अहयुता
Согласно мифологии зуни , Ахаюда (также известный как «Боги войны») — боги -близнецы войны. Они также являются физическими представлениями, наделенными определенными духовными силами.
Происхождение
[ редактировать ]Ахаю'да были созданы Авонавилоной , Богом Солнца, для защиты первых людей от врагов с помощью молний . Они уступают только самому Авонавилоне.
Имена
[ редактировать ]«Бенедикт (1935:1) и Бунцель (1932:584, н.96) дают имена Ватусти (Бунзель использует термин Вацуци ) и Яналуха . этим «братьям-близнецам» [ 1 ]
Подвиги
[ редактировать ]- Хахаюта (Ахаюада) победил однорогого гиганта (который сбивал людей со скал), обманом заставив его сына убить его; [ 2 ]
- Они послали суслика, который проложил туннель в дом другого великана, чтобы найти дождевые облака, которые все были заключены там в кувшины, выпустили дождевые облака, вырезали и сожгли сердце этого великана; [ 3 ]
Поклонение
[ редактировать ]Легенда гласит, что если кто-то желает победы в битве или защиты, ему следует вырезать изображение одного или обоих близнецов из куска дерева, в который ударила молния.
зуни Последователи религии считают, что ахаю'да до сих пор защищают все народы земли.
Основание для репатриации
[ редактировать ]Насколько известно посторонним, Зуни Ахаюда (также известные как «Боги войны»), вышедшие на пенсию, должны быть помещены в святилища под открытым небом, чтобы они естественным образом разложились. Считается, что это сохраняет баланс и порядок в мире природы. [ 4 ] Однако за прошедшее столетие посторонние забрали многих ахаюда из их святилищ. Поскольку удаление Ахаю'да из святилищ приводит к возникновению всевозможных несчастий, к 1978 году кланы Оленя и Медведя - группы, которые, как известно, ежегодно создают новых Ахаю'да. [ 4 ] — решил, что Ахаю'да необходимо вернуть. Три принципа, которыми руководствовалось возвращение Ахаюда, заключаются в следующем:
- Ахаю'да находятся в общественной собственности.
- Никто не имеет права забирать их из святынь. Все Ахаю'да, удаленные из святилища, были украдены.
- Ахаюада являются неотъемлемой частью практики религии зуни. Их отсутствие активно мешает зуни осуществлять свои убеждения.
Процессы репатриации
[ редактировать ]В 1978 году Зуни связались с Денверским художественным музеем , аукционным домом Sotheby Parke Bernet и Музеем естественной истории Смитсоновского института с просьбой вернуть Ахаю'да в каждой коллекции. Культурные обычаи зуни диктуют, что любой, кто возражает против действий другого, должен мирно подойти к своему противнику, чтобы решить вопрос. [ 5 ] Зуни быстро завоевали репутацию терпеливых переговорщиков, готовых прийти к взаимоприемлемым условиям. Их гуманистический подход спасал судебные разбирательства как последнее средство. Однако учреждения сочли юридические аргументы Зуни достаточно убедительными, чтобы ни одна репатриация Ахаюда никогда не превращалась в судебную тяжбу. [ 5 ]
Репатриация до NAGPRA
[ редактировать ]Ранняя история репатриации ахаюда кратко изложена в отчете Т. Дж. Фергюсона, Роджера Аньона и Эдмунда Дж. Лэдда «Репатриация в Пуэбло Зуни: разнообразные решения сложных проблем». [ 4 ] Они заявляют, что первая ахаюада была успешно репатриирована с аукциона Sotheby Parke Bernet в Нью-Йорке в 1978 году. Сразу же за этой победой последовали встречи между Денверским художественным музеем и племенем зуни. В 1980 году Денверский художественный музей вернул трех ахаюда, а затем три музея в Нью-Мексико, два в Айове и Оклахоме, а частный коллекционер вернул в общей сложности десять ахаюда. Хотя Смитсоновский институт еще в 1978 году спонсировал группу религиозных лидеров зуни для просмотра их коллекции предметов зуни, только в 1987 году Музей естественной истории вернул зуни двух ахаю'да.
После репатриации Смитсоновского института ахаюда зуни развернули полномасштабную кампанию. По просьбе Зуни Институт Североамериканского Запада (некоммерческое образовательное учреждение, действовавшее с 1984 по 1993 гг.) [ 6 ] ) составил отчет, рассказывающий историю репатриации ахаюда с 1977 по 1988 год. Он включал список всех известных ахаюда, принадлежащих музеям и частным коллекционерам. Этот отчет был использован для получения представительства от Министерства юстиции : зуни требовали юридического представительства, соответствующего представлению музеев, с которыми они вели переговоры. Отчет также служил списком учреждений, с которыми можно было связаться по поводу возвращения Ахаюды. В 1988 году Зуни остановили второй аукцион Ахаюады, проводимый Сотби Парк-Бернет Фондом Уорхола . В том же году Музей антропологии Логана и Общественный музей Милуоки вернули еще пять ахаю'да.
В 1990 году был принят Закон о защите и репатриации могил коренных американцев (NAGPRA), во многом благодаря национальному признанию, которое получили усилия зуни. [ 7 ]
Репатриация после НАГПРА
[ редактировать ]После принятия НАГПРА произошло значительное увеличение репатриации Ахаюда и других религиозных объектов. С 1978 года было возвращено более ста ахаюдов. В настоящее время почти все известные ахаю'да были репатриированы. Кроме того, один из них был возвращен из зарубежного музея, и зуни проводят кампанию за репатриацию других собранных за рубежом ахаюдов. Поскольку в Европе нет законов, защищающих культурные ценности коренных американцев, кампания Зуни за рубежом оказалась менее успешной. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ М. Джейн Янг: «Утренняя звезда, Вечерняя звезда: Традиционные истории зуни», стр. 94, н. 3. В книге: Рэй А. Уильямсон и Клэр Р. Фаррер: Земля и небо: видения космоса в индейском фольклоре . University of New Mexico Press, Альбукерке, 1992. стр. 75–100.
- ^ Эдгар Л. Хьюитт: Древняя жизнь на юго-западе Америки . Библо и Таннен Пабл, 1968. с. 109
- ^ Эдгар Л. Хьюитт: Древняя жизнь на юго-западе Америки . Biblo & Tannen Publ, 1968. стр. 110–112.
- ^ Jump up to: а б с Фергюсон, Ти Джей; Аньон, Роджер; Лэдд, Эдмунд Дж. (1996). «Репатриация в пуэбло зуни: разнообразные решения сложных проблем» . Ежеквартальный журнал американских индейцев . № 2 . Проверено 13 ноября 2014 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Фергюсон, Ти Джей (2010). «Репатриация Ахаю: да: 20 лет спустя». Музейная антропология . 33 (2): 194–195. дои : 10.1111/j.1548-1379.2010.01096.x .
- ^ «Опись Института записей Североамериканского Запада» . Цифровая библиотека Вестерн-Уотерс . Университет Юты. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 13 ноября 2014 г.
- ^ Гантом, Сесиль Р. «Уважение к незападным священным объектам: А: Шиви Ахаю: да (бог войны зуни), Музей американских индейцев – Фонд Хей и Музей современного искусства» . Национальный музей американских индейцев . Национальный музей американских индейцев . Проверено 13 ноября 2014 г.
- ^ Донадио, Рэйчел (6 апреля 2014 г.). «Зуни просят Европу вернуть сакральное искусство» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 ноября 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бенедикт, Рут: Мифология зуни . 2 тома. ВКЛАД КОЛУМБИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В АНТРОПОЛОЛОГИЮ , 21. Нью-Йорк, 1935.
- Бунзель, Рут Л.: Введение в церемониализм зуньи . Сорок седьмой годовой отчет БЮРО АМЕРИКАНСКОЙ ЭТНОЛОГИИ за 1929-1930 годы . стр. 467–1086. Вашингтон (округ Колумбия), 1932 год.
- Меррилл, Уильям Л., Эдмунд Дж. Лэдд и Ти Джей Фергюсон. «Возвращение Ахаю: Да: Уроки репатриации от Зуни Пуэбло и Смитсоновского института [а также комментарии и ответы]». Текущая антропология 34.5 (1993): 523-67. ДЖСТОР. Веб. 29 октября 2014 г.
- Суро, Роберто. «Усилия Зуниса по возвращению идолов могут изменить взгляды на индийское искусство». Редакция. The New York Times, 13 августа 1990 г.: н. стр. Нью-Йорк Таймс. The New York Times, 12 августа 1990 г. Интернет. 29 октября 2014 г.