Девять лет
![]() Герберт Янг (Маунтин Майду / Мечупда Майду ), Джордж Най (Нисенан Майду) и Дьюи Конвей (Мечупда) в танцевальных регалиях Big Head, Чико, Калифорния | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
северо-центральная Калифорния | |
Языки | |
Английский , ранее Нисенан | |
Родственные этнические группы | |
другие народы майду |
Нисенан - группа коренных американцев и коренных жителей Калифорнии из водоразделов рек Юба и Американских рек в Северной Калифорнии. [ 1 ] и Центральная долина Калифорнии . Согласно пресс-релизу Калифорнийского университета в Беркли по археологии и этнологии 1929 года, народ нисенан классифицируется как часть более крупной группы коренных американцев, известной как майду , хотя некоторые оспаривают точность этой связи. [ 2 ] включая сами Нисесан. Согласно веб-сайту Нисенан, заявление Соединенных Штатов о том, что они Майду, является ошибочной классификацией и неточным. Как выразился Нисенан,
«Как и многие другие племена на всей территории Соединенных Штатов, нисенанцы были ошибочно идентифицированы и обозначены неправильно. Нисенанцы были объединены под неверными ярлыками, такими как « маиду », «землекоп» и « южный майду ». Однако нисенанцы - это отдельное племя. со своим собственным культурным образом жизни, своими лидерами и святыми людьми, отдельной географической территорией и своим собственным древним и уникальным языком». [ 3 ]
Нисенан определяется их географическим положением, поэтому во многих текстах их подразделяют на подкатегории: долина Нисенан, холм Нисенан и гора Нисенан. [ 4 ] Из-за этих географических барьеров жители каждого региона имеют особые и уникальные обычаи и культурные традиции. Хотя они существовали в этих регионах до встречи с европейцами, правительство США не признало этих людей как племя. Нисенан ранее имел федеральное признание через Ранчерию Невада-Сити . Некоторые нисенанцы сегодня состоят в племени Шингл-Спрингс, состоящем из индейцев мивок , племени, признанного на федеральном уровне . [ 5 ]
Имя
[ редактировать ]Название Нисенан происходит от аблятивного множественного числа местоимения нисенан ,. [ 6 ]
Нисенанов называли Южным Майду и Долинным Майду. Хотя термин Майду до сих пор широко используется, Майду представляет собой чрезмерное упрощение очень сложного разделения на более мелкие группы или группы коренных американцев.
Территория
[ редактировать ]Нисенанцы живут в Северной Калифорнии, между рекой Сакраменто на западе и горами Сьерра на востоке. Южный участок простирался примерно до реки Косумнес , но к северу от Элк-Гроув и районов Медоувью и Карман в Сакраменто , а северный участок - где-то между северным рукавом реки Юба и южным рукавом реки Фезер .
Соседние племена включали долину и Северную Сьерру-Мивок на юге, Уошо на востоке, Конкоу и Майду на севере и Патвин на западе.
История
[ редактировать ]

Золотая лихорадка
[ редактировать ]Нисенанцы изначально не пострадали от европейского влияния. В начале девятнадцатого века их первые встречи с испанскими и американскими экспедициями были мирными. В 1833 году распространилась тяжелая эпидемия малярии , унесшая жизни многих нисенанцев, а также других соседних племен.
Золотая лихорадка 1849 года привлекла в этот регион сотни тысяч европейцев, что привело к присвоению их земель, уничтожению их ресурсов, росту болезней, насилию и массовым убийствам. [ 7 ] Приток многочисленных мигрантов привел к чрезмерному использованию земли, конкуренции за дичь и воду, а также к нагрузке на ресурсы и окружающую среду. Когда случилась засуха, урожай погиб, и люди умерли от голода. [ 8 ]
К 1895 году население Нисенана резко сократилось примерно с 9000 до 2500 человек. Часть выживших нисенанцев осталась в предгорьях Сьерра-Невады и нашла низкооплачиваемую работу. [ 7 ]
Таможня
[ редактировать ]Обычаи рождения
[ редактировать ]Документированная история обычаев может быть противоречивой и не всегда достоверной, поскольку ранние антропологи часто исследовали несколько регионов одновременно, часто задолго до того, как разрушения и травмы племен уже произошли из-за контактов с европейцами. [ 9 ] По некоторым данным, если рождались близнецы, то их и мать часто убивали. [ 7 ]
Но Ричард Б. Джонсон, нынешний председатель племени Нисенан в Невада-Сити, сказал: «Наши старейшины говорили, что близнецов не убивали, но считалось удачей, если оба выживали в младенчестве. У нашего племени есть предки-близнецы». [ 10 ]
Из-за высокой частоты мертворождений люди делали колыбельки только после успешного рождения ребенка. [ 11 ] Будущая мама, близкая к родам, избегала холодного воздуха, соли, мяса и холодной воды. Пуповину перерезали обсидиановым ножом, а конец пуповины смазывали углем. [ 12 ] Мать начинала кормить ребенка грудью через два дня после его рождения, а детей обычно отнимали от груди в возрасте двух или трех лет. [ 11 ]
После родов молодая мать и ее ребенок первые 16 дней оставались в родильном домике, а муж днем и ночью поддерживал огонь. [ 13 ] Молодая мама спала в сидячем положении первые шестнадцать дней после рождения. [ 14 ] прикладывать к животу нагретый плоский камень, чтобы облегчить выход последа. [ 15 ]
По истечении шестнадцати дней был необходим пир; во время которого ребенка праздновали с родственниками и выбирали имя. [ 11 ] Называть ребенка в честь старейшины или предка было обычным явлением. Если в определенной линии больше не оставалось имен, которые можно было бы выбрать, близкий друг мог позволить родителям использовать в качестве имен имена его семейной линии. [ 11 ]
Брачные обычаи
[ редактировать ]Порядок бракосочетания теперь устанавливается самими супругами, но родители выбирали порядок, основанный на старых обычаях. Как только оба их родителя пришли к соглашению о создании пары, пара была официально помолвлена. Две семьи подарили ракушки и бусы, а также организовали мероприятие в честь их причастия. Прежде чем союз был заключен, пара была обучена своим конкретным супружеским обязанностям. Мужчина доказал свою способность заботиться о жене, делая подарки родственникам мужа.
Пары переехали из дома женщины в собственное жилье рядом с семьей мужчины, которое классифицируется как патрилокальное. [ 7 ] В процессе заключения брака пара несколько ночей спала на расстоянии друг от друга. Каждую ночь мужчине разрешалось подойти ближе к женщине. Завершение было завершено, когда они оказались «на расстоянии досягаемости». [ 16 ]
Вдовы, вдовцы и разведенные могли вступить в повторный брак без периода помолвки, поскольку они больше не считали, что нуждаются в руководстве старейшин. Женщинам-вдовам разрешалось повторно выходить замуж после траура продолжительностью от шести месяцев до трех лет; мужчинам разрешалось вступать в повторный брак раньше, чем женщинам. Многие женщины чаще всего предпочитали вернуться к своему народу, чем снова выйти замуж. Брак с братом мужа также был вариантом. Прежде чем принять какое-либо решение о повторном браке, необходимо было разрешение родственников умершего супруга в качестве формы уважения. [ 17 ]
Обычаи смерти
[ редактировать ]Ритуалы погребального сожжения - одна из самых известных церемоний смерти в общине Нисенан. Она включала кремацию тела, а также всего имущества умершего. [ 18 ] Кремация была наиболее осуществимой практикой для племен, в первую очередь для тех, кто вел кочевой образ жизни, из-за облегчения транспортировки и ограничения грабежей могил. [ 19 ] Сообщалось, что мертвые смешивались в окружающем пространстве, прежде чем попасть в страну мертвых, область, где не было различия между хорошим и плохим. [ 18 ] Считалось, что умершие обладали способностью принимать формы существ или погодных условий, но живое сообщество их не приветствовало. Они верили, что существует четкая граница между живыми и мертвыми. Упоминание имени умершего человека сильно не поощрялось. [ 18 ]
Язык
[ редактировать ]Нисенанский язык включает в себя 13 диалектов, столь же обширных, как и сам язык. На этом языке говорят в Сьерра-Неваде, между реками Косумнес и Юба, а также в долине Сакраменто между реками Американ и Фезер. [ 20 ]
Существовало целых 13 особых нисенанских диалектов. [ 21 ] Задокументировано восемь.
Ранее они были задокументированы как четыре диалекта, классифицированные как:
- Долина девятнадцатого
- Северный холм Нисенан
- Центральный холм Нисенан
- Южный холм Нисенан
Испанское влияние
[ редактировать ]Испанцы вторглись и оккупировали Альту-Калифорнию в конце 18 века. Францисканские миссии были построены в Калифорнии для заселения этой территории, распространения римско-католической религии, добычи ресурсов с земли и порабощения коренных жителей за их труд. Нисенанцы меньше взаимодействовали с испанскими поселенцами с побережья по сравнению с соседними племенами. Их относительно не беспокоили испанские миссионеры и религиозные миссии, хотя испанские и мексиканские войска время от времени заходили на землю Нисенана, чтобы поймать бежавших порабощенных коренных жителей (многие из которых в одном конкретном примере были из соседнего племени мивок ), найти скот или пересечь землю. [ 22 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Нисенан, как и многие племена центральной Калифорнии, не считается строгим политическим различием. Люди были сильно децентрализованы, разбиты на небольшие группы, говорящие на одном языке, с широким спектром схожих диалектов. Нисенанцы исторически жили как несколько небольших, самодостаточных, автономных общин. Поскольку каждая община говорила на разных вариантах нисенского языка , исследователи располагают противоречивыми лингвистическими данными об этом языке. Ранние документы о социальной организации племени не учитывали точку зрения женщин-нисенанцев, их голоса и вовлеченность. Исследователи пришли к выводу, что нисенанцы были патриархальным обществом , придерживались патрилокальной системы проживания и следовали системе преемственности лидеров по патрилинейной линии. [ 23 ] Из-за организации происхождения имущественные обычаи также следовали патриархальным принципам. [ 23 ] Женщины также были лидерами по родству, хотя и не так часто, как лидеры-мужчины. Племенные семьи Нисенан хранят знания и память об общем обществе, которое было одинаково матриархальным | матрилинейным по форме и функциям.
Повседневная жизнь
[ редактировать ]Жилье
[ редактировать ]Нисенан создал две отдельные живые структуры, известные как Ху и Кум . Ху был общей структурой, в которой жили жители деревни. Эти куполообразные дома обычно строились из комбинации тула, земли и деревянных столбов. Их полы были усыпаны листвой, а огонь занимал свободное место в центре этажа. Дым выходил через соответствующее отверстие в центре крыши. Земля также была насыпана снаружи Ху для дополнительной изоляции. [ 4 ] Кум представлял собой частично подземное жилище, где проходили церемониальные практики и танцы. [ 24 ] Эти структуры были более заметными в крупных деревнях. К'ум также предоставлял жилье посетителям. Пол Кума был частично вкопан ниже уровня земли. Дверь была ориентирована на восток. К'ум имел от двух до четырех основных постов в зависимости от его размера для поддержки.
Еда
[ редактировать ]
Обильным источником пищи были желуди . Осенью жители деревни помогали собирать желуди. Для сбора желудей использовались длинные шесты. Желуди собирали в зернохранилище. Затем желуди измельчали и превращали в кашу, кашу или лепешки. Также собирали кедровые орехи, ягоды и другие виды растительности. Корень туле варили или жарили на открытом огне. [ 2 ] Мужчины обычно охотились за дичью. Небольшими группами они охотились на оленей, лосей и кроликов . На медведей охотились в зимние месяцы, когда они находились в спячке. Рыбалка была также популярна в регионах, расположенных вблизи рек. Пресноводная рыба, такая как лосось , осетр и форель, была одной из самых популярных. Пища ограничивалась не только растительностью и дичью, но и насекомыми. Были съедены личинки, дождевые черви и желтые куртки. Их коптили на костре и собирали. [ 4 ]
Валюта и торговля
[ редактировать ]Бусы из ракушек использовались как демонстрация богатства и форма валюты. Бусы не были сточены нисенанцами, а были импортированы из прибрежных общин. Когда они изнашивались, бусины из ракушек прокалывались, чтобы их можно было нанизывать на веревочки. Эта валюта не всегда использовалась с внешними племенами. [ 4 ] Долина Нисенан и холм Нисенан часто торговали друг с другом. Нисенан, живший в долине, торговал с холмом Нисенан рыбой, корнями, ракушками, бусами, солью и перьями. Они, в свою очередь, торговали черными желудями, кедровыми орехами, ягодами, шкурами животных и древесиной, необходимой для изготовления луков. [ 24 ]
Текущие события
[ редактировать ]По состоянию на 2020 год около 147 нисенанцев проживали в Невада-Сити, Калифорния. Племя не признано правительством, что не позволяет им получать федеральную защиту и финансовую помощь. Конгресс принял Закон о ранчериях 1958 года, пытаясь распустить систему ранчерий в Калифорнии. Хотя 27 из 38 ранчерий, а также дополнительные племена были восстановлены за последние 25 лет, нисенанцы были первыми, кому было отказано в восстановлении их ранчерий в 2015 году. Это лишило их доступа к федеральным услугам здравоохранения и жилья, программам образования и занятости. программы помощи. Сегодня 87 процентов племени живут за чертой бедности в Калифорнии или ниже нее. В обществе сохраняются чрезвычайно высокие показатели недостаточного образования, неполной занятости, наркотической и алкогольной зависимости, домашнего насилия, самоубийств и плохого здоровья. Основная цель народа Нисенан — восстановить свою идентичность и восстановить представительство своего племени. День наследия Нисенан проводится ежегодно, чтобы продемонстрировать церемониальные танцы и дать посетителям возможность получить представление, а также принять участие в традиционных практиках, таких как плетение корзин. Дополнительные усилия прилагаются к обучению людей своему языку, поскольку они рассматривают его как свою «связь с самой землей». [ 25 ]
В 2024 году племя Ранчерия Нисенан в Невада-Сити через некоммерческий проект по исследованию наследия коренных народов Калифорнии 501 (c) (3) запустило кампанию «Возвращение на родину» по сбору средств для покупки бывшей школы Джона Вулмана . [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стертевант, главный редактор; Справочник североамериканских индейцев , нисенанское отделение; Уилсон, Норман Л. и Таун, Арлин Х., стр. 387 ( Смитсоновский институт , 1987).
- ^ Jump up to: а б Кребер, А.Л. (1929). Долина Нисенан . Издательство Калифорнийского университета. п. 261.
- ^ «Нисенан» . Нисенан . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Билз, Ральф Леон (1933). Этнология нисенанцев . Издательство Калифорнийского университета. п. 356.
- ^ «Наше наследие». Архивировано 3 января 2014 г. в Wayback Machine оркестре индейцев мивок Shingle Springs. 2012. Проверено 31 мая 2012 года.
- ^ Митхун, Марианна (2001). Языки коренных народов Северной Америки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 455. ИСБН 978-0-521-29875-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Притцкер, Барри М. (2000). Энциклопеда коренных американцев: история, культура и народы . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 132.
- ^ «Влияние золотой лихорадки на коренные племена» . ПБС . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Джонсон, Ричард (2018). История племени нисенан ранчерии города Невада (1-е изд.). Невада-Сити, Калифорния: Comstock Bonanza Press. стр. 100-1 ix. ISBN 978-0933994652 .
- ^ Джонсон, Ричард (2018). ИСТОРИЯ США: Племя Нисенан из ранчерии Невада-Сити . Комсток Бонанза Пресс. п. х. ISBN 978-0933994652 .
- ^ Jump up to: а б с д Фэй, Пол Луи (1923). Заметки о Южном Майду. Том. 20 . Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии: University of California Press. п. 35.
- ^ Джонсон, Ричард (2018). ИСТОРИЯ НАС: Племя Нисенан из ранчерии Невада-Сити (1-е изд.). Невада-Сити, Калифорния: Comstock Bonanza Press. п. 42. ИСБН 978-0933994652 .
- ^ Джонсон, Ричард (2018). Племя Нисенан из Ранчерии Невада-Сити Комсток Бонанза Пресс. п. 42. ИСБН 978-0933994652 .
- ^ Билз, Ральф Л. (1933). Этнология нисенанцев . Беркли, Калифорния: Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии. стр. 368–369.
- ^ Джонсон, Ричард (2018). ИСТОРИЯ США: Племя Нисенан из Ранчерии Невада-Сити (1-е изд.). Невада-Сити, Калифорния: Comstock Bonanza Press. стр. 42–43. ISBN 978-0933994652 .
- ^ Нельсон, Кьерсти (1975). Практика брака и развода в родной Калифорнии . Беркли: Калифорнийский университет: Центр археологических исследований, факультет антропологии. стр. 12–13.
- ^ Билз, Ральф Л. (1933). Этнология нисенанцев . Беркли, Калифорния: Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии. стр. 371–372.
- ^ Jump up to: а б с Симмонс, Уильям С. (1997). «Индейские народы Калифорнии». История Калифорнии . 76 (2/3): 48–77. дои : 10.2307/25161662 . JSTOR 25161662 .
- ^ Сплиттер, Генри Уинфред (1948). «Церемониал и легенда индейцев Центральной Калифорнии». Западный фольклор . 7 (3): 266–271. дои : 10.2307/1497550 . JSTOR 1497550 .
- ^ Ито, Эндрю (5 октября 1999 г.). Нисенанские тексты Центрального холма с грамматическими очерками . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520098060 .
- ^ NISENAN - Обзор калифорнийских и других индийских языков , факультет лингвистики, Калифорнийский университет, Беркли
- ^ Уртадо, Альберт Л. (2006). Джон Саттер: Жизнь на границе Северной Америки . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 9780806137728 .
Девять лет
- ^ Jump up to: а б Гольдшмидт, Уолтер (1948). «Социальная организация в родной Калифорнии и происхождение кланов» . Американский антрополог . 50 (3): 444–456. дои : 10.1525/aa.1948.50.3.02a00040 . JSTOR 664293 . ПМИД 18874940 .
- ^ Jump up to: а б «Нисен» .
- ^ «Калифорнийское племя, которое правительство пыталось искоренить в 60-е годы» . Порок . 17 января 2018 г. Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Писательница, Марианна Болл-Си (8 марта 2024 г.). «Возможность для исцеления и возрождения: кампания Нисенана «Возвращение на родину» стремится уложиться в сроки» . Союз . Проверено 5 июня 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Невада-Сити Ранчерия
- Культурный объект Нисенан
- Музей округа Плейсер. Архивировано 7 июля 2013 г. в Wayback Machine.