Бабушка-паук
Бабушка-паук ( Хопи Кокьянгвути , навахо Наашьеи Асдзаа ) — важная фигура в мифологии , устных традициях и фольклоре многих индейских культур, особенно на юго-западе США . [1]
Юго-запад
[ редактировать ]
Мифология хопи
[ редактировать ]В мифологии хопи «Бабушка-Паук» ( Хопи Кокьянгути ). [1] [3] также называемый «Гогьенг Соухти», среди многих других имен может принимать форму старой или вневременной женщины или форму обычного паука во многих историях хопи. Когда она находится в форме паука, она живет под землей в норе, похожей на Киву . Когда ее позовут, она поможет людям разными способами, например, даст совет или предоставит лекарственное лечение. «Бабушка-паук» рассматривается как лидер, мудрый человек, олицетворяющий хорошие дела. [4]
Истории создания
[ редактировать ]Первая сказка
[ редактировать ]Эта история начинается с Тавы (бога Солнца) и Женщины-Паука (Бабушки-Паука), которую отождествляют с Богиней Земли . [1] [3] Они отделяются, чтобы создать других меньших богов, а затем создают Землю и ее существ. Женщина-Паук и Тава поняли, что существа, которых они создали, не были живыми, поэтому дали им души. После этого они создали женщину и мужчину по своему подобию и воспели их в жизнь. Оттуда Женщина-Паук разделила существ на племена и провела их через Четыре Великие Пещеры. После того, как они пришли в свой последний дом, Женщина-Паук рассказывает людям о роли женщины и мужчины, а также о религиозных обрядах, которым они должны были следовать. Отмечается также, что антрополог Фред Эгган счел эту версию близкой к мифу о сотворении мира зуни . [5]
Четыре мира и возникновение
[ редактировать ]В этом повествовании Бабушка Паук также известна как Добрый Дух. Она выступает проводником существ первого мира, помогая им путешествовать в высшие миры. [6] Она направляет и наставляет их, пока они принимают разные формы, постепенно становясь более человечными. Она оставляет существ из четвертого мира (высокого мира) поселиться навсегда. [4]
Четыре мира
[ редактировать ]В этой истории создания Бабушка-Паук, также называемая «Гогьенг Соухти», является помощницей Тавы. Он отправляет ее к существам, живущим в первом мире, чтобы передать свое слово. Тава был недоволен тем, что его творения не понимают, как жить. Бабушка-Паук сопровождает существ в их путешествиях по мирам, в то время как их внешний вид меняется и становится более человеческим. В третьем мире она научила их ткать и делать глиняные горшки. В то время как в третьем мире люди начали отворачиваться и забывать Таву. Из-за этого Бабушку-Паука послали сообщить тем немногим, кто еще был в порядке, что пришло время оставить остальных позади. С помощью Поканихойи и Бурундука Бабушка-Паук давала советы и вела людей в верхний мир, где они будут жить. Бабушка-Паук помогала людям создавать Солнце и Луну, давала советы, как и куда путешествовать, а также религиозные обряды. [7]
Другие мифы
[ редактировать ]В «Уничтожении Аватови» (версия клана Уолпи Рид) Бабушка-Паук использует свое специальное стекло, чтобы найти пропавшую женщину для Койота и его бабушки. Койот и его бабушка ищут пропавшую женщину, пока ее муж присматривает за детьми дома. [4]
В «Деревне в Ламехве» («Как клан Ридов пришел в Уолпи») Бабушка-Паук помогает своим двум внукам, которых обоих зовут Паканхойя, создавать людей из грязи. Братья предполагают, что она оживила грязных людей. Позже по сюжету она выступает проводником одного из жителей деревни грязевых людей по имени Сикьякоку. Бабушка-паук советует Сикьякоку в его путешествии найти охотничью собаку для деревни. Она рассказывает ему, как умилостивить собачью деревню, чтобы отдать ему одного из их членов. [4]
В «Разрушении огнем» (Как погибла деревня Пиванхонкапи) Бабушка-Паук спасает деревню Орайби от сожжения соседними ведьмами. Бабушка-паук сплела волшебную паутину над деревней и заставила людей облить ее водой. [4]
В «Гонках в Цикуви» («Почему люди Паюпки ушли») Бабушка-Паук помогает жителям деревни Паюпки выиграть гонки против деревни Цикуви (жители которой были с ней грубы). Она помогла им, нанеся специальное лекарство на ноги их лучших бегунов. Позже по сюжету она принимает форму паука и заползает в ухо второму бегуну, чтобы дать ей совет, как избежать ловушек, расставленных деревней Цикуви. В конце истории Бабушка-Паук помогла деревне Паюпки избежать нападения со стороны конкурирующей деревни Цикуви, посоветовав главе деревни Паюпки переместить деревню и ее жителей. [4]
В «Истории Тийо» бабушку-паука называют «Женщиной-пауком», и она помогает Тийо в его путешествии к реке Далеко-далеко-ниже, чтобы увидеть, куда она движется. Тийо отправляется в дом «Женщины-паука» и волшебным образом проникает в ее дом через небольшую дыру. Она дает ему специальную сыворотку под названием наху , чтобы он плюнул на врагов и подчинил их. Проведя несколько дней в своем доме, Тийо отправляется в путешествие к запредельной реке в сопровождении «Женщины-паука». Она рассказывает ему об испытаниях и трудностях его путешествия и угрожает покинуть его, если он не последует ее указаниям. Тийо завершает это путешествие с помощью женщины-паука и благодаря этому обретает мудрость и знания. [5]
Мифология навахо
[ редактировать ]В мифологии навахо Женщина-Паук ( Na'ashjé'íí Asdzáá ) — постоянная помощница и защитница людей. [8] Говорят, что женщина-паук закидывает свою паутину, как сеть, чтобы поймать и съесть плохо себя ведущих детей. Она проводила время на скале, метко названной паучьей скалой, которая, как говорят, побелела от костей, покоящихся на солнце. [9]
Повествование о создании Дине Бахане навахо (записано в 1928 году) включает упоминание о «Женщине-пауке и Человеке-пауке», которые представили веретено и ткацкий станок . [10] В другом мифе «Женщина-Паук» помогла близнецам (рожденным от Солнца и Изменчивой женщины) убить монстров, угрожавших «Людям на поверхности Земли», дав им «обручи из перьев», защищавшие их от нападений. В другом мифе две женщины приходят к «Женщине-пауку» в надежде найти решение, которое поможет народу навахо пережить зиму. Она научила женщин делать пряжу из овечьей шерсти, красить ее и плести. Благодаря этому женщины научили других жителей деревни, как делать эти вещи, и жители деревни смогли сделать коврики, которые можно было использовать и продавать, чтобы пережить зиму. [9]
Другие мифы о Юго-Западе
[ редактировать ]В «Мифе о появлении зуни» появляется Водяной Паук и использует свое тело и длинные ноги, чтобы найти центр Земли, чтобы люди зуни могли жить там, чтобы их взгляды не колебались ни в одном направлении. [6] Также, по словам зуни , струнные игры им подарила Бабушка Паук. [11]
В традиции пуэбло Старуха-Паук появляется как эквивалент « Женщины-Мысли » ( Keresan Tse-che-nako, Sussistanako ): в то время как имя «Женщины-Мысли» было зарезервировано для священных церемоний, Женщина-Паук использовалась в контексте повседневное обсуждение или обучение. [12]
Карл Таубе в 1983 году предварительно связал юго-западную мифологию «Женщины-паука» с доколумбовой Теотиуаканской « Великой Богиней », известной по графическим изображениям.
Другие регионы
[ редактировать ]Оджибве как (чиппева) на юге Канады и севере США говорят о Женщине-Пауке, известной Асибикааши . [13] как помощник народа и вдохновляющий матерей (или других близких родственниц) плести защитные обереги из паутины . [14]
В традиции Лакота (мужской) дух-обманщик Иктоми появляется в форме паука. [15]
На северо-западе в у народа Кус Орегоне есть своя версия традиционной сказки о бабушке-пауке. [16]
Народы чокто из Теннесси и Миссисипи рассказывают историю о том, как Бабушка Паук украла огонь, а затем, после того как животные отказались от него, принесла огонь людям. [17] [18]
Сьюзан Хазен-Хаммонд (1997, 1999) собрала множество сказок, собранных от разных племен. [19]
В Тихом океане существует связь между Бабушкой-Пауком и Богиней Луны . [20]
В популярной культуре
[ редактировать ]Мюррей Медник написал семь одноактных пьес под названием «Цикл койота» с одними и теми же четырьмя персонажами: Койотом , Койотом -трикстером , Бабушкой-пауком и Немой девочкой. [21] Эти же персонажи происходят из традиционных индейских историй и мифов.
Театр «Женщина-паук» — индейская феминистская театральная группа, названная в честь повествования о Женщине-пауке. [22]
Элис Уокер Феминистский роман «Меридиан » (1976) отсылает к повествованию о Женщине-пауке. [23]
Горга Хаффа и Паулы Гудлетт В фэнтезийном романе « Warspell: The Merge » (декабрь 2018 г.) упоминается повествование о Женщине-пауке. В романе персонажи популярной ролевой игры сливаются с обычными людьми, которые играют их в игровом мире, а мифологические существа из игры, в том числе Женщина-паук, приходят с ними на Землю. [24] [25]
Бабушка-паук в других произведениях
[ редактировать ]В книге « : Путешествие героини В поисках целостности женщина» Бабушка Паук, Геката и Гестия сравниваются как сильные женские персонажи. Этот источник также утверждает, что женщины могут подражать качествам этих персонажей. [26]
Статья «Бабушка Паук: Соединяя все вещи (Предотвращение хронических заболеваний )» связывает медицинские программы с Женщиной-Пауком (Бабушкой Пауком). В этой работе говорится о важности соединения медицинских сетей, как паутины. сравнивается Взаимосвязь Женщины-паука с коренными американцами с необходимостью взаимосвязи в общественном здравоохранении для предоставления более качественных услуг. [27]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Истории женщины-паука, опубликованные издательством Университета Аризоны, 1979. ISBN 0-8165-0621-3 «Кокьянгути» . Мифологический словарь. Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года . Проверено 23 ноября 2012 г.
Богиня-создательница хопи. Дочь Сотукнанга
- ^ Тоберт, Натали; Питт, Тейлор, Колин Ф. (ред.) Мифы и легенды коренных американцев (1994), с. 35.
- ^ Jump up to: а б «Женщина-Паук / из народа хопи» . Ресурсы религиозных традиций коренных народов . Университет Джона Кэрролла. Архивировано из оригинала 4 июня 2010 года . Проверено 23 ноября 2012 г.
Эта история взята из Leeming, The World of Myth , 36–39; Лиминг цитирует Дж. М. Маллетта, «Истории женщины-паука: легенды хопи» (Тусон, Аризона: 1979), 1–6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Курландер, Гарольд (1982). Голоса хопи Воспоминания, традиции и рассказы индейцев хопи . Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 978-0-8263-0612-8 .
- ^ Jump up to: а б Маллетт, Джордж Меррик (1979). Истории женщины-паука . Тусон, Аризона: Университет Аризоны Press. ISBN 978-0-8165-0669-9 .
- ^ Jump up to: а б Тьюри, Ева М.; Девинни, Маргарет (2017). Введение в мифологию. Современные подходы к классическим и мировым мифам . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 104. ИСБН 978-0-19-026298-3 .
- ^ Курландер, Гарольд (1970). Четвертый мир хопи . Нью-Йорк: Crown Publishers, Inc., стр. 17–33.
- ^ «Легендарные индейцы: Женщина-паук» . Родные языки Америки Получено 4 января.
- ^ Jump up to: а б Кармин, Келли (2002). Женщина-Паук ходит по этой земле . 1630 North Main Street, № 367 Уолнат-Крик, Калифорния 94596: AltaMira Press. стр. xvii–xx.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ О'Брайан, Эйлин, Дине: Мифы о происхождении индейцев навахо (Хастиин Тлоци Хи, «Эра начала», записано в 1928 году). Бюро Смитсоновского института американской этнологии, Бюллетень 163 (1956), 37–38.
- ^ Аллан и Полетт Макфарлан (1958). Справочник игр американских индейцев , стр.189. ISBN 978-0-486-24837-0 .
- ^ «Иногда возникает некоторая путаница в отношении Це че нако и Старой Женщины-Паука, особенно в светских дискуссиях. Святые люди Кере не решаются упоминать имя Це че нако, особенно в чисто светских дискуссиях; имя Женщины-Мысли зарезервировано для использования только в священных церемониях. В светских дискуссиях и учениях Це Че Нако часто символически называют Старой Женщиной-Пауком или Женщиной-Пауком» Перли, Энтони Ф. (1974). «Концепции божества Кереса Пуэбло», « Культура и исследования американских индейцев » , 1, № 1: 31. Цитируется по: Бьюэлл, Лоуренс (1996). Экологическое воображение: Торо, Письмо о природе и формирование американской культуры , стр. 518-519, № 27. Гарвард. ISBN 9780674258624 .
- ^ Бингхэм, Джон Пратт (2010). Бог и мечты: есть ли связь? . Юджин, штат Орегон: Ресурсные публикации. стр. 65–66. ISBN 9781606086674 .
- ^ Денсмор, Фрэнсис (1929, 1979) Таможня Чиппева . Минн., ист. Соц. Нажимать; стр. 113.
- ^ «Легенда о ловце снов» . aktalakota.stjo.org . Музей и культурный центр Акта Лакота. Архивировано из оригинала 07 марта 2022 г. Проверено 28 августа 2016 г.
- ^ Лео Дж. Фрахтенберг (1913). Коос пишет. Вклад Калифорнийского университета в антропологию (Том 1), «Старуха-паук» . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 61.
- ^ Янг, Джуди Докри (1 мая 1994 г.). Гонка с буйволом и другие истории коренных американцев для юных читателей . Августовский дом. п. 37. ИСБН 9780874833430 .
- ^ Линч, Патрисия Энн, 1936- (2004). Мифология коренных американцев от А до Я. Нью-Йорк: факты в архиве. п. 97. ИСБН 9781438119946 . OCLC 363059896 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Хронология группы пингвинов по истории коренных американцев (США), 1997 г. ISBN 978-0-399-52307-6 , Паутина женщины-паука (1999) ISBN 978-0-399-52546-9
- ^ Шютц-Миллер, Мардит (лето 2012 г.). «Бабушка-паук и другие аватары богини Луны в сакральной архитектуре Нового Света». Журнал Юго-Запада . 52 (2): 283–435. дои : 10.1353/jsw.2012.0015 . JSTOR 23337331 .
- ^ Медник, Мюррей (1993). Циклы Койота , Издательство Падуанского драматурга. ISBN 978-0-9630126-1-6
- ^ «Театр Женщины-Паука» . hemispherinstitute.org . Проверено 01 октября 2020 г.
- ^ Снодграсс, Мэри Эллен (2013), «Женщина-паук и феминистская литература» , Энциклопедия феминистской литературы , Информационная база обучения, ISBN 978-1438140643 .
- ^ Хафф, Горг; Гудлетт, Паула (3 декабря 2018 г.). Варспелл: Слияние . ООО «Амазон Диджитал Сервисез» — КДП. ISBN 978-1-948818-23-0 .
- ^ ISBN 978-1-948818-22-3
- ^ Мердок, Морин (1990). Путешествие героини: поиски целостности женщины . Садоводческий зал, Массачусетс-авеню, 300, Бостон, Массачусетс, 02115: Shambhala Publications, Inc. ISBN 978-0-8348-2834-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Уилкокс, Линн С. (15 декабря 2006 г.). «Бабушка Паук: Соединяя все вещи» . Профилактика хронических заболеваний . 4 (1): А01. ISSN 1545-1151 . ПМЦ 1832128 . ПМИД 17173709 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Женщина-Паук и Святые — история Динье Адама Теллера и бабушки Томпсон.