Язычество
Язычество (от классической латыни pāgānus «сельский», «деревенский», позже «гражданский») — термин, впервые использованный в четвёртом веке ранними христианами для обозначения людей в Римской империи , практиковавших политеизм . [1] или этнические религии, отличные от иудаизма . Во времена Римской империи люди попадали в языческий класс либо потому, что они становились все более сельскими и провинциальными по сравнению с христианским населением, либо потому, что они не были milites Christi (воинами Христа). [2] [3] Альтернативными терминами, используемыми в христианских текстах, были эллин , язычник и язычник . [1] Ритуальное жертвоприношение было неотъемлемой частью древней греко-римской религии. [4] и считалось показателем того, был ли человек язычником или христианином. [4] Язычество в широком смысле означало «религию крестьянства » . [1] [5]
Во время и после Средневековья термин «язычество» применялся к любой нехристианской религии , и этот термин предполагал веру в « ложных богов ». [6] [7] Происхождение применения термина «язычество» к многобожию обсуждается. [8] В 19 веке язычество было принято в качестве самоописания членами различных художественных групп, вдохновленных древним миром . В 20-м веке его стали применять в качестве самоописания практикующие современное язычество , современные языческие движения и политеистические реконструкционисты . Современные языческие традиции часто включают в себя верования или практики, такие как поклонение природе , которые отличаются от верований крупнейших мировых религий. [9] [10]
Современные знания о старых языческих религиях и верованиях происходят из нескольких источников, включая записи антропологических полевых исследований , свидетельства археологических артефактов и исторические отчеты древних писателей о культурах, известных с классической античности . Большинство современных языческих религий, существующих сегодня, выражают мировоззрение , которое является пантеистическим , панентеистическим , политеистическим или анимистическим , но некоторые из них являются монотеистическими . [11] [12] [13]
Номенклатура и этимология
[ редактировать ]Языческий
[ редактировать ]Крайне важно с самого начала подчеркнуть, что до 20-го века люди не называли себя язычниками, чтобы описать религию, которую они исповедовали. Понятие язычества, как оно обычно понимается сегодня, было создано ранней христианской церковью. Это был ярлык, который христиане навешивали на других, одна из антитез, игравших центральную роль в процессе христианского самоопределения. Таким образом, на протяжении всей истории оно обычно использовалось в уничижительном смысле.
- Оуэн Дэвис , Язычество: очень краткое введение, 2011 г. [8]
Термин «язычник» происходит от позднелатинского paganus , возрожденного в эпоху Возрождения . Само по себе происходящее от классического латинского pagus , которое первоначально означало «регион, ограниченный маркерами», paganus также стало означать «сельский житель или относящийся к нему», «сельский житель», «сельский житель»; в более широком смысле, « деревенский », «неученый», « неотесанный », « неотесанный »; на римском военном жаргоне — «небоевой», «гражданский», «неквалифицированный солдат». Оно родственно слову pangere («закрепить», «фиксировать или прикрепить») и в конечном итоге происходит от протоиндоевропейского *pag- («фиксировать» в том же смысле): [14]
Принятие латинскими христианами слова «paganus» в качестве всеобъемлющего, уничижительного термина для многобожников представляет собой непредвиденную и исключительно длительную победу внутри религиозной группы слова латинского сленга, изначально лишенного религиозного значения. Эволюция произошла только на латинском западе и в связи с латинской церковью. В других местах эллин или язычник ( этникос ) оставался словом, обозначающим язычника; а paganos продолжал оставаться чисто светским термином с оттенком низшего и обыденного.
- Питер Браун , Поздняя античность , 1999 г. [15]
Средневековые писатели часто предполагали, что язычество как религиозный термин было результатом моделей обращения во время христианизации Европы , когда люди в городах и поселках обращались легче, чем жители отдаленных регионов, где старые обычаи, как правило, сохранялись. Однако эта идея имеет множество проблем. Во-первых, использование этого слова в отношении нехристиан предшествует этому периоду истории. Во-вторых, язычество в Римской империи было сосредоточено в городах. Идея городского христианства в отличие от сельского язычества не могла прийти в голову римлянам во времена раннего христианства . В-третьих, в отличие от таких слов, как «rusticitas» , слово paganus еще не полностью приобрело значения (некультурной отсталости), используемые для объяснения того, почему его можно было применить к язычникам. [16]
Паганус , скорее всего, приобрел свое значение в христианской номенклатуре через римский военный жаргон (см. Выше). Ранние христиане переняли военные мотивы и считали себя Milites Christi (солдатами Христа). [14] [16] Хороший пример того, как христиане до сих пор используют paganus в военном контексте, а не в религиозном, можно найти в книге De Тертуллиана Corona Militis XI.V, где христианин упоминается как paganus ( гражданский ): [16]
Для него [Христа] язычник является таким же верным воином, как язычник является верным воином. [17] | У Него [Христа] верный гражданин является солдатом, так же как верный солдат является гражданином. [18] |
Паганус приобрел свой религиозный оттенок к середине IV века. [16] Еще в V веке слово paganos метафорически использовалось для обозначения лиц, находящихся за пределами христианской общины. Спустя разграбления Рима вестготами после чуть более пятнадцати лет после христианского преследования язычества при Феодосии I , [19] стали распространяться слухи, что старые боги заботились о городе больше, чем христианский Бог. В ответ Августин Гиппонский написал De Civitate Dei Contra Paganos («Город Божий против язычников»). В нем он противопоставил падший «город Человеческий» «граду Божьему», гражданами которого в конечном итоге были все христиане. Следовательно, иностранные захватчики были «не городскими» или «сельскими». [20] [21] [22]
Термин «язычник» не встречался в английском языке до 17 века. [23] Помимо слов «неверный» и «еретик» , оно использовалось как один из нескольких уничижительных христианских аналогов гоев ( גוי / נכרי ), используемых в иудаизме, а также кафиров ( كافر , «неверующий») и мушриков ( مشرك , «идолопоклонник»), как в Ислам. [24]
Греческий
[ редактировать ]В латиноязычной Западной Римской империи недавно христианизированной Римской империи греческий койне стал ассоциироваться с традиционной политеистической религией Древней Греции и считался иностранным языком ( lingua peregrina ) на западе. [25] Ко второй половине IV века в грекоязычной Восточной империи язычников — как это ни парадоксально — чаще всего называли эллинами ( Ἕλληνες , букв. «Греки»). Это слово почти полностью перестало использоваться в культурном смысле. [26] [27] Это значение оно сохраняло примерно в течение первого тысячелетия христианства.
На это повлияли первые члены христианства, которые были евреями . Евреи того времени отличались от иностранцев скорее религиозными, чем этнокультурными стандартами , и ранние евреи-христиане поступали так же. Поскольку эллинская культура была доминирующей языческой культурой на римском востоке, язычников называли эллинами. Христианство унаследовало еврейскую терминологию для неевреев и адаптировало ее для обозначения нехристиан, с которыми они контактировали. Это использование записано в Новом Завете . В Павла посланиях эллин почти всегда сопоставляется с ивритом, независимо от фактической этнической принадлежности. [27]
Использование эллина как религиозного термина изначально было частью исключительно христианской номенклатуры, но некоторые язычники стали демонстративно называть себя эллинами. Другие язычники даже предпочитали узкое значение этого слова из широкой культурной сферы более конкретной религиозной группировке. Однако было много как христиан, так и язычников, которые категорически возражали против эволюции терминологии. Влиятельный архиепископ Константинопольский Григорий Назианзин , например, обиделся на попытки империи подавить эллинскую культуру (особенно в отношении разговорного и письменного греческого языка) и открыто критиковал императора. [26]
Растущая религиозная стигматизация эллинизма оказала сдерживающее воздействие на эллинскую культуру к концу IV века. [26]
Однако к поздней античности можно было говорить на греческом как на основном языке, не считая себя эллинцем. [28] Давно установившееся использование греческого языка как в Восточной Римской империи, так и за ее пределами в качестве лингва-франка , по иронии судьбы, позволило ему вместо этого стать центральным фактором, способствующим распространению христианства, о чем свидетельствует, например, использование греческого языка в Посланиях Павла . [29] В первой половине V века греческий язык был основным языком общения епископов. [30] и Acta Conciliorum («Акты церковных соборов») первоначально были записаны на греческом языке, а затем переведены на другие языки. [31]
язычник
[ редактировать ]Язычник происходит от древнеанглийского hæðen (не христианского или еврейского); ср. Древнескандинавский heiðinn . Это значение термина произошло от готского haiþno ( женщина- язычница ), которое использовалось для перевода эллинского языка. [32] в Библии Вульфилы , первом переводе Библии на германский язык . Возможно, на это повлияла греческая и латинская терминология того времени, используемая для язычников. Если это так, то оно может быть получено от готского haiþi (жилище на пустоши ). Однако это не засвидетельствовано . Это может быть даже заимствование греческого ἔθνος ( этнос ) через армянского гетанос . [33]
Этот термин недавно был возрожден в формах «Язычество» и «Язычество» (часто, но не всегда с заглавной буквы) как альтернативные названия германского неоязыческого движения, приверженцы которого могут идентифицировать себя как язычники.
Определение
[ редактировать ]Возможно, было бы заблуждением даже сказать, что в начале [нашей эры] существовала такая религия, как язычество... Возможно, было бы менее запутанно сказать, что язычники, до их конкуренции с христианством, вообще не имели религии в том смысле, в котором это слово обычно используется сегодня. У них не было традиции дискурса по ритуальным или религиозным вопросам (кроме философских дебатов или антикварных трактатов), не было организованной системы верований, которой их просили придерживаться, не было структуры власти, свойственной религиозной сфере, и, прежде всего, не было приверженности конкретная группа людей или набор идей, отличных от их семейного и политического контекста. Если это правильный взгляд на языческую жизнь, то из этого следует, что мы должны смотреть на язычество просто как на религию, изобретенную в течение второго-третьего веков нашей эры в соревновании и взаимодействии с христианами, евреями и другими.
- Дж. А. Норт 1992, 187–88, [34]
Определение язычества сложно и проблематично. Важно понимать контекст связанной с ним терминологии. [35] Ранние христиане называли множество разнообразных культов вокруг себя единой группой из соображений удобства и риторики . [36] Хотя язычество обычно подразумевает политеизм , основное различие между классическими язычниками и христианами не было различием между монотеизмом и политеизмом, поскольку не все язычники были строго политеистами. На протяжении всей истории многие из них верили в верховное божество . Однако большинство таких язычников верили в класс подчиненных богов/ даймонов (см. генотеизм) или божественных эманаций . [13] Для христиан самым важным различием было то, поклоняется ли кто-то единому истинному Богу . Те, кто этого не делал (политеист, монотеист или атеист ), были аутсайдерами Церкви и поэтому считались язычниками. [37] Точно так же классические язычники сочли бы странным различать группы по количеству божеств, которым поклоняются последователи. Они считали бы жреческие коллегии (такие как Коллегия понтификов или Эпулонов ) и культовые практики более значимыми различиями. [38]
Ссылаться на язычество как на дохристианскую местную религию также несостоятельно. Не все исторические языческие традиции были дохристианскими или коренными для мест поклонения. [35]
Благодаря истории своей номенклатуры язычество традиционно охватывает коллективные дохристианские и нехристианские культуры в классическом мире и вокруг него ; включая представителей греко-римских, кельтских, германских и славянских племен. [39] Однако современный язык фольклористов и современных язычников , в частности, расширил первоначальный четырехтысячелетний диапазон, использовавшийся ранними христианами, и включил в него аналогичные религиозные традиции, уходящие далеко в доисторические времена . [40]
Восприятие
[ редактировать ]Христиане стали приравнивать язычество к чувству гедонизма, представляющему тех, кто чувственен, материалистичен, потакает своим прихотям, не заботится о будущем и не интересуется более распространенными религиями. Язычников обычно описывали с точки зрения этого мирского стереотипа , особенно среди тех, кто обращал внимание на то, что они воспринимали как ограничения язычества. [41] Так, Г. К. Честертон писал: «Язычник с поразительным благоразумием отправился наслаждаться. К концу своей цивилизации он обнаружил, что человек не может наслаждаться собой и продолжать наслаждаться чем-либо еще». [42] В противоположность этому, поэт Суинберн прокомментировал ту же самую тему: «Ты победил, о бледный галилеянин; мир стал серым от твоего дыхания; Мы пили летийское и питались полнотой смерти». [43]
Этноцентризм
[ редактировать ]Недавно были предложены этноцентрические и моральные абсолютистские истоки общего использования термина «язычник». [44] [45] ученый Дэвид Петтс отмечает, что, особенно ссылаясь на христианство, «... местные религии определяются в отличие от привилегированных «мировых религий»; они становятся всем, чем мировые религии не являются, а не исследуются как самостоятельный предмет. ." [46] Кроме того, Петтс отмечает, как различные духовные, религиозные и метафизические идеи, заклейменные как «языческие» из разных культур, изучались в противовес авраамизму в ранней антропологии, бинарному подходу, который он связывает с этноцентризмом и колониализмом. [47]
История
[ редактировать ]доисторический
[ редактировать ]Бронзовый век – ранний железный век
[ редактировать ]Древняя история
[ редактировать ]Классическая античность
[ редактировать ]Людвиг Фейербах определил язычество классической античности , которое он назвал Heidentum («язычество») как «единство религии и политики, духа и природы, бога и человека». [48] оговаривается наблюдением, что человек с языческой точки зрения всегда определяется этнической принадлежностью , т. е. в результате каждая языческая традиция является также национальной традицией. Вместо этого современные историки определяют язычество как совокупность культовых действий, происходящих в гражданском, а не национальном контексте, без письменного вероучения или чувства ортодоксальности . [49]
Поздняя античность и христианизация
[ редактировать ]Развитие религиозной мысли обширной Римской империи в период поздней античности необходимо рассматривать отдельно, поскольку это контекст, в котором само раннее христианство развивалось как один из нескольких монотеистических культов, и именно в этот период возникла концепция язычество развивалось на первом месте. Когда христианство возникло из иудаизма Второго Храма и эллинистического иудаизма , оно вступило в конкуренцию с другими религиями, пропагандирующими языческий монотеизм, включая культы Диониса , [50] Неоплатонизм , митраизм , гностицизм и манихейство . [ нужна ссылка ] Дионис, в частности, демонстрирует значительные параллели с Христом, так что многие ученые пришли к выводу, что превращение Иисуса, странствующего раввина, в образ Христа-Логоса , божественного спасителя, напрямую отражает культ Диониса. Они указывают на символизм вина и важность, которую оно имело в мифологии, окружающей Диониса и Иисуса Христа; [51] [52] Уик утверждает, что использование символики вина в Евангелии от Иоанна , включая историю о бракосочетании в Кане , где Иисус превращает воду в вино , было направлено на то, чтобы показать превосходство Иисуса над Дионисом. [53] Сцену в «Вакханках» , где Дионис предстает перед царем Пенфеем по обвинению в утверждении божественности, сравнивают со сценой Нового Завета, где Иисус допрашивается Понтием Пилатом . [53] [54] [55]
Постклассическая история
[ редактировать ]Средневековая церковь обвиняла секты, считавшиеся еретическими, такие как вальденсы и катары, в участии в языческих обрядах плодородия. [56]
Ислам в Аравии
[ редактировать ]Арабское язычество постепенно исчезло в эпоху Мухаммеда в результате исламизации . [57] [58] Священными месяцами арабских язычников были 1-й, 7-й, 11-й и 12-й месяцы исламского календаря. [59] После того как Мухаммед завоевал Мекку, он решил обратить язычников. [60] [61] [62] Одной из последних военных кампаний, которые Мухаммед приказал против арабских язычников, было снос Зул-Халасы . Это произошло в апреле и мае 632 года нашей эры, в 10 году хиджры по исламскому календарю. Зул Халаса упоминается как идол и храм, и некоторые называли его Каабой Йемена , построенной и почитаемой многобожными племенами. [63] [64] [65]
Современная история
[ редактировать ]Раннее Новое Возрождение
[ редактировать ]Интерес к языческим традициям впервые возродился в эпоху Возрождения , когда магия эпохи Возрождения практиковалась как возрождение греко-римской магии . В XVII веке описание язычества из теологического аспекта превратилось в этнологический , религии стали понимать как часть этнической идентичности народов, а изучение религий так называемых первобытных народов поставило вопросы о том, окончательное историческое происхождение религии . Жан Боден рассматривал языческую мифологию как искаженную версию христианских истин. [66] Николя Фабри де Пейреск рассматривал языческие религии Африки своего времени как реликвии, которые в принципе были способны пролить свет на историческое язычество классической античности. [67]
Поздний современный романтизм
[ редактировать ]Великий Бог! Я предпочел бы быть
Язычник, вскормленный устаревшим вероучением;
Так мог бы и я, стоя на этом приятном берегу,
Иметь проблески, которые сделали бы меня менее несчастным;
Увидишь Протея, поднимающегося из моря;
Или услышать, как старый Тритон трубит в свой рог, украшенный венком.- Уильям Вордсворт , « Мир слишком велик с нами », строки 9–14.
18-19 веков Язычество вновь всплывает на поверхность как тема восхищения в романтизме , особенно в контексте литературного кельтского , славянского и викингского возрождения, которое изображало исторических кельтских , славянских и германских политеистов как благородных дикарей .
В XIX веке также наблюдался большой научный интерес к реконструкции языческой мифологии на основе фольклора или сказок. Это было особенно предпринято братьями Гримм , особенно Якобом Гриммом в его Тевтонской мифологии и Элиасом Лённротом при составлении « Калевалы» . Работы братьев Гримм повлияли на других коллекционеров, одновременно вдохновив их на сбор сказок и заставив их поверить в то, что сказки той или иной страны особенно репрезентативны для нее, пренебрегая межкультурным влиянием. Среди тех, кто оказал влияние, были россиянин Александр Афанасьев , норвежцы Питер Кристен Асбьёрнсен и Йорген Мо , а также англичанин Джозеф Джейкобс . [68]
Интерес романтиков к неклассической античности совпал с подъемом романтического национализма и возникновением национального государства в контексте революций 1848 года , что привело к созданию национальных эпосов и национальных мифов для различных недавно образованных государств. Языческие или фольклорные темы также были распространены в музыкальном национализме того периода.
Современное язычество
[ редактировать ]Современное язычество , или неоязычество, включает реконструированные религии, такие как римский политеистический реконструкционизм , эллинизм , славянская родная вера , кельтский реконструктивистский язычество или язычество , а также современные эклектичные традиции, такие как Викка и ее многочисленные ответвления, неодруидизм и дискордианство .
Однако часто существует различие или разделение между некоторыми политеистическими реконструкционистами, такими как эллинисты, и неоязычниками-возрожденцами, такими как виккане. Разногласия существуют по многочисленным вопросам, таким как важность точной ортопраксии согласно доступным древним источникам, использование и концепция магии, какой календарь использовать и какие праздники соблюдать, а также использование самого термина «язычество». [69] [70] [71]
В 1717 году Джон Толанд стал первым избранным главой Ордена Древних Друидов, который стал известен как Британский Круг Универсальных Связей. [72] Многие возрождения, в частности Викка и нео-друидизм, уходят своими корнями в романтизм XIX века и сохраняют заметные элементы оккультизма или теософии , которые были распространены тогда, что отличает их от исторической сельской ( языческой ) народной религии. Однако большинство современных язычников верят в божественный характер мира природы, и язычество часто называют земной религией. [73]
Есть ряд авторов-неоязычников, которые исследовали связь движений политеистического возрождения XX века с историческим политеизмом, с одной стороны, и современными традициями народной религии, с другой. Исаак Боневиц ввел терминологию, позволяющую провести это различие. [74]
- неоязычество
- Всеохватывающее современное языческое движение возрождения, которое фокусируется на почитании природы/живых, дохристианских религиях и/или других духовных путях, основанных на природе, и часто включает современные либеральные ценности. [ нужна ссылка ] . Это определение может включать такие группы, как Викка , неодруидизм, язычество и славянская исконная вера.
- Палеязычество
- Ретроним , придуманный для контраста с неоязычеством , оригинальными политеистическими, ориентированными на природу религиями, такими как доэллинистическая греческая и доимперская римская религия до переселения народов, , германским язычеством как описано Тацитом , или кельтским политеизмом , как описано Юлием Цезарем .
- Месоязычество
- Группа, которая находится или находилась под значительным влиянием монотеистических, дуалистических или нетеистических мировоззрений, но смогла сохранить независимость религиозных практик. В эту группу входят аборигены Америки , а также аборигены Австралии , эпохи викингов норвежское язычество и духовность Нью Эйдж . Влияния включают в себя: спиритуализм и многие афро-диаспорические религии, такие как гаитянское вуду , сантерия религия и эспириту. Исаак Боневиц включает Британскую традиционную Викку . в это подразделение
Пруденс Джонс и Найджел Пенник в своей книге «История языческой Европы» (1995) классифицируют языческие религии как характеризующиеся следующими чертами:
- Политеизм : языческие религии признают множественность божественных существ, которые могут или не могут считаться аспектами основного единства ( различие мягкого и жесткого политеизма ).
- Основанное на природе : в некоторых языческих религиях существует концепция божественности природы , которую они рассматривают как проявление божественного, а не как падшее творение, найденное в дуалистической космологии .
- Священная женственность : некоторые языческие религии признают женский божественный принцип, идентифицируемый как Богиня (в отличие от отдельных богинь ) рядом или вместо мужского божественного принципа, выраженного в Авраамическом Боге . [75]
В наше время язычество и язычество все чаще используются для обозначения тех ветвей современного язычества, вдохновленных дохристианскими религиями германских, скандинавских и англосаксонских народов. [76]
В Исландии члены Асатруарфелагид составляют почти 2% от общей численности населения. [77] следовательно, это почти шесть тысяч человек. В Литве многие люди исповедуют Ромуву — возрожденную версию дохристианской религии этой страны. Литва была одной из последних областей Европы, подвергшихся христианизации. Одинизм официально утвердился в Австралии, по крайней мере, с 1930-х годов. [78]
Этнические религии дохристианской Европы
[ редактировать ]- Протоиндоевропейская мифология
- Албанская мифология
- Балтийская мифология
- Баскская мифология
- Кельтский политеизм
- Этрусская мифология
- Финские мифологии
- Германское язычество
- Древнегреческая религия
- Минойская религия
- марийская религия
- Скандинавская мифология
- Религия в Древнем Риме
- Саамский шаманизм
- Славянское язычество
- фракийская религия
См. также
[ редактировать ]- Анимизм
- Крипто-язычество
- дайавизм
- религиозные религии
- Религии Восточной Азии
- Элевсинские мистерии
- Генотеизм
- Юнгианская психология
- Кеметизм
- Список язычников
- Список современных языческих движений
- Список современных языческих храмов
- Список религий и духовных традиций
- Миф и ритуал
- Натуралистический пантеизм
- Поклонение природе
- Панентеизм
- Политеизм
- Светское язычество
- Сентиентизм
- Тотемизм
- Добродетельный язычник
- Поклонение небесным телам
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Питер Браун (1999). «Язычник». В Глене Уоррене Бауэрсоке; Питер Браун; Олег Грабарь (ред.). Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру . Издательство Гарвардского университета. стр. 625–26 . ISBN 978-0-674-51173-6 .
- ^ Джей Джей О'Доннелл (1977), Paganus : Evolution and Use . Архивировано 29 марта 2019 года в Wayback Machine , Classical Folia , 31 : 163–69.
- ^ Августин, Дайверы. Вопрос. 83.
- ^ Jump up to: а б Джонс, Кристофер П. (2014). Между язычником и христианином . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-72520-1 .
- ^ Оуэн Дэвис (2011). Язычество: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–2. ISBN 978-0-19-162001-0 .
- ^ Каарина Айтамурто (2016). Язычество, традиционализм, национализм: нарративы русского родноверия . Рутледж. стр. 12–15. ISBN 978-1-317-08443-3 .
- ^ Оуэн Дэвис (2011). Язычество: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–6, 70–83. ISBN 978-0-19-162001-0 .
- ^ Jump up to: а б Дэвис, Оуэн (2011). Язычество: очень краткое введение . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0191620010 .
- ^ Язычество , Оксфордский словарь (2014).
- ↑ Язычество . Архивировано 25 июня 2018 года в Wayback Machine , Энциклопедия религии и природы , Брон Тейлор (2010), Oxford University Press, ISBN 978-0199754670
- ^ Льюис, Джеймс Р. (2004). Оксфордский справочник новых религиозных движений . Издательство Оксфордского университета. п. 13. ISBN 0-19-514986-6 .
- ^ Ханеграфф, Воутер Дж. (1006). Религия Нью Эйдж и западная культура: эзотерика в зеркале светской мысли . Академическое издательство «Брилл». п. 84. ИСБН 90-04-10696-0 .
- ^ Jump up to: а б Кэмерон 2011 , стр. 28, 30.
- ^ Jump up to: а б Харпер, Дуглас. «язычник (сущ.)» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 18 июля 2013 г.
- ^ Питер Браун, в Глен Уоррен Бауэрсок, Питер Роберт Ламонт Браун, Олег Грабарь, ред., Поздняя античность: путеводитель по постклассическому миру , 1999, св. Пэган.
- ^ Jump up to: а б с д Кэмерон, 2011 г. , стр. 14–15.
- ^ De Corona Militis XI.V
- ^ Доникейские отцы III, корона XI
- ^ « Феодосий I», Католическая энциклопедия , 1912» .
- ^ «Город Божий». DVD Britannica Ultimate Reference Suite , 2003.
- ^ Истории Орозия 1. Прол. «Язычниками называются пришельцы из града Божия».
- ^ К. Морманн, Vigiliae Christianae 6 (1952) 9 и далее; Оксфордский словарь английского языка , (онлайн), 2-е издание (1989 г.), архивировано 25 июня 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ OED « приводит примеры Эдварда Гиббона , Упадка и падения Римской империи» Vol. II, «Глава XXI: Преследование ереси, состояние церкви. Часть VII» (1776 г.): «Расколы христианства приостановили разрушение язычества».
- ^ Айзенштадт, SN (1983). «Трансцендентальные видения – потустороннее – и его трансформации: еще несколько комментариев о Л. Дюмоне. Религия » 13:1–17, с. 3.
- ^ Августин, Исповедь 1.14.23; Моатии, «Перевод, миграция и коммуникация», с. 112.
- ^ Jump up to: а б с Кэмерон, Алан Г.; Лонг, Жаклин; Шерри, Ли (1993). «2: Синезий Киренский; VI: Дион ». Варвары и политика при дворе Аркадия . Издательство Калифорнийского университета . стр. 66–67. ISBN 978-0520065505 .
- ^ Jump up to: а б Кэмерон, 2011 г. , стр. 16–17.
- ^ Саймон Суэйн, «Защищая эллинизм: Филострат в честь Аполлония», в «Апологетике», стр. 173.
- ^ Тредголд, История Византийского государства, с. 5.
- ^ Миллар, Греческая Римская империя, стр. 97–98.
- ^ Миллар, Греческая Римская империя, с. 98.
- ^ см . Марка 7:26
- ^ Харпер, Дуглас. «язычник (сущ.)» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 18 июля 2013 г.
- ^ Кэмерон 2011 , стр. 26–27.
- ^ Jump up to: а б Дэвис 2011 , Определение язычества.
- ^ Кэмерон 2011 , с. 26.
- ^ Кэмерон 2011 , стр. 27, 31.
- ^ Кэмерон 2011 , с. 29.
- ^ Кэмерон 2011 , с. 28.
- ^ Дэвис 2011 , Глава 1: Древний мир.
- ^ Антонио Виргили, Тайны и восточные культы в Помпеях, Риме, Гангеми, 2008 г.
- ^ Еретики , Г.К. Честертон, 2007, Hendrickson Publishers Inc., стр. 88
- ^ "Гимн Прозерпине"
- ^ Ханеграаф, Воутер (2016). «Реконструкция «религии» снизу вверх» . Нумен . 63 (5/6): 576–605. дои : 10.1163/15685276-12341439 . hdl : 11245.1/8b66dd94-5e6c-4c56-95ec-dbf822201e46 . JSTOR 44505310 . S2CID 171686966 .
- ^ Блумберг, Антония (27 мая 2016 г.). «Чего нельзя говорить, когда встречаешь язычника» . Хаффингтон Пост . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ Петтс, Дэвид (26 мая 2011 г.). Язычество и христианство: религиозные изменения в Европе раннего средневековья . Лондон: Бристоль Классикал Пресс. п. 31. ISBN 978-0-7156-3754-8 .
- ^ Курбаж, Мелани. «Курбаж-он-Петтс, «Язычество и христианство: религиозные изменения в Европе раннего средневековья» » . Гуманитарные и социальные науки онлайн . Х-немецкий . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ см . гражданская, естественная и мифическая теология Марка Теренция Варрона
- ^ Краткое изложение современной точки зрения дано в книге Робин Лейн Фокс, Язычники и христиане , 1989, стр. 31 и далее. : «Современный акцент на культовых действиях язычества был также признан самими язычниками. Это сформировало то, как они проверяли и проверяли христиан».
- ^ Э. Кесслер, Дионисийский монотеизм в Неа Пафосе, Кипр. «две монотеистические религии, дионисическая и христианская, существовали одновременно в Неа Пафосе в IV веке нашей эры [...] особая иконография Гермеса и Диониса на панели Богоявления Диониса [...] представляет собой кульминацию языческого иконографическая традиция, в которой божество-младенец восседает на коленях другой божественной фигуры; этот языческий мотив был заимствован раннехристианскими художниками и развит в стандартизированную икону Богородицы с Младенцем. Таким образом, мозаика помогает обосновать существование языческого монотеизма. " [1]
- ^ Павсаний , Описание Греции 6. 26. 1–2.
- ^ Афиней , Deipnosophistae 2. 34a
- ^ Jump up to: а б Вик, Питер (2004). «Иисус против Диониса? Вклад в контекстуализацию Евангелия от Иоанна» . Библика . 85 (2). Рим: Папский библейский институт: 179–98 . Проверено 10 октября 2007 г.
- ^ Исследования по ранней христологии , Мартин Хенгель , 2005, с. 331 ( ISBN 0567042804 )
- ^ Пауэлл, Барри Б., Классический миф , второе изд. С новыми переводами древних текстов Герберта М. Хоу. Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc., 1998.
- ^ Бирн, JP (2017). Мир Италии эпохи Возрождения: Энциклопедия повседневной жизни [2 тома] . АВС-КЛИО. п. 626. ИСБН 978-1-4408-2960-4 . Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ Мубаракпури, Сайфур Рахман Аль (2005), Запечатанный нектар: биография Благородного Пророка , Публикации Даруссалама, стр. 245–46, ISBN 978-9960-899-55-8
- ^ Мухаммад Саед Абдул-Рахман, Тафсир Ибн Касир Джуз 2 (Часть 2): от Аль-Бакара 142 до Аль-Бакара 252, 2-е издание. Архивировано 2 января 2023 г. в Wayback Machine , стр. 139, MSA Publication Limited, 2009 г., ISBN 1861796765 . ( онлайн )
- ^ Мубаракпури, Запечатанный нектар (бесплатная версия) [ постоянная мертвая ссылка ] , с. 129
- ^ Саад, Ибн (1967). Книга ат-табакат аль-кабир, Ибн Саад, том 2 . Пакистанское историческое общество. п. 380. АСИН B0007JAWMK .
- ^ Рахман аль-Мубаракпури, Сайфур (2005), Запечатанный нектар , Публикации Даруссалама, стр. 269, ISBN 9798694145923
- ^ Муфтий М. Мукаррам Ахмед (2007), Энциклопедия ислама , Anmol Publications Pvt Ltd, стр. 103, ISBN 978-81-261-2339-1
- ^ Робертсон Смит, Уильям (2010). Родство и брак в ранней Аравии . Забытые книги. п. 297. ИСБН 978-1-4400-8379-2 .
- ^ С. Салиби, Камаль (2007). Кем был Иисус?: Заговор в Иерусалиме . Таурис Парк в мягкой обложке. п. 146. ИСБН 978-1-8451-1314-8 .
- ^ Мубаракпури, Сайфур Рахман Аль (2002). Когда Луна раскололась . ДарусСалам. п. 296. ИСБН 978-9960-897-28-8 .
- ^ Франклин, Дж. Х. (2017). Жан Боден . Тейлор и Фрэнсис. п. 413. ИСБН 978-1-351-56179-2 . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Было бы очень приятно провести сравнение с тем, что сохранилось от древнего язычества в наших старых книгах, чтобы лучше [понять] их дух». Питер Н. Миллер, «История религии становится этнологией: некоторые свидетельства из Африки Пейреска», Журнал истории идей 67.4 (2006) 675–96. [2]
- ^ Джек Зипес, Великая сказочная традиция: от Страпаролы и Базиля до братьев Гримм , с. 846, ISBN 0-393-97636-X
- ^ «Часто задаваемые вопросы по эллинизму» . Котел: Языческий форум . Проверено 25 марта 2015 г.
- ^ «Язычники» . Верховный совет этнических эллинов . Проверено 7 сентября 2007 г.
- ^ Арлеа Аншютц, Штормерн Хант (1997). «Зовите нас язычниками!» . Журнал Языческой Федерации. Архивировано из оригинала 12 июля 2013 года . Проверено 7 сентября 2007 г.
- ^ «Религии – Язычество: История современного язычества» . Би-би-си . 2 октября 2002 года . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Языческие верования: природа, друиды и ведьмы» . BBC Религия и этика . Проверено 25 марта 2015 г.
- ^ «Определение язычества: палео-, мезо- и нео-». Архивировано 3 апреля 2005 г. в Wayback Machine (версия 2.5.1), 1979, 2007 г., Исаак Боневиц.
- ^ Джонс, Пруденс; Пенник, Найджел (1995). История языческой Европы . п. 2. Рутледж.
- ^ «Язычество: язычество» . Би-би-си – Религии . Проверено 25 марта 2015 г.
- ^ Статистика Исландии - Статистика >> Население >> Религиозные организации. Архивировано 9 июня 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ «Одинический обряд Австралии» . Проверено 25 марта 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмерон, Алан Г. (2011). Последние язычники Рима . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199780914 . OCLC 553365192 .
- Дэвис, Оуэн (2011). Язычество: очень краткое введение . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0191620010 .
- Хуа, Йи Фен. рецензия на книгу: Мария Эффингер / Корнелия Логеманн / Ульрих Пфистерер (редакторы): Образы богов и идолопоклонников в период раннего Нового времени. Взгляд Европы на иностранные религии. В: см. пункт 13 (2013 г.), № 5 [15 мая 2013 г.], URL: http: //www.sehepoints.de/2013/05/21410.html . (Рецензия на книгу на английском языке).
- Роберт П. и Скотт Н. (1995). История языческой Европы . Нью-Йорк, Barnes & Noble Books, ISBN 0-7607-1210-7 .
- Йорк, Майкл (2003). Языческое богословие: язычество как мировая религия, издательство Нью-Йоркского университета, ISBN 0-8147-9708-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарное определение язычника в Викисловаре
- Цитаты, связанные с язычеством , в Wikiquote