Jump to content

Зуни-фетиши

Фетиш медведя Зуни с бирюзовой линией сердца
Зуни, фетиш волка
Зуни, фетиш с орлом

Фетиши зуни — это небольшие резные изделия, в основном из камня, а также ракушек, окаменелостей и других материалов сделанные народом зуни . В сообществе зуни эти резные фигурки служат церемониальным целям их создателей и изображают животных и значки, неотъемлемые части их культуры. Как форма современного индейского искусства , они продаются коллекционерам по всему миру со светскими намерениями. До создания некоренного рынка фетишей хопи , навахо и другие народы пуэбло , особенно в Кева-Пуэбло, также вырезали и использовали фетиши. [ 1 ]

Направления и типология

[ редактировать ]

Основным неместным источником академической информации о фетишах зуни является Второй годовой отчет Бюро этнологии, представленный в 1881 году Фрэнком Гамильтоном Кушингом и посмертно опубликованный как «Фетиши зуни» в 1966 году с несколькими более поздними переизданиями. Кушинг сообщает, что зуни разделили мир на шесть регионов или направлений: север, запад, юг, восток, верх и низ. В центре каждого региона находится огромная горная вершина, которая является священным местом. Желтая гора на севере, синяя гора на западе, красная гора на юге, белая гора на востоке, разноцветная гора наверху и черная гора внизу. [ 2 ]

Каждое направление представлено Богом - Хищником или животным-хранителем, и Кушинг перечислил их следующим образом:

  • север: желтый горный лев
  • запад: черный медведь (представлен синим цветом),
  • юг: красный барсук,
  • восток: белый волк,
  • выше или небо: разноцветный орел,
  • внизу или под землей: черная землеройка (часто ошибочно называемая «кротом», но на Юго-Западе кроты не живут).

Каждый бог-хищник является «хранителем и хозяином» своего региона, а желтый пума является старшим братом всех животных, а также хозяином и хранителем всех регионов. В каждом из этих регионов есть отряд всех животных-хранителей, но «хранитель и хозяин» определенного региона является старшим братом всех животных этого региона. Считается, что эти стражи обладают защитными и целебными способностями. Они удерживаются жрецами врачебных орденов как бы «в плену» и выступают посредниками между жрецами и животными, которых они представляют. [ 3 ]

Вторая группа фетишей, Хищные Боги Охоты , принадлежащие Охотничьему Ордену, или Обществу, приводятся в «молитвенных песнях Са-ни-а-киа-кве ». Эти животные-хранители такие же, как и в исходных регионах, за исключением койота, который заменяет медведя; и дикая кошка (или рысь), заменяющая красного барсука. [ 4 ] Са-ни-а-киа – это пробуждение фетиша, а впоследствии и силы охотника. [ 5 ]

Помимо упомянутых выше животных, типичные фетиши зуни изображают таких животных, как волк, барсук, медведь, пума, орел, крот, лягушка, олень, баран и другие. Современные резчики многие создают изображения экзотических предметов - например, динозавров - или некоторых насекомых и рептилий, которые являются обычными, но более неотъемлемыми для петроглифов , символики и образцов дизайна в керамике - например, стрекоз, бабочек, водяных пауков и ящериц. [ 6 ] Других животных, например лошадей, в прошлом вырезали в основном для торговли. Зуни не принадлежали к конной культуре, но конные культуры севера считали, что их резьба по лошадям имеет огромную силу для защиты их стад. [ 7 ]

Материалы

[ редактировать ]

Исторически резчики использовали местные материалы или предметы, приобретенные в результате торговли или паломничества. Самым важным из этих материалов была бирюза , которую зуни считают священным камнем. гагат , ракушка (преимущественно перламутр Также часто используются ) и коралл. Эти материалы и связанные с ними цвета являются основными в солнечном лице зуни, культурном символе, который присутствует в украшениях и фетишах зуни и представляет их Отца-Солнца. Другими используемыми материалами являются травертин или «камень Зуни», рыбий камень, яшма , трубочный камень , мрамор или органические предметы, такие как окаменелая слоновая кость, кость , оленьи или лосиные рога . даже искусственные вещества, такие как шлаковое Используются стекло. Но исторически наиболее часто используемым камнем был змеевик , местный мягкий камень, который в изобилии встречается в горах Зуни , а также в Аризоне . В последние годы резные фигурки зуни, или фетиши , стали популярными предметами коллекционирования , и ремесленники зуни ознакомились с материалами, доступными со всех уголков мира, чтобы удовлетворить эстетические вкусы коллекционеров. [ 8 ]

Святость

[ редактировать ]

В космологии зуни и соседних племен считается, что каждое животное обладает присущими ему способностями или качествами, которые могут помочь владельцу. Навахо, например, ценили и обменивали фигурки лошадей, овец, крупного рогатого скота или коз, чтобы защитить свое стадо от болезней и обеспечить плодородие. [ 7 ] Охотник-зуни, или «брат-добыча», должен был иметь свои фетиши (боги-добычи охоты) с «Хранителем» и практиковать церемонию поклонения при приобретении любимого или подходящего фетиша, чтобы помочь в успешной охоте. Во время церемонии охоты Хранитель преподносил охотнику глиняный горшок с фетишами. Повернув в сторону выбранного фетиша, горшок посыпали лекарственной мукой и читали молитву. Фетиш помещался в сумку из оленьей кожи и носил охотником на сердце (Cushing, 1994:33). Фетиш помогает в погоне и представляет собой «рев животного», а также питается кровью убитой добычи. [ 9 ]

В дополнение к Богам-хищникам Шести регионов с их охранными и целебными силами, а также Богам-хищникам Охоты, которые помогают в погоне, Кушинг называет трех Богов-хищников Жречества Лука, общества, членом которого он был. , которые помогают Жрецу Лука во время путешествия по региону, где он может быть захвачен врагом. Это горный лев и большой белый медведь, принадлежащие «небесам», а также бог-хищник в человеческой форме, украшенный «кремневыми перьями и хвостом». Наконечник стрелы, «символ Са-ва-никия», или «лекарство войны», на спине или боку любого из этих животных не позволял воину быть застигнутым врасплох врагом, а наконечник стрелы на спине живот или ноги стирали следы авианосца, чтобы противник не мог их преследовать. В отличие от Хищных Богов Охоты, эти фетиши никогда не передавались хранителю, но, как и Хищные Боги Охоты, их кормили кровью убитых, и их церемония включала в себя разнесение священной муки в четырех направлениях и чтение молитвы. подобно Хищным Богам Шести Регионов, они защищали носителя. [ 10 ]

Что касается питания, то в культуре зуни считается, что фетиши требуют периодического употребления кукурузной муки и молотой бирюзы. фетиши можно хранить в глиняном По традиции горшке, хотя коллекционеры обычно предпочитают хранить свои фетиши где-нибудь, где ими можно будет восхищаться. Любые фетиши, кроме очень деликатных, владелец мог носить в кармане, сумке или сумке.

Хотя резные фигурки фетишей зуни, доступные для продажи в Интернете, считаются «фетишами зуни», вырезанными различными известными резчиками зуни, настоящие фетиши зуни не покидают деревню, благословляются духовным лидером и используются самим резчиком или специальный получатель. [ 11 ]

Религия как искусство

[ редактировать ]
Чучела животных зуни, обожженные из глины, до 1880 года. Из Бюро американской этнологии. отчета

Фетишные резные фигурки зуни существуют уже много веков. Древние изображения пуэбло были более ранней формой резьбы по фетишу зуни. Лишь недавно фетиши были вырезаны на продажу и покинули деревню. Хотя резные фигурки фетишей зуни, которые вы видите в продаже в Интернете, считаются фетишами зуни, вырезанными различными известными резчиками зуни, настоящие фетиши зуни не покидают деревню, благословляются шаманом или знахарем и используются самим резчиком. или специальный получатель. [ 11 ]

Стили художника столь же уникальны, как и сами художники, и многие из них пользуются большим спросом у коллекционеров. Некоторые коллекционеры предпочитают фигурки, которые выглядят более реалистично, в то время как другие предпочитают более классические стили, присущие верованиям зуни. Традиционная точка зрения зуни заключается в том, что малейшая модификация исходного материала сохраняет или усиливает силу фетиша как «естественного отвердения». [ 12 ] Реализм в стиле резьбы зависит от убеждений его владельца, а реализм в современной резьбе является продуктом запросов и требований коллекционеров, а также намерения резчиков Зуни повысить уровень своего вида искусства посредством участия в мире современного искусства. искусство. Загадка или кажущийся парадокс, относящийся к вере и реализму зуни в искусстве, разрешается тем, что резные изделия для продажи и коллекционирования производятся без религиозного намерения. По этой причине некоторые резчики предпочитают термин «резьба», а не термин «фетиши», когда речь идет о предложениях для коллекционеров.

Фетиш может быть подписан резчиком или нет. Персонализация путем подписания произведения искусства нарушает историческое представление зуни о целях сообщества, а подписание произведений искусства - это концепция, представленная зуни англоязычными коллекционерами в начале 20 века (ок. 1915 г.). Однако часто резчик зуни чувствует, что его собственный уникальный стиль легко идентифицировать, и стиля фетиша будет достаточно, чтобы идентифицировать резчика так же уверенно, как и любой другой знак. Большинство резчиков прошли семейную практику и научились своему мастерству у родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, а также передали это искусство своим детям.

что современный фетиш изготавливается из различных камней и других материалов (каждый материал имеет уникальные свойства), он может нести в себе подношение в виде животного меньшего размера или молитвенный сверток из резных наконечников стрел с мелкими бусинами хейше Помимо того , . Он может быть украшен ожерельем хейше, перьями, гравюрами, изображающими древние петроглифы , или выгравированной или инкрустированной линией сердца. Эти небольшие предметы, хотя и красочные на первый взгляд, предназначены для защиты и питания самого фетиша. [ 13 ]

Семьи резчиков-фетишистов Зуни 20-го и 21-го веков

[ редактировать ]

Резчики зуни, как правило, работают семьями. Член семьи может быть усыновлен членом другого клана или родственником, поэтому фамилии могут различаться, и генеалогическое древо не обязательно соответствует «строгим родословным». [ 14 ] [ 15 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Бахти, Марк (2016). Дух в камне: Справочник по резным изображениям животных и верованиям в Юго-Западной Индии (2-е изд.). Тусон, Аризона: Издательство Rio Nuevo. стр. 10–16. ISBN  978-1-9338-5597-4 .
  2. ^ Кушинг, 1994:17
  3. ^ Кушинг, 1994: 17-19.
  4. ^ Кушинг, 1994:20
  5. ^ Кушинг, 1994:15
  6. ^ см. Бунцель, 1929; Янг, 1988 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Кушинг, 1994, Введение Бахти.
  8. ^ МакМанис, 1998 г.
  9. ^ Кушинг, 1994:35
  10. ^ Кушинг, 1994: 40–43.
  11. ^ Перейти обратно: а б Холмс, Джилл. «Фетиши Зуни» . Бабье лето . Проверено 21 сентября 2020 г.
  12. ^ Кушинг, 1994:12.
  13. ^ Кушинг, 1994 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т МакМанис, Кент (2004). Зуни Фетиши и резные фигурки (3-е издание; впервые опубликовано в 1995 г.). Тусон, Аризона: Издательство New River. ISBN  1-887896-59-7 . Проверено 13 июня 2024 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Роди, Мэриан; Остлер, Джеймс (1995). Резчики-фетиши Зуни . Альбукерке и Зуни: Музей антропологии Максвелла. ISBN  0-912535-10-5 . Проверено 13 июня 2024 г.
  16. ^ «Фетиш лягушек: Фабиан Чима, А:шиби (Зуни), р. 1952» . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Проверено 14 июня 2024 г.
  17. ^ «Семья Халу» . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Проверено 14 июня 2024 г.
  18. ^ «Семья Ликья» . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Проверено 14 июня 2024 г.
  19. ^ «Семья Квам» . Национальный музей американских индейцев . Проверено 14 июня 2024 г.
  20. ^ Лора, Кристина С. (1983). «Ювелирные изделия американских индейцев: от Нью-Мексико до мира» . Коммерческие новости США . 5 (3) . Проверено 14 июня 2024 г.
  21. ^ «Путеводитель коллекционера: Санта-Фе, Таос, Альбукерке» . Путеводитель коллекционера . 16 (2): 1, 263, 293, 381. 2002 . Проверено 14 июня 2024 г.
  22. ^ Чирилло, Декстер; Нортруп, Стивен (1992). Ювелирные изделия Юго-Западной Индии . WW Нортон. стр. 59, 63, 233. ISBN.  9781558592827 . Проверено 14 июня 2024 г.
  23. ^ Пейдж, Сюзанна; Пейдж, Джейк (1998). Полевое руководство по декоративно-прикладному искусству Юго-Западной Индии . Случайный дом. стр. 152, 202. ISBN.  9780679770275 . Проверено 14 июня 2024 г.
  24. ^ Рино, Дон Э. (1995). Современные индейские художники . Издательство Альянс. стр. 6, 11, 12. ISBN.  9780964150966 . Проверено 14 июня 2024 г.
  25. ^ «Рисунок: Фэй Кванделаси, Ашиви (Зуни), 1958 г.р.» . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Проверено 14 июня 2024 г.
  26. ^ «Фигура медвежьего фетиша: Эллен Кванделаси, А: Шиви (Зуни), 1924–2002» . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Проверено 14 июня 2024 г.
  27. ^ «Веаки» . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Проверено 14 июня 2024 г.
  • Бахти, Марк (1999, 2016) Дух в камне: Справочник по резным изображениям животных и верованиям Юго-Западной Индии ISBN   978-1-88789-6092
  • Бунцель, Рут Л. (1929). Гончар-пуэбло: исследование творческого воображения в примитивном искусстве . ISBN   0-486-22875-4
  • Кушинг, Фрэнк Гамильтон (1994). Зуни-фетиши . Десятое издание. Перепечатка второго годового отчета Бюро этнологии, 1883 г. Введение Тома Бахти. Асин B000TH8P4C
  • Финкельштейн, Гарольд (1994). Фетиш-резьба Зуни . ISBN   0-9641042-0-2
  • МакМанис, Кент (1998). Путеводитель по фетишам и резьбе зуни, том II, «Материалы и резчики». ISBN   1-887896-11-2
  • Янг, М. Джейн (1988). Знаки предков: культурный символизм и представления зуни в наскальном искусстве. Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN   0-8263-1203-9
  • Холмс, Джилл М. (1996). «Минералы и их метафизические свойства» , веб.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кушинг, Фрэнк Гамильтон, Марк Бахти (1999). Зуни-фетиши . Перепечатка второго годового отчета Бюро этнологии, 1883 г. Введение Тома Бахти. ISBN   0-88714-144-7 .
  • МакМанис, Кент (1995). Путеводитель по фетишам и резным фигуркам зуни . ISBN   0-918080-77-0
  • МакМанис, Кент (1998). Путеводитель по фетишам и резным изделиям зуни, том II, «Материалы и резчики» . ISBN   1-887896-11-2 .
  • МакМанис, Кент (2003). Резчики-фетиши Зуни: Мастера середины века . ISBN   9780997310931
  • Риггс, Дэвид Остин, Дарлин Мидер Риггс (2008). ДУХИ ЗУНИ: портфолио прекрасных резных фигурок в стиле зуни . Вступительное слово губернатора Зуни Нормана Куэйта.
  • Беннетт, Хэл Зина (1993). ФЕТИШИ ЗУНИ: использование предметов коренных американцев для медитации, размышлений и прозрения. ISBN   0-06-250069-4
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2568bf329608809220942a6c4223b1f3__1718336400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/f3/2568bf329608809220942a6c4223b1f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zuni fetishes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)