Светское язычество
Светское язычество — это мировоззрение, поддерживающее добродетели и принципы, связанные с язычеством , при сохранении светского мировоззрения. Подходы, также называемые натуралистическим язычеством или гуманистическим язычеством , различаются, но обычно включают уважение к живым существам и самой Земле, одновременно отвергая веру в божеств. Светские язычники могут считать богинь/богов полезными метафорами различных жизненных циклов или переосмыслить магию как чисто психологическую практику. Эту ветвь язычества можно также назвать атеоязычеством . [1]
Историческая справка
[ редактировать ]По мере христианизации Европы отцы церкви регулярно секуляризовали языческие божества и мифы посредством эвгемеризма — практики, при которой божества интерпретировались как исторические личности, которым в какой-то момент стали поклоняться как богам. [2] Климент Александрийский резюмировал этот подход в Cohortatio ad gentes , обращаясь к язычникам: «Те, кому вы кланяетесь, когда-то были людьми, подобными вам». [3]
В XVIII веке было создано значительное количество работ, стремившихся «раскрыть» концепции древнего мира, включая языческих богов. [4] Это породило рационалистические и атеистические интерпретации древних мифологических концепций, а древние тексты иногда читались так, как если бы они были написаны современниками философов Просвещения , обсуждая те же темы, что и они, с той же гуманистической точки зрения. [5]
неоязычество
[ редактировать ]Некоторые приверженцы современного язычества разработали гуманистические или светские подходы, в которых принимаются важные аспекты языческого мировоззрения, но божества не почитаются как реальные или сверхъестественные существа. Эти подходы принимают самые разные формы.
В 19 веке французский писатель Луи Менар использовал термин «мистическое язычество» для своей попытки создать замену организованной религии, в которой он использовал гуманистический подход, чтобы признать важность символов и иррационального. Эта концепция оказала значительное влияние на поэта Леконта де Лиля и парнасское движение. [6]
Некоторые языческие сторонники возрождения вдохновляются теориями Карла Юнга об архетипах и коллективном бессознательном . Юнг рассматривал эзотерические и мифологические темы светским и научным, но не пренебрежительным образом. [7]
Биолог Андреас Вебер продвигает то, что он называет «поэтической экологией» и «поэтическим материализмом». Это стало источником вдохновения для таких людей, как Хенрик Халлгрен из шведской Ассамблеи Forn Sed . [8]
Политическая теология
[ редактировать ]В контексте политической теологии философ Одо Марквард утверждал, что разделение властей — это « разочарованное возвращение многобожия»; [9] его эссе 1979 года « Похвала политеизму » вызвало споры среди немецких ученых. [9] В отличие от Маркварда, философ Якоб Таубс , защищавший секуляризованную версию апокалиптической эсхатологии , утверждал, что секуляризованная, политическая версия язычества — это тоталитаризм . [10]
См. также
[ редактировать ]- Завет язычников-унитаристов-универсалистов
- Крипто-язычество
- Культурные христиане , культурный иудаизм и культурные мусульмане
- Натуралистический пантеизм
- Теория социального цикла
- Мировое пантеистическое движение
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Грин, Марк (2019). Атеоязычество: путь почитания земли, основанный на науке . ISBN 9780578571973 .
- ^ Эвгемеризм: средневековая интерпретация классического язычества, Джон Дэниел Кук, Speculum, Vol. 2, № 4, октябрь 1927 г., с. 397.
- ↑ Цитируется в Seznec (1995) The Survival of the Pagan Gods Princeton University Press, стр. 12, где он отмечает (стр. 13) многочисленные христианские примеры, которые он упоминает: «Таким образом, эвгемеризм стал излюбленным оружием христианских полемистов, оружием, которое они создали. использование на каждом шагу».
- ^ Мануэль 1967 , с. viii.
- ^ Мануэль 1967 , стр. 132–133.
- ^ Сеймур-Смит 1985 , с. 426.
- ^ Гарделл, Маттиас (2003). Боги крови: языческое возрождение и белый сепаратизм . Дюк УП. п. 210. ИСБН 9780822330714 .
- ^ «Вы поэтический материалист? – Лодин» (на шведском языке) . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гладигоу 2004 , с. 22.
- ^ Стифхалс 2019 , с. 91.
Источники
[ редактировать ]- Гладигоу, Буркхард (2004). «Lectores ad priscumcultum revocare. Популяризированная религия или повествовательные религиоведения» [Читатели вспоминают прежние культуры. Популяризированная религия или повествовательное религиоведение. У Пигелера, Хильдегард; Прол, Инкен; Радемахер, Стефан (ред.). Религии жили. Исследования социальной формирующей силы религиозных идей и практик в прошлом и настоящем. Фестиваль Хартмута Цинзера к его 60-летию [ Живые религии. Исследования социальной творческой силы религиозных идей и практик в истории и современности. Памятное издание Хартмута Цинзера к его 60-летию (на немецком языке). Вюрцбург: Кенигсхаузен и Нойманн. ISBN 3-8260-2768-Х .
- Мануэль, Фрэнк Э. (1967) [1959]. Восемнадцатый век противостоит богам . Нью-Йорк: Атенеум.
- Сеймур-Смит, Мартин (1985) [1973]. Путеводитель по современной мировой литературе . Лондон и Бейзингсток: Макмиллан. ISBN 978-0-333-33464-5 .
- Стифхалс, Виллем (2019). Никаких духовных инвестиций в мире: гностицизм и послевоенная немецкая философия . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 91. ИСБН 978-1501730993 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Горак, Павел (2016). «Образ язычества в эпоху разума: от идолопоклонства к светской концепции политеизма». Гранат . 18 (2): 125–149. дои : 10.1558/pome.v18i2.31664 . hdl : 10195/67699 .
- Джон Холстед, изд. (2016). Безбожное язычество: голоса нетеистических язычников . ISBN 9781329988491 .
- Грин, Марк (2019). Атеоязычество: путь почитания земли, основанный на науке . ISBN 9780578571973 .