Носороги в древнем Китае

Существование носорогов в древнем Китае подтверждается как археологическими данными, так и ссылками в древнекитайской литературе. Изображения носорогов в древнем китайском искусстве, как правило, очень точны и реалистичны, что позволяет предположить, что они были созданы художником из первых рук на основе живых носорогов, а не основаны на легендах или рассказах путешественников. [ 1 ] Основным видом носорогов, обитавшим в Китае в древние времена, был идентифицирован как суматранский носорог ( Dicerorhinus sumatrensis ), особенно северный суматранский носорог ( Dicerorhinus sumatrensis lasiotis ), хотя индийский носорог ( Rinoceros unicornis ) и яванский носорог ( Rinoceros sondaicus) ) тоже присутствовали.
Номенклатура
[ редактировать ]Есть два древних китайских иероглифа, которые интерпретируются как означающие «носорог»: xī 犀; и sì 兕 (первый иероглиф используется в современном китайском слове, обозначающем «носорог», xīniú 犀牛). В словаре начала II века « Шуовэнь Цзецзы » си определяется как «бык, обитающий за южной границей. У него рог на носу и еще один на макушке; он похож на свинью»; а си (пишется как 𤉡, вариант 兕) определяется как «похожий на дикого быка и темного цвета». [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В глоссарии Эрья , составленном, вероятно, в III веке до нашей эры, говорится, что си напоминает вепря, тогда как си напоминает быка, но в комментарии Го Пу (276–324) уточняется, что си — это подобен водяному буйволу, но с большим брюшком, короткими ногами, тремя пальцами на каждой ноге и тремя рогами на свиноподобной голове, двумя на лбу и одним на носу; а у си один рог. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 4 ] Из этих двух источников очевидно, что си относится к двурогому суматранскому носорогом, но неясно, к чему именно относится си . Некоторые авторитеты предполагают, что си относится к однорогому яванскому носорогом, а некоторые следуют определению, данному, например, в танской книге Синьсю Бэнцао Су Цзина (он же Су Гун, умер в 674 г.): [ 8 ] в римском словаре 1037 г. н.э. Цзиюнь или династии Мин Materia medica , Bencao Gangmu , говорится, что си — это имя самки носорога; [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] с другой стороны, многие ученые полагают, что си относится к типу диких буйволов, [ 13 ] или даже что си могло использоваться как название как для более распространенного буйвола, так и для более редкого носорога. [ 14 ]
Виды и распространение
[ редактировать ]
В доисторические времена Китай был домом для гигантского однорогого эласмотерия , который дожил до позднего плейстоцена и вымер около 20 000 лет назад. Было высказано предположение, что китайский « единорог », известный как цилинь или чжи , является культурной памятью об эласмотерии . Деревянная скульптура атакующего быкоподобного существа с огромным единственным рогом, похожая на современные реконструкции Эласмотерия , была обнаружена в гробнице позднего периода Западной Хань (206 г. до н.э. – 9 г. н.э.) в Увэй, Ганьсу, в 1959 году. [ 15 ]
Все три азиатских носорога когда-то жили в Китае. Большинство изображений носорогов в искусстве Шан , Чжоу и Хань демонстрируют два отдельных рога, а в некоторых случаях также очевидны морщины вокруг глаз, которые характерны только для суматранских носорогов (индийские и яванские носороги имеют только один рог). [ 14 ] Однако известно также несколько примеров скульптур, изображающих однорогих носорогов, например, на бронзовом цилиндре, поддерживаемом тремя носорогами, из гробницы короля Цо из Чжуншаня (конец IV века до н.э.). [ 14 ] Некоторые историки восприняли это как свидетельство того, что, помимо суматранского носорога и северного суматранского носорога , которые были более широко распространены в Китае, в древнем Китае также обитал однорогий яванский носорог. [ 16 ] С другой стороны, задний рог суматранского носорога часто неразвит и незаметен, поэтому все же возможно, что такие примеры однорогих носорогов на самом деле могут также представлять собой суматранского носорога. [ 14 ]
Во времена династии Шан ареал носорога, возможно, достигал столь же далекого севера во Внутренней Монголии, как и территория царей Шан, в долине Желтой реки . [ 14 ] но со временем его ареал сократился, и к началу династии Хань он уже не присутствовал в северном Китае, к северу от реки Янцзы и в Чжунюане . [ 4 ] Считалось, что более холодный климат Северо-Восточной Азии привел к потере среды обитания носорогов. Во времена династии Тан (618–907) он был обнаружен только в районе к югу от реки Янцзы , например, в современных южных провинциях Гуандун , Гуанси и Юньнань . [ 16 ] [ 17 ] Во времена династии Сун (960–1279) выяснилось, что спрос на рог носорога привел к исчезновению носорогов в центральном и северном Китае. [ нужна ссылка ] Одним из последних форпостов коренных китайских носорогов был Сычуань , где, как сообщалось, носороги жили вплоть до конца 17 века. [ 18 ] Последняя местная популяция носорогов вымерла в провинции Юньнань только в 20 веке, хотя небольшая популяция южных белых носорогов (родом из Южной Африки ) была завезена в 2003 году. [ 19 ]
Охота на носорогов
[ редактировать ]Несколько надписей на костях оракула династии Шан фиксируют охоту си , [ 20 ] включая одну знаменитую надпись, в которой рассказывается, как несчастный случай произошел с охотничьим отрядом короля У Дина во время погони за сы :
В тот день король Цзяу отправился охотиться на носорога. Карета придворного Чу сломала ось. Мерин споткнулся о камни и выскочил из королевской кареты. Принц Ян тоже упал. [ 21 ]
В «Книге песен» , датируемой эпохой Западного Чжоу (ок. 1046–771 гг. до н.э.), также описывается охота на си :
Мы натянули луки;
У нас есть стрелы на тетиве.
Вот кабанчик застыл;
Убит большой носорог.
Добыча будет подарена посетителям и гостям,
Вместе с чашкой сладкого вина. - Книга песен № 180, пер. Джеймс Легг (1814–1897) [ 22 ]
Однако, как обсуждалось выше, некоторые ученые теперь полагают, что си был диким буйволом, а не носорогом. Иероглиф « си» , который повсеместно считается обозначающим носорога, не встречается в надписях на костях оракула, поэтому нет определенных литературных свидетельств того, что на носорогов охотились во времена династии Шан. Тем не менее, есть некоторые археологические свидетельства в виде кости предплюсны и запястья носорога, что носороги обитали в районе столицы Шан Инь . [ 13 ] и большинство историков признают, что на носорогов, вероятно, охотились во времена династии Шан. [ 14 ]
Самое раннее литературное упоминание об охоте на носорога Си встречается в главе «Великий поимка» Утерянной книги Чжоу ( Ичжоушу 逸周書), где описаны результаты крупномасштабной охоты первого короля династии Чжоу. Король У пересчитывается:
Царь У добыл и поймал 22 тигра, 2 пантеры, 5235 оленей, 12 носорогов, 721 яка, 151 медведя, 118 желтых медведей, 353 кабана, 18 барсуков, 16 королевских оленей, 50 кабарги, 30 хвостатых оленей и 3508 оленей. [ 23 ]
В Маньшу ( династия Тан ) говорится, что жители Наньчжао ( в современном Юньнани ) охотились на носорогов, используя ямы-ловушки , и что считалось, что убийство одного из них всегда приводит к грозе . [ 24 ]
Носороги в неволе
[ редактировать ]Одно из самых ранних свидетельств существования носорога в плену в Китае происходит из гробницы вдовствующей императрицы Бо (умерла в 155 г. до н. э.), наложницы первого императора династии Хань, где был обнаружен полный скелет носорога. Предполагается, что это экземпляр из королевского зоопарка. [ 25 ] В «Аналектах» есть интересное высказывание, которое указывает на то, что носороги содержались в плену даже во времена Конфуция (500 г. до н.э.): «И далее, вы говорите неправильно. Когда тигр или носорог убегают из своей клетки; когда черепаха или кусок нефрита повреждаются. в своем хранилище: - чья вина?" («Аналекты 16:7»).
Во времена династии Тан императорскому двору было представлено несколько носорогов из стран Юго-Восточной Азии, включая Чампа , Чинрап и Калинга , а также из Тибета и страны под названием Персия . По крайней мере, некоторые из этих носорогов были экземплярами большого однорогого носорога ( Rinoceros unicornis ). [ 16 ] Выступающие слоны и носороги принимали участие в развлечениях императора Тан Сюаньцзуна (годы правления 712–756). [ 16 ]
Носороги в раннем китайском искусстве
[ редактировать ]
Самым ранним и одним из самых впечатляющих примеров носорога в китайском искусстве является бронзовый сосуд для вина Цзун , раскопанный в Шаньдуне в 1843 году и ранее находившийся в коллекции Эйвери Брандейджа , который, как полагают, датируется периодом правления последнего короля. Шан , в первой половине 11 века до н.э. Судно имеет форму двурогого носорога с округлым телом и растопыренными ногами, возможно, суматранского носорога. [ 1 ]
Еще один бронзовый сосуд для вина в виде носорога, датируемый династией Западная Хань (206 г. до н. э. – 9 г. н. э.), был обнаружен в Шэньси в 1963 году (показан вверху этой страницы). Этот еще более правдоподобен и реалистичен, чем пример династии Шан, и, должно быть, был создан по образцу настоящего носорога. [ 26 ] Это также более богато украшенное произведение искусства со сложными узорами облаков, инкрустированными на его кожу золотой и серебряной проволокой. Лоуренс Сикман отметил, что «[в] его костлявой голове, мощных плечах, тяжеловесных задних конечностях, толстых складках кожи, прочно посаженных копытах и позе с поднятой настороже сущностью сущность носорога представлена в бронзовом превосходное качество». [ 1 ] У этого носорога два рога и характерные морщины вокруг глаз, характерные черты суматранского носорога. [ 14 ] Крышка сосуда имеет форму седла, а ремни, прикрепляющие седло к носорогу, огибают брюхо животного, что позволяет предположить, что моделью этого сосуда должен был быть ручной носорог. [ 26 ]
Броня из шкуры носорога
[ редактировать ]
Во времена династии Чжоу (1045–256 гг. до н.э.) шкура носорога использовалась для изготовления доспехов. В « Обрядах Чжоу» уточняется:
Доспехи из шкуры носорога состояли из семи складок или звеньев, расположенных одно над другим; доспехи из шкуры дикого буйвола имели шесть складок или звеньев; а доспехи, сделанные из двух шкур, имели пять складок или звеньев. Доспехи из шкуры носорога прослужат 100 лет; доспехам из шкуры дикого буйвола 200 лет; и доспехам из двойной шкуры 300 лет. [ 27 ]
В период Воюющих царств южное государство Чу было известно своими доспехами из шкуры носорога, а философ Сюнь Цзы из северного государства Ци , который некоторое время был чиновником в Чу, отмечает, что «[т]он солдаты Чу были вооружены доспехами из кожи акулы и носорога, твердыми, как металл или камень, а также пиками из наньянской стали, которые могли ужалить человека, как оса или скорпион». [ 28 ]
Также зарегистрировано, что шкура носорога и буйвола использовалась для внутреннего гроба императора, поскольку она должна была сохранять тело, подобно нефритовым погребальным костюмам династии Хань . [ 29 ]
В Маньшу ( династия Тан ) говорится, что шкура носорога и буйвола использовалась для седел, доспехов и оружия войск Наньчжао в Юньнани . [ 24 ]
Рог носорога
[ редактировать ]С давних пор считалось, что рог носорога обладает особыми свойствами, в частности, что он шипит при контакте с ядом, поэтому чашки, сделанные из рога носорога, ценились как защита от отравления. [ 15 ] Считается, что чаши из рога носорога появились в период Воюющих царств или раньше. [ 30 ] и чашки носорога (китайский sìgōng 兕觥) занимают видное место в доханьской литературе; они упоминаются, например, в четырех из 300 од Книги Песней (№ 3, 154, 215 и 292). [ 22 ] Хотя не сохранилось примеров чаш из рога носорога этого периода, известны имитации чаш из рога носорога, например, версия, сделанная из нефрита из гробницы короля Чжао Мо из Наньюэ (годы правления 137–122 до н.э.). [ 31 ]
Самые ранние сохранившиеся образцы чаш из носорога — это образцы, хранящиеся в Сёсоин сокровищнице в Наре , Япония, и датируемые династией Тан. Во времена династии Тан подобные кубки использовались в качестве подарков кандидатам, успешно сдавшим императорские экзамены . [ 32 ]
Чаши, сделанные из рога носорога, были очень популярны во времена династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1912), когда они использовались в качестве чаш для возлияний в ритуальных целях. [ 32 ] Многие образцы чаш из рога носорога Мин и Цин хранятся в музеях и частных коллекциях. [ 30 ] а в последние годы ряд чаш из рогов носорога были проданы за большие суммы денег:
- чашка 17 века продана в 2010 году за 80 000 фунтов стерлингов. [ 33 ]
- чашка 17 века продана в 2011 году за 300 000 фунтов стерлингов. [ 34 ]
- В 2011 году 5 кубков были оценены в сумму от 1 до 1,5 миллиона долларов. [ 35 ]
Помимо чашек, рог носорога также иногда использовался для изготовления других предметов, таких как бутылочки для лекарств и табакерки, заколки для волос, крючки для ремней и пуговицы для одежды. Из-за высокого спроса на лекарства из рогов носорога, резьба по рогам носорога была переработана для использования в медицине. Хотя популярность чаш для возлияния способствовала их выживанию, похоже, что сохранилось гораздо меньше других экземпляров. [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Сикман, Лоуренс ; Сопер, Александр (1971). Искусство и архитектура Китая . Пеликан История искусства (3-е изд.). стр. 30, 37 . ISBN 978-0-14-056110-4 .
- ↑ Сюй Шен , Шуовэнь Цзецзы, «радикальный бык», цитата: «Носорог: южный бык. Один рог находится на носу, а другой — на макушке, как у свиньи».
- ^ Сюй Шен , Шуовэнь Цзецзы «радикал 𤉡» «𤉡: зеленый, как бизон».
- ^ Перейти обратно: а б с Лауфер, Бертольд (1914). Китайские глиняные фигурки. Часть 1: Пролегомены по истории оборонительных доспехов . Публикация 177 Полевого музея естественной истории (Антропологическая серия, том XIII, № 2). Полевой музей естественной истории. стр. 89–96.
- ^ Цитата Эрии «Разъяснения о зверях» : «Разъяснения о зверях»
- ^ Эрья - Комментированная цитата из «Главы 10 - Носорог» : «Носорог, похожий на свинью. (По форме напоминает буйвола, голова свиньи, большой живот, онемевшие ступни. На ногах три копыта, черные. Треугольные, одно сверху, одно на лбу, один на носу. Те, что на носу, маленькие и не овальные, и тоже имеют овальную форму».
- ^ Эрья - Цитата из «Главы 10 - Си» с комментарием : «Си, как бык. (Один рог, зеленый, весит тысячу кошек.)»
- ^ Теобальд, Ульрих (2013), « Недавняя переработанная Materia Medica Синьсю Бэньцао » для ChinaKnowledge.de - Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства
- ^ Синьсю Бэнцао 2 "Звери B". Пекинского университета Копия из библиотеки , стр. 78 из 121 , столбец 4 справа. цитата: "[兕]是雌犀"
- ↑ Также цитируется в Ли Шичжэне, Bencao Gangmu Siku Quanshu, «том 51, раздел носорог». Цитата: «Гун сказала, что она самка носорога».
- ↑ Джиюнь «том 5», стр. 36 из 167, цитата: «Одна вещь о самке носорога»
- ^ Ли Шичжэнь , Бэнцао Ганму ( Siku Quanshu версия ) «том 51, раздел 锟斤拷» цитата: «Иероглиф 黸 ( xī ) в письме с печатью представляет собой пиктограмму.; Женщина [镕] [двойник] названа 兕( си ); также называется песком 镕"
- ^ Перейти обратно: а б Фискешё, Магнус (2001). «Восстание с окровавленных полей: королевская охота и государственное формирование в Шанском Китае». Вестник Музея дальневосточных древностей . 73 : 49–191.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Стивен, Барбара (1991). «Бронзовая арматура в форме лука и ее контекст в Шанском Китае». Ин Чинг, Джулия ; Гиссо, RWL (ред.). Мудрецы и сыновья: мифология и археология в Древнем Китае . Издательство Китайского университета. стр. 186–187. ISBN 978-962-201-469-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Эллис, Ричард (2005). Кость тигра и рог носорога: уничтожение дикой природы для традиционной китайской медицины . Остров Пресс. стр. 74–77 . ISBN 978-1-55963-532-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Шафер, Эдвард Х. (1963). Золотые персики Самарканда: исследование танской экзотики . Издательство Калифорнийского университета. стр. 83–84. ISBN 978-0-520-05462-2 .
- ^ «Маньшу» .
- ^ Рукмакер, Корнелис (1980). «Распространение носорога в Восточной Индии, Бангладеш, Китае и Индокитайском регионе». Зоологические индикаторы . 2005 : 260.
- ^ «Носороги вновь завезены в Юньнань» . 2 апреля 2013 г.
- ^ Ван, Тао (2007). «Ритуальные животные Шан: цвет и значение (часть 1)» (PDF) . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 70 (2): 367. doi : 10.1017/S0041977X07000444 . ISSN 0041-977X .
- ^ Чанг, Цунг-тунг (1986–1987). «Новый взгляд на короля Вудина». Памятник Серике . 37 : 1–12. дои : 10.1080/02549948.1986.11731180 . ISSN 0254-9948 .
- ^ Перейти обратно: а б «Ши Цзин (Книга од)» . Инициатива по китайскому тексту.
- ^ Шонесси, Эдвард Л. (1997). До Конфуция: исследования создания китайской классики . СУНИ Пресс. п. 35. ISBN 978-0-7914-3378-2 .
- ^ Перейти обратно: а б «Маньшу: Глава 7» .
- ^ Мичем, Уильям (1993). «Ша По Цуэн». Журнал Гонконгского археологического общества . 13 : 33–54. ISSN 1991-7295 .
- ^ Перейти обратно: а б Чепмен, Ян (1999). Искусство резьбы по рогам носорогов в Китае . Книги Кристис. п. 37. ИСБН 978-0-903432-57-3 .
- ^ Уильям Раймонд Джингелл (1852 г.). Церемониальные обычаи китайцев: 1121 г. до н. э., как предписано в «Институтах династии Чоу, нанизанных как жемчуг»; или Чоу ле кван чу . Смит, Элдер и компания. п. 81.
- ^ Хоукс, Дэвид (1985). Песни Юга: Антология древних китайских стихов Цюй Юаня и других поэтов . Книги о пингвинах. п. 122 . ISBN 978-0-14-044375-2 .
- ^ Маккензи, Дональд А. (2005). Мифы Китая и Японии . Издательство Кессинджер. ISBN 978-1-4179-6429-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Хилари Бинкс. «Коллекция резных изображений рогов китайского носорога Сунчжутан» . Проверено 24 сентября 2011 г.
- ^ Кремин, Эдин (2007). Археология . Фрэнсис Линкольн. п. 259. ИСБН 978-0-7112-2822-1 .
- ^ Перейти обратно: а б «Чашка из рога носорога» . Британский музей . Проверено 24 сентября 2011 г.
- ^ «Редкая чашка из рога носорога продана на аукционе за 80 000 фунтов стерлингов» . 28 марта 2010 г. Проверено 24 сентября 2011 г.
- ^ «Кубок носорога продан за 300 000 фунтов стерлингов на аукционе в Челтнеме» . Новости Би-би-си . 19 мая 2011 года . Проверено 24 сентября 2011 г.
- ^ «Набор чашек из рогов носорога стал самой ценной находкой на роуд-шоу антиквариата» . Бизнес-инсайдер . 25 июля 2011 года . Проверено 24 сентября 2011 г.
- ^ Чепмен, Ян (1999). Искусство резьбы по рогам носорогов в Китае . Книги Кристис. п. 114. ИСБН 978-0-903432-57-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с носорогами в китайском искусстве , на Викискладе?