Самарская культура
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2022 г. ) |
Географический диапазон | Средняя Волга |
---|---|
Период | Энеолит |
Даты | 5 тысячелетие до н.э. |
Предшественник | Средневолжская культура , Афонтова Гора , Мальта |
С последующим | Kvalynsk culture |
Самарская культура – энеолитическая. [1] (медного века), Культура датируемая началом V тысячелетия до н. э. , [примечание 1] в Самарской излучине реки Волги (современная Россия). Самарская культура рассматривается как родственная современным или последующим доисторическим культурам Понтийско -Каспийской степи , таким как хвалынская , репинская и ямная (или ямная) культуры. [2]
Место и время
[ редактировать ]Самарская культура — энеолитическая культура начала V тысячелетия до нашей эры. [примечание 1] в Самарской излучине Средней Волги , на северной окраине степной зоны. [3] Обнаружен при археологических раскопках в 1973 году возле села Съезжее (Съезжее) вблизи Богатого . Похожие объекты: Варфоломеевка на российско-казахстанской границе. [4] (5500 г. до н. э.), имеющий параллели в Джангаре ( Калмыкия ), [5] и Мыкольское, на Днепре . Поздние этапы самарской культуры являются современниками. [3] с ее преемницей в регионе - ранней хвалынской культурой (4700–3800 гг. До н.э.), [6] [примечание 1] в то время как археологические находки кажутся связанными с находками Днепровско-Донецкой культуры II [3] (5200/5000–4400/4200 до н.э.). [7]
В долине реки Самары присутствуют и памятники более ранних культур (в том числе елшанской культуры ), которые условно называются «самарскими культурами» или «самарскими долинными культурами». Некоторые из этих мест в настоящее время находятся на стадии раскопок. Однако «Самарская культура» как имя собственное зарезервировано для раннего энеолита региона.
Артефакты
[ редактировать ]Керамика
[ редактировать ]Керамика состоит преимущественно из кубков яйцевидной формы с ярко выраженными венчиками. Они не могли стоять на плоской поверхности, что позволяет предположить, что использовался какой-то метод поддержки или переноски, возможно, плетение или стропы, для которых ободья были бы полезной точкой опоры. Носитель перебрасывал горшки через плечо или на животное.Орнамент состоит из окружных мотивов: линий, полос, зигзагов или волнистых линий, врезанных, проколотых или вдавленных гребнем. Эти закономерности лучше всего понять, если смотреть сверху. Тогда они кажутся солнечным мотивом, где горловина горшка изображает солнце. Более позднее развитие этой темы показывает, что на самом деле здесь изображено солнце.
Жертвенные предметы
[ редактировать ]Культура характеризуется остатками жертвоприношений животных, которые встречаются на большинстве памятников. Бесспорных свидетельств верховой езды нет, но конские захоронения были , самые ранние в Старом Свете. [9] Обычно голову и копыта крупного рогатого скота, овец и лошадей помещают в неглубокие чаши над человеческой могилой, замазывая охрой. Некоторые видели в этих останках начало жертвоприношения коня, но эта интерпретация не получила более определенного обоснования. Известно, что индоевропейцы, как и многие другие культуры, приносили в жертву как животных, так и людей.
Могилы
[ редактировать ]Найденные могилы представляют собой неглубокие ямы для одиночных людей, но там могли находиться два или три человека.
Некоторые могилы перекрыты каменной пирамидой из камней или невысоким земляным курганом, самым первым предшественником кургана . [ нужна ссылка ] . Более поздний, полностью развитый курган представлял собой холм, на котором умерший вождь мог вознестись к богу неба, но сомнительно, что эти ранние курганы имели такое значение.
Погребальные подношения включали украшения с изображением лошадей. Могилы также имели перекрытие из останков лошадей; еще нельзя окончательно определить, были ли эти лошади приручены и на них ездили или нет, но они определенно использовались в качестве мясных животных. Наиболее спорными являются костные бляшки лошадей или двойные бычьи головы, которые были пробиты.
В могилах найдены хорошо сделанные кинжалы из кремня и кости, помещенные в руку или голову умершего, один из них - в могилу маленького мальчика. Оружие в могилах детей встречается позднее. Другое оружие — костяные наконечники копий и кремневые наконечники стрел.
и другие резные костяные фигурки и подвески В могилах были найдены .
Средневолжская культура
[ редактировать ]Самарской культуре предшествовала средневолжская культура , расцвет которой пришелся на VI тысячелетие до нашей эры.
Археогенетика
[ редактировать ]Генетический анализ мужчины, похороненного в Лебяжинке, радиоуглеродный датированный 5640-5555 гг. до н. э., показал, что он принадлежал к популяции, которую часто называют «самарскими охотниками-собирателями», группе, тесно связанной с восточными охотниками-собирателями . Мужской образец нес Y-гаплогруппу R1b1a1a и митохондриальную гаплогруппу U5a1d . [10] [11] [12]
Примечания
[ редактировать ]Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
- ^ Jump up to: а б с Доступно несколько знакомств.
- Гимбутас датировал его 5000 годом до нашей эры.
- According to V.A. Dergachev (2007), О скипетрах, о лошадях, о войне: Этюды в защиту миграционной концепции М. Гимбутас , ISBN 5-98187-173-3 , датирует самарскую культуру кал. C-14 5200–4500 гг. до н. э., с возможным продолжением в первой половине V тысячелетия, тогда как хвалынская культура датируется ок. 4600–3900 гг. до н.э. Эти данные основаны на синхронизации, а не радиоуглеродном датировании или дендрохронологии самих памятников самарской культуры. Синхронизация на запад: Самара равна Мариуполю равна Триполью А равна Винче - Турдасу (Винча Б, С) ; Хвалинская равна Среднему Стогому 1 равна Триполью Б1 равна Прекукутени равна Гумельнице ; Майкоп равен Ямне равен Среднему Стогому II равен Триполью B2 равен Черной Воде I равен Салкуте IV равен Бодрогкерестуру .
- Мэллори и Адамс, «Энциклопедия индоевропейской культуры », указывают дату «пятое тысячелетие до нашей эры», тогда как хвалынская культура , ее предполагаемая преемница, датируется 4900–3500 годами до нашей эры.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Моргунова, Н.Л.; Хохлова, О.С. (24.09.2020). «Развитие древних культур и палеосреды в эпоху энеолита и ранней бронзы в степи Южного Приуралья (Россия)» . Археологические и антропологические науки . 12 (10): 241. Бибкод : 2020АрАнС..12..241М . дои : 10.1007/s12520-020-01197-w . ISSN 1866-9565 . S2CID 221885294 .
- ^ Ван, Чуан-Чао; Рейнхольд, Сабина Рейнхольд; Калмыков Алексей; Виссготт, Антье; Брандт, Гвидо; Чон, Чунгвон; Чероне, Оливия; Ферри, Мэтью; Харни, Эдаоин; Китинг, Дениз; Маллик, Свапан; Роланд, Надин; Стюардсон, Кристин; Канторович Анатолий Р.; Маслов Владимир Евгеньевич; Петренко Владимира Георгиевна; Эрлих Владимир Романович; Атабиев Биаслан С.; Магомедов, Рабадан Г.; Коль, Филипп Л.; Альт, Курт В.; Пихлер, Сандра Л.; Герлинг, Клаудия; Меллер, Харальд; Варданян, Беник; Еганян Лариса; Резепкин Алексей Дмитриевич; Мариашка, Дирк; Березина Наталья Юрьевна; и др. (2018). «Генетическая предыстория Большого Кавказа» . bioRxiv : 322347. doi : 10.1101/322347 . hdl : 21.11116/0000-0001-E59B-E .
- ^ Jump up to: а б с Энтони 2007 , с. 189.
- ^ "Местонахождение Варфоломеевка" . February 2018.
- ^ "Мезолит и неолит Северо-Западного Прикаспия" . 2005.
- ^ Энтони 2007 , с. 182.
- ^ Энтони 2007 , с. 175.
- ^ Моргунова, Нина Л. (17 декабря 2015 г.). «Керамика Поволжья Самарского и Южного Урала от энеолита до ранней бронзы» . Документа Преисторика . 42 . дои : 10.4312/dp.42.22 .
- ^ Кузьмина, Елена Ефимовна (2007). Происхождение индоиранцев . БРИЛЛ. ISBN 9789004160545 .
- ^ Хаак, В.; Лазаридис, И.; Паттерсон, Н.; Роланд, Н.; Маллик, С.; Ламас, Б.; Брандт, Г.; Норденфельт, С.; Харни, Э.; Стюардсон, К.; Фу, К.; Миттник, А.; Банффи, Э.; Эконому, К.; Франкен, М.; Фридрих, С.; Нет, РГ; Халлгрен, Ф.; Хартанович В.; Хохлов А.; Кунст, М.; Кузнецов П.; Меллер, Х.; Мочалов О.; Моисеев В.; Никлиш, Н.; Пихлер, СЛ; Риш, Р.; Красная война, Массачусетс; и др. (2015), «Массовая миграция из степи была источником индоевропейских языков в Европе», Nature , 522 (7555): 207–211, arXiv : 1502.02783 , Bibcode : 2015Natur.522..207H , doi 038 /138.природа14317 . , PMC 5048219 , PMID 25731166
- ^ Мэтисон 2015 .
- ^ Мэтисон 2018 .
Источники
[ редактировать ]- Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык. Как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Издательство Принстонского университета.
- Мария Гимбутас , «Цивилизация богини», HarperSanFrancisco, 1991, ISBN 0-06-250368-5 или ISBN 0-06-250337-5
- Дж. П. Мэллори , «Самарская культура», Энциклопедия индоевропейской культуры , Фицрой Дирборн, 1997.
- Мэтисон, Иэн (23 ноября 2015 г.). «Общегеномные закономерности отбора у 230 древних евразийцев» . Природа . 528 (7583). Исследования природы : 499–503. Бибкод : 2015Natur.528..499M . дои : 10.1038/nature16152 . ПМЦ 4918750 . ПМИД 26595274 .
- Мэтисон, Иэн (21 февраля 2018 г.). «Геномная история Юго-Восточной Европы» . Природа . 555 (7695). Исследования природы : 197–203. Бибкод : 2018Natur.555..197M . дои : 10.1038/nature25778 . ПМК 6091220 . ПМИД 29466330 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с культурой Самары , на Викискладе?
- Лошадь в погребальной символике...
- Митохондриальная ДНК и происхождение домашней лошади
- Широкое распространение линий домашних лошадей
- Фактическое археологическое описание самарской культуры (на русском языке). Архивировано 22 января 2018 г. на Wayback Machine.