Будь осторожен
Общая численность населения | |
---|---|
в. 600 - 1400 (1769) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США: Калифорния ( округа Санта-Крус и Сан-Матео ). | |
Языки | |
Язык олоне ( авасвас ), испанский , английский | |
Религия | |
Традиционная религия, Анимизм , Куксу , Христианство. | |
Родственные этнические группы | |
Муцун , Рамайтуш , Румсен , Тамиен и другие олоноязычные народы |
Авасва . , также известные как народ Санта-Крус , были группой коренных народов Калифорнии в Северной Америке, подгруппы которых исторически насчитывали около 600 человек [ 1 ] до 1400. [ 2 ] Академические исследования показывают, что их предки жили в районе гор Санта-Крус примерно 12 000 лет. Авасва поддерживали регулярные торговые сети с региональными культурами до того, как испанские колонисты начали селиться в этом районе в 18 веке.
Народ авасвас был олоне , имевший лингвистические и культурные связи с другими народами олоне в регионе. «Олоне» — современный собирательный термин для народов региона; однако этот термин исторически не использовался самим коренным населением. Они не считали себя частью более крупного племени, такого как хопи , навахо или шайенны , а вместо этого действовали независимо друг от друга. [ 1 ]
На протяжении веков коренные жители гор Санта-Крус испытывали экономическую конкуренцию и военные конфликты. [ 3 ] с серией колонизирующих пришельцев. Централизованная государственная и религиозная политика, направленная на содействие языковому сдвигу и культурной ассимиляции . [ 3 ] а также продолжающиеся контакты с колонизаторами посредством торговли, смешанных браков и других межкультурных процессов привели к различной степени гибели языка . [ 4 ] и потеря первоначальной культурной самобытности .
Носители языка авасва ранее были распространены на большей части северной территории залива Монтерей , проживая вдоль Тихоокеанского побережья и прибрежного горного хребта гор Санта-Крус с территориями между мысом Аньо-Нуэво и рекой Пахаро в современных Санта-Крус и округах Сан-Матео .
Этимология
[ редактировать ]Термин Авасвас - это экзоним, происходящий от языка Муцун , который может обозначать и переводить как «север». [ 5 ] использовали его Возможно, муцуны для обозначения авасва, живших к северу от них. К сожалению, переводы для деревень на территории Авасва сложно собрать воедино, поскольку очень малая часть языка Авасва все еще находится в обращении или зарегистрирована. Многие названия мест залива Монтерей происходят от слов Муцуна. [ 2 ]
Авасва говорили на диалекте олоне, который имеет некоторую структурную принадлежность к олоне залива Сан-Франциско и некоторую связь с Муцун олоне. [ 6 ] Анализ авасваса показывает, что он представляет собой разрозненные диалекты, на которых говорили туземцы, которые, очевидно, находились в процессе языкового перехода от расходящейся формы залива Сан-Франциско к Муцуну. [ 7 ] Есть свидетельства того, что эта группировка была скорее географической, чем лингвистической, и что записи языка Санта-Крус-Костаноан на самом деле представляют собой несколько различных диалектов. Авасвас-олоне по-прежнему считается отдельным языком, но степень его первоначального распространения на восток современного округа Санта-Крус совершенно неизвестна. [ 6 ]
Подразделения
[ редактировать ]Авасвы представляли собой шесть отдельных племен. [ 2 ] и далее разветвлялись на группы. Они жили на территориях, отмеченных водоразделами с линиями хребтов в качестве границ. [ 2 ]
Киросте
[ редактировать ]Самое крупное и наиболее экономически и политически мощное племя гор Санта-Крус, Киросте жило на северном краю горного хребта на Тихоокеанском побережье от Бин-Холлоу на юге до Аньо-Нуэво-Крик и в глубине страны до хребта Бутано . Киросте получили свое политическое влияние за счет контроля над производством наконечников стрел из кремня Монтерея и бус из раковин улиток Оливелла , причем последние использовались в качестве валюты по всей коренной Калифорнии. [ 2 ]
Двумя известными деревнями были Чурмутсе (к югу от Ольонса , современный Пескадеро ) и Митенн (к западу от Чиплетака ) в Уайтхаус-Крик. Именно в Митене экспедиция Портолы впервые столкнулась с авасва 23 октября 1769 года. Во время их первого взаимодействия с испанцами вождем Киросте был Шаркин. Испанцы переименовали этот народ в «Сан-Рафаэль». [ 2 ]
Хлопок
[ редактировать ]К югу от Киросте и к северу от Уипи котони жили вдоль Тихого океана, недалеко от современного Давенпорта , вероятно, включая внутренний хребет горы Бен-Ломонд в районе Бонни-Дун . Они питались моллюсками с побережья и несли их на холмы, где располагались их деревни. Двумя известными деревнями были Асар и Джлли . [ 2 ]
- Ачистака (Муцун: «Место врага/конкурента»)
- Группа котони, живущая внутри страны и жившая в горах Санта-Крус вдали от побережья. Считается, что они жили в верхнем течении реки Сан-Лоренцо недалеко от современных городов Боулдер-Крик и Риверсайд-Гроув. Они поддерживали родственные связи с котони, саянтами и чалоктаками. Испанцы переименовали этот народ в Сан-Дионисио. [ 2 ]
Упи
[ редактировать ]Уипи были сосредоточены в устье реки Сан-Лоренцо на территории современных Санта-Крус и Сокуель-Крик. [ 6 ] Территория Уйпи была богата полями и прибрежными террасами. Тремя известными деревнями были Аулинтак («Место Красного морского ушка», недалеко от устья реки), Чалуму (примерно в одной миле к северо-западу от Аулинтака , современный район Вестлейк) и Хоттрохтак (в одной миле дальше к северо-западу). Они поддерживали родственные связи с аптосами, саянтами, каджастаками, чалоктаками, котони, питаками и читатакками. Во время их первого взаимодействия с испанцами вождем уйпи был Сокель («Лавровое дерево»). [ 2 ]
Испанцы определили Аулинтак как идеальное место поселения для миссии Санта-Крус и переименовали этот народ в «Сан-Дэниел». К 1810 году испанцы стали называть племя уйпи племенем сокелей. [ 2 ]
Квартиры
[ редактировать ]На южной окраине территории Уйпи, ограниченной ручьем Аптос и заливом Монтерей на западной окраине их земель, и на востоке, примерно на полпути к реке Пахаро , жили аптосы («Народ»). [ 8 ] ). Племя Аптос было одной из крупнейших групп Авасва в регионе. Они поддерживали родственные связи с уйпи, календаруком ( народом , говорящим на муцуне ) и кахастакой. Во время их первого взаимодействия с испанцами главой аптосов был Молегнис. Испанцы переименовали этот народ в «Сан-Лукас». [ 2 ]
- Кахастака
- К югу от Аптоса живет Кахастака («Заяц»). [ 8 ] ) были подгруппой более крупного племени Аптос. Испанцы переименовали этот народ в «Сан-Антонио». [ 2 ]
Купи это
[ редактировать ]Племя Саянта представляло собой небольшую группу авасвас, которая жила в горах Санта-Крус вокруг стока Заянте-Крик , недалеко от современной долины Скоттс , Гленвуда и Лорел на севере и востоке. Они поддерживали родственные связи с Чалоктака и Ачистака. Испанцы переименовали этот народ в Сан-Хуан Капистрано. [ 2 ]
Чалоктака
[ редактировать ]Чалоктака жили на гребне гор Санта-Крус вокруг ручья Лома-Приета. Возможно, они были отдельной деревенской общиной, входившей в одну более крупную группу с Саянтой. Они поддерживали родственные связи с Саянтой, Ачистакой, Котони, Партачи долины Санта-Клара и Сомонтоком. Испанцы переименовали людей в «Иисус» (Миссия Санта-Крус) и «Сан-Карлос» ( Миссия Санта-Клара-де-Асис ). [ 2 ]
История
[ редактировать ]Коренные авасва были народами олоне , имевшими лингвистические и генетические связи с другими группами олоне, такими как народы Муцун , Рамайтуш , Румсен и Тамиен . Племена гор Санта-Крус были едины лингвистически, поскольку они говорили на языке авасвас , ветви более крупной языковой семьи олоней. Они населяли многоязычные регионы, связанные между собой общими символами и ритуалами, а также денежными, торговыми и сложными родственными отношениями. Эта общая культура была связана с более крупной коренной Калифорнией, где торговые отношения и общение на дальние расстояния характеризовали лингвистически разнообразные общества, которые разделяли различные ресурсы и практики, духовные и физические, насчитывающие тысячи лет. [ 2 ]
Санта-Крус был домом для народа авасвас, чья самодостаточная культура поддерживала их в прибрежном биорегионе залива Монтерей более 12 000 лет. [ 9 ] [ 10 ] Археологические раскопки предполагают эти ранние даты, но вполне возможно, что человеческое жилье возникло еще раньше, поскольку обычно считается, что места более раннего проживания могли быть смыты потоками или затоплены на континентальном шельфе. [ 11 ] Археологические данные указывают на серьезные изменения, начавшиеся примерно 1000 лет назад, с появлением новых технологий, таких как грузила с зубчатыми лесками и рыболовные крючки с круглыми панцирями, луки и стрелы, стеатитовые трубки с фланцами, каменные ступки в виде «цветочных горшков», новые типы бусин из ракушек Olivella. и украшения-чучела «банджо», обозначающие развитие тайного общества Куксуй . [ 6 ]
Испанский период (1769-1821 гг.)
[ редактировать ]Под властью Испании
[ редактировать ]Когда экспедиция Портола прибыла 23 октября 1769 года недалеко от Аньо Нуэво, представители Киросте, говорящие на языке авасвас, из деревни Митенне приветствовали экспедицию: [ 12 ] обмен еды на испанские стеклянные бусы и ткань; увертюра, которая была с готовностью принята испанцами. Экспедиция путешествовала по этому региону осенью, когда племена авасва покинули свои прибрежные деревни и отправились в свои зимние лесные дома для охоты и собирательства, не встречая людей и, будучи незнакомыми с землей, остро нуждались в пище. [ 12 ] Вскоре после того, как экспедиция Портолы вернулась в Монтерей, в регионе началось постоянное поселение испанцев, а в июне 1770 года была основана миссия Сан-Карлос Борромео де Кармело . [ 2 ]
Медленное обращение авасва началось после основания миссии Святого Франциска Ассизского в октябре 1776 года и миссии Святой Клары Ассизской в июне 1788 года. [ 2 ]
Испанцы называли авасвас «народом Санта-Крус», и их язык стал основным языком, на котором говорили в миссии Санта-Крус . Францисканцы назвали местные племена в честь святых. [ 2 ] В эпоху испанских миссий в Калифорнии жизнь народа авасва изменилась после того, как миссия Санта-Крус на их территории была построена (основанная в 1791 году). Большинство из них были вынуждены обратиться в рабство в этой миссии и были крещены, жили и получали образование как католические неофиты , также известные как индейцы-миссионеры , пока миссии не были прекращены правительством Мексики в 1834 году. [ 13 ]
Потеря признания
[ редактировать ]В 1925 году Альфред Кребер , тогдашний директор Музея антропологии Херста , объявил олоне вымершими, что напрямую привело к потере племенем федерального признания и прав на землю. [ 13 ]
Народы авасваса сегодня
[ редактировать ]Из племени Авасва, о которых говорит племенной отряд Амах Муцун, не осталось живых . [ 14 ]
В 2011 году в Санта-Крусе прошел марш в защиту «Холма», 6000-летнего захоронения ребенка, расположенного недалеко от ручья Бранчифорте. [ 15 ]
Люди авасвас, «задокументированные потомки миссий Сан-Хуан-Баутиста и Санта-Крус», стали членами племенной группы Амах Муцун . [ 16 ] [ 17 ] В 2012 году председатель племени Амах Муцун Валентин Лопес заявил, что «члены племени разбросаны. Сегодня немногие могут позволить себе жить на своих исторических землях», и многие теперь строят свои дома в Центральной долине . [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]- геноцид в Калифорнии
- Племена и деревни олоне в горах Санта-Крус
- Миссия индейцев
- Скидки
- Рабство среди коренных американцев в Соединенных Штатах
- Население Родной Калифорнии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Роберт Картье. «Обзор культуры олоне: отрывок, первоначально называвшийся «Этнографический фон», из отчета 1991 года под названием «Деревня Санты CA-SCr=239» . Публичная библиотека Санта-Крус . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Риццо-Мартинес, Мартин (2022). Мы не животные (PDF) . Издательство Университета Небраски. ISBN 9781496219626 . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Риццо-Мартинес, Мартин (2022). Мы не животные: политика выживания, восстания и восстановления коренных народов в Калифорнии девятнадцатого века . Линкольн: Издательство Университета Небраски. п. 66. ИСБН 9781496219626 .
- ^ «Авасвас» . Калифорнийский языковой архив . Калифорнийский университет в Беркли . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Наташа, Уорнер; Батлер, Линника; Гири, Луна (2016). Муцун-английский, Англо-Муцунский словарь . Издательство Гавайского университета. п. 9. ISBN 9780985621186 .
- ^ Jump up to: а б с д Милликен, Рэндалл; Шуп, Лоуренс Х.; Ортис, Беверли Р. (2009). «Индейцы олоне/костано с полуострова Сан-Франциско и их соседи вчера и сегодня» . Правительственные документы и публикации . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Каллаган, Кэтрин (2013). Протоутианская грамматика и словарь с примечаниями о йокутах . Де Грютер. п. 22. ISBN 9783110276770 .
- ^ Jump up to: а б Гумз, Джонди (15 апреля 2021 г.). «Коренные американцы о колледже Кабрильо и колониализме» . Аптос Таймс . Том. 30, нет. 8. Издательская группа «Таймс», Инк . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Джонс, Терри Л.; Клар, Кэтрин (2007). Предыстория Калифорнии: колонизация, культура и сложность . АльтаМира Пресс. п. 125. ИСБН 9780759108721 .
- ^ Фукураи, Хироши; Крут, Ричард (2021). Оригинальные национальные подходы к международному праву: поиск прав коренных народов и природы в эпоху антропоцена . Международное издательство Спрингер. п. viii. ISBN 9783030592738 .
- ^ Розенталь, Джеффри; Мейер, Джек; Хильдебрандт, Уильям Р.; Кинг, Джером (2004). Эволюция ландшафта и археологические данные: геоархеологическое исследование южной долины Санта-Клары и прилегающих регионов . Центр археологических исследований в Дэвисе, факультет антропологии Калифорнийского университета. п. 1. ISBN 9781883019150 .
- ^ Jump up to: а б Незнакомец, Фрэнк М.; Браун, Алан (1969). Кто открыл Золотые ворота? Собственные рассказы исследователей о том, как они обнаружили скрытую гавань и наконец нашли вход в нее . Историческая ассоциация округа Сан-Матео.
- ^ Jump up to: а б Браун, Патрисия Ли (11 декабря 2022 г.). «Коренные жители-основатели музейного кафе включили в меню репатриацию» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ Северн, Кэти (20 июля 2022 г.). «Поскольку Большой бассейн наконец вновь открывается, управление коренными народами является ключевым среди планов возрождения парка» . Проверено 2 августа 2022 г.
- ^ «Спасите холм - мероприятие с выступлением Олона в Санта-Крус» . Индибей, Санта-Крус IMC . Проверено 23 декабря 2012 г.
- ^ «Заседание Археологического общества/Клуба цифровых технологий» . Хорошие времена Санта-Крус . 15 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2014 г. Проверено 23 декабря 2012 г.
- ^ «История» . Племенной оркестр Амах Муцун . Архивировано из оригинала 11 августа 2013 г. Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Донна Джонс (21 декабря 2012 г.). «Церемонии исцеления напоминают о наследии Калифорнийской миссии» . Страж Санта-Крус . Проверено 23 декабря 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кребер, Альфред Л. 1925. Справочник индейцев Калифорнии . Вашингтон, округ Колумбия: Бюллетень Бюро американской этнологии № 78. (карта деревень, стр. 465)
- Милликен, Рэндалл. Время небольшого выбора: распад племенной культуры в районе залива Сан-Франциско, 1769–1910 гг., Менло-Парк, Калифорния: Публикация Ballena Press, 1995. ISBN 0-87919-132-5 (алк. бумага)
- Тейшейра, Лорен. Индейцы костаноанцы/олоне в районе залива Сан-Франциско и Монтерей, Путеводитель по исследованиям . Менло-Парк, Калифорния: Публикация Ballena Press, 1997. ISBN 0-87919-141-4 .
- Ямане, Линда, изд. 2002. Собрание голосов: коренные народы побережья Центральной Калифорнии . Журнал истории округа Санта-Крус, номер 5. Санта-Крус, Калифорния: Музей искусства и истории. ISBN 0-940283-11-5