Помо
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2023 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
1770: 8,000 1851: 3,500–5,000 1910: 777–1,200 1990: 4,900 2010: 10,308 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Соединенные Штаты ( Калифорния : округ Мендосино , долина Сонома , долина Напа , округ Лейк , округ Колуса ) | |
Языки | |
Помоанские языки , английский | |
Религия | |
Куксу , культ Мессии, традиционная религия помо. |
Помо — коренные американцы Калифорнии . Историческая территория Помо в Северной Калифорнии была большой, граничила с Тихоокеанским побережьем на западе и простиралась вглубь страны до Клир-Лейк , в основном между Клеоне и Дунканс-Пойнт . Одна небольшая группа, тцефока ( северо-восточный помо ), жила в окрестностях современного Стонифорда , округ Колуса , где они были отделены от большинства земель помо носителями языка юки и винтуан .
Название Помо происходит от слияния слов помо [pʰoːmoː] и [pʰoʔmaʔ] . [1] Первоначально оно означало «те, кто живет в красной земляной дыре» и когда-то было названием деревни на юге долины Поттер , недалеко от современного поселка Помо , округ Мендосино . [2] Это слово также могло относиться к местным месторождениям красного магнезита (добываемого и используемого для изготовления красных бус ) или к красноватой земляной глинистой почве этого района, богатой гематитом (также добываемой для использования). [3] В диалекте северного помо -pomo или -poma использовалось как суффикс после названий мест, чтобы обозначить подгруппу людей в этом месте. [3] [4] К 1877 году значение слова помо было расширено, по крайней мере, в английском языке , и теперь оно относится не только к языку помо, но и ко всей группе людей, говорящих на нем, — к людям, известным сегодня как помо. [3]
История
[ редактировать ]Люди, называемые Помо, изначально были связаны местоположением, языком и культурным выражением. Они не были социально или политически связаны как единая группа. Вместо этого они жили небольшими группами или группами, связанными происхождением и браком.
Предварительный контакт
[ редактировать ]Согласно некоторым лингвистическим гипотезам, помо происходят от хокан -язычных народов; [ нужна ссылка ] Согласно этой теории, люди, говорящие на хоканском языке, мигрировали в горные долины возле Клир-Лейк ок. 7000 г. до н.э. , когда их язык превратился в протопомоанский. Другая теория помещает родовую общину помоанцев в регион Сонома . [ нужна ссылка ] где прибрежные леса красного дерева ( Sequoia sempervirens ) встречались с внутренними долинами и смешанными лесами , чему способствовало Чистое озеро и его богатые природные ресурсы. Примерно между 4000 и 5000 годами до нашей эры некоторые из этих людей переселились в районы сегодняшней долины реки Русская и на север, недалеко от современной Укии . Их язык разделился на западный, южный, центральный и северный помоанский соответственно. [ нужна ссылка ]
Другой народ, возможно, говорящий на юкском языке , сначала жил в районах долины реки Русская и озера Сонома, прежде чем был вытеснен помо, которые впоследствии захватили этот регион. [5] Современные археологические анализы и открытия позволяют предположить, что местная местная экономика, основанная на том, что женщины обрабатывали желуди ступкой и пестиком , [6] и впервые наблюдавшийся испанцами по прибытии в Центральную Калифорнию , возможно, он появился в период культуры Мостина (около 8500–6300 лет назад) в бассейне Клир-Лейк.
озера Толай Участок
[ редактировать ]Более тысячи доисторических амулетов и многочисленные наконечники стрел были обнаружены на озере Толай в южном округе Сонома, приписываемые как народам помо, так и прибрежным мивокам . Священное . место, озеро является местом церемониального сбора и исцеления [7] [8]
Места на озере Сонома
[ редактировать ]- На месте «сломанного моста» исследователи с помощью радиоуглеродного датирования артефактов определили, что оно было заселено ок. 3280 г. до н.э. , старейшее человеческое поселение, зарегистрированное в долине. Они считают это частью фазы Скэггса (3000–500 гг. до н. э. ). [9]
- «Орегон-Оук-Плейс» датируется 1843 годом до нашей эры ; геодезисты предположили, что по сравнению с долинами нижних рек, эта отдаленная территория до прибытия помо была малонаселена.
На обоих участках Скэггс-Фазы находились жернова и другие ручные камни для измельчения семян и орехов. Деревни могли использоваться для охоты или временных стоянок. Обсидиан использовался, хотя и редко, с горы Конокти , в современном округе Лейк . не было Петроглифов . Население проживало только вдоль крупных ручьев. [9]
Фаза «Сухого Ручья» длилась с 500 г. до н.э. по 1300 г. н.э. На этом этапе коренные жители заселили земли более широко и навсегда. Археологи полагают, что на этом этапе группа помо захватила земли более ранних народов. Они основали еще 14 участков в районах Уорм-Спрингс и Аппер-Драй-Крик. На этом этапе появились чаши, ступки и пестики, которые, вероятно, использовались женщинами для измельчения желудей (в отличие от жерновов, используемых для измельчения семян). Места были более оседлыми и, соответственно, более «сложными». Торговля велась в более широком масштабе за пределами региона. На этом этапе изготавливались декоративные бусы и украшения, причем примерно половина артефактов была изготовлена из обсидиана. Также были найдены предметы из стеатита или мыльного камня , которые, должно быть, были импортированы в регион посредством торговли, поскольку камни здесь не существуют. Относительно мягкий и простой в обработке мыльный камень использовался для изготовления бус, подвесок , а также ступок. Самый крупный и единственный крупный стеатитовый рудник в Калифорнии существовал на Остров Каталина , один из Нормандских островов у побережья нынешнего округа Лос-Анджелес . Существование стеатита на родных участках Помо и Северной Калифорнии является ярким показателем размера и сложности торговых сетей коренных жителей Калифорнии. [10]
Следующий этап, названный «Фазой Смита» в честь консультантов Помо, длился с 1300 г. до середины 19 века. В эту эпоху исследователи нанесли на карту 30 участков, показывая постепенное развитие и усиление тенденций. Стрельба из лука и связанные с ней применения были крупным технологическим достижением, которое принесло большую пользу населению. Производство бус из ракушек (и сверл для создания отверстий в бусах) оставалось важным, при этом сверл было обнаружено в большом количестве. Также были найдены многочисленные бусины -раскладушки , основная валюта народов Центральной Калифорнии, что также свидетельствует об обширной торговой сети. [11]
Опубликовать контакт
[ редактировать ]По оценкам, во время контактов с европейцами среди 70 племен, говорящих на семи языках помо, проживало от 8 000 до 21 000 помо. [12] [13] Образ жизни помо изменился с приходом русских в Форт Росс (1812–1841 гг.) на побережье Тихого океана, а также с приходом испанских миссионеров и европейско-американских колонистов с юга и востока. Помо, обитавшие на побережье и в Форте Росс, были известны как Кашая . Они взаимодействовали и торговали с русскими.
Между 1821 и 1828 годами испанские миссионеры украли или поработили многих жителей южного помо от равнины Санта-Роза до Миссии Сан-Рафаэль, в современном Сан-Рафаэле. Лишь несколько говорящих на помо отправились в Миссию Сонома , другую францисканскую миссию, расположенную на северная сторона залива Сан-Франциско. Помо, оставшихся на территории современного района Санта-Роза часто называли кайнамеро в округе Сонома, в региональных учебниках истории со времен испанской и мексиканской оккупации .
В долине Русской реки миссионер колонизировал и крестил народ Макахмо Помо в районе Кловердейла . Из-за этого многие помо покинули долину. Одна такая группа бежала в район Аппер-Драй-Крик. Археологи региона озера Сонома считают, что европейское и евро-американское вторжение стало причиной того, что деревни помо стали более централизованными; люди отступили в отдаленную долину, чтобы объединиться для защиты и взаимной поддержки. [11]
Помо пострадали от инфекционных заболеваний, завезенных евро-американскими мигрантами, в том числе холеры и оспы . У них не было иммунитета к таким заболеваниям, и смертность была высокой. [14] В 1837 году смертельная эпидемия оспы, возникшая в поселениях Форт-Росс , привела к гибели множества коренных жителей в регионах Сонома и Напа. [15] Обращение с помо в миссии было похоже на обращение с рабством, и многие помо умерли из-за негостеприимных условий жизни.
Долина Русской реки была заселена в 1850 году членами команды 49ers , а долина озера Сонома оказалась в усадьбе. Правительство США вынудило многих помо переселиться в резервации, чтобы американцы европейского происхождения могли заселить бывшие земли помо. Некоторые помо устроились на работу в качестве рабочих на ранчо; другие жили в деревнях беженцев.
В это время два поселенца по имени Эндрю Келси и Чарльз Стоун поработили многих людей помо, чтобы работать ковбоями на их ранчо. [16] [17] Они заставляли индейцев помо работать в очень напряженных и необычных условиях и подвергали сексуальному насилию женщин помо. Мужчин помо заставляли работать в тяжелых условиях, и поселенцы не пользовались им никакого уважения. Раздраженные насилием и притеснениями Стоуна и Келси, они восстали.
Люди Помо организовали скрытную атаку и убили Стоуна и Келси. [16] [18] [19] Из-за смерти Келси и Стоуна лейтенант США Дж. У. Дэвидсон и капитан Натаниэль Лайон послали армию, чтобы отомстить народу помо. Во время резни на Кровавом острове в 1850 году на острове Клир-Лейк. [16] [17] 1- й драгунский кавалерийский полк США убил от 60 до 100 человек, в основном женщин и детей из Ясного озера Помо и соседних племен. [20]
Вскоре после резни, в 1851 и 1852 годах, правительство Соединенных Штатов в Калифорнии создало четыре резервации для Помо. Помо также участвовали в принудительном переселении, известном как «Марши в Раунд-Вэлли» в 1856 году, проведенном федеральным правительством США. Используя кнуты и огнестрельное оружие, белые поселенцы потребовали переселения в резервации индейцев помо. В качестве оправдания было указано, что для защиты своей культуры индейцев помо необходимо было изгнать с земель их предков. [18]
Richerson & Richerson заявили, что до европейских завоеваний в Клир-Лейк проживало около 3000 индейцев помо; после всех смертей, болезней и убийств осталось всего около 400 индейцев помо. [16]
Один город-призрак в ходе раскопок в долине озера Сонома был идентифицирован как Амача, построенный на 100 человек, но почти не использовавшийся. Старейшие уроженцы региона помнят, как их деды прятались в Амаше в середине 1850-х годов, пытаясь скрыться от колонизирующих поселенцев. Рассказывают, что однажды солдаты вывели всех жителей села на государственные земли и сожгли деревенские дома. [21]
С 1891 по 1935 год, начиная с «Нэшнл Торн» , художница Грейс Хадсон нарисовала более 600 портретов, в основном особей помо, живших рядом с ней в районе Укиа . Ее стиль был сочувственным и острым, поскольку она изображала родные сцены, которые в то время быстро исчезали. [22]
Население
[ редактировать ]Демография
[ редактировать ]В 1770 году помо проживало около 8000 человек; в 1851 г. численность населения оценивалась от 3500 до 5000 человек; а в 1880 году - 1450 человек. [23] Антрополог Сэмюэл Барретт оценил численность населения в 747 человек в 1908 году, но это, вероятно, мало; коллега-антрополог Альфред Л. Крёбер сообщил, что в переписи 1910 года было подсчитано 1200 помо . [24] По переписи 1930 года насчитывалось 1143 помо, а по переписи 1990 года - 4766. [25]
По данным переписи населения США 2010 года , в США проживает 10 308 человек помо. Из них 8578 проживают в Калифорнии. [26]
Языки
[ редактировать ]Помо, также известный как помоан или реже куланапан, представляет собой языковую семью, включающую семь различных и взаимно непонятных языков, включая северный помо , северо-восточный помо , восточный помо , юго-восточный помо , центральный помо , южный помо и кашая . Джон Уэсли Пауэлл классифицировал языковую семью как куланапан в 1891 году, используя название, впервые введенное Джорджем Гиббсом в 1853 году. Это название языковой семьи происходит от названия одной деревни восточного помо на южном берегу Клир-Лейк. [27] Стивен Пауэрс (1877) был первым, кто назвал всю эту языковую семью названием «помо», а географические названия, которые использовались для обозначения семи отдельных помоанских языков (например, юго-восточного помо), были введены Сэмюэлем Барреттом (1908 ). ).
Помоанские языки оказались под серьезной угрозой исчезновения после европейско-американской колонизации их родной территории. Контакты с русскими, испанцами и европейцами-американцами повлияли на эти языки, и на многих из них больше не говорят из-за языкового перехода на английский, ускоренного такой политикой, как запрет 1887 года на преподавание на индейских языках, введенный Джоном ДеВиттом. Клинтон Аткинс . [28] Существует около двенадцати разновидностей языка помо, которые до сих пор используются народом помо. Один из них, ксай тсну , на котором говорит Элем Помо, находится в процессе возрождения благодаря усилиям Фонда сохранения культуры Клир-Лейк-Помо. [29] [30] [ нужна ссылка ]
Культура
[ редактировать ]Культуры индейцев помо — это несколько этнолингвистических групп, составляющих единую языковую семью в Северной Калифорнии. Культуры помо изначально включали сотни независимых сообществ.
Как и многие другие группы коренных народов, индейцы помо Северной Калифорнии полагались на рыбалку, охоту и собирательство как источник ежедневного продовольствия. Они ели лосося, дикую зелень, комаров, грибы, ягоды, кузнечиков, кроликов, крыс и белок. Желуди были самым важным продуктом в их рационе. Разделение труда в общинах индейцев помо обычно включало сбор и приготовление растительной пищи женщинами, а мужчины были охотниками и рыболовами.
Религия
[ редактировать ]Народ помо участвовал в шаманизме ; Одной из форм, которую это приняло, была религия Куксу , которой придерживались люди в Центральной и Северной Калифорнии. Он включал в себя тщательно продуманные актерские и танцевальные церемонии в традиционных костюмах, ежегодную траурную церемонию, обряды полового созревания , шаманское вмешательство в мир духов и мужское общество, которое собиралось в подземных танцевальных залах. [31] [32] Помо верили в сверхъестественное существо, Куксу или Гуксу (в зависимости от их диалекта), которое жило на юге и приходило во время церемоний, чтобы исцелить свои болезни, вместе с духами шести сторон света и Койотом как их предком и богом-создателем. . [33] [34] Знахари, одетые как Куксу , их интерпретация духа-целителя.
Более поздним шаманским движением был «Культ Мессии», созданный народом Винтун . Это практиковалось до 1900 года. Этот культ верил в пророков, которым снились сны, «видения наяву» и откровения от «главных духов», и «фактически образовывал священство». Пророки заслужили большое уважение и статус среди людей. [35]
Традиционные повествования
[ редактировать ]Список мифов, легенд, сказок и историй о Помо обширен. Основная часть повествований относится к культурной модели Центральной Калифорнии.
Этноботаника
[ редактировать ]Корни карекса используются для изготовления корзин и ухода за рыболовными ловушками. [36] Их также используют для изготовления факелов. [37]
Традиция плетения корзин
[ редактировать ]Корзины помо, изготовленные индийскими женщинами помо из Северной Калифорнии, известны во всем мире своим изысканным внешним видом, разнообразием техники, тонкостью переплетения, а также разнообразием форм и использования. В то время как женщины в основном делали корзины для приготовления пищи, хранения продуктов и религиозных церемоний, мужчины помо также делали корзины для рыболовных плотин, ловушки для птиц и детские корзины.
Изготовление корзин требовало большого мастерства и знаний в сборе и подготовке необходимых материалов. Материалы для плетения корзин менялись в зависимости от времени года и года. Помо обычно полностью покрывал корзину ярко-красными перьями ворсистого дятла, пока поверхность не стала напоминать гладкую поверхность самой птицы. С помощью перьев, по 30-50 на каждый дюйм, к краю корзины крепились бусины, а к самой корзине подвешивались подвески из полированной раковины морского ушка. Женщины помо иногда тратили месяцы или годы на изготовление таких подарочных корзин.
Материалы, использованные для изготовления корзин, включают, помимо прочего, болотный тростник, кактусы сагуаро, райграс, черный ясень, побеги ивы, корни осоки, кору красного бутона, корень камыша и корень серой сосны. — собирали ежегодно. [38] После сбора материалы сушат, очищают, раскалывают, замачивают и окрашивают. Иногда материалы также кипятят на огне и выставляют сушиться на солнце.
Женщины традиционно плели корзины помо с большой тщательностью и техникой. Три различных метода плетения корзин Помо — это плетение, намотка и скручивание. [39] Одним из способов сушки было заворачивание девичьего папоротника в голубую глину и помещение его под землю на несколько дней. Это предотвратило выгорание на солнце или при варке каши.
В корзины вплетено множество различных рисунков, которые имеют разное культурное значение. Например, Дау — это узор, вплетенный в корзину путем небольшого изменения строчки, чтобы создать небольшое отверстие между двумя стежками. Дау — это конструкция, которую также называют Дверью Духа. Эта Духовная Дверь позволяет добрым духам приходить и циркулировать внутри корзины, в то время как хорошие или плохие духи высвобождаются. [39]
Хотя корзины делались для украшения домов и в качестве подарков, они также широко использовались в повседневной жизни помо. Плетение корзин считается священным для племени помо, и корзины производились для самых разных целей. Детей помо клали в корзины, желуди (основной продукт питания помо) собирали в большие конические корзины, а еду хранили, готовили и подавали в корзинах, некоторые из которых даже были водонепроницаемыми. [39] Существовали даже «корзины» в виде лодок, которые мужчины толкали и перевозили женщин через реки.
Пост-контакт
[ редактировать ]Коммерческий рынок подлинных корзин развился во второй половине XIX века и существовал примерно с 1876 по 1930-е годы. [40] Двумя людьми помо, которые нажились на этом рынке, были Уильям Ралганал Бенсон и его жена Мэри Найт Бенсон , и Бенсоны, возможно, были первыми калифорнийскими индейцами, которые зарабатывали себе на жизнь исключительно за счет изготовления и продажи своих корзин коллекционерам и музеям. [41]
Несмотря на то, что большая часть их первоначальной земли была захвачена, это был первый поворотный момент для народа помо. Они наконец-то сбежали с суровой дороги, частью которой когда-то были, и хотя им пришлось поселиться на бедной, изолированной земле, им наконец удалось сделать шаг навстречу традициям и плетению корзин. [18] С 1852 по 1878 год многие индейцы помо пытались возродить свою культуру и найти мир в том, что с ними произошло. Многие люди считают это время временем обучения и духовности, когда они могут иметь видения и видеть, что их ждет в будущем. Это было время созидания, время объединения, время надежды и время перемен. [19]
У индейцев помо не было достаточно денег, чтобы купить землю. Мужчины помо решили работать на владельцев ранчо, а женщина вернулась к изготовлению корзин. «Белым» людям нравились корзины, особенно дизайнерские, с перьями, что привело к движению плетения корзин. [18] Наконец, в 1878 году индейцы помо купили свой первый участок земли в Калифорнии. Паула Гизе отметила: «В 1878 году группа северных помо купила 7 акров земли в долине Койот. В 1880 году другая группа северных помо купила 100 акров вдоль Акерман-Крик (ныне известного как Пинолевиль)». [18] В 1881 году Йокая Ранчерия финансировалась жителями центрального Помо. Когда индейцы помо купили землю, пришло время зарабатывать деньги.
В то время корзины пользовались таким большим спросом, что, хотя когда-то они использовались для торговли и обмена с другими племенами и народами, теперь они стали для народа помо способом зарабатывать деньги и строить свои недавно основанные империи. [18] Женщины сохранили традиции плетения корзин помо, что произвело огромные перемены в жизни народа помо. Корзины разыскивались по всей Калифорнии; это было произведение искусства, которое хотели торговцы. Других женщин помо, утративших традицию плетения корзин, бабушки и дочери учили делать всемогущие корзины. [42] [ не удалось пройти проверку ]
В этот период времени, помимо плетения корзин, помо также производили изысканные украшения из морского ушка и моллюсков. [38] Собранные зимой, помо летом путешествовали из разных мест побережья, где ловили рыбу и собирали все материалы, необходимые для создания своих украшений. Индейцы помо создавали потрясающие, красивые и замысловатые украшения, которые носили во время праздников и ритуалов и даже дарили. [39] Обе эти традиции творчества и культуры постепенно рассеялись и стали менее распространенными в истории племени, но более очевидными в сегодняшней культуре.
Плетение корзин сегодня
[ редактировать ]Плетение корзин помо до сих пор ценится и почитается не только самими индейцами помо, но и энтузиастами-любителями, покупателями у торговцев антиквариатом и научными коллекционерами. Федеративные индейцы Гратон-Ранчерия — признанное на федеральном уровне племя американских индейцев прибрежных мивок и южных индейцев помо. За последние 30 лет признание искусства американских индейцев росло, и это искусство стало востребованным, особенно плетение плетений индейцев помо. Доктор Джоалин Аршамбо, директор программы американских индейцев в Национальном музее естественной истории Смитсоновского института, говорит: «С 1880-х годов, когда корзины помо впервые стали пользоваться спросом, помо сильно изменили свой образ жизни». Сегодня помо ведут обычный современный образ жизни, но плетение корзин по-прежнему пользуется признанием и похвалой в обществе за свои художественные способности и мастерство. [43]
Одна из таких плетчих корзин — Джулия Ф. Паркер . Она мастер-ткачиха, работавшая под руководством Люси Теллес . Ее детство было тяжелым, она постоянно переезжала до школы-интерната после смерти ее родителей в 6 лет. Люси учила Джулию из-за ее предполагаемого интереса к сохранению индийской культуры и, в частности, к плетеному делу. Джулия Паркер стала участницей культурной демонстрации после смерти Люси Теллес в 1956 году. Она продолжила учебу, а позже изучала плетение плетения помо у мастера-ткачихи помо Элси Аллен (1899–1990) в Юкайе и некоторых других. Джулия принадлежит к Мивок Помо и Федерации индейцев Гратон Ранчерии. Многие из ее корзин находятся в музеях Йосемити, озера Моно и других музеях; она даже подарила свои корзины королеве Елизавете II . [ нужна ссылка ]
Материалом для корзин служили корень осоки, побеги и корни ивы, камыш или чернокорень, побеги красноцветника, иногда папоротник-орляк и разнообразные разноцветные птичьи перья, морское ушко и другие виды ракушек, магнезитовые бусины, а иногда и стеклянные бусины. Побеги красных бутонов, которые используются для получения более темных красноватых цветов в дизайне корзин, собираются в октябре. Хороший красный бутон трудно достать в окрестностях Юкии, поэтому его обычно можно найти в районе Клир-Лейк. Все эти материалы собираются с благодарным сердцем, и собиратели постоянно разговаривают с растениями. В конце концов, это были живые существа, отдававшие себя чему-то полезному и прекрасному. Чтобы сохранить почву и берега ручьев, сбор осоки проводился с осторожностью. Общепринятым решением было бы оставить около половины того, что было найдено. Окрашивание корня камыша занимает от трех до шести месяцев смесью черных грецких орехов, ржавого металла и золы в воде. [44]
Сегодня новые корзины Pomo могут продаваться по цене до 1000 долларов, а более исторические — более чем за 10 000 долларов. [ нужна ссылка ] Торговля этими корзинами не всегда была такой прибыльной, и многие пытались эксплуатировать художников и сообщества. Торговцы и коллекционеры, возможно, эксплуатировали прибыльный рынок корзин, но он по-прежнему приносил достаточно хорошую прибыль, чтобы обеспечить доход женщинам помо, где охота и собирательство больше не были осуществимы, а для выживания требовались деньги. [43]
Сегодня вы увидите редкие корзины, продаваемые по указанным выше ценам. Из-за времени и подготовки, необходимых для плетения этих произведений искусства; Сегодня у ткачей корзин больше запросов, чем они могут выполнить, и многие клиенты ждут месяцами, прежде чем получить заказы. Для их изготовления требуются редкость корзин и умение, что делает их ценными. Спрос превышает предложение, и коллекционеры способствуют высокому спросу на эти искусно изготовленные корзины.
Деревни и общины
[ редактировать ]Федерально признанные племена
[ редактировать ]Соединенные Штаты признают многие группы коренных жителей Соединенных Штатов « племенами, признанными на федеральном уровне », классифицируя их как «внутренне зависимые нации», находящиеся под юрисдикцией федерального правительства, но с некоторой автономией от соответствующих штатов, включая Калифорнию. Многие другие самоидентифицированные индейские группы не признаны на федеральном уровне. С конца 20 века некоторые штаты начали различными способами официально признавать племена.
Группы помо, в настоящее время признанные Соединенными Штатами, базируются в Сонома , Лейк и Мендосино округах . В их состав входят следующие племена: [45]
- Группа индейцев помо из Большой долины Ранчерии Большой долины
- Кловердейл Ранчерия индейцев помо из Калифорнии
- Группа индейцев помо из Калифорнии в долине Койот
- Ранчерия Драй-Крик индейцев помо в Калифорнии
- Элем Индийская колония индейцев помо Ранчерии Серного берега
- Федеративные индейцы Гратон Ранчерия (племя прибрежных мивоков и южного помо)
- Гуидивиль Ранчерия в Калифорнии
- Хабематолель Помо Верхнего озера
- Хопландский отряд индейцев помо из Хопландской ранчерии
- Группа индейцев помо Кашиа из ранчерии Стюартс-Пойнт
- Нация кои Ранчерии Нижнего озера
- Литтон Ранчерия из Калифорнии
- Манчестерский отряд индейцев помо из Манчестерской ранчерии
- Ранчерия Мидлтауна индейцев помо в Калифорнии
- Пинолевиль Помо Нэйшн
- Племя долины Поттеров
- Ранчерия долины Редвуд индейцев помо в Калифорнии
- Робинсон Ранчерия индейцев помо из Калифорнии
- Индейские племена Раунд-Вэлли резервации Раунд-Вэлли (конфедерация нескольких племен, включая помо)
- Группа индейцев помо из Калифорнии в Скоттс-Вэлли
- Ранчерия Шервудской долины индейцев помо в Калифорнии
Законы о прекращении действия ранчерии Калифорнии
[ редактировать ]Многие помо пострадали от Калифорнийских законов о прекращении ранчерии и потеряли земли из-за непонимания налоговой системы, а также из-за хищничества со стороны торговцев, которые воспользовались богатыми землей, но бедными членами племени. Наряду с потерей своих земель, племена потеряли свой статус племен, признанных на федеральном уровне, и возможность доступа к федеральным клиникам, которые обслуживали другие племена, признанные на федеральном уровне. Решением от 19 июля 1983 года Окружной суд США Северного округа Калифорнии восстановил статус 17 калифорнийских ранчериев в деле Хардвик против США . [46]
Исторические группы
[ редактировать ]Народ помо традиционно делился на несколько больших групп, каждая из которых говорила на своем языке. Хотя у них не было всеобъемлющей структуры управления и деревни были политически независимыми, они имели некоторые культурные различия и были узнаваемы как единицы для тех, кто в них жил:
- Касия (Юго-западный Помо)
- Южный Помо
- Центральный Помо
- Северный Помо
- Цифока (Северо-восточный или Соленый Помо) [47]
- Восточный Помо (Чистое озеро Помо), говорил на батсале.
- Элем Помо (Юго-Восточный Помо)
Следующий исторический список деревень и племен помо взят в основном из книги Джона Уэсли Пауэлла, 1891 г.: [27]
- Балло Кай Помо, «Люди Овсяной долины» (Долина Поттеров, округ Мендосино)
- Батемдикайи
- Булдам Помо (Рио-Гранде или Большая река)
- Чавишек
- Чоам Чадила Помо (Волосы)
- Чвачамаджу
- Дапишул Помо ( Каньон Редвуд )
- Восточные люди (Чистое озеро около Лейкпорта )
- Эрио (устье реки Русской )
- Эрусси ( Форт Росс )
- Галлиномеро (лучше Кайнамеа, Кианамарас или Ликатьютс) (Долина Русской реки ниже Кловердейла и в долине Драй-Крик )
- Гуалала (лучше Аххавалали) (северо-западный угол округа Сонома )
- Кабинапек (западная часть бассейна Ясного озера)
- Кайме (над Хилдсбургом )
- Кай Помо (между рекой Ил и Саут-Форк)
- Кастель Помо (между рекой Ил и Саут-Форк)
- Като Помо, «Люди озера» (Чистое озеро)
- Комачо ( долины Андерсон и Ранчерия )
- Школа Бомо ( Шервудская долина )
- Чистое озеро
- Лама (Долина Русской реки)
- Мисаламаг[-u]n или Мусакак[-u]n (над Хилдсбургом)
- Митоам Кай Помо, «Люди лесистой долины» (Маленькое озеро)
- Поам Помо
- Сенель (Долина Русской реки)
- Содо Кай Помо ( Долина Койотов )
- Сиако (Долина Русской реки)
- Сокоа (Долина Русской реки)
- Ёкая (или Укиа) Помо, «Люди Нижней долины» ( город Юкайя )
- Юсал (или Камалель) Помо, «Люди океана» (на побережье и вдоль ручья Усал )
Деревни и племена, не принадлежащие к помо, которые считались «помо» у Пауэлла, 1891 г.:
- Батемдикайи (название атабаскской группы Кахто/Като ) [48]
- Кай Помо («травяные люди», атабаскская группа Кахто/Като из Лонг-Вэлли ) [49] [50]
- Камалель Помо («люди океана», народ прибрежных юки , возможно, также атабаскский народ синкьоне из района Усал-Крик ) [51]
- Кастель Помо ( банды атабасков вайлаки , возможно, включая некоторые банды северного Кахто) [50]
- Като Помо («озерные люди», группа Кахто/Като-атабаски из долины Кахто) [49] [52] [53]
- Юсал Помо («народ усалов», синкьонские атабаски из района Усал-Крик) [49]
Известные люди помо
[ редактировать ]- Элси Аллен (1899–1990)
- Мэри Найт Бенсон (1877–1930)
- Уильям Ралганал Бенсон (1862–1937)
- Чак Билли (1962 г.р.), певец метал-группы Test
- Элмер Буш (1890–1949)
- Даниэль Форвард , инженер-программист и активистка коренных народов
- Мэйбл Маккей (1907–1993)
- Джулия Ф. Паркер (род. 1928)
- Эсси Пинола Пэрриш (1903–1979)
- Лувана Китиквит (1941–2010), ткачиха корзин, создавшая программу возрождения ремесла. [54]
См. также
[ редактировать ]- Point Arena Rancheria Roundhouse , также известная как «Manchester Rancheria Roundhouse», внесена в Национальный реестр исторических мест.
- Женщина-Лягушка Скала
- Озеро Мендосино
- Санта-Роза-Крик
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кэмпбелл 1997 , с. 379, сн. 68.
- ^ Кребер 1916 , стр. 55–56.
- ^ Перейти обратно: а б с МакКлендон и Освальт 1978 , с. 277.
- ^ Барретт 1910 , с. 276.
- ^ Стюарт 1985 , стр. 13–15.
- ^ Уайт и Фредриксон 2002 , стр. 345–351.
- ^ Друзья парка Толай-Лейк, «Природная и культурная история» .
- ^ Региональные парки округа Сонома, «Региональный парк озера Толай» .
- ^ Перейти обратно: а б Стюарт 1985 , стр. 53–56.
- ^ Стюарт 1985 , стр. 56–59.
- ^ Перейти обратно: а б Стюарт 1985 , с. 59.
- ^ Освальт 2005 , «Демография».
- ^ Эдвардс 2012 , «Происхождение и принадлежность к группе».
- ^ Эдвардс 2012 , «История».
- ^ Силлиман 2004 , стр. 60–61.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ричерсон и Ричерсон 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б Смит-Ферри 1998 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гизе 1997 .
- ^ Перейти обратно: а б Притцкер, «Помо» .
- ↑ Новости округа Лейк , 12 мая 2007 г.
- ^ Стюарт 1985 , стр. 59–60.
- ^ Музей Грейс Хадсон и Дом Солнца, «Грейс Карпентер Хадсон» .
- ^ Кук 1976 , с. 239.
- ^ Кребер 1925 , с. 237.
- ^ Эдвардс 2012 , «Население».
- ^ Перепись населения США 2010 года, «Сводный файл американских индейцев и коренных жителей Аляски» .
- ^ Перейти обратно: а б Пауэлл 1891 , стр. 87–89.
- ^ Аткинс 1973 .
- ^ Калифорнийский университет, Беркли, «Проект юго-восточного языка помо» .
- ↑ San Francisco Chronicle , 29 сентября 2007 г.
- ^ Кребер 1907 , стр. 327–346.
- ^ Кребер 1925 , стр. 364–384.
- ^ Барретт 1917 , стр. 423–431.
- ^ Кертис 1924 , стр. 170–171.
- ^ Барретт 1917 , стр. 398, 440–441.
- ^ Мерриам 1967 , с. 296.
- ^ Гиффорд 1976 , стр. 11–12.
- ^ Перейти обратно: а б Ранчерия Драй-Крик Группа индейцев помо, «Культура» .
- ^ Перейти обратно: а б с д Филлипс, «Помо» .
- ^ Абель-Видор, Броварни и Билли 1996 , стр. 20.
- ^ Лютин 2002 , с. 262.
- ^ Кинг 1999 .
- ^ Перейти обратно: а б Лос-Анджелес Таймс , 19 апреля 1992 г.
- ^ Аллен 1972 , с. 20.
- ^ Цифровой атлас коренных американцев Калифорнии .
- ^ Хардвик против США , № C-79-1710-SW , отписка. в 2 года (ND Калифорния, 2 августа 1983 г.)
- ^ Маккарти 1986 , с. 24.
- ^ Годдард 1907 , с. 665.
- ^ Перейти обратно: а б с Кребер 1925 , стр. 145, 154.
- ^ Перейти обратно: а б Барретт 1908а , с. 279, сн. 345.
- ^ Барретт 1908a , с. 260, сн. 298.
- ^ Барретт 1908a , с. 281, сн. 348.
- ^ Годдард 1903 , стр. 375–376.
- ^ Альянс традиционных искусств Калифорнии, «Лувана Китиквит» .
Ссылки
[ редактировать ]Книги, отчеты
[ редактировать ]- Абель-Видор, Сюзанна; Броварни, Дот; Билли, Сьюзен (1996). Помните о своих отношениях: корзины Элси Аллен, семья и друзья . Беркли: Книги расцвета . ISBN 978-0-930588-80-9 . Каталог выставки, проходившей в Музее Грейс Хадсон в 1993 году и Оклендском музее Калифорнии в 1996 году.
- Аллен, Элси (1972). Винсон Браун (ред.). Изготовление корзин из помо: высшее искусство для ткача (Переизданная ред.). Хилдсбург, Калифорния: Naturegraph. ISBN 978-0-87961-016-6 . OCLC 1036783241 – через Интернет-архив .
- Браун, Винсон; Эндрюс, Дуглас (1969). Индейцы помо из Калифорнии и их соседи . Серия картографий американских индейцев. Том. 1. Хилдсбург: Издательство Naturegraph. ISBN 978-0-911010-30-5 . OCLC 1036813614 – через Интернет-архив.
- Кэмпбелл, Лайл (1997). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных американцев . Оксфордские исследования по антропологической лингвистике. Том. 4. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-509427-5 . ОСЛК 32923907 . [ нужна проверка ]
- Кларк, Кора; Уильямс, Техаса Боуэн (1954). Индийские мифы помо и некоторые их сакральные значения . Нью-Йорк: Vantage Press . OCLC 1477817 – через HathiTrust.
- Кук, Шерберн Ф. (1976). Конфликт между калифорнийскими индейцами и белой цивилизацией . Беркли; Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-03143-2 . OL 15619879M - из Интернет-архива.
- Кертис, Эдвард С. (1924). Ходж, Фредерик Уэбб (ред.). Североамериканский индеец . Том. 14. Сиэтл: Самостоятельная публикация. OCLC 25446503 . Получено 20 мая 2021 г. - из библиотеки Северо-Западного университета .
- Гиффорд, EW (1976) [1967]. Этнографические заметки о юго-западном помо . Антропологические записи. Том. 25 (Переиздание). Миллвуд, Нью-Йорк: Kraus Reprint Co. OCLC 1149045363 – через Интернет-архив.
- Хейзер, Роберт Ф .; Эльзассер, Альберт Б. (1980). Природный мир индейцев Калифорнии . Путеводители по естественной истории Калифорнии. Том. 46. Беркли; Лос-Анджелес; Лондон: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-03896-7 . OCLC 1036772401 - через Интернет-архив.
- Кребер, Альфред Л. (1925). Справочник индейцев Калифорнии . Смитсоновский институт, Бюро американской этнологии. Том. Бюллетень 78. Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография. OCLC 424426 – через HathiTrust.
- Лютин, Герберт, изд. (2002). Выжить сквозь дни: переводы рассказов и песен коренных калифорнийцев, читатель из калифорнийских индейцев . Беркли; Лос-Анджелес; Лондон: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-22270-0 .
- Мерриам, К. Харт (декабрь 1967 г.). Роберт Ф. Хейзер (ред.). Этнографические заметки об индейских племенах Калифорнии, Часть III: Этнографические заметки об индейских племенах Центральной Калифорнии . Отчеты Археологической службы Калифорнийского университета. Том. 68, часть III. Беркли: Центр археологических исследований Калифорнийского университета, факультет антропологии. OCLC 1151427972 - через Интернет-архив.
- Патрик, КЦ (2008). Помо округа Лейк . Образы Америки. Чарльстон, Южная Каролина: Издательство Arcadia Publishing . ISBN 978-0-7385-5604-8 . OCLC 184823777 .
- Силлиман, Стивен В. (2004). Потерянные рабочие в колониальной Калифорнии: коренные американцы и археология ранчо Петалума . Тусон: Издательство Университета Аризоны . ISBN 978-0-8165-2381-8 . OCLC 55097876 - через Интернет-архив.
- Стюарт, Сюзанна Б. (1985). Время до времени: предыстория и археология в районе озера Сонома (отчет). Сакраменто, Калифорния: Инженерный корпус армии США , округ Сакраменто. OCLC 11782861 .
- Уайт, Грегори Г.; Фредриксон, Дэвид А. , ред. (20 апреля 2002 г.). Культурное разнообразие и культурные изменения в бассейне доисторического чистого озера: заключительный отчет проекта «Андерсон-Флэт» (отчет). Центр археологических исследований издательства Дэвис. Том. 13. Дэвис, Калифорния: Центр археологических исследований в Дэвисе, факультет антропологии Калифорнийского университета . ISBN 978-1-883019-14-3 . OCLC 52046054 .
Журнальные статьи, главы книг, записи в энциклопедиях
[ редактировать ]- Аткинс, Джон ДеВитт Клинтон (1973) [1887]. «Английский язык в индийских школах». В Пруча, Фрэнсис Пол (ред.). Американизация американских индейцев: сочинения «Друзей индейцев», 1880–1900 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 197–206. doi : 10.4159/harvard.9780674435056.c31 . ISBN 978-0-674-02975-0 . OCLC 666829 - из Интернет-архива.
- Барретт, Сэмюэл А. (февраль 1908 г.). «Этногеография помо и соседних индейцев» . Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии . Том. 6, нет. 1. Беркли: Университетское издательство. стр. 1–332. OCLC 3705364 – через HathiTrust .
- Барретт, Сэмюэл А. (декабрь 1908 г.). «Индийская корзина помо» . Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии . Том. 7, нет. 3. Беркли: Университетское издательство. стр. 133–308. OCLC 3435459 — через HathiTrust .
- Барретт, Сэмюэл А. (1910). «Помо» . В Ходже, Фредерик Уэбб (ред.). Справочник американских индейцев севера Мексики . Смитсоновский институт , Бюро американской этнологии . Том. Бюллетень 30, Часть 2. Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография . стр. 276–277. OCLC 1045950790 - через Интернет-архив.
- Барретт, Сэмюэл А. (июль 1917 г.). «Церемонии индейцев помо» . Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии . Том. 12, нет. 10. Беркли: Университетское издательство. стр. 397–441. OCLC 1041789630 - через Интернет-архив.
- Эдвардс, Лори Дж., изд. (2012). «Помо» . UXL Энциклопедия индейских племен . Том. 4: Калифорния, Плато (3-е изд.). Детройт: U·X·L . ISBN 978-1-4144-9098-4 . Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 г. - на Encyclepedia.com .
- Годдард, ЧП (1903). «Като Помо, а не Помо» . Американский антрополог . 5 (2): 375–376. дои : 10.1525/aa.1903.5.2.02a00160 . JSTOR 659067 .
- Годдард, ЧП (1907). «Като» . В Ходже, Фредерик Уэбб (ред.). Справочник американских индейцев севера Мексики . Смитсоновский институт, Бюро американской этнологии. Том. Бюллетень 30, Часть 1. Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография. п. 665. OCLC 1045965579 – через Интернет-архив.
- Годдард, ЧП (1910). «Вайлаки» . В Ходже, Фредерик Уэбб (ред.). Справочник американских индейцев севера Мексики . Смитсоновский институт, Бюро американской этнологии. Том. Бюллетень 30, Часть 2. Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография. стр. 893–894. OCLC 1045950790 - через Интернет-архив.
- Кинг, JCH (1999). «Индийские ткачи корзин помо. Их корзины и рынок произведений искусства». Американский антрополог (обзор экспоната). 101 (3): 619–627. дои : 10.1525/aa.1999.101.3.619 . JSTOR 683856 .
- Кребер, Альфред Л. (сентябрь 1907 г.). «Религия индейцев Калифорнии» . Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии . Том. 4, нет. 6. Беркли: Университетское издательство. стр. 319–356. OCLC 899258893 - через Интернет-архив.
- Кребер, Альфред Л. (июнь 1916 г.). «Калифорнийские топонимы индийского происхождения» . Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии . Том. 12, нет. 2. Беркли: Университетское издательство. стр. 31–69. OCLC 166493897 – через HathiTrust.
- Маккарти, Хелен (1986). «Соленое помо: этногеография» . Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 8 (1): 24–36. ISSN 0191-3557 .
- МакКлендон, Салли; Освальт, Роберт Л. (1978). «Помо: Введение» . В Хайзере, Роберт Ф. (ред.). Справочник североамериканских индейцев . Том. 8: Калифорния. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. стр. 274–288. ISBN 978-0-16-004578-3 . OCLC 1035088930 - через Интернет-архив.
- Мецлер-Смит, Сандра Дж. (1981). «Одеяла в культуре помо» (PDF) . Раскрытия . 1 . Сан-Франциско: Американская группа по изучению лоскутных одеял: 41–47. ISSN 0277-0628 . Архивировано из оригинала 23 февраля 2021 года — через Quilt Index .
- Освальт, Роберт Л. (2005) [1996]. «Помо» . Левинсон, Дэвид (ред.). Энциклопедия мировых культур . Том. 1: Северная Америка. Нью-Йорк: Справочник Macmillan USA. ISBN 978-0-02-866086-8 . Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 г. - на Encyclepedia.com.
- Паттерсон, Виктория (1998). «Изменения и преемственность: трансформации жизни помо» . Журнал «Экспедиция» . Том. 40, нет. 1. Филадельфия: Пенсильванский музей . ISSN 0014-4738 . Архивировано из оригинала 1 мая 2020 года.
- Пауэлл, Джон Уэсли (1891). «Индийские лингвистические семьи Америки к северу от Мексики» . Седьмой ежегодный отчет Бюро этнологии секретарю Смитсоновского института, 1885–1886 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография. стр. 7–148. OCLC 14961503 - из Интернет-архива.
- Притцкер, Барри М. «Помо». Опыт американских индейцев: американская мозаика . Санта-Барбара, Калифорния: Решения ABC-CLIO . ОСЛК 256500685 .
- Смит-Ферри, Шерри (1998). «Развитие коммерческого рынка индийских корзин помо» . Журнал «Экспедиция» . Том. 40, нет. 1. Филадельфия: Пенсильванский музей . ISSN 0014-4738 . Архивировано из оригинала 1 мая 2020 года.
- Саттон, Имре (2006). «Исследование коренных индейцев Южной Калифорнии: комментарии, библиография и онлайн-ресурсы». Журнал культуры и исследований американских индейцев (комментарии). 30 (3): 75–127. doi : 10.17953/aicr.30.3.v12v8884w2x307t3 .
- Теодорат, Доротея Дж. (1974). «Культурные и социальные изменения среди побережья Центрального Помо» . Журнал Калифорнийской антропологии . 1 (2): 206–219. JSTOR 27824792 . Архивировано из оригинала 20 апреля 2018 года . Проверено 21 мая 2021 г.
- Тиллер, Вероника Э. Веларде, изд. (1996). «Калифорния» . Резервации и подопечные территории американских индейцев . Вашингтон, округ Колумбия: Управление экономического развития , Министерство торговли США . стр. 227–310. OCLC 35209517 – через HathiTrust.
Журнальные и газетные статьи, веб-источники
[ редактировать ]- «Сводный набор данных файлов американских индейцев и коренных жителей Аляски» . data.census.gov ( плоские файлы ). Перепись населения и жилищного фонда 2010 года. Бюро переписи населения США . 13 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2021 г. [ нужна проверка ]
- «Культура» . Санта-Роза, Калифорния: Группа индейцев помо из ранчерии Драй-Крик . Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 года.
- Фэган, Кевин (29 сентября 2007 г.). «Только живая говорящая на Элем Помо преподает, поэтому она не будет последней» . Хроники Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 15 мая 2021 года.
- Гизе, Паула (1997). «Люди помо: краткая история» . Коренные американские индейцы: искусство, культура, образование, история, наука . Родная баскетбольная корзина: выживание, красота. Архивировано из оригинала 5 марта 2021 года.
- Гилио-Уитакер, Дина. «Марш смерти Помо: малоизвестное событие переселения в истории коренных американцев» . О сайте.com . Архивировано из оригинала 10 января 2013 года — через Wayback Machine .
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - Гонсалес, Сара; Модзелевски, Даррен (2007). «Пути во времени: познавательная тропа Кашая Помо в государственном историческом парке Форт Росс». Новости из родной Калифорнии . Том. 20, нет. 3. С. 31–34. ISSN 1040-5437 .
- «Грейс Карпентер Хадсон» . Юкайя, Калифорния: Музей Грейс Хадсон и Дом Солнца. Архивировано из оригинала 6 февраля 2020 года.
- Харни, Том (19 апреля 1992 г.). «Красота индийских корзин помо сохраняется; их ценность продолжает расти» . Лос-Анджелес Таймс . Служба новостей Смитсоновского института. Архивировано из оригинала 30 сентября 2020 года.
- Ларсон, Элизабет (12 мая 2007 г.). «Зверства на Кровавом острове вспоминают на субботней церемонии» . Новости округа Лейк . Лейкпорт, Калифорния. Архивировано из оригинала 24 апреля 2021 года.
- «Лувана Китиквит» . Акта Онлайн . Фресно, Калифорния: Альянс традиционных искусств Калифорнии . 2011. Архивировано из оригинала 29 августа 2020 года . Проверено 29 августа 2020 г.
- Марголин, Малькольм (2012). «Традиции лидерства в родной Калифорнии: несовершенное искусство для несовершенного мира». Новости из родной Калифорнии . Том. 26, нет. 1. С. 10–15. ISSN 1040-5437 .
- Филлипс, Тони. «Помо» . Модельная железная дорога и историческое общество побережья Мендосино . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года.
- «Помо» . Комиссия по наследию коренных американцев. Цифровой атлас коренных американцев Калифорнии . Штат Калифорния. Архивировано из оригинала 28 октября 2020 года . Проверено 28 января 2021 г.
- Ричерсон, Пит ; Ричерсон, Скотт (2001). Бойер, Эми Дж.; Гогганс, Ян; Лерой, Дэниел; Робертсон, Дэвид; Тайер, Роб (ред.). «Кровавый остров» . Проект биорегиона Путах-Кэш. Пута и Кэш: Путеводитель по водоразделу для мыслящих млекопитающих . Дэвис, Калифорния: Калифорнийский университет, Дэвис. Программа исследований государственной службы. OCLC 889248256 . Архивировано из оригинала 10 декабря 2018 г. – через Wayback Machine.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - «Проект юго-восточного языка помо» . Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет, Беркли. Архивировано из оригинала 19 января 2022 года.
- «Парк Толай-Лейк: естественная и культурная история» . Друзья парка Толай-Лейк. Архивировано из оригинала 6 марта 2016 г. – через Wayback Machine.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - «Региональный парк озера Толай: культурная и естественная история» . Региональные парки округа Сонома . Санта-Роза, Калифорния: графство Сонома. Архивировано из оригинала 24 октября 2020 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Газетные статьи
[ редактировать ]- Ламберт, Лиэнн. «Конференция оживляет корзины помо, сохраняя традицию» . и «Плетение» . Ежедневный журнал Укия . 13 января 2003 г. стр. 1 и 12 . Проверено 30 августа 2020 г. - через Newspapers.com .
- ЛеБарон, Гэй (2 мая 1993 г.). «Через 30 лет индейцы Санта-Роза исчезли» (PDF) . Пресс-демократ (колонка). lc19930502 . Получено 19 мая 2021 г. - из библиотеки государственного университета Сономы .
Книги для учащихся начальной и средней школы
[ редактировать ]- Грей-Канатийош, Барбара (2002). Бомба Коренные американцы. Эдина, Миннесота: Абдо. ISBN 978-1-57765-600-5 .
- Лунд, Билл (1997). Индейцы помо . Родные народы. Манкато, Миннесота: Bridgestone Books . ISBN 978-0-516-20525-0 . OCLC 1035686361 - через Интернет-архив.
- Уильямс, Джек С. (2003). Помо Калифорнии . Библиотека коренных американцев. Нью-Йорк: PowerKids Press . ISBN 978-0-8239-6436-9 . OCLC 50323264 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Золото, жадность и геноцид: помо и пайуте
- Доктора-медведи помо, автор С.А. Барретт, 1917 год.
- Краткая информация о корзинах помо в рамках виртуальной экскурсии по Национального музея американских индейцев « выставке Все дороги хороши» . Архивировано 10 июня 2007 года в Wayback Machine .
- Помо
- Коренные народы Калифорнии
- Калифорнийские миссионерские индейцы
- История округа Колуса, Калифорния
- История округа Напа, Калифорния
- История округа Сонома, Калифорния
- Индейские племена в округе Мендосино, Калифорния
- Индейские племена в округе Сонома, Калифорния
- Индейские племена в округе Лейк, Калифорния