Мифология черноногих
Существует огромное количество мифов о черноногих коренных американцах, а также аборигенах . Черноногие населяют Великие равнины , в районах, известных как Альберта , Саскачеван и районы Монтаны . Эти истории, мифы, происхождение и легенды играют большую роль в их повседневной жизни, такой как их религия, их история и их убеждения. [1] Только старейшинам племен черноногих разрешено рассказывать эти истории, и их обычно трудно получить, потому что старейшины племен часто не хотят рассказывать их незнакомцам, не принадлежащим к племени. [1] Такие люди, как Джордж Б. Гриннелл , Джон Маклин, Дюваль, Кларк Висслер и Джеймс Уиллард Шульц , смогли получить и записать ряд историй, рассказанных племенами.
Мифология |
---|
Миф о творении [ править ]
В культуре черноногих можно найти несколько историй создания; одна из них — «История создания» с участием Апистотоке. Апистоток – Творец (Бог). Также известен как Ихципатапийопа, Иихципаитапиийопа или просто Великий Дух. Несмотря на то, что Апистотоке упоминается и описывается как мужчина, он не имеет физического тела и, следовательно, лишен черт, поскольку он является божественным создателем.
Апистотоке создал первых Сспоммитапиикси (Небесных существ): Наато'си (Солнце), чтобы быть светом и теплом для всего творения; Жена Натоси Кокомикисомм (Луна); и их дети (звезды), в том числе Ааписоваах (герой Утренняя звезда), чтобы осветить ночное небо для всего творения. Затем Апистотоке создал Ксахкомитапи (Землю), чтобы она стала матерью всего творения.
Затем Апистотоке создал На'пи, первого человека и полубога, который сформировал мир и создал остальную часть человечества. На'пи (Старику) помогала его жена Кипитаакии (Старая леди). Говорят, что На'пи спроектировал землю, используя грязь, собранную Черепахой во время наводнения. [1] [2] В некоторых известных источниках черепаху заменяют ондатрой. [3] Он создал не только мужчин и женщин, но также животных и растения. На'пи научил народ черноногих, какие растения есть и на каких животных охотиться, включая их основной источник пищи - буйволов .
Происхождение ветра [ править ]
В мифологии черноногих существуют легенды о происхождении всего, потому что, по их мнению, все имеет происхождение. Напи является источником ветра. [1] В этой легенде Напи находит два мешка с летом и зимой. Напи был полон решимости заполучить эти сумки, чтобы сделать два сезона равными месяцам. [1] Напи безуспешно пытался завладеть сумками. Наконец он послал луговую курицу, которая успешно завладела летней сумкой. Стражи сумки погнались за животным, которое пыталось спрятаться в высокой траве. Охранники начали резать траву, отрезав часть тела курицы и при этом случайно разрезав сумку. Мешок лопнул, и из него повалил сильный ветер. Через некоторое время после этого Напи обжегся и хотел, чтобы ветер охладил рану. Он поднялся на вершину горы и начал «приготовлять лекарство», чтобы вызвать ветер. Однако ветер был настолько сильным, что его чуть не сбросило с горы. Ему удалось выжить, ухватившись за березу . Он вцепился в него так сильно, что его пальцы оставили следы, придав дереву характерный узор, который оно имеет сегодня. [1]
Язык на горе [ править ]
В этой истории Напи упоминается как Старик. [4] По земле пронесся великий наводнение, и после наводнения Старик сделал воду разных цветов. Он собрал людей на вершине большой горы и дал им воду разных цветов. Затем Старик велел людям выпить воду, а затем говорить, и они так и сделали. [4] Все говорили на разных языках, кроме тех, кто получил черную воду; они говорили на одном языке и состояли из банд Черноногих , Пиганов (Апатохсипикуни и Амскапипикуни), Сиксика и Крови (Кайнай). Сообщается, что это произошло на самой высокой горе резервации Монтана . [4]
Легенда Кули о Красном
Ред-Кули — это реальное место, расположенное между МакЛеодом и Форт-Бентоном, рядом с рекой Мариас в Монтане . [1] Коренным народам черноногих о целебном камне рассказали коренные народы змей , населявшие в то время район Монтаны. Спустя годы племя черноногих собрало группу мужчин и отправилось на поиски камня. Когда они нашли его, их лидер посмеялся над ними, сказал, что это детская сказка, и скатил камень с холма. [1] Позже, на обратном пути к племени, они вступили в бой, оставив всех мертвыми, кроме одного человека, который рассказал эту историю. Это место стало известно черноногим как «Красное Кули», и, проезжая мимо Кули, они никогда не забывали делать подношения, чтобы обеспечить безопасность и защиту в своем путешествии. [1]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Маклин, Джон (1893). «Мифология черноногих». Журнал американского фольклора . 22. 6 (июль – сентябрь): 165–172. дои : 10.2307/533004 . JSTOR 533004 .
- ^ Гриннелл, Джордж (1913). Легенды коренных американцев: Легенды черноногих - Создание черноногих . Джордж Берд Гриннелл.
- ^ Висслер, Кларк; Дюваль, RC (1908). «МИФОЛОГИЯ ЧЕРНОНОПЫХ ИНДЕЙЦЕВ» . Антропологические документы Американского музея естественной истории . 2:19 . HDL : 2246/206 .
- ^ Jump up to: а б с Дюваль, округ Колумбия; Кларк Висслер (1995). Мифология индейцев черноногих . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. п. 19. Архивировано из оригинала 3 августа 2008 г. Проверено 24 августа 2017 г.