Венгерская мифология
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2016 г. ) |
Мифология |
---|
Венгерская мифология включает в себя мифы, легенды, народные сказания, сказки и богов венгров , также известных как мадьярок.
Источники знаний [ править ]
Считается, что большая часть мадьярской мифологии утеряна. Однако за последние сто лет исследователи истории венгерской культуры усердно пытались восстановить значительную часть венгерской мифологии. [4] Наиболее важными источниками являются:
- Фольклор, поскольку многие мифические персонажи сохранились в народных сказках, народных песнях, легендах, а также в особых традициях, связанных с особыми датами, неизвестных где-либо еще.
- Средневековые хроники
- Вторичные источники , такие как рассказы других авторов о венграх (в основном до 850 г. н.э.)
- Археологические исследования [ по мнению кого? ]
Мифологическая космология [ править ]
Среди современных религий венгерская мифология наиболее близка космологии уральских народов. В венгерском мифе мир разделен на три сферы: первая — Верхний мир ( Felső világ ), дом богов; второй — Средний мир ( Középső világ ) или мир, который мы знаем, и, наконец, подземный мир ( Alsó világ ). В центре мира стоит высокое дерево: Мировое Древо / Древо Жизни ( Világfa/Életfa ). Его листва – это Верхний мир, а Турул на вершине его обитает птица . Средний мир расположен у его ствола, а подземный мир — вокруг его корней. В некоторых историях на дереве есть плоды: золотые яблоки. В индуизме и буддизме существуют очень похожие верования в Трайлокью и Калпаврикшу .
Верхний мир [ править ]
Боги живут в Верхнем мире. Боги имеют тот же ранг, хотя наиболее важной фигурой из них является Истен ( по-венгерски «Бог»). Он управляет миром, формирует судьбы людей, наблюдает за Срединным миром с неба и иногда предупреждает молниями ( мэнникё ) . Истен создал мир с помощью Ордога («дьявола», олицетворяющего Зло ). Среди других богов: Истенанья («Бог-Мать»), также известная как Болдогасзони («Благословенная леди», буквально означающая «счастливая / веселая женщина»; позже отождествляемая с католицистской Девой Марией ), [5] и Хадур («полководец» или «командир») огня, а позже бог войны.
Крупнейшие небесные тела ( Солнце и Луна ) также расположены в Верхнем мире. Считалось, что небо — это большой шатер, поддерживаемый Древом Жизни. Несколько отверстий в нем — это звезды. Солнце, Луна и символы космического слова известны из венгерских могильных находок периода венгерского завоевания . [6]
В венгерской мифологии считалось, что человеческая душа ( Лелек ) бессмертна, а жизнь рассматривалась как странствие на Небеса ( Мэнни ). [7]
Средний мир [ править ]
Средний мир принадлежит людям и многим мифологическим существам ; последние часто сверхъестественны. Есть призраки лесов и вод, которым приказано пугать людей. В разных местах у них разные названия. Есть и самки, например, селло (русалка), которая живет в воде и имеет человеческое туловище с рыбьим хвостом. Ветер контролирует старушка по имени Селанья (Мать Ветра) или Селкирали (Король Ветров). Саркань . (дракон) – устрашающий зверь: он враг многих героев сказок, символизируя психическую внутреннюю борьбу героя У Саркани обычно от 1 до 7 голов. Лидерк — призрачное, загадочное существо с разной внешностью, его действия всегда вредоносны. Мано к ( к (эльфы/гоблины) и терпе гномы) — лисьи существа, живущие в лесу или под землей. Ориасок (великаны) живут в горах. У них есть как хорошие, так и плохие качества. Любимые существа - тюндереки (феи), красивые молодые девушки или существа женского пола (часто изображаемые либо как олицетворение чистоты и невинности, либо как игривые и хитрые). Они помогают людям, которые иногда могут попросить у них три желания. Их противоположностями являются bábák , которых приравнивают к злым старым ведьмам. ( Баба на современном венгерском языке означает «акушерка», и первоначально это были мудрые старухи, которых позже приравняли к ведьмам, когда христианство стало широко распространено.)
Преисподняя [ править ]
Подземный мир — дом Ордога, создателя всего плохого для человека: например, надоедливых животных, таких как блохи , вши и мухи . Неизвестно, считался ли подземный мир местом наказания или нет, поскольку название его Покол (Ад) возникло после христианизации. [7]
Религия [ править ]
Исследования древней венгерской религии привели к выводу, что это была форма тенгризма , этнической тюрко-монгольской религии, которая, вероятно, была заимствована у тюркских народов, с которыми мадьяры вступали в контакт, но находилась под влиянием индуистов и буддистов, которых Гунны и авары столкнулись и обратились в них во время миграции на запад. Другая теория связывает эту религию с религией гуннов и скифов Центральной Азии, которые обратились в буддизм среди преимущественно буддийского населения Центральной Азии того времени из-за легенд, похожих или даже идентичных мифу о венгерском происхождении .
Шаманскую талтос исполнял роль («мудрец / благословенный ученый»). Считалось, что их души могут путешествовать между тремя сферами посредством ревулес (медитации). Они тоже были врачами. Талтос был выбран судьбой; их небольшие аномалии при рождении (неонатальные зубы, костяк , седые волосы и дополнительные пальцы) считались признаком божественного порядка. Этапы их внедрения:
- Подъем по «шаманской лестнице/шаманскому дереву» символизировал Мировое Древо;
- Обливание призраков: питье крови принесенного в жертву животного.
У них была способность связываться с духами с помощью определенных ритуалов и молитв. Таким образом, они толковали сны, выступали посредниками между людьми и духами, лечили и снимали проклятия, а также обладали способностью находить и возвращать потерянные души. Они руководили жертвоприношениями животных и догадывались о причине гнева предка.
После смерти душа человека покидает тело. Тело похоронено родственниками на другом берегу реки, смотрящим на восток.
Цифры [ править ]
Божества [ править ]
Золотой Отец (бог) | Что означает «Золотой Отец». Он был супругом Анячки Хайнал и отцом Хадура, Напкиралы и Секрали. Возможно, то же самое, что и Бог. |
BoldogasszonyМать- богиня | Также называется «Истенанья». Ее имя означает «Благословенная Леди» или «Благословенная Королева». Она была богиней материнства и помогала роженицам. [ по мнению кого? ] После того, как венгры были обращены в христианство с помощью святого Герарда Чанадского, ее образ потерял популярность среди Девы Марии . [5] В последующие годы названия «Болдогасзони» и «Надьболдогасзони» (Великая Благословенная Дама) в основном использовались как прозвище Девы Марии. Ее также считают «Королевой ( Региной ) Венгрии». |
военачальник (бог) | Сокращение от Хадак Ура, что означает «Военачальник» или «Повелитель Армий», и был богом войны в религии ранних венгров . [ нужна ссылка ] Он был третьим сыном Арани Атьячки (Дорогого Золотого Отца) и Хайнала Анячки (Дорогой Матери Рассвета), а также был кузнецом богов. Он носил доспехи и оружие из чистой меди, которая является его священным металлом, и говорили, что он выковал Меч Божий (Истен карджа), который был обнаружен Атиллой Гунном и закрепил его власть. У венгров было принято перед битвой приносить ему в жертву белых жеребцов. |
Мать Рассвета (богиня) | Значение «Мать рассвета». Она была супругой Арани Атьаски и матерью Хадура, Короля Солнца и Короля Ветра. Возможно, то же самое, что и Пресвятая Богородица. |
Отец Луна (бог) | Значение «Лунный Отец». |
бог (god) | Означает просто «Бог». Истен был богом неба и главой венгерского пантеона. |
Мать Солнца (богиня) | Значение «Мать Солнца». |
король солнца (бог) | Что означает «Король Солнца», он венгерский бог солнца и старший сын Арани Атьячки (Дорогого Золотого Отца) и Хайнала Анячки (Дорогой Матери Рассвета), брата Хадура и Шелкирали. Он каждый день скачет на своем седовласом коне с Востока на Запад, видя все под собой. |
дьявол (бог) | Что означает «Дьявол», Он был богом смерти, болезней и злых дел и правил подземным миром. |
богиня (goddess) | Что означает «Мать Ветра», она — богиня ветра и женский аналог Селатии. Это мудрая пожилая женщина, живущая в пещере на вершине огромной горы где-то на краю света. Она оседлала ветер и создала бури и вихри. |
царь ветров (бог) | Что означает «Король ветра», также называемый Селатья («Отец ветра»), он является венгерским богом ветра и дождя и мужским аналогом Селаньи. Он второй сын Арани Атьячки (Золотого отца) и Хайнала Аньячки (Матери Зари), брата Хадура и Напкирали. Его доспехи и оружие сделаны из чистого серебра, его священного металла. |
Мать Огня (богиня) | Значение «Мать Огня». Богиня огня и женский аналог Туз Атьи. |
Отец Огня (бог) | Что означает «Отец Огня», также называемый Туз Апа. Бог огня и мужской аналог Туз Ани. |
Мать Воды (богиня) | Значение «Мать Воды». Богиня воды и женский аналог Виз Атьи. |
Водный Отец (бог) | Что означает «Отец Воды», также называемый Виз Апа. Бог воды и мужской аналог Виз Ани. |
Животные и духи [ править ]
Чудо-олень (животное) | Центральная фигура в легендах о происхождении венгерского народа. Название переводится как «Чудесный олень». Согласно венгерской легенде, сохранившейся в хронике XIII века Gesta Hunnorum et Hungarorum Симона Кезского , во время охоты братья Хунор и Магор увидели чудесного белого оленя (иногда описываемого как золотой). Они преследовали животное, но оно всегда оставалось впереди них, ведя их на запад, в Леведию , где они женились на двух принцессах и основали гунны и венгерский народ . Одной из главных причин утверждений о религиозных и культурных связях между гуннами и венграми являются олень и братья Хунор и Магор. |
Бабушка (существо) | Что означает «старуха», изначально она была доброй феей, которая позже деградировала и стала злой. Хотя она обладала магическими способностями, она не была ведьмой ( boszorkány ). Считалось, что она живет в фонтанах, и если маленькие дети подходили слишком близко к ее логову, она заманивала их туда. |
ведьма (witch) | Значение «ведьма», враждебная, вредная, сверхъестественная старушка. У нее была способность трансформироваться, летать и проклинать. Босзоркани развращали животных, например, испортили коровье молоко. Людям она принесла резкую болезнь. Они «действовали» ночью или с наступлением темноты. |
корова (дух) | Маленькое существо, живущее в пещерах. См. → Мумус . |
) (дух | Демон болезни. Сегодня распространенная поговорка все еще использует свое название: «A fene egye meg!», что буквально означает «Пусть это будет съедено фене!», и произносится, когда что-то происходит не так, как хотелось бы. «Фене» также считается местом, где бродят демоны, т.е. популярное венгерское проклятие «menj a fenébe!» эквивалентно английскому «иди к черту!». В современном венгерском языке также сохранилось слово «фене» в названиях некоторых болезней, таких как лепфен (сибирская язва). |
Подагра (дух) | Грозный венгерский демон, забивающий своих жертв до смерти, что часто приводит к инсультам, сердечным приступам или внезапному параличу. |
существо (creature) | Уникальное сверхъестественное существо венгерского фольклора. Имеет три известные разновидности, которые часто заимствуют черты друг у друга: чудо-цыпленок или csodacsirke (традиционная форма); временный дьявол или földi ördög ; и сатанинский любовник ördögszerető . |
красивая женщина (дух) | Что означает «Прекрасная леди», она демон с длинными волосами и белым платьем. Она появляется и танцует в бурю и град, соблазняет молодых людей. |
На рынке (животное) | Огромная птица, похожая на сокола, посланная Истеном, чтобы руководить творением и судьбой мадьярского народа. Первые короли после святого Стефана I были потомками Турула («Turul nemzetség»). |
Вадлеани (существо) | Что означает «Дикая девушка», это неуловимый лесной дух, который соблазняет пастухов, истощает их силы и заставляет лес шелестеть. Обычно она обнажена, а ее длинные волосы доходят до земли. Ее иногда можно выманить и поймать одним сапогом (она пытается поставить две ноги в один сапог). |
ручка (животное) | Также известен как грифон в других странах Европы, но без особых особенностей. В венгерской мифологии он похож на турул . В некоторых сказках (например, «Фехерлофия» , «Сын белой лошади ») это жестокая и жадная птица, поедающая людей, но это единственный способ вернуться из Подземного мира в Средний мир. |
дракон (dragon) | Появляясь практически во всех народных сказках , это существо дышит пламенем и охраняет пленниц и сокровища, но в отличие от западных аналогов всегда имеет человеческий облик, владеет оружием (часто множественным), [8] может ездить на лошади и имеет семь голов, иногда три, 12 или 21 (относится к числам в астрологии ). Драконы обычно символизировали поведение или характер человека, т.е. когда герой сражался с ним, он боролся за преодоление собственного плохого поведения, привычки или характеристики. |
Герои и человеческие фигуры [ править ]
Хунор и Магор (люди) | Легендарные патриархи-близнецы гуннов и мадьяр (венгров) соответственно. Говорили, что они были сыновьями библейского Менрота ( Нимрода ) или Иафета по несколько иной версии легенды. |
Сонный (человек) | Сын Эмесе и Угьека (или птицы турул ). Он был полулегендарной фигурой, родившейся в ок. 819 г. и предок дома Арпада . Алмош правил мадьярами в Леведии и Этелкёзе . Его имя означает «мечтательный», поскольку его рождение было предсказано во сне его матери (см. легенду о его рождении в Эмезе ). |
Эмезе (человек) | Жена Угьека, мать Алмоса (что означает «тот, кто из сна»). Ее оплодотворила птица турул , которая явилась ей во сне и сказала: «Из чрева твоего вырвется река, которая потечет и разольется в новую землю». Талтос (шаман) объяснил этот сон тем , что она родит сына, который станет предком великой правящей семьи в чужой стране. |
Игра (человек) | Имя Дулы появляется в «Легенде о Чодасарвах». Говорят, что он князь алан . На самом деле он, вероятно, был своего рода вождем волжских болгар . |
Гарабонциас (человек) | Мужская фигура, изучившая магию, в отличие от → táltos , у которой были способности от рождения. Он способен создавать бури. [9] некоторые выпускники Еще в XIX веке считалось, что обладают этими способностями. |
Гёнколь (человек) | Легендарный талтос ( шаман ), у которого, как считалось, было лекарство, способное вылечить любую болезнь. Он или его повозка (известная как Надь Гёнколь ) представлены звёздами Большой Медведицы . |
Король Матиас (человек) | По-английски это король Матиас . Он был королем Венгрии, Чехии и Хорватии между 1458 и 1490 годами. Однажды он даже завоевал Бечвару (Вену, буквально венский замок/форт ). В народных сказках он переодетый путешествует среди венгерских простолюдинов, чтобы посмотреть, как дворяне обращаются с простолюдинами. Если дворяне тираны, он раскрывает себя и наказывает их. У него было прозвище Матиас, az igazságos , или «Матиас Справедливый». |
Остатки в фольклоре [ править ]
Сравнительными методами можно выявить, что в некоторых мотивах народных сказок, фрагментах песен или рифмах народных обычаев сохранились кусочки старинного верования. Некоторые записи прямо говорят о шаманоподобных фигурах. Шаманские остатки в венгерском фольклоре были исследованы, в частности, Вилмошем Диосеги на основе этнографических записей в Венгрии и сравнительных работ с различными шаманами некоторых сибирских народов . [10] Этнограф Михай Хоппал продолжил свою работу по изучению остатков венгерских шаманских верований. [11] сравнение шаманских верований носителей финно-угорских языков , родственных венгерскому [12] с таковыми других сибирских народов. [13] [14]
См. также [ править ]
- Кодекс Эрди
- Финские мифологии
- Венгерское неоязычество
- Венгерский шаманизм
- Коми мифология
- Легенды о мадьярском нашествии
- Оногуры
- « Поляк, венгр, два хороших друга »
- Тенгрианство
Ссылки [ править ]
- ^ Аттила Тюрк, ВЕНГЕРСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, Новый дизайн археологических исследований ранней венгерской истории. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , 2012, стр. 3
- ^ Аттила Антал Тюрк: Археологические исследования культурного круга Салтово и венгерской предыстории. В кн.: Средневековые исторические исследования 6. VI. Средневековая докторская конференция (Сегед, 4-5 июня 2009 г.). ред.: П.Г. Тот – П. Сабо Сегед (2010) 284–285 и рисунок 5,
- ^ Бокий, Н.М. - Плетнева, А.: Могилы кочевого воинского рода X века в долине реки Ингул. АЭ. 1989, стр. 86–98.
- ^ Хоппал, Михай (2007). Шаманы и традиции . Будапешт: Академическое издательство. стр. 77 . ISBN 978-9630585217 .
- ^ Jump up to: а б «Блаженная дама» . Венгерский этнографический лексикон (на венгерском языке). Будапешт: Академическое издательство. 1977–1982 . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ Андраш Рона-Тас, Венгры и Европа в раннем средневековье: Введение в раннюю венгерскую историю , Central European University Press, 1999, стр. 366
- ^ Jump up to: а б Иоганн Графен Майлат : История мадьяр, том. 1, Вена 1828 г., с. 26-27.
- ^ Люркер, Манфред. Словарь Рутледжа богов, богинь, дьяволов и демонов . Рутледж . 2004. с. 166. ISBN 978-04-15340-18-2
- ^ Рона-Скларек, Элизабет. Венгерские народные сказки . Новый эпизод. Лейпциг: Дитрих. 1909. С. 293–294.
- ^ Диосеги 1998 г.
- ^ Упс, 1998 г.
- ^ Упс, 1975 г.
- ^ Упс, 2005 г.
- ^ Упс, 1994 г.
Библиография [ править ]
- (на венгерском языке) Золтан Пинтер: Маленький мифологический лексикон. Салай Конивкиадо - Керескедохаз Кфт., 1996.
- Диосеги, Вилмош (1998) [1958]. Воспоминания о шаманизме в венгерской народной культуре (на венгерском языке) (1-е репринтное издание). Будапешт: Академическое издательство. ISBN 963-05-7542-6 . Название означает: «Остатки шаманских верований в венгерском фольклоре».
- Хайду, Питер (1975). «Лингвистические основы родства». В Хайду, Петер (ред.). Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Корвина. стр. 11–43. ISBN 963-13-0900-2 . Название означает: « Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников »; глава означает «Языковая основа родства».
- Хоппал, Михай (1994). Шаманы, духи и символы . Будапешт: Издательство Геликон. ISBN 963-208-298-2 .
- Хоппал, Михай (2005). Шаманы в Евразии (на венгерском языке). Будапешт: Академическое издательство. ISBN 963-05-8295-3 . Название означает «Шаманы Евразии», книга написана на венгерском языке, но издана также на немецком, эстонском и финском языках. Сайт издателя с кратким описанием книги (на венгерском языке). Архивировано 2 января 2010 г. в Wayback Machine.
- Хоппал, Михай (1975). «Верования уральских народов и шаманизм». В Хайду, Петер (ред.). Уральские народы / Культура и традиции наших лингвистов (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Корвина. стр. 211–233. ISBN 963-13-0900-2 . Название означает: «Уральские народы / Культура и традиции наших языковых родственников»; глава означает «Веры уральских народов и шаманизм».
Дальнейшее чтение [ править ]
- Дёмётёр, Текла . Венгерские народные поверья . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1982.