Jump to content

Мифология мивок

Горный койот ( Canis latrans lestes ) в национальном парке Йосемити

Мифология мивок коренных американцев — это мифы об их мировом порядке, историях их создания и том, «как все появилось». Мифы мивок предполагают их духовно-философское мировоззрение. В нескольких различных историях создания, собранных у людей мивок, Койот рассматривался как их предок и бог-создатель , иногда с помощью других животных, формирующий землю и создающий людей из скромных материалов, таких как перья или ветки. [1]

Согласно мифологии мивок, люди верили в духи животных и людей и говорили о духах животных как о своих предках. Койот во многих сказках фигурирует как их предок, бог-создатель и бог-обманщик . Мифология мивок похожа на другие индейские мифы Северной Калифорнии .

Сотворение мира [ править ]

Первые люди [ править ]

Прерийный сокол ( Falco mexicanus )

Мивоки верили, что существовали «люди, жившие до настоящих людей», которые в одних сказках вымерли, в других были такими же, как сверхъестественные духи животных. [2]

Существует несколько фрагментов творения, подробно описывающих место Койота в семье «первых духов» на земле. По словам Кост Мивока, Койот был заявленным дедушкой Сокола. Существовали духи животных и несколько духов звездных людей. [3] Мивок из района реки Сакраменто дал следующие имена первым духам:

  • О-лет-те Человек-Койот, Создатель
  • Мол-лук Кондор, отец Век-века
  • Век-век Сокол, сын Мол-лука и внук О-лет-те
  • Хул-лук ми-юм-ко, две красивые женщины-вожди Звездного народа.
  • Ос-со-со'-ли Плеяды , одна из Звездных женщин.
  • Ке'лок Северный великан
  • Ху-су-пе, русалки или водные девы, сестры Век-века.
  • Чу-ху, канюк-индейка
  • Кок-коль Ворон
  • Ах-мокрая-че Ворона
  • Ку-лу-лу, колибри [4]

и Береговой Мивок ( Койот Валик )

Согласно одной из версий побережья Мивок, «Койот потряс своим валиком» (чем-то похожим на одеяло из туле ) в четырех направлениях на юг, восток, север и запад. Вода высохла, и появилась земля. [5]

Дайвер [ править ]

В одном мифе о творении под названием «Ныряльщик» Койот создает землю из океана или «бесконечной воды». Койот отправляет Черепаху нырнуть в океан за «землей». Черепаха ныряет на дно и вытаскивает на поверхность немного «земли». Койот берет землю и смешивает ее с семенами «Чанит» и водой. Смесь набухла и «земля оказалась там». [6]

Койот и Серебряная Лисица [ править ]

Другая история творения гласит, что «нет земли, есть только вода». Серебряная Лисица (лисица) чувствует себя одинокой и упоминает об этом в молитвенной песне, а затем встречает Койота . Серебряная Лисица делает художественное предложение: «Мы воспоем мир». Они вместе создают мир, танцуя и поя. Когда они это делают, земля формируется и обретает форму. [7]

Сотворение человечества [ править ]

Художественная интерпретация Койота

Береговой мивок (койот и канюк индейка - )

В мифе «Сотворение человека » Койот ловит канюка-индейку, ворона и ворону, выщипывает их перья и размещает их в разных частях земли. Они превращаются в людей мивок и их деревни. [3]

куриный ястреб Береговой мивок ( койот и )

Койот приходит с запада один, за ним следует Цыпленок Ястреб, его внук. Койот превратил «своих первых людей» в животных. Он сделал людей помо из грязи, а людей мивок — из палок. [5]

Сьерра Мивок (как вороны стали людьми) [ править ]

В мифе « Как Ках-ка-лу вороны стали людьми» произошло эпическое наводнение, и первые люди мира поднялись на гору, чтобы не утонуть. Вода наконец отступила. Они голодали, думали, что можно спуститься и поискать еды, но увязли в грязи и умерли. Вороны прилетели и сели на ямы, где умерли люди, по одному ворону на каждую яму. Вороны превратились в новых людей, мивоков. [8]

Сьерра Мивок (Койот и Ящерица) [ править ]

Еще один миф о творении, исходящий от Сьерра-Мивок , более сопоставим с мифологией Помо : Койот и Ящерица создают мир «и все, что в нем». Койоты создают людей из веток. Они спорят о том, должны ли люди иметь руки. Ящерица хочет, чтобы у людей были руки, а Койот — нет. Ящерица побеждает в драке, а люди созданы руками. [9]

Истории о смерти и загробной жизни [ править ]

океанская тропа Западная Побережье Мивок ( )

По данным Coast Miwok, мертвецы прыгнули в океан в Пойнт-Рейес и последовали за чем-то вроде веревки, ведущей на запад за прибойные волны, которая привела их к заходящему солнцу. Там они остались с Койотом в загробном мире «утэ-ёмиго» или «утэ-ёми», что означает «мертвый дом». [5]

Контекст [ править ]

Многие идеи, сюжеты и персонажи мифологии мивок распространены среди жителей Северной Калифорнии. Например, история ящерицы-койота похожа на историю, рассказанную их соседями, народом помо . Кроме того, олоны также считали, что Койот был дедушкой Сокола и создателем человечества. Связь и сходство с традиционными повествованиями йокутов также очевидны. [10]

Мифы о сотворении мира после эпического наводнения или океана, о Земле-ныряльщике и Койоте как предке и обманщике сравниваются с мифами Центральной и Северной Калифорнии мифологии йокутов, мифологии Олоне и мифологии Помо . Мифы о вымирании «первых людей», которые будут заменены народом мивок, — это «глубоко впечатляющая концепция», которую разделяют коренные жители Северо-Западной Калифорнии. [11]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Форестер, 2006.
  2. ^ Мерриам, 1910, стр. 31, Истории первых людей - людей, которые жили до того, как были созданы настоящие люди.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мерриам, 1910, стр. 83–84, «Сотворение человека» .
  4. ^ Этот список людей взят из Мерриама, 1910, стр. 83–84, « Сотворение человека».
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Келли, 1978, стр. 423.
  6. ^ Кребер, 1907, Индийские мифы, стр. 203, Дайвер.
  7. ^ Бручач, 2002.
  8. ^ Мерриам, 1910, стр. 101, Как Ках-ка-лу вороны стали людьми .
  9. ^ Мерриам, 1910, стр. 58, Койот и ящерица .
  10. ^ Кребер, 1925, стр. 446.
  11. ^ Кребер, 1907, Религия индейцев Калифорнии , раздел «Мифология и верования».

Ссылки [ править ]

  • Барретт, Сэмюэл А. «Мифы Южной Сьерра-Мивок», Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии, 23 марта 1927 г., Vol. 16, страницы 1–28.
  • Бручак, Джозеф, редактор. «Серебряная лисица и койот создают Землю», Истории животных коренных американцев , под редакцией Джозефа Бручака (паб Fulcrum: Golden, CO, 1992), 3–4.
  • Келли, Изабель. 1978. «Береговой мивок», в «Справочнике североамериканских индейцев» , том. 8 (Калифорния). Уильям С. Стертевант и Роберт Ф. Хейзер, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1978. ISBN   0-16-004578-9 / 0160045754, (Религия и ритуалы, стр. 423. Информаторы мифологии: Том Смит и Мария Копа Фриас).
  • Кребер, Альфред Л. 1907. «Индийские мифы южной и центральной Калифорнии». Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 4:203. Беркли. (Мифы Южной Сьерра-Мивок: Earth Diver , стр. 203.); доступно в Sacred texts Online и 3Rocks Publications.
  • Кребер, Альфред Л. 1907. Религия индейцев Калифорнии , Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 4: №6. Беркли, разделы «Шаманизм», «Публичные церемонии», «Церемониальные сооружения и атрибуты» и «Мифология и верования»; доступно на сайте Sacred Texts Online.
  • Кребер, Альфред Л. 1925. Справочник индейцев Калифорнии . Вашингтон, округ Колумбия: Бюллетень Бюро американской этнологии № 78. (Глава 30, Мивок); доступно в онлайн-библиотеке Йосемити
  • Гиффорд, Эдвард В., редактор. Мифы о мивоках , опубликованные Публикациями Калифорнийского университета по американской археологии и этнической принадлежности, 11 мая 1917 г., Vol. 12, № 3, страницы 283–338. (Четырнадцать версий, включая «Похищение огня» и «Медведь и олени» , собранные в 1913–1914 годах у информаторов Центральной Сьерры Уильяма Фуллера и Томаса Уильямса.); доступно на сайте Sacred Texts Online.
  • Мерриам, К. Харт, редактор. Рассвет мира, мифы и странные сказки, рассказанные индейцами меван (мивок) Калифорнии . Кливленд, Огайо: Arthur H. Clarke Co, 1910. Перепечатано как «Рассвет мира: мифы и сказки индейцев мивок из Калифорнии » в 1993 году с введением Лоуэлла Дж. Бина, University of Nebraska Press, Линкольн; доступно на сайте Sacred Texts Online.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fce5cc3a5eef094152e30f7d9be7ef5c__1710875040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/5c/fce5cc3a5eef094152e30f7d9be7ef5c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Miwok mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)