Традиционные рассказы коренных жителей Калифорнии
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Традиционные повествования о коренной Калифорнии — это фольклор и мифология коренных жителей Калифорнии . Для многих исторических народов Калифорнии существуют лишь фрагментарные сведения об их традициях. Испанские миссии в Калифорнии 18 века христианизировали в основном ассимилировались с культурой США многие из этих традиций, а оставшиеся группы к началу 20 века . Хотя записей XVIII века сохранилось немного, большая часть материала была собрана в XIX и начале XX веков.
В этнолингвистическом отношении большинство коренных народов Калифорнии можно разделить на три большие группы: пенутийцы , хоканцы и юто-ацтекцы . Из этих традиций одной из наиболее засвидетельствованных и наиболее заметных в основной культуре США является мифология хопи , хопи — народ пуэбло , говорящий на языке юто-ацтекской семьи .
История колониальных исследований
[ редактировать ]Несколько версий традиционных повествований коренных жителей Калифорнии были записаны францисканскими миссионерами , в частности Херонимо Босканой, в начале девятнадцатого века. Путешественники, правительственные агенты и местные жители, такие как Хьюго Рид и Стивен Пауэрс , дополнили эту документацию в конце девятнадцатого века.
Когда в начале двадцатого века антропология в Соединенных Штатах превратилась в профессию, сохранение записей местных мифов стало одним из ее первых крупных начинаний. Альфред Л. Кребер из Калифорнийского университета в Беркли был ключевым инициатором этих усилий и серии публикаций университета, таких как « Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии» , а также « Журнал американского фольклора» и другие национальные издания. журналы были важным источником распространения результатов исследований.
После середины ХХ века работа несколько замедлилась. Большая часть основной документальной работы была завершена, а местные культурные традиции с течением десятилетий ослабли. Однако важный вклад продолжался, особенно в представлении повествований на языках оригинала, а также в переводе.
Среди некоторых выживших потомков первых калифорнийцев повествования продолжают передаваться устно.
Общие характеристики
[ редактировать ]В традиционных повествованиях Калифорнии можно узнать несколько общих черт. Эти черты присутствуют не повсеместно, но они характеризуют большинство повествований:
Гибкие жанры
[ редактировать ]Фольклористы обычно пытались провести различие между мифами, легендами, сказками и историями.
- Мифы — это священные рассказы, которые рассказчики и слушатели считают правдой. Действие их происходит в период, предшествующий зарождению мира, как он известен, и обычно они содержат сильные сверхъестественные элементы.
- Легенды также считаются правдой и могут содержать фантастические элементы. Однако они происходят позже, после того как мир принял ту форму, в которой он был известен традиционным культурам.
- Сказки — это занимательные истории, в правдивость которых рассказчики и слушатели не обязаны верить.
- Истории — это повествования о событиях, которые действительно были свидетелями, которые были переданы с большим или меньшим приукрашиванием последующим поколениям.
В устной литературе родной Калифорнии границы между этими жанрами обычно совершенно не соблюдаются. Часто невозможно однозначно классифицировать повествование как миф, легенду, сказку или историю. Родственные версии одного и того же повествования, рассказанные разными рассказчиками, могут относиться к разным жанрам.
Распределение между соседями
[ редактировать ]Многие повествования совершенно уникальны и существуют только в одной версии. Однако многие другие известны в нескольких версиях, которые различаются, но явно родственны друг другу. Версии могут исходить от разных рассказчиков внутри одной этнолингвистической группы, от разных групп в пределах одного региона Калифорнии или от групп, разбросанных по всему североамериканскому континенту и даже за его пределами. Закономерности относительного сходства общих нарративов почти полностью продиктованы близостью исторических периодов групп, разделяющих нарративы. Лишь немногие закономерности отражают преференциальное разделение между исторически разбросанными группами, которые изначально имели общее языковое происхождение. Это предполагает постоянную творческую модификацию повествований, а не жесткий консерватизм.
Слабое единство повествования
[ редактировать ]Пространные традиционные повествования, как правило, носят эпизодический или плутовской характер. Их единство происходит главным образом от присутствия продолжающегося центрального персонажа или причинно-следственной последовательности событий, а не от какой-либо общей темы, сюжета или повествовательной цели.
Гибкость содержания
[ редактировать ]Вследствие слабой целостности повествования рассказы часто носят композиционный характер. Мотивы довольно свободно добавляются, исключаются или переносятся из одного повествования в другое.
Моральная двусмысленность
[ редактировать ]В традиционных повествованиях коренных жителей Северной Америки западные ожидания относительно «хороших» или «злых» персонажей или событий обычно не оправдываются. Один и тот же персонаж, вероятно, будет действовать благотворно в одном эпизоде и злонамеренно в другом, в соответствии с принятыми нормами поведения или критериями общего благополучия. Многие из ранних обсуждений этой литературы сторонними наблюдателями были омрачены попытками охарактеризовать мифического персонажа либо как любимого благодетеля, либо как злого обманщика, хотя оба эти ярлыка могли быть одинаково верными или одинаково ложными.
Сюрреализм во времени
[ редактировать ]События традиционных повествований редко укладываются в реалистичные хронологические рамки. Временные интервалы, измеряемые годами или десятилетиями, редко указываются. Персонажи часто зарождаются и взрослеют за чудесно короткие сроки.
Животное – человеческая двусмысленность
[ редактировать ]Персонажи многих повествований известны по именам животных (реже — по названиям растений или других природных объектов). Часто понимают, что персонаж является прародителем или прототипом вида животных. Его разговоры, действия и мотивы обычно человеческие, тогда как его физические характеристики могут быть человеческими или животными, и обычно они смешиваются биологически непоследовательным образом.
Региональные закономерности
[ редактировать ]Взгляд Кребера
[ редактировать ]Альфред Л. Кребер выделил три основных культурных региона Калифорнии . Считалось, что каждый из этих регионов имеет отличительную черту в своих традиционных повествованиях, которые отличают его от соседних регионов.
- Небольшой северо-западный регион был сосредоточен на хупа , карок и юрок . В этом регионе отсутствовал миф о творении. Повествования обычно относились к расе, которая предшествовала известным людям в этих регионах. Характерны длинные рассказы о путешествиях и приключениях культурного героя.
- В Центральном регионе, охватывающем большую часть Калифорнии, существовал миф о сотворении мира, в котором часто использовался мотив ныряльщика с Земли . Кребер выделил Северо-Центральное и Южно-Центральное подразделения в этом регионе, состоящие соответственно из долин Сакраменто и Сан-Хоакин, а также прилегающих к ним прибрежных и горных территорий.
- Южный группы , регион включал говорящие на языке такик и юман . У него был особый миф о сотворении мира, но ему не хватало большинства историй, распространенных в Центральном регионе, по крайней мере, если судить по сохранившимся записям.
Взгляд Гейтона
[ редактировать ]Анна Х. Гейтон пересмотрела региональные подразделения Кребера. Находя их в целом обоснованными, она подчеркнула постепенный характер перехода между регионами. Она также предположила, что изменчивость их связей с регионами за пределами Калифорнии является ключом к пониманию внутренних различий:
- Связи с регионом Северо-Западного побережья Северной Америки пронизывали Северо-Западный регион Кребера в Калифорнии. Эти связи простирались далеко за пределы ядра Хупа-Карок-Юрок, на юг до реки Помо и на восток до реки Ачомави .
- Связи с регионом Плато простирались по всей северной Калифорнии, от северо-западного региона Кребера до Яны и Ачомави на востоке.
- Связи с Большим Бассейном были выражены не только к востоку от Сьерра-Невады, но и в западных предгорьях этого хребта, а также в верхней части долины Сакраменто и в пустыне Мохаве, от Шасты до Серрано .
- Южная Калифорния была тесно связана с юманоязычной областью западной Аризоны.
- В центральной Калифорнии Гейтон обнаружил относительно обособленное ядро групп, лишенных столь сильного внешнего влияния. В их число входили мивоки , йокуты , салинан , олоне и патвин .
Мультиэтнические коллекции
[ редактировать ]- Брайт, Уильям. 1978. Истории Койота . Международный журнал американской лингвистики. Серия текстов коренных американцев № 1. Издательство Чикагского университета.
- Брайт, Уильям. 1993. Читатель-койот . Калифорнийский университет Press, Беркли.
- Брэндон, Уильям Волшебный мир: песни и стихи американских индейцев (1971) ISBN 0-8214-0991-3
- Кертис, Эдвард С. 1907–1930. Североамериканский индеец . 20 томов. Plimpton Press, Норвуд, Массачусетс.
- Эрдос, Ричард и Альфонсо Ортис. 1984. Мифы и легенды американских индейцев . Книги Пантеона, Нью-Йорк.
- Гиффорд, Эдвард Уинслоу и Гвендолин Харрис Блок. 1930. Калифорнийские индейские ночи . Артур Х. Кларк, Глендейл, Калифорния.
- Хинтон, Линн и Люсиль Дж. Ватахомиги. 1984. Гора духов: антология историй и песен Юмана . Университет Аризоны Пресс, Тусон.
- Джадсон, Кэтрин Берри. 1912. Мифы и легенды Калифорнии и Старого Юго-Запада . AC МакКлерг, Чикаго.
- Кребер, А.Л. 1907. « Индийские мифы южной и центральной Калифорнии ». Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 4:167-250. Беркли.
- Кребер, Теодора 1959. Внутренний кит . Издательство Калифорнийского университета.
- Лютин, Герберт В. 2002. Выжить сквозь дни: читатель из калифорнийского индейца . Калифорнийский университет Press, Беркли.
- Марголин, Малькольм. 1993. Как мы жили: истории, песни и воспоминания калифорнийских индейцев . Первое издание 1981 года. Heyday Books, Беркли, Калифорния.
- Пауэрс, Стивен. 1877. Племена Калифорнии . Вклад в североамериканскую этнологию, том. 3. Государственная типография, Вашингтон, округ Колумбия. Перепечатано с предисловием Роберта Ф. Хейзера в 1976 году, издательство Калифорнийского университета, Беркли.
- Суонн, Брайан. 1994. Выявление: современные переводы местной литературы Северной Америки . Рэндом Хаус, Нью-Йорк.
- Томпсон, Стит. 1929. Сказки североамериканских индейцев . Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс.
Сравнительные исследования и дискуссии
[ редактировать ]- Эпплгейт, Ричард . 1977. «Концепции загробной жизни коренных жителей Калифорнии». В книге «Цветы ветра: статьи о ритуалах, мифах и символизме в Калифорнии и на юго-западе » под редакцией Томаса К. Блэкберна, стр. 105–119. Ballena Press, Сокорро, Нью-Мексико .
- Бирхорст, Джон. 1985. Мифология Северной Америки . Квилл, Нью-Йорк .
- Брайт, Уильям . 1996. «Устная литература Калифорнии и Межгорного региона». В Справочнике по литературе коренных американцев под редакцией Эндрю Вигета, стр. 47–52. Издательство Garland Publishing , Нью-Йорк .
- Деметракопулу, Дороти. 1933. «Миф о женщине-гагаре: синтезированное исследование». Журнал американского фольклора 46:375-500.
- Гейтон, Анна Х. 1935. «Миф об Орфее в Северной Америке». Журнал американского фольклора 48:263-293.
- Гейтон, Анна Х. 1935. «Реальная принадлежность калифорнийских народных сказок». Американский антрополог 37:582-599.
- Гиффорд, Эдвард Уинслоу и Гвендолин Харрис Блок. 1930. Калифорнийские индейские ночи . Артур Х. Кларк , Глендейл, Калифорния .
- Хейзер, Роберт Ф. 1978. «Мифология: региональные закономерности и история исследований». В Калифорнии , под редакцией Роберта Ф. Хейзера , стр. 654–657. Справочник североамериканских индейцев , Уильям К. Стертевант , главный редактор, Vol. 8. Смитсоновский институт , Вашингтон, округ Колумбия.
- Кребер, А.Л. 1904. «Типы индийской культуры в Калифорнии». Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 2:81-103. Беркли .
- Кребер, А.Л. 1907. «Религия индейцев Калифорнии» . Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 4:319-356. Беркли.
- Лейландер, Дон. 2005. «Мифы о мифах: ключ к разгадке временной глубины этнографических записей Калифорнии». Труды Общества Калифорнийской археологии 18:65-69.
- Лоуи, Роберт Х. 1908. «Тема испытания в североамериканской мифологии». Журнал американского фольклора 21:97-148.
- Райхард, Глэдис А. 1921. «Литературные типы и распространение мифов». Журнал американского фольклора 34:269-307.
- Анна Биргитта Рут . 1957. «Мифы о сотворении мира североамериканских индейцев». Антропос 1957:497-508. Перепечатано в журнале Sacred Narrative: Readings the Theory of Myth под редакцией Алана Дандеса , 1984, University of California Press , Беркли, стр. 166–181.
- Шмерлер, Генриетта. 1931. «Трикстер женился на своей дочери». Журнал американского фольклора 44:196-207.
- Саттон, Марк К. 1993. «Нумическое расширение в устной традиции Великого бассейна». Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна 15:111-128.
- Томпсон, Стит . 1929. Сказки североамериканских индейцев . Издательство Гарвардского университета , Кембридж , Массачусетс .
- Томпсон, Стит . 1946. Сказка . Холт, Райнхарт и Уинстон , Нью-Йорк .
- Уоллес, Уильям Дж. 1978. «Сравнительная литература». В Калифорнии , под редакцией Роберта Ф. Хейзера , стр. 658–661. Справочник североамериканских индейцев , Уильям К. Стертевант , главный редактор, Vol. 8. Смитсоновский институт , Вашингтон, округ Колумбия.
См. также
[ редактировать ]- Коренные американцы в Калифорнии
- Чинигчиникс
- Население Родной Калифорнии
- Библиография истории Калифорнии