Предвзятость наблюдателя
Предвзятость наблюдателя является одним из типов систематической ошибки обнаружения и определяется как любой вид систематического отклонения от точных фактов во время наблюдения и записи данных и информации в исследованиях. [1] Это определение можно расширить, включив в него систематическую разницу между тем, что наблюдается из-за различий между наблюдателями, и тем, что является истинным значением. [2]
Предвзятость наблюдателя — это тенденция наблюдателей не видеть то, что есть, а вместо этого видеть то, что они ожидают или хотят увидеть. Это обычное явление в повседневной жизни многих людей и серьезная проблема, с которой иногда сталкиваются в научных исследованиях и исследованиях. [3] Наблюдение имеет решающее значение для научных исследований и деятельности, и поэтому предвзятость наблюдателя также может иметь значение. [4] Когда существуют такие предубеждения, научные исследования могут привести к переоценке или недооценке того, что является правдивым и точным, что ставит под угрозу достоверность выводов и результатов исследования, даже если все остальные планы и процедуры исследования были подходящими. [5]
Данные наблюдений составляют основу значительного объема знаний. Наблюдение — это метод сбора данных, который относится к категории методов качественного исследования. Наблюдение имеет ряд преимуществ, в том числе его простоту как метода сбора данных и его полезность для выдвижения гипотез. В то же время процесс наблюдения имеет множество ограничений и недостатков, включая потенциальную ненадежность, плохую валидность и ошибочное восприятие. Наблюдения участников широко используются в социологических и антропологических исследованиях, а систематическое наблюдение используется там, где исследователям необходимо собрать данные без прямого взаимодействия участников. Наиболее распространенным методом наблюдения является натуралистическое наблюдение, при котором за субъектами наблюдают в их естественной среде с целью оценить поведение в естественных и свободных от вмешательства условиях.
Предвзятость наблюдателя особенно вероятна, когда исследователь или исследователь заинтересованы в результатах исследования или имеют сильные предубеждения. В сочетании с неоднозначными исходными данными и субъективным методом оценки эти три фактора в значительной степени способствуют распространению предвзятости наблюдателей. [6]
Примеры
[ редактировать ]Примеры предвзятости наблюдателей восходят к началу 1900-х годов. Один из первых зарегистрированных случаев явной предвзятости наблюдателя произошел в 1904 году, когда произошел случай с «Умным Гансом». Умный Ганс был лошадью, владелец которой, Вильгельм фон Олсон, утверждал, что мог решать арифметические уравнения. Фон Олсон задавал Умному Гансу ряд вопросов, связанных с арифметическими функциями, и лошадь, казалось, отвечала, постукивая копытом с пронумерованным ответом. Этот пример исследовал психолог Оскар Пфунгст , и было обнаружено, что, когда лошадь приближалась к правильному количеству постукиваний, владелец подсознательно реагировал определенным образом, что давало Умному Гансу сигнал прекратить постукивание. Однако это работало только в том случае, если владелец сам знал ответ на вопрос. Это пример предвзятости наблюдателя, поскольку ожидания фон Олсона, владельца лошади, были причиной действий и поведения Умного Ганса, что привело к получению ошибочных данных. [7]
Один из наиболее ярких примеров предвзятости наблюдателя можно увидеть в исследованиях и трудах Сирила Берта , английского психолога и генетика, который утверждал о наследственности IQ. [8] Берт считал и, таким образом, продемонстрировал в своих исследованиях из-за своей предвзятости наблюдателя, что дети из семей с более низким социально-экономическим статусом, вероятно, будут иметь более низкий уровень когнитивных способностей по сравнению с детьми из семей с более высоким социально-экономическим статусом. Такие исследования и результаты оказали значительное влияние на систему образования в Англии на протяжении 1960-х годов, где детей из среднего и высшего классов отправляли в элитные школы, а детей из низших социально-экономических групп отправляли в школы с менее желательными характеристиками. После смерти Берта дальнейшее исследование показало, что данные исследований Берта были сфабрикованы, что предположительно было результатом его предвзятости наблюдателя и результатов, которые он намеревался получить в ходе своих исследований.
Еще одним ключевым примером предвзятости наблюдателя является исследование 1963 года «Психология ученого: V. Три эксперимента по предвзятости экспериментатора». [9] опубликовано исследователями Робертом Розенталем и Кермитом Л. Фоде из Университета Северной Дакоты. В этом исследовании Розенталь и Фоде дали группе из двенадцати студентов-психологов в общей сложности шестьдесят крыс для проведения некоторых экспериментов. Студентам сказали, что у них либо есть «умные лабиринты» крысы, которых вывели для того, чтобы они исключительно хорошо решали лабиринты, либо что у них были «тупые в лабиринте» крысы, которые были выведены для того, чтобы плохо решать лабиринты. Затем их попросили провести эксперименты на крысах и собрать данные, как обычно. Крыс поместили в Т-образные лабиринты, где им нужно было пробежаться по центру, а затем решить повернуть налево или направо. Одна из сторон лабиринта была окрашена в белый цвет, а другая — в темно-серый, и задачей крысы было всегда поворачиваться к темно-серой стороне лабиринта. Крысы, повернувшие к тёмно-серой стороне лабиринта, получили награду, а крысы, повернувшие к белой стороне лабиринта, — нет. Студенты следили за тем, сколько раз каждая крыса поворачивалась к правильной (или темно-серой) стороне лабиринта, сколько раз каждая крыса поворачивалась к неправильной (или белой) стороне лабиринта и сколько времени требовалось каждой крысе, чтобы принять решение. Они повторяли этот эксперимент десять раз в день, в общей сложности в течение пяти дней, и в конце концов обнаружили, что «яркие в лабиринте» крысы лучше справлялись как с правильным прохождением лабиринта, так и с завершением лабиринта в кратчайшие сроки. Однако на самом деле не было ни «ярких в лабиринте», ни «тусклых в лабиринте» крыс; все эти крысы были генетически идентичны друг другу и были случайным образом разделены на две категории. Две группы студентов должны были получить одинаковые результаты для обоих видов крыс, но не смогли этого сделать из-за предвзятости наблюдателя. Весь эффект эксперимента был вызван их ожиданиями: они ожидали, что «яркие в лабиринте» крысы будут работать лучше, а «тусклые» крысы — хуже. Розенталь и Фоде пришли к выводу, что эти результаты были вызваны меньшими и более тонкими предубеждениями со стороны студентов. Студенты не знали, что они обращаются с крысами по-другому. Возможно, у них были несколько разные критерии того, когда две группы крыс заканчивали лабиринт, что у них была тенденция позже нажать на секундомер для «скучных» крыс или что они уделяли больше внимания «лабиринту». яркие» крысы в целом. Таким образом, студенты или наблюдатели создали то, что выглядело как реальный результат, но на самом деле было совершенно ложным.
Влияние
[ редактировать ]Данные наблюдений составляют основу значительного объема знаний. Предвзятость наблюдателя можно рассматривать как серьезную проблему в медицинских исследованиях и лечении. Существует большая вероятность расхождения в наблюдениях, сделанных там, где требуется субъективное суждение, по сравнению с наблюдением за объективными данными, где существует гораздо меньший риск предвзятости наблюдателя.
Когда в исследованиях и исследованиях присутствует предвзятость наблюдателя, это влияет на сам сбор данных. Выводы и результаты не являются точным отображением реальности из-за влияния предубеждений наблюдателей. Хотя они могут и не намереваться этого делать, предвзятость наблюдателей может привести к тому, что исследователи подсознательно будут поощрять определенные результаты, что приведет к изменениям в результатах и результатах исследования. Исследователь, который не предпринял шагов по смягчению предвзятости наблюдателя и находится под влиянием собственной предвзятости наблюдателя, имеет более высокую вероятность ошибочных интерпретаций, что в конечном итоге приведет к неточным результатам и выводам.
Исследования показали, что при наличии предвзятости наблюдателя в оценке результатов оценка эффекта лечения может быть преувеличена на сумму от трети до двух третей, что символизирует значительные последствия для достоверности результатов и результатов исследований и процедур. [1]
Профилактические меры
[ редактировать ]К сожалению, предвзятость является неизбежной проблемой в эпидемиологических и клинических исследованиях. Однако существует ряд потенциальных стратегий и решений для уменьшения предвзятости наблюдателей, особенно в области научных исследований и исследований в области медицины. [5] Эффект предвзятости можно уменьшить за счет использования строгих оперативных определений, а также маскировки, триангуляции и стандартизации процедур, а также постоянного мониторинга объективности тех, кто проводит эксперименты и наблюдения. В опросах по исследованию рынка исследователи описали структуру, называемую тестированием предвзятости, чтобы смягчить предвзятость исследователя путем эмпирической проверки вопросов опроса с участием реальных респондентов, а также для того, чтобы не вести респондентов за собой, используются методы нейтрального зондирования и перенаправления. [10]
Слепые протоколы и двойные слепые исследования могут действовать как корректирующая линза с точки зрения уменьшения предвзятости наблюдателя и, таким образом, повышения надежности и точности собранных данных. [11] Слепые испытания часто необходимы для получения одобрения регулирующих органов на медицинские изделия и лекарства, но они не являются обычной практикой в эмпирических исследованиях, несмотря на исследования, подтверждающие их необходимость. [6] Двойное слепое исследование осуществляется путем обеспечения отсутствия как тестировщика, так и участников исследования информации, которая могла бы оказать потенциальное влияние на их поведение, в то время как одинарное слепое исследование описывает те эксперименты, в которых информация скрывается от участников, что в противном случае может исказить результаты или внести предвзятость. но экспериментатор полностью осознает и владеет этими фактами.
Пример того, как предвзятость наблюдателя может повлиять на исследования и как могут повлиять слепые протоколы, можно увидеть в исследовании антипсихотического препарата. Исследователи, которые знают, кто из испытуемых получал плацебо, а кто - пробные препараты, могут позже сообщить, что группа, получавшая пробные препараты, имела более спокойный характер из-за ожиданий такого результата. Аналогичным образом, если участники исследования не были ослеплены, они могут сообщить, как они себя чувствуют по-разному в зависимости от того, получали ли они плацебо или исследуемый препарат.
Еще один пример можно увидеть в школах. Мальчики школьного возраста обычно превосходят своих сверстниц в науке, однако есть свидетельства того, что это потенциально является результатом того, как их учат и обращаются с ними учителя, которые ожидают, что мальчики будут иметь более высокие достижения, и, таким образом, тонко поощряют их. их. [12] Таким образом, наблюдатели, являющиеся учителями, которые проводят тесты и оценивают результаты, имеют предвзятое мнение и предвзятое мнение, что мальчики будут превосходить девочек, что влияет на их поведение.
В дополнение к слепым или замаскированным протоколам и исследованиям для смягчения предвзятости наблюдателей могут быть полезны дополнительные стратегии, включая стандартизированное обучение наблюдателей и исследователей тому, как фиксировать результаты. [1] Четкое определение методологии, инструментов и сроков, отведенных для сбора результатов, может помочь в адекватном обучении и подготовке наблюдателей стандартизированным образом. Кроме того, выявление любых потенциальных конфликтов интересов среди наблюдателей до начала исследования имеет важное значение для обеспечения минимизации предвзятости.
Наконец, триангуляция в рамках исследования — это метод, который можно использовать для повышения достоверности и достоверности результатов. [13] Триангуляция в исследованиях подразумевает использование различных методов или источников данных как средство достижения более полного и точного понимания рассматриваемого предмета. [14] Триангуляция значительно повысит доверие к исследованию. Существует несколько способов осуществления триангуляции, включая использование нескольких наблюдателей, что само по себе является формой надежности, называемой надежностью между наблюдателями, измеряемой процентом случаев, когда наблюдатели соглашаются.
Эффект Хоторна (эффект наблюдателя)
[ редактировать ]Предвзятость наблюдателей обычно выявляется только у наблюдателей, однако существует и предвзятость в отношении тех, кого изучают. Названный в честь серии экспериментов, проведенных Элтоном Мэйо в период с 1924 по 1932 год на заводе Western Electric в Хоторне, Чикаго, эффект Хоторна символизирует ситуацию, когда участники исследования меняют свое поведение из-за того, что за ними наблюдают.
В ходе исследований Хоторна было обнаружено, что результаты деятельности департаментов увеличивались каждый раз, когда вносились изменения, даже когда внесенные изменения возвращались к исходным неблагоприятным условиям. Участникам эксперимента сказали, что лучшее освещение приведет к повышению производительности, и поэтому их убеждения о влиянии хорошего освещения оказали более существенное влияние на их поведение и результаты, чем фактические уровни освещения. [1] Исследователи пришли к выводу, что рабочие на самом деле реагировали на внимание руководителей, а не на изменения экспериментальных переменных.
Чтобы предотвратить эффект Хоторна, могут быть полезны исследования с использованием скрытого наблюдения. Однако знание об участии в исследовании будет требоваться по закону и, как полагают, все еще может вызвать возникновение эффекта Хоторна. [15] Кроме того, полная анонимность ответов или данных исследования приведет к снижению вероятности того, что участники изменят свое поведение в результате наблюдения за ними во время их участия в эксперименте или исследовании. Кроме того, проведение исследований перед исследованиями для установления исходных показателей может помочь смягчить эффект Хоторна из-за значительного искажения результатов исследований. После установления исходного уровня можно оценить любую потенциальную предвзятость участников, возникающую в результате наблюдения. Кроме того, установление периода наблюдения может быть полезным, поскольку позволит оценить, продолжается ли поведение или изменение и сохраняется ли оно после периода наблюдения. [12]
См. также
[ редактировать ]- Эффект ожидания наблюдателя , когда исследователь подсознательно влияет на участников эксперимента.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Махтани, Камаль; Спенсер, Элизабет А.; Брасси, Джон; Хенеган, Карл (01 февраля 2018 г.). «Каталог предвзятости: предвзятость наблюдателя» . BMJ Доказательная медицина . 23 (1): 23–24. doi : 10.1136/ebmed-2017-110884 . ISSN 2515-446X . ПМИД 29367322 . S2CID 46794082 .
- ^ Миеттинен, Олли С. (1 ноября 2008 г.). «М. Порта, С. Гренландия и Дж. М. Ласт (ред.): Эпидемиологический словарь. Справочник, спонсируемый МЭА». Европейский журнал эпидемиологии . 23 (12): 813–817. дои : 10.1007/s10654-008-9296-5 . ISSN 0393-2990 . S2CID 41169767 .
- ^ Пронин, Эмили (1 января 2007 г.). «Восприятие и неправильное восприятие предвзятости в человеческих суждениях» . Тенденции в когнитивных науках . 11 (1): 37–43. дои : 10.1016/j.tics.2006.11.001 . ISSN 1364-6613 . ПМИД 17129749 . S2CID 2754235 .
- ^ Хробьяртссон, Асбьёрн; Томсен, Энн София Скоу; Эмануэльссон, Фрида; Тендал, Бритта; Хильден, Йорген; Бутрон, Изабель; Раво, Филипп; Брорсон, Стиг (27 февраля 2012 г.). «Смещение наблюдателя в рандомизированных клинических исследованиях с бинарными исходами: систематический обзор исследований как со слепыми, так и с неслепыми оценщиками результатов» . БМЖ . 344 : е1119. дои : 10.1136/bmj.e1119 . ISSN 0959-8138 . ПМИД 22371859 . S2CID 23296493 .
- ^ Jump up to: а б Трипепи, Джованни; Джагер, Китти Дж.; Деккер, Фридо В.; Зоккали, Кармин (2010). «Предвзятость выбора и предвзятость информации в клинических исследованиях» . Клиническая практика Нефрона . 115 (2): с94–с99. дои : 10.1159/000312871 . ISSN 1660-2110 . ПМИД 20407272 . S2CID 18856450 .
- ^ Jump up to: а б Тайттенс, FAM; Граф С.; Херкенс, JLT; Джейкобс, Л.; Налон, Э.; Отт, С.; Стадиг, Л.; Ван Лаер, Э.; Ампе, Б. (1 апреля 2014 г.). «Предвзятость наблюдателей в исследованиях поведения животных: можем ли мы верить в то, что получаем, если мы оцениваем то, во что верим?» . Специалист по поведению животных . 90 : 273–280. дои : 10.1016/j.anbehav.2014.02.007 . ISSN 0003-3472 . S2CID 53195951 .
- ^ Самхита, Лаасья; Гросс, Ханс Дж (9 ноября 2013 г.). «Возвращение к «Феномену умного Ганса»» . Коммуникативная и интегративная биология . 6 (6): e27122. дои : 10.4161/cib.27122 . ПМЦ 3921203 . ПМИД 24563716 .
- ^ Гилли, Оливер (1977). «Сфальсифицировал ли сэр Сирил Берт свое исследование наследственности интеллекта? Часть I». Фи Дельта Каппан . 58 (6): 469–471. ISSN 0031-7217 . JSTOR 20298643 .
- ^ Розенталь, Роберт; Фоде, Кермит Л. (1963). «Психология ученого: V. Три эксперимента по предвзятости экспериментатора». Психологические отчеты . 12 (2): 491. дои : 10.2466/pr0.1963.12.2.491 .
- ^ Гейзен, Эмили; Ша, Мэнди; Ропер, Фаррен (2024). Тестирование на предвзятость в исследованиях рынка: основа для разработки инклюзивных исследований (опубликовано 3 января 2024 г.). ISBN 979-8862902785 .
- ^ Вильгенбург, Эллен ван; Элгар, Марк А. (23 января 2013 г.). «Предвзятость подтверждения в исследованиях распознавания товарищей по гнезду: предостережение для исследований поведения животных» . ПЛОС ОДИН . 8 (1): e53548. Бибкод : 2013PLoSO...853548V . дои : 10.1371/journal.pone.0053548 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 3553103 . ПМИД 23372659 .
- ^ Jump up to: а б Уэст, Чарльз (февраль 1980 г.). «Рецензии на книги: Ахенбах, Томас М. Исследования в области психологии развития: концепции, стратегии, методы . Нью-Йорк: The Free Press, 1978. 350 + xiii стр. 14,95 долларов». Исследователь образования . 9 (2): 16–17. дои : 10.3102/0013189x009002016 . ISSN 0013-189X . S2CID 145015499 .
- ^ Благородный, Хелен; Хил, Роберта (01 июля 2019 г.). «Триангуляция в исследованиях, с примерами» . Доказательная медицинская помощь . 22 (3): 67–68. дои : 10.1136/ebnurs-2019-103145 . ISSN 1367-6539 . ПМИД 31201209 . S2CID 189862202 .
- ^ Картер, Нэнси; Брайант-Лукосиус, Дениз; ДиЧенсо, Альба; Блайт, Дженнифер; Невилл, Алан Дж. (26 августа 2014 г.). «Использование триангуляции в качественных исследованиях» . Форум медицинских сестер онкологии . 41 (5): 545–547. дои : 10.1188/14.ОНФ.545-547 . ПМИД 25158659 .
- ^ Перселл, Стивен Д.; Доктор Джейсон Н.; Фридберг, Марк В.; Микер, Даниэлла; Фризема, Элиша; Купер, Эндрю; Харьяни, Аджай; Грегори, Дайанна Л.; Фокс, Крейг Р.; Гольдштейн, Ной Дж.; Линдер, Джеффри А. (5 августа 2016 г.). «Поведенческие вмешательства для сокращения нецелесообразного назначения антибиотиков: рандомизированное пилотное исследование» . БМК Инфекционные болезни . 16 (1): 373. дои : 10.1186/s12879-016-1715-8 . ISSN 1471-2334 . ПМЦ 4975897 . ПМИД 27495917 .