Танцевальный зал мертвых
![]() Первое издание | |
Автор | Тони Хиллерман |
---|---|
Художник обложки | Гейл Бервен |
Язык | Английский |
Ряд | Джим Чи / Джо Липхорн Серия о полиции племени Навахо |
Жанр | Детективная фантастика |
Установить в | Зуни, Нью-Мексико , индейская резервация Рама Навахо |
Издатель | Харпер и Роу |
Дата публикации | 1973 |
Место публикации | олень |
Тип носителя | Печать и аудио |
Страницы | 166 |
Награды | 1973 года Премия Эдгара за лучший роман |
ISBN | 0-06-011898-9 |
ОКЛК | 650569 |
Предшественник | Благословенный путь (1970) |
С последующим | Слушающая женщина (1978) |
«Танцевальный зал мертвых» — криминальный роман американского писателя Тони Хиллермана , второй в Джо Липхорна и Джима Чи» серии « Полиция племени навахо , впервые опубликованный в 1973 году. В нем рассказывается о лейтенанте полиции Джо Липхорне . Он расположен в основном в резервации Рама (часть резервации навахо ) и деревне Зуни в Нью-Мексико, оба на юго-западе Америки .
Из школы Зуни пропали два мальчика. Один мальчик - навахо, поэтому вызывают лейтенанта Джо Липхорна, чтобы найти его, пока полиция Зуни ищет другого мальчика. Найдено тело мальчика Зуни, жестоко убитого. На месте происшествия обнаружены следы другого мальчика. Этот мальчик из племени навахо — хорошо обученный охотник, которому приходится несколько дней пропускать школу, чтобы охотиться, чтобы прокормить себя, своего отца и брата. Он также ищет духовного руководства, будучи единственным мальчиком навахо в своем классе в школе. Его поиск является непростой задачей для Липхорна, самого опытного следопыта, особенно когда он понимает, кто убийца, и поиски переходят к крупной церемонии Зуни.
История противопоставляет верования зуни и навахо через двух мальчиков и двух полицейских. Зуни верят в нечто вроде рая после смерти, где навахо побуждают людей делать все возможное на земле, поскольку их чинди, худшее из людей, станет призраком, оставшимся после смерти. Два племени проживают на одной и той же территории в течение сотен лет, но используют землю по-разному: зунисы предпочитают город, в то время как навахо расселились по земле, и у них резко противоположные представления о загробной жизни. Это разыгрывается в культуре беллаганы с амбициозными антропологами, торговцами наркотиками, ФБР и офицерами по борьбе с наркотиками.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Эрнесто Ката готовится сыграть роль Шулавитси, Бога Огня, на предстоящей религиозной церемонии Зуни. Он видит качину, которую могут увидеть посвященные, которыми он не является, или те, кто собирается умереть. На следующий день его друг Джордж Криволегс рано уходит из школы, узнав, что Эрнесто нет. Лейтенант Джо Лиафорн работает с начальником полиции Зуни Паскуанти, который ищет Эрнесто, а Лиафорн будет искать Джорджа, мальчика навахо. На месте встречи, где Джордж возвращал велосипед Эрнесто, обнаружен участок пропитанной кровью почвы. Это отправная точка в поисках двух мальчиков.
Рядом с домом Кривоногих к Липхорну подходит младший брат Джорджа Сесил и говорит ему, что Джордж убегает от качина, того самого, который схватил Эрнесто. Сесил говорит, что Эрнесто украл несколько кремней с места раскопок. Затем Лиафорн разговаривает с Тедом Айзексом, который находится примерно в миле от места, где была найдена кровь, на антропологическом месте раскопок под эгидой профессора Рейнольдса. Рейнольдс стремится доказать, что культура Фолсома просуществовала дольше, чем общепринятые представления о ее продолжительности. Айзекс рассказывает Лиафорну об успехах в полевых работах. Рейнольдс запрещает Айзексу иметь с собой свою девушку Сюзанну, а несколькими днями ранее запретил Эрнесто и Джорджу посещать это место. На допросе Рейнольдс отрицает какие-либо кражи с сайта. Проверяя руно Джейсона, Лиафорн видит качину зуни, что довольно неожиданно рядом с заброшенным хоганом смерти навахо, в котором сейчас находится коммуна. Он встречает Сюзанну, которая подтверждает, что Джордж чего-то боялся и задает вопросы об отпущении грехов в религии зуни. Лиафорн узнает, что тело Эрнесто было найдено.
Семья Паскуанти и Эрнесто выкапывают тело мальчика, а Лиафорн осматривает местность, чтобы узнать, как сюда доставили велосипед и мальчика. После похорон Лиафорн посещает хогана Кривоногих, где видит, как кто-то ускользает, а затем обнаруживает тело Джорджа и отца Сесила, Шорти. Сесил возвращается на лошади после того, как загнал овец. Лиафорн собирает то, что нужно Сесилу, поскольку их семейный дом теперь должен быть заброшен как хоган смерти. Невозможно найти один предмет — записку Джорджа Сесилу. Лиафорн оставляет Сесила во францисканской миссии. Снова разговаривая с Сюзанной, Лиафорн подхватывает фразу «танцевальный зал» как место, куда Джордж хочет пойти, что отец Инглес объясняет с точки зрения практик зуни. Отец Инглес рассказывает Лиафорну, как Джордж искал религию, место, которому можно было бы принадлежать. Лиафорн рассказывает священнику, как Эрнесто умер от обезглавливания.
Лиафорн находит Сюзанну путешествующей автостопом. Она присоединяется к нему в поисках Джорджа на озере в Аризоне. Они находят следы его лошади, а затем убитого ради еды оленя, но не Джорджа. На каждом сайте есть отпечатки мокасин, но Лиафорн не нашел человека, который носит мокасины. Тогда он вспоминает украденную записку и точно знает, что убийца Эрнесто находится в этом же месте. Лиафорн попадает в ловушку, предназначенную для усыпления оленя, но предназначенную для Джорджа. Прежде чем он попадает под действие наркотиков, он рассказывает Сюзанне, как пользоваться его пистолетом, и, пока наркотики его выводят из строя, она использует его. Наступает рассвет, прежде чем лекарства покинули организм Липхорна, и он может ходить. Они покидают место, не найдя Джорджа. Липхорн встречается с двумя из шести правоохранительных органов, участвующих в этом деле: тремя местными и тремя федеральными; ФБР лидирует и уверено, что убийства связаны с незаконным перемещением наркотиков.
Лиафорн знает, кто сейчас убийца, и делится своей информацией с Паскуанти. Он ищет Георгия на церемонии Шалако в деревне Зуни под падающим снегом. Лиафорн видит Джорджа в толпе, но отстает на шаг от человека, который убивает Джорджа. Убийцу затаскивают в дверной проем, поскольку он вмешался в священные церемонии зуни, и больше его никогда не видели. На следующий день Лиафорн объясняет Теду Айзексу, что Рейнольдс «солил» места раскопок, поэтому полевые результаты подтверждают его теорию, а Рейнольдс мертв. Эрнесто взял несколько вещей из коробки Рейнольдса и поделился ими с Джорджем; это означало, что секрет выйдет наружу. Выбор Рейнольдса состоял в том, чтобы убить всех на своем пути, мальчиков и Коротышку Кривоногого. ФБР ищет продавцов нелегальных наркотиков и не заботится ни о мертвых мальчиках, ни о старых кремнях; Профессор вскоре станет делом о пропавшем без вести человеке, поскольку он был наказан по закону Зуни. Айзексу предстоит решить, насколько важна для него сейчас его карьера по сравнению с его девушкой, которую в последний раз видели в полицейском участке Зуни, когда ее допрашивало ФБР. Лиафорн нашел Джорджа, но не успел спасти ему жизнь. Юный Сесил поселится у родственников отца.
Персонажи
[ редактировать ]- Джо Липхорн : лейтенант полиции племени навахо; человек с сильными навыками отслеживания людей.
- Эд Паскуанти: начальник полиции племени Зуни.
- Эрнесто Ката: 12-летний мальчик-зуни придерживается как католической, так и зуниской практики.
- Сесил Боулегс: младший брат Джорджа Боулегса, 11 лет.
- Джордж Криволегс: молодой мальчик навахо, 14 лет, посещающий школу, в основном зуни, друг Ката и старший брат Сесила, которого считают странным, поскольку он хочет быть зуни, хотя он навахо, но также мистик, искавший Бога. Несколько дней он пропускает школу, чтобы добыть еду для своей семьи.
- Коротышка Кривоногий: отец Джорджа и Сесила, серьезный алкоголик, который плохо обеспечивает своих сыновей.
- Сюзанна: заботливая молодая женщина, подруга Джорджа Криволегса, жившая в коммуне хиппи в начале романа, бросила школу в 10-м классе, примерно в 17 или 18 лет по сюжету.
- Тед Айзекс: аспирант антропологии, раскапывающий места профессора Рейнольдса в Фолсоме .
- Честер Рейнольдс: профессор антропологии и научный руководитель Айзекса, ученый с хорошей репутацией и слишком большими амбициями.
- Отец Инглес: францисканский священник миссионерской школы Святого Антония, которую посещали все трое мальчиков.
- Хэлси: лидер «Руна Джейсона», коммуны хиппи, где живет Сюзанна, когда история начинается.
- Джон О'Мэлли: агент ФБР , которого Липхорн считает типичным из всех агентов ФБР.
- Бейкер: федеральный агент по борьбе с наркотиками, или «нарк».
Темы
[ редактировать ]Темы книги включают религию зуни , долгую историю между навахо и зуни , контрасты между культурой зуни и навахо и историями происхождения, а также контраст между образом жизни белого человека и образом жизни навахо.
Заголовок
[ редактировать ]Название представляет собой вольный перевод концепции зуни, Котлувалава. Танец — это то, чем человек занимается, когда нет работы или нет представления о рае, небесном пространстве или жизни после смерти. [ 1 ] [ 2 ] Молодой Джордж искал это как место, а не концепцию, где он мог бы узнать больше. В его воспитании навахо не было понятия о рае, поэтому в его языке не было слова для этой концепции зуни.
Отзывы и литературное значение
[ редактировать ]Kirkus Reviews считает, что Хиллерман изображает индейцев с любовью и достоинством:
Лейтенант навахо Джо Лиафорн из «Пути благословения» , который ходит и тихо разговаривает, снова вернулся, пытаясь выяснить, почему юноша Джордж Криволегс, тоже навахо, пропал, а его друг из соседней резервации зуни был убит. Джордж, нервный, одинокий ребенок с мистическими наклонностями, совсем недавно увлекся качинами Зуни, и есть более земные вещи, о которых стоит подумать - археологические раскопки и коммуна с наркотиками. Не слишком серьезно - история не в этом - это что угодно, только не деревянные индейцы Хиллермана и то, как он с любовью и достоинством передает их образ жизни. [ 3 ]
Роман является предметом статьи Брюстера Фитца, где он отмечает, что «полицейские навахо Хиллермана, Джим Чи и Джо Липхорн, являются, однако, вероятно, единственными на сегодняшний день неанглоязычными или неевропейскими детективами, чье образование включает ученые степени в области гуманитарных наук». (2) Хиллерман объяснил, что это формальное изучение антропологии, которым занимались его детективы до прихода в полицию племени навахо, дает им достоверные знания. о технических особенностях индейской культуры и религии, о которых средний навахо не смог бы говорить. Одна из целей Хиллермана, включив эту подробную культурную информацию в популярную литературную форму, состоит в том, чтобы научить своих читателей, развлечь их и помочь им понять, что Индейские народы Юго-Запада, далекие от «примитивных дикарей», обладают сложным и замечательным культурным наследием.(3) Другими словами, в своих романах Хиллерман стремится бороться с этноцентризмом и невежеством. которые доминировали в взглядах большинства на индейские культуры». [ 4 ]
Награды
[ редактировать ]«Танцевальный зал мертвых» получил премию Эдгара 1973 года за лучший роман. [ 5 ]
Аллюзии на реальные события и культуры
[ редактировать ]Автор включает примечание о том, как рассматривать то, что Джо Липхорн узнает о религии зуни и церемониях Шалако, в ходе романа.
В этой книге обстановка подлинная. Деревня Зуни, ландшафт резервации Зуни и прилегающей к ней резервации Рамах Навахо точно изображены, насколько я могу. Персонажи чисто вымышленные. Взгляд, который читатель получит на религию Шалако, такой же, каким его мог бы увидеть навахо, интересующийся этнологией. Оно не претендует на нечто большее. [ 6 ]
По ходу истории описывается большая часть мифов о происхождении навахо и специфических культурных практик (например, оставление хоганов смерти, если мертвый человек пролежал там некоторое время перед тем, как его похоронили), и часто аспекты противопоставляются тому, что понимает Лиафорн или отец Инглес. практик зуни (например, роль качина ( имеются в виду танцоры качина, а не куклы) и масок качина в культуре зуни, наличие или отсутствие представления о жизни после смерти).
История отражает недавно возникшую наркокультуру в США и феномен коммун хиппи для молодых людей, желающих попробовать новый образ жизни. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Он контрастирует с Сюзанной, молодой белой женщиной, которую отец выгнал из дома, с Джорджем и Сесилом, мальчиками навахо, чья мать не присутствовала, а отец был алкоголиком, оставив Джорджа поддерживать семью, пока он ходил в школу.
География
[ редактировать ]В своей книге 2011 года « Навахоленд Тони Хиллермана: убежища, прибежища и убежища в тайнах Джо Липхорна и Джима Чи» автор Лоуренс Д. Линфорд перечислил следующие 11 географических мест, реальных и вымышленных, упомянутых в «Танцевальном зале мертвых» . [ 10 ]
Кукурузная гора, Нью-Мексико Каньон Койот Койот-Уош, Нью-Мексико Гэллап, Нью-Мексико Озеро Нутрия, Нью-Мексико Охо Кальенте, Нью-Мексико Рама, Нью-Мексико Шипрок (сообщество), Нью-Мексико Зуни Пуэбло, Нью-Мексико Зуни Меса (вымышленное место) Зуни-Уош или река Зуни, Нью-Мексико и Аризона
См. также
[ редактировать ]- Округ Мак-Кинли, Нью-Мексико
- Раскрашенная пустыня, Аризона
- Индейская резервация Рамах Навахо
- Индейская резервация Зуни
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Котлувалава» . Мифологический словарь. Архивировано из оригинала 22 мая 2014 года . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ «Котлувалава (Колувала:ва)» . Портал Тони Хиллермана . Библиотека Университета Нью-Мексико . Проверено 20 февраля 2016 г.
- ^ «Танцевальный зал мертвых» (изд. от 1 октября 1973 г.). Обзоры Киркуса. 4 апреля 2012 года . Проверено 20 мая 2014 г.
- ^ Фитц, Брюстер Э. (июнь 1997 г.). Тони Хиллермана «Этноцентрическая вина в Танцевальном зале мертвых » . МЕЛУС . стр. 91–104. Архивировано из оригинала 19 июня 2019 года.
- ^ «База данных лауреатов премии Эдгара (r) американских детективных писателей» . Theedgars.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2018 г. Проверено 7 марта 2012 г.
- ^ Хиллерман, Тони (1973). Танцевальный зал мертвых . п. Примечание автора.
- ^ Фаррелл, Алисия. « Какое это было долгое и странное путешествие»: использование и злоупотребление психоделиками в психотерапии с 1949 года по настоящее время» (PDF) . Университет Массачусетса . Проверено 22 февраля 2016 г.
- ^ Робисон, Дженнифер (2 июля 2002 г.). «Десятилетия употребления наркотиков: данные 60-х и 70-х годов» . Гэллап . Проверено 21 мая 2014 г.
- ^ «Незаконные наркотики в Америке: современная история» . Арлингтон, Вирджиния: Музей и центр посетителей DEA . Проверено 21 мая 2014 г.
- ^ Линфорд 2011 , стр. 326.
Источники
[ редактировать ]- Линфорд, Лоуренс Д. (2011). «Указатель мест по названию Хиллермана». Навахоленд Тони Хиллермана: убежища, прибежища и убежища в загадках Джо Липхорна и Джима Чи . Университет Юты Пресс. ISBN 978-1-60781-988-2 – через проект MUSE.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Танцевальный зал мертвых на портале Тони Хиллермана в библиотеке Университета Нью-Мексико