Jump to content

Венгерская мифология

Застежка IX века, обнаруженная в области Кировоградской Украины ; находка принадлежит, возможно, венгерскому «горизонту находок Суботцев». [1] [2] [3]

Венгерская мифология включает в себя мифы, легенды, народные сказания, сказки и богов венгров , также известных как мадьярок.

Источники знаний [ править ]

Считается, что большая часть мадьярской мифологии утеряна. Однако за последние сто лет исследователи истории венгерской культуры усердно пытались восстановить значительную часть венгерской мифологии. [4] Наиболее важными источниками являются:

  • Фольклор, поскольку многие мифические персонажи сохранились в народных сказках, народных песнях, легендах, а также в особых традициях, связанных с особыми датами, неизвестных где-либо еще.
  • Средневековые хроники
  • Вторичные источники , такие как рассказы других авторов о венграх (в основном до 850 г. н.э.)
  • Археологические исследования [ по мнению кого? ]

Мифологическая космология [ править ]

Мировое Древо, вырезанное на горшке

Среди современных религий венгерская мифология наиболее близка космологии уральских народов. В венгерском мифе мир разделен на три сферы: первая — Верхний мир ( Felső világ ), дом богов; второй — Средний мир ( Középső világ ) или мир, который мы знаем, и, наконец, подземный мир ( Alsó világ ). В центре мира стоит высокое дерево: Мировое Древо / Древо Жизни ( Világfa/Életfa ). Его листва – это Верхний мир, а Турул на вершине его обитает птица . Средний мир расположен у его ствола, а подземный мир — вокруг его корней. В некоторых историях на дереве есть плоды: золотые яблоки. В индуизме и буддизме существуют очень похожие верования в Трайлокью и Калпаврикшу .

Верхний мир [ править ]

Боги живут в Верхнем мире. Боги имеют тот же ранг, хотя наиболее важной фигурой из них является Истен ( по-венгерски «Бог»). Он управляет миром, формирует судьбы людей, наблюдает за Срединным миром с неба и иногда предупреждает молниями ( мэнникё ) . Истен создал мир с помощью Ордога («дьявола», олицетворяющего Зло ). Среди других богов: Истенанья («Бог-Мать»), также известная как Болдогасзони («Благословенная леди», буквально означающая «счастливая / веселая женщина»; позже отождествляемая с католицистской Девой Марией ), [5] и Хадур («полководец» или «командир») огня, а позже бог войны.

Крупнейшие небесные тела ( Солнце и Луна ) также расположены в Верхнем мире. Считалось, что небо — это большой шатер, поддерживаемый Древом Жизни. Несколько отверстий в нем — это звезды. Солнце, Луна и символы космического слова известны из венгерских могильных находок периода венгерского завоевания . [6]

В венгерской мифологии считалось, что человеческая душа ( Лелек ) бессмертна, а жизнь рассматривалась как странствие на Небеса ( Мэнни ). [7]

Средний мир [ править ]

Средний мир принадлежит людям и многим мифологическим существам ; последние часто сверхъестественны. Есть призраки лесов и вод, которым приказано пугать людей. В разных местах у них разные названия. Есть и самки, например, селло (русалка), которая живет в воде и имеет человеческое туловище с рыбьим хвостом. Ветер контролирует старушка по имени Селанья (Мать Ветра) или Селкирали (Король Ветров). Саркань . (дракон) – устрашающий зверь: он враг многих героев сказок, символизируя психическую внутреннюю борьбу героя У Саркани обычно от 1 до 7 голов. Лидерк призрачное, загадочное существо с разной внешностью, его действия всегда вредоносны. Мано к ( к (эльфы/гоблины) и терпе гномы) — лисьи существа, живущие в лесу или под землей. Ориасок (великаны) живут в горах. У них есть как хорошие, так и плохие качества. Любимые существа - тюндереки (феи), красивые молодые девушки или существа женского пола (часто изображаемые либо как олицетворение чистоты и невинности, либо как игривые и хитрые). Они помогают людям, которые иногда могут попросить у них три желания. Их противоположностями являются bábák , которых приравнивают к злым старым ведьмам. ( Баба на современном венгерском языке означает «акушерка», и первоначально это были мудрые старухи, которых позже приравняли к ведьмам, когда христианство стало широко распространено.)

Преисподняя [ править ]

Подземный мир — дом Ордога, создателя всего плохого для человека: например, надоедливых животных, таких как блохи , вши и мухи . Неизвестно, считался ли подземный мир местом наказания или нет, поскольку название его Покол (Ад) возникло после христианизации. [7]

Религия [ править ]

Исследования древней венгерской религии привели к выводу, что это была форма тенгризма , этнической тюрко-монгольской религии, которая, вероятно, была заимствована у тюркских народов, с которыми мадьяры вступали в контакт, но находилась под влиянием индуистов и буддистов, которых Гунны и авары столкнулись и обратились в них во время миграции на запад. Другая теория связывает эту религию с религией гуннов и скифов Центральной Азии, которые обратились в буддизм среди преимущественно буддийского населения Центральной Азии того времени из-за легенд, похожих или даже идентичных мифу о венгерском происхождении .

Шаманскую талтос исполнял роль («мудрец / благословенный ученый»). Считалось, что их души могут путешествовать между тремя сферами посредством ревулес (медитации). Они тоже были врачами. Талтос был выбран судьбой; их небольшие аномалии при рождении (неонатальные зубы, костяк , седые волосы и дополнительные пальцы) считались признаком божественного порядка. Этапы их внедрения:

  1. Подъем по «шаманской лестнице/шаманскому дереву» символизировал Мировое Древо;
  2. Обливание призраков: питье крови принесенного в жертву животного.

У них была способность связываться с духами с помощью определенных ритуалов и молитв. Таким образом, они толковали сны, выступали посредниками между людьми и духами, лечили и снимали проклятия, а также обладали способностью находить и возвращать потерянные души. Они руководили жертвоприношениями животных и догадывались о причине гнева предка.

После смерти душа человека покидает тело. Тело похоронено родственниками на другом берегу реки, смотрящим на восток.

Цифры [ править ]

Божества [ править ]

Золотой Отец (бог) Что означает «Золотой Отец». Он был супругом Анячки Хайнал и отцом Хадура, Напкиралы и Секрали. Возможно, то же самое, что и Бог.
BoldogasszonyМать- богиня Также называется «Истенанья». Ее имя означает «Благословенная Леди» или «Благословенная Королева». Она была богиней материнства и помогала роженицам. [ по мнению кого? ] После того, как венгры были обращены в христианство с помощью святого Герарда Чанадского, ее образ потерял популярность среди Девы Марии . [5] В последующие годы названия «Болдогасзони» и «Надьболдогасзони» (Великая Благословенная Дама) в основном использовались как прозвище Девы Марии. Ее также считают «Королевой ( Региной ) Венгрии».
военачальник (бог) Сокращение от Хадак Ура, что означает «Военачальник» или «Повелитель Армий», и был богом войны в религии ранних венгров . [ нужна ссылка ] Он был третьим сыном Арани Атьячки (Дорогого Золотого Отца) и Хайнала Анячки (Дорогой Матери Рассвета), а также был кузнецом богов. Он носил доспехи и оружие из чистой меди, которая является его священным металлом, и говорили, что он выковал Меч Божий (Истен карджа), который был обнаружен Атиллой Гунном и закрепил его власть. У венгров было принято перед битвой приносить ему в жертву белых жеребцов.
Мать Рассвета (богиня) Значение «Мать рассвета». Она была супругой Арани Атьаски и матерью Хадура, Короля Солнца и Короля Ветра. Возможно, то же самое, что и Пресвятая Богородица.
Отец Луна (бог) Значение «Лунный Отец».
бог (god)Означает просто «Бог». Истен был богом неба и главой венгерского пантеона.
Мать Солнца (богиня) Значение «Мать Солнца».
король солнца (бог) Что означает «Король Солнца», он венгерский бог солнца и старший сын Арани Атьячки (Дорогого Золотого Отца) и Хайнала Анячки (Дорогой Матери Рассвета), брата Хадура и Шелкирали. Он каждый день скачет на своем седовласом коне с Востока на Запад, видя все под собой.
дьявол (бог) Что означает «Дьявол», Он был богом смерти, болезней и злых дел и правил подземным миром.
богиня (goddess)Что означает «Мать Ветра», она — богиня ветра и женский аналог Селатии. Это мудрая пожилая женщина, живущая в пещере на вершине огромной горы где-то на краю света. Она оседлала ветер и создала бури и вихри.
царь ветров (бог) Что означает «Король ветра», также называемый Селатья («Отец ветра»), он является венгерским богом ветра и дождя и мужским аналогом Селаньи. Он второй сын Арани Атьячки (Золотого отца) и Хайнала Аньячки (Матери Зари), брата Хадура и Напкирали. Его доспехи и оружие сделаны из чистого серебра, его священного металла.
Мать Огня (богиня) Значение «Мать Огня». Богиня огня и женский аналог Туз Атьи.
Отец Огня (бог) Что означает «Отец Огня», также называемый Туз Апа. Бог огня и мужской аналог Туз Ани.
Мать Воды (богиня) Значение «Мать Воды». Богиня воды и женский аналог Виз Атьи.
Водный Отец (бог) Что означает «Отец Воды», также называемый Виз Апа. Бог воды и мужской аналог Виз Ани.

Животные и духи [ править ]

Чудо-олень (животное) Центральная фигура в легендах о происхождении венгерского народа. Название переводится как «Чудесный олень». Согласно венгерской легенде, сохранившейся в хронике XIII века Gesta Hunnorum et Hungarorum Симона Кезского , во время охоты братья Хунор и Магор увидели чудесного белого оленя (иногда описываемого как золотой). Они преследовали животное, но оно всегда оставалось впереди них, ведя их на запад, в Леведию , где они женились на двух принцессах и основали гунны и венгерский народ . Одной из главных причин утверждений о религиозных и культурных связях между гуннами и венграми являются олень и братья Хунор и Магор.
Бабушка (существо) Что означает «старуха», изначально она была доброй феей, которая позже деградировала и стала злой. Хотя она обладала магическими способностями, она не была ведьмой ( boszorkány ). Считалось, что она живет в фонтанах, и если маленькие дети подходили слишком близко к ее логову, она заманивала их туда.
ведьма (witch)Значение «ведьма», враждебная, вредная, сверхъестественная старушка. У нее была способность трансформироваться, летать и проклинать. Босзоркани развращали животных, например, испортили коровье молоко. Людям она принесла резкую болезнь. Они «действовали» ночью или с наступлением темноты.
корова (дух) Маленькое существо, живущее в пещерах. См. → Мумус .
) (дух Демон болезни. Сегодня распространенная поговорка все еще использует свое название: «A fene egye meg!», что буквально означает «Пусть это будет съедено фене!», и произносится, когда что-то происходит не так, как хотелось бы. «Фене» также считается местом, где бродят демоны, т.е. популярное венгерское проклятие «menj a fenébe!» эквивалентно английскому «иди к черту!». В современном венгерском языке также сохранилось слово «фене» в названиях некоторых болезней, таких как лепфен (сибирская язва).
Подагра (дух) Грозный венгерский демон, забивающий своих жертв до смерти, что часто приводит к инсультам, сердечным приступам или внезапному параличу.
существо (creature)Уникальное сверхъестественное существо венгерского фольклора. Имеет три известные разновидности, которые часто заимствуют черты друг у друга: чудо-цыпленок или csodacsirke (традиционная форма); временный дьявол или földi ördög ; и сатанинский любовник ördögszerető .
красивая женщина (дух) Что означает «Прекрасная леди», она демон с длинными волосами и белым платьем. Она появляется и танцует в бурю и град, соблазняет молодых людей.
На рынке (животное) Огромная птица, похожая на сокола, посланная Истеном, чтобы руководить творением и судьбой мадьярского народа. Первые короли после святого Стефана I были потомками Турула («Turul nemzetség»).
Вадлеани (существо) Что означает «Дикая девушка», это неуловимый лесной дух, который соблазняет пастухов, истощает их силы и заставляет лес шелестеть. Обычно она обнажена, а ее длинные волосы доходят до земли. Ее иногда можно выманить и поймать одним сапогом (она пытается поставить две ноги в один сапог).
ручка (животное) Также известен как грифон в других странах Европы, но без особых особенностей. В венгерской мифологии он похож на турул . В некоторых сказках (например, «Фехерлофия» , «Сын белой лошади ») это жестокая и жадная птица, поедающая людей, но это единственный способ вернуться из Подземного мира в Средний мир.
дракон (dragon)Появляясь практически во всех народных сказках , это существо дышит пламенем и охраняет пленниц и сокровища, но в отличие от западных аналогов всегда имеет человеческий облик, владеет оружием (часто множественным), [8] может ездить на лошади и имеет семь голов, иногда три, 12 или 21 (относится к числам в астрологии ). Драконы обычно символизировали поведение или характер человека, т.е. когда герой сражался с ним, он боролся за преодоление собственного плохого поведения, привычки или характеристики.

Герои и человеческие фигуры [ править ]

Хунор и Магор (люди) Легендарные патриархи-близнецы гуннов и мадьяр (венгров) соответственно. Говорили, что они были сыновьями библейского Менрота ( Нимрода ) или Иафета по несколько иной версии легенды.
Сонный (человек) Сын Эмесе и Угьека (или птицы турул ). Он был полулегендарной фигурой, родившейся в ок. 819 г. и предок дома Арпада . Алмош правил мадьярами в Леведии и Этелкёзе . Его имя означает «мечтательный», поскольку его рождение было предсказано во сне его матери (см. легенду о его рождении в Эмезе ).
Эмезе (человек) Жена Угьека, мать Алмоса (что означает «тот, кто из сна»). Ее оплодотворила птица турул , которая явилась ей во сне и сказала: «Из чрева твоего вырвется река, которая потечет и разольется в новую землю». Талтос (шаман) объяснил этот сон тем , что она родит сына, который станет предком великой правящей семьи в чужой стране.
Игра (человек) Имя Дулы появляется в «Легенде о Чодасарвах». Говорят, что он князь алан . На самом деле он, вероятно, был своего рода вождем волжских болгар .
Гарабонциас (человек) Мужская фигура, изучившая магию, в отличие от → táltos , у которой были способности от рождения. Он способен создавать бури. [9] некоторые выпускники Еще в XIX веке считалось, что обладают этими способностями.
Гёнколь (человек) Легендарный талтос ( шаман ), у которого, как считалось, было лекарство, способное вылечить любую болезнь. Он или его повозка (известная как Надь Гёнколь ) представлены звёздами Большой Медведицы .
Король Матиас (человек) По-английски это король Матиас . Он был королем Венгрии, Чехии и Хорватии между 1458 и 1490 годами. Однажды он даже завоевал Бечвару (Вену, буквально венский замок/форт ). В народных сказках он переодетый путешествует среди венгерских простолюдинов, чтобы посмотреть, как дворяне обращаются с простолюдинами. Если дворяне тираны, он раскрывает себя и наказывает их. У него было прозвище Матиас, az igazságos , или «Матиас Справедливый».

Остатки в фольклоре [ править ]

Сравнительными методами можно выявить, что в некоторых мотивах народных сказок, фрагментах песен или рифмах народных обычаев сохранились кусочки старинного верования. Некоторые записи прямо говорят о шаманоподобных фигурах. Шаманские остатки в венгерском фольклоре были исследованы, в частности, Вилмошем Диосеги на основе этнографических записей в Венгрии и сравнительных работ с различными шаманами некоторых сибирских народов . [10] Этнограф Михай Хоппал продолжил свою работу по изучению остатков венгерских шаманских верований. [11] сравнение шаманских верований носителей финно-угорских языков , родственных венгерскому [12] с таковыми других сибирских народов. [13] [14]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Аттила Тюрк, ВЕНГЕРСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, Новый дизайн археологических исследований ранней венгерской истории. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , 2012, стр. 3
  2. ^ Аттила Антал Тюрк: Археологические исследования культурного круга Салтово и венгерской предыстории. В кн.: Средневековые исторические исследования 6. VI. Средневековая докторская конференция (Сегед, 4-5 июня 2009 г.). ред.: П.Г. Тот – П. Сабо Сегед (2010) 284–285 и рисунок 5,
  3. ^ Бокий, Н.М. - Плетнева, А.: Могилы кочевого воинского рода X века в долине реки Ингул. АЭ. 1989, стр. 86–98.
  4. ^ Хоппал, Михай (2007). Шаманы и традиции . Будапешт: Академическое издательство. стр. 77 . ISBN  978-9630585217 .
  5. ^ Jump up to: а б «Блаженная дама» . Венгерский этнографический лексикон (на венгерском языке). Будапешт: Академическое издательство. 1977–1982 . Проверено 19 июля 2013 г.
  6. ^ Андраш Рона-Тас, Венгры и Европа в раннем средневековье: Введение в раннюю венгерскую историю , Central European University Press, 1999, стр. 366
  7. ^ Jump up to: а б Иоганн Графен Майлат : История мадьяр, том. 1, Вена 1828 г., с. 26-27.
  8. ^ Люркер, Манфред. Словарь Рутледжа богов, богинь, дьяволов и демонов . Рутледж . 2004. с. 166. ISBN   978-04-15340-18-2
  9. ^ Рона-Скларек, Элизабет. Венгерские народные сказки . Новый эпизод. Лейпциг: Дитрих. 1909. С. 293–294.
  10. ^ Диосеги 1998 г.
  11. ^ Упс, 1998 г.
  12. ^ Упс, 1975 г.
  13. ^ Упс, 2005 г.
  14. ^ Упс, 1994 г.

Библиография [ править ]

  • (на венгерском языке) Золтан Пинтер: Маленький мифологический лексикон. Салай Конивкиадо - Керескедохаз Кфт., 1996.
  • Диосеги, Вилмош (1998) [1958]. Воспоминания о шаманизме в венгерской народной культуре (на венгерском языке) (1-е репринтное издание). Будапешт: Академическое издательство. ISBN  963-05-7542-6 . Название означает: «Остатки шаманских верований в венгерском фольклоре».
  • Хайду, Питер (1975). «Лингвистические основы родства». В Хайду, Петер (ред.). Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Корвина. стр. 11–43. ISBN  963-13-0900-2 . Название означает: « Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников »; глава означает «Языковая основа родства».
  • Хоппал, Михай (1994). Шаманы, духи и символы . Будапешт: Издательство Геликон. ISBN  963-208-298-2 .
  • Хоппал, Михай (2005). Шаманы в Евразии (на венгерском языке). Будапешт: Академическое издательство. ISBN  963-05-8295-3 . Название означает «Шаманы Евразии», книга написана на венгерском языке, но издана также на немецком, эстонском и финском языках. Сайт издателя с кратким описанием книги (на венгерском языке). Архивировано 2 января 2010 г. в Wayback Machine.
  • Хоппал, Михай (1975). «Верования уральских народов и шаманизм». В Хайду, Петер (ред.). Уральские народы / Культура и традиции наших лингвистов (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Корвина. стр. 211–233. ISBN  963-13-0900-2 . Название означает: «Уральские народы / Культура и традиции наших языковых родственников»; глава означает «Веры уральских народов и шаманизм».

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Дёмётёр, Текла [ ху ] . Венгерские народные поверья . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1982.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 69679348c3a8610e9bb82fe288c481be__1716762780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/be/69679348c3a8610e9bb82fe288c481be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hungarian mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)