Кокопелли
![]() | Эта статья может содержать чрезмерные или неуместные ссылки на самостоятельно опубликованные источники . ( сентябрь 2021 г. ) |

Кокопелли ( / ˌkoʊkoʊˈpɛliː oʊkoʊˈpɛliː/ [ 1 ] ) — божество плодородия , обычно изображаемое в виде горбатого флейтиста (часто с перьями или антеннообразными выступами на голове), почитаемое некоторыми индейскими культурами на юго-западе США . Как и большинство божеств плодородия, Кокопелли управляет как деторождением , так и сельским хозяйством . Он также является богом- обманщиком и представляет дух музыки .
Мифы
[ редактировать ]У хопи Кокопелли носит на спине нерожденных детей и раздает их женщинам; по этой причине его часто боятся молодые девушки. Он часто принимает участие в ритуалах, связанных с браком , а сам Кокопелли иногда изображается с супругой , женщиной, которую Кокопелли называют хопи . [ 2 ] Говорят [ по мнению кого? ] что Кокопелли можно увидеть на полной и убывающей луне, так же, как « человека » или « кролика » на Луне». [ 3 ]
Кокопелли также руководит воспроизводством охотничьих животных , и по этой причине его часто изображают с животными-компаньонами, такими как бараны и олени . Другие распространенные существа, связанные с ним, включают животных, загорающих на солнце, таких как змеи , или животных, любящих воду, таких как ящерицы и насекомые .
В своей сфере земледелия игра на флейте Кокопелли прогоняет зиму и приносит весну . Многие племена, например зуни , также связывают Кокопелли с дождями . [ 4 ] Он часто появляется с Пайатаму, другим флейтистом, в изображениях церемоний помола кукурузы . Некоторые племена говорят, что он носит на спине семена и младенцев. [ 4 ] [ 5 ]
В последние годы выхолощенная (то есть неитифаллическая) версия Кокопелли была принята в качестве более широкого символа Юго-Запада Соединенных Штатов в целом. Его изображение украшает бесчисленное количество предметов, таких как футболки, бейсболки, брелки и декор патио. [ 6 ] Он также заметен на стене у бассейна в доме Уолтера Уайта ( Брайан Крэнстон ) в нескольких эпизодах сериала «Во все тяжкие» . Велосипедная , дорожка между Гранд-Джанкшен, штат Колорадо и Моавом, штат Юта , теперь известна как тропа Кокопелли .
Истоки и развитие
[ редактировать ]

Кокопелли почитали, по крайней мере, со времен Хохокама , Юмана и предков народов Пуэбло . Первые известные его изображения появляются на Хохокам керамике , датируемой где-то между 750 и 850 годами нашей эры.
Кокопелли, возможно, первоначально был изображением ацтекских торговцев, известных как почтакас , которые, возможно, прибыли в этот регион из северной Мезоамерики . Эти торговцы привозили свои товары в мешках, перекинутых за спиной, и этот мешок, возможно, превратился в знакомый горб Кокопелли; некоторые племена считают Кокопелли торговцем. Эти люди, возможно, также использовали флейты, чтобы объявить себя дружелюбными, приближаясь к поселению. Однако это происхождение все еще вызывает сомнения, поскольку первые известные изображения Кокопелли на несколько сотен лет предшествуют основной эпохе торговли мезоамериканских предков пуэбло, а также Империи ацтеков и ее почтакас . [ 7 ]
Многие считают, что Кокопелли был больше, чем просто торговцем, и, что более важно, важным поставщиком информации и безделушек издалека. Как выдающийся рассказчик, Кокопелли обладал языковым даром и огромным репертуаром навыков повествования на языке тела, дополнявшим его многочисленные таланты. Обычное громкое объявление Кокопелли по прибытии обеспечило идентичность и, следовательно, безопасность его уникального присутствия в обществе. Кокопелли, часто сопровождаемый учеником в своих путешествиях и торговле, сыграл важную роль в объединении далеких и разнообразных сообществ. В южноамериканских Андах персонаж « Экеко » действовал примерно таким же образом. По прибытии его стук и лязг товаров, свисающих вокруг него, сигнализировал всем, что близка ночь развлечений и торговли его товарами и талисманами.
Даже сегодня случайных посетителей извне можно называть «Кокопелли», когда они приносят новости, истории и безделушки из внешнего мира, чтобы поделиться с маленькими пуэбло или деревнями. [ нужна ссылка ]
Другая теория состоит в том, что Кокопелли на самом деле является антропоморфным насекомым. Многие из самых ранних изображений Кокопелли делают его внешне очень похожим на насекомого. Имя «Кокопелли» может быть комбинацией «Коко», другого божества хопи и зуни, и «пелли», слова хопи и зуни, обозначающего муху-разбойника . [ 4 ] насекомое с выступающим хоботком и заметно закругленной спиной. Более поздняя этимология заключается в том, что Кокопелли буквально означает « качина горб ». Поскольку хопи были племенем, от которого испанские исследователи впервые узнали о боге, их имя используется чаще всего.

Кокопелли — одна из наиболее легко узнаваемых фигур, встречающихся на петроглифах и пиктограммах Юго-Запада. [ 5 ] Самый ранний известный петроглиф этой фигуры датируется примерно 1000 годом нашей эры. [ 5 ] Испанские миссионеры в этом районе убедили мастеров хопи обычно исключать фаллос из своих изображений фигуры. Как и большинство качина, хопи-кокопелли часто изображался танцором-человеком.
Подобная горбатая фигура встречается в артефактах миссисипской культуры юго-востока США. [ 8 ] Примерно между 1200 и 1400 годами нашей эры сосуды для воды изготавливались в форме горбатой женщины. Эти формы могут представлять культурную героиню или предка-основателя, а также могут отражать концепции, связанные с животворными благословениями воды и плодородия.

Другие имена
[ редактировать ]- Быстрый
- Кокопеле
- Кокопилли
- Кокопила
- Неопкваи (Пуэбло)
- Ололовишкея (Зуни)
- Кокопель
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ «Кокопелли» , The Free Dictionary , получено 20 мая 2021 г.
- ^ Янг, Джон В. (1990). Кокопелли: Казанова из «Обитателей скал»; Горбатый флейтист . Фильтр Пресс. п. 18. ISBN 978-0-86541-026-8 .
- ^ Питер Пегнам (1 декабря 1992 г.). «Древняя тайна индейцев анасази раскрыта?». Газета Tucson Citizen, Тусон. Аризона . [ нужен лучший источник ]
- ^ Перейти обратно: а б с «Легенды и предания Кокопелли» . КокОазис. Архивировано из оригинала 9 сентября 2003 г. Проверено 31 мая 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Легенды и предания Кокопелли» . Гленн Велкер . Проверено 31 мая 2008 г.
- ^ Лео В. Бэнкс. Tucson Weekly 1999. «Кукушка для Кокопелли».
- ^ Миша Титиев (1939). «История Кокопеле». Американский антрополог . 41 (1): 91–98. дои : 10.1525/aa.1939.41.1.02a00070 .
- ^ «КУЛЬТУРЫ МИССИСИПИ ИЗ ДРУГИХ ГДЕ» . Служба национальных парков (Министерство внутренних дел США). Архивировано из оригинала 11 февраля 2007 года . Проверено 31 мая 2008 г.
- Библиография
- Слифер, Деннис, и Даффилд, Джеймс (1994). Кокопелли: изображения флейтистов в наскальном искусстве . Санта-Фе, Нью-Мексико: Издательство Древнего города.
- Янг, Джон В. (1990). Кокопелли: Казанова из скальных жителей: Горбатый флейтист. Палмер-Лейк, Колорадо: Фильтр-пресс. ISBN 0-86541-026-7 .
- Шулер, Линда Лэй. Она, кто помнит .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Малотки, Эккехарт . Кокопелли: Создание иконы. (Университет Небраски, 2000). ISBN 0-8032-3213-6 (твердый переплет), ISBN 0-8032-8295-8 (бумажный).
- Мартино, ЛаВан, Скалы начинают говорить , KC Publications, Лас-Вегас, Невада, 2003 г.
- Маклеод, Дэвид Моя рука Тату , американский педагог (январь-февраль 1992 г.): правая рука.
- Майкл Кастро, Цикл Кокопилау «Посвящение хопи», стихи, The Blue Cloud Quarterly, Марвин, Южная Дакота, 1975 г.
- Паттесон, Алекс, Полевой путеводитель по символам наскального искусства Большого Юго-Запада , Johnson Books, Боулдер, Колорадо, 1992 г.
- Шаафсма, Полли , Наскальное искусство в Нью-Мексико , Музей прессы Нью-Мексико, Санта-Фе, Нью-Мексико, 1992 г.
- Слифер, Деннис, Кокопелли: Магия, веселье и озорство древнего символа , Gibbs M. Smith Inc, 2007. ISBN 1423601742 .
- Слайфер, Деннис, Змей и Священный огонь; Изображения плодородия в наскальных рисунках Юго-Запада , Музей прессы Нью-Мексико, Санта-Фе, Нью-Мексико, 2000 г.
- Слифер, Деннис, Признаки жизни: наскальные рисунки в Верхнем Рио-Гранде , Ancient City Press, Санта-Фе, Нью-Мексико, 1998 г.
- Веллманн, Клаус Ф. (1970). «Кокопелли индийской палеологии». ДЖАМА . 212 (10): 1678–82. дои : 10.1001/jama.1970.03170230080009 . ПМИД 4911855 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Кокопелли, на Викискладе?