Мифология зуни
Религия зуни — это устная история , космология и религия народа зуни . Зуни — народность пуэбло, проживающая в Нью-Мексико . Их религия интегрирована в их повседневную жизнь и уважает предков, природу и животных. [1] Из-за истории религиозных преследований со стороны некоренных народов они очень скрывают свои религиозные убеждения. Римский католицизм в некоторой степени интегрирован в традиционную религию зуни. [1]
Культурные учреждения, обеспечивающие религиозное обучение и культурную стабильность, включают священников, кланы, кива (общество качина) и общества исцеления. [1] Церемониальный цикл объединяет сообщество. Хотя некоторые церемонии открыты для народов, не принадлежащих к зуни, другие являются частными; например, церемония и праздник Шалако закрыты для посторонних с 1990 года. [1]
Создание [ править ]
В книге Фрэнка Кушинга «Происхождение миров, или Начало новизны» только Авонавилона существовала . Этот Всеотец, Создатель и Вместитель Всего, превратился в Отца Солнца, Ятоку. Облака тумана сформировались в Великие Воды, где сформировались Мать-Земля, Авителин Цита, и Отец Неба, Апоян Та'чу, двое из которых зачали всех людей и существ в четверичном чреве мира. Затем Отец-Солнце и Мать-Земля породили Детей-близнецов Солнца, братьев-близнецов Ковитума и Ватсуси. Эти близнецы были наделены священными знаниями, шапками, луками, стрелами и щитами, чтобы властвовать над всеми людьми и существами как Боги-близнецы войны . Они спустились в Аносин Техули, первый Подземный мир, где сформировали лестницу, по которой некоторые люди и существа могли подняться во второй пещерный мир, называемый Миром мха, К'олин Техули. И снова близнецы образовали лестницу для входа в третий мир, называемый Миром Грязи, Авишо Техули, и, наконец, в последний пещерный мир, называемый Крылатым Миром, Тепахайан Техули. Здесь близнецы обучали людей образу жизни и поиску Отца Солнца, прежде чем они получили доступ в мир дневного света, Текохайан Уланан. Первоначально покрытые чешуйчатой кожей, с перепонками на ногах и руках, мужчины со временем привыкли к свету и оделись в пояса и сандалии. [2] [3] [4]
В книге Рут Бенедикт «Появление и другие рассказы Качина» люди первоначально жили тесно вместе в полной темноте в месте глубоко под землей, известном как четвертый мир. В дневном мире тогда были холмы и ручьи, но не было людей, которые могли бы жить там или подносить палочки Авонавилоне молитвенные , Солнцу и Создателю . Авонавилона сжалился над людьми, и двое его сыновей захотели вывести их в дневной мир. Сыновья, имеющие человеческие черты, обнаружили выход в четвертый мир на юго-западе, но им пришлось пройти через постепенно тускнеющие первый, второй и третий миры, прежде чем достичь переполненного и почерневшего четвертого мира. Люди, ослепленные тьмой, на ощупь опознали двух братьев как чужаков и назвали их своими луковыми жрецами. Люди выразили желание уйти луковым священникам, и священники севера, запада, юга и востока, с которыми также посоветовались, согласились. Чтобы подготовиться к путешествию, сыновья Авонавилоны посадили четыре семени, и из них выросли четыре дерева: сосна , ель , ель серебристая и осина . Деревья быстро выросли в полный рост, и жрецы-луки отламывали от них ветки и передавали их людям. Затем луковые жрецы сделали из ветки каждого дерева по молитвенному жезлу. Они воткнули первую молитвенную палку, сделанную из сосны, в землю, и зазвучала молния, пока она быстро доросла до третьего мира. Людям сказали, что пришло время собрать все свои вещи, и они поднялись по нему в несколько более светлый мир, но все еще были ослеплены. Они спросили, здесь ли им жить, и жрецы-луки ответили: «Еще нет». Пробыв там четыре дня, они аналогичным образом отправились во второй мир: еловую молитвенную палочку втыкали в землю, и когда она подрастала достаточно высоко, люди поднимались по ней в следующий мир над ними. И снова через четыре дня они поднялись на длину серебряного елового молитвенного посоха в первый мир, но здесь они впервые смогли увидеть себя, потому что небо сияло от рассветного красного света. Они увидели, что каждый из них покрыт грязью и зеленой слизью. Их руки и ноги были перепончаты, у них были рога и хвосты, но не было ртов и анусов. Но, как и в каждом предыдущем появлении, им сказали, что это не будет их последним домом. На четвертый день своего пребывания в первом мире жрецы-луки водрузили последнюю молитвенную палку, сделанную из осины. Снова прозвучал гром, молитвенный посох протянулся через дыру в дневной мир, и люди поднялись в последний раз. Когда все они вышли, жрецы-луки указали на Солнце, Авонавилона, и призвали людей смотреть на него, несмотря на его яркость. Непривыкшие к яркому свету люди плакали и подсолнухи выросли из земли, куда упали их слезы. Через четыре дня люди отправились дальше, и жрецы-луки решили, что им нужно научиться есть, поэтому они посадили на полях кукурузные фетиши , а когда они размножились и выросли, собрали урожай и отдали его мужчинам, чтобы они принесли их домой. жены. Жрецы-луки были опечалены, увидев, что люди чуют запах кукурузы, но не могут ее съесть, потому что у них не было ртов. Поэтому, когда они спали, жрецы-луки наточили нож красным точильным камнем и вырезали рты на лицах людей. На следующее утро они смогли есть, но к вечеру им стало не по себе, потому что они не могли испражняться. Той ночью, когда они спали, жрецы-луки наточили нож на сажевом точильном камне и перерезали им все анусы. На следующий день люди почувствовали себя лучше и попробовали новые способы употребления кукурузы: размалывали ее, толкли и лепили из нее кашу и кукурузные лепешки. Но они не смогли очистить кукурузу со своих перепончатых рук, поэтому в тот вечер, пока они спали, жрецы-луки порезали им пальцы на руках и ногах. Люди были довольны, когда поняли, что их руки и ноги стали работать лучше, и жрецы-луки решили внести последнее изменение. Той ночью, пока они спали, жрецы-луки взяли небольшой нож и отрезали людям рога и хвосты. Когда люди проснулись, они сначала испугались перемен, но потеряли свой страх, когда взошло солнце, и обрадовались, что с луковыми жрецами наконец покончено. [5] [6]
Качина [ править ]
Зуни было рекомендовано продолжать поиски Среднего, итивана, а священнику Кавимосе, Качина Мейкеру, было поручено отправить своего старшего сына Киакло на север в рамках поисков. Когда о нем не было вестей, следующие два сына Кавимосы, Анахохо Ачи, были отправлены на юг. Когда о них не услышали, младших сына и дочь, Сивелухсиву и Сивилухсицу, отправили на восток. За время путешествия у них родилось 10 детей от кровосмесительного столкновения. Первым ребенком был мужчина и женщина вместе, а остальные девять были бесполыми мужчинами. Отец и сыновья стали койемши, помощниками и переводчиками качин, по словам Кушинга, «в один момент они вели себя как простаки, говорящие идиотизм, а в следующий же момент произносящие мудрые слова и пророчества древних». Тем временем, не желая дожидаться возвращения Кавимосы, зуни разделились на три группы и продолжили поиски итиваны во главе с Возлюбленными Близнецами. Кланы Медведя и Журавля наткнулись на широкую реку, которую попытались переправиться. Во время перехода многие из их детей упали под воду, превратившись в ящериц, лягушек, черепах и тритонов, когда они погрузились в воды Койемши и обители призраков, Хапанавана и Котлувалавана, совета богов-жрецов. Эти жрецы обучали мертвых, в том числе и этих детей, Танцу Добра, Кококши. Вождь Котлувалавана Паутива узнал о тяжелом положении Киакло от Дака и послал Дака и Коемши привести Киакло в зал совета. В сопровождении Салимопии и Шулавици, Маленького Бога Огня, Киакло вошел в зал совета, к собравшимся богам и душевным существам. Под руководством Утки Киакло узнал историю создания, после чего последовал священный танец с участием Малышей. Затем Киакло было поручено передать зуни обычаи и обряды качинас, слова богов, включая утешительные послания для матерей потерянных Малюток, и то, как они проложили путь, по которому все мертвые следуют к духу. мир. [3] : 49–70 [2] : 390–415 [4] : 15, 32–40
Согласно «Введению в церемониализм зуни» Рут Бунцель , Общество качина несет ответственность за выполнение обрядов качина. Мужчин приобщают в общество к 12 годам. Потерянные дети поручили зуни копировать их костюмы, головные уборы и танцы, когда они будут с ними духом. Маски охраняются в задней комнате владельца, и им ежедневно дают еду. Маска гарантирует владельцу допуск в танцевальный дом богов и хоронится вместе с владельцем через четыре дня после его смерти. [7]
В литературе [ править ]
В «О дивном новом мире» есть упоминание об Ахайюте и Марсайлеме, божествах-близнецах войны и случая.
См. также [ править ]
- Кьянакве
- Ачиалатопа — монстр, обладающий небесными способностями, метающий перья кремневых ножей.
- Айхаюта - вторая пара героев-братьев-близнецов, дополняющих первую группу героев-близнецов, Ахаюта.
- Атасайя - гигантский демон -людоед .
- Кокопелли — божество плодородия, обычно изображаемое в виде горбатого флейтиста (часто с огромным фаллосом и перьями или антеннообразными выступами на голове). Также ассоциируется с богом дождя . Также известен как Ололовишка .
- Танцевальный зал мертвых
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Зуни – религия и выразительная культура». (получить 21 ноября 2011 г.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кушинг, Фрэнк (1896). Очерки мифов о сотворении зуни . Пенсильвания. стр. 379–383. ISBN 9781508654377 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кушинг, Фрэнк (1988). Мифический мир Зуни . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 1–18. ISBN 9780826313874 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бонвиллен, Нэнси (2011). Зуни . Нью-Йорк: Дом Челси. стр. 14–15. ISBN 9781604137996 .
- ^ Леонард, Скотт А; МакКлюр, Майкл (2004). Миф и знания (иллюстрировано под ред.). МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-7674-1957-4 .
- ^ Бенедикт, Рут (1935). Мифология зуни, Том 1 . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 1–5.
- ^ Бунцель, Рут (2009). Религия коренных американцев зуни . Александрийская библиотека. стр. 517–521.