Jump to content

Плиний Эрл Годдард

Плиний Эрл Годдард
Рожденный ( 1869-11-24 ) 24 ноября 1869 г.
Умер 12 июля 1928 г. (1928-07-12) (58 лет)
Национальность Американский
Образование
Занятия
  • Лингвист
  • этнолог

Плиний Эрл Годдард (24 ноября 1869 – 12 июля 1928) был американским лингвистом и этнологом, известным своими обширными документами о языках и культурах атабаскских народов западной части Северной Америки. Его ранние исследования, проведенные под эгидой Калифорнийского университета в Беркли , были сосредоточены на хупа и соседних атабаскских группах на северо-западе Калифорнии. После переезда в Нью-Йорк в 1909 году по приглашению Франца Боаса его сфера деятельности расширилась, включив в него атабасков Юго-Запада, Канады и Аляски. В течение 1910-х и 1920-х гг. Будучи младшим коллегой Боаса в Американском музее естественной истории и Колумбийском университете , Годдард сыграл важную роль в создании академической инфраструктуры для лингвистики и антропологии американских индейцев в Северной Америке.

Жизнь и творчество

[ редактировать ]

Калифорнийские годы

[ редактировать ]

Годдард родился в Льюистоне, штат Мэн , 24 ноября 1869 года в скромной семье квакеров. Он учился в Эрлхэм-колледже в Ричмонде, штат Индиана (AB 1892, MA 1896), где изучал классику. Между 1892 и 1896 годами он преподавал латынь в средних школах Индианы и Канзаса, но тяжелые экономические времена середины 1890-х годов заставили его принять должность межконфессионального миссионера в хупа на северо-западе Калифорнии. Считая необходимым выучить язык хупа в достаточной степени , чтобы общаться со своей паствой, Годдард вскоре увлекся анализом лингвистической системы, радикально отличающейся от всех, которые он изучал ранее. В 1900 году он ушел со своего миссионерского поста и поступил в аспирантуру в Беркли. В следующем году он получил должность ассистента на недавно созданном факультете антропологии университета, присоединившись к Альфреду Л. Креберу , который был нанят для управления молодой программой.

Фотография Годдарда из Блэк-Рока в округе Мендосино, Калифорния.

Годдарду была присвоена степень доктора философии. в 1904 году для подробного грамматического изучения хупа, [1] первая докторская степень в области антропологической лингвистики, присужденная любым американским университетом. В 1906 году его повысили до доцента, и он отвечал за большую часть обучения студентов в области антропологии и лингвистики, предлагаемого университетом. Закончив документацию хупы, Годдард большую часть лета посвятил сбору данных о других сохранившихся разновидностях калифорнийского атабаскского языка, путешествуя на мулах на сотни миль в поисках носителей таких языков, как като , вайлаки и синкьоне . [2] Предпочитаемая Годдардом техника работы с повествовательными текстами, а не со списками слов, опередила свое время, и его заметки продолжают представлять интерес. [3]

Наиболее важным источником неопубликованных материалов Годдарда является набор его записных книжек, составленных между 1902 и 1908 годами и хранящихся в архиве Американского философского общества (APS) в Филадельфии. Первоначально блокноты хранились в Калифорнийском университете в Беркли, но в 1940-х годах были отправлены в APS, чтобы стать частью коллекции Франца Боаса этого учреждения. В записных книжках содержатся интервью с пожилыми индейцами из нескольких племенных групп, включая группы, которые чаще всего называют синкьоне, маттоле, нонгатль, толова, чилула, вилкут, цнунгве и хупа. Большая часть материала состоит из словарей и рассказов, но есть значительные разделы, содержащие точную географическую информацию. Транскрипции географической информации были созданы Фондом культурных ресурсов Государственного университета Гумбольдта, Арката, Калифорния. [4] В дополнение к записным книжкам APS, посвященным калифорнийским индейцам-атабаскам, профессор Мелвилл Джейкобс с факультета антропологии Вашингтонского университета получил четыре записные книжки Годдарда, относящиеся к племени лассик.

Нью-йоркские годы

[ редактировать ]

В 1909 году существенная субсидия регента Фиби Апперсон Херст , которая поддерживала большую часть антропологических исследований Калифорнийского университета в первые годы века, была значительно сокращена, и между Кребером и Годдардом разгорелась ожесточенная борьба за контроль над сокращенной программой. [5] Когда Крёбер одержал победу, Годдард подал в отставку, чтобы занять должность куратора этнологии в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке, созданном для него Францем Боасом . С этой позиции Годдард начал оказывать широкое влияние, прежде всего как писатель, пишущий на общие этнологические темы, и как редактор журнала « Американский антрополог» (1915–20). Годдард стал решительным сторонником взглядов Боаса на антропологию и лингвистику, в частности консервативного взгляда Боаса на обоснованность глубоких языковых отношений. В 1917 году Боас и Годдард стали сооснователями и редакторами Международного журнала американской лингвистики , который вскоре стал главным органом лингвистических исследований американских индейцев.

Спор с Сапиром по поводу атабаскского тона

[ редактировать ]

Годдард продолжил свои атабаскские лингвистические исследования поездками на юго-запад и в Канаду, а также несколькими ответными визитами в Калифорнию. Эта работа, однако, все больше затмевалась работой Эдварда Сепира , который начал свое собственное исследование атабаскского языка в 1922 году с полевого изучения сарси . Интерес Сапира к атабаски в конечном итоге был основан на его убеждении, что отношения « На-Дене », связывавшие атабасков, тлинкитов и хайда, были частью гораздо более старых исторических отношений, включавших китайцев и тибетцев. [6] Он считал, что решающим свидетельством в поддержку гипотезы «сино-дене» было его открытие на Сарси тональной системы, «настолько фундаментальной... для фонетического и морфологического понимания [языка], что немыслимо, чтобы она не могла быть разделяется и другими атабаскскими диалектами». [7] Это утверждение привело Сапира к прямому конфликту с Годдардом, который не сообщал об отсутствии тональных контрастов в калифорнийском атабаском, навахо или апачском языке, а также в трех канадских языках, которые он изучал: сарси, чипевианском и бобровом. Годдард мудро решил не оспаривать наличие тональных контрастов в юго-западных и канадских языках (они действительно являются тоновыми языками), но он стоял на своем с Хупа, посвятив свою последнюю опубликованную статью (1928 г.) тщательному исследованию механики. записи речи хупа, ни в одной из которых не было обнаружено регулярных различий в высоте звука. Однако к этому времени. У Сапира была прекрасная возможность услышать Хупу самому, а его аспиранту Ли Фан-Куэю , носителю мандаринского языка, услышать два других калифорнийских атабаскских языка и наблюдать в них полное отсутствие тональных контрастов. [8] Годдард, очевидно, не увидел уступки Сапира, прежде чем внезапно умер 12 июля 1928 года в разгар нью-йоркского лета в возрасте 59 лет.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Один из сыновей Годдарда, Дэвид Р. Годдард (1908–1985), также учился в Калифорнийском университете в Беркли, где изучал ботанику. Он сделал выдающуюся академическую карьеру в качестве физиолога растений и генетика. Он был номинирован в Национальную академию наук и занимал должность ректора Пенсильванского университета.

В начале 1920-х годов Годдард оставил жену и детей и начал отношения с Глэдис А. Райхард (1893–1955), которые продолжались до его смерти. Хотя пара жила вместе открыто, их отношения были не только романтическими, но и интеллектуальными. Райхард сопровождала Годдарда во время его поездок на юго-запад и в Калифорнию и под его опекой начала свое долгосрочное исследование навахо. [9]

Личность

[ редактировать ]

А.Л. Кребер писал о Годдарде:

Когда проблема касалась главным образом его самого, его, казалось, часто охватывало чувство тщетности: он становился вялым, не сопротивляющимся, иногда пацифистски смирившимся. Ему нужна была причина, чтобы проявить свои лучшие качества; в деле его глаз загорелся, сталь в нем сверкнула, и он радовался чистоте боя. Всю свою жизнь он поклонялся героям: и в поклонение он вложил как свой собственный героизм, так и бесконечную преданность. В этих качествах в нем протекала большая часть его наследственного квакерства, символы которого даже внешние манеры сохранялись еще долгое время после того, как он отказался от его формальных принципов. По сути, он до конца оставался квакером — идеалистом, приверженцем простоты в человечности и прямоты в отношениях, мучеником, если необходимо. Его привычки были последовательными. Лично он был бережлив до воздержания, любил сермоту в речи и манерах, недоверчив ко всем побуждениям внешнего мира, мало восприимчив к эстетическим формам эмоций, но чутко откликался на эмоции живых существ. Часто почти застенчивый в случайном обществе или в официальном общении, он был самой откровенностью в общении мужчины с мужчиной, и тогда не только непринужденным, но переполненным игривостью и совершенно необыкновенным обаянием. Его остроумие было острым до язвительности; его фундаментальное смирение непоколебимо и невозмутимо; его дружба была лояльностью. [10]

Основные публикации

[ редактировать ]
  • Жизнь и культура хупа (UC-PAAE 1, 1-88, 1903 г.)
  • Тексты Хупа (UC-PAAE 1, 89–364, 1904 г.)
  • Морфология языка хупа (UC-PAAE 3, 1905 г.)
  • Тексты Като (UC-PAAE 5, 65-238, 1909)
  • Атапаска (Хупа). В Справочнике языков американских индейцев, Часть 1 , Франц Боас. ред. Бюллетень BAE 40, часть 1, 85–158, 1911 г.)
  • Тексты Хикарильи Апачи (1911)
  • Элементы языка Като (UC-PAAE 11, 1-176, 1912)
  • Чипевянские тексты и анализ диалекта Холодного озера, Чипевян (1912)
  • Индейцы Юго-Запада (1913 г. и последующие издания)
  • Современное состояние наших знаний североамериканских языков. Американский антрополог 16, 555–592 (1914).
  • Заметки об индейцах чилула Северо-Западной Калифорнии и текстах чилула (UCPAAE 10, 265–379, 1914)
  • Индейцы-бобры, бобровые тексты и бобровый диалект (1916–17)
  • Тексты Сан-Карлоса Апачей (1919)
  • Тексты апачей Белой горы (1920)
  • Индейцы северо-западного побережья (1924 г. и последующие издания)
  • Высотный акцент в хупе (UC-PAAE 23, 333–338, 1928)
  • Диалект Медвежьей реки атабаскского языка (UC-PAAE 24, 291-334, 1929)
  • Годдард, Плиний Эрл (1905). «Морфология языка хупа» . Беркли, Университетская пресса. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  • Годдард, Плиний Эрл; Алансон Скиннер; Уилсон Даллам Уоллис (1919). Заметки о солнечном танце сарси . Попечители . Проверено 24 августа 2012 г.
  • Годдард, Плиний Эрл (1907). «Фонология языка хупа» . Публикации Калифорнийского университета. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  • Годдард, Плиний Эрл (1919). Тексты Сан-Карлос-Апачи . Американский музей естественной истории . Проверено 24 августа 2012 г.
  • Годдард, Плиний Эрл (1920). Тексты апачей Белой горы . Попечители . Проверено 24 августа 2012 г.
  1. ^ Опубликовано как Годдард (1905).
  2. ^ Большая часть этого материала остается неопубликованной. Вспомогательные материалы для этнологических документов Департамента и Музея антропологии Калифорнийского университета в Беркли, 1875–1958 гг .
  3. ^ А. Л. Крёбер, Калифорнийские атабаскские тексты Годдарда. ИДЖАЛ 33, 269–275, 1967 г.
  4. ^ Избранные записные книжки Плиния Эрла Годдарда, относящиеся к племенам округа Гумбольдт. Джерри Род, изд. Набор PDF-файлов, заархивированных в Фонде культурных ресурсов Государственного университета Гумбольдта, Арката, Калифорния.
  5. ^ Голла 1984
  6. ^ Сходство китайского и индийского языков, Science 62, вып. 1607, дополнение от 16 октября 1925 г., с. xii (резюме интервью с Сапиром)
  7. Эдвард Сапир, Тональный акцент в Sarcee, Journal, Société des Américanistes de Paris 17, 185, 1925.
  8. ^ Эдвард Сапир. Краткий отчет о полевых работах среди хупа летом 1927 года. Американский антрополог 30 , 359–361, 1928.
  9. ^ Джулия С. Фальк, Женщины, язык и лингвистика: три американские истории первой половины двадцатого века. Рутледж, 1999.
  10. ^ А.Л. Кребер, [Некролог] Плиния Эрла Годдарда. Американский антрополог 31:1-8, 1929.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f153e6565cc3fd6d676aaebb2e49e228__1696576620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/28/f153e6565cc3fd6d676aaebb2e49e228.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pliny Earle Goddard - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)