Мифология Олоне
Мифология |
---|
Мифология , ( а также другие древние повествования, которые содержат костаноан) коренных американцев олоне Северной Калифорнии включает мифы о сотворении мира элементы их духовных и философских систем убеждений, а также их концепции мирового порядка. Их мифы описывают сверхъестественные антропоморфные существа с именами местных птиц и животных, в частности орла , койота , который является предком человечества и духом- обманщиком , и колибри .
В мифологии Чоченьо ( Чоченьо ) района залива Сан-Франциско есть сильная культурного героя фигура по имени Какну , внук койота, который является антропоморфным и очень напоминает сапсана .
Истории создания [ править ]
, Орел, Румсен ( Койот Колибри )
Один миф о сотворении Олоне начинается с гибели предыдущего мира: когда он был разрушен, мир был полностью покрыт водой, за исключением единственной вершины, Пико Бланко (к северу от Биг-Сура ) в версии Румсиена (или горы Диабло в версии Румсиена ). версия северного Олона), на которой стояли Койот, Колибри и Орел. «Когда вода поднялась к их ногам», орел отнес их всех в Сьерра-де-Габилин (недалеко от Фремонта), где они ждали, «пока вода уйдет» и мир высохнет. Койота отправили на разведку, и он обнаружил, что сейчас там сухо. [1]
После наводнения орел привел Койота к красивой девушке внутри или в реке и поручил ему: «Она будет твоей женой, чтобы люди могли снова воскреснуть». Орел дал Койоту инструкции, как забеременеть в животе. Эта первая жена забеременела, съев одну из вшей Койота, но испугалась и побежала. Койот не смог ее убедить или замедлить, она побежала к океану, а Койот преследовал ее, прыгнула в океан и превратилась в песчаную блоху или креветку. [2]
Койот женился на второй жене, и на этот раз у него родились дети, ставшие людьми Олоне. Вот так «люди снова поднялись». Койот научил человечество искусству выживания.
Румсен (Орел и Ястреб) [ править ]
Другой миф о творении начинается с затопления земли водой. Орел велит Хоуку нырнуть в паводковые воды и найти землю. Ястреб ныряет, но в первый день не находит земли. На следующее утро он пытается еще раз, на этот раз держа перо, вырванное из середины головы Орла. Перо вырастает длиннее и помогает Ястребу добраться до земли под водой. В конце концов вода отступила. [3]
Чоченьо (Койот и внук Какну) [ править ]
Мифы Чоченьо описывают «Первых людей» или «Ранних людей» как сверхъестественных антропоморфных существ с именами региональных птиц и животных. Из фрагментированных записанных мифов Койот был высшим существом:
«Койот был «wetes», тем, кто повелевал. Он был нашим Богом, Богом всего мира».
Койот был дедушкой, товарищем и советником мифического героя Чоченьо, Какну. Какну был еще одним антропоморфным существом, описанным как хищная птица, наиболее напоминающая сапсана . [4]
Делаем мир безопасным [ править ]
(Какну сражается с Каменным Телом ) Чоченьо
«Наконец, когда Какну больше не хотел ни с кем сражаться, он превратился в голубя и вошел в землю». Какну нырнул в землю, сложив крылья, и отправился противостоять «Каменному телу» по имени Виве. Тело Камня было подземным повелителем земли, описываемым как человек с каменным телом, который кормил людей своим слугам. Его местность была усеяна костями. Каменное Тело держало в плену многих «людей» Какну, и они помогли Какну в эпической битве. Когда Какну выстрелил Каменному Телу в шею и пупок всеми своими стрелами, Каменное Тело умерло и разлетелось на куски, превратившись в камни, разбросанные по всему миру. Какну заключает мир с людьми в некогда враждебном подземелье. [5]
Истории о смерти и загробной жизни [ править ]
Чочёно (Земля мёртвых) [ править ]
По мнению Чоченьо, смерть была создана Койотом для того, чтобы людям было достаточно еды, но это означало. «Какну пришлось отправиться в страну мёртвых... люди последовали его примеру». [4]
По мнению Чоченьо, в Стране Мертвых была только одна дорога и человек, принимающий приходящих духов. Там белая пена, подобная морской, перед ней два куска дымящегося и горящего дерева и два полых камня, один наполнен водой, а другой сахаристым веществом, из которого духи могут пить и есть, прежде чем погрузиться в пену. . Горящие дрова – это предупреждение, тип предупреждения не уточняется. [6]
Контекст [ править ]
Эти мифы были названы неполными фрагментами повествования о сотворении мира. У них есть некоторые общие элементы с соседними народами Центральной и Северной Калифорнии, например, мифология мивок . Жители залива Мивок также считали, что мир начался с воды, окружающей самую высокую гору в регионе, гору Диабло . Мифы об Олоне содержат множество сходств с мифологией и космогонией йокутов . [7]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Рассказы Румсена, записанные Альфредом Л. Кребером в 1902 году. Напечатано Кребером, полный текст 1907 года; Кребер 1925, краткое содержание страниц 472–473; Краткое содержание страниц 124–127.
- ^ Кребер, 1907 г., полный текст; резюме es 124-127.
- ^ Рассказы Рамсена об Изабель Медоуз и Мануэле Онисимо, записанные Джоном П. Харрингтоном в 1920-х годах; Бин, 1994, с. 130 резюме.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Происхождение смерти , повествование Чоченьо, записанное Джоном П. Харрингтоном в 1920-х годах; Бин, 1994, с. 105-106, 115-116.
- ^ Делая мир безопасным, повествование Чоченьо, записанное Джоном П. Харрингтоном в 1920-х годах; Бин, 1994, с. 107-111.
- ^ Земля Смерти , повествование Чоченьо, записанное Джоном П. Харрингтоном в 1920-х годах; Бин, 1994, с. 118.
- ^ Кребер, 1925, стр. 472.
Источники [ править ]
- Гиффорд, Эдвард Уинслоу и Гвендолин Харрис Блок. 1930. Калифорнийские индейские ночи . Артур Х. Кларк, Глендейл, Калифорния. (Два ранее опубликованных рассказа, стр. 100–102, 302–303.)
- Кребер, Альфред Л. 1907. «Индийские мифы южной и центральной Калифорнии». Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 4:167-250. Беркли (Шесть мифов о Ремиене Костано , стр. 199–202); доступно на сайте Sacred Texts Online .
- Кребер, Альфред Л. 1925. Справочник индейцев Калифорнии . Бюллетень Бюро американской этнологии № 78. Вашингтон, округ Колумбия (Заметки о мифах о происхождении, стр. 472–473).
- Ортис, Беверли Р. 1994. « Рассказы Хохемса и Рамсена : сравнение». В «Олоне: прошлое и настоящее » под редакцией Лоуэлла Джона Бина , стр. 99–163. Ballena Press, Менло-Парк, Калифорния. (Мифы, в основном фрагментарные и некоторые неопределенной этнолингвистической принадлежности, собраны Альфредом Л. Кребером в 1902 году, Джоном П. Харрингтоном в 1920-х и 1930-х годах и Алексом Рамиресом в 1991 году.)
Внешние ссылки [ править ]
- Священные тексты в Интернете см. Румисена Костаноана» «Мифы Альфреда Л. Кребера .