Jump to content

Бог шлем

Шлем Бога — экспериментальный аппарат (первоначально называвшийся шлемом Корена ), разработанный Стэнли Кореном и нейробиологом Майклом Персингером для изучения творческих способностей, религиозного опыта и эффектов тонкой стимуляции височных долей . [1] Сообщения участников об «ощущении присутствия» во время ношения шлема Бога привлекли внимание общественности и привели к созданию нескольких телевизионных документальных фильмов. [2] Устройство использовалось в исследованиях Персингера в области нейротеологии , изучения предполагаемых нейронных коррелятов религии и духовности. Аппарат, помещенный на голову подопытного, генерирует очень слабые магнитные поля , которые Персингер называет « сложными ». Как и другие виды нейронной стимуляции с помощью магнитных полей низкой интенсивности , эти поля примерно так же сильны, как те, которые генерируются трубкой стационарного телефона или обычным феном, но намного слабее, чем у обычного магнита на холодильнике , и примерно в миллион раз слабее, чем транскраниальный. магнитная стимуляция . [3]

Персингер сообщает, что многие субъекты сообщали о «мистических переживаниях и измененных состояниях». [4] в Шлеме Бога. Основы его теории подверглись критике в научной печати. [5] Анекдотические репортажи журналистов, [6] ученые [7] [8] и документалисты [9] были неоднозначными, и некоторые эффекты, о которых сообщил Персингер, еще не были независимо воспроизведены . Одна попытка репликации, опубликованная в научной литературе, сообщила о неспособности воспроизвести эффекты Персингера, и авторы предположили, что внушаемость участников , неправильное ослепление участников или идиосинкразическая методология могут объяснить результаты Персингера. [10] Персингер утверждает, что репликация была технически ошибочной. [8] [11] но исследователи настаивают на своем воспроизведении. [12] Однако одна группа [13] опубликовал прямую копию одного эксперимента со Шлемом Бога. [14] Другие группы сообщили об отсутствии каких-либо эффектов вообще. [15] или получили аналогичный опыт, используя фиктивные шлемы, [16] [17] или шлемы, которые не включены. [18] Исследование с использованием фиктивного оборудования было омрачено тем фактом, что в одном случае «… данные… исследования (с использованием только фиктивной гарнитуры) были подделаны», и «студент… (который это сделал) ) ...был исключен из университета». [19]

Разработка

[ редактировать ]

Шлем Бога не был специально разработан для того, чтобы вызывать видения Бога. [1] а проверить несколько гипотез Персингера о функционировании мозга. Первой из них является гипотеза векторной полусферичности. [20] который предполагает, что человеческое самоощущение состоит из двух компонентов, по одному на каждой стороне мозга, которые обычно работают вместе, но в которых обычно доминирует левое полушарие. [21] [22] Персингер утверждает, что два полушария вносят разный вклад в единое самоощущение, но при определенных условиях могут проявляться как два отдельных «я». Персингер и Корен разработали Шлем Бога, пытаясь создать условия, в которых вклад обоих полушарий мозга в самоощущение нарушается.

Вторая экспериментальная гипотеза заключалась в том, что когда связь между левым и правым чувством «я» нарушается, как они сообщают, при ношении Шлема Бога, обычно подчиненное «я» в правом полушарии вторгается в сознание левого полушария. доминирующее Я, [22] вызывая то, что Персингер называет «межполушарными вторжениями». [20]

Третья гипотеза заключалась в том, что «опыт посетителей» можно объяснить такими «межполушарными вторжениями», вызванными нарушением «векторной полушарности». [23] Персингер предполагает, что многие паранормальные явления [24] ощущение, что ты прожил прошлые жизни, [25] чувствовал присутствие нефизических существ, [26] призраки, [27] музы, [28] и другие «духовные существа» являются примерами межполушарного вторжения (идея, первоначально предложенная в 1976 году в гипотезе двухпалатного менталитета Джулиана Джейнса ).

Эксперименты с «Шлемом Бога» также были предназначены, хотя и не были специально разработаны (см. выше), для подтверждения идеи о том, что религиозные и мистические переживания являются артефактами функции височной доли. [29]

Устройство

[ редактировать ]

Персингер использует модифицированный снегоходный шлем, в котором соленоиды расположены над височными долями. Это устройство создает магнитные поля, которые Персингер описывает как «слабые, но сложные». [30] [31] (1 микроТесла). [32] Характер колебаний этих магнитных полей обусловлен физиологическими источниками, например, закономерностями, которые проявляются в записях ЭЭГ, полученных от лимбических структур. [33] Целью воздействия магнитных полей, созданных по образцу нейрофизиологических источников, таких как профиль взрывной активности миндалевидного тела, является повышение вероятности активации структуры, из которой был получен сигнал. [34]

Сеансы проводятся с пациентом, сидящим в акустической камере. [35] Акустическая камера — это тоже клетка Фарадея . [33] экранирование всех излучений и радиации ЭМП, кроме магнитного поля Земли. Персингер сообщает, что эта защита позволяет ему использовать аппарат для исследования воздействия геомагнетизма на человеческий мозг. [36] [37]

Сравнение с ТМС

[ редактировать ]

Ни «Шлем Бога», ни технологии, основанные на нем, не являются примерами транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), при которой используются магнитные поля примерно в миллион раз более сильные, чем те, которые используются в лаборатории Персингера. [3] Несмотря на это, Персингер сообщает об аналогичных размерах эффекта от своего аппарата. [4] Магнитные поля, используемые в ТМС и в экспериментах Персингера, также сильно различаются. ТМС использует одиночные, парные и повторяющиеся импульсы высокой интенсивности для проникновения в череп. [38] Напротив, аппарат Персингера использует слабые сложные магнитные сигналы, повторяющие физиологические процессы, например, полученные в результате лимбической вспышки. [34] [39]

Большинство отчетов из лаборатории Персингера состоят из людей, ощущающих «присутствие»; люди часто интерпретировали их как ангелов, умерших существ, известных субъекту, или группы каких-либо существ. Также были сообщения о том, что участники испытали то, что они воспринимают как Бога. [40] Персингер сообщает, что «по крайней мере» 80 процентов его участников ощущают присутствие рядом с собой в комнате. [41] а другие сообщают о менее запоминающихся переживаниях «другого сознания или разумного существа». [42]

Неофициальные отчеты

[ редактировать ]

Ученый и научный писатель Ричард Докинз , появлявшийся в BBC научно-документальном сериале «Горизонт» , не имел опыта «ощущаемого присутствия». [43] но вместо этого временами он чувствовал «легкое головокружение», «довольно странное», ощущения в конечностях и изменения в дыхании. Он резюмировал свой опыт следующим образом: «Мне казалось, что я нахожусь в полной темноте, со шлемом на голове и приятно расслаблен». [7] Персинджер объяснил ограниченные результаты Докинза своим низким баллом по психологической шкале, измеряющей чувствительность височных долей. [44]

Напротив, психолог-экспериментатор и бывший парапсихологии исследователь Сьюзан Блэкмор сказала: «Когда я пошла в лабораторию Персингера и прошла его процедуры, я испытала самые необычайные переживания, которые у меня когда-либо были… Я удивлюсь, если это окажется так. эффект плацебо ». [8]

Джек Хитт, журналист журнала Wired , посетил лабораторию Персингера в 1999 году и выразил недоумение по поводу отчета Персингера после стимуляции («Один вопрос: красная лампочка на стене стала больше или меньше? На стене была красная лампочка? Я не заметил») и сообщил: «Многие другие вопросы предполагают, что у меня должны были быть и другие переживания, но, честно говоря, их не было. На самом деле, что касается трансцендентных переживаний, по шкале от 1 до 10. , Шлем Персингера падает где-то около 4. Несмотря на то, что у меня был довольно убедительный опыт выхода из тела, я разочарован большими ожиданиями и тревогами, которые у меня были». [45]

Попытки репликации и дебаты

[ редактировать ]

В декабре 2004 года журнал Nature сообщил, что группа шведских исследователей под руководством Пера Гранквиста, психолога из Уппсальского университета в Швеции , попыталась повторить эксперименты Персингера в двойных слепых условиях, но не смогла воспроизвести эффект. [8] Исследование было опубликовано в журнале Neuroscience Letters в 2005 году. [10] Гранквист и др. пришли к выводу, что наличие или отсутствие магнитного поля не имело никакой связи с каким-либо религиозным или духовным опытом, о котором сообщили участники, а было полностью предсказано их внушаемостью и личностными качествами. Персингер, однако, не согласился с попыткой Швеции повторить его работу. «Они не повторили это, даже близко», — говорит он. [8] Он утверждал, что шведская группа не подвергала испытуемых воздействию магнитных полей достаточно долго, чтобы добиться эффекта. Гранквист и др. ответьте, что Персингер заранее согласился с предложенной ими методологией [46] [47] и они поддерживают свое копирование. [12]

Теоретическая основа шлема Бога, особенно связь между функцией височной доли и мистическими переживаниями. [48] [49] также был допрошен. [5]

Лишь одной группе, не связанной с лабораторией Персингера, пока удалось повторить эксперимент. [13] эффекты одного из ранних исследований Персингера. [14] Они сообщили, что их эксперимент исключил внушаемость как объяснение эффектов Персингера, и что анализ вербальных отчетов их испытуемых выявил значительные различия между речью испытуемых и контрольной группы, а также менее устойчивые эффекты внушения и ожидания.

Другие группы впоследствии обнаружили, что индивидуальные различия, такие как сильная вера в паранормальные явления и магические идеи, предсказывают некоторые изменения в сознании, и сообщили о «исключительных переживаниях», когда экспериментальная установка и процедура Персингера и его коллег воспроизводились, но с фиктивным «шлемом Бога». то есть полностью инертный или выключенный шлем. Эти группы пришли к выводу, что психологические факторы, должно быть, играли важную роль в предыдущих экспериментах. [16] [17]

[ редактировать ]

Персингер и его коллеги также разработали устройство под названием «Осьминог», которое использует соленоиды вокруг всего мозга , по кругу чуть выше ушей субъекта. Коммерческие версии шлема Бога, Осьминога и связанных с ним устройств продает научный сотрудник Персингера Тодд Мерфи, и он сообщает, что его устройства способны модулировать эмоциональные состояния в дополнение к усилению медитации и созданию измененных состояний. Один эксперимент не обнаружил изменений в эмоциональных реакциях на фотографии независимо от того, было ли устройство включено или выключено. [50] [18] испытуемых Персингер и его коллеги сообщают о значительных изменениях в ЭЭГ во время стимуляции с помощью системы Шакти. [51] отчете лаборатории Персингера, опубликованном в журнале В одном NeuroQuantology , эти изменения коррелируют с опытом выхода из тела. [52]

В одной опубликованной попытке проверить теории Персингера относительно психологических эффектов магнитных полей окружающей среды использовалось воздействие магнитных полей и ультразвука на все тело свободно передвигающихся участников, чтобы создать «комнату с привидениями», в которой, как надеялись, испытуемые будут чувствовать «присутствие». . Исследование показало, что сообщения о необычных переживаниях не были связаны с наличием или отсутствием «сложных» электромагнитных полей окружающей среды, подобных полям Персингера. Они предположили, что эффект, вероятно, был вызван внушаемостью, хотя и не измеряли ее напрямую. [15]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Руттан Л.А., Персингер М.А., Корен С. (1990). «Усиление ощущений, связанных с височными долями, во время кратковременного воздействия чрезвычайно низкочастотных магнитных полей миллигауссовой интенсивности». Журнал биоэлектричества . 9 (1): 33–54. дои : 10.3109/15368379009027758 .
  2. ^ "Клип на канале Science Channel о Шлеме Бога" . Архивировано из оригинала 29 декабря 2010 г. Проверено 26 января 2011 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Крейг Аэн-Стокдейл (2012). «Нейронаука для души» . Психолог . 25 (7): 520–523. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 г. Проверено 6 июля 2012 г. магнитные поля, создаваемые шлемом Бога, слишком слабы, чтобы проникнуть в череп и повлиять на нейроны внутри него. Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) использует поле силой около 1,5 Тесла, чтобы индуцировать токи, достаточно сильные, чтобы деполяризовать нейроны через череп и вызвать их возбуждение. С другой стороны, аппарат Персингера имеет силу... в 5000 раз слабее обычного магнита на холодильник. Гранквист утверждает, что этот аппарат просто не может оказать сколько-нибудь значимого воздействия на мозг, и я склонен с этим согласиться.
  4. ^ Перейти обратно: а б Персингер, Массачусетс; и др. (2010). «Электромагнитная индукция мистических и измененных состояний в лаборатории». Журнал исследования и исследования сознания . 1 (7): 808–830. ISSN   2153-8212 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Крейг Аэн-Стокдейл (2012). «Нейронаука для души» . Психолог . 25 (7): 520–523. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 г. Проверено 6 июля 2012 г. Теория Персингера основана на литературе о религиозности у височных эпилептиков... литература, о которой я говорю выше, является одновременно ошибочной и устаревшей.
  6. ^ Статья в журнале Wired
  7. ^ Перейти обратно: а б Отрывок онлайн-видео см. с 2:00 до 3:26.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Роксана Хамси (9 декабря 2004 г.). «Электрические мозговые штурмы признаны источником призраков» . Природа . дои : 10.1038/news041206-10 .
  9. ^ Неполная фильмография доктора М. А. Персингера.
  10. ^ Перейти обратно: а б Гранквист, П; Фредриксон, М; Унге, П; Хагенфельдт, А; Валинд, С; Лархаммар, Д; Ларссон, М. (2005). «Ощущаемое присутствие и мистические переживания предсказываются внушаемостью, а не применением транскраниальных слабых сложных магнитных полей». Письма по неврологии . 379 (1): 1–6. дои : 10.1016/j.neulet.2004.10.057 . ПМИД   15849873 . S2CID   24800593 .
  11. ^ Персингер, М; Корен, С (2005). «Ответ Гранквисту и др. «Ощущаемое присутствие и мистические переживания предсказываются внушаемостью, а не применением транскраниальных слабых магнитных полей» ». Письма по неврологии . 380 (3): 346–347. дои : 10.1016/j.neulet.2005.03.060 . ПМИД   15862915 . S2CID   41145064 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Ларссон М., Лархаммарб Д., Фредриксон М., Гранквист П. (2005). «Ответ на ответ М.А. Персингера и С.А. Корена Гранквисту и др. «Ощущаемое присутствие и мистические переживания предсказываются внушаемостью, а не применением транскраниальных слабых магнитных полей»» . Письма по неврологии . 380 (3): 348–350. дои : 10.1016/j.neulet.2005.03.059 . S2CID   54348640 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Тинока, Карлос А; Ортис, Жоау ПЛ (2014). «Магнитная стимуляция височной коры: частичное исследование репликации «шлема Бога». Журнал исследования и исследования сознания . 5 (3): 234–257.
  14. ^ Перейти обратно: а б Ричардс, премьер-министр; Персингер, Массачусетс; Корен, С.А. (1993). «Модификация свойств активации и оценки повествований с помощью слабых сложных моделей магнитного поля, которые имитируют лимбическую вспышку». Международный журнал неврологии . 71 (1–4): 71–85. дои : 10.3109/00207459309000594 . ПМИД   8407157 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Французский CC, Хак У, Бантон-Стасишин Р, Дэвис Р (2009). «Проект «Привидение»: попытка построить «комнату с привидениями», манипулируя сложными электромагнитными полями и инфразвуком» (PDF) . Кортекс . 45 (5): 619–629. дои : 10.1016/j.cortex.2007.10.011 . ПМИД   18635163 . S2CID   3944854 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Кристин Симмондс-Мур; Донадриан Л. Райс; Чейз О'Гвин; Рон Хопкинс (2019), «Исключительные переживания после воздействия фиктивного «шлема Бога»: доказательства плацебо, индивидуальных различий и влияния времени суток», Imagination, Cognition and Personality , 39 : 44–87, doi : 10.1177/0276236617749185 , S2CID   149385194
  17. ^ Перейти обратно: а б Ван Элк, М. (2014), «ЭЭГ-исследование влияния вызванных духовных переживаний на соматосенсорную обработку и сенсорное подавление». Журнал Cognitive Science of Religion , 2 (2): 121, doi : 10.1558/jcsr. v2i2.24573
  18. ^ Перейти обратно: а б Гендл, Миннесота; МакГрат, М.Г. (2012). «Может ли шакти с 8 витками изменить субъективные эмоциональные переживания? Рандомизированное плацебо-контролируемое исследование». Перцептивные и моторные навыки . 114 (1): 217–235. дои : 10.2466/02.24.pms.114.1.217-235 . ПМИД   22582690 . S2CID   42872159 .
  19. ^ ван Элк, Мишель (2 октября 2019 г.). «Репликация и открытая наука в психологии религии: редакционная статья к специальному выпуску» . Международный журнал психологии религии . 29 (4): 227–229. дои : 10.1080/10508619.2019.1687189 . ISSN   1050-8619 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Персингер, Массачусетс (1993). «Векторное полушарие головного мозга как дифференциальные источники ощущаемого присутствия, мистических переживаний и религиозных обращений». Перцептивные и моторные навыки . 76 (3, часть 1): 915–30. дои : 10.2466/pms.1993.76.3.915 . ПМИД   8321608 . S2CID   38474305 .
  21. ^ Персингер, Майкл А; Хили, Фэй (2002). «Экспериментальное облегчение ощущения присутствия: возможное взаимодействие между полушариями, вызванное сложными магнитными полями». Журнал нервных и психических заболеваний . 190 (8): 533–41. дои : 10.1097/00005053-200208000-00006 . ПМИД   12193838 . S2CID   28221240 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Персингер, Майкл А; Бюро, Ю.Р.; Передери, ОП; Ричардс, премьер-министр (1994). «Ощущаемое присутствие в экспериментальных условиях: последствия для мужской и женской концепции себя». Журнал психологии . 78 (3 ч. 1): 999–1009. дои : 10.2466/pms.1994.78.3.999 . ПМИД   8084725 .
  23. ^ Персингер, Массачусетс (1989). «Геофизические переменные и поведение: LV. Прогнозирование деталей опыта посетителей и личности экспериментаторов: фактор височной доли». Перцептивные и моторные навыки . 68 (1): 55–65. дои : 10.2466/pms.1989.68.1.55 . ПМИД   2648314 . S2CID   34737853 .
  24. ^ Персингер, Массачусетс (1993). «Паранормальные и религиозные убеждения могут по-разному опосредоваться подкорковыми и корковыми феноменологическими процессами височных (лимбических) долей». Перцептивные и моторные навыки . 76 (1): 247–51. дои : 10.2466/pms.1993.76.1.247 . ПМИД   8451133 . S2CID   23373753 .
  25. ^ Персингер М.А., Массачусетс (1996). «Ощущения прошлых жизней как ожидаемые возмущения нейрокогнитивных процессов, которые генерируют ощущение себя: вклад лимбической лабильности и векторной полусферичности». Перцептивные и моторные навыки . 83 (3, ч. 2): 1107–21. дои : 10.2466/pms.1996.83.3f.1107 . ПМИД   9017718 . S2CID   23158471 .
  26. ^ Персингер, Массачусетс (1992). «Повышенная частота «ощущаемого присутствия» у людей, которые научились медитировать: поддержка гипотезы вторжения правого полушария». Перцептивные и моторные навыки . 75 (3, часть 2): 1308–10. дои : 10.2466/PMS.75.8.1308-1310 . ПМИД   1484802 .
  27. ^ Персингер, Массачусетс; Тиллер, СГ; Корен, С.А. (2000). «Экспериментальное моделирование опыта привидения и выявление пароксизмальной электроэнцефалографической активности с помощью трансцеребральных сложных магнитных полей: индукция синтетического «призрака»?». Перцептивные и моторные навыки . 90 (2): 659–74. дои : 10.2466/PMS.90.2.659-674 . ПМИД   10833767 .
  28. ^ Персингер М.А., Массачусетс; Макарек К., К. (1992). «Ощущение присутствия и речевая осмысленность в контексте функции височных долей: факторно-аналитическая верификация муз?». Мозг и познание . 20 (2): 217–26. дои : 10.1016/0278-2626(92)90016-F . ПМИД   1449754 . S2CID   36858085 .
  29. ^ Персингер, Массачусетс (1991). «Религиозные и мистические переживания как артефакты функции височной доли: общая гипотеза». Перцептивные и моторные навыки . 57 (3, часть 2): 1255–62. дои : 10.2466/pms.1983.57.3f.1255 . ПМИД   6664802 . S2CID   486935 .
  30. ^ Бут, Дж. Н.; Корень, С.А.; Персингер, Массачусетс (2008). «Повышение тета-активности в количественных электроэнцефалографических (QEEG) измерениях во время воздействия сложных слабых магнитных полей». Электромагнитная биология и медицина . 27 (4): 426–36. дои : 10.1080/15368370802493719 . ПМИД   19037792 . S2CID   24082997 .
  31. ^ Цанг, EW; Корень, С.А.; Персингер, Массачусетс (2004). «Мощность увеличивается в гамма-диапазоне в лобной и затылочной областях во время острого воздействия магнитных полей, вращающихся в мозге против часовой стрелки, со специфическими производными изменений». Международный журнал неврологии . 114 (9): 1183–93. дои : 10.1080/00207450490475643 . ПМИД   15370182 . S2CID   32046259 .
  32. ^ Хили, Ф; Персингер, Массачусетс; Корень, СА. (1996). «Повышение гипнотической внушаемости после применения импульсных магнитных полей на правые височно-теменные доли: репликация». Международный журнал неврологии . 87 (3): 201–7. дои : 10.3109/00207459609070838 . ПМИД   9003980 .
  33. ^ Перейти обратно: а б Персингер, Массачусетс (2001). «Нейропсихиатрия паранормальных явлений». Журнал нейропсихиатрии и клинических нейронаук . 13 (4): 515–24. дои : 10.1176/appi.neuropsych.13.4.515 . ПМИД   11748322 .
  34. ^ Перейти обратно: а б Ричардс П.М., Персингер М.А., Корен С.А. (1993). «Модификация свойств активации и оценки нарративов с помощью слабых сложных моделей магнитного поля, имитирующих срабатывание лимбической вспышки». Международный журнал неврологии . 71 (1–4): 71–85. дои : 10.3109/00207459309000594 . ПМИД   8407157 .
  35. ^ Персингер, Массачусетс (1999). «Увеличенное появление альфа-активности в левой, но не в правой височной доле в темной акустической камере: дифференциальная реакция левого, но не правого полушария на трансцеребральные магнитные поля». Международный журнал психофизиологии . 34 (2): 163–9. дои : 10.1016/S0167-8760(99)00069-0 . ПМИД   10576400 .
  36. ^ Бут, Дж. Н.; Корень, С.А.; Персингер, Массачусетс (2005). «Усиление ощущения ощущаемого присутствия и усиление геомагнитной активности во время опыта во время воздействия трансцеребральных слабых сложных магнитных полей». Международный журнал неврологии . 115 (7): 1053–79. дои : 10.1080/00207450590901521 . ПМИД   16051550 . S2CID   22016360 .
  37. ^ Черчилль, ДР; Персингер, Массачусетс; Томас, AW (1994). «Геофизические переменные и поведение: LXXVII. Повышенная геомагнитная активность и снижение приятности спонтанных повествований для воспринимающих, но не для агентов». Перцептивные и моторные навыки . 79 (1, часть 2): 387–92. дои : 10.2466/pms.1994.79.1.387 . ПМИД   7808872 . S2CID   41717965 .
  38. ^ Аувичаяпат, П; Аувичаяпат, Н. (2009). «Основной принцип транскраниальной магнитной стимуляции». Журнал Медицинской ассоциации Таиланда . 92 (11): 1560–6. ПМИД   19938752 .
  39. ^ Мели, Сальваторе К.; Персингер, Майкл А. (2009). «Красный свет облегчает ощущение присутствия, вызванное применением слабых импульсных магнитных полей над височными долями». Международный журнал неврологии . 119 (1): 68–75. дои : 10.1080/00207450802507689 . ПМИД   19116832 . S2CID   34456074 .
  40. ^ Персингер, Массачусетс (2001). «Нейропсихиатрия паранормальных явлений» . Журнал нейропсихиатрии и клинических нейронаук . 13 (4): 515–524. дои : 10.1176/appi.neuropsych.13.4.515 . ПМИД   11748322 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  41. ^ Сен-Пьер Л.С., Персингер М.А. (2006). «Экспериментальное облегчение ощущаемого присутствия предсказывается конкретными закономерностями приложенных магнитных полей, а не внушаемостью: повторный анализ 19 экспериментов». Международный журнал неврологии . 116 (9): 1079–1095. дои : 10.1080/00207450600808800 . ПМИД   16861170 . S2CID   21117361 .
  42. ^ Бут, Дж. Н.; Персингер, Массачусетс (2009). «Дискретные сдвиги в тета-диапазоне между лобной и теменной областями правого полушария и опытом ощущаемого присутствия». Журнал нейропсихиатрии . 21 (3): 279–83. дои : 10.1176/jnp.2009.21.3.279 . ПМИД   19776307 .
  43. ^ Видеоматериалы см. 3:04-7 и 3:32-43.
  44. ^ Статья BBC
  45. ^ Джек Хитт (ноябрь 1999 г.). «Это твой мозг о Боге» . Проводной . Том. 7, нет. 11.
  46. ^ «Электронное письмо между Персингером и Гранквистом, ноябрь 2004 г.» . Архивировано из оригинала 7 августа 2011 г. Проверено 12 августа 2011 г.
  47. ^ «Поведенческая нейронаука» . Архивировано из оригинала 18 августа 2007 г. Проверено 5 июня 2013 г.
  48. ^ Персингер, Массачусетс (1983). «Религиозные и мистические переживания как артефакты функции височной доли: общая гипотеза». Перцептивные и моторные навыки . 57 (3, часть 2): 1255–62. дои : 10.2466/pms.1983.57.3f.1255 . ПМИД   6664802 . S2CID   486935 .
  49. ^ Персингер, Массачусетс (1993). «Паранормальные и религиозные убеждения могут по-разному опосредоваться подкорковыми и корковыми феноменологическими процессами височных (лимбических) долей». Перцептивные и моторные навыки . 76 (1): 247–51. дои : 10.2466/pms.1993.76.1.247 . ПМИД   8451133 . S2CID   23373753 .
  50. ^ Крейг Аэн-Стокдейл (2012). «Нейронаука для души» . Психолог . 25 (7): 520–523. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 г. Проверено 6 июля 2012 г. Мерфи утверждает, что его устройства способны модулировать эмоциональные состояния, а также усиливать медитацию и генерировать измененные состояния. Гендл и МакГрат (2012) не обнаружили существенной разницы в эмоциональных реакциях на фотографии независимо от того, было ли устройство включено или выключено.
  51. ^ Цанг Э.В., Корен С.А., Персингер М.А. (2004). «Электрофизиологические и количественные электроэнцефалографические измерения после лечения трансцеребральными магнитными полями, генерируемыми компакт-диском через звуковую карту компьютера: лечение Шакти». Международный журнал неврологии . 114 (8): 1013–1024. дои : 10.1080/00207450490461323 . ПМИД   15527205 . S2CID   25096212 .
  52. ^ Сарока К.С., Маллиган Б.П., Персингер М.А., Мерфи Т.Р. (2010). «Экспериментальное выявление внетелесного опыта и сопутствующей межполушарной электроэнцефалографической когерентности». Нейроквантология . 8 (4): 466–477. дои : 10.14704/nq.2010.8.4.302 . S2CID   124298377 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff3d66ac493e7d102969610c0b35814a__1719398280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/4a/ff3d66ac493e7d102969610c0b35814a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
God helmet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)