Мифология хопи
Хопи поддерживают сложную религиозную и мифологическую традицию , насчитывающую многовековую историю. Однако трудно однозначно сказать, во что верят все хопи как группа. Как и устные традиции многих других обществ, мифология хопи не всегда излагается последовательно, и каждая гора хопи или даже каждая деревня может иметь свою собственную версию конкретной истории, но «по сути варианты мифа хопи несут заметное сходство с друг друга». [1] Также неясно, рассказываются ли истории не-хопи, например, антропологам и этнографам, отражают подлинные верования хопи или являются просто историями, рассказываемыми любопытным, сохраняя при этом более священные учения хопи. Как утверждает фольклорист Гарольд Курландер , «хопи сдержанно относятся к обсуждению вопросов, которые можно было бы считать ритуальными тайнами или религиозными традициями». [2]
Кроме того, хопи всегда были готовы ассимилировать иностранные идеи в свою космологию, если они окажутся эффективными для таких практических нужд, как вызывание дождя. [3] Хопи имели по крайней мере некоторый контакт с европейцами еще в 16 веке, и некоторые полагают, что европейские христианские традиции, возможно, в какой-то момент вошли в космологию хопи. Действительно, испанские миссии были построены в нескольких деревнях хопи, начиная с 1629 года, и действовали до восстания пуэбло 1680 года. Однако после восстания только хопи из всех народов пуэбло постоянно не пускали испанцев в свои деревни. и регулярные контакты с белыми возобновились лишь почти два столетия спустя. Таким образом, столовые горы хопи считались «относительно некультурными», по крайней мере, на протяжении начала 20 века, и можно утверждать, что европейское влияние на основные темы мифологии хопи было незначительным. [ нужна ссылка ]
Главные божества [ править ]
хопи Большинство историй создания сосредоточены вокруг Тавы, духа солнца. Тава – творец, и именно он сформировал «Первый мир» из Токпеллы, или бескрайнего космоса, а также его коренных обитателей. [4] Матери хопи до сих пор традиционно просят у солнца благословения для своих новорожденных детей. [5] По другим сведениям, Тава, или Тайова, первым создал Сотукнанга, которого он назвал своим племянником, и послал его создать девять вселенных согласно своему плану. Сотукнанг также создал Женщину-Паука , которая служила посланницей создателя и была посредником между божеством и людьми. В некоторых версиях мифа о сотворении хопи она создает всю жизнь под руководством Сотукнанга. [6] Другие истории говорят, что жизнь была создана Жестокой Женщиной Запада и Жестокой Женщиной Востока, в то время как солнце просто наблюдало за процессом. [7] [8]
Масауву (Маасау, Маусауу), Человек-Скелет, был Духом Смерти, Богом Земли, хранителем ворот в Пятый мир и Хранителем Огня. Он также был Хозяином Верхнего мира, или Четвертого мира, и был там, когда хорошие люди спасались от зла Третьего мира ради обещаний Четвертого мира. [9] Масауву описывается как носящий ужасную маску, но, снова показывая разнообразие мифов среди хопи, Масауву попеременно описывался как красивый, украшенный драгоценностями мужчина под маской или как кровавое, устрашающее существо. Ему также присвоены определенные доброжелательные качества. [10] Одна история гласит, что именно Масауву помог заселить хопи в Орайби и поручил им управление этой землей. Он также поручил им следить за приходом Паханы (см. раздел ниже), Потерянного Белого Брата. [11] Другие важные божества включают богов-близнецов войны, качинас , и обманщика Койота .
Кукуруза жизненно важна для существования и религии хопи. «Для традиционных хопи кукуруза является центральной связью. Ее сущность, физическая, духовная и символическая, пронизывает их существование. Для людей столовых гор кукуруза — это пища, церемониальный объект, молитвенное приношение, символ и разумное существо само по себе. Кукуруза — это Мать в самом истинном смысле, в котором люди поглощают кукурузу, и кукуруза становится их плотью, как материнское молоко становится плотью ребенка». [12]
Четыре мира [ править ]
Барри Притцкер пишет: «Согласно легенде хопи, когда началось время и пространство, солнечный дух (Тава) создал Первый Мир, в котором в пещерах несчастно жили насекомоподобные существа. С целью улучшения Тава послал духа по имени Паучья Бабушка в него . Нижний мир Бабушка-Паук повела первых существ в долгое путешествие во Второй Мир, в котором они приняли облик волков и медведей. Однако, поскольку эти животные были не счастливее предыдущих, Тава создал новый, Третий. Мир, и снова послал Бабушку-Паука переправить туда волков и медведей. К тому времени, как они прибыли, они уже стали людьми». Бабушка-паук научила их ткачеству и гончарному делу, а колибри принесла им пожарную дрель . [13] : 16
Вход в Четвертый мир [ править ]
Существуют две основные версии появления хопи в нынешнем Четвертом мире.
По одной из версий, после того, как зло вспыхнуло среди людей в Третьем мире, с помощью Бабушки-Паука или духов птиц полый бамбуковый на месте перехода Третьего мира в Четвертый мир вырос тростник. Это отверстие, сипапу , традиционно считается Большим Каньоном . По словам Барри Притцкера, «люди с добрыми сердцами (добротой) добрались до Четвертого мира». [13] : 16–17
Другая версия (в основном рассказанная на языке Орайби) гласит, что Тава уничтожила Третий мир великим потопом. Перед разрушением Бабушка-Паук запечатала наиболее праведных людей в полые тростники, которые использовались в качестве лодок. Прибыв на небольшой участок суши, люди не увидели вокруг себя ничего, кроме воды, даже после того, как посадили большой побег бамбука, поднялись на вершину и осмотрелись. Затем Женщина-Паук велела людям сделать лодки из большего количества тростника, и, используя по пути островные «ступеньки», люди плыли на восток, пока не прибыли на гористые побережья Четвертого мира.
Гарольд Курландер пишет, что хотя однозначно установить, какая история оригинальная или «более правильная», не представляется возможным, по крайней мере, в Орайби (старейшей из деревень хопи) маленьким детям часто рассказывают историю сипапу , и История океанского путешествия связана с ними, когда они становятся старше. [14] Он заявляет, что даже название клана воды хопи (Паткиньяму) буквально означает «жилище на воде» или «плавучий дом». Однако он отмечает, что история сипапу сосредоточена на Валпи и в целом более принята среди хопи. [14]
По словам Барри Притцкера: «В этом Четвертом мире люди усвоили много уроков о том, как правильно жить. Они научились поклоняться Масауву, который обеспечил благополучное возвращение мертвых в Подземный мир и который дал им четыре священные таблички, которые в в символической форме, обрисовывал их странствия и правильное поведение в Четвертом мире, а также велел людям следить за Паханой , Потерянным Белым Братом». [13] : 17
Миграции [ править ]
По прибытии в Четвертый мир хопи разделились и совершили серию великих миграций по всей стране. Иногда они останавливались и строили город, а затем покидали его, чтобы продолжить миграцию. Они оставляли свои символы на камнях, чтобы показать, что хопи были там. Долгое время разделенные люди бродили группами семьями, в конечном итоге образуя кланы, названные в честь какого-либо события или знака, который определенная группа получила в своем путешествии. [15] Некоторое время эти кланы путешествовали как единое сообщество, но почти неизбежно возникали разногласия, клан раскалывался, и каждая часть шла своим путем. Однако во время путешествий кланы часто объединялись, образуя большие группы, только для того, чтобы эти ассоциации распались, а затем были преобразованы в другие кланы. Эти чередующиеся периоды гармоничной жизни, за которыми следуют злоба, раздоры и разлука, играют важную роль в мифах хопи. Эта закономерность, по-видимому, зародилась в странах Первого мира и продолжается даже в новейшей истории.
В ходе миграции каждый клан хопи должен был отправиться в самые дальние края страны во всех направлениях. Далеко на севере находилась земля снега и льда, которую называли «Черный ход», но она была закрыта для хопи. Однако хопи говорят, что через «Черную дверь» в Четвертый мир пришли и другие народы. «Черный ход» мог относиться к Берингову сухопутному мосту , который соединял Азию с Северной Америкой. Хопи направлялись в свои миграции по различным знакам, или им помогала Женщина-Паук. В конце концов, кланы хопи завершили свои предписанные миграции и были отправлены на свое нынешнее место на северо-востоке Аризоны.
В большинстве традиций хопи говорится, что землю им дал Масауву, Дух Смерти и Повелитель Четвертого Мира. [ нужна ссылка ]
таблички Священные хопи
В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Традиция хопи рассказывает о священных табличках, которые были переданы хопи различными божествами. Как и в большинстве мифов хопи, мнения относительно того, когда и каким именно образом были вручены таблички, различаются.
Вероятно, самый важный из них, как говорят, находился во владении клана Огня и связан с возвращением Паханы. По одной из версий, старейшина клана Огня беспокоился, что его люди не узнают Пахану, когда он вернется с востока. Поэтому он выгравировал на камне различные рисунки, в том числе человеческую фигуру, а затем отломил часть камня, включающую голову фигуры. Этот раздел был передан Пахане, и ему велели принести его с собой, чтобы хопи не были обмануты ведьмой или колдуном. [16]
Качинас [ править ]
Одним из религиозных обществ хопи является общество кацина . По словам Барри Прицкера, «отражая тесную связь между миром живых и миром мертвых, духи играют неотъемлемую роль в стране живых. Они связаны с облаками и доброжелательными сверхъестественными существами, называемыми кацинам (множественное число от слова « кацинам»). katsina), населяющие пики Сан-Франциско к северу от Флагстаффа, штат Аризона ». По словам Сюзанны и Джейка Пейдж, кацинам — это «духи всего сущего во вселенной, камней, звезд, животных, растений и предков, которые прожили хорошую жизнь». [13]
Около 1325 года н.э. маски Качина и танцоры Качина появляются как наскальные рисунки. [17]
Рэймонд Фрайдей Локк обсуждает легенду хопи о Пахане, написав, что «Хопи... давно ожидали прихода Паханы, и, либо по совпадению, либо из-за общего корня легенд, Пахана должен был посетить хопи в самый В том же году, когда Кецалькоатль должен был вернуться к ацтекам, он прибыл примерно двадцать один год спустя в лице испанца Педро де Товара Коронадо , одного из конкистадоров , и был первым белым человеком, которого увидели хопи. В отличие от ацтеков, хопи подвергли этого испанского пахана ряду испытаний, и когда он их не выдержал, они отправили его в путь». [18]
Хопи рассказывают, что во время сильной засухи они услышали пение и танцы, доносившиеся с вершин Сан-Франциско . В ходе расследования они встретили качина, которые вернулись с хопи в свои деревни, и научили их различным формам сельского хозяйства. Хопи верят, что шесть месяцев в году в деревнях хопи обитают духи Качина. Девятидневная церемония Ниман или «Возвращение домой» завершает сезон Качина танцем Качина на открытом воздухе. [19] где череда качин привозит зрителям подарки к урожаю, а девочкам куклы качина. Различные наборы Качин исполняют год. Наибольшей популярностью пользуется группа качина Хемис, которая выступает в сопровождении различных качина манас. После танца «Возвращение домой» в конце июля или начале августа Качина возвращаются на пики Сан-Франциско на шесть месяцев. [20] Хопи верят, что эти танцы жизненно важны для сохранения гармонии и баланса в мире. Он служит еще одной жизненно важной цели – принести дождь на выжженную родину хопи.
Пахана [ править ]
этого раздела Фактическая точность оспаривается . ( Апрель 2020 г. ) |
Настоящий Пахана (или Бахана) – это Потерянный Белый Брат хопи. Большинство версий гласит, что Пахана или Старший Брат ушли на восток в то время, когда хопи вошли в Четвертый мир и начали свои миграции. Однако хопи говорят, что он вернется снова, и с его приходом нечестивцы будут уничтожены, и новая эра мира, Пятый мир в мире наступит . Как упоминалось выше, говорят, что он принесет с собой недостающую часть священного камня хопи, находящегося во владении клана Огня, и что он придет в красном. Традиционно хопи хоронят лицом на восток в ожидании пахана, который придет с этой стороны. [21]
The Hopi realized that the Spanish were not the Pahana based upon the destruction of a Hopi town by the Spanish. Thus when the Spanish arrived at the village of Awatovi, they drew a line of cornmeal as a sign for the Spanish not to enter the village, but this was ignored. While some Hopi wanted to fight the invaders, it was decided to try a peaceful approach in the hope that the Spanish would eventually leave.[22] However, Spanish accounts record a short skirmish at Awatovi before the Hopis capitulated.
В популярной культуре [ править ]
1982 года В художественном фильме / авангардной опере «Кояанискаци» упоминается как хопи термин «Ко.ян.нис.каци» («жизнь, вышедшая из равновесия»), так и три пророчества хопи. [ сомнительно – обсудить ] — то есть предостережения или эсхатология .
- «Если мы выкопаем драгоценные вещи из земли, мы навлечем катастрофу».
- «Ближе к дню Очищения по небу будет плести паутину».
- «Контейнер с пеплом однажды может быть сброшен с неба, что может сжечь землю и вскипятить океаны».
Дэвида Ланца и Пола Спира 1987 года В новом альбоме Desert Vision есть трек под названием «Tawtoma».
В романе Тони Хиллермана « Темный ветер» , впервые опубликованном в 1982 году, на протяжении всей истории обсуждается мифология хопи, поскольку ключевые персонажи — мужчины хопи, а события истории происходят возле важных святынь или во время важной церемонии. Вымышленный сержант навахо Джим Чи работает с вымышленным хопи Альбертом «Ковбоем» Даши, который является депутатом округа Коконино, штат Аризона, и говорит на хопи и английском языках, иногда переводя для Чи, а также объясняя ему святыни и церемонии.
В романе боги» Американские Нила Геймана « 2001 года г-н Ибис (воплощение древнеегипетского бога Тота ) обсуждает нежелание учёных принять свидетельства доколумбовых посетителей Америки и называет историю сипапу историческим фактом: «Бог знает, что произойдет, если они когда-нибудь действительно найдут туннели выхода хопи. Это кое-что встряхнет, просто подождите».
В фильме Джордана Пила «Мы » Эдди в роли маленькой девочки в 1986 году подходит к аттракциону Shaman's Vision Quest, вход в который возглавляет коренной американец в головном уборе , указывающий правой рукой на потенциальных искателей. Под ним, прямо над входом, лампочки образуют надпись «НАЙДИТЕ СЕБЯ» и медленно вспыхивающую стрелку. Несмотря на то, что субтитры трудно услышать, субтитры ясно дают понять, что записанное через акустическую систему аттракциона повествование повествует об аспектах истории создания хопи:
- Землю и воду он разделил на места, из которых могла возникнуть жизнь. Горы, долины и воды были там, где им и место. Тогда Сотукнанг отправился в Тайову и сказал: «Я хочу, чтобы ты увидел, что я сделал. И я сделал хорошо». И Тайова посмотрел и сказал: «Это очень хорошо. Но ты еще не закончил с этим. Теперь ты должен создать жизнь всех видов и привести ее в движение согласно моему плану». [Фальшивая сова с уханьем выскакивает из искусственного дерева, поэтому несколько слов не видны.] ... и отправился в космос и собрал вещество, чтобы создать свою помощницу, Женщину-Паука. «Посмотри вокруг, Женщина-Паук», — сказал Сотукнанг. «Здесь теперь бескрайний простор, но в мире нет радостного движения. Мир...» [Потом гаснет электричество.]
Десятилетия спустя, когда взрослая Адди с мужем и детьми возвращается на тот же променад, где проходил квест «Видение Шамана», он теперь называется Лесом Мерлина.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Кристофер Весси. Появление народа хопи , в журнале American Indian Quarterly, том. 7, нет. 3, Религии американских индейцев, 70 (лето 1983 г.).
- ^ Гарольд Курландер . Четвертый мир хопи: эпическая история индейцев хопи, сохранившаяся в их легендах и традициях , 201 University of New Mexico Press, 1987
- ^ Сьюзен Э. Джеймс. «Некоторые аспекты ацтекской религии в культе Хопи Качина», Journal of the Southwest (2000)
- ^ Гарольд Курландер. Четвертый мир хопи: эпическая история индейцев хопи, сохранившаяся в их легендах и традициях , 17 University of New Mexico Press, 1987.
- ^ Секакваптева, Хелен; Удалл, Луиза (1969). Я и мое: история жизни Хелен Секакуаптева . Иллюстрировано Филиппом Секакваптевой (1-е изд.). Тусон: Издательство Университета Аризоны . п. 7. LCCN 68-54714 . ОЛ 24767180М . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ↑ Записано в 1950-х годах Освальдом Белым Медведем Фредериксом и его женой Наоми на основе рассказов пожилых хопи в деревне Орайби, воспроизведено в журнале Creation Stories from the World . Архивировано 20 декабря 2019 г. в Wayback Machine (2000), 4-е изд.
- ^ HR Вот. Традиции хопи , 1 (Чикаго, 1905 г.)
- ↑ Гарольд Курландер объясняет, что эта версия истории представляет собой попытку объединить две конфликтующие традиции хопи, связанные с двумя женскими божествами, Бабушкой-пауком и Хуруинг Вухти (Трудная женщина). Бабушка-паук играет центральную роль или миф, в котором хопи прибывают в Четвертый мир через сипапу , тогда как «Жесткая женщина» связана с легендами хопи о том, что они прибыли в Четвертый мир на лодке. Четвертый мир хопи , 205.
- ^ Гарольд Курландер. Четвертый мир хопи, 22.
- ^ Тайлер, Гамильтон А. (1964). Боги и мифы пуэбло (1-е изд.). Норман: Университет Оклахомы Пресс . стр. 5–7. ISBN 0806111127 . ОЛ 18370109М . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ «Эра благоустройства» . Солт-Лейк-Сити, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, 1897–1970 гг. 27 февраля 1936 г. - из Интернет-архива.
- ^ Деннис Уолл и Вирджил Масаешва, «Люди кукурузы: учения традиционного сельского хозяйства, духовности и устойчивости хопи», American Indian Quarterly , лето / осень 2004 г., стр. 435–453.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Притцкер, Барри (2011). Хопи . Нью-Йорк: Дом Челси. стр. 26–27. ISBN 9781604137989 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарольд Курландер. Четвертый мир хопи , с.205.
- ^ См., например, Гарольда Курландера. Четвертый мир хопи , 35.
- ^ Гарольд Курландер, Четвертый мир хопи , 31.
- ^ Роберт Лейтон (2012). «Наскальное искусство, идентичность и самобытность» . В Макдональде, Джо; Вет, Питер (ред.). Спутник наскального искусства . Уайли. п. 448. ИСБН 978-1444334241 .
- ^ Локк, Рэймонд Фрайдей (1992). Книга навахо (5-е изд.). Лос-Анджелес: Издательская компания Mankind . п. 140. ИСБН 0876874065 . ОЛ 3859748W .
- ^ Печина, Рон и Печина, Боб. Хопи Качинас: история, легенды и искусство. стр. 85–98. Шиффер Паблишинг Лтд., 2013. ISBN 978-0-7643-4429-9
- ^ Печина, Рон и Печина, Боб. Хопи Качинас: история, легенды и искусство . Шиффер Паблишинг Лтд., 2013. ISBN 978-0-7643-4429-9 .
- ^ Гарольд Курландер. Четвертый мир хопи, 31.
- ^ Гарольд Курландер. Четвертый мир хопи , 176.
Ссылки [ править ]
- Курландер, Гарольд, Четвертый мир хопи: эпическая история индейцев хопи, сохранившаяся в их легендах и традициях (University of New Mexico Press, 1987).
- Дозье, Эдвард, Индейцы пуэбло Северной Америки (тематические исследования в области антропологии, Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, Inc., 1970).
- Ганн Аллен, Паула, Священный обруч (Бостон: Beacon Press, 1992).
- Хульткранц, Аке, «Религия Богини в Северной Америке», Книга Богини прошлого и настоящего: Введение в ее религию , Карл Олсон, редактор (Нью-Йорк: Crossroad Publishing Co., 1990).
- Маклеод, Рокси, Сны и слухи: история диссертации «Книга хопи» (Магистратура) (Университет Колорадо, 1994). МЛА.
- Печина, Рон и Печина, Боб. «Хопи Качинас: история, легенды и искусство». Шиффер Паблишинг Лтд., 2013. ISBN 978-0-7643-4429-9 .
- Уолл, Деннис и Вирджил Масаешва, «Люди кукурузы: учение о традиционном сельском хозяйстве, духовности и устойчивости хопи», American Indian Quarterly , лето/осень 2004 г., Vol. 28, выпуск ¾, стр. 435–453.