Яблочная религия
Коренная религия народа помо , коренных американцев из северо-западной Калифорнии , основывалась на вере в могущественных существ «Кунулы», койота , и « Гуксу », духа-целителя с юга.
Истории создания
[ редактировать ]Койот («Кунула») и Пума устроили своим сыновьям спортивную игру. Большинство детей Койота умерли. Последние два сына Койота загнали мяч в парилку и были убиты жителем Солнца ( духовным существом). Позже благодаря хитрости и настойчивости Койот достал в сумке тела двух своих сыновей. Поскольку у него были проблемы со зрением в темноте, Койот раскрыл сумку, и два тела его сына создали свет и стали физическими солнцем и луной на небесах. [ 1 ]
Другой миф о «Сотворении» заключается в том, что Койот и Ящерица («Хатанутал») находились в парилке недалеко от Аппер-Лейк, Калифорния . Койот наломал несколько палочек ивы и кизила , покрасил их и поставил вертикально в землю. Палки превратились в людей с лапами, а не с руками. Затем Койот обложил коноплей их . Конопля превратилась в блох, которые прыгали на людей. Ящер предположил, что людям нужны руки с пальцами, чтобы быть более полезными, а Койот предложил побороться за это. Койот и Ящерица боролись. Ящерица выиграла поединок по борьбе, и, таким образом, люди, как предложил Ящерица, получили пальцы, а также язык. [ 2 ]
Мировой порядок
[ редактировать ]Согласно церемонии и традиции Помо, в мире существовало шесть сверхъестественных существ (или групп духов), которые жили на концах света: по одному в каждом из четырех основных направлений , плюс одно наверху в небе и одно внизу на земле. : [ 3 ]
- Гуксу , также называемый Куксу на разных языках помо. [ 4 ] был сверхъестественным существом, жившим на южном конце света. Это слово также означает большое комароподобное насекомое, известное в местном масштабе как «галлиниппер». Целительство было его профессией или специальностью, и знахари и врачи Помо молились ему. Это был человек нормального размера с очень длинным, большим и острым красным носом. В целом он был добродушным. В танцевальных церемониях имитаторы Гуксу раскрашивали свои тела в черный цвет или в красные, белые и черные полосы. Они носили громоздкий головной убор из перьев или большой пучок перьев на голове с желтой повязкой. Нос сделали из перьев и покрасили в красный цвет. Имитаторы несли посох длиной от 6 до 8 дюймов с пучком перьев наверху и двойной костяной свисток. Он свистел, но не говорил.
- Кальнис жил на восточном конце света. В церемониальных танцах Кальнис, связанный с Гуксу, он также имел человеческий облик, но обычно был вспыльчивым, преследовал людей и «ставил им подножку». [ 5 ] На танцевальных церемониях танцор Кальниса был окрашен полностью в черный цвет и держал черный посох без перьев. На голове у него была накидка из перьев, закрывавшая лицо.
- Суупадакс жил на северном конце света. Это слово ассоциируется с вихрем .
- Ша-матутси жил на западном конце света. Это слово ассоциируется с Тихим океаном и «водной оккупацией». Тихий океан был западной окраиной страны Помо и поэтому был очень важной частью их мифологии. Помо считали, что на западе мир ограничен водой.
- Кали-матутси жила на небе и небесах над ними. Это слово ассоциируется с «небесной оккупацией».
- Кай-матутси жил на земле и внизу. Это слово ассоциируется с «оккупацией земли».
Считалось, что эти духи живут в парилках или танцевальных залах на каждом конце света. Временами эти сверхъестественные существа были злобными и могли убить людей. Однако, если с ними правильно обращаться или умилостивлять, они были доброжелательны.
Человека, который играл Гуксу на танцевальных церемониях, часто считали знахарем, а также он одевался как Гуксу, когда его призывали лечить больных. Болезнь рассматривалась как нечто, что Гуксу пришел забрать и унести обратно на юг.
Церемония Гуксу
[ редактировать ]Церемония под названием церемония Гуксу длилась 6 дней, при этом вышеупомянутые танцоры появлялись один раз в день. Шесть дней включали церемонию под названием «Церемония шрамирования», во время которой дети в возрасте от 5 до 10 лет подвергались физическим и умственным тестам, проводимым одетыми танцорами. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барретт, С.А. Составной миф об индейцах помо .
Ссылки
[ редактировать ]- Кертис, Эдвард С. Сотворение мира и Койот создает Солнце и Луну , опубликовано в журнале North American Indian, «Устные истории индейцев помо», 1907–1930-е годы, том 14 , страницы 170–171.
- Барретт, Ю.А. Церемонии индейцев помо , опубликовано Публикациями Калифорнийского университета по американской археологии и этнической принадлежности , 6 июля 1917 г., 12:10, страницы 397–441.
- Гиффорд, Эдвард В., Общество Помо Клир-Лейк , 1926, опубликовано Публикациями Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 18:2, страницы 353-363 «Члены тайного общества» (описывает исследование Э. М. Леба 1925 года о практике Гуксу в Ясном озере Помо). религия.)