Jump to content

Нейронаука религии

Нейронаука религии , также известная как нейротеология и духовная нейробиология , [1] попытки объяснить религиозный опыт и поведение в нейробиологических терминах. [2] Это исследование корреляции нейронных явлений с субъективным духовным опытом и гипотез, объясняющих эти явления. Это контрастирует с психологией религии , которая изучает психические, а не нервные состояния.

Сторонники нейробиологии религии говорят, что существует неврологическая и эволюционная основа для субъективных переживаний, традиционно относимых к духовным или религиозным. [3] Эта область легла в основу нескольких научно-популярных книг. [4] [5] [6]

Введение [ править ]

«Нейротеология» — это неологизм , описывающий научное исследование нейронных коррелятов религиозных или духовных убеждений, опыта и практик. Другие исследователи предпочитают использовать такие термины, как «духовная нейронаука» или «нейронаука религии». Исследователи в этой области пытаются объяснить неврологическую основу религиозных переживаний, например: [7]

Терминология [ править ]

Олдос Хаксли использовал термин нейротеология впервые в утопическом романе «Остров» . [ нужна ссылка ] Дисциплина изучает когнитивную нейробиологию религиозного опыта и духовности. Этот термин также иногда используется в менее научном или философском контексте. Некоторые из этих применений, по мнению основного научного сообщества, квалифицируются как псевдонаука . Хаксли использовал его главным образом в философском контексте. [ нужна ссылка ]

Теоретическая работа [ править ]

Пытаясь сосредоточить внимание и прояснить причины растущего интереса к этой области, в 1994 году педагог и бизнесмен Лоуренс О. МакКинни опубликовал первую книгу по этой теме под названием «Нейротеология: виртуальная религия в 21 веке», написанную для популярной аудитории. но также продвигался в богословском журнале Zygon . [9] По словам МакКинни, нейротеология берет начало в основе религиозных исследований в относительно недавней нейрофизиологии развития. Согласно теории МакКинни, префронтальное развитие у людей создает иллюзию хронологического времени как фундаментальной части нормального познания взрослого человека после трехлетнего возраста. Неспособность взрослого мозга восстанавливать более ранние изображения, полученные инфантильным мозгом, порождает такие вопросы, как «откуда я пришел» и «куда все это уходит», что, по мнению МакКинни, привело к созданию различных религиозных объяснений. Опыт смерти как мирного регресса во вневременье по мере того, как умирает мозг, получил похвалу от таких разных читателей, как писатель Артур Кларк , выдающийся богослов Харви Кокс и Далай-лама , и вызвал новый интерес к этой области. [ нужна ссылка ]

Эндрю Б. Ньюберг и другие «открыли, что интенсивно сфокусированное духовное созерцание вызывает изменение в деятельности мозга, которое заставляет человека воспринимать трансцендентные религиозные переживания как прочную, осязаемую реальность. Другими словами, это ощущение, которое буддисты называют единством с вселенная ». [10] Область ориентации требует сенсорной информации для выполнения расчетов. «Если вы блокируете сенсорные входы в эту область, как вы делаете во время интенсивной концентрации медитации , вы не позволяете мозгу сформировать различие между собой и не-я», — говорит Ньюберг. Без поступления информации от органов чувств область левой ориентации не может найти границы между собой и миром. В результате у мозга, похоже, нет другого выбора, кроме как «воспринимать себя как бесконечное и тесно переплетенное со всеми и вся». «Правильная область ориентации, также лишенная сенсорных данных, по умолчанию создает ощущение бесконечного пространства. Медитирующие чувствуют, что они коснулись бесконечности». [11]

Радикальный католический богослов Ойген Древерманн разработал двухтомную критику традиционных концепций Бога и души и новую интерпретацию религии («Современная неврология и вопрос о Боге»), основанную на текущих нейробиологических исследованиях. [12]

Однако также утверждалось, что «нейротеология должна задумываться и практиковаться в рамках богословия». [13]

Экспериментальная работа [ править ]

В 1969 году британский биолог Алистер Харди основал Центр исследования религиозного опыта (RERC) в Оксфорде после ухода с поста профессора зоологии в Линакре. Цитируя книгу Уильяма Джеймса « Разнообразие религиозного опыта» (1902), он намеревался собрать рассказы из первых рук о сверхъестественных переживаниях. Перед своей смертью в 1985 году он был награжден премией Темплтона . Его преемник Дэвид Хэй предложил в книге «Биолог Бога: жизнь Алистера Харди» (2011), которую RERC позже распустил, когда исследователи обратились к новым методам научных исследований.

стимуляции магнитной Исследования

В 1980-х годах Майкл Персингер стимулировал височные доли людей слабым магнитным полем с помощью аппарата, который в народе стал известен как « Шлем Бога ». [14] и сообщил, что многие из его испытуемых утверждали, что ощущали «ощущаемое присутствие» во время стимуляции. [15] Эта работа подверглась критике , [2] [16] [17] [18] хотя некоторые исследователи [19] опубликовали повтор одного эксперимента со Шлемом Бога. [20]

Гранквист и др. утверждал, что работа Персингера не была двойной слепой . Участниками часто были аспиранты , которые знали, каких результатов ожидать, и существовал риск того, что ожидания экспериментаторов передавались испытуемым посредством бессознательных сигналов. Участникам часто давали представление о цели исследования, когда их просили заполнить анкеты, предназначенные для проверки их внушаемости к паранормальным явлениям, прежде чем испытания проводились. Гранквист и др. не смог повторить эксперименты Персингера двойным слепым методом и пришел к выводу, что наличие или отсутствие магнитного поля не имело никакой связи с каким-либо религиозным или духовным опытом, о котором сообщали участники, а было полностью предсказано их внушаемостью и личностными качествами. После публикации этого исследования Persinger et al. оспаривайте это. [21] Одна опубликованная попытка создать «комнату с привидениями» с использованием «сложных» электромагнитных полей окружающей среды, основанная на теоретической и экспериментальной работе Персингера, не вызвала ощущения «ощущаемого присутствия» и обнаружила, что сообщения о необычных переживаниях не коррелировали с присутствием или отсутствием эти поля. Как и в исследовании Гранквиста и др., сообщения о необычных переживаниях вместо этого были предсказаны личностными характеристиками и внушаемостью участников. [22] Один эксперимент с коммерческой версией шлема Бога не обнаружил никакой разницы в реакции на графические изображения независимо от того, было ли устройство включено или выключено. [23] [24]

Нейропсихология и нейровизуализация [ править ]

Первым исследователем, который отметил и систематизировал аномальные переживания, связанные с височной эпилепсией (ВЭ), был невролог Норман Гешвинд , который отметил ряд религиозных поведенческих черт, связанных с припадками ВЭ. [25] К ним относятся гиперграфия , гиперрелигиозность , снижение сексуального интереса , обмороки и педантизм , которые часто в совокупности приписывают состоянию, известному как синдром Гешвинда .

Вилаянур С. Рамачандран исследовал нервную основу гиперрелигиозности, наблюдаемой при TLE, используя кожно-гальваническую реакцию (КГР), которая коррелирует с эмоциональным возбуждением, чтобы определить, была ли гиперрелигиозность, наблюдаемая при TLE, следствием общего повышенного эмоционального состояния или была специфична для религиозного состояния. стимулы. Во время измерения КГР Рамачандран представил двум испытуемым нейтральные, сексуально возбуждающие и религиозные слова. Рамачандран смог показать, что пациенты с TLE демонстрировали повышенную эмоциональную реакцию на религиозные слова, пониженную реакцию на слова с сексуальным подтекстом и нормальные реакции на нейтральные слова. Это исследование было представлено в виде абстракта на конференции по нейробиологии и упомянуто в книге Рамачандрана « Фантомы в мозге» . [26] которая не была опубликована как рецензируемая научная статья.

Исследование Марио Борегарда из Монреальского университета с использованием фМРТ на монахинях -кармелитах претендует на то, чтобы показать, что религиозные и духовные переживания включают несколько областей мозга, а не одно «пятно Бога». Как сказал Борегар: «В мозгу нет точки Бога. Духовные переживания сложны, как и интенсивные переживания с другими людьми». [27] Нейровизуализация проводилась, когда монахинь просили вспомнить прошлые мистические состояния, а не во время их фактического прохождения; «Субъектов просили вспомнить и пережить (с закрытыми глазами) самый интенсивный мистический опыт, который они когда-либо испытывали в своей жизни в качестве члена Ордена кармелитов». [28] Исследование, проведенное в 2011 году исследователями из Медицинского центра Университета Дьюка, показало, что атрофия гиппокампа связана с пожилыми людьми, сообщающими о религиозном опыте, который меняет их жизнь, а также с теми, кто является « возрожденными протестантами , католиками и людьми, не имеющими религиозной принадлежности». [29]

Исследование 2016 года с использованием фМРТ показало, что «узнаваемое чувство, центральное для… ( мормонов )… религиозной практики, воспроизводимо связано с активацией прилежащего ядра , вентромедиальной префронтальной коры и лобных областей внимания. Активация прилежащего ядра предшествует пику духовных чувств на 1 –3 секунды и было воспроизведено в четырех отдельных заданиях... Ассоциация абстрактных идей и схемы вознаграждения мозга могут взаимодействовать с обработкой лобного внимания и эмоций, предполагая механизм, посредством которого доктринальные концепции могут стать по своей сути полезными и мотивировать поведение в религиозной сфере. личности». [30]

Психофармакология [ править ]

Некоторые ученые, работающие в этой области, предполагают, что основа духовного опыта зарождается в нейрофизиологии. Были высказаны предположения, что повышение уровня N,N-диметилтриптамина в шишковидной железе способствует духовным переживаниям . [31] [32] Также было высказано предположение, что стимуляция височной доли психоактивными ингредиентами волшебных грибов имитирует религиозные переживания. [33] Эта гипотеза нашла лабораторное подтверждение в отношении псилоцибина . [34] [35]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Бьелло, Дэвид (октябрь 2007 г.). «В поисках Бога в мозгу». Научный американец . Том. 18, нет. 5. С. 38–45. doi : 10.1038/scientificamericanmind1007-38 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аэн-Стокдейл, Крейг (2012). «Нейронаука для души» . Психолог . 25 (7): 520–523. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года . Проверено 6 июля 2012 года .
  3. ^ Гаджилан, А. Крис (5 апреля 2007 г.). «Запрограммированы ли люди на веру?» . CNN.com . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 9 апреля 2007 г.
  4. ^ Альпер, Мэтью (2008). «Божья» часть мозга: научная интерпретация человеческой духовности и Бога . Справочники. ISBN  978-1402214523 .
  5. ^ Остин, Джеймс Х. (1998). Дзен и мозг: к пониманию медитации и сознания . МТИ Пресс. ISBN  978-0-262-01164-8 .
  6. ^ Остин, Джеймс Х. (2006). Размышления о дзен-мозге: обзор последних достижений в области медитации и состояний сознания . МТИ Пресс. ISBN  978-0262012232 .
  7. ^ Бертон, Роберт А. (2008). «Нейротеология» . О уверенности. Верить в свою правоту, даже если это не так . Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина . ISBN  978-1429926119 .
  8. ^ Карр, Роберт (2003). Бог, люди, мошенники . Нью-Дели : Книги Смрити. п. 321 . ISBN  978-8-18796758-3 .
  9. ^ МакКинни, Лоуренс О. (1994). Нейротеология: виртуальная религия в XXI веке . Американский институт осознанности. ISBN  978-0-945724-01-8 .
  10. ^ Ньюберг, Эндрю Б .; Д'Акуили, Юджин Г .; Раузе, Винс (2002). Почему Бог не уходит. Наука о мозге и биология убеждений . Нью-Йорк: Ballantine Books . ISBN  978-0-345-44034-1 .
  11. ^ Бегли, Шэрон (6 мая 2001 г.). «Религия и мозг» . Newsweek . Нью-Йорк: Медиа-группа Newsweek . Проверено 15 мая 2018 г.
  12. ^ Древерманн, Ойген (2006–2007). Дыхание жизни: современная неврология и вопрос о Боге. (Современная неврология и вопрос о Боге) Том 1: Мозг. Том 2: Душа (на немецком языке). Дюссельдорф : Патмос Верлаг. Том 1: 864, Том 2: 1072. ISBN.  978-3-491-21000-4 . (Том 1). (Том 2).
  13. ^ Апфальтер, Вильфрид (май 2009 г.). «Нейротеология: чего мы можем ожидать от (будущей) католической версии?». Теология и наука . 7 (2): 163–174. дои : 10.1080/14746700902796528 . S2CID   144816268 .
  14. ^ Персингер, Массачусетс (1983). «Религиозные и мистические переживания как артефакты функции височной доли: общая гипотеза». Перцептивные и моторные навыки . 57 (3, часть 2): 1255–62. дои : 10.2466/pms.1983.57.3f.1255 . ПМИД   6664802 . S2CID   486935 .
  15. ^ Персингер, Массачусетс (2003). «Ощущаемое присутствие в экспериментальных условиях: последствия для мужской и женской концепции себя». Журнал психологии: междисциплинарный и прикладной . 137 (1): 5–16. дои : 10.1080/00223980309600595 . ПМИД   12661700 . S2CID   44618872 .
  16. ^ Гранквист, П; Фредриксон, М; Унге, П; Хагенфельдт, А; Валинд, С; Лархаммар, Д; Ларссон, М. (2005). «Ощущаемое присутствие и мистические переживания предсказываются внушаемостью, а не применением транскраниальных слабых сложных магнитных полей». Письма по неврологии . 379 (1): 1–6. дои : 10.1016/j.neulet.2004.10.057 . ПМИД   15849873 . S2CID   24800593 .
  17. ^ Хамси, Роксана (9 декабря 2004 г.). «Электрические мозговые штурмы признаны источником призраков» . БиоЭд Онлайн . Архивировано из оригинала 27 июня 2006 года.
  18. ^ Ларссон, М.; Лархаммарб, Д.; Фредриксон, М.; Гранквист, П. (2005). «Ответ на ответ М.А. Персингера и С.А. Корена Гранквисту и др. «Ощущаемое присутствие и мистические переживания предсказываются внушаемостью, а не применением транскраниальных слабых магнитных полей»» . Письма по неврологии . 380 (3): 348–350. дои : 10.1016/j.neulet.2005.03.059 . S2CID   54348640 .
  19. ^ Тинока, Карлос А; Ортис, Жоау ПЛ (2014). «Магнитная стимуляция височной коры: частичное исследование репликации «шлема Бога». Журнал исследования и исследования сознания . 5 (3): 234–257.
  20. ^ Ричардс, премьер-министр; Персингер, Массачусетс; Корен, С.А. (1993). «Модификация свойств активации и оценки повествований с помощью слабых сложных моделей магнитного поля, которые имитируют лимбическую вспышку». Международный журнал неврологии . 71 (1–4): 71–85. дои : 10.3109/00207459309000594 . ПМИД   8407157 .
  21. ^ Персингер, Майкл; и др. (2005). «Ответ Гранквисту и др.: «Ощущаемое присутствие и мистические переживания предсказываются внушаемостью, а не применением транскраниальных слабых магнитных полей» ». Письма по неврологии . 380 (1): 346–347. дои : 10.1016/j.neulet.2005.03.060 . ПМИД   15862915 . S2CID   41145064 .
  22. ^ французский, CC; Хак, У.; Бантон-Стасишин, Р.; Дэвис, Р. (2009). «Проект «Привидение»: попытка построить «комнату с привидениями», манипулируя сложными электромагнитными полями и инфразвуком» (PDF) . Кортекс . 45 (5): 619–629. дои : 10.1016/j.cortex.2007.10.011 . ПМИД   18635163 . S2CID   3944854 .
  23. ^ Гендл, Миннесота; МакГрат, М.Г. (2012). «Может ли шакти с 8 витками изменить субъективные эмоциональные переживания? Рандомизированное плацебо-контролируемое исследование». Перцептивные и моторные навыки . 114 (1): 217–235. дои : 10.2466/02.24.pms.114.1.217-235 . ПМИД   22582690 . S2CID   42872159 .
  24. ^ Аэн-Стокдейл, Крейг (2012). «Нейронаука для души» . Психолог . 25 (7): 520–523. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года . Проверено 6 июля 2012 года . Мерфи утверждает, что его устройства способны модулировать эмоциональные состояния, а также усиливать медитацию и генерировать измененные состояния. В явном противоречии с этим утверждением Гендл и МакГрат (2012) не обнаружили существенной разницы в эмоциональном состоянии независимо от того, было ли устройство включено или выключено.
  25. ^ Ваксман, С.Г.; Гешвинд, Н. (1975). «Синдром межприступного поведения при височной эпилепсии». Генеральная психиатрия . 32 (12): 1580–6. дои : 10.1001/archpsyc.1975.01760300118011 . ПМИД   1200777 .
  26. ^ Рамачандран, В. (1998). Фантомы в мозгу . Харпер Коллинз. ISBN  978-0688152475 .
  27. ^ Интервью автора Harper Collins Publishers с Марио Борегаром , HarperCollins.com, заархивировано из оригинала 10 января 2019 г. , получено 21 августа 2011 г.
  28. ^ Борегар, Марио (25 сентября 2006 г.). «Нейронные корреляты мистического опыта монахинь-кармелиток». Письма по неврологии . 405 (3): 186–190. дои : 10.1016/j.neulet.2006.06.060 . ПМИД   16872743 . S2CID   13563460 .
  29. ^ Оуэн, AD; Хейворд, РД; Кениг, Х.Г.; Стеффенс, округ Колумбия; Пейн, Мэн (2011). «Религиозные факторы и атрофия гиппокампа в пожилом возрасте» . ПЛОС ОДИН . 6 (3): e17006. Бибкод : 2011PLoSO...617006O . дои : 10.1371/journal.pone.0017006 . ПМК   3068149 . ПМИД   21479219 .
  30. ^ Фергюсон, Массачусетс; Нильсен, Дж. А.; Кинг, Дж.Б.; Дай, Л.; Джианграссо, DM; Холман, Р.; и др. (2018). «Сети вознаграждения, значимости и внимания активируются религиозным опытом у набожных мормонов» . Социальная нейронаука . 13 (1): 104–116. дои : 10.1080/17470919.2016.1257437 . ПМЦ   5478470 . ПМИД   27834117 .
  31. ^ Страссман, Р. (2001). ДМТ: Духовная Молекула . Внутренние традиции Медведь и компания. ISBN  978-0-89281-927-0 .
  32. ^ Худ, Ральф В. и Джейкоб А. Белзен-младший (2005). «Методы исследования в психологии религии», в Справочнике по психологии религии и духовности, под ред. Раймонд Ф. Палуциан и Кристал Л. Парк . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. п. 64. ИСБН  978-1-57230-922-7 .
  33. ^ Скатссун, Джуди (12 июля 2006 г.). «Волшебные грибы попали в точку Бога» . ABC Science Online . Проверено 13 июля 2006 г.
  34. ^ Гриффитс, Рр; Ричардс, Ва; Джонсон, штат Вашингтон; Макканн, Уд; Джесси, Р. (2008). «Опыты мистического типа, вызванные псилоцибином, опосредуют приписывание личного смысла и духовного значения 14 месяцев спустя» . Журнал психофармакологии . 22 (6): 621–32. дои : 10.1177/0269881108094300 . ПМК   3050654 . ПМИД   18593735 .
  35. ^ Гриффитс, Р.Р.; Ричардс, Вашингтон; Макканн, Ю; Джесси, Р. (2006). «Псилоцибин может вызывать переживания мистического типа, имеющие существенное и устойчивое личное значение и духовное значение». Психофармакология . 187 (3): 268–83, обсуждение 284–92. дои : 10.1007/s00213-006-0457-5 . ПМИД   16826400 . S2CID   7845214 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f470c829aa5c82b5528af1acb909c259__1719059220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/59/f470c829aa5c82b5528af1acb909c259.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neuroscience of religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)