Олоне
Общая численность населения | |
---|---|
1770: 10,000–20,000 1800: 3000 1852: 864–1000 2000: 1500–2000+ 2010: 3,853 [1] 2020: 3,993 [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Калифорния: Сан-Франциско , долина Санта-Клара , Ист-Бэй , горы Санта-Крус , залив Монтерей , долина Салинас . | |
Языки | |
Олоне (Костаноан) : Авасвас , Чалон , Чоченьо , Каркин , Муцун , Рамайтуш , Румсен , Тамиен английский , испанский | |
Религия | |
Куксу (ранее), христианство | |
Родственные этнические группы | |
Коренные народы Калифорнии |
Олоне ( что означает « житель / oʊ ˈ l oʊ n i / oh- LOH -nee ), ранее известные как костаноанцы (от испанского Costeño, побережья»), — коренные американцы, проживающие на побережье Северной Калифорнии . Когда в конце 18 века прибыли испанские исследователи и миссионеры, олоне населяли территорию вдоль побережья от залива Сан-Франциско через залив Монтерей до нижней части долины Салинас . В то время они говорили на множестве родственных языков. Олонские языки составляют подсемейство утской языковой семьи. [3] [4] [5] Более старые предложения помещают утианский язык в группу пенутского языка , а новые предложения группируют его как йок-утианский .
В доколониальные времена олоне жили более чем в 50 различных землевладельческих группах и не считали себя единой группой. Они жили охотой, рыбалкой и собирательством в типичном этнографическом образце Калифорнии. Члены этих различных групп свободно взаимодействовали друг с другом. Народ олоне исповедовал религию Куксу . До золотой лихорадки регион северной Калифорнии был одним из самых густонаселенных регионов к северу от Мексики. [6]
Однако прибытие испанских колонизаторов в этот район в 1769 году навсегда изменило жизнь племени. Испанцы построили миссии вдоль побережья Калифорнии с целью христианизации коренного населения и культуры. Между 1769 и 1834 годами число коренных жителей Калифорнии упало с 300 000 до 250 000. После того, как Калифорния вошла в Союз в 1850 году, правительство штата устроило резню против народа Олоне. Многие из лидеров этих массовых убийств были вознаграждены должностями в правительстве штата и федеральном правительстве. [7] Эти массовые убийства были названы геноцидом . Многие из них сейчас возглавляют борьбу за культурное и историческое признание своего племени и того, через что оно прошло и что оно от него взяло. [8]
Сегодня живущие олоне принадлежат к различным географически различным группам, большинство из которых, хотя и не все, все еще находятся на своей первоначальной родной территории. Граждане Tamien Nation являются прямыми потомками тамиенских деревень долины Санта-Клара. В племя Мувекма Олоне входят члены со всего района залива Сан-Франциско, и оно состоит из потомков олонов / костаноанцев из миссий Сан-Хосе, Санта-Клары и Сан-Франциско. Нация Олоне / Костаноан Эсселен, состоящая из потомков состоящих в браке Рамсена Костаноана и говорящих на Эсселене из Миссии Сан-Карлос Борромео, сосредоточена в Монтерее. Племя Амах Муцун является потомками носителей муцун- костаноа из миссии Сан-Хуан-Баутиста, расположенной внутри страны от залива Монтерей. Большинство представителей другой группы языка рамсиен, потомков миссии Сан-Карлос, костаноанского племени румсиен-кармель из Помоны/Чино, сейчас живут в южной Калифорнии. Эти и другие группы с меньшим количеством участников ( см. группы, перечисленные в разделе « Сегодняшние дни » ниже ) отдельно обращаются к федеральному правительству с просьбой о признании племени .
Имя
[ редактировать ]Британский этнолог Роберт Гордон Лэтэм первоначально использовал термин «костаноанцы» для обозначения лингвистически схожих, но этнически разнообразных индейских племен в районе залива Сан-Франциско. [9] Этот термин был основан на названии группы носителей Рамайтуша в районе Миссии Долорес, впервые упомянутой в 1850 году как « Ольхонес или Костанос ». Основываясь на первом, американский антрополог Клинтон Харт Мерриам в своих посмертно опубликованных полевых записях в начале 20 века назвал костаноанские группы «олхонскими»: [10] и в конечном итоге термин «Олоне» был принят большинством этнографов, историков и авторов популярной литературы. [11]
Культура
[ редактировать ]Доконтактный образ жизни
[ редактировать ]Олоне населяли фиксированные деревни, временно перемещаясь для сбора сезонных продуктов питания, таких как желуди и ягоды. Люди Олоне жили в Северной Калифорнии от северной оконечности полуострова Сан-Франциско до северного региона Биг-Сур и от Тихого океана на западе до хребта Диабло на востоке. Их обширный регион включал полуостров Сан-Франциско, долину Санта-Клара , горы Санта-Крус , район залива Монтерей, а также современные округа Аламеда , округ Контра-Коста и долину Салинас. До контакта с испанцами олоне сформировали сложную ассоциацию, состоящую примерно из 50 различных «наций или племен», насчитывающую от 50 до 500 членов в каждом, в среднем 200 человек. Зарегистрировано более 50 различных племен и деревень олоне. Деревни Олоне взаимодействовали посредством торговли, смешанных браков и церемониальных мероприятий, а также некоторых междоусобных конфликтов. Культурное искусство включало в себя навыки плетения корзин , сезонные церемониальные танцевальные мероприятия, женские татуировки , пирсинг ушей и носа и другие украшения. [12]
Олоне существовали в основном как охотники-собиратели и, в некотором смысле, собиратели урожая . «Практиковалась грубая обработка земли, в основном путем ежегодного разжигания костров, чтобы выжечь старые побеги и получить лучший урожай семян - по крайней мере, так рассказывали Олоне первым исследователям округа Сан-Матео ». [ нужна ссылка ] Их основной рацион состоял из измельченных желудей, орехов , семян трав и ягод, хотя другая растительность, охотничья и пойманная дичь, рыба и морепродукты (включая мидии и морское ушко из залива Сан-Франциско и Тихого океана) также имели важное значение для их рациона. В прежние времена эти источники пищи были в изобилии и поддерживались благодаря тщательной работе и активному управлению всеми имеющимися природными ресурсами. [13] Животные в их мягком климате включали медведя гризли , лося ( Cervus elaphus ), вилорога и оленя . В ручьях водились лосось , форель, стальная голова, окунь и колюшка . Среди птиц было множество уток , гусей , перепелов , больших рогатых сов , красноногих мерцаний , пуховых дятлов , щеглов и желтоклювых сорок . Водоплавающие птицы были важнейшими птицами в рационе людей, которых ловили сетями и приманками. В традиционных повествованиях Чоченьо утки упоминаются как еда, а Хуан Креспи заметил в своем дневнике, что гусей фаршировали и сушили, «чтобы использовать в качестве приманки при охоте на других». [14]
По берегу океана и в заливах обитали также выдры , киты и одно время тысячи морских львов . На самом деле морских львов было так много, что, по словам Креспи, для прибывающих испанцев это выглядело как тротуар. [15]
В целом, вдоль берега залива и в долинах олоне строили куполообразные дома из плетеных или связанных циновок из туля диаметром от 6 до 20 футов (от 1,8 до 6 м). На холмах, где были доступны деревья красного дерева , они строили конические дома из коры красного дерева, прикрепленной к деревянному каркасу. Жители Монтерея вспоминают дома из секвойи. [ нужна ссылка ] Одно из главных построек деревни, парилка, была глубоко в земле, ее стены были сделаны из земли, а крыша – из земли и кустарника. Они построили лодки из туле для плавания по заливам, приводимые в движение двухлопастными веслами. [16]
Обычно мужчины не носили одежду в теплую погоду. В холодную погоду они могут надеть накидки из шкур животных или накидки из перьев. Женщины обычно носили фартуки из оленьей кожи, юбки из тюля или юбки из измельченной коры. В прохладные дни носили также накидки из шкур животных. Оба носили украшения из ожерелий, бус из ракушек и подвесок из морского ушка, а также серьги из костяного дерева с ракушками и бусинами. Орнамент часто указывал на статус в их сообществе. [17]
Этноботаника
[ редактировать ]Полный список их этноботаники можно найти в базе данных этнобиологии коренных американцев. [18] [19]
Для плетения плетений они используют корни многих видов Carex . [20]
Куксу Религия
[ редактировать ]Исследователи чувствительны к ограниченности исторических знаний и стараются не объединять духовные и религиозные верования всех людей Олоне в единое мировоззрение. [21] Из-за перемещения индейцев в миссиях между 1769 и 1833 годами культурные группы работают этнографами, чтобы открыть для себя историю своих предков и то, что эта информация говорит о них как о культурной группе. Их религия различается в зависимости от упомянутой группы, хотя они разделяют некоторые компоненты своего мировоззрения. [22]
Духовные верования олонов до контакта не были подробно зафиксированы миссионерами. Олоне, вероятно, практиковали Куксу , форму шаманизма, разделяемую многими племенами Центральной и Северной Калифорнии. Хотя также возможно, что люди олоне научились куксу у других племен, находясь на миссиях. Куксу включал в себя тщательно продуманные актерские и танцевальные церемонии в традиционных костюмах, ежегодную траурную церемонию, обряды полового созревания , вмешательство в мир духов и мужское общество, которое собиралось в подземных танцевальных залах. [23]
Куксу был разделен с другими коренными этническими группами Центральной Калифорнии, такими как их соседи мивок и эсселен , а также майду , помо и самые северные йокуты . Однако Кребер наблюдал менее «специализированную космогонию » у Олоне, которую он назвал одной из «южных танцевальных групп Куксу», по сравнению с Майду и группами в долине Сакраменто ; он отметил, «если, что кажется вероятным, южные племена Куксу (мивок, костаноанцы, эсселен и самые северные йокуты) не имели реального общества, связанного с их церемониями Куксу». [24]
Условия, на которых олоне присоединились к испанским миссиям, являются предметом споров. Некоторые утверждали, что их заставили принять католицизм , в то время как другие настаивали на том, что принудительное крещение не признавалось Католической церковью. Однако все, кто изучал этот вопрос, согласны с тем, что крещеные индейцы, пытавшиеся покинуть миссионерские общины, были вынуждены вернуться. Первые обращения в католицизм произошли в миссии Сан-Карлос Борромео, также известной как Кармель, в 1771 году. В районе залива Сан-Франциско первые крещения произошли в миссии Сан-Франциско в 1777 году. Многие обращения в католицизм первого поколения миссионерской эпохи были спорно неполными и «внешними». ". [25]
Очевидно, что Олоне до контакта отличал знахарей среди своего племени. Некоторые из этих людей исцелялись с помощью трав, а некоторые были шаманами, которые, как считалось, исцелялись благодаря своей способности контактировать с духовным миром. [26] Некоторые шаманы обычно занимались более ритуальным лечением в форме танцев, церемоний и пения. [27] Считалось также, что некоторые шаманы способны предсказывать будущее и влиять на него, поэтому они в равной степени были способны приносить удачу и несчастье в обществе. [26]
Индиан-Каньон: деревенские дома/парилки для церемоний и очищения.
[ редактировать ]Кроме того, некоторые банды Олоне построили молитвенные дома, также называемые парилками , для церемониальных и духовных целей очищения. Эти домики строились возле берегов ручьев, поскольку считалось, что вода способна исцелять. Мужчины и женщины собирались в парильнях, чтобы «очистить, очистить и придать себе сил» для таких задач, как охота и танцы духов. [27] Сегодня в Холлистере есть место под названием Индиан-Каньон , где для тех же церемониальных целей была построена традиционная парильня, или Тупентак. Одновременно с строительством парильни в начале 1990-х годов велось строительство упентах-рука, или круглого дома/дома собраний. Эти территории предназначены для проведения собраний племен, традиционных танцев и церемоний, а также образовательных мероприятий. [28] Индийский каньон является важным местом, поскольку он открыт для всех групп коренных американцев в Соединенных Штатах и во всем мире как место для проведения традиционных местных обычаев без федеральных ограничений. Индиан-Каньон также является домом для многих людей олоне, особенно из группы Муцун, и служит образовательной, культурной и духовной средой для всех посетителей. Индиан-Каньон позволяет коренным жителям вернуть свое наследие и внедрить свои исконные верования и обычаи в свою жизнь. [28]
Священные повествования и мифология
[ редактировать ]Рассказ о священных повествованиях был важным компонентом культуры коренных народов Олоне на протяжении тысячелетий и продолжает иметь значение сегодня. Повествования часто преподают конкретные моральные или духовные уроки и иллюстрируют культурные, духовные и религиозные верования племени. Поскольку не все банды Олоне имели единую идентичность и, следовательно, имели разные религиозные и духовные убеждения, истории этого племени уникальны. Сегодня священные повествования по-прежнему являются важной частью культуры олоне. Лишь минимальное количество священных историй пережило испанскую колонизацию 1700-х и 1800-х годов благодаря этнографическим усилиям миссий. Многие банды олоне обращаются к антропологическим записям, чтобы восстановить свои священные повествования, потому что некоторые люди олоне, живущие в миссиях, выступали в качестве «профессиональных консультантов» в антропологических исследованиях и поэтому рассказывали свои прошлые истории. [29] Проблема с этим типом записи заключается в том, что истории не всегда полны из-за различий в переводе, из-за которых смысл может быть легко понят неправильно.
Поэтому многие группы олоне сегодня чувствуют себя ответственными за повторное принятие этих повествований и обсуждение их с представителями культуры и другими людьми олоне, чтобы решить, каков их смысл. Этот процесс важен, потому что олоне могут еще больше собрать воедино культурную самобытность своих прошлых предков и, в конечном итоге, и самих себя. Кроме того, зная священные повествования и делясь ими с публикой посредством живых выступлений или рассказывания историй, люди олоне могут осознать, что их культурная группа не вымерла, а на самом деле выживает и желает признания. [30]
Фольклор и легенды Олоне сосредоточены вокруг героев калифорнийской культуры , духа -обманщика Койота , а также Орла и Колибри (а в регионе Чоченьо - похожего на сокола существа по имени Какну). Дух Койота был умным, коварным, похотливым, жадным и безответственным. Он часто соревновался с Колибри, которая, несмотря на свой небольшой размер, регулярно одерживала над ним верх. [31] Олоне В рассказах о создании упоминается, что мир был полностью покрыт водой, за исключением единственного пика Пико Бланко возле Биг-Сура (или горы Диабло в версии северного Олона), на котором стояли Койот, Колибри и Орел. Люди были потомками Койота. [31]
История
[ редактировать ]Доколумбовая эпоха
[ редактировать ]Преобладающая теория заселения Америки датирует первоначальные миграции из Азии примерно 20 000 лет назад через сухопутный мост Берингова пролива , но один антрополог Отто фон Садовский утверждает, что олоне и некоторые другие племена Северной Калифорнии произошли от сибиряков. прибывших в Калифорнии по морю около 3000 лет назад. [32]
Некоторые антропологи полагают, что эти люди мигрировали из системы рек Сан-Хоакин-Сакраменто и прибыли в районы залива Сан-Франциско и Монтерей примерно в VI веке нашей эры, вытеснив или ассимилировав более раннее население, говорящее на языке хокан , остаток которого представляют эсселены на юге. . Датировки древних курганов из ракушек в Эмеривилле и Ньюарке позволяют предположить, что деревни в этих местах были основаны около 4000 г. до н.э. [33]
Датируя курганы из ракушек, ученые отметили три периода древней истории Залива, как описано Ф. М. Стейнджером в Ла-Пенинсуле : «Тщательное изучение артефактов, найденных в курганах центральной Калифорнии, привело к открытию трех различных эпох или культурных «горизонтов» в их С точки зрения нашей системы отсчета времени, первый, или «Ранний горизонт», простирается от примерно 4000 г. до н.э. до 1000 г. до н.э. в районе залива и примерно до 2000 г. до н.э. в Центральной долине. Второй, или средний горизонт, относится к этим датам. 700 г. н.э., хотя третий или поздний горизонт, приходится на период с 700 г. н.э. до прихода испанцев в 1770-х годах». [34] [ нужны разъяснения ]
Эпоха миссии (1769–1833)
[ редактировать ]Прибытие миссионеров и испанских колонизаторов в середине 1700-х годов оказало негативное влияние на народ олоне, населявший Северную Калифорнию. Территория Олоне включала северную оконечность полуострова Сан-Франциско до Биг-Сура на юге. До прибытия испанских миссионеров существовало более пятидесяти групп землевладельцев Олоне. Олоны смогли процветать в этой области благодаря охоте, рыбалке и собирательству, что типично для прибрежных племен Калифорнии. Каждая из деревень олоне взаимодействовала друг с другом посредством торговли, смешанных браков и церемониальных мероприятий, а также посредством периодических конфликтов. [35]
Культура Олоне была относительно стабильной до тех пор, пока не прибыли первые испанские солдаты и миссионеры с двойной целью: христианизировать коренных американцев путем создания ряда миссий и расширения территориальных претензий Испании. Румсиены были первым народом олоне, который был встречен и задокументирован в испанских записях, когда в 1602 году исследователь Себастьян Вискайно достиг и назвал территорию, которая сейчас является Монтереем , в декабре того же года. Несмотря на положительные отчеты Вискайно, за более чем 160 лет ничего не произошло. Лишь в 1769 году в Монтерей прибыла следующая испанская экспедиция под руководством Гаспара де Портола . На этот раз военную экспедицию сопровождали францисканские миссионеры, целью которых было создание цепочки миссий по распространению христианства среди местного населения. Под руководством отца Хуниперо Серры миссии познакомили олоне с испанской религией и культурой. [36]
Испанская миссионерская культура вскоре разрушила и подорвала социальные структуры и образ жизни Олоне. Под руководством отца Серры испанские францисканцы основали семь миссий в регионе Олоне и привлекли большую часть олоне в эти миссии, чтобы жить и работать. В регионе Олоне были созданы следующие миссии: Миссия Сан-Карлос Борромео де Кармело (основана в 1770 году), Миссия Сан-Франциско де Асис (основана в 1776 году), Миссия Санта-Клара де Асис (основана в 1777 году), Миссия Санта-Крус (основана в 1791 году) . ), Миссия Нуэстра Сеньора де ла Соледад (основана в 1791 году), Миссия Сан-Хосе (основана в 1797 году) и Миссия Сан-Хуан Баутиста (основана в 1797 году). Олоне, поселившиеся в миссиях, назывались миссионерскими индейцами , а также «неофитами». Они были смешаны с другими индейскими этническими группами, такими как прибрежные мивоки, перевезенные из Северного залива в Миссию Сан-Франциско и Миссию Сан-Хосе. [37]
Испанское военное присутствие было установлено в двух президиумах, Президио Монтерея и Президио Сан-Франциско , а также миссионерских аванпостах, таких как Сан-Педро и Сан-Пабло Асистенсия, основанных в 1786 году. Испанские солдаты традиционно сопровождали францисканцев в миссионерских однодневных поездках, но отказались. разбить лагерь на ночь. В течение первых двадцати лет миссии принимали по несколько новообращенных одновременно, постепенно увеличивая численность населения. В период с ноября 1794 года по май 1795 года большая волна коренных американцев из района Залива крестилась и переехала в Миссию Санта-Клара и Миссию Сан-Франциско, в том числе 360 человек в Миссию Санта-Клара, а все население деревни Хуэйчунь Восточного залива - в Миссию Сан-Франциско. В марте 1795 года за этой миграцией почти сразу же последовала самая страшная эпидемия, а также нехватка продовольствия, что привело к тревожной статистике смертей и побегов из миссий. Преследуя беглецов, францисканцы посылали сначала неофитов и (в крайнем случае) солдат, чтобы они отлавливали беглых «христиан» от их родственников и возвращали их на миссии. Бегая к племенам за пределами миссий, беглецы и те, кого посылают вернуть их на миссию, распространяют болезни за пределами миссий. [38]
Индийцы не процветали, когда миссии расширяли как свое население, так и операции в своих географических регионах. «Всего было крещено 81 000 индейцев и зарегистрировано 60 000 смертей». [39] Причины смерти были разными, но большинство из них были результатом европейских болезней, таких как оспа, корь и дифтерия, против которых у индейцев не было естественного иммунитета. Другими причинами были резкое изменение диеты с рациона охотников и собирателей на диету с высоким содержанием углеводов и низким содержанием овощей и животного белка, резкие изменения образа жизни и антисанитарные условия жизни. [39]
Земельные и имущественные споры
[ редактировать ]В условиях испанского правления трудно определить будущее объектов миссии. Между испанской короной, католической церковью, коренными жителями и испанскими поселенцами Сан-Хосе возникли имущественные споры о том, кому принадлежат земли миссии (и прилегающие к ней). правительственный авторитет миссий. Создав прецедент в интересной петиции губернатору в 1782 году, священники-францисканцы заявили, что «индейцы-миссионеры» владели как землей, так и скотом, и они представляли туземцев в петиции против поселенцев Сан-Хосе. Отцы упомянули, что «посевы индейцев» были повреждены домашним скотом поселенцев Сан-Хосе, а также упомянули, что поселенцы «смешались со скотом, принадлежащим индейцам из миссии». Они также заявили, что индейцы миссии имеют собственность и права на ее защиту: «Индейцы имеют право убивать такой скот (пуэбло Сан-Хосе) как посягательство на их земли». «По закону» собственность миссии должна была перейти к индейцам-миссионерам примерно через десять лет, когда они станут гражданами Испании. В переходный период францисканцы были администраторами миссий, которые владели землей в доверительном управлении туземцев. [40]
Секуляризация
[ редактировать ]В 1834 году правительство Мексики приказало секуляризовать все калифорнийские миссии , а всю землю и имущество миссий (находившиеся в ведении францисканцев) передать правительству для перераспределения. На этом этапе олоне должны были получить земельные гранты и права собственности, но мало кто это сделал, и большая часть миссионерских земель досталась светским администраторам. В конечном итоге даже попытки руководителей миссии восстановить родные земли оказались тщетными. уже было оформлено 73 испанских земельных гранта До этого времени во всей Альта-Калифорнии , но с новым режимом большинство земель было превращено в ранчерии, принадлежащие мексиканцам. Олоне стали чернорабочими и вакеросами (ковбоями) ранчерий, принадлежащих мексиканцам. [41]
Выживание
[ редактировать ]Олоне в конечном итоге снова собрались в многоэтнических ранчериях вместе с другими индейцами-миссионерами из семей, говорящих на языках побережья мивок , залив-мивок , равнинных мивок , патвин , йокут и эсселен. Многие из Олоне, пережившие опыт в Миссии Сан-Хосе, пошли работать в Алисал Ранчерия в Плезантоне и Эль Молино в Найлсе . Сообщества выживших после миссии также сформировались в Суноле , Монтерее и Сан-Хуан-Баутисте . В 1840-х годах волна поселенцев из Соединенных Штатов вторглась в этот район, и Калифорния была присоединена к Соединенным Штатам. Новые поселенцы принесли олонам новые болезни. [42]
Олоне потеряли подавляющее большинство своего населения в период с 1780 по 1850 год из-за ужасающей рождаемости, высокой детской смертности, болезней и социальных потрясений, связанных с европейской иммиграцией в Калифорнию. Питер Хардеман Бернетт , первый губернатор штата, был открытым сторонником истребления местных индейских племен Калифорнии. [43] По всем оценкам, численность олонов сократилась до менее чем десяти процентов от их первоначального населения до начала миссии. К 1852 году население Олоне сократилось примерно до 864–1000 человек и продолжало сокращаться. К началу 1880-х годов северные олоне практически полностью исчезли, а южные олоне серьезно пострадали и были в значительной степени вынуждены покинуть свои общинные земельные участки в долине Кармель . Чтобы привлечь внимание к тяжелому положению калифорнийских индейцев, индийский агент, реформатор и популярная писательница Хелен Хант Джексон опубликовала отчеты о своих путешествиях среди индейцев-миссионеров Калифорнии в 1883 году. [44]
Изабель Медоуз, говорящая на языке олоне, считается последним свободно говорящим на языке олоне, и она умерла в 1939 году. Потомки возрождают румсиен, муцун и чоченьо. [45]
Практика захоронения
[ редактировать ]Священные места и их значение
[ редактировать ]Приход испанцев в 1776 году замедлил развитие культуры, суверенитета, религии и языка олоне. До испанского вторжения у Олоне было около 500 ракушечников, выстилающих море и берега залива Сан-Франциско. Курганы-ракушки, по сути, представляют собой места обитания олоне, где люди жили, умирали и часто хоронились. Курганы состоят преимущественно из раковин моллюсков, с меньшим количеством костей млекопитающих и рыб, растительных материалов и другого органического материала, отложившегося Олоне за тысячи лет. Эти курганы – прямой результат деревенской жизни. Археологи исследовали курганы и часто называют их «кухней» или «кухней», что означает скопление мусора.
Одна из теорий состоит в том, что огромное количество останков моллюсков представляет собой ритуальное поведение олоне, в то время как они проводили месяцы, оплакивая своих мертвецов и питаясь большим количеством выброшенных моллюсков, которые постоянно увеличивали обхват и высоту кургана. [46] [ нужна ссылка ] Когда-то ракушечники были обнаружены по всей территории залива Сан-Франциско возле болот, ручьев, водно-болотных угодий и рек. На горе Сан-Бруно находится самый большой в стране неповрежденный курган из ракушек. Считается, что эти насыпи также служили практической цели, поскольку эти насыпи из ракушек обычно располагались вблизи водных путей или океана, они защищали деревню от прилива, а также обеспечивали возвышенность для прямой навигации плавсредств в заливе Сан-Франциско. . [47] Эмеривиллский Шеллмаунд — это место высотой более 60 футов (18 м) и диаметром 350 футов (105 м), которое, как полагали, было заселено между 400 и 2800 годами назад. [ нужна ссылка ]
Практика захоронения Олоне со временем изменилась, и до прибытия испанцев предпочтение отдавалось кремации. После завершения кремации близкие и друзья клали украшения и другие ценности в качестве подношения умершим. Олоне верил, что это принесет им удачу в загробной жизни. Многие из этих артефактов были найдены внутри и вокруг ракушечников. Они часто включают в себя самые разнообразные бусины и украшения из ракушек, а также часто используемые предметы повседневного обихода, такие как каменные и костяные орудия. Эти захоронения также демонстрируют генеалогию и территориальные права. Курганы рассматривались как культурное свидетельство, поскольку деревни на вершине были хорошо видны, а их священная аура была очень доминирующей. [48]
Современные захоронения и священные места
[ редактировать ]Западный Беркли Шеллмаунд
Западный Беркли Шеллмаунд , расположенный в Беркли, штат Калифорния, считается местом самого раннего известного проживания в районе залива Сан-Франциско. К началу 20 века его в основном снесли, но человеческие останки и артефакты до сих пор находят в этом районе во время строительных проектов. Местные группы олоне боролись за то, чтобы часть его была защищена и возвращена в их пользование.
Глен Коув (Согорея Те')
Город Вальехо, штат Калифорния, построил парк на набережной Глен-Коув после многих лет протестов со стороны народа Олоне и их союзников по поводу того, что это место является священным местом, известным как Согорея-Те, одним из последних деревенских участков в заливе Сан-Франциско, избежавших городских поселений. разработка. [49] [50]
Святой Крест
На строительной площадке KB Home в городе Санта-Крус было обнаружено захоронение возрастом 6000 лет. Протестующие пикетировали у главных ворот строительной площадки Бранчифорте-Крик, держа в руках плакаты, раздавая листовки и призывая прохожих привлечь внимание к этому месту. [51]
Сан-Хосе
Останки Олоне были обнаружены в 1973 году возле шоссе 87 во время жилищного строительства. Некоторые останки были удалены во время строительства шоссе. [52]
Гора Умунхум (Голубиная гора) является физической основой устного повествования народа Тамиен о Великом Потопе - самом священном ландшафте народа Тамиен. [53]
Фремонт
В 2017 году строительные бригады элитного жилого комплекса Van Daele Homes обнаружили 32 комплекта останков Олоне. Останки были перезахоронены на месте под наблюдением местного консультанта. [54]
Возрождение и восстановление наследия
[ редактировать ]На решимость и стремление сохранить священную землю во многом повлияло желание возродить и сохранить культурное наследие Олоне. Сегодня коренные жители участвуют в обширных культурных исследованиях, чтобы вернуть знания, повествования, верования и практики времен после контакта с испанцами. Испанцы искоренили и лишили олонов их культурного наследия, вызвав гибель девяноста процентов населения и вынудив культурную ассимиляцию с помощью военных укреплений и католической реформы. После прихода американцев многие земельные гранты оспаривались в суде. Сохранение мест их захоронений — это способ добиться признания как культурной группы. [55]
Зона CA-SCL-732 — Кафан Умукс или Зона трёх волков
Племя Мувекма Олоне является активным участником возрождения народа Олоне на территории Восточного и Южного залива. [56] Ключом к их успеху является их участие в раскопках и анализе останков своих предков в древних захоронениях, что позволяет им «восстановить свою историю и реконструировать настоящее и будущее своего народа». [57] Лишь некоторые священные культурные повествования сохранились благодаря записям историй, рассказанных различными старейшинами Олоне, жившими в миссиях в период с 1769 по 1833 год. Это делает анализ мест Олоне до контакта настолько трудным, поскольку большая часть символики и ритуалов неизвестны. Таким образом, мувекма рассматривают свое участие в археологических проектах как способ объединить членов племени в единое сообщество и как способ восстановить связь между сегодняшним народом олоне и их предками до контакта посредством их способности анализировать останки и соавторы в археологических отчетах. [58] Одним из крупных археологических памятников, в раскопках которых активно помогало племя Мувекма, является захоронение CA-SCL-732 в Сан-Хосе, датируемое 1500–2700 годами до нашей эры. В этом захоронении, раскопанном в 1992 году, среди человеческих останков были обнаружены останки трех ритуально захороненных волков. [58] На другом могиле были найдены скелетные останки еще двух волков с «плетеной, необработанной веревкой из волокон юкки или мыльного корня на шеях». [58] Было также найдено много других фрагментов останков животных, таких как олень, белка, пума, медведь гризли, лиса, барсук, синий гусь и лось. Из раскопок видно, что животных ритуально хоронили вместе с бусами и другими украшениями. [58]
Хотя истина о том, что именно означают эти находки, может быть неизвестна, Мувекма и археологическая группа проанализировали ритуальное захоронение останков животных как способ узнать, что они могут рассказать о космологии и культурной системе Олоне до воздействия до контакта. Одним из способов, которым команда сделала это, было использование известных рассказов олоне, приписываемых предыдущими этнографами, которые записывали священные рассказы различных старейшин олоне в миссиях через залив, а также рассказы, рассказывающие о других космологиях центральной Калифорнии, чтобы сделать ссылки на то, что смысл возможного родства животных с олонами в этих погребениях был. Вместе археологическая группа выдвинула три гипотезы: животные служили «группировками, кланами, родословными, семьями и т. д.», животные были «помощниками во сне» или личными духовными союзниками отдельных людей, и, наконец, животные были олицетворением «священного божества». -подобные фигуры». [58]
Индийский народ организуется ради перемен
[ редактировать ]Организация Индийского народа за перемены (IPOC) — это общественная организация в районе залива Сан-Франциско. Его члены, в том числе члены организации Ohlone и активисты по охране природы, работают вместе, чтобы добиться социальной и экологической справедливости в сообществе американских индейцев в районе Залива. Текущие проекты включают сохранение ракушечников в районе залива, которые являются священными местами захоронения народа олоне, родиной которого является район залива Сан-Франциско. В настоящее время IPOC распространяет информацию среди населения посредством прогулок по ракушкам и выступает за сохранение священных мест захоронений в торговом центре Emeryville Mall, Glen Cove Site, Hunters Point в Сан-Франциско, и это лишь некоторые из них. [59]
Согорея Те Земельный Траст
[ редактировать ]Sogorea Te Land Trust — это земельный фонд, основанный членами IPOC в 2012 году с целью вернуть традиционные Чоченьо и Каркин земли в районе залива Сан-Франциско под управление коренных народов и развивать более активные и взаимные отношения с землей. [60] Он также запустил проект под названием «Земельный налог Шууми», согласно которому некоренное население, проживающее на земле Олоне, должно платить взносы за землю, на которой они живут. [60] Налог не имеет юридических последствий и не связан с правительством Соединенных Штатов или Службой внутренних доходов , но организация предпочитает этот термин (в отличие от простого призыва к пожертвованиям ) , поскольку он утверждает суверенитет коренных народов . [61]
Этимология
[ редактировать ]Костаноан — внешне прикладное имя ( экзоним ). Примерно в 1769 году испанские исследователи и поселенцы называли коренные группы этого региона Костеньос («прибрежные люди»). Со временем прибывшие позже англоговорящие поселенцы превратили слово Костеньос на английский язык в название костаноанцев. (Суффикс «-an» английский). На протяжении многих лет на английском языке и в записях этих людей называли костаноанцами. [62]
С 1960-х годов имя Олоне использовалось некоторыми участниками и популярными средствами массовой информации вместо имени Костаноан. Олоне , возможно, первоначально произошло от испанского ранчо под названием Ольон и относилось к единственной группе, населявшей Тихоокеанское побережье недалеко от Пескадеро- Крик. Тейшейра проследил имя Олоне в миссионерских записях Миссии Сан-Франциско, Местных рас Бэнкрофта и Журнале Фредерика Бичи, посвященном посещению района залива в 1826–1827 годах. Oljone , Olchones и Alchones — варианты написания Ohlone , найденные в записях миссии Сан-Франциско. Однако из-за своего племенного происхождения Олоне не является общепринятым среди местных жителей, и некоторые члены предпочитают либо продолжать использовать имя Костаноан, либо возродиться и стать известными как Мувекма . Тейшейра утверждает, что слово «олон» стало обычным явлением с 1960 года и восходит к ранчо Ольон на ручье Пескадеро. Тейшейра, в частности, заявляет: «Племя, когда-то существовавшее вдоль побережья округа Сан-Матео». Милликен утверждает, что название произошло от: «Племя в нижних стоках ручьев Сан-Грегорио и Пескадеро-Крик на Тихоокеанском побережье». [63]
Подразделения
[ редактировать ]Лингвисты выделили восемь региональных языковых подразделений или подгрупп олоне, перечисленных ниже с севера на юг: [64]
- Каркин ( также называемый Каркин ): Каркин проживал на южной стороне пролива Каркинез . Название пролива Каркинес происходит от их имени. Каркин принадлежал к диалекту, весьма отличавшемуся от остальной части семьи. [65]
- Чоченьо ( также называемый Чоченьо, Чоценьо и Костаноан Ист-Бэй ): племенные группы, говорящие на чоченьо, проживали в Восточном заливе, в основном на территории нынешнего округа Аламеда и западной (береговой) части округа Контра-Коста.
- Рамайтуш ( также называемый Костаноан Сан-Франциско ): Рамайтуш проживал между заливом Сан-Франциско и Тихим океаном, на территории, которая сейчас является округами Сан-Франциско и Сан-Матео. Группировка Рамайтуш в Йеламу включала деревни, окружающие Миссию Долорес, Ситлинтак и Чутчуи на Мишн-Крик, Амуктак и Тубсинте в долине Визитешн, Петленук недалеко от Президио, а на юго-западе - деревни Тимигтак на Калера-Крик и Пруристак на Сан-Педро. Ручей в современной Тихоокеанском регионе.
- Тамиен ( также называемый Тамиен, Тамиен и Санта-Клара Костаноан ): Тамиен проживал на Койот-Крик и Калаверас-Крик , а на этом языке говорили в долине Санта-Клара. (Лингвистически Чоченьо, Тамьен и Рамайтуш были очень близки, возможно, до такой степени, что были диалектами одного языка.) Деревня Тамьен находилась недалеко от первоначального места первой миссии Санта-Клара, расположенной на реке Гваделупе ; Отец Пенья упомянул в письме Хуниперо Серре, что территория вокруг миссии называлась Олоне Тамиеном. [66]
- Авасвас ( также называемый Санта-Крус-Костаноан ): местные группы носителей языка Авасвас проживали на побережье Санта-Крус и прилегающих горах Санта-Крус между мысом Аньо-Нуэво и реками Пахаро (Давенпорт и Аптос).
- Муцун ( также называемый Муцен, Сан-Хуан-Баутиста-Костаноан ): ряд отдельных местных территориальных племен, говорящих на муцуне, жили в долине Холлистер (вдоль нижнего течения реки Сан-Бенито , средней реки Пахаро и ручья Сан-Фелипе) и вдоль близлежащих ручьев реки долины восточного побережья (включая ручьи Сан-Луис и Ортигалита).
- Румсьен ( также называемый Румсен, Кармель или Кармелено ): несколько независимых местных территориальных племен, говорящих на языке румсиен, проживали от реки Пахаро до Пойнт-Сур и в нижнем течении Пахаро, а также в нижнем течении Салинас , Сур и рек Кармель (Сан Округа Карлос, Кармель и Монтерей).
- Чалон ( также называемый Соледад ): местные группы носителей языка Чалон проживали вдоль верхнего течения реки Сан-Бенито и дальше на восток, в долинах прибрежных хребтов ручьев Силвер и Кантуа. Кребер также нанес на карту их среднее течение реки Салинас, но некоторые недавние исследования относят эту территорию к народу Эсселен.
Эти обозначения подразделений в основном происходят от названий избранных местных племен. Впервые они были предложены в 1974 году в качестве прямой замены более ранних обозначений Кребера, основанных на названиях местных испанских миссий. Написание англизировано на основе форм, впервые записанных (часто с различными вариантами написания) испанскими миссионерами и солдатами, которые пытались уловить звуки иностранных для них языков. [67]
В составе дивизий насчитывалось более 50 племен и деревень олоне, которые в 1769 году говорили на олоне-костаноанских языках, а к 1806 году были включены в состав испанских миссий. [68]
Потеря признания
[ редактировать ]В 1925 году Альфред Крёбер , тогдашний директор Музея антропологии Херста , объявил это племя вымершим, что напрямую привело к утрате им федерального признания и прав на землю. [69]
Сегодняшний день
[ редактировать ]Муцун (из Холлистера и Уотсонвилля), Лисьян Олоне, Нация Тамиен , Рамайтуш Олоне и племя Мувекма Олоне (из района залива Сан-Франциско) входят в число сохранившихся сегодня групп Олоне. Нация Эсселен также описывает себя как Олоне/Костаноан, хотя исторически они говорили как на южном Костаноане (Румсиен), так и на совершенно другом языке Хокан Эсселен.
Современные группы олоне
[ редактировать ]Племена олоне, петиции о федеральном признании которых находятся на рассмотрении в Бюро по делам индейцев : [70]
- Тамиен Нэйшн , южный район залива Сан-Франциско и округ Большая Санта-Клара
- Все зачисленные граждане Тамиен-Нэйшн имеют прямое происхождение от исторических деревень Тамиен, подтвержденное сертифицированным специалистом по генеалогии, и являются прямыми иждивенцами по прямой линии или включены в списки Калифорнийского судебного фонда (CJFR) 1953 и 1972 годов, а также имеют сертификаты степени индейской крови (CDIB). ), выпущенный Бюро по делам индейцев. На старейшин народа Тамиен также распространяется Закон о переселении индейцев 1956 года (также известный как Публичный закон № 959), принятый Бюро по делам индейцев. Граждане Тамиен-Нэйшн — это «живые индейцы», которые продолжают охотиться, ловить рыбу, собирать продукты коренных народов, перерабатывать и есть желуди и участвовать в своих религиозных церемониях.
- Племя Мувекма Олоне , район залива Сан-Франциско:
- Племя Мувекма Олоне, насчитывающее в 2000 году 397 зарегистрированных членов, включает в себя «все известные сохранившиеся индейские линии, аборигены региона залива Сан-Франциско, которые ведут свою родословную через миссии Долорес, Санта-Клара и Сан-Хосе» и которые происходят от членов племени Мувекма Олоне, зарегистрированных в 2000 году. исторический признанный на федеральном уровне оркестр Вероны округа Аламеда . 21 сентября 2006 года они получили положительное заключение округа США в Вашингтоне, округ Колумбия, по их судебному делу об ускорении подтверждения племени как племени, признанного на федеральном уровне. [71] Консультативный совет по политике Калифорнии в отношении индейцев оказал им помощь. Они проиграли дело в 2011 году и подали апелляцию. [72]
- Группа Амах Муцун индейцев Олоне / Костано , Вудсайд:
- Группа Амах Муцун насчитывает более 500 членов и включает в себя «различные сохранившиеся линии, говорящие на языке Хумонтваш или Муцун Олоне». Большинство происходит от коренных жителей, крещенных в миссии Сан-Хуан-Баутиста. [73]
- Олоне/Костаноан Эсселен , округа Монтерей и Сан-Бенито:
- Нация Олоне/Костаноан Эсселен насчитывает около 500 зарегистрированных членов. Их племенной совет утверждает, что в настоящее время в его состав входят около 500 человек из тринадцати основных линий, которые ведут прямое происхождение от миссий Сан-Карлос и Соледад. Племя ранее было признано на федеральном уровне как «Группа Монтерей округа Монтерей» (1906–1908). Примерно 60% проживают в округах Монтерей и Сан-Бенито. [74]
- Костаноанский отряд индейцев миссии Кармель , Монровия.
- Костаноанское племя олоне-рамсен-мутсен , Уотсонвилл.
- Костано-Румсенское племя Кармель , офисы в Помоне/Чино, из Кармеля, район залива Монтерей.
- Индийский каньон Муцун, группа костаноанцев, индейцев Муцун, Чалон , к югу от Холлистера, округ Сан-Бенито. Единственная признанная на федеральном уровне «индийская страна» между Сономой и Санта-Барбарой вдоль центральной прибрежной Калифорнии. [75] «Индийская страна», земля, находящаяся в доверительном управлении, признающая индийский народ. [76]
Население
[ редактировать ]Население | Источник |
---|---|
7,000 | Альфред Кребер (1925) [77] |
10 000 или больше | Ричард Леви (1978) [78] |
26 000, включая салинцев «Северный район миссии» | Шерберн Кук (1976) [79] |
Опубликованные оценки численности населения Олоне до контакта в 1769 году колеблются от 7000 человек. [81] и 26 000 вместе с салинцами. [82] Историки сильно расходятся в своих оценках, как и в отношении всего населения Коренной Калифорнии . Однако современные исследователи [ ВОЗ? ] считают, что прогноз американского антрополога Альфреда Л. Кребера о 7000 олонских «костаноанцах» был слишком занижен. Более поздние исследователи, такие как Ричард Леви, оценили Олоне в «10 000 или более». [78]
Самая высокая оценка исходит от Шербурна Ф. Кука , который в более позднем возрасте пришел к выводу, что в «Северной зоне миссии» проживало 26 000 олонов и салинцев. По Куку, «Северная миссионерская зона» означает «регион, населенный костаноанцами и салинцами, между заливом Сан-Франциско и истоками реки Салинас. Для удобства к этому можно добавить и местную территорию, находящуюся под юрисдикцией Сан-Луис-Обиспо, даже хотя есть посягательство на чумаша». В этой модели территория народа Олоне составляла половину «Северной миссионерской зоны». Однако, по словам Кука, было известно, что он более густонаселен, чем южная территория Салинана: «Плотность Костано составляла почти 1,8 человека на квадратную милю с максимумом в районе залива. Эсселен составлял примерно 1,3, Салинан, должно быть, был еще ниже. ." Мы можем оценить, что Кук имел в виду около 18 200 олонов, основываясь на его собственных заявлениях (70% «Северной зоны миссии»), плюс-минус несколько тысяч погрешностей, но он не называет точную цифру. [83]
Население Олоне после контакта в 1769 году с испанцами резко сократилось. Кук описывает быстрое сокращение численности коренного населения Калифорнии в период с 1769 по 1900 год в своей посмертно опубликованной книге « Население калифорнийских индейцев, 1769–1970». Кук, в частности, заявляет: «Только пока не будут изучены данные о численности населения, масштабы хаоса не станут очевидны». К 1848 году население упало примерно до 10% от первоначальной численности. [84]
Население стабилизировалось после 1900 года, и по состоянию на 2005 год в списках членов племени насчитывалось не менее 1400 человек. [85]
Язык
[ редактировать ]Языковую семью олоне обычно называют «костаноанской», иногда «олонской». Олоне классифицируется вместе с Мивоком под маркой Утян . Спорный пенутский языковой тип объединяет утийские языки с другими языками, на которых говорят в Калифорнии, Орегоне и Вашингтоне. Самая последняя работа предполагает, что олоне, мивок и йокуты могут быть подсемействами внутри одной йок-утской языковой семьи. [86]
Зафиксировано восемь диалектов или языков Олоне: Авасвас , Чалон , Чоченьо (он же Чоченьо), Каркин , Муцун , Рамайтуш , Румсен и Тамиен . Из них Чоченьо, Муцун и Румсен стали свидетелями возрождения племен олоне.
Спасение записей
[ редактировать ]Летописцы , , этноисторики и лингвисты олоне начинали с: Альфреда Л. Крёбера который исследовал коренных жителей Калифорнии и автора нескольких публикаций об олоне с 1904 по 1910 год, и К. Харта Мерриама, который подробно исследовал олоне с 1902 по 1910 год. 1929. За этим последовал Джон П. Харрингтон, который исследовал языки олоне с 1921 по 1939 год, а также другие аспекты культуры олоне, оставив после своей смерти тома полевых записей. Другие исследования были добавлены Робертом Картье, Мэдисон С. Билер и Шербурном Ф. Куком , и это лишь некоторые из них. Во многих случаях имена олоне, которые они использовали, различаются по написанию, переводу и племенным границам, в зависимости от источника. Каждый пытался вести хронику и интерпретировать это сложное общество и язык(и), прежде чем его части исчезли. [87]
Между первыми учеными существовала заметная конкуренция и некоторые разногласия: и Мерриам, и Харрингтон провели много глубоких исследований Олона в тени широко публикуемого Крёбера и конкурировали с ним в печати. В предисловии редактора к Мерриаму (1979) Роберт Ф. Хейзер (как протеже Крёбера, а также куратор работ Мерриама) заявляет, что «оба мужчины не любили А.Л. Крёбера». Харрингтон, независимо работавший в Смитсоновском институте, сосредоточил большую часть исследований Олона как свою собственную специальность, «не желал делиться своими открытиями с Кребером... Кребер и его ученики пренебрегали чумашами и костаноанцами, но это было сделано потому, что Харрингтон сделал это совершенно ясно, что он будет возмущаться «вторжением » Крёбера » . [88]
Среди недавних историков Олона, опубликовавших новые исследования, - Лорен Тейшейра, Рэндалл Милликен и Лоуэлл Дж. Бин. Все они отмечают наличие записей о миссиях, что позволяет проводить постоянные исследования и понимание. [89]
Известные люди Олоне
[ редактировать ]- 1777: Ксигмаксе, вождь местного племени Йеламу во время основания Миссии Сан-Франциско и, таким образом, самый ранний известный лидер Сан-Франциско. [90]
- 1779: Бальтазар, крещенный в деревне Ичкента в Румсене в 1775 году, стал первым индийским алькальдом миссии Сан-Карлос в 1778 году. После смерти жены и ребенка он бежал на побережье Биг-Сура в 1780 году, чтобы возглавить первое широкомасштабное сопротивление Олоне. к колонизации. [91]
- 1791: Шаркен, вождь племени Киросте, вскоре после крещения начал возглавлять активное сопротивление миссионерской системе. После его пленения в 1793 году Киросты продолжили сопротивление, в конечном итоге начав единственное прямое нападение на испанскую миссию в декабре того же года. Шаркен сбежал в 1795 году, а затем был пойман в 1796 году и отправлен в Президио Сан-Диего, где он умер два года спустя. [92]
- 1807: Иларион и Джордж (их имена при крещении) были двумя мужчинами из Олоне из деревни Пруристак , которые служили алькальдами (мэрами) Миссии Сан-Франциско в 1807 году. Таким образом, они были в начале длинной череды мэров Сан-Франциско. . [93]
- 1877: Лоренцо Асисара был членом миссии Санта-Крус, который предоставил три сохранившихся рассказа о жизни в миссии, в основном из историй, рассказанных ему его собственным отцом. [94]
- 1913: Барбара Солорсано, умерла в 1913 году, лингвистический консультант Муцуна К. Харта Мерриама (1902–04) из Сан-Хуана Баутисты. [95]
- 1930: Вознесенский Солорсано де Сервантес , умер в 1930 году, известный врач Муцуна, главный лингвист и культурный информатор Дж. П. Харрингтона. [96]
- 1934: Хосе Гузман, умер в 1934 году. Он был одним из главных лингвистических и культурных консультантов Чоченьо Дж. П. Харрингтона. [97]
- 1939: Изабель Медоуз , умерла в 1939 году, последняя свободно говорящая на рамсеновском языке и главный консультант по Рамсену у Дж. П. Харрингтона. [98]
- 2006: Ральф Аллан Эспиноза, директор и основатель единственного в США некоммерческого продовольственного банка, связанного с коренными американцами, «God Provides - Pomona Valley Food Bank», расположенного в Помоне, Калифорния.
- 2016: Энн Мари Сэйерс, вождь Мустун Олоне, председатель племени Индиан-Каньон, Калифорния , единственной признанной на федеральном уровне индейской страны от Сономы до Санта-Барбары.
- 2022: Томми Герреро , музыкант, композитор и профессиональный скейтбордист из Сан-Франциско.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Перепись 2010 года CPH-T-6. Коренные племена американских индейцев и Аляски в США и Пуэрто-Рико: 2010 год» (PDF) . www.census.gov . Проверено 19 января 2015 г.
- ^ «Подробные демографические и жилищные характеристики переписи 2020 года A. Коренные племена американских индейцев и Аляски в Соединенных Штатах и Пуэрто-Рико: 2020» . www.census.gov . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ Каллаган 1997
- ^ Олоне, Север в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.)
- ^ Олоне, Южный в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.)
- ^ Марголин, Малькольм (1978). Путь Олона: жизнь индейцев в районе залива Сан-Франциско и Монтерей . Беркли, Калифорния: Книги расцвета. ISBN 978-0930588014 .
- ^ Вольф, Джессика (15 августа 2017 г.). «Раскрытие истории геноцида коренных американцев Калифорнии» . Отдел новостей Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Проверено 2 декабря 2018 г.
- ^ КАМАЛАКАНТАН, ПРАШАНТ (22 ноября 2014 г.). «Люди Олоне были изгнаны из Сан-Франциско. Теперь они хотят вернуть часть своей земли» . Мать Джонс . Проверено 2 декабря 2018 г.
- ^ Латам, Р.Г. (1856 г.). «О языках Северной, Западной и Центральной Америки». Труды Филологического общества : 82–84.
- ^ Мерриам, К. Харт (1967). Роберт Ф. Хейзер (ред.). «Этнографические заметки об индейских племенах Калифорнии, III: Индейские племена Центральной Калифорнии» (PDF) . Отчеты археологических исследований Калифорнийского университета . 68 (3).
- ^ Голла, Виктор (2011). Калифорнийские индейские языки . Издательство Калифорнийского университета. п. 168. ИСБН 9780520266674 . JSTOR 10.1525/j.ctt1ppmrt .
- ^ Для района проживания, Кребер, 1925: 462. Для подсчета населения и деревень Леви, 1978:485; также цитируется Тейшейрой, 1997:1. Названия деревень, Милликен, 1995: 231–261, Приложение 1, «Энциклопедия племенных групп». Смешанные браки, междоусобные конфликты и племенная торговля, Милликен, 1995: 23–24. Плетение корзин, украшения тела и торговля, Тейшейра, 1997: 2–3; также Милликен, 1995:18. Сезонные танцевальные церемонии, Милликен, 1995:24.
- ^ Контролируемое сжигание во время сбора урожая, Brown 1973:3,4,25; Леви 1978: 491; Стангер, 1969:94; Бин и Лоутон, 1973: 11,30,39 (Льюис). Цитата: «Грубое земледелие», Браун 1973:4. Морепродукты, орехи и семена, Леви 1978: 491–492. Мелкие животные, попавшие в ловушку, Милликен, 1995:18. Обеспечение продовольствием и управление природными ресурсами, Тейшейра, 1997:2.
- ^ Все животные, кроме водоплавающих птиц и перепелов, Тейшейра, 1997:2. Водоплавающие птицы и перепела, Леви 1978: 291. Цитата Креспи, Бин, 1994: 15–16. Утки в преданиях Чоченьо, Бин, 1994: 106 и 119.
- ^ Цитата из Креспи, «Тротуар из морских львов» Тейшейра, 1997:2.
- ^ Дома из тростника Туле, дома из красного дерева и парилки, Тейшейра, 1997:2. Дома из красного дерева в Монтерее, Кребер, 1925: 468. Лодки Туле, Кребер, 1925:468.
- ^ Одежда и украшения, Тейшейра, 1997:2.
- ^ «Племя: костаноанцы (430 зарегистрированных случаев использования растений)» . naeb.brit.org . Проверено 30 мая 2024 г.
- ^ «Племя: костаноанцы (олхонцы) (6 документально подтвержденных видов использования растений)» . naeb.brit.org . Проверено 30 мая 2024 г.
- ^ Бочек, Барбара Р., 1984, Этноботаника индейцев Костано, Калифорния, на основе коллекций Джона П. Харрингтона, Экономическая ботаника 38 (2): 240–255, стр. 255
- ^ Сколари, П. (2005). «Фотографии связывают прошлое и настоящее Олоне». Новости из родной Калифорнии . 18 (4): 20–21.
- ^ Филд, LW (2003). « Как это должно было быть!»: Критические соображения доконтактной космологии Олона, интерпретированной через этноисторию Центральной Калифорнии». Обзор Wíčazo Ša . 18 (2): 95–126. дои : 10.1353/wic.2003.0013 . S2CID 161232627 .
- ^ Медвежий шаманизм, Кребер, 1925:472. Наблюдение о том, что Куксу могли обучиться на миссиях, Кребер, 1925:470. Описание Куксу и типы церемоний, Кребер, 1907b, онлайн как «Религия индейцев Калифорнии» ; См. также: Культ Куксу — в пересказе Крёбера . Архивировано 11 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Кребер, 1925: 445.
- ^ Costo & Costo, 1987, развивают аргументы в пользу принудительного обращения; Сандос, 2004 г., подчеркивает конверсию за счет привлекательности современных технологий и музыки; Милликен, 1995:67, обсуждает первые крещения и обращения в католицизм в миссии Сан-Франциско; Bean, 1994:279–281 рассматривает обращение первого поколения в католицизм как неполное и внешнее.
- ^ Jump up to: а б Смит, ЧР (2002). «Олоне Лекарственное использование растений». Сбор голосов: коренные народы центрального побережья Калифорнии : 144–155.
- ^ Jump up to: а б Тейшера, Лорен (1991). «Доступ к информации об индейцах костаноан/олоне в районе залива Сан-Франциско и Монтерей: описательное руководство по исследованиям». Магистерская диссертация .
- ^ Jump up to: а б Сэйерс, Энн (1994). В дыхании так и в духе: история Индиан-Каньона . Баллена. стр. 350–355.
- ^ Рамирес, Луиза (2003). «Нация Олоне / Костаноан-Эсселен из Монтерея, Калифорния: лишение собственности, федеральное пренебрежение и горькая ирония процесса федерального признания». Обзор Wíčazo Ša . 18 (2): 47–71. дои : 10.1353/wic.2003.0015 . S2CID 153762399 .
- ^ Рамирес, Луиза (2003). «Нация Олоне / Костаноан-Эсселен из Монтерея, Калифорния: лишение собственности, федеральное пренебрежение и горькая ирония процесса федерального признания». Обзор Wíčazo Ša . 18 (2): 41–77. дои : 10.1353/wic.2003.0015 . S2CID 153762399 .
- ^ Jump up to: а б Сказки о койотах, орлах и колибри, Кребер, 1907a: 199–202, Costanoan Rumsien , онлайн как индийские мифы южной и центральной Калифорнии ; также Кребер, 1925: 472–473. Сказки Чоченьо Какну, Бин (Харрингтон), 1994:106.
- ^ Биллитер, Билл (1 января 1985 г.). «Заявлена 3000-летняя связь: упоминается связь Сибири с калифорнийскими племенами» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 28 ноября 2014 года . Проверено 28 ноября 2014 г.
, некоторые из калифорнийских индейских племен, которые произошли от русских сибиряков, По словам фон Садовски — это винтуан из долины Сакраменто, мивокан из района к северу от Сан-Франциско и костаноанцы из района к югу от Сан-Франциско.
- ^ Информация о происхождении, прибытии и перемещении основана на «лингвистических свидетельствах» 500 г. н.э. согласно Levy, 1978:486, также Bean, 1994:xxi (цитирует Levy 1978). Для знакомства с Шелл-Маундом FM Stanger 1968:4.
- ^ FM Stanger 1968: 4
- ^ Тейшейра, Лорен (1991). Доступ к информации об индейцах костаноан/олоне в районе залива Сан-Франциско и Монтерей: описательное руководство по исследованиям . Магистерская диссертация.
- ^ Для испанских миссионеров и колонизации, Тейшейра, 1997:3; Финк, 1972: 29–30. Для Себастьяна Вискайно, документировавшего Олоне в 1602 году, Леви: 486 (упоминает, что «Румсиен был первым»); Тейшейра, 1997:15; также Финк, 1972: 20–22. О прибытии лидеров миссии Серры и Портолы в Монтерей в 1769 году см. Fink, 1972:29–38.
- ^ Только список названий миссий; даты из соответствующей статьи в Википедии. Милликен 1995:69–70 обсуждает неофитов, упоминает «первые браки неофитов» в 1778 году. Список этнической принадлежности в каждой миссии: Леви, 1976:486. Подробности о миссии в Сан-Франциско: Cook, 1976b: 27–28. Подробные записи о миграции племен: Милликен, 1995: 231–261, Приложение I, «Энциклопедия племенных групп».
- ^ О событиях 1795–1796 годов, Милликен, 1995: 129–134 («Массовая миграция зимой 1794–95 годов»). Для беглецов, Милликен, 1995:97 (цитирует Fages, 1971).
- ^ Jump up to: а б Бин, Джон (1994). Прошлое и настоящее Олоне: коренные американцы региона залива Сан-Франциско . Менло Парк: Беллена.
- ^ За «горячие дебаты» между церковью и государством, Милликен, 1995:2n. Петицию 1782 года «Индейцы против поселенцев Сан-Хосе» с цитатами см. Milliken, 1995:72–73 (цитируя Murguia and Pena [1782] 1955:400). О законе об испанском гражданстве и францисканцах, владевших землей в доверительном управлении в течение «10 лет», см. Beebe, 2001:71; Бин, 1994: 243; и Финк, 1972:63–64.
- ^ Финк, 1972:64: «Земельных грантов было мало; в 1830 году в Альта-Калифорнии было всего 50 частных ранчо, из которых 7 находились в районе Монтерея». О количестве предоставленных земель см. Cowan 1956:139–140. За секуляризацию миссии в ранчериях, Тейшейра, 1997:3; Бин, 1994: 234; Финк, 1972:63.
- ^ Тейшейра, 1997: 3–4, «Исторический обзор».
- ^ Блейкмор, Эрин. «Малоизвестный геноцид в Калифорнии» . ИСТОРИЯ . Проверено 15 июля 2020 г.
- ^ Оценки численности населения Cook, 1976a: 183, 236–245. Что касается упадка и смещения, Кук, 1976a, вся Калифорния; Кук, 1976 г., вся Калифорния; Милликен, 1995 г. Подробности о районе залива Сан-Франциско. По рассказу Хелен Хант Джексон, Джексон, 1883 год.
- ^ О возрождении Рамсиена и Изабелле Медоуз см. Hinton 2001:432. О возрождении Мутсона и Чоченьо см. Внешние ссылки, Возрождение языка. См. также Блевинс 2004.
- ^ Картье, Роберт. «История округа Санта-Крус - испанский период и ранее» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2016 года.
- ^ Филд, Лес (2003). Непризнанные племена, опасные знания: Мувекма Олоне и как «известна» индийская идентичность .
- ^ Хейзер, Роберт (1971). Калифорнийские индейцы; Справочная книга . Беркли: Калифорнийский университет.
- ^ Виджойо, Ирма (17 июня 2012 г.). «Спорный парк на набережной Глен-Коув открывается в знак протеста» . Вальехо Таймс-Геральд . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Лаверти, Филипп (2003). Нация Олоне/Костаноан-Эсселен из Монтерея, Калифорния: лишение собственности, федеральное пренебрежение и горькая ирония процесса федерального признания . Обзор Wíčazo Ša.
- ^ Хьюитт, Кристофер. «Олон Шеллмаунд похоронен под торговым центром Эмеривилля». Семь прудов .
- ^ «Могильник Олоне, возможно, нарушен в результате проекта солнечной панели в Южном заливе» . 17 августа 2016 г.
- ^ «Сакральные и культурные ландшафты» .
- ^ «ЭКСКЛЮЗИВ: Разработчик обнаруживает останки индейца Олоне, I-Team проводит расследование» . 24 августа 2017 г.
- ^ Марголин, Малькольм (1978). Путь Олона: жизнь индейцев в районе залива Сан-Франциско и Монтерей . Беркли: Привет. ISBN 9780930588014 .
- ^ Тебор, Селина (1 апреля 2022 г.). «Племя Мувекма Олоне было объявлено «вымершим» в 1920-х годах. Новые исследования ДНК говорят об обратном» . США СЕГОДНЯ . Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ Филд, Лес. «Как это должно было быть!»: Критические соображения доконтактной космологии Олона, интерпретированной через этноисторию Центральной Калифорнии . Обзор Wíčazo Ša.
- ^ Jump up to: а б с д и Филд, Лес (2003). Каким оно должно было быть!»: Критические соображения преконтактной космологии Олоне, интерпретированной через этноисторию Центральной Калифорнии . Обзор Wíčazo Ša.
- ^ Гулд, Коррина. « Индийский народ организуется ради перемен». Индийский народ организуется ради перемен» .
- ^ Jump up to: а б Кост, Райан (28 ноября 2017 г.). «Женщины коренных народов возглавляют усилия по возвращению исконных земель» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 30 октября 2018 г.
- ^ Далмас, Джереми (16 апреля 2018 г.). «Коренные американцы просят жителей Ист-Бэй платить «налог» на землю» . Местное общественное радио KALW 91,7 Сан-Франциско . Проверено 30 октября 2018 г.
- ^ Тейшейра, 1997:4, «Термин «Костаноан/Олоне»».
- ^ Мнения и цитаты, Тейшейра 1997: 4; Милликен, 1995: 249.
- ^ Леви, 1978: 485–486; Тейшейра, 1997:37–38, «Лингвистика»; и Милликен, 1995:24–26, «Лингвистический ландшафт». Оба последних цитируют Levy 1978.
- ^ Билер, 1961.
- ^ О языке в целом см. Forbes, 1968:184; также Милликен 2006 «Этноистория». Письмо отца Пенья см. Hylkema 1995:20; о близких отношениях между Чоченьо, Тамиеном и Рамайтушем см. Callaghan 1997:44; место указано на карте Крёбера 1925:465.
- ^ Стокер 1974:3; Милликен 1995:xiv.
- ^ Милликен, 1995: 231–261 Приложение 1, «Энциклопедия племенных групп».
- ^ Браун, Патрисия Ли (11 декабря 2022 г.). «Коренные жители-основатели музейного кафе включили в меню репатриацию» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ Веб-сайт 500 Наций — Петиции о федеральном признании ; и костаноанцы от Института четырех направлений [узурпировал] цитируя Сандерленда, Ларри, Базу исторических данных коренных американцев (NAHDB)
- ^ «Мувекма Олоне - Новости» . www.muwekma.org . Архивировано из оригинала 9 мая 2009 года . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ Сью Дреманн (7 декабря 2011 г.). «Местное индейское племя ищет идентичности: Мувекма Олоне проигрывает битву в федеральном суде за официальное признание племени» . PleasantonWeekly.com . Проверено 25 июля 2012 г.
- ^ Веб-сайт племени Амах-Муцун; Левенталь и все, 1993.
- ↑ Ohlone/Costanoan Esselen Nation Today. Архивировано 8 декабря 2006 г. в Wayback Machine . Файл получен 30 ноября 2006 г.
- ^ «Индийский каньон: чтите прошлое, чтобы формировать будущее» . indiancanyonlife.org . Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ «Карта родины и подопечных земель индейских племен Калифорнии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября 2018 г.
- ^ Кребер, 1925: 464. Кребер говорит, что в этой модели он обобщал, что каждая «диалектная группа» насчитывает по 1000 человек каждая, и он насчитал только семь диалектов. По его собственной методике его оценка должна составлять 8000. [ оригинальное исследование? ]
- ^ Jump up to: а б Леви, 1978: 486.
- ^ Кук 1976b: 42–43. В своих более ранних статьях Кук оценил цифру в 10 000–11 000 (см. 1976a: 183, 236–245), но позже отказался от этой оценки как слишком низкой.
- ^ Для оценки численности населения до контакта, источники информационного поля населения; Оценки численности населения после контакта см. Cook, 1976a: 105, 183, 236–245.
- ^ Кребер, 1925: 464.
- ^ Кук 1976b: 42-43. Обратите внимание, что в число 26 000 входят салинцы.
- ^ Для определения «района Северной миссии», Cook, 1976b:20. Для определения плотности населения, Cook, 1976a:187.
- ^ Цитату см. Cook, 1976b:200. О численности населения в 1848 г. см. Cook, 1976a:105.
- ^ Списки членов племени: домашняя страница племени Мувекма Олоне, 397 членов; Домашняя страница группы Amah-Mutsun Band, более 500 участников; и Олоне/Костаноан — домашняя страница Esselen Nation, около 500 членов.
- ^ Утийская и пенутская классификация: Леви, 1978: 485–486 (цитата по Креберу), Каллаган 1997, Голла 2007. Йок-Утиан как таксономическая категория: Каллаган 1997, 2001; Голла 2007:76.
- ^ Историки и годы исследований, Тейшейра, 1997, биографические статьи; особенно страница 34: «Джон Пибоди Харрингтон». Различия в данных и интерпретации можно отметить в основных опубликованных ссылках Кребера, Мерриама, Харрингтона, Кука.
- ↑ Цитата «оба мужчины не любили Кребера», сказанная Хейзером во «Введении редактора» Мерриама (1979). Цитирует «исследования углов» Харрингтона и «Харрингтон ... возмутился бы «вмешательством» Кребера», сказал Хейзер 1975, в Bean: xxiii–xxiv.
- ^ См. книги Тейшейры, Милликена и Бина.
- ^ «Мувекма Олоне» . культуры.com . Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ Милликен 1987:28
- ^ Милликен, 1995: 115-120.
- ^ Милликен, 1995: 206–207.
- ^ Кастильо в Ямане 2002: 51–62.
- ^ Тейшейра, 1997:33, 40.
- ^ Бин, 1994: 133, 314.
- ^ Бин, 1994: 101–107; Тейшейра, 1997:35.
- ^ Хинтон 2001:430 [1] .
Ссылки
[ редактировать ]- Бин, Лоуэлл Джон, изд. 1994. Олоне: прошлые и настоящие коренные американцы региона залива Сан-Франциско. Менло-Парк, Калифорния: Публикация Ballena Press. ISBN 0-87919-129-5 . Включает Левенталя и др., Олоне «Возвращение из вымирания» .
- Бин, Лоуэлл Джон и Лоутон, Гарри. 1976. «Некоторые объяснения роста культурной сложности в родной Калифорнии с комментариями о протосельском хозяйстве и сельском хозяйстве». в «Коренных калифорнийцах: теоретическая ретроспектива» .
- Биби, Роуз Мари. 2001. Земли обетования и отчаяния: Хроники ранней Калифорнии, 1535–1846 гг. Heyday Books, Беркли, издано совместно с Университетом Санта-Клары. ISBN 1-890771-48-1 .
- Билер, Мэдисон С. 1961. «Северный Костаноан». Международный журнал американской лингвистики , 27: 191–197.
- Блевинс, Джульетта и Моника Арельяно. 2004. «Возрождение языка Чоченьо: первый отчет». Документ, представленный на ежегодном собрании Общества изучения языков коренных народов Америки в январе 2004 г. в Окленде, Калифорния.
- Блевинс, Джульетта и Виктор Голла. 2005. «Новая индийская рукопись миссии из района залива Сан-Франциско». Болетин: Журнал Калифорнийской ассоциации миссионерских исследований , 22: 33–61.
- Браун, Алан К. 1974. Индейцы округа Сан-Матео , на полуострове Ла: Журнал Исторической ассоциации округа Сан-Матео , Vol. XVII № 4, зима 1973–1974 гг.
- Браун, Алан К. 1975. Топонимы округа Сан-Матео , Историческая ассоциация округа Сан-Матео.
- Каллаган, Кэтрин А. 1997. «Свидетельства в пользу Йок-Утяна». Международный журнал американской лингвистики , 63: 18–64.
- Каллаган, Кэтрин А. 2001. «Больше доказательств Йок-Утиана: повторный анализ множеств Диксона и Кребера». Международный журнал американской лингвистики , 67: 313–345.
- Картье, Роберт и др. 1991. Обзор культуры Олоне. Купертино, Калифорния: Колледж Де Анза. Перепечатано из отчета 1991 года под названием «Этнографическое прошлое», подготовленного совместно с Лори Крейн, Синтией Джейнс, Джоном Реддингтоном и Алликой Руби, изд.
- Кук, Шерберн Ф. 1976а. Конфликт между калифорнийской индейской и белой цивилизацией. Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Калифорнийский университет Press, 1976. ISBN 0-520-03143-1 . Первоначально напечатано в Иберо-Америке , 1940–1943 гг.
- Кук, Шерберн Ф. 1976b. Население индейцев Калифорнии, 1769–1970 гг. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета, июнь 1976 г. ISBN 0-520-02923-2 .
- Косто, Руперт и Жаннет Генри Косто . 1987. Миссии Калифорнии: наследие геноцида. Сан-Франциско: Индийская историко-прессовая пресса.
- Коуэн, Роберт Г. 1956. Калифорнийские ранчо: список испанских концессий, 1775–1822 гг., и мексиканских грантов, 1822–1846 гг . Фресно, Калифорния: Гильдия библиотек Академии.
- Финк, Августа. 1972. Монтерей, Присутствие прошлого. Сан-Франциско, Калифорния: Chronicle Books, 1972. ISBN 978-877010720-4
- Форбс, Джек. 1968. Коренные американцы Калифорнии и Невады . Издательство Naturegraph, Беркли.
- Голла, Виктор. 2007. «Лингвистическая предыстория» в книге «Предыстория Калифорнии: колонизация, культура и сложность» , стр. 71–82. Терри Л. Джонс и Кэтрин А. Клар, редакторы. Нью-Йорк: Альтамира Пресс. ISBN 978-0-7591-0872-1 .
- Хейзер, Роберт Ф. 1974. Костаноанские индейцы . Краеведческие исследования Калифорнийского исторического центра, Том 18. Купертино, Калифорния: Колледж Де Анза.
- Хинтон, Линн. 2001. Языки олоне , в «Зеленой книге возрождения языка на практике» , стр. 425–432. Издательство Изумрудной группы ISBN 0-12-349354-4 .
- Хьюз, Ричард Э. и Рэндалл Милликен. 2007. «Перевозка доисторических материалов». В «Предыстории Калифорнии: колонизация, культура и сложность» Терри Л. Джонс и Кэтрин А. Клар, ред. стр. 259–272. Нью-Йорк и Лондон: Альтамира Пресс. ISBN 978-0-7591-0872-1 .
- Джексон, Хелен Хант. 1883. Отчет о состоянии и потребностях миссии индейцев Калифорнии . Вашингтон, округ Колумбия: Правительство. Типография. ООО 02021288
- Хилкема, Марк. 1995. Археологические исследования в третьем месте миссии Санта-Клара-де-Ассис: Миссия Мургия 1781–1818 гг . Отчет Министерства транспорта Калифорнии для объекта CA-SCL-30/H.
- Кребер, Альфред Л. 1907a, «Индийские мифы южной и центральной Калифорнии». Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 4:167-250. Беркли. Он-лайн на сайте Sacred Texts Online .
- Кребер, Альфред Л. 1907b, «Религия индейцев Калифорнии». Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 4:6. Беркли, разделы «Шаманизм», «Публичные церемонии», «Церемониальные сооружения и атрибуты» и «Мифология и верования»; доступно на сайте Sacred Texts Online.
- Кребер, Альфред Л. 1925. Справочник индейцев Калифорнии . Вашингтон, округ Колумбия: Бюллетень Бюро американской этнологии № 78.
- Леви, Ричард. 1978. «Костаноан» в Справочнике североамериканских индейцев, том. 8 (Калифорния) , стр. 485–495. Уильям С. Стертевант и Роберт Ф. Хейзер, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. ISBN 0-16-004578-9 /0160045754.
- Мерриам, Клинтон Харт. 1979. Индийские названия растений и животных среди калифорнийских и других племен Западной Северной Америки. Менло-Парк, Калифорния: Публикация Ballena Press. ISBN 0-87919-085-X
- Милликен, Рэндалл. 1987. Этноистория Румзенов . Статьи по антропологии Северной Калифорнии № 2. Салинас, Калифорния: Coyote Press.
- Милликен, Рэндалл. 1995. Время небольшого выбора: распад племенной культуры в районе залива Сан-Франциско, 1769–1910 гг. Менло-Парк, Калифорния: Публикация Ballena Press. ISBN 0-87919-132-5 (алк. бумага)
- Милликен, Рэндалл. 2008. Коренные американцы в миссии Сан-Хосе. Баннинг, Калифорния: Публикация Malki-Ballena Press. ISBN 978-0-87919-147-4 (алк. бумага)
- Милликен, Рэндалл, Ричард Т. Фицджеральд, Марк Г. Хилкема, Рэнди Гроза, Том Оригер, Дэвид Г. Билинг, Алан Левенталь, Рэнди С. Вайберг, Эндрю Готтсфилд, Донна Джиллет, Вивиана Беллифемин, Эрик Стротер, Роберт Картье и Дэвид А. Фредриксон. 2007. «Периодичные изменения культуры в районе залива Сан-Франциско». Предыстория Калифорнии: колонизация, культура и сложность Терри Л. Джонс и Кэтрин А. Клар, ред. стр. 99–124. Нью-Йорк и Лондон: Альтамира Пресс. ISBN 978-0-7591-0872-1 .
- Моратто, Майкл, изд. 1984. Калифорнийская археология . Нью-Йорк: Академическая пресса. ISBN 0-12-506180-3
- Сандос, Джеймс А. 2004. Обращение Калифорнии: индейцы и францисканцы в миссиях . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-10100-7
- Стейнджер, Фрэнк М., изд. 1968. Полуостров Ла , Том XIV, № 4, март 1968 года.
- Стейнджер, Фрэнк М. и Алан К. Браун. 1969. Кто открыл Золотые ворота?: Собственные отчеты исследователей. Историческая ассоциация округа Сан-Матео.
- Тейшейра, Лорен. 1997. Индейцы костаноанцы/олоне в районе залива Сан-Франциско и Монтерей, Исследовательский путеводитель. Менло-Парк, Калифорния: Публикация Ballena Press. ISBN 0-87919-141-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кребер, Альфред Л. (ред.). 1925. Костаноанцы . Глава 31. стр. 462–473 в Справочнике индейцев Калифорнии . Также доступно: Вашингтон, округ Колумбия: Бюллетень Бюро американской этнологии № 78 , 1925 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Племенные сайты
- Сайт костаноанского племени Рамсен Кармель
- Сайт племени Амах-Муцун
- Сайт племени Олоне Костаноан Эсселен
- Ресурс Индийского каньона Костаноан-Олоне, заархивированный 9 марта 2017 г. на Wayback Machine.
- Веб-сайт племени Мувекма Олоне
- Другой
- Костаноанское индейское племя , доступ к генеалогии
- Обзор Йеламу Олоне
- Историческая справка
- Мувекма Олоне проиграла федеральный суд за официальное признание племени
- «Калифорния Олоне предлагает приветствовать и поддержать проект спасения лакота и детей на историческом собрании» . Yahoo! Новости . 23 июля 2012 года . Проверено 25 июля 2012 г.
- Олоне
- Калифорнийские миссионерские индейцы
- История округа Монтерей, Калифорния
- История округа Сан-Бенито, Калифорния
- История Сан-Франциско
- История округа Сан-Матео, Калифорния
- История округа Санта-Клара, Калифорния
- История округа Санта-Крус, Калифорния
- История района залива Сан-Франциско
- Коренные народы Калифорнии