Бог шлем
Шлем Бога — экспериментальный аппарат (первоначально называвшийся шлемом Корена ), разработанный Стэнли Кореном и нейробиологом Майклом Персингером для изучения творческих способностей, религиозного опыта и эффектов тонкой стимуляции височных долей . [1] Сообщения участников об «ощущении присутствия» во время ношения шлема Бога привлекли внимание общественности и привели к созданию нескольких телевизионных документальных фильмов. [2] Устройство использовалось в исследованиях Персингера в области нейротеологии , изучения предполагаемых нейронных коррелятов религии и духовности. Аппарат, помещенный на голову подопытного, генерирует очень слабые магнитные поля , которые Персингер называет « сложными ». Как и другие виды нейронной стимуляции с помощью магнитных полей низкой интенсивности , эти поля примерно так же сильны, как те, которые генерируются трубкой стационарного телефона или обычным феном, но намного слабее, чем у обычного магнита на холодильнике , и примерно в миллион раз слабее, чем транскраниальный. магнитная стимуляция . [3]
Персингер сообщает, что многие субъекты сообщали о «мистических переживаниях и измененных состояниях». [4] в Шлеме Бога. Основы его теории подверглись критике в научной печати. [5] Анекдотические репортажи журналистов, [6] ученые [7] [8] и документалисты [9] были неоднозначными, и некоторые эффекты, о которых сообщил Персингер, еще не были независимо воспроизведены . Одна попытка репликации, опубликованная в научной литературе, сообщила о неспособности воспроизвести эффекты Персингера, и авторы предположили, что внушаемость участников , неправильное ослепление участников или идиосинкразическая методология могут объяснить результаты Персингера. [10] Персингер утверждает, что репликация была технически ошибочной. [8] [11] но исследователи настаивают на своем воспроизведении. [12] Однако одна группа [13] опубликовал прямую копию одного эксперимента со Шлемом Бога. [14] Другие группы сообщили об отсутствии каких-либо эффектов вообще. [15] или получили аналогичный опыт, используя фиктивные шлемы, [16] [17] или шлемы, которые не включены. [18] Исследование с использованием фиктивного оборудования было омрачено тем фактом, что в одном случае «… данные… исследования (с использованием только фиктивной гарнитуры) были подделаны», и «студент… (который это сделал) ) ...был исключен из университета». [19]
Разработка
[ редактировать ]Шлем Бога не был специально разработан для того, чтобы вызывать видения Бога. [1] а проверить несколько гипотез Персингера о функционировании мозга. Первой из них является гипотеза векторной полусферичности. [20] который предполагает, что человеческое самоощущение состоит из двух компонентов, по одному на каждой стороне мозга, которые обычно работают вместе, но в которых обычно доминирует левое полушарие. [21] [22] Персингер утверждает, что два полушария вносят разный вклад в единое самоощущение, но при определенных условиях могут проявляться как два отдельных «я». Персингер и Корен разработали Шлем Бога, пытаясь создать условия, в которых вклад обоих полушарий мозга в самоощущение нарушается.
Вторая экспериментальная гипотеза заключалась в том, что когда связь между левым и правым чувством «я» нарушается, как они сообщают, при ношении Шлема Бога, обычно подчиненное «я» в правом полушарии вторгается в сознание левого полушария. доминирующее Я, [22] вызывая то, что Персингер называет «межполушарными вторжениями». [20]
Третья гипотеза заключалась в том, что «опыт посетителей» можно объяснить такими «межполушарными вторжениями», вызванными нарушением «векторной полушарности». [23] Персингер предполагает, что многие паранормальные явления [24] ощущение, что ты прожил прошлые жизни, [25] чувствовал присутствие нефизических существ, [26] призраки, [27] музы, [28] и другие «духовные существа» являются примерами межполушарного вторжения (идея, первоначально предложенная в 1976 году в гипотезе двухпалатного менталитета Джулиана Джейнса ).
Эксперименты с «Шлемом Бога» также были предназначены, хотя и не были специально разработаны (см. выше), для подтверждения идеи о том, что религиозные и мистические переживания являются артефактами функции височной доли. [29]
Устройство
[ редактировать ]Персингер использует модифицированный снегоходный шлем, в котором соленоиды расположены над височными долями. Это устройство создает магнитные поля, которые Персингер описывает как «слабые, но сложные». [30] [31] (1 микроТесла). [32] Характер колебаний этих магнитных полей обусловлен физиологическими источниками, например, закономерностями, которые проявляются в записях ЭЭГ, полученных от лимбических структур. [33] Целью воздействия магнитных полей, созданных по образцу нейрофизиологических источников, таких как профиль взрывной активности миндалевидного тела, является повышение вероятности активации структуры, из которой был получен сигнал. [34]
Сеансы проводятся с пациентом, сидящим в акустической камере. [35] Акустическая камера — это тоже клетка Фарадея . [33] экранирование всех излучений и радиации ЭМП, кроме магнитного поля Земли. Персингер сообщает, что эта защита позволяет ему использовать аппарат для исследования воздействия геомагнетизма на человеческий мозг. [36] [37]
Сравнение с ТМС
[ редактировать ]Ни «Шлем Бога», ни технологии, основанные на нем, не являются примерами транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), при которой используются магнитные поля примерно в миллион раз более сильные, чем те, которые используются в лаборатории Персингера. [3] Несмотря на это, Персингер сообщает об аналогичных размерах эффекта от своего аппарата. [4] Магнитные поля, используемые в ТМС и в экспериментах Персингера, также сильно различаются. ТМС использует одиночные, парные и повторяющиеся импульсы высокой интенсивности для проникновения в череп. [38] Напротив, аппарат Персингера использует слабые сложные магнитные сигналы, повторяющие физиологические процессы, например, полученные в результате лимбической вспышки. [34] [39]
Опыт
[ редактировать ]Большинство отчетов из лаборатории Персингера состоят из людей, ощущающих «присутствие»; люди часто интерпретировали их как ангелов, умерших существ, известных субъекту, или группы каких-либо существ. Также были сообщения о том, что участники испытали то, что они воспринимают как Бога. [40] Персингер сообщает, что «по крайней мере» 80 процентов его участников ощущают присутствие рядом с собой в комнате. [41] а другие сообщают о менее запоминающихся переживаниях «другого сознания или разумного существа». [42]
Неофициальные отчеты
[ редактировать ]Ученый и научный писатель Ричард Докинз , появлявшийся в BBC научно-документальном сериале «Горизонт» , не имел опыта «ощущаемого присутствия». [43] но вместо этого временами он чувствовал «легкое головокружение», «довольно странное», ощущения в конечностях и изменения в дыхании. Он резюмировал свой опыт следующим образом: «Мне казалось, что я нахожусь в полной темноте, со шлемом на голове и приятно расслаблен». [7] Персинджер объяснил ограниченные результаты Докинза своим низким баллом по психологической шкале, измеряющей чувствительность височных долей. [44]
Напротив, психолог-экспериментатор и бывший парапсихологии исследователь Сьюзан Блэкмор сказала: «Когда я пошла в лабораторию Персингера и прошла его процедуры, я испытала самые необычайные переживания, которые у меня когда-либо были… Я удивлюсь, если это окажется так. эффект плацебо ». [8]
Джек Хитт, журналист журнала Wired , посетил лабораторию Персингера в 1999 году и выразил недоумение по поводу отчета Персингера после стимуляции («Один вопрос: красная лампочка на стене стала больше или меньше? На стене была красная лампочка? Я не заметил») и сообщил: «Многие другие вопросы предполагают, что у меня должны были быть и другие переживания, но, честно говоря, их не было. На самом деле, что касается трансцендентных переживаний, по шкале от 1 до 10. , Шлем Персингера падает где-то около 4. Несмотря на то, что у меня был довольно убедительный опыт выхода из тела, я разочарован большими ожиданиями и тревогами, которые у меня были». [45]
Попытки репликации и дебаты
[ редактировать ]В декабре 2004 года журнал Nature сообщил, что группа шведских исследователей под руководством Пера Гранквиста, психолога из Уппсальского университета в Швеции , попыталась повторить эксперименты Персингера в двойных слепых условиях, но не смогла воспроизвести эффект. [8] Исследование было опубликовано в журнале Neuroscience Letters в 2005 году. [10] Гранквист и др. пришли к выводу, что наличие или отсутствие магнитного поля не имело никакой связи с каким-либо религиозным или духовным опытом, о котором сообщили участники, а было полностью предсказано их внушаемостью и личностными качествами. Персингер, однако, не согласился с попыткой Швеции повторить его работу. «Они не повторили это, даже близко», — говорит он. [8] Он утверждал, что шведская группа не подвергала испытуемых воздействию магнитных полей достаточно долго, чтобы добиться эффекта. Гранквист и др. ответьте, что Персингер заранее согласился с предложенной ими методологией [46] [47] и они поддерживают свое копирование. [12]
Теоретическая основа шлема Бога, особенно связь между функцией височной доли и мистическими переживаниями. [48] [49] также был допрошен. [5]
Лишь одной группе, не связанной с лабораторией Персингера, пока удалось повторить эксперимент. [13] эффекты одного из ранних исследований Персингера. [14] Они сообщили, что их эксперимент исключил внушаемость как объяснение эффектов Персингера, и что анализ вербальных отчетов их испытуемых выявил значительные различия между речью испытуемых и контрольной группы, а также менее устойчивые эффекты внушения и ожидания.
Другие группы впоследствии обнаружили, что индивидуальные различия, такие как сильная вера в паранормальные явления и магические идеи, предсказывают некоторые изменения в сознании, и сообщили о «исключительных переживаниях», когда экспериментальная установка и процедура Персингера и его коллег воспроизводились, но с фиктивным «шлемом Бога». то есть полностью инертный или выключенный шлем. Эти группы пришли к выводу, что психологические факторы, должно быть, играли важную роль в предыдущих экспериментах. [16] [17]
Сопутствующие устройства и исследования
[ редактировать ]Персингер и его коллеги также разработали устройство под названием «Осьминог», которое использует соленоиды вокруг всего мозга , по кругу чуть выше ушей субъекта. Коммерческие версии шлема Бога, Осьминога и связанных с ним устройств продает научный сотрудник Персингера Тодд Мерфи, и он сообщает, что его устройства способны модулировать эмоциональные состояния в дополнение к усилению медитации и созданию измененных состояний. Один эксперимент не обнаружил изменений в эмоциональных реакциях на фотографии независимо от того, было ли устройство включено или выключено. [50] [18] испытуемых Персингер и его коллеги сообщают о значительных изменениях в ЭЭГ во время стимуляции с помощью системы Шакти. [51] отчете лаборатории Персингера, опубликованном в журнале В одном NeuroQuantology , эти изменения коррелируют с опытом выхода из тела. [52]
В одной опубликованной попытке проверить теории Персингера относительно психологических эффектов магнитных полей окружающей среды использовалось воздействие магнитных полей и ультразвука на все тело свободно передвигающихся участников, чтобы создать «комнату с привидениями», в которой, как надеялись, испытуемые будут чувствовать «присутствие». . Исследование показало, что сообщения о необычных переживаниях не были связаны с наличием или отсутствием «сложных» электромагнитных полей окружающей среды, подобных полям Персингера. Они предположили, что эффект, вероятно, был вызван внушаемостью, хотя и не измеряли ее напрямую. [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Руттан Л.А., Персингер М.А., Корен С. (1990). «Усиление ощущений, связанных с височными долями, во время кратковременного воздействия чрезвычайно низкочастотных магнитных полей миллигауссовой интенсивности». Журнал биоэлектричества . 9 (1): 33–54. дои : 10.3109/15368379009027758 .
- ^ "Клип на канале Science Channel о Шлеме Бога" . Архивировано из оригинала 29 декабря 2010 г. Проверено 26 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Крейг Аэн-Стокдейл (2012). «Нейронаука для души» . Психолог . 25 (7): 520–523. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 г. Проверено 6 июля 2012 г.
магнитные поля, создаваемые шлемом Бога, слишком слабы, чтобы проникнуть в череп и повлиять на нейроны внутри него. Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) использует поле силой около 1,5 Тесла, чтобы индуцировать токи, достаточно сильные, чтобы деполяризовать нейроны через череп и вызвать их возбуждение. С другой стороны, аппарат Персингера имеет силу... в 5000 раз слабее обычного магнита на холодильник. Гранквист утверждает, что этот аппарат просто не может оказать сколько-нибудь значимого воздействия на мозг, и я склонен с этим согласиться.
- ^ Перейти обратно: а б Персингер, Массачусетс; и др. (2010). «Электромагнитная индукция мистических и измененных состояний в лаборатории». Журнал исследования и исследования сознания . 1 (7): 808–830. ISSN 2153-8212 .
- ^ Перейти обратно: а б Крейг Аэн-Стокдейл (2012). «Нейронаука для души» . Психолог . 25 (7): 520–523. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 г. Проверено 6 июля 2012 г.
Теория Персингера основана на литературе о религиозности у височных эпилептиков... литература, о которой я говорю выше, является одновременно ошибочной и устаревшей.
- ^ Статья в журнале Wired
- ^ Перейти обратно: а б Отрывок онлайн-видео см. с 2:00 до 3:26.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Роксана Хамси (9 декабря 2004 г.). «Электрические мозговые штурмы признаны источником призраков» . Природа . дои : 10.1038/news041206-10 .
- ^ Неполная фильмография доктора М. А. Персингера.
- ^ Перейти обратно: а б Гранквист, П; Фредриксон, М; Унге, П; Хагенфельдт, А; Валинд, С; Лархаммар, Д; Ларссон, М. (2005). «Ощущаемое присутствие и мистические переживания предсказываются внушаемостью, а не применением транскраниальных слабых сложных магнитных полей». Письма по неврологии . 379 (1): 1–6. дои : 10.1016/j.neulet.2004.10.057 . ПМИД 15849873 . S2CID 24800593 .
- Роксана Хамси (9 декабря 2004 г.). «Электрические мозговые штурмы признаны источником призраков» . БиоЭд Онлайн . Архивировано из оригинала 27 июня 2006 г.
- ^ Персингер, М; Корен, С (2005). «Ответ Гранквисту и др. «Ощущаемое присутствие и мистические переживания предсказываются внушаемостью, а не применением транскраниальных слабых магнитных полей» ». Письма по неврологии . 380 (3): 346–347. дои : 10.1016/j.neulet.2005.03.060 . ПМИД 15862915 . S2CID 41145064 .
- ^ Перейти обратно: а б Ларссон М., Лархаммарб Д., Фредриксон М., Гранквист П. (2005). «Ответ на ответ М.А. Персингера и С.А. Корена Гранквисту и др. «Ощущаемое присутствие и мистические переживания предсказываются внушаемостью, а не применением транскраниальных слабых магнитных полей»» . Письма по неврологии . 380 (3): 348–350. дои : 10.1016/j.neulet.2005.03.059 . S2CID 54348640 .
- ^ Перейти обратно: а б Тинока, Карлос А; Ортис, Жоау ПЛ (2014). «Магнитная стимуляция височной коры: частичное исследование репликации «шлема Бога». Журнал исследования и исследования сознания . 5 (3): 234–257.
- ^ Перейти обратно: а б Ричардс, премьер-министр; Персингер, Массачусетс; Корен, С.А. (1993). «Модификация свойств активации и оценки повествований с помощью слабых сложных моделей магнитного поля, которые имитируют лимбическую вспышку». Международный журнал неврологии . 71 (1–4): 71–85. дои : 10.3109/00207459309000594 . ПМИД 8407157 .
- ^ Перейти обратно: а б Французский CC, Хак У, Бантон-Стасишин Р, Дэвис Р (2009). «Проект «Привидение»: попытка построить «комнату с привидениями», манипулируя сложными электромагнитными полями и инфразвуком» (PDF) . Кортекс . 45 (5): 619–629. дои : 10.1016/j.cortex.2007.10.011 . ПМИД 18635163 . S2CID 3944854 .
- ^ Перейти обратно: а б Кристин Симмондс-Мур; Донадриан Л. Райс; Чейз О'Гвин; Рон Хопкинс (2019), «Исключительные переживания после воздействия фиктивного «шлема Бога»: доказательства плацебо, индивидуальных различий и влияния времени суток», Imagination, Cognition and Personality , 39 : 44–87, doi : 10.1177/0276236617749185 , S2CID 149385194
- ^ Перейти обратно: а б Ван Элк, М. (2014), «ЭЭГ-исследование влияния вызванных духовных переживаний на соматосенсорную обработку и сенсорное подавление». Журнал Cognitive Science of Religion , 2 (2): 121, doi : 10.1558/jcsr. v2i2.24573
- ^ Перейти обратно: а б Гендл, Миннесота; МакГрат, М.Г. (2012). «Может ли шакти с 8 витками изменить субъективные эмоциональные переживания? Рандомизированное плацебо-контролируемое исследование». Перцептивные и моторные навыки . 114 (1): 217–235. дои : 10.2466/02.24.pms.114.1.217-235 . ПМИД 22582690 . S2CID 42872159 .
- ^ ван Элк, Мишель (2 октября 2019 г.). «Репликация и открытая наука в психологии религии: редакционная статья к специальному выпуску» . Международный журнал психологии религии . 29 (4): 227–229. дои : 10.1080/10508619.2019.1687189 . ISSN 1050-8619 .
- ^ Перейти обратно: а б Персингер, Массачусетс (1993). «Векторное полушарие головного мозга как дифференциальные источники ощущаемого присутствия, мистических переживаний и религиозных обращений». Перцептивные и моторные навыки . 76 (3, часть 1): 915–30. дои : 10.2466/pms.1993.76.3.915 . ПМИД 8321608 . S2CID 38474305 .
- ^ Персингер, Майкл А; Хили, Фэй (2002). «Экспериментальное облегчение ощущения присутствия: возможное взаимодействие между полушариями, вызванное сложными магнитными полями». Журнал нервных и психических заболеваний . 190 (8): 533–41. дои : 10.1097/00005053-200208000-00006 . ПМИД 12193838 . S2CID 28221240 .
- ^ Перейти обратно: а б Персингер, Майкл А; Бюро, Ю.Р.; Передери, ОП; Ричардс, премьер-министр (1994). «Ощущаемое присутствие в экспериментальных условиях: последствия для мужской и женской концепции себя». Журнал психологии . 78 (3 ч. 1): 999–1009. дои : 10.2466/pms.1994.78.3.999 . ПМИД 8084725 .
- Тодд Мерфи. « Ощущаемое присутствие (или «чувство присутствия») и мозг» . Духовность и мозг .
- ^ Персингер, Массачусетс (1989). «Геофизические переменные и поведение: LV. Прогнозирование деталей опыта посетителей и личности экспериментаторов: фактор височной доли». Перцептивные и моторные навыки . 68 (1): 55–65. дои : 10.2466/pms.1989.68.1.55 . ПМИД 2648314 . S2CID 34737853 .
- ^ Персингер, Массачусетс (1993). «Паранормальные и религиозные убеждения могут по-разному опосредоваться подкорковыми и корковыми феноменологическими процессами височных (лимбических) долей». Перцептивные и моторные навыки . 76 (1): 247–51. дои : 10.2466/pms.1993.76.1.247 . ПМИД 8451133 . S2CID 23373753 .
- ^ Персингер М.А., Массачусетс (1996). «Ощущения прошлых жизней как ожидаемые возмущения нейрокогнитивных процессов, которые генерируют ощущение себя: вклад лимбической лабильности и векторной полусферичности». Перцептивные и моторные навыки . 83 (3, ч. 2): 1107–21. дои : 10.2466/pms.1996.83.3f.1107 . ПМИД 9017718 . S2CID 23158471 .
- ^ Персингер, Массачусетс (1992). «Повышенная частота «ощущаемого присутствия» у людей, которые научились медитировать: поддержка гипотезы вторжения правого полушария». Перцептивные и моторные навыки . 75 (3, часть 2): 1308–10. дои : 10.2466/PMS.75.8.1308-1310 . ПМИД 1484802 .
- ^ Персингер, Массачусетс; Тиллер, СГ; Корен, С.А. (2000). «Экспериментальное моделирование опыта привидения и выявление пароксизмальной электроэнцефалографической активности с помощью трансцеребральных сложных магнитных полей: индукция синтетического «призрака»?». Перцептивные и моторные навыки . 90 (2): 659–74. дои : 10.2466/PMS.90.2.659-674 . ПМИД 10833767 .
- ^ Персингер М.А., Массачусетс; Макарек К., К. (1992). «Ощущение присутствия и речевая осмысленность в контексте функции височных долей: факторно-аналитическая верификация муз?». Мозг и познание . 20 (2): 217–26. дои : 10.1016/0278-2626(92)90016-F . ПМИД 1449754 . S2CID 36858085 .
- ^ Персингер, Массачусетс (1991). «Религиозные и мистические переживания как артефакты функции височной доли: общая гипотеза». Перцептивные и моторные навыки . 57 (3, часть 2): 1255–62. дои : 10.2466/pms.1983.57.3f.1255 . ПМИД 6664802 . S2CID 486935 .
- ^ Бут, Дж. Н.; Корень, С.А.; Персингер, Массачусетс (2008). «Повышение тета-активности в количественных электроэнцефалографических (QEEG) измерениях во время воздействия сложных слабых магнитных полей». Электромагнитная биология и медицина . 27 (4): 426–36. дои : 10.1080/15368370802493719 . ПМИД 19037792 . S2CID 24082997 .
- ^ Цанг, EW; Корень, С.А.; Персингер, Массачусетс (2004). «Мощность увеличивается в гамма-диапазоне в лобной и затылочной областях во время острого воздействия магнитных полей, вращающихся в мозге против часовой стрелки, со специфическими производными изменений». Международный журнал неврологии . 114 (9): 1183–93. дои : 10.1080/00207450490475643 . ПМИД 15370182 . S2CID 32046259 .
- ^ Хили, Ф; Персингер, Массачусетс; Корень, СА. (1996). «Повышение гипнотической внушаемости после применения импульсных магнитных полей на правые височно-теменные доли: репликация». Международный журнал неврологии . 87 (3): 201–7. дои : 10.3109/00207459609070838 . ПМИД 9003980 .
- ^ Перейти обратно: а б Персингер, Массачусетс (2001). «Нейропсихиатрия паранормальных явлений». Журнал нейропсихиатрии и клинических нейронаук . 13 (4): 515–24. дои : 10.1176/appi.neuropsych.13.4.515 . ПМИД 11748322 .
- ^ Перейти обратно: а б Ричардс П.М., Персингер М.А., Корен С.А. (1993). «Модификация свойств активации и оценки нарративов с помощью слабых сложных моделей магнитного поля, имитирующих срабатывание лимбической вспышки». Международный журнал неврологии . 71 (1–4): 71–85. дои : 10.3109/00207459309000594 . ПМИД 8407157 .
- ^ Персингер, Массачусетс (1999). «Увеличенное появление альфа-активности в левой, но не в правой височной доле в темной акустической камере: дифференциальная реакция левого, но не правого полушария на трансцеребральные магнитные поля». Международный журнал психофизиологии . 34 (2): 163–9. дои : 10.1016/S0167-8760(99)00069-0 . ПМИД 10576400 .
- ^ Бут, Дж. Н.; Корень, С.А.; Персингер, Массачусетс (2005). «Усиление ощущения ощущаемого присутствия и усиление геомагнитной активности во время опыта во время воздействия трансцеребральных слабых сложных магнитных полей». Международный журнал неврологии . 115 (7): 1053–79. дои : 10.1080/00207450590901521 . ПМИД 16051550 . S2CID 22016360 .
- ^ Черчилль, ДР; Персингер, Массачусетс; Томас, AW (1994). «Геофизические переменные и поведение: LXXVII. Повышенная геомагнитная активность и снижение приятности спонтанных повествований для воспринимающих, но не для агентов». Перцептивные и моторные навыки . 79 (1, часть 2): 387–92. дои : 10.2466/pms.1994.79.1.387 . ПМИД 7808872 . S2CID 41717965 .
- ^ Аувичаяпат, П; Аувичаяпат, Н. (2009). «Основной принцип транскраниальной магнитной стимуляции». Журнал Медицинской ассоциации Таиланда . 92 (11): 1560–6. ПМИД 19938752 .
- ^ Мели, Сальваторе К.; Персингер, Майкл А. (2009). «Красный свет облегчает ощущение присутствия, вызванное применением слабых импульсных магнитных полей над височными долями». Международный журнал неврологии . 119 (1): 68–75. дои : 10.1080/00207450802507689 . ПМИД 19116832 . S2CID 34456074 .
- ^ Персингер, Массачусетс (2001). «Нейропсихиатрия паранормальных явлений» . Журнал нейропсихиатрии и клинических нейронаук . 13 (4): 515–524. дои : 10.1176/appi.neuropsych.13.4.515 . ПМИД 11748322 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Сен-Пьер Л.С., Персингер М.А. (2006). «Экспериментальное облегчение ощущаемого присутствия предсказывается конкретными закономерностями приложенных магнитных полей, а не внушаемостью: повторный анализ 19 экспериментов». Международный журнал неврологии . 116 (9): 1079–1095. дои : 10.1080/00207450600808800 . ПМИД 16861170 . S2CID 21117361 .
- ^ Бут, Дж. Н.; Персингер, Массачусетс (2009). «Дискретные сдвиги в тета-диапазоне между лобной и теменной областями правого полушария и опытом ощущаемого присутствия». Журнал нейропсихиатрии . 21 (3): 279–83. дои : 10.1176/jnp.2009.21.3.279 . ПМИД 19776307 .
- ^ Видеоматериалы см. 3:04-7 и 3:32-43.
- ^ Статья BBC
- ^ Джек Хитт (ноябрь 1999 г.). «Это твой мозг о Боге» . Проводной . Том. 7, нет. 11.
- ^ «Электронное письмо между Персингером и Гранквистом, ноябрь 2004 г.» . Архивировано из оригинала 7 августа 2011 г. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ «Поведенческая нейронаука» . Архивировано из оригинала 18 августа 2007 г. Проверено 5 июня 2013 г.
- ^ Персингер, Массачусетс (1983). «Религиозные и мистические переживания как артефакты функции височной доли: общая гипотеза». Перцептивные и моторные навыки . 57 (3, часть 2): 1255–62. дои : 10.2466/pms.1983.57.3f.1255 . ПМИД 6664802 . S2CID 486935 .
- ^ Персингер, Массачусетс (1993). «Паранормальные и религиозные убеждения могут по-разному опосредоваться подкорковыми и корковыми феноменологическими процессами височных (лимбических) долей». Перцептивные и моторные навыки . 76 (1): 247–51. дои : 10.2466/pms.1993.76.1.247 . ПМИД 8451133 . S2CID 23373753 .
- ^ Крейг Аэн-Стокдейл (2012). «Нейронаука для души» . Психолог . 25 (7): 520–523. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 г. Проверено 6 июля 2012 г.
Мерфи утверждает, что его устройства способны модулировать эмоциональные состояния, а также усиливать медитацию и генерировать измененные состояния. Гендл и МакГрат (2012) не обнаружили существенной разницы в эмоциональных реакциях на фотографии независимо от того, было ли устройство включено или выключено.
- ^ Цанг Э.В., Корен С.А., Персингер М.А. (2004). «Электрофизиологические и количественные электроэнцефалографические измерения после лечения трансцеребральными магнитными полями, генерируемыми компакт-диском через звуковую карту компьютера: лечение Шакти». Международный журнал неврологии . 114 (8): 1013–1024. дои : 10.1080/00207450490461323 . ПМИД 15527205 . S2CID 25096212 .
- ^ Сарока К.С., Маллиган Б.П., Персингер М.А., Мерфи Т.Р. (2010). «Экспериментальное выявление внетелесного опыта и сопутствующей межполушарной электроэнцефалографической когерентности». Нейроквантология . 8 (4): 466–477. дои : 10.14704/nq.2010.8.4.302 . S2CID 124298377 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нейротеология: с мыслями о Боге - статья, описывающая нейротеологию и работу доктора Персингера со шлемом Бога.
- Бог в мозгу , BBC, 2003 г.