Мифология мивок

Мифология мивок коренных американцев — это мифы об их мировом порядке, историях их создания и том, «как все появилось». Мифы мивок предполагают их духовно-философское мировоззрение. В нескольких различных историях создания, собранных у людей мивок, Койот рассматривался как их предок и бог-создатель , иногда с помощью других животных, формирующий землю и создающий людей из скромных материалов, таких как перья или ветки. [1]
Согласно мифологии мивок, люди верили в духи животных и людей и говорили о духах животных как о своих предках. Койот во многих сказках фигурирует как их предок, бог-создатель и бог-обманщик . Мифология мивок похожа на другие индейские мифы Северной Калифорнии .
Сотворение мира [ править ]
Первые люди [ править ]

Мифология |
---|
Мивоки верили, что существовали «люди, жившие до настоящих людей», которые в одних сказках вымерли, в других были такими же, как сверхъестественные духи животных. [2]
Существует несколько фрагментов творения, подробно описывающих место Койота в семье «первых духов» на земле. По словам Кост Мивока, Койот был заявленным дедушкой Сокола. Существовали духи животных и несколько духов звездных людей. [3] Мивок из района реки Сакраменто дал следующие имена первым духам:
- О-лет-те Человек-Койот, Создатель
- Мол-лук Кондор, отец Век-века
- Век-век Сокол, сын Мол-лука и внук О-лет-те
- Хул-лук ми-юм-ко, две красивые женщины-вожди Звездного народа.
- Ос-со-со'-ли Плеяды , одна из Звездных женщин.
- Ке'лок Северный великан
- Ху-су-пе, русалки или водные девы, сестры Век-века.
- Чу-ху, канюк-индейка
- Кок-коль Ворон
- Ах-мокрая-че Ворона
- Ку-лу-лу, колибри [4]
и Береговой Мивок ( Койот Валик )
Согласно одной из версий побережья Мивок, «Койот потряс своим валиком» (чем-то похожим на одеяло из туле ) в четырех направлениях на юг, восток, север и запад. Вода высохла, и появилась земля. [5]
Дайвер [ править ]
В одном мифе о творении под названием «Ныряльщик» Койот создает землю из океана или «бесконечной воды». Койот отправляет Черепаху нырнуть в океан за «землей». Черепаха ныряет на дно и вытаскивает на поверхность немного «земли». Койот берет землю и смешивает ее с семенами «Чанит» и водой. Смесь набухла и «земля оказалась там». [6]
Койот и Серебряная Лисица [ править ]
Другая история творения гласит, что «нет земли, есть только вода». Серебряная Лисица (лисица) чувствует себя одинокой и упоминает об этом в молитвенной песне, а затем встречает Койота . Серебряная Лисица делает художественное предложение: «Мы воспоем мир». Они вместе создают мир, танцуя и поя. Когда они это делают, земля формируется и обретает форму. [7]
Сотворение человечества [ править ]

Береговой мивок (койот и канюк индейка - )
В мифе «Сотворение человека » Койот ловит канюка-индейку, ворона и ворону, выщипывает их перья и размещает их в разных частях земли. Они превращаются в людей мивок и их деревни. [3]
куриный ястреб Береговой мивок ( койот и )
Койот приходит с запада один, за ним следует Цыпленок Ястреб, его внук. Койот превратил «своих первых людей» в животных. Он сделал людей помо из грязи, а людей мивок — из палок. [5]
Сьерра Мивок (как вороны стали людьми) [ править ]
В мифе « Как Ках-ка-лу вороны стали людьми» произошло эпическое наводнение, и первые люди мира поднялись на гору, чтобы не утонуть. Вода наконец отступила. Они голодали, думали, что можно спуститься и поискать еды, но увязли в грязи и умерли. Вороны прилетели и сели на ямы, где умерли люди, по одному ворону на каждую яму. Вороны превратились в новых людей, мивоков. [8]
Сьерра Мивок (Койот и Ящерица) [ править ]
Еще один миф о творении, исходящий от Сьерра-Мивок , более сопоставим с мифологией Помо : Койот и Ящерица создают мир «и все, что в нем». Койоты создают людей из веток. Они спорят о том, должны ли люди иметь руки. Ящерица хочет, чтобы у людей были руки, а Койот — нет. Ящерица побеждает в драке, а люди созданы руками. [9]
Истории о смерти и загробной жизни [ править ]
океанская тропа Западная Побережье Мивок ( )
По данным Coast Miwok, мертвецы прыгнули в океан в Пойнт-Рейес и последовали за чем-то вроде веревки, ведущей на запад за прибойные волны, которая привела их к заходящему солнцу. Там они остались с Койотом в загробном мире «утэ-ёмиго» или «утэ-ёми», что означает «мертвый дом». [5]
Контекст [ править ]
Многие идеи, сюжеты и персонажи мифологии мивок распространены среди жителей Северной Калифорнии. Например, история ящерицы-койота похожа на историю, рассказанную их соседями, народом помо . Кроме того, олоны также считали, что Койот был дедушкой Сокола и создателем человечества. Связь и сходство с традиционными повествованиями йокутов также очевидны. [10]
Мифы о сотворении мира после эпического наводнения или океана, о Земле-ныряльщике и Койоте как предке и обманщике сравниваются с мифами Центральной и Северной Калифорнии мифологии йокутов, мифологии Олоне и мифологии Помо . Мифы о вымирании «первых людей», которые будут заменены народом мивок, — это «глубоко впечатляющая концепция», которую разделяют коренные жители Северо-Западной Калифорнии. [11]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Форестер, 2006.
- ^ Мерриам, 1910, стр. 31, Истории первых людей - людей, которые жили до того, как были созданы настоящие люди.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мерриам, 1910, стр. 83–84, «Сотворение человека» .
- ^ Этот список людей взят из Мерриама, 1910, стр. 83–84, « Сотворение человека».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Келли, 1978, стр. 423.
- ^ Кребер, 1907, Индийские мифы, стр. 203, Дайвер.
- ^ Бручач, 2002.
- ^ Мерриам, 1910, стр. 101, Как Ках-ка-лу вороны стали людьми .
- ^ Мерриам, 1910, стр. 58, Койот и ящерица .
- ^ Кребер, 1925, стр. 446.
- ^ Кребер, 1907, Религия индейцев Калифорнии , раздел «Мифология и верования».
Ссылки [ править ]
- Барретт, Сэмюэл А. «Мифы Южной Сьерра-Мивок», Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии, 23 марта 1927 г., Vol. 16, страницы 1–28.
- Бручак, Джозеф, редактор. «Серебряная лисица и койот создают Землю», Истории животных коренных американцев , под редакцией Джозефа Бручака (паб Fulcrum: Golden, CO, 1992), 3–4.
- Келли, Изабель. 1978. «Береговой мивок», в «Справочнике североамериканских индейцев» , том. 8 (Калифорния). Уильям С. Стертевант и Роберт Ф. Хейзер, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1978. ISBN 0-16-004578-9 / 0160045754, (Религия и ритуалы, стр. 423. Информаторы мифологии: Том Смит и Мария Копа Фриас).
- Кребер, Альфред Л. 1907. «Индийские мифы южной и центральной Калифорнии». Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 4:203. Беркли. (Мифы Южной Сьерра-Мивок: Earth Diver , стр. 203.); доступно в Sacred texts Online и 3Rocks Publications.
- Кребер, Альфред Л. 1907. Религия индейцев Калифорнии , Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 4: №6. Беркли, разделы «Шаманизм», «Публичные церемонии», «Церемониальные сооружения и атрибуты» и «Мифология и верования»; доступно на сайте Sacred Texts Online.
- Кребер, Альфред Л. 1925. Справочник индейцев Калифорнии . Вашингтон, округ Колумбия: Бюллетень Бюро американской этнологии № 78. (Глава 30, Мивок); доступно в онлайн-библиотеке Йосемити
- Гиффорд, Эдвард В., редактор. Мифы о мивоках , опубликованные Публикациями Калифорнийского университета по американской археологии и этнической принадлежности, 11 мая 1917 г., Vol. 12, № 3, страницы 283–338. (Четырнадцать версий, включая «Похищение огня» и «Медведь и олени» , собранные в 1913–1914 годах у информаторов Центральной Сьерры Уильяма Фуллера и Томаса Уильямса.); доступно на сайте Sacred Texts Online.
- Мерриам, К. Харт, редактор. Рассвет мира, мифы и странные сказки, рассказанные индейцами меван (мивок) Калифорнии . Кливленд, Огайо: Arthur H. Clarke Co, 1910. Перепечатано как «Рассвет мира: мифы и сказки индейцев мивок из Калифорнии » в 1993 году с введением Лоуэлла Дж. Бина, University of Nebraska Press, Линкольн; доступно на сайте Sacred Texts Online.