Культура Яншао
Географический диапазон | Среднее течение Желтой реки | ||
---|---|---|---|
Период | неолит | ||
Даты | в. 5000 – ок. 3000 г. до н.э. | ||
Основные сайты | Шуанхуайшу, Баньпо , Цзянчжай | ||
Предшественник | Культура Пейлиган , культура Байцзя , культура Дадиван , культура Цишан | ||
С последующим | Маджиаяо (3300–2000 до н.э.) Культура Луншань (3000-1900 гг. до н.э.) | ||
Китайское имя | |||
китайский | Яншао Культура | ||
|
Культура Яншао ( китайский : 仰韶文化 ; пиньинь : Юншао вэньхуа ) была неолитической культурой, которая широко существовала в среднем течении Желтой реки в Китае примерно с 5000 г. до н.э. по 3000 г. до н.э. Культура названа в честь стоянки Яншао, первого раскопанного участка этой культуры, который был обнаружен в 1921 году в городе Яншао на западе провинции Хэнань шведским геологом Йоханом Гуннаром Андерссоном (1874–1960). [ 1 ] Культура процветала главным образом в провинции Хэнань, а также соседних провинциях Шэньси и Шаньси .
Недавние исследования указывают на общее происхождение и распространение сино-тибетских языков с культурами Цишань , Яншао и/или Маджиаяо . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Экономика
[ редактировать ]Пропитание
[ редактировать ]Основной пищей народа Яншао было просо , при этом в некоторых местах использовалось просо из лисохвоста , а в других - просо некоторые свидетельства наличия риса , хотя были обнаружены . Точная природа сельского хозяйства Яншао, мелкомасштабное подсечно-огневое земледелие по сравнению с интенсивным сельским хозяйством на постоянных полях, в настоящее время является предметом споров. Когда почва истощалась, жители собирали свое имущество, переезжали на новые земли и строили новые деревни. [ 6 ] В поселениях Среднего Яншао, таких как Цзянчжи, есть здания с фальшполами, которые, возможно, использовались для хранения излишков зерна. Также были найдены точильные камни для приготовления муки. [ 7 ]
Жители Яншао держали свиней и собак . Овцы , козы и крупный рогатый скот встречаются значительно реже. [ 8 ] Большую часть мяса они получали в результате охоты и рыбалки с использованием каменных орудий. [ 7 ] Их каменные орудия были отполированы и узкоспециализированы. Возможно, они также практиковали раннюю форму шелководства . [ 8 ]
Ремесла
[ редактировать ]Культура Яншао создавала керамику : ремесленники Яншао создавали прекрасную керамику, окрашенную в белый, красный и черный цвета, с изображениями человеческих лиц, животных и геометрическими узорами. В отличие от более поздней культуры Луншань , культура Яншао не использовала гончарные круги в гончарном деле. Раскопки показали, что детей хоронили в расписных глиняных кувшинах. Стиль гончарного искусства, возникший из культуры Яншао, распространился на запад до культуры Маджиаяо , а затем далее в Синьцзян и Среднюю Азию . [ 9 ]
Культура Яншао производила шелк в небольшой степени и ткала коноплю . Мужчины носили набедренную одежду и завязывали волосы в узел. Женщины обертывали себя куском ткани и завязывали волосы в пучок.
Дома
[ редактировать ]Дома строились путем рытья округлой прямоугольной ямы глубиной около метра. Затем их утрамбовали решетку из плетня и сплели над ним . Потом его обмазали грязью. Пол также был утрамбован.
Затем вокруг верха ямы помещали несколько коротких плетенных шестов и приплетали к ним еще больше плетня. Его обмазали глиной и установили каркас из столбов, чтобы придать крыше форму конуса. Будут добавлены столбы для поддержки крыши. Затем его покрыли стеблями проса. Мебели было мало; Неглубокий камин посередине с табуреткой, скамьей вдоль стены и тканевой постелью. Еду и предметы размещали или развешивали вдоль стен. Для животных на улице будет построен загон.
Деревни Яншао обычно занимали площадь от десяти до четырнадцати акров и состояли из домов вокруг центральной площади. [ 6 ]
Социальная структура
[ редактировать ]Хотя ранние сообщения предполагали матриархальную культуру, [ 13 ] другие утверждают, что это было общество, находившееся в процессе перехода от матриархата к патриархату , а третьи полагают, что оно было патриархальным. Споры ведутся вокруг различных интерпретаций практики захоронения. [ 14 ] [ 15 ]
Обнаружение китайской статуи дракона, в мире датируемой пятым тысячелетием до нашей эры в культуре Яншао, делает ее старейшим известным изображением дракона . [ 16 ] .
Археологические памятники
[ редактировать ]В Яншао , в уезде Мяньчи , Саньмэнься , на западе провинции Хэнань, месте, давшем название культуре, рядом с местом археологических раскопок есть музей. [ 17 ] Археологический памятник деревни Банпо недалеко от Сианя является одним из самых известных поселений Яншао, окруженных рвами. Еще одно крупное поселение под названием Цзянчжай было раскопано до пределов, и археологи обнаружили, что оно полностью окружено кольцевым рвом. И в Банпо, и в Цзянчжае также были обнаружены вырезанные знаки на керамике, которые некоторые интерпретировали как цифры или, возможно, предшественники китайских иероглифов . [ 18 ] но такие интерпретации не получили широкого признания. [ 19 ]
Фазы
[ редактировать ]Культуру Яншао условно делят на три фазы:
- Период Раннего Яншао или фаза Банпо ( ок. 5000–4000 гг. до н.э.) представлен стоянками Банпо , Цзянчжай, Бэйшулин и Дадиван в долине реки Вэй в провинции Шэньси . [ 20 ]
- В период Среднего Яншао или фазу Мяодигоу ( ок. 4000–3500 до н.э.) произошло расширение культуры во всех направлениях и развитие иерархии поселений в некоторых областях, таких как западная Хэнань. [ 21 ]
- В период позднего Яншао ( ок. 3500–3000 гг. До н. э.) наблюдалось большее распространение иерархии поселений. Первая стена из утрамбованной земли в Китае была построена вокруг поселения Сишань (25 га) в центральной провинции Хэнань (близ современного Чжэнчжоу ). [ 22 ]
Культура Маджиаяо ( ок. 3300 – ок. 2000 до н.э. ) на западе теперь считается отдельной культурой, которая развилась из средней культуры Яншао через промежуточную фазу Шилинся. [ 23 ]
Артефакты
[ редактировать ]-
Дин , украшенный струнным узором
-
с маркировкой шнуром Амфора ; 4800 г. до н.э. (фаза Банпо); Музей Гиме (Париж)
-
Красная амфора с ручками для переноски; около 5000 – 3000 г. до н.э.; Художественный музей Гонолулу (США)
-
Горшок; расписная фаянсовая посуда; в стиле Шицзя; Исторический музей Шэньси
-
Горшок; расписная фаянсовая посуда; высота: 27,8 см; в стиле Шицзя; Исторический музей Шэньси
-
Горшок керамический точечный, полугорного типа; датировка от 4700 до 4300 лет; Провинциальный музей Ганьсу
-
Расписной керамический таз; 5000-3000 гг. до н. э.; Национальный музей Китая
-
Горшки, культура Яншао; Музей дальневосточных древностей , Стокгольм.
-
Глиняная чаша, расписанная красным и черным минеральным пигментом, с кольцевыми ручками, провинция Ганьсу, период неолита, культура Яншао, из коллекции Гарнера, в Музее Виктории и Альберта.
-
Керамический горшок с изображением человека и рыбы, провинция Шэньси.
-
Цветной керамический горшок с изображением аиста, рыбы и каменного топора. Культура Яншао, фаза Мяодигоу (3900-3000 гг. до н. э.). Часть Списка китайских культурных реликвий, запрещенных к выставлению за рубежом . [ 24 ]
-
Маска культуры Мяодигоу, 3500 г. до н.э.
-
Погребение дракона в Пуяне, с самым ранним изображением дракона в Китае, культура Яншао.
См. также
[ редактировать ]- Список неолитических культур Китая
- Культура Давенкоу
- У нас есть культуры
- Культура Маджиаяо
- Культура Маджиабанг
- Культура Хуншань
- Бейфуди
- Сишуйпо
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Музей культуры Яншао» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2018 г. Проверено 13 апреля 2018 г.
- ^ Чжан, Мэнган; Ян, Ши; Пан, Уюнь ; Джин, Ли (24 апреля 2019 г.). «Филогенетические доказательства китайско-тибетского происхождения в северном Китае в эпоху позднего неолита». Природа . 569 (7754): 112–115. Бибкод : 2019Natur.569..112Z . дои : 10.1038/s41586-019-1153-z . ПМИД 31019300 . S2CID 129946000 .
- ^ Брэдли, Дэвид (27–28 октября 2018 г.). «Подгруппа сино-тибетских языков». 10-я Международная конференция по эволюционной лингвистике, Нанкинский университет .
- ^ ЛаПолла, Рэнди (2019). «Происхождение и распространение сино-тибетской языковой семьи» . Природа . 569 (7754): 45–47. Бибкод : 2019Natur.569...45L . дои : 10.1038/d41586-019-01214-6 . ISSN 0028-0836 . ПМИД 31036967 .
- ^ Jump up to: а б Сагарт и др. (2019) , стр. 10319–10320.
- ^ Jump up to: а б Поллард, Элизабет (2015). Миры вместе, миры врозь . WW Нортон и компания. стр. 69–70. ISBN 978-0-393-91847-2 .
- ^ Jump up to: а б Чанг (1986) , с. 112.
- ^ Jump up to: а б Чанг (1986) , с. 113.
- ^ Чжан, Кай (4 февраля 2021 г.). «Распространение и интеграция расписного гончарного искусства на Шелковом пути» . Регион – Образовательные исследования и обзоры . 3 (1): 18. дои : 10.32629/RERR.V3I1.242 . S2CID 234007445 .
Ранние культурные обмены между Востоком и Западом в основном отражаются в нескольких аспектах: во-первых, в период позднего неолита культура расписной керамики, культура Яншао (5000-3000 гг. до н. э.) с Центральных равнин распространилась на запад, что оказало большое влияние на Культура Маджиаяо (3000-2000 гг. до н.э.), а затем продолжила распространяться в Синьцзян и Среднюю Азию через переход коридора Хэси.
- ^ «Расписная керамическая раковина с изображением рыбы и человеческого лица, Национальный музей Китая» . ru.chnmuseum.cn . Национальный музей Китая.
- ^ Валенштейн, Сюзанна Г.; Нью-Йорк), Метрополитен-музей (Нью-Йорк (1989). Справочник по китайской керамике . Метрополитен-музей. ISBN 978-0-8109-1170-3 .
- ^ Майор Джон С.; Кук, Констанс А. (22 сентября 2016 г.). Древний Китай: История . Рутледж. п. 60. ИСБН 978-1-317-50365-1 .
- ^ Рой, Картик С.; Тисделл, Калифорния; Бломквист, Ганс К. (1999). Экономическое развитие и женщины в мировом сообществе . Гринвуд. п. 27. ISBN 978-0-275-96631-7 .
- ^ Линдафф, Кэтрин М.; Ян Сунь (2004). Гендер и китайская археология ХайМира Пресс. стр. 100-1 16–19, 244. ISBN. 978-0-7591-0409-9 .
- ^ Цзяо, Тяньлун (2001). «Гендерные исследования в китайской неолитической археологии». В Арнольде, Беттина; Уикер, Нэнси Л. (ред.). Гендер и археология смерти . АльтаМира Пресс. стр. 53–55. ISBN 978-0-7591-0137-1 .
- ^ Говард Гискин и Бетти С. Уолш (2001). Знакомство с китайской культурой через семью . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . п. 126. ИСБН 0-7914-5047-3 .
- ^ 黄沛. «Музей культуры Яншао» . henan.chinadaily.com.cn . Архивировано из оригинала 13 апреля 2018 г. Проверено 13 апреля 2018 г.
- ^ Вун, Ви Ли (1987). Китайская письменность: ее происхождение и эволюция. Совместное издательство, Гонконг.
- ^ Цю Сигуй (2000). Китайская письменность. Перевод 文字學概論 Маттоса и Джерри Нормана . Специальная серия монографий «Ранний Китай» № 4. Беркли: Общество изучения раннего Китая и Институт исследований Восточной Азии, Калифорнийский университет, Беркли. ISBN 978-1-55729-071-7 .
- ^ Лю и Чен (2012) , стр. 190–191.
- ^ Лю и Чен (2012) , стр. 191–193.
- ^ Лю и Чен (2012) , стр. 193–194.
- ^ Лю и Чен (2012) , с. 232.
- ^ «Расписная керамическая урна с изображением каменного топора» . Веб-сайт по охране культурного наследия Китая. Архивировано из оригинала 07 сентября 2019 г. Проверено 29 мая 2023 г.
- Чанг, Кван-чжи (1986), Археология Древнего Китая (4-е изд.), Издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-03782-1 .
- Фискешё, Магнус; Чен, Синцань (2004), Китай до Китая: Йохан Гуннар Андерссон, Дин Вэньцзян и открытие предыстории Китая , Стокгольм: Музей дальневосточных древностей, ISBN 978-91-970616-3-6 .
- Ли, Синьвэй (2013), «Поздний неолит в центральной долине Хуанхэ, около 4000–3000 гг. До н.э.», в Андерхилл, Энн П. (редактор), « Спутник китайской археологии» , John Wiley & Sons, стр. 213–235, ISBN 978-1-118-32578-0 .
- Лю, Ли ; Чен, Синцань (2012), Археология Китая: от позднего палеолита до раннего бронзового века , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-64310-8 .
- Андерхилл, Энн П. (2002), Ремесленное производство и социальные изменения в Северном Китае , Springer, ISBN 978-0-306-46771-4 .
- Чжу, Янпин (2013), «Ранний неолит в центральной долине Хуанхэ, около 7000–4000 гг. До н.э.», в Андерхилл, Энн П. (редактор), « Спутник китайской археологии» , John Wiley & Sons, стр. 172–193, ISBN 978-1-118-32578-0 .
- Сагарт, Лоран ; Жак, Гийом ; Лай, Юньфан; Райдер, Робин; Тузо, Валентин; Гринхилл, Саймон Дж .; Лист, Иоганн-Маттис (2019), «Датированные языковые филогении проливают свет на историю китайско-тибетского языка», Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки , 116 (21): 10317–10322, doi : 10.1073 /pnas.1817972116 , PMC 6534992 , PMID 31061123 .
- «Происхождение сино-тибетской языковой семьи выявлено новыми исследованиями» . ScienceDaily (пресс-релиз). 6 мая 2019 г.
36 ° 18' с.ш., 109 ° 06' в.д. / 36,300 ° с.ш., 109,100 ° в.д.