Мифология Хо-Чанка
Хокагара говорящая (Хо-Чунгара) или Хоконкс (Хо-Чанки) — сиуанском языке на индейская нация, , родом из Висконсина и северного Иллинойса . Из-за вынужденной эмиграции в XIX веке они теперь составляют два отдельных племени; Нация Хо-Чанк из Висконсина и племя Виннебаго из Небраски . [1] Они наиболее тесно связаны с народами чивере ( айовеи , ото и миссурия ), а более отдаленные — с дхегиха ( куапо , канса , омаха , понка и осейджи ). [2]
миф Миграционный
В следующей истории клан Медведя берет на себя роль основы всей нации, и когда они приземляются, они обнаруживают племя дружбы нации, Меномини . Клан Медведя тесно связан с каи , термином, обозначающим ворона и северную ворону. Это также имя, под которым Хокагара знают меномини.
Ввиду своего видения великий вождь меномини ( Каи ) приказал собрать все припасы на белом песчаном пляже на озере Мичиган . И когда все это было сделано и приведено в порядок, когда солнце достигло зенита, видение ожило: на чистом голубом небе восточного горизонта начало формироваться и неудержимо двигаться к ним одинокое темное облако. Это была огромная стая воронов ( каи ), духовных птиц с радужным оперением переливающихся цветов. В тот момент, когда первый из них приземлился, он материализовался в обнаженного коленопреклоненного человека. Вождь меноминиев сказал своему народу: «Дайте этому человеку одежду, потому что он вождь». Таким же образом приземлились и остальные, и им было оказано большое гостеприимство. Они были народом хоконков, и именно так они пришли в Красные Берега. [3]
Ред-Бэнкс (Висконсин) — традиционная родина народа хокон. Он расположен в Зеленом заливе , который Хокагара называл Терок , «Внутреннее озеро». [4] Озеро Мичиган в целом называлось Те-шишик , «Плохое озеро». [5] что вполне могло побудить алгонкинские народы обойти озеро Виннебаго и называть их «народом плохих вод» или Виннибего в Меномини.
Сказки о трикстерах [ править ]
Сказки о трикстерах играли важную роль в племени Виннебаго. Эти истории передавались устно и представляли собой юмористические уроки, связанные с животными, природой и хитростью. Например, «Обманщик и говорящая лампочка» рассказывает историю «Старика», который игнорирует предупреждения лампочки и, в свою очередь, получает наказание за свое неповиновение. Позже обманщик учится уважать природу и не идти против нее. [6]
Красный Рог [ править ]
Мифология |
---|
Красный Рог (также известный как «Тот, кто носит (человеческие) лица на ушах» [7] встречается в устных традициях Айова ) , [8] и Хокагара (Виннебаго) (этнология которого была записана антропологом Полем Радином , 1908–1912). [9] В «Цикле Красного Рога» изображены его приключения с Черепахой, громовой птицей « Штормы-по-е-манги» ( Mą'e-manįga ) и другими, кто соревнуется с расой гигантов , Wąge-rucge или «Людоедами», которые убивали люди, которым Красный Рог пообещал помочь. В конце концов Красный Рог взял в жены рыжеволосую великаншу. Археологи предположили, что Красный Рог — мифическая фигура в искусстве Миссисипи , представленная на ряде артефактов Юго-восточного церемониального комплекса (SECC). [10] Холл показал, что мифический цикл Красного Рога и его сыновей имеет некоторые интересные аналогии с героев-близнецов мифическим циклом Мезоамерики . [11]
См. также [ править ]
- Индейская мифология
- Хо-Чанк
- Язык виннебаго
- Виннебаго Война
- Остров Доти (Висконсин)
- Индейские племена в Небраске
Примечания и ссылки [ править ]
- ^ «Хо-Чанк | Общественный музей Милуоки» . Архивировано из оригинала 6 июля 2020 г. Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Джеймс В. Спрингер и Стэнли Р. Витковски, «Историческая лингвистика сиуанов и археология Онеоты», в «Исследованиях Онеоты», изд. Гай Э. Гиббон, Публикации Университета Миннесоты по антропологии, 1 (1982) 69-83. Отделение Виннебаго от Чивере рассчитано на 1500 год нашей эры, а отделение этой ветви от Дегихи было отнесено к 1000 году нашей эры.
- ^ Уолтер Фанмейкер, Подклан черного медведя Виннебаго: защищенная культура (докторская диссертация, Университет Миннесоты: декабрь 1986 г., MnU-D 86-361 ) 6-7. Информатор: Тот, кто побеждает из клана медведей Виннебаго. Этот рассказ истории воспроизведен с согласия автора Рихарда Дитерле, 8.10.08. Контекст этой истории см. в книге Ричарда Дитерле «Миф о прибытии Хотчака». Архивировано 30 октября 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ Мифы клана без названия (Hotcâk-английский подстрочный текст) у Пола Радина, Заметки Виннебаго, Виннебаго V, № 8, Фримен № 3881 (Филадельфия: Американское философское общество, 1908) 23-28. «Миф о происхождении клана оленей», в книге Пола Радина, «Записные книжки Виннебаго», Виннебаго III, № 19а, номер Фримена 3899 (Филадельфия: Американское философское общество) 1–13.
- ^ Томас Дж. Джордж, Словарь Виннебаго, 4989 Виннебаго (Вашингтон: Смитсоновский институт, Национальный антропологический архив, 1885) sv . Информаторы: Большой Медведь Дружбы, Висконсин и Большой Гром. Нортон Уильям Джипсон, История виннебаго (Чикаго: Чикагское историческое общество, 1923) св .
- ^ Радин, Пол (1958). Трикстер: исследование мифологии американских индейцев .
- ^ Пол Радин, Циклы героев Виннебаго: исследование литературы аборигенов (Балтимор: Waverly Press, 1948) 124. Джон Харрисон, Гигант или Утренняя звезда, перевод Оливера Ламера, в Поле Радине, Записные книжки, Виннебаго III, № 11a, Фримен, номер 3892 (Филадельфия: Американское философское общество). История 8, стр. 92–117 [112–114], где его зовут Вонгишьягорушика . Архивировано 5 октября 2008 г. в Wayback Machine «Носит человеческие лица на ушах». Пол Радин, «Intcohorúcika», Записные книжки Виннебаго (Филадельфия: Библиотека Американского философского общества) № 14, стр. 1–67 [65–67]. Томас Фостер, Индийские записи и исторические данные Фостера (Вашингтон, округ Колумбия: 1876-1877), том. 1, №3: с. 3 колон. 1. Рассказывает Маленькая Декора, член клана Громовой Птицы. Кэтлин Данкер и Феликс Уайт-старший, Пустота эха (Линкольн: University of Nebraska Press, 1978) 24–25. Информатор: Феликс Уайт-старший У.К. Маккерн, «Миф о виннебаго», Ежегодник, Общественный музей города Милуоки, 9 (1929): 215–230.
- ^ «6. Wąkx!istowi , Человек с серьгами на человеческой голове», Алансон Скиннер, «Традиции индейцев Айовы», Журнал американского фольклора, том. 38, № 150 (октябрь-декабрь 1925 г.): 427–506 [457–458]. Он также появляется в мифе о Близнецах, где его зовут Ванкистогре , «Человек в серьге». Роберт Смолл (Отоэ, Клан Волка) и Джулия Смолл (Отоэ), «Дор и Вахредуа», в книге Алансона Скиннера, «Традиции индейцев Айовы», Журнал американского фольклора , том. 38, № 150 (октябрь-декабрь 1925 г.): 427–506 [440–441].
- ^ Об этнологии хокагара см. Пол Радин, Племя Виннебаго (Линкольн: University of Nebraska Press, 1990 [1923]).
- ^ Ф. Кент Рейли III, «Мотив лепестка: небесный символический локатив в искусстве ракушек Спиро», в Ф. Кент Рейли; Джеймс Гарбер, ред. (2004). Древние предметы и священные миры . Издательство Техасского университета . стр. 39–55 . ISBN 978-0-292-71347-5 . В том же томе утверждается, что миссисипский «Бёрдмен» — это тоже Красный Рог. См. Джеймс А. Браун, «О личности человека-птицы в искусстве и иконографии периода Миссисипи», стр. 56–106.
- ^ Роберт Л. Холл, «Культурная основа символизма Миссисипи», в издании Патрисии Галлоуэй, « Юго-восточный церемониальный комплекс: артефакты и анализ». Конференция Коттонландии (Линкольн: Издательство Университета Небраски) 239-278. Власть, Сьюзен (2004). Раннее искусство юго-восточных индейцев — пернатые змеи и крылатые существа . Издательство Университета Джорджии . стр. 158 . ISBN 0-8203-2501-5 .
Внешние ссылки [ править ]
- Веб-сайт Хо-Чанк Нэйшн
- Энциклопедия мифологии Хотчака (Виннебаго)
- Запись в Католической энциклопедии
- Племя Виннебаго из Небраски
- Записные книжки Виннебаго Пола Радина в Американской философской библиотеке