были основным источником животного белка в древнем Китае. [ нужна ссылка ] . Мясник собак (狗屠) был специфической (и малопочитаемой) профессией. назвал их «праздными и ненадежными» Фань Е . В число мясников собак, получивших известность, входят силач Чжу Хай , музыкант Гао Цзяньли и генерал Фань Куай (все около третьего века до нашей эры).

Древнее слово, обозначающее собачье мясо , было «ран» (肰). Древнекитайский иероглиф , означающий «сжечь» или «жарить», изображал собачье мясо на огне (然).

Bencao Gangmu (Сборник Materia Medica) делит собак на три категории: тяньцюань (田犬) или сторожевая собака, фейцюань (吠犬) или лающая собака и ши-цюань (食犬) или съедобная собака. [4] За исключением печени, съедобными считались все части животного. [ нужна ссылка ]

На банкетах феодалов блюдо из собачьего бульона и клейкого риса считалось большим деликатесом. Летом считалось, что сушеная рыба, обжаренная на остром собачьем жире, охлаждает. Когда мясо собаки готовили в качестве жертвенного мяса, его сначала нужно было замариновать в уксусе и перце.

Собаки для охоты

[ редактировать ]

Собаки с давних времен ассоциировались с охотой. Многие слова, обозначающие охоту в китайском языке, пишутся с радикалом, обозначающим собаку - например, ложь (獵: охота), шоу (狩: зимняя охота), хо (獲: охота на птиц).

Короли Шан признавали «собачьих офицеров» (犬), которые занимались охотой в определенной области за пределами королевских владений. На одной из костей оракула записано: «Если король присоединится к Циню, офицеру-собаке в Ченге, не будет никаких сожалений и никаких бедствий».

Есть одно упоминание о собаках в « Ши Цзин» , самой ранней китайской антологии поэзии :

Быстро бежит лукавый заяц,
Но его поймала собака. [5]

В период Воюющих царств считалось, что в королевствах Хань и Янь производятся лучшие охотничьи собаки.

Из-за их важности и численности в Шанлине был «инспектор питомников» (狗監; гуцзянь ), который курировал выращивание и дрессировку охотничьих собак для двора Хань.

На плитках ранних гробниц Хань есть графические свидетельства того, что большие собаки с ошейниками находятся в типичном указывающем положении - тело в слегка приседающем положении, шея вытянута горизонтально, а одна передняя лапа находится под землей и поднята на несколько дюймов над землей - стоя перед стаей гусей. в полете и несколько бегущих оленей. [6]

Культурные представления

[ редактировать ]

Это ясно из роли собак в церемониях и в качестве пищи, а также из присутствия фигурок собак в древнекитайских гробницах. [7] что они пользовались некоторым уважением.

В «Книге обрядов» , глава 4, цитируется Конфуций, приказывающий своему ученику достойно похоронить свою собаку и говорящий:

«Я слышал, что лучше не выбрасывать старые и изношенные занавески кареты, потому что в них можно хоронить лошадей; что лучше не выбрасывать старые и изношенные навесы кареты, потому что в них можно хоронить собак. беден и у него нет навеса для кареты. Так что пользуйся моей циновкой, когда кладешь собаку в могилу. Следи, чтобы ее голова не застряла в грязи». [8]

Тем не менее, в классической литературе собаки обычно характеризуются как коварные , хитрые и беспокойные . [ нужна ссылка ] . Цюаньжун (犬戎 ), буквально «племя собачьих кочевников», были врагами оседлых цивилизаций со времен династии Чжоу и далее. Племя заявляло о своем происхождении от двух больших белых собак и поклонялось тотему в их честь.

Слово «собака» иногда использовалось в человеческих именах. Сыма Сянру , например, имел прозвище Цюнцзу (犬子), что означает «Собачий сын». [9]

Термин Куэнер (犬兒, что означает «Моя собака сына ») использовался как термин самоуничижительного почтения по отношению к собственному сыну, в основном перед другими, как форма уважения. Такая практика сейчас считается устаревшей, поскольку современные китайские обычаи в значительной степени вообще избегают практики самоудешевляющего почтения. [10] Этот термин теперь также используется для обозначения щенков , что привело к путанице, когда люди использовали этот термин в его первоначальном, древнем контексте. [11]

Собаки в легендах

[ редактировать ]

Согласно старинным народным преданиям, солнечные затмения происходят потому, что собаки на небесах поедают солнце. Чтобы спасти солнце от гибели, древние люди выработали привычку бить в барабаны и гонги в критический момент, чтобы отогнать собак.

Истории о преданных собаках

[ редактировать ]

«Спаситель с хвостом» (китайский: 的尾救主/Dewěijiùzhϔ) — роман времен династии Северная Сун . В романе человек по имени Хуалун любил стрелять и охотиться. Его собака по кличке «Хвост» (的尾/Dewěi) следует за ним каждый раз, когда он идет на охоту. Однажды Хуалун вышел на берег реки, и вокруг него обвился питон, задушив его. «Хвост» укусил змею насмерть, но его хозяин без сознания неподвижно лежал на земле. «Хвост» какое-то время беспокойно лаял вокруг Хуалуна, прежде чем побежать домой. Семья Хуалуна была удивлена ​​поведением собаки, поэтому они последовали за ней к реке. Увидев Хуалуна на земле без сознания, члены семьи срочно отвезли его домой, где он очнулся только через два дня. «Хвост» не ел два дня, пока его хозяин не проснулся. С тех пор Хуалун бережно относится к собакам, как к своим родственникам.

«Могила праведной собаки» (义犬冢) — это могила, построенная для собак, которые умерли, чтобы спасти своих владельцев. В период Троецарствия жил человек по имени Ли Синьчунь, и в его семье была собака по имени Хэйлун (黑龙, Черный Дракон). Ли очень любил эту собаку, позволял ей ходить куда угодно и ел вместе с ней.

«Однажды Ли был пьян за городом и уснул в траве на обочине дороги. Случилось так, что Чжэн Ся, губернатор (上太守), вышел на охоту и, увидев, что трава в поле была долго, послал кого-то поджечь траву, чтобы отпугнуть животных. Место, где лежал Ли, было с подветренной стороны. Когда Хэйлун увидел приближающийся огонь, он потащил одежду Ли зубами, но Ли не пошевелился. Рядом с тем местом, где лежал Ли, всего в тридцати или пятидесяти шагах от него был небольшой ручей. Хэйлун вбежал в ручей и облился водой, а затем побежал обратно к Ли, обмочив его водой из тела собаки. В результате Ли пережил пожар, но Хэйлун настолько устал, что умер рядом со своим хозяином.Когда Ли проснулся и обнаружил, что его волосы мокрые, а Хэйлун мертвый рядом с ним, он очень удивился тому, что произошло. Он увидел следы пожара, а затем расплакался. Губернатор Чжэн Ся, услышав эту новость, пожалел собаку и сказал: «Собака платит за доброту больше, чем человеческая. Человек не знает (истинной) доброты; как он может сравниться с собакой?» Он попросил людей подготовить одежду для гроба для похорон Хэйлуна. Сегодня, В Цзинане есть Могила Праведного пса, высота которой превышает десять Чжан ».Эта история была записана в « Сушэндзи» .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Собаки в древнем мире» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 10 января 2018 г.
  2. ^ Нобуо Сигэхара, Ци Гоцинь, Хадзиме Комия, Юань Цзин, «Морфологическое исследование древних собак из трех неолитических стоянок в Китае» Международный журнал остеоархеологии, том. 8 Выпуск 1 (2008), стр. 11–22.
  3. недобры и обращаются с простыми людьми как с соломенными псами ; святые На китайском языке: «Небо и земля недобры и относятся ко всему как к соломенным псам » — стало названием философской книги Джона Грея ( англ. Straw Dogs: Мысли о людях и других животных ) и фильме 1971 года .
  4. ^ Сборник Materia Medica, одного из животных (двадцать восемь видов домашнего скота): «Ши Чжэнь сказал: Собак много, и их использование тройное: у полевых собак длинные клювы, и они хороши в охоте, лающие собаки с короткими. клювы хороши для охраны, а у кормовых собак толстые тела для еды». [1] (Китайский текстовый проект) [2] (Исходный текст на китайском языке на zh.wikisource.org)
  5. ^ На китайском языке: Прыгающий кролик встречает собаку и ловит ее. Из песни 198 «Цяоянь», перевод Легге.
  6. ^ Томас Т. Аллсен , Королевская охота в истории Евразии (Филадельфия, Пенсильвания: University of Pennsylvania Press, 2006), стр. 57.
  7. ^ Эйланд, Мюррей (2003). «Взгляд на древних китайских собак» . Обзор Афины . 3 (3): 75–79.
  8. Собака Чжунни умерла, поэтому он послал Цзыгуна похоронить ее, сказав: «Я слышал, что если не выбросить драпировку, то это для того, чтобы закопать лошадь; если вы не выбросите балдахин, то это для того, чтобы закопать лошадь». холм тоже беден и не имеет укрытия. «Это также вопрос того, чтобы дать ему место и не ему . дать упасть » Политика . Издательство Йельского университета, 2008:183-4.
  9. ^ «Гугл-переводчик» . «translate.google.com» . Проверено 19 июля 2019 г.
  10. ^ Ли, Ка Люн (14 ноября 2014 г.). . « Превосходство и неполноценность термина, а также его престиж и дешевизна» Sing Tao Daily (на традиционном китайском языке) . Проверено 1 августа 2020 г.
  11. ^ Еженедельный смех: Куэнер - не собака] « Еженедельный смех: Куэнер - не собака» [ . Мин Пао, Канада (на китайском языке, 13 ноября 2015 г.) . Проверено 3 июня 2021 г. На Тайване появились последние новости: молодой человек. пропал без вести, а его отец написал письмо в Интернете с просьбой в правительственное ведомство помочь найти «щенка». Неожиданно полицейские неправильно поняли, что он ищет щенка, и спросили его о породе «собаки» и особенностях шерсти! (Недавно на Тайване появились новости о том, что молодой человек пропал. Затем его отец написал письмо в Интернете, прося правительство помочь найти его «Маленькую собачку». Полиция тогда неправильно восприняла это как поиск щенка и спросила о порода, волосы и характеристики «Куэнера»!)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1700caa9aee665ca477afcedebc0a25c__1715625420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/5c/1700caa9aee665ca477afcedebc0a25c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dogs in ancient China - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)