Атасайя
Атасайя (альтернативно пишется Атасайя или Атасая ) — гигантский -каннибалист демон в религии и мифах народа зуни на юго-западе Соединенных Штатов . [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]Атасайя — демон и, следовательно, духовное существо. Но Атасайя также изображается имеющим физическую форму. Он гигант, в несколько раз крупнее обычного человека. В одной истории он изображен настолько огромным, что не может вместить свои плечи в пещеру, через которую может легко пройти обычный человек. [ 1 ] В другом говорится, что его туловище по крайней мере такого же размера, как у большого лося . [ 2 ] В одной из историй говорится, что у него длинные, растрепанные седые волосы и руки с такой толстой и узловатой кожей, что костяшки пальцев кажутся рогатыми. [ 3 ] В другом рассказе говорится, что у него волосы на груди колючие, как иглы дикобраза, огромные мускулистые руки, покрытые черно-белой чешуей, голова, покрытая щетинистыми волосами, похожими на гриву бизона , рот, простирающийся от уха до кончиков пальцев. ухо и морщинистое, опухшее красное лицо. [ 4 ] Некоторые истории сходятся во мнении, что у него были выпученные глаза, которые не моргали, желтые клыки, торчащие из губ, и длинные когти. [ 3 ]
Атасайя изображена обладающей рядом неприятных черт поведения. Он каннибал, но он не только поедает своих собратьев-демонов, но и жаждет человеческой плоти. [ 5 ] [ 6 ] Он также заядлый лжец. [ 1 ] [ 6 ]
Атасайю часто изображают вооруженной оружием. В одной истории его оружием является огромный кремневый топор. [ 1 ] В другом рассказе говорится, что он носит кремневый нож «шириной с человеческое бедро и вдвое длиннее» (что также указывает на его рост). [ 6 ] Этим ножом он выталкивает волосы из глаз, оставляя их волосы алыми от крови. [ 6 ] Иногда говорят, что он носит лук, сделанный из саженца дуба . [ 6 ]
В мифе и истории
[ редактировать ]Атасайя появляется во многих легендах зуни. В рассказе «Атасайя, демон-каннибал» демон лжет двум молодым девушкам, которые (полагая, что он их уродливый дедушка) следуют за Атасайей к его дому. Демон пытается накормить их супом из человеческих детей, но они его обманывают и не едят. [ 7 ] Он пытается заставить девиц причесать его, но они снова обманывают его и не трогают. Боги войны-близнецы зуни, Охайута и Матсаилема, спасают двух молодых женщин и убивают демона. Они снимают с него шкуру и создают из его шкуры чучело. Затем они обманом заставляют свою бабушку поверить, что это Атасайя. Когда она узнает правду, она заявляет, что никогда больше не навещает их. [ 8 ]
В рассказе «Охотница на кроликов и ее приключения» молодая женщина покидает свою голодающую семью, чтобы поохотиться на кроликов , чтобы поесть. Опытный охотник, она ловит много кроликов. Она попадает в метель и ищет убежища в пещере. Атасайя находит ее там, но не может войти из-за своего огромного размера. Он требует съесть все, что у нее есть, и она отдает ему не только своих кроликов, но и свое охотничье снаряжение, и саму свою одежду. Неудовлетворенный Атасайя пытается проникнуть в пещеру, используя свою кремневую дубинку. Боги-близнецы войны, Охаюта и Матсаилема, слышат шум и убивают Атасайю. Два героя охраняют девушку ночью. На следующий день ради нее убивают сотни кроликов и отправляют обратно в деревню. Девушка узнает, что хоть женщина и может быть великой охотницей, для нее лучше выйти замуж за великого охотника, чем самой быть ею. [ 9 ]
По словам антрополога Элси Клюс Парсонс , Атасайя участвует в духовном танце зуни, призванном преподавать детям уроки послушания. [ 10 ] В фольклоре зуни а'дошле - это «бог-дедушка», а суке - «бог-бабушка» - изображения Атасайи. [ 11 ] Старейшины племен часто изображают а'дошле и сууке в танцах, призванных напугать детей и внушить им необходимость послушания (чтобы а'дошле или сууке не увлекли их к ужасам в духовном мире). А'дошле носит черную маску с белыми пятнами и длинными, густыми черными волосами (маска суке белая с черными точками и белыми, волокнистыми волосами). [ 12 ] Обе маски имеют желтые выступающие зубы и бивни. [ 13 ] У а'дошле есть кремневый нож, которым он зачесывает волосы назад. [ 14 ] Танец, в котором появляется Атасайя, — это танец «ва'темпла», или «Все стада», исполняемый в конце зимы или начале весны. [ 15 ] Цель танца — «отереть землю», позволить мертвым вещам разложиться, а земле и людям обновиться. [ 16 ]
Совсем недавно поэтесса Джанет К. Бреннан написала стихотворение об Атасайе, изобразив демона в виде нежного гиганта, ловящего светлячков. [ 17 ]
В своей серии о Лиззи Грейс автор Кери Артур рассказывает, как одна из них была вызвана главной ведьмой-вампиром, чтобы отомстить своему создателю в «Конце теней» .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Джексон и Макфарлан, Легенды североамериканских индейцев, 2001, с. 58.
- ^ Кушинг, Народные сказки Зуни, Нью-Йорк: Патнэм, 1931, с. 260.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон и Макфарлан, Легенды североамериканских индейцев, 2001, с. 60.
- ^ Кушинг, Народные сказки Зуни, Нью-Йорк: Патнэм, 1931, с. 260-261.
- ^ Джексон и Макфарлан, Легенды североамериканских индейцев, 2001, с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кушинг, Народные сказки Зуни, Нью-Йорк: Патнэм, 1931, с. 261.
- ^ Кушинг, Народные сказки Зуни, 1931, с. 266.
- ^ Кушинг, Народные сказки Зуни, 1931, с. 260-272.
- ^ Джексон и Макфарлан, Легенды североамериканских индейцев, 2001, с. 54-61.
- ^ Парсонс, «Зуни А'дошле и Сууке», американский антрополог, июль-сентябрь 1916 г., стр. 342-344.
- ^ Парсонс, «Зуни А'дошле и Сууке», американский антрополог, июль-сентябрь 1916 г., стр. 339-340.
- ^ Парсонс, «Зуни А'дошле и Сууке», американский антрополог, июль-сентябрь 1916 г., стр. 340.
- ^ Парсонс, «Зуни А'дошле и Сууке», американский антрополог, июль-сентябрь 1916 г., стр. 340-341.
- ^ Парсонс, «Зуни А'дошле и Сууке», американский антрополог, июль-сентябрь 1916 г., стр. 341.
- ^ Парсонс, «Зуни А'дошле и Сууке», американский антрополог, июль-сентябрь 1916 г., стр. 341-342.
- ^ Парсонс, «Зуни А'дошле и Сууке», американский антрополог, июль-сентябрь 1916 г., стр. 342.
- ^ Бреннан, Нежные буксиры: праздник жизни, любви и других пристрастий, 2010, с. 11.
Библиография
[ редактировать ]- Бреннан, Джанет К. Нежные буксиры: праздник жизни, любви и других пристрастий. Альбукерке, Нью-Мексико: Casa de Snapdragon, 2010.
- Кушинг, Фрэнк Гамильтон. Народные сказки Зуньи. Нью-Йорк: Патнэм, 1931.
- Джексон, Эверетт Джи и Макфарлан, Аллан А. Легенды североамериканских индейцев. Минеола, Нью-Йорк: Dover Publishing, 2001.
- Парсонс, Элси Клюс. «Зуни Адошле и Сууке». Американский антрополог. Июль-сентябрь 1916 г.