Цивилизация Балондо
Балондо-ба-Конья | |
---|---|
Общая численность населения | |
7,000 | |
Языки | |
Балондо, также известный как Лондо | |
Религия | |
Креационизм с Овасе Лобой как верховным божеством | |
Родственные этнические группы | |
Эфут-Балондо, Конголезе и Баквери |
Балондо -ба-конджа (чистый балондо) — народ центральной Западной Африки , чья цивилизация расположена вдоль юго-западного морского побережья Камеруна . Их происхождение можно проследить до ранней цивилизации, жившей на берегах рек Ньянга и Луапула в современной Демократической Республике Конго . Местная социальная структура является матриархальной с поддержкой расширенной семьи. Их язык — лондо , входит в конголезско-эфикскую лингвистическую группу. Они исповедуют креационистскую религию, в которой верховным существом и создателем является Овасе Лоба. [ 1 ] [ 2 ]
Люди
[ редактировать ]Люди называют себя Балондо или Балондо-ба-Конджа , что означает чистый Балондо. На их языке один человек балондо — морондо . Они отделяют себя от других этнических групп, давая им конкретные имена. Бафах Балондо относится к людям, не принадлежащим к Балондо, из региона Ороко, в то время как все остальные классифицируются как Бато (люди). [ 3 ]
Балондо часто также неправильно понимают как банту , Ороко , Балондоба-Нанга и Балондоба-Дико . Вильгельм Блик , немецкий лингвист, использовал термин банту или банту, означающий людей или людей, для классификации и группировки людей с лингвистическим и культурным сходством в своей публикации 1862 года « Сравнительная грамматика южноафриканских языков» . [ 4 ] Балондо — отдельный народ, основанный на различии их языка и этнического происхождения по сравнению с другими группами, включенными в классификацию банту Блика . Балондо — прибрежный народ, в отличие от ороко, горного племени , историю которого можно проследить до холмов Румпи в Ндиане и холмов Купе в округе Меме. Жители Балондо не признают Балондо ба-Нанга и Балондо ба-Дико частью своей этнической группы, поскольку оба имени использовались в рассказах писателя -фантаста Нголо , который никогда не вступал в личный контакт с народом Балондо. [ 5 ] [ 6 ]
Культура
[ редактировать ]Общество балондо состоит из семей и людей, живущих вместе в тесной общественной структуре. В него входят родители, бабушки и дедушки, дяди, тети и соседи. Сообщества матриархальны , что означает, что они матрилинейны, и наследование передается по материнской линии, что называется Нвана а Тимбака О Мбуса Ньянге . на их языке [ 7 ]
Социальные вопросы рассматриваются и решаются комитетом пожилых мужчин и женщин под названием Батина-ба-Моки . Центральным вождем обычно является пожилой мужчина по имени Мули, который управляет делами всей общины, а женщина-вождь по имени Мули-ва-Балана в первую очередь управляет делами женщин. [ 7 ]
Новый год
[ редактировать ]Традиционная версия нового года Балондо-ба-Конджа называется Литангуа-ла-Моки . Он отмечен фестивалем в честь Овасе Лоба, высшего существа, и Баву-ба-Балондо , их предков. Фестиваль открывается песнопениями, заклинаниями и восхвалениями Бога и предков, Баву-ба-балондо, за которыми следуют воззвания и возлияния предкам. Цель фестиваля – очистить общины от неудач и освободить дорогу удаче. [ 7 ]
Свадьба
[ редактировать ]На родине балондо брак между братом и сестрой запрещен. Болука-ва-Ндабо , или домашний брак, — это практика браков между двоюродными братьями и сестрами. Брак обычно начинается с Манюке-нюке . Это когда дети участвуют в ролевой игре об устройстве семьи, играя в дом. За Манюкэ-ньюке следует заключение брака, когда дети вырастают взрослыми. До заключения брака Икумба-Муна происходит . Это обычай балондо, когда жених со своими родственниками посещает дом невесты, чтобы встретиться с родителями и объявить о своем намерении. [ 7 ]
Процесс обручения долгий и торжественный. Существует длительный период ожидания, который является периодом достижения будущей невестой половой зрелости. Эта практика детских браков была отменена. Если жених и невеста одного возраста, период ожидания краток. [ 7 ]
Нхуо , или «комната для откорма», — это древняя брачная практика в обществе балондо. Это практика, когда девочек готовят к женственности. Девочек приводят в комнату в период полового созревания, и принятие в комнату является демонстрацией добродетели, сексуальной чистоты и доказанной девственности. В Нхуо девочкам приходится жить без своих семей, и их обучают пожилые женщины из общины. Их кормят тяжелой пищей, чтобы они набрали вес, поскольку в древние времена ожирение было признаком процветания, плодородия и красоты. Период Нхуо длится один месяц, после чего семья девушки представляет ее жениху и его семье, доброжелателям и общественности в целом. [ 7 ]
Приданое — это способ подтверждения брака среди людей общества балондо. В приданое входят одежда и продукты питания, но нет денег. Это знак усилий родителей по воспитанию подходящей девочки. Во время помолвки ребенок в прошлых детских браках не мог повлиять на процесс приданого из-за своего возраста, но зрелая будущая невеста может влиять на этот процесс даже в наше время. Брак балондо состоит из пяти взаимосвязанных этапов: ухаживание, получение согласия девушки, работа через посредника, проверка характера невесты и выплата приданого невесте. [ 7 ]
Язык
[ редактировать ]Язык балондо называют лондо европейские лингвисты . Подобно лингвистическим структурам европейских и американских языков, язык балондо содержит фонологию , морфологию , синтаксис , семантику и прагматику . Язык балондо принадлежит к конголезской и эфикской лингвистическим группам. Развитие языка балондо сыграло решающую роль в переходе от исторической устной традиции к современной записи важных местных текстов, верований и историй, а также других социальных, юридических и политических документов и корреспонденции. [ 8 ]
Согласно Всемирной классификации языков-этнологов, лондо на основании предположений классифицируется как банту, лунду-балонг, лондо-бананга, лондо-бадико и ороко-запад. В Камеруне распространено мнение, что лондо лингвистически связан с диалектом ороко . Однако алфавит и язык лондо представляют собой принципиально другую форму фундаментальных структур и являются полностью развитым языком по сравнению с большинством других. [ 9 ]
Таможня
[ редактировать ]Юные мальчики и девочки Балондо-ба-конджа, обычно в возрасте пяти лет, должны иметь на теле уникальную маркировку. Эти знаки обычно представляют собой тщательно продуманный дизайн тела и лица. Отметины включают крошечные порезы на обеих щеках мальчиков и девочек, которые после заживления оставляют отпечатки на коже. [ 7 ]
Есть брачные обычаи, которые практикуют балондо. Это Болука ва Ндабо, Манюке-ньюке, Икумба Муна и Нхуо. Болукава Ндабо, или домашний брак, заключается между двоюродными братьями и сестрами. Брак обычно начинается с Манюке-нюке. Это когда дети участвуют в ролевых играх семейной структуры. Икумба Муна — это традиция, когда жених посещает дом девушки, чтобы объявить о своем намерении перед ее родителями. Нхуо — это комната для откорма, в которой девочку стараются держать подальше от семьи, чтобы подготовить ее к становлению женщиной. [ 7 ]
Народ балондо считает танец праздником жизни, работы и духовности. Малле , танец слона, е кпе , танец леопарда, Дзокей эвондо я нвенья , или танец на горящих углях, оваса ньянга , танцовщица на ходулях, мондоа риа , танец на кокосовой пальме. Другие танцевальные формы включают мосембе , амекоко , лиянги , нгомо я бетули и рокомбе , в основном исполняемые женщинами. [ 7 ]
Еда
[ редактировать ]Основные блюда кухни балондо включают экпанг беремби , экпанг болинго , экпанг нджоки , экпанг кокос , памачоп и сарара . Рыба, улитки, яйца, креветки, вареный ямс, кокосовый ямс и бананы — все это часть кухни Балондо. Другие продукты питания включают мендо или фу-фу из толченого вареного красного кокосового батата, ямса, маниоки и бефуфу (гари или обработанной муки из маниоки). Мендо — собирательное название круглых шариков фу-фу, которые едят с супами балондо, в том числе отонг, эрикайконг, офере афанг (эрунг), офере оа иеке (огбоно) из свежей рыбы, мавуни (окро), офере оа бове и мосуку. Животноводство ведется в небольших масштабах. Козы, свиньи и куры служат источником белка для балондо. Но основным источником белка является рыба, как и большинство других прибрежных культур. [ 7 ]
Искусство и ремесла
[ редактировать ]Во время первых поселений гончарное дело , скульптура , ювелирные изделия и роспись по телу были видными формами искусства в обществе Балондо-ба-Конджа. Значительная часть искусств относится к декоративно-прикладному виду искусства. Большинство видов искусства балондо ушли в прошлое, но роспись по телу по-прежнему распространена в народе. Бодиарт показывает положение и идентичность в обществе. Фембе — это практика использования смеси измельченного белого мела и воды для создания изящных узоров на лице и теле для девушек и женщин. [ 7 ]
Религия
[ редактировать ]Религиозные верования Балондо-ба-конджа основаны на философии креационизма . Они верят в верховное божество Овасе Лоба, которое создало их в водоеме в Конго, известном как Моримо . Считается, что Овасе Лоба является побочным продуктом ранее существовавшей творческой материи, а не альфой и омегой. Они верят, что их бог создал Балондо-ба-конджа и других людей, животных, растения, землю и воду в Моримо. [ 7 ]
Философия
[ редактировать ]Креационизм — это религиозная философия Балондо. Речь идет о том, как Овасе Лоба создал народ балондо в луже воды в пустыне Конго. Мамоизм касается сознания людей Балондо-ба-Конджа. Это необходимость родиться и умереть морондо-капа , независимо от внешних влияний. Мефизм — философия, выдвинутая вторым сыном Месембе Оро. Речь идет о том, как общество балондо должно быть обновлено, не нанося ущерба его культурным нормам и не обесценивая его людей. [ 7 ]
География
[ редактировать ]Расположение
[ редактировать ]Балондо живут в пятнадцати поселениях в юго-западном прибрежном регионе Камеруна. Ландшафт включает прибрежные мангровые болота к северо-западу от горы Камерун , лесные заповедники рек Мококо и Меме в районе Экондо-Тити , а также две крупные пальмовые плантации в Верхнем Балондо (подразделение Экондо-Этити) и Нижнем Балондо ( Бамусо подразделение ). ). Каждый город имеет выход к рекам, пляжам, устьям, ведущим к Ндонгору или Атлантическому океану . [ 7 ] [ 10 ]
Соседи
[ редактировать ]у них есть камерунские и нигерийские Со всех сторон соседи. Ороко из Нголо, Баймы и Батанги живут на севере. Баколле и Бетика живут на юге и юго-западе. Изангеле и Рио-дель-Рей живут на западе. Баромби и ороко из Балуэ, Нгбанди (Мбонге) и Экомбе живут на востоке. На юго-востоке живут народы Бомбоко, Бимбиа и Баквери. Соседями Нигерии являются народы калабар и эфу-балондо, этнические родственники балондо, живущие к востоку от дельты реки Кросс . [ 7 ]
Климат
[ редактировать ]В заселенном регионе Балондо экваториальный климат из-за его положения по широте между 4,23 и 4,50 градуса северной широты. Здесь есть два разных сезона: Найо (сухой) и Никуке (дождливый). На времена года влияют северо-западные пассаты и юго-западные муссонные ветры . [ 7 ]
Погода остается жаркой и влажной в течение всего года, с высокими температурами. В засушливый сезон идут небольшие дожди, которые начинаются в октябре и заканчиваются в марте; однако дождю предшествует температура в пределах 20-35 градусов по Цельсию. В сезон дождей среднее количество осадков может составлять около 100 дюймов в год. [ 7 ]
Экономика
[ редактировать ]Большинство народа Балондо — фермеры и рыбаки . В основном они выращивают какао-батат или бвенде , или бейо , овощи, в том числе мавуни окро . Коммерческое рыболовство распространено среди жителей Балондо. Рыбаки плывут в рыболовные порты на выкопанных каноэ, чтобы обменять продовольственные культуры и другие предметы первой необходимости на копченую рыбу. Эта практика известна как Бэюнга . Ночная рыбалка, рыбалка Иёби , рыбалка Эбу и рыбалка Мароки — другие некоммерческие формы рыбной ловли, предназначенные для домашнего потребления. Их экономика сейчас переходит от самодостаточности к зависимости из-за пальмового масла и какао . выращивания товарных культур [ 7 ] [ 11 ]
История
[ редактировать ]Народ балондо-ба-конджа возник на территории современной Демократической Республики Конго. В начале 1100-х годов пятнадцать княжеств Балондо и их номинальные правители мигрировали с берегов реки Ньянга или реки Луапула в город Аква Акпа , прибрежный город на берегах реки Кросс, известный сегодня как Калабар. После обустройства это место было названо « Иде », как они называли современный Калабар. Эфикцы , или чужеземцы , Калабара называли их Эфут на своем местном языке. Это событие миграции известно как « первое путешествие ». Мури -Монене , король Балондо, тесно сотрудничал с мули или вождями, управлявшими всеми пятнадцатью княжествами, над планированием своей стратегии. Король подготовил людей и поручил им запастись едой и другими припасами. [ 1 ] [ 12 ]
« Второе путешествие » в 1149 году было вынужденным из-за присутствия хищных водных животных, в том числе крокодилов и акул. Эти животные искали пищу в реке Кросс, и Балондо терял своих людей. Они представляли постоянную угрозу. Несмотря на борьбу с этими животными копьями, гарпунами, ловушками и рыболовными сетями, ситуация не попала под их контроль. Это заставило их искать другое место для поселения. Разведчиков подготовили и отправили на поиски новой родины. Эти разведчики отправились на нынешнее юго-западное побережье Камеруна, включая полуостров Бакасси . Разведчики поделились новостью с народом, но взаимного согласия достичь не удалось. Король не одобрял миграцию, но сторонник миграции Балондо отказался и благополучно перебрался в обнаруженное ими морское место в Камеруне. Балондо, которые решили остаться в первоначальном поселении Балондо в Южном Калабаре, сегодня известны как Эфут-Балондо. [ 1 ] [ 12 ]
Войны
[ редактировать ]В 1700-х годах Балондо столкнулись с угрозой владения своими землями. Эти угрозы представляли собой внутреннюю и внешнюю агрессию. Ссора между Намбули и Нангией , двумя братьями, положила начало первой войне за владение землей. После непримиримых разногласий Намбули переселился в новое поселение, которое назвал Экондо-Этити или малая вселенная. Перед отъездом он сказал Нангии, что может сохранить Экондо-Энене или весь мир. Люди из Лобе не одобряли переезд Намбули туда, поскольку считали это нарушением «Закона о невмешательстве». Люди Лобе попросили Намбули уйти, но он отказался, что привело к началу первой войны с Лобе. Намбули одержал победу. Он заставил жителей Лобе отдать больше земли в качестве военной компенсации. [ 1 ]
В 1725 году Лобе объявил войну Кумбе из-за « Исе Нде », очень плодородного участка сельскохозяйственных угодий в Кумбе. Жители Кумбе сражались, отбили землю и оттеснили Лобе обратно на свою сторону ручья. Кумбе снова совершил набег на Лобе и конфисковал гигантский деревянный гонг Лобе. После этих побед им дали титул « Махиа Малиба », или люди, которые считали кровь тем же, что и воду. [ 1 ]
Когда эти внутренние угрозы были устранены, нация Балондо оказалась в ловушке внешней агрессии со стороны Итоки (Бакунду), Бамуссо (Баколле) и немцев . Все княжества Балондо отложили свои разногласия для борьбы с этими внешними угрозами. В 1800-х годах Намбули и бойцы Экондо-Энене разгромили Итоки. В 1820 году угроза со стороны народа Баколле была подавлена королем Боа и его бойцами. Народ балондо в целом якобы потерпел поражение от немцев в 1880-х годах и потерял из-за них большую часть своих земель. Немцы использовали землю под плантации, состоящие в основном из бананов, каучука и пальм. Балондо отказались работать на плантациях, поэтому немцы использовали людей Нголо, Балуэ, Нгбанди, Бакунду и Экомбе, которые сейчас принадлежат к группе Ороко, сформированной в Кумбе в 1973 году. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Золото, Аджа (2015). Балондо сквозь века, 1100–2013 гг. (PDF ) США: Balondo Culture Heritage, Inc. и издательство Bookstand Publishing. ISBN 978-1-63498-124-8 .
- ^ «Полный текст «Ветхого Завета и апокрифов Септуагинты с английским переводом, различными прочтениями и критическими примечаниями» » . archive.org . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Нанджи, Киприан (январь 2019 г.). «История и обычаи Балондо» . Издательство Букман .
- ^ Блик, WHI (Вильгельм Генрих Иммануил) (1862). Сравнительная грамматика южноафриканских языков . Библиотечное обслуживание Университета Претории. Лондон: Трюбнер.
- ^ «Основы общества балондо Аджа Оро (Хафтад)» . Bokus.com (на шведском языке) . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ «История» . ОКАУСА . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Оро, Аджа (2020). Введение в исследования Балондо . Соединенные Штаты Америки: Balondo Culture Heritage, Inc. и Bookstand Publishing. ISBN 978-1-63498-906-0 .
- ^ Куперус, Джулианна (1985). Слово лондо: его фонологическая и морфологическая структура . Бельгика.
- ^ Хедингер, Роберт (12 ноября 2012 г.). Языки маненгуба (банту А. 15, кластер Мбо) Камеруна Рутледж. ISBN 978-1-136-34911-9 .
- ^ Неба, Аарон С. (1987). Современная география Объединенной Республики Камерун . Неба.
- ^ Эпале, Саймон (1985). Плантации и развитие в Западном Камеруне 1885-1975: пример аграрного капитализма . Нью-Йорк, США: Vantage Press. ISBN 9780533045990 .
- ^ Перейти обратно: а б Сама, Нью-Мексико. Происхождение и заселение Балондо: исторический обзор. 1993. Университет Яунде, магистерская диссертация.