Jump to content

Во славу многобожия

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

« В похвалу многобожию (О мономифическом и полимифическом мышлении) » ( нем . Lob des Polytheismus. Über Monomythie und Polymythie ) — эссе немецкого философа Одо Маркварда , прочитанное в виде лекции в Техническом университете Берлина в 1978 году. впервые опубликовано в 1979 году в антологии и снова опубликовано в 1981 году в Книга Маркварда «Прощание с принципиальными вопросами» (нем. Abschied vom Prinzipiellen ).

В эссе утверждается, что монотеизм и Просвещение основаны на «мономифическом мышлении». [ 1 ] это означает, что они допускают только одну историю. Он также утверждает, что разделение властей и личности берет свое начало в политеизме , и утверждает, что люди должны принять то, что Маркард называет «просвещенным полимифическим мышлением» — признание нескольких историй в современном мире. [ 2 ] Марквард был профессором философии и сторонником скептицизма и плюрализма . Он принадлежал к той части немецкой философии, которая рассматривала вопросы современности через политическую теологию , которая связывает современные политические концепции с теологическими концепциями. Некоторые из положений эссе имеют предшественников в трудах Макса Вебера , Эрика Петерсона и Фридриха Ницше .

«Похвала политеизму» вызвала дискуссии и споры в Германии. Одним из первых критиков был Джейкоб Таубс , который связывал свои взгляды с крайне правой политикой . Несколько ученых-гуманитариев и богословов отреагировали на эссе, поставив под сомнение содержащиеся в нем утверждения о политеизме, личности и плюрализме.

Обложка первого издания книги Карла Шмитта Politische Theologie (Политическая теология)
В книге Карла Шмитта «Политическая теология» 1922 года утверждается, что современные политические концепции представляют собой секуляризованную теологию. [ 3 ]

Некоторые немецкоязычные философы 20-го века обращались к проблемам смысла современного мира, обсуждая современность с религиозной точки зрения. [ 4 ] Их вдохновила теорема о секуляризации, связанная с Карлом Шмиттом и Карлом Лёвитом , которая утверждает, что существует преемственность между теологией и светской политикой или наукой. Шмитт обсуждал это под названием политической теологии , которую он резюмировал, написав, что «все значимые концепции современной теории государства являются секуляризованными богословскими концепциями». [ 3 ]

Философы, участвовавшие в этих дискуссиях, различались в своих подходах и решениях выявленных ими проблем. [ 5 ] Якоб Таубс и Гершом Шолем рассматривали древнее гностическое мировоззрение как прецедент современного нигилизма и приняли его; [ 6 ] особенно Таубса, который положил начало дискуссиям о современности и гностицизме своей книгой «Западная эсхатология» (1947), [ 7 ] идентифицированный как современный гностик , считал мир незаконным и хотел, чтобы он закончился апокалиптическим разрушением. [ 8 ] Шмитт, Эрик Фогелин , Ганс Йонас , Ганс Блюменберг и Одо Марквард , с другой стороны, хотели узаконить мир таким, какой он есть, и преодолеть гностическое неприятие мира. [ 9 ]

Марквард (1928–2015) был профессором философии Гиссенского университета . [ 10 ] Он считал, что крайне важно признать человеческую конечность, продвигал философский скептицизм и плюрализм и выступал против абсолютизма, присущего немецкому идеализму . [ 11 ] Он был против поиска первых принципов и основополагающих философий , поскольку был убежден, что они неизбежно вступают в конфликт с реальностью, которая не сможет удовлетворить их требованиям. Маркард считал, что без монопольной власти в форме основополагающего принципа человек сможет жить в условиях случайностей и свободы, потому что существует множество возможностей. [ 12 ]

Маркард считал, что отсутствие смысла в современном мире привело к культурному и интеллектуальному упадку, и что решение состоит в том, чтобы заново открыть системы смысла древнего мира , особенно многобожие . [ 13 ] Его интеллектуальному сочетанию современности и многобожия предшествовал социолог Макс Вебер , который в 1910-х годах писал, что жизнь в современном мире с его различными вариантами выбора и окончательным подчинением судьбе можно понимать как форму разочарованного многобожия. Вебер писал, что такая ситуация сделала Древнюю Грецию подходящим местом для поиска моделей современного образа жизни. [ 14 ] Другим предшественником был христианский богослов Эрик Петерсон , который обсуждал возможность политеизма как политической теологии в своем эссе «Монотеизм как политическая проблема» (1935). [ 15 ] Марквард принял точку зрения Фридриха Ницше , согласно которой конец религиозного монотеизма ознаменовал начало современности. [ 15 ]

Краткое содержание

[ редактировать ]

В эссе Маркварда «Похвала политеизму» утверждается, что человеческое сознание никогда не подвергалось процессу демифологизации . Автор принципиально согласен с позициями Клода Леви-Стросса , Блюменберга и Лешека Колаковского по поводу мифов и пишет, что история демифологизации сама по себе является мифом. Маркард утверждает, что мифы — это истории, а не примитивные предшественники знаний; знание – это поиск истины, а рассказывание историй – это то, как люди взаимодействуют с известными истинами в своем жизненном мире . Из этого он делает вывод, что новые знания приведут лишь к новым мифам. Он сравнивает изменение мифов с переодеванием и пишет, что Просвещение не было « стриптизом »; «мифонудизм» невозможен. [ 16 ]

Портретная фотография Ф.В. Дж. Шеллинга
По словам Маркварда, Ф. В. Дж. Шеллинг ввел термин «новая мифология» в « Старейшей систематической программе немецкого идеализма », но в своих поздних работах проявил беспокойство по поводу мифа о прогрессе. [ 17 ]

В эссе утверждается, что мифы могут быть вредными или полезными: мономифическое мышление, допускающее только одну историю, вредно, поскольку вызывает атрофию повествования; и наоборот, полимифическое мышление — это разделение властей , при котором разные истории держат друг друга под контролем и может существовать «многообразие» каждого индивидуума. [ 18 ] По мнению Маркварда, главным примером мономифа является всемирная история как движение к эмансипации . середины XVIII века Этот миф возник в философии истории и превратил «истории» в единственную «историю». [ 19 ] Марквард называет это вторым концом полимифического мышления; первым был конец религиозного многобожия. Хотя христианская Троица может быть политеистической, история спасения монотеистична и заканчивается номиналистической «бессюжетностью». [ 20 ]

История эмансипации, пишет Марквард, возникла как неудачная попытка секуляризировать историю спасения. Как и его предшественник, это история о том, как люди перестанут быть подвержены мифам, но в конечном итоге сами станут новой мифологией. После появления новой мифологии стало проявляться беспокойство по поводу мономифа. Это выразилось в возросшем интересе к экзотике, которая включала классическую античность , ориентализм и германскую мифологию в Рихарда Вагнера творчестве . На современном Западе Марквард рассматривает маоизм , туризм и структурную этнологию как примеры того же «мифологического ориентализма». [ 21 ] Марквард утверждает, что это контрдвижение никогда не предложит решения, потому что оно просто подчиняет экзотическую мифологию мономифу прогресса и тем самым подтверждает свое господство.

Маркард говорит, что истинное решение – это «просвещенное полимифическое мышление»: [ 2 ] современный мир начался, когда монотеизм был разочарован, что также привело к «разочарованному возвращению многобожия». [ 22 ] в форме политического разделения властей и возрождения личности; последний существовал в условиях разделения властей древнего политеизма, прежде чем он был сформулирован под угрозой монотеизма. Марквард считает, что когда люди осознают, что мифы — это истории, становится возможным выявить современное полимифическое мышление, которое существует в таких областях, как научное изучение истории и в романах. Чтобы философия порвала с мономифом, утверждает он, она должна допустить инакомыслие и снова рассказывать истории, игнорируя обвинения в релятивизме и скептицизме.

История публикаций

[ редактировать ]
Обложка желтой книги с названием «Прощай, принципы»
Немецкая кавер-версия песни Farewell to Matters of Principal

Марквард прочитал лекцию «Похвала политеизму» в Берлинском техническом университете 31 января 1978 года в рамках коллоквиума Philosophie und Mythos ( букв. « Философия и миф » ). Оно появилось как эссе в антологии 1979 года, названной в честь коллоквиума, опубликованной Уолтером де Грюйтером . [ 23 ] Он был включен в сборник эссе Маркварда «Прощание с принципиальными вопросами» ( нем . Abschied vom Prinzipiellen ), который был опубликован на немецком языке издательством Reclam в 1981 году и переведен на английский Робертом М. Уоллесом в 1989 году через издательство Oxford University Press . [ 24 ] Он был выбран для Zukunft braucht Herkunft ( в переводе «Будущему нужно прошлое» ), опубликованного издательством Reclam в 2003 году как сборник наиболее важных текстов Маркварда. [ 25 ]

Марквард продолжил свои аргументы в тексте «Aufgeklärter Polytheismus — auch eine politische Theologie?» ( букв. « Просвещенный политеизм — тоже политическая теология? » ), который был опубликован в антологии 1983 года о наследии Шмитта. [ 26 ] Он обсудил свои взгляды на многобожие как необходимое условие свободы и индивидуальности в эссе 1988 года «Sola Divisione Individuum — Betrachtung über Individuum und Gewaltenteilung» ( букв. « Индивид только через разделение — соображения об индивидууме и разделении властей » ), которое было представлено на 13-м коллоквиуме исследовательской группы Poetik und Hermeneutik [ de ] . [ 27 ] [ а ]

«Похвала политеизму» цитируется во многих немецких философских трудах, но находилась в центре дискуссий и споров. [ 28 ] По словам Буркхарда Гладигоу , сопротивление, с которым оно столкнулось, стало интенсивным, потому что Марквард предложил политеизм в качестве политического решения. [ 15 ] Гладигоу писал, что резкая реакция на эту тему возникла с европоцентристской и академической точки зрения, поскольку среди населения мира лишь меньшинство придерживается номинально монотеистических религий. Даже в этих религиях монотеизм является лишь одним из нескольких элементов, составляющих религиозную практику. [ 29 ]

Групповой фотографический портрет Карла Вольфскеля, Альфреда Шулера, Людвига Клагеса, Стефана Джорджа и Альберта Вервея.
Якоб Таубс сравнил взгляды, изложенные в эссе, со взглядами группы Космикер (на фото слева направо: Карл Вольфскель , Альфред Шулер , Людвиг Клагес , Стефан Джордж и Альберт Вервей ).

В 1983 году Таубс опубликовал ответ на «Похвалу политеизма», где написал, что Маркварду следует спросить себя, не наметил ли он «философскую хореографию» для современного « Космикера »; [ 15 ] [ б ] при этом он имел в виду группу мистиков и неоязычников с кровными и почвенными тенденциями, действовавшую в Мюнхене на рубеже 20-го века. [ 30 ] Таубс сказал, что эссе создает мифическое мышление, а не описывает его. [ 15 ] [ с ] является просто повторением » отступничества Юлиана и что «обращение к мифу после Христа на самом деле . [ 31 ] [ д ] Он связал проект Маркара с Алена де Бенуа книгой «Быть ​​язычником» (1981) и тем самым связал его с неоязычеством крайне правого движения «Новое право» во Франции. [ 32 ]

Таубс отверг идею о том, что политеизм является семенем личности и разделения властей. [ 33 ] Он указал на неокантианского философа Германа Коэна , который утверждал, что эго или душа возникли в результате развития от «мифо-трагического взгляда» на политеизм, и что это можно наблюдать у Иезекииля 18 . [ 34 ] Ричард Фабер [ де ] , социолог , работающий в традициях Франкфуртской школы , [ 35 ] раскритиковал «Похвалу политеизма» в 2007 году, а также отверг аргумент Маркварда о политеизме. Фабер описал многобожие Древней Греции как саморазрушительный «олиготеизм» — теологическую олигархию , — которой было суждено потерпеть неудачу, и написал, что «плюрализм уже давно стал интегрализмом (или, скорее, корпоративизмом )». [ 33 ]

Фабер сравнил «Похвалу политеизма» с книгой Блюменберга «Работа над мифом» (1979) и написал, что Марквард, открыто принимая политеизм как политический плюрализм , «объясняет то, что только подразумевает Блюменберг». [ 36 ] В 2016 году Стефани фон Шнурбейн сгруппировала эссе Маркварда с текстами, написанными Бото Штраусом и Мартином Вальзером в 1990-х годах. [ 37 ] [ и ] Она написала, что три автора разделяют « постмодернистский , постструктуралистский и постколониальный импульс, который постулирует логику различия против объединяющей, колониализирующей логики сходства». [ 38 ] Из-за националистического подтекста текстов Штрауса и Вальзера Шнурбейн писал, что «ранняя критика Маркварда Таубсом не такая надуманная или односторонняя, как могло показаться на момент ее публикации в 1983 году». [ 38 ]

С христианской точки зрения, римско-католический богослов Алоис Хальбмайр [ де ] написал свою докторскую диссертацию в 1998 году как ответ на работы Маркварда о политеизме и монотеизме. [ 39 ] [ ж ] Хальбмайр утверждал, что разделение властей, которого требует Марквард, можно найти в христианской концепции Троицы. [ 40 ] и что Маркард принимает желаемое за действительное, когда представляет многобожие как гарантию свободы. [ 41 ] Хальбмайр призвал возобновить критические дискуссии о надежде и этике в рамках теологии и философии истории, где следует помнить о разделении властей. [ 40 ] Лютеранский богослов Клаус Кох писал, что «Похвала многобожию» написана «благородно-философским языком» с таким эффектом, что «вы не знаете, до какой степени дело считается серьезным», или был ли Маркард в нетрезвом состоянии. когда он это задумал. [ 42 ] [ г ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Единственное разделение особей» опубликовано в Фрэнк, Манфред ; Хаверкамп, Ансельм , ред. (1988). Индивидуальность (на немецком языке). Мюнхен: Вильгельм Финк Верлаг. стр. 21–34. ISBN  978-3-7705-2474-7 . Он также появляется в Марквард, Одо (2004). Индивидуальность и разделение властей (на немецком языке). Штутгарт: Восстановление. стр. 68–90. ISBN  978-3-15-018306-9 .
  2. Оригинальная цитата: « Одо Маркварду придется задаться вопросом, описывает ли его поздняя «Похвала политеизму» философскую хореографию, согласно которой эти академические «космисты» в Федеративной Республике и Франции могут представить себя » .
  3. Оригинальная цитата: « ...не только мифическое состояние ума индексируется, но и [производится]... »
  4. Оригинальная цитата: « Апелляции к мифу после Христа на самом деле являются лишь повторением отступничества Юлиана » .
  5. Речь идет о эссе Штрауса 1993 года «Angeschwellender Bocksgesang» и эссе Вальзера 1998 года «Я доверяю. Querfeldein».
  6. Диссертация защищена в 1998 г. и издана книгой в 2000 г.
  7. Оригинальная цитата: « ...в благородной, философской манере, как у Одо Маркварда, где не знаешь, насколько дело серьезно или результат нытья » .
  1. ^ Марквард 1989 , с. 93.
  2. ^ Перейти обратно: а б Маркард 1989 , с. 100.
  3. ^ Перейти обратно: а б Стифальс 2019 , с. 20.
  4. ^ Стифхалс 2019 , стр. 4, 20.
  5. ^ Стифхалс 2019 , стр. 1–2.
  6. ^ Стифхалс 2019 , с. 264.
  7. ^ Фабер 2018 , с. 115.
  8. ^ Стифхалс 2019 , стр. 1–2, 264.
  9. ^ Стифхалс 2019 , стр. 4, 264–265.
  10. ^ Университет Гиссена, 2015 .
  11. ^ Стифхалс 2019 , с. 240.
  12. ^ Fagniez, Brosteaux & Longneaux 2007 , стр. 4.
  13. ^ Стифхалс 2019 , с. 4; Гладигоу 2001 , стр. 144–145.
  14. ^ Гладигоу 2001 , с. 144.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Гладигоу 2001 , с. 145.
  16. ^ Марквард 1989 , с. 91.
  17. ^ Марквардт 1989 , стр. 97–98.
  18. ^ Марквардт 1989 , стр. 93–94.
  19. ^ Марквард 1989 , с. 94.
  20. ^ Марквард 1989 , с. 96.
  21. ^ Марквард 1989 , с. 99.
  22. ^ Марквард 1989 , с. 101.
  23. ^ Fagniez, Brosteaux & Longneaux 2007 , стр. 2; Маркард 1989 , стр. 138–139.
  24. ^ Marquard 1989 , уведомление о выпуске.
  25. ^ Fagniez, Brosteaux & Longneaux 2007 , стр. 2.
  26. ^ Марквардт 1983 , стр. 77–84.
  27. ^ Леонхардт 2003 , стр. 110, 117.
  28. ^ Фаньез, Brosteaux & Longneaux 2007 , стр. 2; Гладигоу 2001 , стр. 144–145.
  29. ^ Гладигоу 1998 , с. 329.
  30. ^ Шнурбейн 2016 , стр. 173, 191.
  31. ^ Таубс 1983 , с. 464, цитируется по Гладигоу (2001 , стр. 146).
  32. ^ Гладигоу 2001 , с. 146.
  33. ^ Перейти обратно: а б Фабер 2018 , с. 113.
  34. ^ Николлс 2015 , с. 217.
  35. ^ Фабер 2018 , viii.
  36. ^ Фабер 2018 , стр. 112–113.
  37. ^ Шнурбейн 2016 , стр. 160–162.
  38. ^ Перейти обратно: а б Шнурбейн 2016 , с. 162.
  39. ^ Хальбмайр 2000 .
  40. ^ Перейти обратно: а б Хайлер 2006 , с. 194.
  41. ^ Леонхардт 2003 , с. 116.
  42. ^ Кох 1999 , с. 873; Маркшис 2007 , с. 285.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21eead9eba0391b698156e8e9a4357ed__1718306400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/ed/21eead9eba0391b698156e8e9a4357ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
In Praise of Polytheism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)