Jump to content

Пятый мир (мифология)

Пятый мир в контексте мифов о творении описывает современный мир в интерпретации нескольких групп коренных народов США и Мексики. Центральная тема мифа гласит, что Пятому Миру предшествовали еще четыре цикла созидания и разрушения. История сотворения мира во многом взята из мифологических, космологических и эсхатологических верований и традиций более ранних мезоамериканских культур. [ 1 ]

Ацтекская мифология

[ редактировать ]

Согласно мифологии ацтеков, современный мир представляет собой продукт четырех циклов рождения, смерти и реинкарнации. Когда каждый мир разрушается, он возрождается благодаря жертвоприношению бога. Жертва бога создает новое солнце, которое создает новый мир. Миф иногда называют «Легендой о пяти солнцах». [ 2 ]

Ягуары, ураган, огненный дождь и наводнение уничтожили первые четыре солнца. [ 3 ] После того, как четвертое солнце было уничтожено, боги собрались, чтобы выбрать бога, который станет новым солнцем. Текуцистекатль , хвастливый и гордый бог, принес себя в жертву. Однако остальные боги отдали предпочтение Нанауацину , самому маленькому и скромному богу. Боги развели грандиозный костер, но в последнюю секунду Текуцистекатль отказался прыгнуть в огонь, потому что слишком боялся боли. Вместо этого Нанауацин прыгнул в огонь. Смущенный жертвой Нанауацина , Текуцистекатль последовал за ним в огонь. Два солнца поднялись в небе, но они были слишком яркими. Боги бросили кролика в Текуцистекатля , чтобы затемнить его свет, и он превратился в луну. Вот почему ацтеки говорят, что на Луне живет кролик. [ 3 ]

Однако солнце все еще неподвижно стояло в небе, обжигая землю внизу. Затем боги осознали, что все они должны быть принесены в жертву, чтобы люди могли выжить. Бог Эхекатль помог их предложить. Жертвоприношения заставляли солнце двигаться по небу, наполняя землю энергией, а не сжигая ее.

Человеческие жертвы

[ редактировать ]

В ацтекской традиции Пятый мир является последним, и после него земля не будет воссоздана. [ 2 ] Вот почему ацтеки практиковали человеческие жертвоприношения . Боги будут поддерживать солнце живым только до тех пор, пока ацтеки будут продолжать снабжать их кровью. [ 4 ] Их мировоззрение содержало глубокое чувство долга. Кровавое жертвоприношение было часто используемой формой некстлахуалли или выплаты долга. Францисканский монах Бернардино де Саагун написал в своей этнографии Мезоамерики , что жертвой был тот, кто «оказывал свою услугу». [ 5 ]

[ редактировать ]

Навахо, которые были соседями хопи на юго-западе, заимствовали элементы мифов о появлении народа пуэбло в своих историях создания. [ 6 ] История создания навахо имеет параллели с библейской книгой Бытия . Ранняя авраамическая концепция мира схожа с концепцией мира навахо. В этом мире Земля представляет собой участок суши, плавающий в океане, покрытый куполообразным небом. Куполообразный рай прилегает к земле и океану, как крышка, края которой обращены к горизонту. История создания навахо прослеживает эволюцию жизни через четыре предыдущих мира, пока люди не достигнут пятого, нынешнего мира. Проходя через каждый из предыдущих четырёх миров, люди проходили эволюцию. Они начинали как насекомые и различные животные, пока не стали людьми в Четвертом мире. [ 7 ]

Прибыв в Четвертый мир, Первый Человек не был удовлетворен. Земля была бесплодной. Он посадил тростник, и он вырос до крыши Четвертого мира. Первый Человек отправил барсука вверх по тростнику, но вода начала капать прежде, чем он успел добраться до вершины, поэтому он вернулся. Затем на тростник залезла саранча. Саранча сделала себе на лбу повязку с двумя скрещенными стрелами. С помощью всех богов саранча добралась до Пятого мира. Продираясь сквозь грязь, он достиг воды и увидел черную водоплавающую птицу, плывущую к нему. [ 8 ] Птица сказала саранче, что он сможет остаться, только если сможет творить магию. Саранча вынула стрелы из его повязки и протянула их сквозь его тело, между панцирем и сердцем. Черная птица была убеждена, что саранча обладает великим лекарством, и уплыла, забрав с собой воду. Саранча вернулась в нижний мир.

Прошло два дня, а солнца не было. Первый Человек снова отправил барсука в Пятый Мир. Барсук вернулся весь в грязи после наводнения. Первый Человек собрал бирюзовые фишки и предложил их пяти Повелителям Ветров. Они остались довольны подарком и высушили Пятый Мир. Когда барсук вернулся, он сказал, что вышел на сухую землю. Итак, Первый Человек повел остальных людей в верхний мир. Итак, с явной помощью богов люди достигли Пятого мира, аналогично истории создания ацтеков.

Теперь, когда все люди прибыли из нижних миров, Первый Мужчина и Первая Женщина поместили пуму с одной стороны, а волка с другой. Они разделили людей на две группы. Первая группа выбрала своим вождем волка. Горный лев был вождем другой стороны. Люди, обратившие вождя горных львов, должны были быть людьми Земли. Люди с вождём-волком стали животными. [ 6 ]

Знахари навахо говорят, что над Пятым миром есть два мира. Первый — Мир Духов Живых существ, а второй — Место Слияния в Одно. [ 9 ]

Легенды навахо — это устные рассказы, которые передаются из поколения в поколение. Существуют различные версии этой истории, как и в любом устном рассказе, но различия незначительны. [ 7 ]

Мифология хопи

[ редактировать ]

Миф о сотворении мира хопи немного отличается от мифов о сотворении мира ацтеков и навахо. Хопи верят, что в настоящее время мы живем в Четвертом мире, но находимся на пороге Пятого мира. [ 10 ]

В каждом из трех предыдущих миров человечество было уничтожено разрушительными практиками и войнами. В наиболее распространенной версии истории Бабушка-Паук ( Кукиангсо'вуути ) заставила тростник вырасти в небо, и он появился в Четвертом мире в сипапу , небольшом туннеле или межпространственном проходе. По мере приближения конца одного мира сипапу, кажется, ведут хопи в следующую фазу мира. [ 11 ]

  1. ^ Железо, Осита (2008). Один день из жизни Бога . Дувр, Делавэр : Институт Энлиля. п. 150. ИСБН  978-0615241944 .
  2. ^ Jump up to: а б Стуки, Лорена Лаура (2004). Тематический справочник по мировой мифологии . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press. стр. 20 . ISBN  0313315051 .
  3. ^ Jump up to: а б Дойл, Диана (2004). «Мифология ацтеков и майя» . Педагогический институт Йель-Нью-Хейвен.
  4. ^ Мэтьюз, Уоррен (2013). Мировые религии . Бельмонт, Калифорния : Занимайтесь обучением. п. 34. ISBN  978-0495007098 .
  5. ^ Андерсон, Артур (2012). Флорентийский кодекс: Всеобщая история вещей Новой Испании . Солт-Лейк-Сити : Университет Юты. п. 89. ИСБН  978-0874800005 .
  6. ^ Jump up to: а б Стуки, Лорена Лаура (2004). Тематический справочник по мировой мифологии . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press. стр. 80 . ISBN  0313315051 .
  7. ^ Jump up to: а б Локк, Раймонд (2002). Книга Навахо . Лос-Анджелес : Дом Холлоуэй. стр. 55 . ISBN  0876875002 .
  8. ^ Сили, Джеймс Э. (2013). Опыт американских индейцев . Санта-Барбара, Калифорния : Greenwood Press. п. 8. ISBN  978-0313381164 .
  9. ^ О'Брайан, Эйлин (1956). «Ужин: мифы о происхождении индейцев навахо» . Бюро американской этнологии Смитсоновского института . Типография правительства США .
  10. ^ «Сбывается, на что надеялись». Парабола: журнал мифов и традиций. Объем=25, №1. Парабола Нью-Йорк. Весна 2000 г., стр. 84–87.
  11. ^ Вот, HR Генри Р. (1905). Традиции хопи. Том . Том. 8. Университет Иллинойса Урбана-Шампейн . ISBN  1162958812 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1413f38cb1d86456545f26ffe3bde48e__1704747720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/8e/1413f38cb1d86456545f26ffe3bde48e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fifth World (mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)