Мифология Эфика
Мифология |
---|
Часть серии о |
Традиционные африканские религии |
---|
Мифология Эфик состоит из сборника мифов , рассказанных, воспетых или записанных народом Эфик и передаваемых из поколения в поколение. Источники мифологии Эфика включают бардовскую поэзию, искусство, песни, устные традиции и пословицы. [1] Истории, касающиеся мифов об Эфике, включают мифы о сотворении мира, сверхъестественных существах, мифических существах и воинах.Мифы об Эфике изначально были рассказаны людьми Эфик и рассказаны при лунном свете. [1] Мифы, легенды и исторические истории известны в Эфике как Мбук , а пьесы при лунном свете в Эфике известны как Мбре Уффинь . [2]
Источники [ править ]
Историческая литература [ править ]
С момента возникновения трехсторонней торговли народ Эфик находился в центре внимания исторических ученых. Несколько работ посвящены различным аспектам культуры и традиций Эфика. Хотя теме мифологии Эфика уделялось мало внимания, было написано несколько работ по аспектам, касающимся мифологии Эфика. Самый ранний словарь Эфик преподобного Хью Голди раскрывает ряд мифических животных и мест. Принцип грамматики Эфика Голди также является отправной точкой для истории создания Эфика. [3] В таких работах, как «Религия Розалинды Хакетт в Калабаре», обсуждаются некоторые божества Эфика. Книга Перси Талбота «Жизнь в Южной Нигерии» также полезна при изучении мифологии Эфика и Ибибио.
Искусство [ править ]
Искусство вносит недооцененный вклад в мифологию Эфика. Верования Эфик в Ндем и Экпе передавались через гравюры на латунных пластинах (Акпангкпанг). До изображения мифов, событий и историй на медных пластинах женщины Эфик в основном занимались украшением домов различного рода геометрическими узорами. [4] женщины считались ремесленниками В обществе Старого Калабара . Г-н Айронбар, также известный как Эдем Ндараке, считается отцом медного искусства в истории Эфика. Жены Айронбара были активными участницами гравировальной промышленности Калабаса в Старом Калабаре. [4] Женщины создавали красивые готовые изделия, которые затем английские торговцы увозили из Старого Калабара в качестве сувениров. [4] Однако эти продукты, особенно тыквы, были хрупкими, и некоторые товары не были доставлены в Англию благополучно. [4] Г-н Айронбар решил решить эту проблему, перенеся дизайн на латунь, которая была более прочной. [4] После нескольких переговоров с английскими торговцами из Европы были импортированы железные прутья для производства латунных изделий, таких как подносы, блюда и тазы. [4] Несколько латунных блюд были украшены изображениями божеств Эфика. Эти блюда помогают в описании божеств, а также изображают животных, которые являются символами божеств.
Песни [ править ]
Религиозные песни, почитающие Ндем и Экпе, способствуют пониманию мифологии Эфика. Эти песни демонстрируют похвалу и почтение к различным ндем. Пример песни указан ниже:
И Эфик, у тебя ошибка, Абаси Абаси?
Ананса Икан, выросший глупым, Абаси Абаси
Афия анван, если не вырастешь, спи Абаси Абаси
Давайте поговорим о Боге
Доброе утро, что мы хотим сделать, Боже Боже
Анантигха Энван, се нньин имвухо ида, Абаси Абаси
Анвакан, ты красивая женщина, Абаси Абаси.
Узник! Узник! Поместите итип итип, поместите итип итип.
Итип итип иба идиаха ñkpọ enyọñ utañ [5]
В песне выше упоминаются имена нескольких важных божеств Эфика и провозглашается уважение и почет к ним. Среди списка божеств, упомянутых в песне, - Ананса , Афия Анван , Атакпур Уруан , Укон Эсук , Анантигха и Анвакан . Отсылки к мифическим хвостатым пигмеям , известным на языке эфик как Амамаисим, также можно расшифровать в восьмой, последней строфе песни.
Эфик Литература [ править ]
Эфикская литература является основным источником мифологии. В литературе Эфика можно найти множество мифов: от мифов о сотворении мира до рассказов о мифических местах и монстрах. Ранние писатели Эфика часто включали в свои произведения множество мифических историй. Аспекты литературы Эфик, содержащие мифы, включают Уто (бардовская поэзия), Мбук (рассказы), Асэ (памятная поэзия) и Нке (народные сказки, загадки и пословицы).
Народные сказки [ править ]
Такие писатели, как Э.Н. Амаку, Эсиен-Экпе Эдет Окон, Э.Э. Нканья и некоторые другие, запечатлели в своих литературных произведениях несколько мифов. Мифы также могут служить источником стереотипов. Например, миф об Акпа Уйоке запечатлен в стихотворении Мбукпы Э. Эйо. [6] Считается, что Акпа Уйок был вождем Эфиков, который жил так долго, что люди Эфика стремились избавиться от него. [6] Они избавляются от Акпы Уйока, оставив его в каноэ и бросив на берегу реки в надежде, что прилив унесет его каноэ. [6] Говорят, что Акпа Уйок обратился за помощью к трем божествам Эфика против своих обидчиков и проклинает их, лишая их благ преклонного возраста. [6]
Бардовская поэзия [ править ]
Бардская поэзия Уто - важный аспект культуры и литературы Эфик. До появления алфавитов Эфик литература Эфик была в основном устной. Бардовская или эпическая поэзия читалась на языке Эфик знающими бардами, которые были экспертами в описании событий, произошедших в истории Эфика. Эти воспоминания о событиях часто содержат мифы и легенды. По словам Айе, «Ночью тайное общество Экпри Аката, используя определенные механизмы для маскировки своих голосов, пело или повторяло некоторые сатирические стихи, направленные на то, чтобы высмеять пороки или безрассудства людей или высмеять определенных людей. Там были также песни скорби по поводу смерти близкого человека. Сюжеты для стихов были взяты из реального настоящего». [7] Некоторые популярные мифы, вспоминаемые во время такой эпической поэзии, включают смерть Акпа Уйока, исчезновение Оту Асии, события эфикско-португальских взаимоотношений. Некоторыми бардами-эфиками начала 20 века были Адиаха Этим Анва Анва, Атим Этайонг, Окпок Ндем Ндем, Нне Эке Мкпанани, Этим Анва Этим Нса. [8]
мифологии Эфика Классы
Миф о творении [ править ]
История создания Эфика раскрывает таких персонажей, как Абаси , Атай и первые люди. Считается, что Абаси сначала создал землю, а затем создал первых людей; мужчина и женщина. [9] Абаси не позволил первым людям жить на земле, потому что не хотел, чтобы кто-то с ним спорил. [9] Жена Абаси Атай не согласилась с ним и настаивала на том, что на земле должны жить мужчина и женщина. [10] Абаси дал людям разрешение жить на земле, но приказал, чтобы люди не выращивали себе еду, а обедали на небесах всякий раз, когда звонят в колокол. [10] Абаси также приказал, чтобы мужчина и женщина не производили потомство. [10] Это второе указание было дано для того, чтобы люди никогда не забывали Абаси. [10] Каждый день звонил колокол, и люди отправлялись на небеса, чтобы пообедать с Абаси. [10] Закон, запрещающий выращивание зерновых культур Земли, первой нарушила женщина. [10] Женщина выращивала растения и использовала их для приготовления еды, которую подавала мужчине. [10] Мужчина и женщина также нарушили второй приказ Абаси, переспав вместе и вступив в половой акт. [10] В следующий раз, когда прозвенел звонок, мужчина пришел один. [10] Абаси спросил мужчину, где находится его жена, мужчина солгал, сказав, что она нездорова. [10] На самом деле мужчина спрятал жену, потому что она была беременна. [10] Женщина родила сына, а позже родила дочь. [10] Абаси знал о том, что произошло на Земле, и сказал Атаю, что люди нарушили его законы, пренебрегли и забыли его. [10] Атай заверил Абаси, что люди никогда не забудут Абаси, и послал смерть в мир. [10] Некоторые версии истории свидетельствуют о том, что Атай убил мужчину и его жену, в то время как в других версиях используется поэтический язык, подтверждающий, что Атай послал в мир хаос и смерть. [11] [10] Имена первых людей не приводятся, но Бертон свидетельствует, что самые ранние люди, возможно, были известны как Эсефе и Окпуро, поскольку есть имена, которые часто фигурируют в пословицах Эфика. [12]
Мифы о божествах [ править ]
Абаси считается высшим существом, всемогущим существом, создавшим все. В истории создания Эфика Абаси изображен как любящий отец, желающий иметь личные отношения с людьми. Когда мужчина лжет Абаси, что женщина нездорова, чтобы скрыть свой грех, Абаси уже знает, что мужчина и женщина нарушили законы. Знание Абаси о делах на земле раскрывает его черты всезнания и всевидения. Абаси также изображается как слушающий муж, прислушивающийся к советам жены. Первоначально Эфик считал, что Абаси находится слишком высоко на небесах и его не беспокоят дела человека. [13] Такие верования, возможно, использовались в прошлом как оправдание поклонения Ндему, который, по мнению Эфика, имел большую связь с землей. [14] В некоторых мифах Эфика существует концепция триединого Бога. Ибом Эно считается отцом Абаси, который родил двух сыновей Абаси Ибома и Иньяна Ибома . [15] Бертон предполагает, что Абаси Ибом и Иньянг Ибом являются олицетворениями Земли и Воды. [15] [16]
Атай считается женой верховного существа Абаси Ибома. Она занимает видное место в истории создания Эфика как всемогущая богиня, желающая максимального удовлетворения своего мужа Абаси. [10] В истории создания Эфика она предлагает Абаси, чтобы человек населил Землю. [10] Эта часть истории раскрывает два противоречивых взгляда на будущее человека. В то время как Абаси желает, чтобы мужчина и женщина жили на небесах, Атай предлагает им жить на земле. [10] История создания показывает Атая как человека, чье предложение в обители Абаси неоценимо. Таким образом, Атай считается лицом, принимающим решения в королевстве Абаси. Позже Атаи опечалена, когда понимает, что для людей все обернулось не так, как ожидал ее муж. [10] Она посылает в мир смерть и хаос с целью гарантировать, что люди никогда не забудут Бога и воссоединятся с ним на небесах. [10] Атай также считается посланником Абаси. Считается, что на земле ее представляет Стервятник, известный на языке Эфик как Утере и по прозвищу «Атай Абаси». [17] Нет никаких доказательств того, что Эфик поклонялся Атаю. Это маловероятно, поскольку главное желание Атаи состоит в том, чтобы ее мужу поклонялись. Однако Эфик определяет присутствие стервятника как знак Абаси, что еще раз подтверждает теорию о том, что Атай был не просто лицом, принимающим решения, но и посланником Абаси. [18] Во время жертвоприношений Абаси присутствие стервятника в конце жертвоприношения означало, что Абаси принял жертву. [18] История об Атае, посылающем в мир смерть и хаос, также может объяснить, почему стервятника прозвали «Атай Абаси». [17] Стервятников часто можно встретить в местах, где произошла смерть. В традиционном царстве Эфика жена Эдидема известна как Атай Абаси. [19] Причина титула, присвоенного первой жене Эдидема, заключается в том, что Эдидем считается представительницей Абаси на земле. Поэтому его жена считается голосом Атаи, главной жены Абаси.
Эка Абаси считается богиней плодородия в мифологии Эфика. Ее очень почитают и в равной степени боятся. Хотя имя Эка Абаси буквально переводится как «Богоматерь», она не считается настоящей родственницей Бога, но названа так потому, что обладает силой давать детей своим последователям. [20] Эка Абаси поклонялись Эфик и Ибибио , но в обеих этнических группах на него смотрят по-разному. Среди ибибио Эка Абаси считается великой матерью, которая своей собственной силой родила Обуму, бога грома. [21]
Тогда [ править
Морские божества, также известные как Ндем (единственное число: Идем), составляют основную часть традиционной религии Эфик . Ндем считаются территориальными по своему характеру, поскольку считается, что они проживают в нескольких районах нижнего течения реки Кросс. К числу ндем относятся Удоминян, Ананса, Атабриньянг, Атакпор Уруан Иньянг, Афианван, Экпеньонг, Эканем и ряд других. Хотя ндем считаются территориальными, считается, что некоторые ндем присутствуют в нескольких других местах, хотя их штаб-квартира все еще находится в одном месте. Среди них можно назвать Атакпор Уруан Иньянг. Это дополнительно подтверждается в поговорке Уруана: «Ке Ндем Эфик Ибоку, Атакпур Ндем Уруан ке Экок», что можно интерпретировать как «Где есть божество Эфик, там также есть Атакпор Уруан, которым можно поделиться с ним». [22] Многие ндем описываются как обладающие чрезвычайно красивыми чертами, среди них есть божество Удоминьян. Удоминьян является символом красоты и, как полагают, живет на дне реки, где у нее есть прекрасный особняк. [23] Считается, что Удоминьян также обладает большим богатством, поскольку все, что падает в реку, она получает с перевернувшихся кораблей и каноэ. [23] На нескольких медных подносах она изображена с рыбьим телом, женской головой и верхней частью туловища. [23] Другое главное божество - Ананса, также известный как Ананса Икан Обутонг, Ананса Икот Обутонг или Ананса Энванг. Ананса восхваляется во многих песнях Эфика, одну из самых популярных исполнил вождь Иньянг Нта Хеншоу. Считается, что она проживает в истоке источника или реки недалеко от учебного заведения Хоуп Уодделл . [24] Экпеньонг можно считать национальным божеством в местности, ранее известной как Эбуруту. К 17 веку культ Экпеньонга быстро распространился из центра, которым был Старый Калабар. Экпеньонг или Экпеньонг Абаси известен под несколькими именами. В Арочукву он был известен как Экпеньонг Ибритам ; Ибн Укпаби и Ибитам инокон. [25] [26] Божеству в основном поклонялись речные общины, такие как Энионг, Уруан , Ито, Уква, Идере и некоторые другие. [27] [28] [25] [29] Среди Эфиков Экпеньонг считается хранителем Нсибиди . [30] Хотя Экпеньонг считается морским божеством, считается, что его дух обитает в дереве, известном как Эком. [25] [29] Некоторые общины Эфика, такие как Мбиабо Икот Оффионг, верят, что его дух обитает в хлопковом дереве, известном в Эфике как Уком . [31] Считается, что в Мбиабо Икот Оффионг у Экпеньонга был сын, известный как Акпан Экпеньонг. [31] В отличие от Экпеньонга, Акпан Экпеньонг, как полагают, обитает в воде. [31] Считается, что Экпеньонг родил сына так же, как считается, что он женат на божестве Эканем Абаси. [31] Поклонение Эканему также было широко распространено в нижнем течении реки Кросс, но культ Эканема не распространился так далеко, как культ Экпеньонга. Во многих сказках Эфика Экпеньонг и Эканем фигурируют как верховные боги и богини. [31] Считается, что, как и Экпеньонг, дух Эканем обитает в хлопковом дереве. [31]
Поскольку ндем — это прежде всего морские божества, большинство его эмблем — водные существа. Среди этих существ можно назвать питона, аллигатора и крокодила. [32] Вид крокодила, известный на языке эфик как Фиом Нкои, представляет собой Атабриньянг, божество, которое, как полагают, обитает в Эффиате. [33] Черный коршун считается посланником Атакпора Уруана. [34] Считается, что среди ндем также заключаются браки. Считается, что Ананса Икан Обутонг является супругой Анантигхи Энванга. [35] Атакпор Уруан также считается супругой Атабриньяна. [34] Другие союзы между Ндем включают Обо и Эме; Расположение и расположение.
Мифы о происхождении Экпе [ править ]
Общество Экпе играет заметную роль в обществе Эфик. В доколониальную эпоху Экпе был правительством того времени в Старом Калабаре. [36] В обществе действует система оценок. [37] Некоторые левые сорта включают Ньямкпе, Окуакама, Окпохо, Мбоко и Мбоко Мбоко. [37] Экпе выступал в качестве хранителя закона и порядка в обществе Эфик, но это общество также основано на эзотерических ритуалах. Экпе — это слово Эфик, означающее «Леопард», и считается, что это загадочное существо или дух, обитающий в лесу. [36] По словам Сэвиджа, «...несмотря на то, что Экпе — лесной дух, очень часто, когда вожди Экпе отправляются за ним из леса в деревню, город или святилище, они делают это с помощью каноэ. Таким образом, этот лес дух созывается водным транспортом на сушу». [38] Также считается, что увидеть дух Экпе могут только посвященные общества Экпе. Несколько легенд окружают основание Экпе. Одна легенда, задокументированная Дональдом Симмонсом в 1958 году, гласит:
Женщина Эфут по имени Ата Ироко наблюдала за игрой в лесу нескольких сверхъестественных духов. Уходя, они оставили после себя mbɔkɔ, который Ата Ироко нашел и забрал домой. Это инструмент, который издает звук, похожий на рык леопарда, и знание его механизма составляет величайшую тайну Леопарда. Соойоти, Ата Ироко отнесла mbɔkɔ своему мужу, который показал его городским вождям. Они были настолько очарованы, что немедленно подкупили мужа, чтобы тот убил его жену, чтобы ни одна женщина не узнала об этом механизме. Соответственно, муж убил Ата Ироко, Эфик впоследствии выкупил у Эфута тайны Леопардового общества, [39]
Дональд Симмонс также приводит еще одно повествование, в котором говорится, что Ате Ироко ее отец показал секреты Мбоке, потому что он очень ее любил. [39] После смерти вождя Ироко Ата и ее муж бежали вместе с мужем из Усакедета в Калабар. [39] После этого Ата показала Мбакɔ вождям, которые немедленно обезглавили ее и ее мужа, чтобы никто, кроме вождей, не смог раскрыть секреты Мбɔкɔ. [39] Дональд Симмонс далее утверждает, что когда Эфик желает издать звук mbɔkɔ, они сначала издают похожий звук, который представляет имя Ата Ироко. [40] Несмотря на утверждения Симмонса, во время шествий Экпе в основном упоминаются имена Эйо Эма, Эсиен Экпе, Асибонг Экондо, Мутака и Нкок Офута. [41] [42] Другой миф, рассказанный в 1964 году на расследовании Харта адвокатом Э. Куфре, гласит:
Асибонг Экондо обнаружил Экпе, плывущим по реке, и продал его Эсиену Экпе как свою личную собственность. Считается, что все жители Ушак Эдета, откуда родом Асибонг Экондо, умеют жить под водой и знают, что там происходит. Их души обычно жили под водой. До недавнего времени пьесы Экпе исполняли под водой. Когда он продал Экпе эфикам, чьи души не живут под водой, Асибонг Экондо показал им, как им пользоваться. [43]
Аспекты сравнительной мифологии можно наблюдать в сказке, рассказанной Куфре. Балондо в Камеруне также рассказывают аналогичную историю о происхождении Экпе. Балондо Камеруна называют Экпе «Матаму». По словам Рошенталера, цитируемого Нанджи:
В версии Балондо женщины ловили рыбу и ловили Ньянкпе изловя рыбу в реке, женщины поймали гигантскую рыбу. Голова рыбы издала рычащий звук. Женщины заставили его петь, но женщины не знали, как на нем барабанить. Они тщетно пытались контролировать звук рыбы. Их барабанная дробь не помогла. Мужчины умели барабанить. Потом рыбу разделали, голову забрали себе, а хвост отдали женщинам. Всякий раз, когда Бутаму (Экпе) убегает в реку или лес, вернуть его могут только женщины... Миф не объясняет, как мужчины создали общество и как оно выглядело вначале. Там говорится лишь о том, что мужчины отобрали Ньянкпе у женщин и сделали его рычащий голос основой мощного объединения. [44]
Мифические существа [ править ]
В мифологии Эфика можно найти несколько мифических существ. Такие существа отличаются от Эфик Ндем, которые также имеют свои отдельные описания в фольклоре. Некоторые из этих существ включают Окукубаракпа (также известный как Укара-акпа), Акака Обу, Анимана, Иконво, Унаним и некоторые другие. Окукубаракпа считается чудовищной змеей, которая тянется через реку, тревожа воду. [45] [46] Существо можно сравнить с Левиафаном или Драконом . Окукубаракпа описывается ЕС Айе как «большой водяной змей, который, как говорят, имеет в голове алмазный камень и выращивает на голове гребень, как у петуха». [45] Это существо можно найти в нескольких народных сказках жителей нижнего течения реки Кросс и некоторых частей Камеруна. Талбот рассказывает историю, рассказанную ему об Окукубаракпе:
Два города, лежащие по обе стороны узкого ручья, долгое время находились в недружественных отношениях. Через некоторое время жители одного из них во время отлива переправились и атаковали другой, надеясь одержать легкую победу. Вместо этого, после упорного боя, они сами были отброшены к кромке воды, которая тем временем поднялась так, что они были отрезаны от спасения. В ручье жил большой питон по имени Кукубаракпа, и как только он увидел тяжелое положение захватчиков, он перекинул мост через воду — его голова на одном берегу, а хвост на другом. По его телу бежали побежденные, и, когда все благополучно высадились на дальнем берегу, самые храбрые из победителей попытались последовать за ним. Кукубаракпа подождал, пока они пересекли его тело, а затем внезапно затонул, утащив их за собой, так что все утонули. В благодарность никто из людей, чьи предки были спасены таким образом, до сих пор не убивает и не ест питона. [47]
Другое существо, Икпун кпун кпун Ине, также известное как Ọkpọñ ọkpọñ ọkpọñ, описывается как похожее на мамонта существо, намного большее, чем слон, но существующее только в баснях. [48] [49] Унаним описывается как «ужасное доисторическое существо, которое, как говорят, вымерло». [50] Считается, что Унаним жил в воде и, возможно, был предком вида акул, известного как Унаонум . [50] Считается, что Иконво был родственником сома, но был далеко не чудовищным. [51] Эфик считали, что два гигантских краба ( Эфик : Акака Обу ), самцы и самки, охраняли вход в реку Калабар и защищали Старый Калабар. [52]
человекоподобные Мифические виды
Несколько мифических человекоподобных видов можно обнаружить в сказках и легендах Эфика. Среди них Амамаисим, лесные жители и нежить. Во всех легендах жителей нижнего Кросс-Ривер можно найти рассказ о группе невысоких хвостатых пигимеев, известных под именем «Амамаисим». [53] [54] [55] Амамаисим, что переводится как «они любят свои хвосты», представляли собой невысоких, чахлых пигмеев с хвостами. [56] Изучение различных народных сказок и скудной литературы в нижнем течении реки Кросс определяет их как умных, обладающих отличными навыками ведения сельского хозяйства, охоты и торговли. Самым распространенным охотничьим снаряжением у них были лук и стрелы. Несколько вариаций сказки об Амамаисиме можно найти почти во всех общинах нижнего Кросс-Ривер, включая Эфик (особенно в Акпабуйо), Энионг, Эки, Ибибио и Орон.
Считалось, что среди эфиков амамаисим впервые были замечены в Акпабуйо. Нет никаких свидетельств того, что эфик встречался с амамаисим в Икпаэне, Ндодоги, Уруане или на побережье Калабара. Записи о таких местах были переданы колониальному антропологу Джеффрису в 1930-х годах, а попытки задокументировать то, что запомнилось о таких местах, были предприняты в 1970-х годах. Многие общины Ибибио также рассказывают, что эти пигмеи были первыми жителями современного Аква Ибома. В сказках Энванга и Орона рассказывается о войне пигмеев, которая рассеяла многие общины. [54] На языке энванг это было известно как «Экунг Амамаисим-исим асуан офид одуобот» («Война пигмеев рассеяла весь мир»). [54] Легенда гласит, что среди Энионга Амамаисим были первыми жителями Акани Обио Энионга. [53] В некоторых мифах эти существа упоминаются как члены сонма Ндем (Морских духов). Например, в Nkukunpoyoriyo EEE Okon он пишет: «Ofuri esien eki ekpono ndem Eki- Ebe ye ñwan nte Zeus ye Hera. Ebe ye nwan esie edi mme amamaisim; mmọ edu ke mmọñ. Ke mmọñ, mmọ edi owo; edọk obot ekabade Ekp ọ итиаба» (перевод: Все кланы Эки поклоняются Ндем Эки – Мужу и Жене, подобно Зевсу и Гере. Муж и Жена – амамаисим; они обитают в водах. В воде они – люди; они взбираются на гору, превращаются в Экпо итиаба (Демон, который в семь раз более дьявольский, то есть Гидра). [55] В песнопениях приверженцев ндем можно услышать упоминания об этих загадочных существах: «Эбе итип итип Нван Итип Итип, итип итип идиаха нкпо утан энион». Итипитип - это слово Эфик, обозначающее карлика. [57] В некоторых легендах Камеруна также упоминаются пигмеи, но неясно, действительно ли у пигмеев в сказках банту Камеруна были хвосты.
Во многих сказках Эфика упоминаются люди, вырастающие из деревьев и фруктов. Сюжетная линия в этих сказках часто рассказывает о человеке, который ищет ребенка и ему повезло найти ребенка, исходящего от плода или дерева. Талбот также рассказывает историю о людях, которых Аннанг вернул к жизни. [58] Эти люди по возвращении считались обладателями неэнергичного характера. На языке эфик они были известны как «Owo emeade ke Ude esio». [58]
о Буша Миф душе
До того, как христианские верования стали популярны в обществе Эфик, Эфик верил в близость души к животным. [59] [60] [61] Считалось, что каждый человек имел в животном душу, мог перенести свое сознание в тело животного и материализоваться в виде животного. [59] [60] [61] Детей учили никогда не убивать настенного геккона ( Efik : Ukpọñ Eyen ). [60] То, что произошло с животным, также произошло и с человеком. [59] [60] По словам Розалинды Хакетт, которая цитирует Этубома Еву Хеншоу: «Существовала иерархия животных: леопард был самым высоким, за ним следовали дикие собаки, крокодилы, удавы и другие змеи, настенные гекконы и так далее». [60] В качестве потенциальных родственников рассматривались животные и некоторые виды рыб, но никогда — растения, насекомые или камни. [59] Выбор животного был сделан еще до рождения, и на него повлияла Эка Абаси (Богиня-Мать). [60] Считалось, что личность и поведенческие особенности человека определяются животной душой. [60] По словам Симмонса,
Очень медлительный человек имел сходство с питоном, в то время как грязный человек имел сходство со свиньей. Сильный, здоровый человек обладал либо крокодилом, либо плюющейся коброй, и считалось, что родство человека, у которого было много белых пятен на коже, было разновидность ящерицы по имени оури; такие люди имели способность притягивать к себе деньги ночью, когда выла ящерица. Если человек жаждал плодов масличной пальмы, он обладал сходством либо с обезьяной, либо с рыбой, называемой ɔfɔt. Очень могущественный индивидуум имеет сходство с животным, как шимпанзе. [62]
Мифические места [ править ]
В космологии Эфика можно найти несколько мифических мест. Эфик считал, что мир как таковой плоский, край света был известен как Онокони ( Эфик : Ọnọkọni )). [63] Эфик верил в существование царства, известного как Оноси , где обитают духи мертвых. [64] Говорят, что Онси располагался вокруг деревни Ушахадет и граничил с царством Ндем (морских божеств), известным как Обио Ндем. [64] Считалось, что Обио Ндем был местом встреч общества, известного как Эконгезе. [65] Обио Ндем описывается Этиньином Андемом Итой:
Обио Ндем похож на город на суше, с той лишь разницей, что он находится под водой. Как и мы на суше, у них есть крытые дома, семьи, рынки и т. д. Городом управляет божество, наблюдающее за регионом. Иногда, когда люди пропадают во время купания, рыбалки или пребывания по воде, жертвы приносятся божеству, наблюдающему за юрисдикцией, в которой человек пропал без вести. Когда такие жертвоприношения принимаются, человек в большинстве случаев возвращается на сушу, не помня, как он/ она приходила туда и другие времена со смутными воспоминаниями о том, как ее держали в качестве заложницы в подводном городе, где люди собирались и обсуждали, что делать с заложником. [66]
Миф о колдовстве [ править ]
Эфикское слово, обозначающее колдовство, — Ifọt . Эфик верят, что существует два типа Ифет : Афия ифет (Белое колдовство) и Обубит ифет (Черное колдовство). [67] [68] [69] [70] Белое колдовство используется в защитных и позитивных целях, тогда как черное колдовство используется для причинения вреда и разрушения другим. [67] [68] [69] Человек, обладающий силой белого колдовства, никогда не пытается кого-либо убить или причинить вред, а защищает людей, разоблачая обладателей черного колдовства. [71] Практикующий черное колдовство часто становится причиной смерти, болезни или потери богатства человека. [71] [69] Практикующие белое колдовство часто признают, что обладают такой силой, тогда как практикующие черное колдовство не признают обладания такой силой. [71] Считается, что черные ведьмы объединяются, чтобы сформировать общество, и встречаются по ночам, чтобы причинять людям вред. [71] По словам Симмонса,
В обычных условиях их видят только обладатели белого колдовства, но когда они собираются ночью, они видны всем и, как сообщается, имеют красный цвет. Это происходит из-за того, что с них снимают кожу, которую они оставляют дома, чтобы люди думали, что они спят, в то время как они выходят на улицу танцевать в своей сырой плоти. [71]
Некоторые ночные животные часто ассоциируются с практикующими колдовство, например совы, летучие мыши, тараканы и мотыльки. [72] Считается, что собаки, лающие по ночам, заметили ведьму. [72] Считалось, что ведьмы использовали летучих мышей и крыс как посланников, чтобы узнать, где спрятаны деньги. [70] Суды над ведьмами часто были обычным явлением в Старом Калабаре. Самое раннее упоминание о суде над ведьмами можно найти в работе У. Ф. Дэниела 1848 года под названием « О уроженцах Старого Каллебара, западное побережье Африки ». [73] Суд над ведьмой часто происходит в ситуациях, когда человек болен и не может обнаружить источник своей болезни или человек умирает и подозревается в том, что его убили колдовством. [74] [75] Если человек считал, что причиной его болезни было действие колдовства, он стриг себе волосы и отправлял их во все города Эфика, заявляя, что, если он умрет, они должны начать расследование его смерти. [76] Человек, обвиняемый в колдовстве, обычно требовал, чтобы он прошел суд над ведьмой, чтобы доказать свою невиновность. [75] Подозреваемый съел восемь калабарских бобов и выпил смесь молотых калабарских бобов с водой. [75] Если подозреваемый был ведьмой, его рот трясся, а из носа текла слизь. [75] Если он был невиновен, он поднимал правую руку, а затем срыгивал. [75] Если яд продолжал действовать на подозреваемого после того, как была установлена его невиновность, ему вводили противоядие, состоящее из мужских или женских экскрементов, в зависимости от пола подозреваемого, смешанных с водой, которой промывали наружные гениталии женщины. [75] Эту смесь принимали в качестве напитка. Однако если подозреваемый признан виновным, ему не дают противоядия и позволяют умереть. [75] После его кончины его труп выбрасывают в лес. [75]
Мифы о смерти и загробной жизни [ править ]
Эфик изначально верил в силу реинкарнации. [77] [78] Эфик считал, что перед окончательным приговором Абаси должно было произойти семь реинкарнаций. [77] Если на теле младенца была отметина, которая в равной степени была на теле ранее умершего брата или сестры, младенец считался реинкарнацией умершего брата или сестры. [78] Вера в реинкарнацию объясняет присвоение личных имен, таких как Ньонг ( Efik : Nyọñ ), которые даются ребенку, чьи братья и сестры умерли до их рождения. [79] Имя также может быть дано ребенку, похожему на умершего родственника. [79] По словам Симмонса,
Одно верование Эфик постулирует существование нескольких миров, каждый из которых отделен от неба вверху и земли внизу. Человек, который умирает в одном мире, перерождается в мире нижнем... Когда Человек прошел через все семь миров за семь поколений, он путешествует по пути, который соединяет седьмой мир с первым миром. Прежде чем приступить к следующему семимировому циклу, он отдает Богу отчет о своих действиях во время своего пребывания в каждом из миров. [79]
Место, где человек дает отчет Богу о своих действиях, было известно как Усан Эмана (англ. Plate of Birth ). [80] Считалось, что духи, собирающиеся перевоплотиться, обитают на Эффиате (ранее известном как остров Тома Шотта). [77] Эфик также верил в существование царства, населенного душами умерших. [64] По словам Айе, «считалось, что все призраки людей, которые умирают в течение года, плывут в большом каноэ в полночь каждого 31 декабря, напевая и плывя к своему новому дому в Онси, таким образом: Ekpo ke ẹnyọño Ọnọsi-o uwaya ! Призраки возвращаются в Оноси-о увайя». [64] Существовала также вера в царство глубоко внутри Страны мёртвых, известное как мкпосок, которое можно сравнить с греческим Тартаром . [81]
влияние на Эфика мифологию Внешнее
Из-за переселения эфиков через реку Кросс и их внешней торговли с европейцами в мифах об эфиках можно увидеть несколько иностранных влияний. Устная традиция утверждает, что первыми европейцами, которые взаимодействовали и торговали с Эфиком, были португальцы. [82] Позже европейцами, проникшими в Кросс-Ривер, были голландцы, британцы и французы. Христианство также сыграло роль в формировании мифологии Эфика. Первые христианские миссионеры прибыли с Ямайки в апреле 1846 года. [83]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Да , Старый Калабар, стр.189
- ^ Симмонс , стр.9
- ^ Голди , Принципы, стр.89.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Да , Старый Калабар, стр.91
- ^ «Ндем Эфик Ибоку» . efikeburutu.org . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Да , Старый Калабар, стр.201
- ^ Да , Старый Калабар, стр. 189-190.
- ^ Да , Старый Калабар, стр.191.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шойб , стр.3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Шойб , стр.4
- ^ Бенге, Джефф (28 июля 1999 г.). Мэри Слессор: Вперед, в Калабар (Христианские герои: тогда и сейчас) . Издательство YWAM. п. 203.
- ^ Бертон , стр.342
- ^ Уокер , стр.122
- ^ Хакетт , стр.33
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Голди , Словарь Эфика (1862), стр.114.
- ^ Бертон , стр.326
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Голди , Словарь Эфика (1862), стр.16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Симмонс , стр.380
- ^ Да , Словарь для учащихся, стр.9.
- ^ Симмонс , стр.347-348.
- ^ Талбот , стр.8
- ^ Эссьен , стр.82
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Симмонс , стр.348
- ^ Уодделл , стр.328
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Голди , Словарь Эфика (1862), стр.74.
- ^ Нвокеджи , стр.6
- ^ Эссьен , стр.25
- ^ Хатчинсон , стр.147
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Участник , стр.33
- ^ Сэвидж , стр.294
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Брат , стр.299
- ^ Симмонс , стр.284
- ^ Талбот , стр.51
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эссьен , стр.23
- ^ Этифит , стр.15
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Да , Старый Калабар, стр.70
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Да , Старый Калабар, стр.71
- ^ Сэвидж , стр.300
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Симмонс , стр.246
- ^ Симмонс , стр.246-247.
- ^ Окон , стр.120
- ^ Харт , стр.63
- ^ Харт , стр.75
- ^ Нанджи , стр.25-26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ага , Словарь для учащихся, стр.115
- ^ Бертон , стр.409
- ^ Талбот , стр.90-91.
- ^ Уодделл , стр.380
- ^ Голди , Словарь Эфика (1886), стр.18
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ага , Словарь для учащихся, стр.143
- ^ Да , Словарь для учащихся, стр.53.
- ^ Да , Старый Калабар
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеффрис , стр.28
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Этифит , стр.25
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Окон , стр.72
- ^ Да , Словарь для учащихся, стр.6.
- ^ Да , Словарь для учащихся, стр.59.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Талбот , стр.63
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Симмонс , стр.352
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Хакетт , стр.39
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Талбот , стр.87
- ^ Симмонс , стр.352-353.
- ^ Бертон , стр.401
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ага , Словарь для учащихся, стр.119
- ^ Он уходит , стр.37
- ^ Да , стр.54-55.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хакетт , стр.36
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Симмонс , стр.383
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Да , Старый Калабар, стр.78
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеффрис , Колдовство, стр.98.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Симмонс , стр.384
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Да , Старый Калабар, стр.79
- ^ Дэниел , стр.216
- ^ Да , Старый Калабар, стр.80.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Симмонс , стр.388
- ^ Бертон , стр.400
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хакетт , стр.42
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уодделл , стр.381
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Симмонс , стр.355
- ^ Бертон , стр.394
- ^ Голди , Словарь Эфика, стр.13
- ^ Да , Старый Калабар, стр.4.
- ^ Кингсли , стр.556
Библиография [ править ]
- Акак, Эйо Окон (1982), Эфикс Старого Калабара: культура и суеверия , том. III, Калабар: Акак и сыновья ОСЛК 773255520
- Да, Эфионг У. (1991), Словарь изучающего языка эфик, Том 1 , Ибадан: Evans Brothers Ltd, ISBN 9781675276
- Талбот, Перси Амори (1923), Жизнь в Южной Нигерии; магия, верования и обычаи племени ибибио , Лондон: Macmillan and Co. ОСЛК 1687947
- Шойб, Гарольд (2000), Словарь африканской мифологии: мифотворец как рассказчик , Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, ISBN 0195124561
- Кингсли, Мэри (1899), Исследования Западной Африки , Лондон: Macmillan & Co. Ltd. ОСЛК 2652672
- Голди, Хью (1862), Словарь языка эфик, в двух частях. Я-эфик и английский. II-Английский и Эфик , Глассгоу: Данн и Райт
- Уодделл, Хоуп Мастертон (1863), Двадцать девять лет в Вест-Индии и Центральной Африке , Лондон: Nelson & Sons ОСЛК 862147545
- Симмонс, Дональд К. (1958). Анализ отражения культуры в народных сказках Эфика (к.ф.н.). Йельский университет.
- Эйо, Виктория Эффиом (2023). Исследование мифологии Эфика в исторической перспективе . Скрибд (бакалавр). Университет Калабара.
- Эссьен, Доминик (1993), уруанцы в истории Нигерии , Уйо: Modern Business Press Ltd., ISBN 9782676217
- Джеффрис, Мервин Дэвид Уолдегрейв (1966). «Колдовство в провинции Калабар». Африканские исследования . 25 (2): 95–100. дои : 10.1080/00020186608707234 .
- Ндау, Окон EEA (1988), «Сочинения об истории Обио Усьере Энионга и клане Энионг Абатим» , Scribd
- Нвокеджи, Г. Уго (2010), Работорговля и культура в бухте Биафра: африканское общество в атлантическом мире , Кембридж: Cambridge University Press, ISBN 9780521883474
- Хатчинсон, Томас Дж. (1858), Впечатления от Западной Африки , Лондон: Лонгман, Браун, Грин, Лонгманс и Робертс ОСЛК 1046641528
- Хакетт, Розалинда И.Дж. (1989), Религия в Калабаре: религиозная жизнь и история нигерийского города , Берлин: Мутон де Грюйтер ОСЛК 470747014
- Голди, Хью (1868), Принципы грамматики Эфика с образцами языка , Эдинбург: Мьюир и Патерсон ОСЛК 26631786
- Сэвидж, Олайинка Маргарет (1985). Политическая система Эфик: бурное развитие традиционных должностей (доктор философии). Университет Манчестера.
- Этифит, Эдет Соломон (1979). Аспекты доколониальной истории Энванга в районе местного самоуправления Орон (BA). Университет Нигерии, Нсукка.
- Харт, А. Калада (1964), Отчет о расследовании спора по поводу принадлежности Калабара , Энугу: правительственный принтер ОСЛК 32857131
- Дэниел, ВФ (1848 г.). «О уроженцах Старого Каллебара, западное побережье Африки». Журнал Этнологического общества Лондона . 1 : 210–227. дои : 10.2307/3014087 . JSTOR 3014087 .
- Голди, Хью (1886), Словарь языка эфик (Дополнения) , Эдинбург: Объединенные здания пресвитерианского колледжа ОСЛК 77580674
- Бертон, Ричард (1865), Остроумие и мудрость из Западной Африки , Лондон: Tinsley Brothers ОСЛК 4651217
- Окон, Эсиен-Экпе Э. (1976), Уйи Эфионг Эсиен , Калабар: издательство учебного заведения Хоуп Уодделл
- Окон, Эсиен-Экпе Э. (1985), Истории успеха , Ибадан: Evans Bros., ISBN 9781674911 ОСЛК 21071129
- Да, Эфионг У. (1967), Старый Калабар на протяжении веков , Калабар: Hope Waddell Press ОСЛК 476222042
- Уя, Окон Эдет (1984), История народа Орона , Орон: Издательство Manson Publishing Company, ISBN 9782451002 ОСЛК 16973863
Внешние ссылки [ править ]
- История Анансы, самой могущественной богини воды Калабара и тайны карнавала Калабар Эдие ТВ (16 января 2021 г.)
- Ананса - вождь Иньянг Хеншоу