Франкское язычество
Языческая религия германской племенной конфедерации франков германском прослеживается от ее корней в политеистическом язычестве до включения греко - римских компонентов в раннем средневековье . Эта религия процветала среди франков до обращения Меровингов короля Хлодвига I в никейское христианство (ок. 500 г.), хотя и до этого франкских христиан было немало. После Хлодвига I франкское язычество постепенно сменилось процессом христианизации , но в конце VII века язычники все еще существовали. [ нужна ссылка ]
Дохристианские традиции [ править ]
Большинство языческих верований франков могут иметь сходство с верованиями других германских народов. Если это так, то, возможно, удастся реконструировать основные элементы традиционной религии франков. [1]
Религия эпохи миграции, франков вероятно , разделяла многие свои характеристики с другими разновидностями германского язычества , например, размещение алтарей в лесных долинах, на вершинах холмов или рядом с озерами и реками, а также освящение лесов. [2] Как правило, германские боги были связаны с местными культовыми центрами, а их священный характер и сила были связаны с конкретными регионами, за пределами которых им не поклонялись и не боялись. [3] Другие божества были известны, их боялись и разделяли культуры и племена, хотя и имели разные имена и вариации. Из последних у франков, возможно, был один всемогущий бог Аллфадир («Всеотец»), который, как полагают, жил в священной роще. Германские народы, возможно, собрались там, где, по их мнению, он жил, и принесли ему в жертву человеческую жизнь. [4] Варианты фразы «Всеотец » (как и «Алфадир» ) обычно относятся к Уодану (Woden, Óðinn/Odin), а франки, вероятно, верили в Уоданя как «вождя» благословений, которого первый историк Тацит называл «Меркурием», и его супругу Фрейю. , [5] а также Донар ( Тор ), бог грома, и Зио ( Тир ), которого Тацит называл «Марсом». По мнению Герберта Шютца , большинство их богов были «мирскими», обладающими формой и имеющими конкретное отношение к земным объектам, в отличие от трансцендентного Бога христианства. [3] Тацит также упомянул богиню Нертус , которой поклонялись германцы, в которую, по мнению Перри, франки, возможно, разделяли веру. [6] Как и германские группы Северного моря, франки разделяли особую преданность поклонению Ингви , синониму Фрейра , чей культ все еще можно различить во времена Хлодвига. [7]
В отличие от многих других германских племен, ни один из Меровингов не утверждал, что он произошел от Водана. [8]
Некоторые богатые франкские могилы были окружены конскими захоронениями, например могила Хильдерика.
Символика крупного рогатого скота [ править ]
Мифология |
---|
Быков, которые тянули повозку, считали особыми животными, и, согласно законам Салии, за кражу этих животных полагались суровые санкции. [ нужна ссылка ] Эдуардо Фаббро предположил, что германская богиня Нертус (которая ехала на колеснице, запряженной коровами), упомянутая Тацитом, была источником меровингской концепции Меровеха , в честь которого будет названа их династия. Короли Меровингов, едущие по стране на повозке с волами, могли бы тогда стать творческой реконструкцией благословенного путешествия их божественного предка. [10] В могиле Хильдерика I (умер в 481 г.) была найдена голова быка, искусно сделанная из золота. Возможно, это символ очень древнего ритуала плодородия. [11] это было сосредоточено на поклонении корове. По мнению Фаббро, франкский пантеон представлял собой вариацию германской структуры, особенно посвященную богам плодородия. [1]
Однако более вероятное объяснение состоит в том, что повозка, запряженная волами Меровингов, восходит к позднеримской традиции, когда губернаторы ездили по провинции, чтобы вершить правосудие в компании ангариев, или повозок с волами, принадлежавших императорскому посту. [12] [13] Бык в могиле Хильдерика, вероятно, был незначительным предметом, привезенным из других мест, и принадлежит к широкому художественному использованию быков в доисторическом европейском искусстве. [13]
Миф о Фонде [ править ]
Франкская мифология, сохранившаяся в первоисточниках, сравнима с мифом об Энее в римской мифологии , но изменена в соответствии с германскими вкусами. Как и многие германские народы, франки рассказали основополагающий миф , чтобы объяснить свою связь с народами классической истории. В случае франков этими людьми были сикамбры и троянцы . В анонимном труде 727 года под названием Liber Historiae Francorum говорится, что после падения Трои 12 000 троянцев во главе со своими царями Приамом и Антенором двинулись через Азовское море и вверх по реке Танаис (Дон) и поселились в Паннонии , где основали город. под названием «Сикамбрия». После разногласий с аланами и императором Валентинианом (конец IV в. н.э.), переименовавшим их во франков, они двинулись на Рейн.
Эти истории вызывают очевидные трудности, если принять их за факт. Историки, в том числе такие очевидцы, как Цезарь, предоставили нам сведения, согласно которым Сикамбры прочно располагаются в дельте Рейна, а археологи подтвердили продолжающееся заселение народов. Франки также появляются вблизи Рейна ранее IV века. Франкский историк Фредегар , который также утверждает, что франки происходят из Трои, но при одноименном короле по имени Франсио , позволяет им двигаться прямо к Рейну, не упоминая Сикамбров. По этим причинам нынешние ученые считают, что этот миф не был распространенным и уж точно не историческим: например, Дж. М. Уоллес-Хэдрил утверждает, что «эта легенда совершенно не имеет исторического содержания». [14] Ян Вуд говорит, что «эти рассказы, очевидно, не более чем легенда» и «на самом деле нет никаких оснований полагать, что франки были вовлечены в какую-либо дальнюю миграцию». [12]
Во Римской империи и Меровингов времена панегирики играли важную роль в передаче культуры. Распространенным панегирическим приемом было использование архаичных названий современных вещей. Римлян часто называли «троянцами», а франков — «сикамбрами». Примечательный пример, приведенный историком шестого века Григорием Турским, гласит, что Меровингский франкский лидер Хлодвиг I по случаю его крещения в католическую веру был назван Ремигием , , исполняющим обязанности епископа Реймса сикамбром . [15] В решающий момент крещения Хлодвига Ремигиус заявил: «Наклони голову, Сикамбер. Почитай то, что ты сжег. Сожги то, что ты почтил». Вполне вероятно, что таким образом была установлена связь между сикамбрами и франками. Дополнительные примеры того, как салианцев называли сикамбриями, можно найти в Panegyrici Latini , « Жизни короля Сигизмунда» , «Жизни короля Дагоберта » и других источниках.
Сакральное царствование [ править ]
До обращения Хлодвига в католическое христианство языческие франкские правители, вероятно, сохраняли свое высокое положение благодаря своей « харизме »; их легитимность и «право на управление» могли быть основаны на их предполагаемом божественном происхождении, а также на их финансовых и военных успехах. [3] [16] Понятие «харизма» вызывает споры. [17]
Фредегар рассказывает историю о том, как франкский король Хлодио принимал летнюю ванну со своей женой, когда на нее напал какой-то морской зверь, которого Фредегар описал как bestea Neptuni Quinotauri similis («зверь Нептуна , похожий на квинотавра »). Из-за нападения было неизвестно, был ли Меровеш , легендарный основатель династии Меровингов, зачат от Хлодио или морского зверя. [18]
В последующие века мифы о божественном царстве процветали в легендах о Карле Великом (768–814 гг.) как назначенном Богом христианском короле. Он был центральным персонажем франкской мифологии эпоса, известного как « Дело Франции» . , Эпосы цикла Карла Великого особенно первый, известный как Geste du Roi («Песни короля»), касаются роли короля как защитника христианства. Из «Материи Франции» возникли некоторые мифологические истории и персонажи, адаптированные в Европе, такие как рыцари Ланселот и Гавейн .
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кузнец, с. 5.
- ^ Перри, с. 22.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Защита, 153.
- ^ Перри, с. 22-23, перефразируя Тацита.
- ^ Перри, с. 23.
- ^ Перри, с. 24.
- ^ Кузнец, стр.17
- ^ Дж. М. Уоллес-Хэдрил - Раннее германское королевство в Англии и на континенте. Лондон, Издательство Оксфордского университета. 1971, с. 18.
- ^ О цикадах см. Иоахим Вернер, «Франкские королевские гробницы в соборах Кельна и Сен-Дени», Antiquity , 38:151 (1964), 202; о пчелах см. Г. В. Элдеркин, «Пчела Артемиды», Американский филологический журнал , 60:2 (1939), 213.
- ^ Фаббро, с. 16
- ^ Кузнец, стр.14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вуд, с. 33-54.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Александр Калландер Мюррей, « Post vocantur Merohingii : Фредегар, Меровеш и «священное королевство», в: там же изд., После падения Рима: рассказчики и источники истории раннего средневековья. Эссе, представленные Уолтеру Гоффарту (Торонто, 1998), стр.125.
- ^ Уоллес-Хэдрил с. ???
- ^ Григорий, II.31.
- ^ Уоллес-Хэдрил, 169.
- ^ Защита, 232 н49.
- ^ Псевдо-Фредегар, III.9
Ссылки [ править ]
Первичный [ править ]
- Псевдо- Фредегар История , в исторических памятниках Германии , Писцы Рерум Меровингикарум, Томус II. Ганновер: 1888 г.
- Григорий Турский . История франков . Льюис Торп, пер. Группа Пингвин. ISBN 0-14-044295-2 .
- Публий Корнелий Тацит Германия
Вторичный [ править ]
- Дейли, Уильям М. «Хлодвиг: насколько варварски, насколько язычески?» Зеркало , том. 69, нет. 3 (июль 1994 г.), стр. 619–664.
- Фаббро, Эдуардо. «Германское язычество среди ранних салийских франков». Журнал германской мифологии и фольклора . Том 1, выпуск 4, август 2006 г.
- Мюррей, Арчибальд Калландер и Гоффарт, Уолтер А. После падения Рима: рассказчики и источники истории раннего средневековья . Торонто: Университет Торонто Press, 1998.
- Нельсон, Джанет Л. «Королевские святые и королевская власть раннего средневековья». Исследования по истории церкви , 10 (1973), стр. 39–44. Перепечатано в журнале «Политика и ритуалы в Европе раннего средневековья» . Джанет Л. Нельсон, изд. Лондон: Hambledon Press, 1986. стр. 69–74. ISBN 0-907628-59-1 .
- Перри, Уолтер Копленд . Франки, от их первого появления в истории до смерти короля Пипина . Лонгман, Браун, Грин: 1857 г.
- Пруммель В. и ван дер Санден WAB «Говяжьи рога из торфяников Дренте». Nieuwe Drente Volksalmanak , 112. 1995. стр. 84–131.
- Пруммель В. и ван дер Санден WAB «Рог зубра из Дростендиепа недалеко от Далена». Nieuwe Drente Volksalmanak , 119. 2002. стр. 217–221.
- Реймейкерс, Даан. Зеркало Свифтербанта . Гронинген: 2006.
- Шютц, Герберт . Германские королевства в докаролингской Центральной Европе, 400–750 гг . Исследования американских университетов, Серия IX: История, Том. 196. Нью-Йорк: Питер Лэнг, 2000.
- Тессье, Жорж. Крещение Хлодвига . Париж: Галлимар, 1964.
- Уоллес-Хэдрил, Дж. М. Длинноволосые короли . Лондон: Батлер и Таннер Лтд., 1962.
- Вуд, Ян. Королевства Меровингов, 450-751 гг. 1994.