Малагасийская мифология
Малагасийская мифология уходит корнями в устную историю и передавалась посредством повествований ( ангано , «история»), особенно в эпосе Андриамбахоака, включая цикл Ибония . По крайней мере 6% жителей Мадагаскара являются приверженцами религии, известной как Фомба Гаси , и опросы показывают, что, вероятно, по крайней мере половина исповедует некоторые ее аспекты. Приверженность Фомба Гаси высока среди сакалавцев (до 80%), поскольку они неохотно обращаются в веру иностранного происхождения. [1]
Традиционная мифология Мадагаскара повествует о божестве-создателе, называемом Занахари , и о разделении Неба и Земли между Занахари и его сыном Андрианерининой , мятежным героем и частой темой их поклонения как сыну Бога. [2] или между Занахари и земными божествами, такими как Ратовантани , которые создавали человеческие тела из глины ; в этих мифах Занахари дал жизнь людям, и их души возвращаются к нему на небо или на солнце, а их тела возвращаются к земным божествам. [3] В отличие от Andrianerinerina, слово Andriamanitra ( термин Мерины , означающий «Ароматный Господь») используется для обозначения почитаемых предков . [4] Малагасийские культуры, как правило, были политеистическими и поклонялись множеству существ, которые находились на грани между богом и почитаемым предком. [5] [6]
Роль предков
[ редактировать ]
Предки обычно рассматриваются как доброжелательная сила в жизни живых, но среди некоторых малагасийцев считается, что духи предков могут стать ангатрами (призраками мертвых), если их игнорируют или подвергают насилию. [7] Считается, что Ангатра посещает их собственные могилы и приносит болезни и несчастья тем, кто их обидел. Особым типом ангатр являются кинолы : существа, похожие на людей, но с красными глазами и длинными ногтями, которые потрошат живых людей. [7]
такие ритуалы, как фамадихана — переобертывание тел умерших каждые 5–10 лет в свежую ламбу Некоторые полагают, что (ткань ручной работы), — предотвращают киноли из-за традиционной ассоциации ламбы с хасиной , мистической и священной жизненной силой. [7] Верования, касающиеся сил и деятельности предков, сильно различаются от сообщества к сообществу на Мадагаскаре.
Фади (культурные табу)
[ редактировать ]Заявления или действия предков часто являются источником фади (табу), которые формируют социальную жизнь малагасийских общин. [ нужна ссылка ] На Мадагаскаре лемуров часто почитают и защищают фади. Во всех мифах о происхождении индри ( на диалекте Бетсимисарака : Бабакото) существует некоторая связь лемура с человечеством, обычно через общее происхождение. В частности, существует множество рассказов о происхождении индри , но все они характеризуют лемуров как священных животных, на которых нельзя охотиться или причинять им вред.
Почитание Вазимбы
[ редактировать ]Малагасийская мифология изображает людей, похожих на пигмеев , по имени Вазимба, как коренных жителей. Некоторые малагасийцы верят, что эти коренные жители до сих пор живут в самых глубоких уголках леса. В некоторых общинах (особенно в горной местности) практика почитания умерших может восходить к почитанию Вазимбы как самого древнего из предков. Короли некоторых малагасийских племен заявляют о кровном родстве с Вазимбой, включая династию Мерина , которая в конечном итоге правила всем Мадагаскаром. Мерина заявляют о своем происхождении от Вазимба через основателя королевской линии, короля Андриаманело , чья мать, королева Рафохи , была из рода Вазимба.
Список мифологических персонажей
[ редактировать ]- Занахари : Божество-создатель неба и вообще самое почитаемое божество. Вдохнул жизнь в существа, и после смерти их сущность возвращается к нему на небеса. [3]
- Андрианенерина : сын Занахари, народного героя и предка королевской линии.
- Андриамбахоманана : первый человек, [8] и лунное божество .
- Махака и Котофеци : пара божеств -обманщиков . [5]
- Ратовантани : бог земли-создатель. Формирует физические тела существ и забирает их останки после смерти. [3]
- Рапето: земное божество/мифический герой, которому приписывают формирование земли. [9]
Фольклор
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бесы и обездоленные» . публикация.cdlib.org . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Оттино, Пол (1983). «Древняя малагасийская династическая преемственность; пример Мерины». История в Африке . 10 : 247–292. дои : 10.2307/3171698 . JSTOR 3171698 . S2CID 161413103 .
- ^ Перейти обратно: а б с https://www.scilt.org.uk/portals/24/passeport2/educationscotland/Images/MadagascarCreationMyth_tcm4-730169.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ «Малагасийский словарь и Мадагаскарская энциклопедия: Андриаманитра» .
- ^ Перейти обратно: а б Ли Харинг (2007). Звезды и ключи: народные сказки и креолизация в Индийском океане , Издательство Индианского университета. [ нужна страница ]
- ^ Вирджиния Томпсон, Ричард Адлофф (1965). Малагасийская Республика: Мадагаскар сегодня , Издательство Стэнфордского университета. [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б с Литтлтон, К. Скотт (2005). Боги, богини и мифология . Маршалл Кавендиш. п. 74. ИСБН 9780761475590 . Проверено 19 июня 2010 г.
- ^ Коттерелл, Артур (1979). Словарь мировой мифологии . [ нужна страница ]
- ^ Зои Кроссленд (2014). Встречи предков в высокогорном Мадагаскаре: материальные знаки и следы мертвых , Издательство Кембриджского университета. [ нужна страница ]
Избранная литература
[ редактировать ]- Боннефуа, Ив; Донигер, Венди (1993). Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета. стр. 187–201. ISBN 978-0-226-06456-7 .
- Дандуо, А. (1922). Популярные сказки о сакалаве и цимихети .
- Ферран, Габриэль. Малагасийские народные сказки . Париж: Эрнест Леру, 1893.
- Харинг, Ли (1980). «Классификация малагасийского повествования». Исследования африканской литературы . 11 (3): 342–355. JSTOR 3818280 .
- Харинг, Ли (1994). Ибония: Эпос Мадагаскара . Издательство Бакнеллского университета. ISBN 978-0-8387-5284-5 .
- Харинг, Ли (2009). «Вербальные заговоры в малагасийских сказках». Чары, чародеи и очаровательные . стр. 246–259. дои : 10.1057/9780230583535_17 . ISBN 978-1-349-36250-9 .
- Младший, Джеймс Сибри (1883). «Ораторское искусство, песни, легенды и народные сказки малагасийцев». Фольклорный журнал . 1 (1): 1–15. JSTOR 1252493 .
- Младший, Джеймс Сибри (1883). «Ораторское искусство, песни, легенды и народные сказки малагасийцев [продолжение]». Фольклорный журнал . 1 (2): 33–40. JSTOR 1252581 .
- Младший, Джеймс Сибри (1883). «Ораторское искусство, песни, легенды и народные сказки малагасийцев [продолжение]». Фольклорный журнал . 1 (3): 65–77. JSTOR 1252576 .
- Младший, Джеймс Сибри (1883). «Ораторское искусство, песни, легенды и народные сказки малагасийцев [продолжение]». Фольклорный журнал . 1 (4): 97–106. JSTOR 1252714 .
- Младший, Джеймс Сибри (1883). «Ораторское искусство, песни, легенды и народные сказки малагасийцев. [Продолжение]». Фольклорный журнал . 1 (6): 169–174. JSTOR 1252670 .
- Младший, Джеймс Сибри; Пикерсгилл, WC (1883 г.). «Ораторское искусство, песни, легенды и народные сказки малагасийцев [продолжение]». Фольклорный журнал . 1 (7): 201–211. JSTOR 1252662 .
- Младший, Джеймс Сибри (1883). «Ораторское искусство, песни, легенды и народные сказки малагасийцев [продолжение]». Фольклорный журнал . 1 (8): 233–243. JSTOR 1252626 .
- Младший, Джеймс Сибри (1883). «Ораторское искусство, песни, легенды и народные сказки малагасийцев [продолжение]». Фольклорный журнал . 1 (9): 273–279. JSTOR 1252792 .
- Младший, Джеймс Сибри (1883). «Ораторское искусство, песни, легенды и народные сказки малагасийцев [продолжение]». Фольклорный журнал . 1 (10): 305–316. JSTOR 1252772 .
- Младший, Джеймс Сибри (1883). «Ораторское искусство, песни, легенды и народные сказки малагасийцев. [Завершено]». Фольклорный журнал . 1 (11): 337–343. JSTOR 1252722 .
- От Лоншам, Жанна. Малагасийская сказка . Париж: Издания Erasme. 1955.
- МакЭлрой, Коллин Дж. (1999). За краем света: Среди рассказчиков Мадагаскара . ISBN 978-0-295-97824-6 .
- Оттино, Пол (1982). «Миф и история: малагасийский Андриамбахоака и индонезийское наследие». История в Африке . 9 : 221–250. дои : 10.2307/3171607 . JSTOR 3171607 . S2CID 161793408 .
- Рандриаманантена, Дидье. Le Roi et Ifara (графический роман, пересказывающий легенду о Разафимболамене, блудном сыне).
- Ренель, Чарльз. Сказки Мадагаскара . Париж: Эрнест Леру, 1910.
- Ренель, Чарльз. Сказки Мадагаскара . Париж: Эрнест Леру, 1930.
- Тайсон, Питер (2000). Восьмой континент: жизнь, смерть и открытия в затерянном мире Мадагаскара . ISBN 978-0-380-97577-8 .