Зуни-фетиши



Фетиши зуни — это небольшие резные изделия, в основном из камня, а также ракушек, окаменелостей и других материалов сделанные народом зуни . В сообществе зуни эти резные фигурки служат церемониальным целям их создателей и изображают животных и значки, неотъемлемые части их культуры. Как форма современного индейского искусства , они продаются коллекционерам по всему миру со светскими намерениями. До создания некоренного рынка фетишей хопи , навахо и другие народы пуэбло , особенно в Кева-Пуэбло, также вырезали и использовали фетиши. [ 1 ]
Направления и типология
[ редактировать ]Основным неместным источником академической информации о фетишах зуни является Второй годовой отчет Бюро этнологии, представленный в 1881 году Фрэнком Гамильтоном Кушингом и посмертно опубликованный как «Фетиши зуни» в 1966 году с несколькими более поздними переизданиями. Кушинг сообщает, что зуни разделили мир на шесть регионов или направлений: север, запад, юг, восток, верх и низ. В центре каждого региона находится огромная горная вершина, которая является священным местом. Желтая гора на севере, синяя гора на западе, красная гора на юге, белая гора на востоке, разноцветная гора наверху и черная гора внизу. [ 2 ]
Каждое направление представлено Богом - Хищником или животным-хранителем, и Кушинг перечислил их следующим образом:
- север: желтый горный лев
- запад: черный медведь (представлен синим цветом),
- юг: красный барсук,
- восток: белый волк,
- выше или небо: разноцветный орел,
- внизу или под землей: черная землеройка (часто ошибочно называемая «кротом», но на Юго-Западе кроты не живут).
Каждый бог-хищник является «хранителем и хозяином» своего региона, а желтый пума является старшим братом всех животных, а также хозяином и хранителем всех регионов. В каждом из этих регионов есть отряд всех животных-хранителей, но «хранитель и хозяин» определенного региона является старшим братом всех животных этого региона. Считается, что эти стражи обладают защитными и целебными способностями. Они удерживаются жрецами врачебных орденов как бы «в плену» и выступают посредниками между жрецами и животными, которых они представляют. [ 3 ]
Вторая группа фетишей, Хищные Боги Охоты , принадлежащие Охотничьему Ордену, или Обществу, приводятся в «молитвенных песнях Са-ни-а-киа-кве ». Эти животные-хранители такие же, как и в исходных регионах, за исключением койота, который заменяет медведя; и дикая кошка (или рысь), заменяющая красного барсука. [ 4 ] Са-ни-а-киа – это пробуждение фетиша, а впоследствии и силы охотника. [ 5 ]
Помимо упомянутых выше животных, типичные фетиши зуни изображают таких животных, как волк, барсук, медведь, пума, орел, крот, лягушка, олень, баран и другие. Современные резчики многие создают изображения экзотических предметов - например, динозавров - или некоторых насекомых и рептилий, которые являются обычными, но более неотъемлемыми для петроглифов , символики и образцов дизайна в керамике - например, стрекоз, бабочек, водяных пауков и ящериц. [ 6 ] Других животных, например лошадей, в прошлом вырезали в основном для торговли. Зуни не принадлежали к конной культуре, но конные культуры севера считали, что их резьба по лошадям имеет огромную силу для защиты их стад. [ 7 ]
Материалы
[ редактировать ]Исторически резчики использовали местные материалы или предметы, приобретенные в результате торговли или паломничества. Самым важным из этих материалов была бирюза , которую зуни считают священным камнем. гагат , ракушка (преимущественно перламутр Также часто используются ) и коралл. Эти материалы и связанные с ними цвета являются основными в солнечном лице зуни, культурном символе, который присутствует в украшениях и фетишах зуни и представляет их Отца-Солнца. Другими используемыми материалами являются травертин или «камень Зуни», рыбий камень, яшма , трубочный камень , мрамор или органические предметы, такие как окаменелая слоновая кость, кость , оленьи или лосиные рога . даже искусственные вещества, такие как шлаковое Используются стекло. Но исторически наиболее часто используемым камнем был змеевик , местный мягкий камень, который в изобилии встречается в горах Зуни , а также в Аризоне . В последние годы резные фигурки зуни, или фетиши , стали популярными предметами коллекционирования , и ремесленники зуни ознакомились с материалами, доступными со всех уголков мира, чтобы удовлетворить эстетические вкусы коллекционеров. [ 8 ]
Святость
[ редактировать ]В космологии зуни и соседних племен считается, что каждое животное обладает присущими ему способностями или качествами, которые могут помочь владельцу. Навахо, например, ценили и обменивали фигурки лошадей, овец, крупного рогатого скота или коз, чтобы защитить свое стадо от болезней и обеспечить плодородие. [ 7 ] Охотник-зуни, или «брат-добыча», должен был иметь свои фетиши (боги-добычи охоты) с «Хранителем» и практиковать церемонию поклонения при приобретении любимого или подходящего фетиша, чтобы помочь в успешной охоте. Во время церемонии охоты Хранитель преподносил охотнику глиняный горшок с фетишами. Повернув в сторону выбранного фетиша, горшок посыпали лекарственной мукой и читали молитву. Фетиш помещался в сумку из оленьей кожи и носил охотником на сердце (Cushing, 1994:33). Фетиш помогает в погоне и представляет собой «рев животного», а также питается кровью убитой добычи. [ 9 ]
В дополнение к Богам-хищникам Шести регионов с их охранными и целебными силами, а также Богам-хищникам Охоты, которые помогают в погоне, Кушинг называет трех Богов-хищников Жречества Лука, общества, членом которого он был. , которые помогают Жрецу Лука во время путешествия по региону, где он может быть захвачен врагом. Это горный лев и большой белый медведь, принадлежащие «небесам», а также бог-хищник в человеческой форме, украшенный «кремневыми перьями и хвостом». Наконечник стрелы, «символ Са-ва-никия», или «лекарство войны», на спине или боку любого из этих животных не позволял воину быть застигнутым врасплох врагом, а наконечник стрелы на спине живот или ноги стирали следы авианосца, чтобы противник не мог их преследовать. В отличие от Хищных Богов Охоты, эти фетиши никогда не передавались хранителю, но, как и Хищные Боги Охоты, их кормили кровью убитых, и их церемония включала в себя разнесение священной муки в четырех направлениях и чтение молитвы. подобно Хищным Богам Шести Регионов, они защищали носителя. [ 10 ]
Что касается питания, то в культуре зуни считается, что фетиши требуют периодического употребления кукурузной муки и молотой бирюзы. фетиши можно хранить в глиняном По традиции горшке, хотя коллекционеры обычно предпочитают хранить свои фетиши где-нибудь, где ими можно будет восхищаться. Любые фетиши, кроме очень деликатных, владелец мог носить в кармане, сумке или сумке.
Хотя резные фигурки фетишей зуни, доступные для продажи в Интернете, считаются «фетишами зуни», вырезанными различными известными резчиками зуни, настоящие фетиши зуни не покидают деревню, благословляются духовным лидером и используются самим резчиком или специальный получатель. [ 11 ]
Религия как искусство
[ редактировать ]
Фетишные резные фигурки зуни существуют уже много веков. Древние изображения пуэбло были более ранней формой резьбы по фетишу зуни. Лишь недавно фетиши были вырезаны на продажу и покинули деревню. Хотя резные фигурки фетишей зуни, которые вы видите в продаже в Интернете, считаются фетишами зуни, вырезанными различными известными резчиками зуни, настоящие фетиши зуни не покидают деревню, благословляются шаманом или знахарем и используются самим резчиком. или специальный получатель. [ 11 ]
Стили художника столь же уникальны, как и сами художники, и многие из них пользуются большим спросом у коллекционеров. Некоторые коллекционеры предпочитают фигурки, которые выглядят более реалистично, в то время как другие предпочитают более классические стили, присущие верованиям зуни. Традиционная точка зрения зуни заключается в том, что малейшая модификация исходного материала сохраняет или усиливает силу фетиша как «естественного отвердения». [ 12 ] Реализм в стиле резьбы зависит от убеждений его владельца, а реализм в современной резьбе является продуктом запросов и требований коллекционеров, а также намерения резчиков Зуни повысить уровень своего вида искусства посредством участия в мире современного искусства. искусство. Загадка или кажущийся парадокс, относящийся к вере и реализму зуни в искусстве, разрешается тем, что резные изделия для продажи и коллекционирования производятся без религиозного намерения. По этой причине некоторые резчики предпочитают термин «резьба», а не термин «фетиши», когда речь идет о предложениях для коллекционеров.
Фетиш может быть подписан резчиком или нет. Персонализация путем подписания произведения искусства нарушает историческое представление зуни о целях сообщества, а подписание произведений искусства - это концепция, представленная зуни англоязычными коллекционерами в начале 20 века (ок. 1915 г.). Однако часто резчик зуни чувствует, что его собственный уникальный стиль легко идентифицировать, и стиля фетиша будет достаточно, чтобы идентифицировать резчика так же уверенно, как и любой другой знак. Большинство резчиков прошли семейную практику и научились своему мастерству у родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, а также передали это искусство своим детям.
что современный фетиш изготавливается из различных камней и других материалов (каждый материал имеет уникальные свойства), он может нести в себе подношение в виде животного меньшего размера или молитвенный сверток из резных наконечников стрел с мелкими бусинами хейше Помимо того , . Он может быть украшен ожерельем хейше, перьями, гравюрами, изображающими древние петроглифы , или выгравированной или инкрустированной линией сердца. Эти небольшие предметы, хотя и красочные на первый взгляд, предназначены для защиты и питания самого фетиша. [ 13 ]
Семьи резчиков-фетишистов Зуни 20-го и 21-го веков
[ редактировать ]Резчики зуни, как правило, работают семьями. Член семьи может быть усыновлен членом другого клана или родственником, поэтому фамилии могут различаться, и генеалогическое древо не обязательно соответствует «строгим родословным». [ 14 ] [ 15 ]
- Семья Гэри Акка [ 15 ]
- Семья Кента и Терри Бантеа [ 15 ]
- Семьи Бица и Калестева [ 14 ]
- Семья Риксона Калестева [ 15 ]
- Семья Уилфреда и Файлены Качини [ 15 ]
- Это называется семья [ 15 ] [ 16 ]
- Семья Эмери и Дэйзи Эриачо [ 15 ]
- Семья Джорджи Халу Чичи [ 14 ]
- Семья Леонарда Халата [ 14 ]
- Семья Герберта Халата [ 15 ]
- Семья Халу [ 14 ] [ 17 ]
- Семья Герберта Хустито [ 15 ]
- Семьи Хустито и Лоусати [ 14 ]
- Семья Теодора Кукате [ 14 ]
- Будьте семьей [ 14 ] [ 18 ]
- Семья Ликья [ 15 ]
- Семья Ликья Деюссе [ 14 ]
- Семьи Лунаси, Цетликай и Чавес [ 14 ] [ 15 ]
- Семьи Махути, Ласилу и Лайвакете [ 14 ]
- Семья Улисса Махки [ 15 ]
- Семья Верна Найт [ 15 ]
- Семья Пейна [ 15 ]
- Семья Сепо Пончуэлла [ 14 ]
- Семья Пончо [ 14 ]
- Какая семья [ 19 ]
- Семья Андреса и Джувелиты Куам [ 15 ]
- Семьи Эндрю Эмерсона Куама и Босси Куама [ 14 ]
- Семьи Джонни Куама и Вестики [ 14 ]
- Большие семьи Натевы, Далласа Куама и Пантеа [ 14 ]
- Семья Тайлера Куама [ 15 ]
- Семья Роды Куам [ 15 ]
- Семья Кванделаси [ 14 ] [ 15 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
- Семья Мелвина Сандовала [ 15 ]
- Семья Шече [ 15 ]
- Семья Аннетт Цикева и Эддингтон Ханнавик [ 15 ]
- Семья Тедди Уики [ 14 ] [ 27 ]
- Семья Саула Юселева [ 14 ]
- Найти расширенную семью [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бахти, Марк (2016). Дух в камне: Справочник по резным изображениям животных и верованиям в Юго-Западной Индии (2-е изд.). Тусон, Аризона: Издательство Rio Nuevo. стр. 10–16. ISBN 978-1-9338-5597-4 .
- ^ Кушинг, 1994:17
- ^ Кушинг, 1994: 17-19.
- ^ Кушинг, 1994:20
- ^ Кушинг, 1994:15
- ^ см. Бунцель, 1929; Янг, 1988 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кушинг, 1994, Введение Бахти.
- ^ МакМанис, 1998 г.
- ^ Кушинг, 1994:35
- ^ Кушинг, 1994: 40–43.
- ^ Перейти обратно: а б Холмс, Джилл. «Фетиши Зуни» . Бабье лето . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Кушинг, 1994:12.
- ^ Кушинг, 1994 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т МакМанис, Кент (2004). Зуни Фетиши и резные фигурки (3-е издание; впервые опубликовано в 1995 г.). Тусон, Аризона: Издательство New River. ISBN 1-887896-59-7 . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Роди, Мэриан; Остлер, Джеймс (1995). Резчики-фетиши Зуни . Альбукерке и Зуни: Музей антропологии Максвелла. ISBN 0-912535-10-5 . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ «Фетиш лягушек: Фабиан Чима, А:шиби (Зуни), р. 1952» . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ «Семья Халу» . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ «Семья Ликья» . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ «Семья Квам» . Национальный музей американских индейцев . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Лора, Кристина С. (1983). «Ювелирные изделия американских индейцев: от Нью-Мексико до мира» . Коммерческие новости США . 5 (3) . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ «Путеводитель коллекционера: Санта-Фе, Таос, Альбукерке» . Путеводитель коллекционера . 16 (2): 1, 263, 293, 381. 2002 . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Чирилло, Декстер; Нортруп, Стивен (1992). Ювелирные изделия Юго-Западной Индии . WW Нортон. стр. 59, 63, 233. ISBN. 9781558592827 . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Пейдж, Сюзанна; Пейдж, Джейк (1998). Полевое руководство по декоративно-прикладному искусству Юго-Западной Индии . Случайный дом. стр. 152, 202. ISBN. 9780679770275 . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Рино, Дон Э. (1995). Современные индейские художники . Издательство Альянс. стр. 6, 11, 12. ISBN. 9780964150966 . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ «Рисунок: Фэй Кванделаси, Ашиви (Зуни), 1958 г.р.» . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ «Фигура медвежьего фетиша: Эллен Кванделаси, А: Шиви (Зуни), 1924–2002» . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ «Веаки» . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Проверено 14 июня 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бахти, Марк (1999, 2016) Дух в камне: Справочник по резным изображениям животных и верованиям Юго-Западной Индии ISBN 978-1-88789-6092
- Бунцель, Рут Л. (1929). Гончар-пуэбло: исследование творческого воображения в примитивном искусстве . ISBN 0-486-22875-4
- Кушинг, Фрэнк Гамильтон (1994). Зуни-фетиши . Десятое издание. Перепечатка второго годового отчета Бюро этнологии, 1883 г. Введение Тома Бахти. Асин B000TH8P4C
- Финкельштейн, Гарольд (1994). Фетиш-резьба Зуни . ISBN 0-9641042-0-2
- МакМанис, Кент (1998). Путеводитель по фетишам и резьбе зуни, том II, «Материалы и резчики». ISBN 1-887896-11-2
- Янг, М. Джейн (1988). Знаки предков: культурный символизм и представления зуни в наскальном искусстве. Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 0-8263-1203-9
- Холмс, Джилл М. (1996). «Минералы и их метафизические свойства» , веб.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кушинг, Фрэнк Гамильтон, Марк Бахти (1999). Зуни-фетиши . Перепечатка второго годового отчета Бюро этнологии, 1883 г. Введение Тома Бахти. ISBN 0-88714-144-7 .
- МакМанис, Кент (1995). Путеводитель по фетишам и резным фигуркам зуни . ISBN 0-918080-77-0
- МакМанис, Кент (1998). Путеводитель по фетишам и резным изделиям зуни, том II, «Материалы и резчики» . ISBN 1-887896-11-2 .
- МакМанис, Кент (2003). Резчики-фетиши Зуни: Мастера середины века . ISBN 9780997310931
- Риггс, Дэвид Остин, Дарлин Мидер Риггс (2008). ДУХИ ЗУНИ: портфолио прекрасных резных фигурок в стиле зуни . Вступительное слово губернатора Зуни Нормана Куэйта.
- Беннетт, Хэл Зина (1993). ФЕТИШИ ЗУНИ: использование предметов коренных американцев для медитации, размышлений и прозрения. ISBN 0-06-250069-4