Vanyume
Языки | |
---|---|
Vanyume | |
Родственные этнические группы | |
Серрано , Татавиам , Китанемук , Тонгва |
Ванюме коренной народ Южной или пустынный серрано — Калифорнии . Традиционная территория Ванюме простиралась вдоль реки Мохаве от восточной пустыни Мохаве до современного Викторвилля и, возможно, включала части южной долины Антилопы . [ 1 ] Большая деревня Вапит была частью этой территории. [ 2 ]
Хотя ваниуме были тесно связаны с соседним народом серрано в лингвистическом и культурном отношении, до контакта с европейцами эти две группы различались политически. [ 3 ] Поскольку все зарегистрированные деревни Ваньюме были заброшены до начала современных этнографических полевых исследований, этнографическая информация о Ванюме ограничена. [ 2 ]
Имя
[ редактировать ]Первый европеец, упомянувший ваниуме, отец Франсиско Гарсес , назвал группу, используя Мохаве экзоним Бенеме . Ваньюме, вариант этого термина, позже был принят этнографом Альфредом Луи Кребером . [ 2 ]
Предварительный контакт
[ редактировать ]Население
[ редактировать ]А.Л. Кребер описал популяцию Ваньюме как «очень маленькую» на момент контакта с европейцами. Анализ 2017 года показал, что на момент контакта группа могла насчитывать до 700 человек. [ 2 ]
Язык
[ редактировать ]Ванюме традиционно говорили на языке ваньюме , ныне вымершем утто-ацтекском языке, принадлежащем к такической ветви . Язык Ванюме, вероятно, был очень тесно связан с языком Серрано , хотя он, возможно, имел общие черты с соседним языком Китанемук . [ 4 ]
Убыль населения
[ редактировать ]В период с конца 18 по начало 20 веков население Ваньюме резко сократилось.
Миссионизация
[ редактировать ]Начиная с 1790 года, несколько жителей Ванюме крестились в миссиях Сан-Фернандо и Миссии Сан-Габриэль . В период с 1811 по 1814 год наблюдалась наиболее быстрая миссионизация, чему, вероятно, способствовало военное запугивание. В 1811 году, возможно, была предпринята попытка насильственно собрать и переместить Ваньюме и Серрано.
По сравнению со своими соседями, расположенными вверх по реке, деревни Ванюме в нижнем течении реки Мохаве пользовались относительной свободой от испанского влияния и миссионерской деятельности.
В конце 1810-х годов ряд поселений Ваньюме опустели, а их жители были убиты враждующими испанцами и народами Мохаве. [ 2 ]
Другие факторы
[ редактировать ]Коренные калифорнийцы, опрошенные этнографами в конце 19 - начале 20 веков, описывают случаи насилия, связанного с торговлей, с мохаве как ключевой фактор в упадке и рассеянии населения ваньюме. Эти конфликты, вероятно, произошли примерно в 1830-х годах. [ 5 ]
Ряд ныне живущих людей имеют происхождение Ванюме. [ 2 ] [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Янг, Райан; Дорогая, Линда (23 декабря 2013 г.). «Оценка культурных ресурсов фазы I для предлагаемой фотоэлектрической солнечной батареи переменного тока мощностью 3 МВт «Восток Эппл-Вэлли» » (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Саттон, Марк; Эрл, Дэвид (2017). «Пустыня Серрано на реке Мохаве» (PDF) . Ежеквартальный журнал археологического общества Тихоокеанского побережья . 53 .
- ^ Боннер, Уэйн (30 апреля 2013 г.). «Оценка культурных ресурсов сообщества кандидатов на установку Verizon Wireless Facility Resort 'Mt. Baldy Resort' в Маунт-Балди, графство Сан-Бернардино, Калифорния» (PDF) .
- ^ Голла, Виктор. (2011). Калифорнийские индейские языки . Издательство Калифорнийского университета. OCLC 840848068 .
- ^ Эрл, Дэвид Д. (2005). «Река Мохаве и центральная пустыня Мохаве: поселения коренных жителей, путешествия и обмен в восемнадцатом и девятнадцатом веках» . Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 25 (1). ISSN 0191-3557 .
- ^ О'Рурк, Джуди (22 мая 2005 г.). «Культура Татавиам – ДНК связывает древних и современных индейцев» . scvhistory.com .