Традиционные повествования помо
Традиционные повествования помо включают мифы, легенды, сказки и устные предания, сохранившиеся у народа помо из региона Северного побережья северо-западной Калифорнии .
Устная литература помо отражает переходное положение культуры Ацугеви между регионами Центральной Калифорнии, Северо-Западного побережья, Плато и Большого Бассейна .
Источник
[ редактировать ]Помо . группа коренных жителей Калифорнии — Они происходят от говорящих на хокане людей округа Сонома. [ 1 ] Их территория расположена в Северной Калифорнии, с центром в долине реки Русская на границе Тихоокеанского побережья и простирается в радиусе от 50 до 100 миль. Современный Сан-Франциско — это место, где они поселились более десяти тысяч лет до первого контакта с европейцами. После заселения в 1850 году правительство США изгнало помо и вынудило их переселиться в резервации, чтобы они могли забрать землю и передать ее новым прибывшим американцам.
Истории создания
[ редактировать ]Есть несколько историй создания, рассказанных в разных вариантах на одну и ту же тему. У некоторых племен есть разные традиционные истории, характерные для каждого племени, но у некоторых есть схожие истории и одни и те же истории. [ 2 ] , койоты Когда дело доходит до создания вещей в культуре помо, безраздельно господствуют лисы и птицы.
Сотворение Солнца и Луны
[ редактировать ]Легенда Южного Помо Галлиномеро о происхождении света гласит, что в начале времен не было ничего, кроме чистой тьмы, ни солнца, ни луны. Там были животные, но не было света, поэтому им было трудно передвигаться. Койот и ястреб были теми, кто в конечном итоге создал солнце и луну, которые даровали землю свету. Для этого Койот залез в болото и нашел сухие семена тюля, слепил из них шар и отдал его Хоуку. Отсюда Хоук собрал несколько кремней и полетел с шаром в небо, где отправил его по всему миру. Это стало солнцем. Тем не менее, ночи оставались темными, поэтому этот процесс повторился: Койот собирал семя, а Ястреб летал в небо, чтобы отправить его. Однако этот второй пучок имел тростник, который был влажным, поэтому он горел не так хорошо, как первый, и именно поэтому луна не излучает столько света, сколько солнце. [ 3 ]
Создание океана
[ редактировать ]Создание океана — это история, рассказанная народом Кашая Помо, передаваемая устно из поколения в поколение. Когда Койот создал океан, в то время не было людей, а были только животные. Однако эти животные говорили на своем языке и действовали так, как сегодня действовали бы люди. Этим людям-животным Койоты дали разные языки и отправили жить в разные места, поэтому индейцы в разных местах говорят по-разному. Однажды, когда Койот путешествовал, место, куда он пришел, было раскаленным и без воды, поэтому он начал копать палкой из мансаниты в поисках воды. Поначалу воды как будто не было, но после некоторого времени копания стало казаться, что там есть немного воды. В конце концов, после того, как он копнул глубоко, вода начала подниматься так высоко, что ему казалось, что она достигнет неба. Затем Койот взбежал на ближайший холм, чтобы увидеть, что произошло. На расстоянии он мог видеть, что земля начала полностью заполняться водой. Став огромным водоемом, Койот решил назвать его океаном. Считается, что океан имеет соленый вкус, потому что там остался пепел после того, как он сжег траву (чтобы выманить кузнечиков и съесть их). Глядя на воду, Койот увидел, насколько она неподвижна, почти как озеро без волн, поэтому он взял палку и помахал волной, как движения, кричащие ей двигаться. Вода двигалась вверх и вниз, плескалась и вдруг поднялась большими волнами и вырвалась на камни. Волна за волной следовала, пока весь океан не начал двигаться так, как он есть и по сей день. Затем Койот снова вынул свою палку и наметил на земле линию, чтобы установить предел того, как далеко может уйти вода, установив ее границы, сказав: «Иди только так далеко навсегда». Создав океан и решив, что он выглядит хорошо, он приготовил еду в океане, чтобы люди могли прийти к нему и собрать ее. Он брал с земли разные вещи и бросал их каждую в океан, называя их, когда бросал, и все становилось тем, что он сказал. Сначала он создал самое большое животное в океане, кита, бросив большое бревно и сказав: «Это будет кит», и оно стало таким. И когда эти бревна были брошены в океан, чтобы создать китов, вода поднялась вверх, поэтому сегодня киты могут выбрасывать воду. Этот процесс повторялся: Койот собирал разные бревна с разных деревьев, создавая всех животных, пока океан не наполнился ими. После создания китов и многих других вещей он дал им инструкции и правила жизни, разместив их в разных частях океана и сделав их своим домом. Затем Койот собрал разные растения и бросил их в океан, чтобы они росли, и продолжил собирать разные вещи для океана. Койот создал все эти вещи в океане для людей. [ 4 ]
Убеждения
[ редактировать ]Койот или « Кунула » был важной мифологической фигурой племени помо, считавшейся могущественным существом. [ 5 ] Койоты считаются создателями и богами-предками Помо. [ 6 ] Койоты считаются умными, хитрыми и скрытными людьми. В племенах американских индейцев койоты различаются в разных племенах, в случае с племенем помо их считали героем, создавшим солнце и луну, а также людей. Мировой порядок.
Духи и сущности
[ редактировать ]В традиции Помо мир содержал шесть сверхъестественных существ, которые жили на каждом конце света: на севере, юге, востоке и западе, а также одно на небе и одно под землей.
- Гуксу или Куксу на некоторых языках был сверхъестественным существом , жившим на южном конце света. Слово «гуксу» означало большое существо, похожее на комара, известное в местном масштабе как « галлиниппер ». Это существо было такого же размера, как человек нормального размера, и имело длинный острый красный нос. Во время церемоний те, кто выдавал себя за Гуксу, красили свое тело в черный, красный или бело-черный цвет и носили на голове большие головные уборы из перьев.
- Калнис . жил в восточной части мира и часто ассоциировался с Гуксу во время церемониальных танцев, поскольку он также имел человеческую форму Во время этих церемоний, когда люди выдавали себя за него во время танцев, они красили себя полностью в черный цвет, носили с собой черный посох и носили накидку из перьев, закрывающую лицо.
- Суупадакс жили на северном конце света.
- Кса -матутси жили на западном конце света и были связаны с Тихим океаном, поскольку Тихий океан лежал на западной оконечности территории Помо, Кса-матутси были очень важной частью их мифологии, поскольку они верили, что мир был связан водой на западе.
- Слово Кали-матутси связано с «оккупацией неба», поскольку оно обитало на небе и небесах.
- Слово Кай-матутси связано с «земным занятием», поскольку оно живет под землей.
Считалось, что эти духи жили на своих концах света в парилках. Иногда эти существа действовали и убивали людей, но если с ними обращаться хорошо и правильно, они будут добрыми. [ 7 ]
Куксу религия
[ редактировать ]Народ помо практиковал шаманизм , [ 8 ] одной из ее форм является религия Куксу , исповедуемая помо по всей Центральной и Северной Калифорнии. Самая распространенная и традиционная религия помо включала культ Куксу, который представлял собой набор верований, а также практик, начиная от танцев и ритуалов, когда они одевались в свои костюмы и традиционную одежду. Они также принимали участие в олицетворении духов, а также в церемониях в честь своих мифологических персонажей, таких как койот. Эти церемонии проводились ежегодно или по определенным случаям, некоторые из которых проводятся до сих пор. В мае у них будет фестиваль клубники, чтобы благословить плоды будущего года. После этого летом у них будет четырехдневный фестиваль священных танцев, который закончится четвертого июля, когда они устроят пир. Осенью у них будет фестиваль желудей, а зимой — еще один танец. У помо было множество игр и видов спорта, в которые они играли, но больше всего они увлекались игрой с руками, в которой они держали кость, а противник должен был угадать, в какой руке она находится. Помо, Куксу олицетворялся не столько как дух, сколько как устоявшаяся вера и образ жизни по сравнению с другими племенами, которые также исповедовали религию Куксу. [ 9 ] Имя Куксу использовалось в честь их сверхъестественного красноклювого существа, жившего на южном конце света. Основной специальностью Куксу было исцеление и уход за больными, поэтому в его честь называли церемонии, и во время этих церемоний присутствовал знахарь, которого считали Куксу.
История загробной жизни
[ редактировать ]Для галлиномеро , или южных помо, траурные церемонии рассматривались как способ позволить заблудшим пройти и вмешаться в духовный мир. Все помо верили в загробную жизнь и подчеркивали важность наличия священного индейского имени по родовой линии, чтобы, достигнув загробного мира, предки могли поприветствовать друг друга по прибытии. Те, кто оплакивал своих погибших, собирали их прах, а затем развеивали его в воздухе, что они называли путешествием в Счастливую Западную Землю за Большой Водой, для тех, кто при жизни считался хорошими людьми. Однако те, кого считали плохими людьми, отправлялись на остров в Горьких водах, который был холодным, без еды и питья и изолированным от других. Оказавшись на своих местах, они будут жить там вечно. [ 10 ] Сначала умерших кремировали примерно до 1870 года, когда их начали хоронить. Близкие умершего приносили подарки для захоронения или сожжения вместе с мертвыми, например, бусы, корзины, одежды и т. д. Дома и вещи умершего также сжигались, чтобы призраки не задерживались вокруг предметов. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Помо Рассказы
[ редактировать ]- Индейцы Северной Калифорнии , в журналах Overland Monthly и Out West Magazine , № VI , Стивен Пауэрс (1872), стр. 498–507.
- Мифы и легенды Калифорнии и Старого Юго-Запада Кэтрин Берри Джадсон (1912)
- Североамериканский индеец Эдварда С. Кертиса (1924)
Источники повествований Помо
[ редактировать ]- Ангуло, Хайме де. 1935. «Миф о сотворении помо». Журнал американского фольклора 48:203-262. (Миф о восточном помо собран у У. Галганала Бенсона.)
- Ангуло, Хайме де и Люси С. Фриланд. 1928. «Мифы о Мивоке и Помо». Журнал американского фольклора 41:232-253. (Версии мифов из двух озер Мивок, одного Восточного Помо и одного Юго-Восточного Помо; версии Мивок и Помо, как сообщается, были почти идентичны.)
- Барретт, Сэмюэл А. 1906. «Составной миф об индейцах помо». Журнал американского фольклора 19:37-51. (Миф о краже огня, полученный в 1904 году, с комментариями.)
- Барретт, Сэмюэл А. 1917. «Доктора-медведи Помо». Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 12: 443-465. Беркли. (Миф восточного помо о происхождении медвежьих шаманов, стр. 445–451.)
- Барретт, Сэмюэл А. 1933. Мифы о помо . Бюллетень № 15 Общественного музея города Милуоки. Милуоки, Висконсин. (Многочисленные мифы, в том числе «Земляной ныряльщик», «Кража огня», «Орфей», «Медведь и олени», а также подробная схема для сравнений.)
- Кертис, Эдвард С. 1907–1930. Североамериканский индеец . 20 томов. Plimpton Press, Норвуд, Массачусетс. (Четыре мифа собраны из Сан-Диего (восточный Помо), Сэма Коуэна (южный), Джима Форда (северный) и Тома Коннора (центральный), том 14, стр. 170–173.)
- Эрдос, Ричард и Альфонсо Ортис. 1984. Мифы и легенды американских индейцев . Книги Пантеона, Нью-Йорк. (Пересказ повествования из Barrett 1933, стр. 397–398.)
- Гиффорд, Эдвард Уинслоу и Гвендолин Харрис Блок. 1930. Калифорнийские индейские ночи . Артур Х. Кларк, Глендейл, Калифорния. (Один ранее опубликованный рассказ, стр. 287–296.)
- Джадсон, Кэтрин Берри. 1912. Мифы и легенды Калифорнии и Старого Юго-Запада . AC МакКлерг, Чикаго. (Три мифа, стр. 47, 63, 192.)
- Кребер, А.Л. 1911. «Языки побережья Калифорнии к северу от Сан-Франциско». Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 9: 273-435. Беркли. (Включает миф о Помо, стр. 343–346.)
- Кребер, А. Л. 1925. Справочник индейцев Калифорнии . Бюллетень Бюро американской этнологии № 78. Вашингтон, округ Колумбия (Краткая заметка о мифологии, стр. 270–271).
- Леб, Эдвин М. 1926. «Концепция Создателя среди индейцев северной и центральной Калифорнии». Американский антрополог 28:467-493. (Мифы о сотворении помо, включая Орфея.)
- Леб, Эдвин М. 1932. «Культ Западного Куксу». Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 33:1-137. Беркли. (Примечание к мифологии северного помо, стр. 3–4.)
- Лютин, Герберт В. 2002. Пережить дни: читатель из калифорнийского индейца . Калифорнийский университет Press, Беркли. (Три рассказа «Восточный», «Южный» и «Кэш-Крик-Помо», собранные в 1930, 1940 и 1988 годах, стр. 260–333.)
- Марголин, Малькольм. 1993. Как мы жили: истории, песни и воспоминания калифорнийских индейцев . Первое издание 1981 года. Heyday Books, Беркли, Калифорния. (Три мифа, стр. 69–71, 93–94, 126–129, из Ангуло и Бенсона 1932, Барретта 1933 и Освальта 1964.)
- МакЛендон, Салли. 1978. «Койот и суслики (Восточный Помо)». В «Историях койота» под редакцией Уильяма Брайта, стр. 87–111. Международный журнал американской лингвистики. Серия текстов коренных американцев № 1. Издательство Чикагского университета. (Рассказано Ральфом Холдером в 1975 году.)
- Освальт, Роберт Л. 1957. Тексты Кашая . Публикации Калифорнийского университета по лингвистике № 36. Беркли. (Рассказы, в том числе «Медведь и оленята», собраны в 1957–1961 гг.)
- Пауэрс, Стивен. 1877. Племена Калифорнии . Вклад в североамериканскую этнологию, том. 3. Государственная типография, Вашингтон, округ Колумбия. Перепечатано с предисловием Роберта Ф. Хейзера в 1976 году, издательство Калифорнийского университета, Беркли. (Три кратких рассказа, стр. 162, 171–172, 182–183.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Калифорнийские индейские языки: племена хокан» . Государственные парки Калифорнии . Проверено 08 марта 2023 г.
- ^ Уильямс, Роб (19 октября 2022 г.). «Три мифа о сотворении мира коренных американцев» . Середина . Проверено 08 марта 2023 г.
- ^ «Происхождение света. Легенда о Галлиномере» . www.firstpeople.us . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ «Люди Кашая Помо тысячелетиями жили на этих землях, которые они называли Меттини» . 03.12.2008. Архивировано из оригинала 3 декабря 2008 г. Проверено 08 марта 2023 г.
- ^ «Легенды коренных американцев о койотах, смысл и символика из мифов многих племен» . www.native-languages.org . Проверено 08 марта 2023 г.
- ^ Эстес, Роберта (08 декабря 2012 г.). «Индейцы помо» . Проект «Родное наследие» . Проверено 08 марта 2023 г.
- ^ https://hermosillopomo.weebly.com/
- ^ Эстес, Роберта (08 декабря 2012 г.). «Индейцы помо» . Проект «Родное наследие» . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ «Культ Куксу | Религия калифорнийских индейцев | Британника» . www.britanica.com . Проверено 08 марта 2023 г.
- ^ «Земля духов — легенда о галлиномерах» . www.firstpeople.us . Проверено 22 февраля 2023 г.