Jump to content

Шаманские пережитки в венгерском фольклоре

(Перенаправлено из венгерского шаманизма )

Венгерский шаманизм обнаруживается с помощью сравнительных методов в этнологии, предназначенных для анализа и поиска этнографических данных венгерских народных сказок , песен, языка, сравнительных культур и исторических источников.

Застежка IX века, раскопанная в Кировоградской области , Украина; находка принадлежит, возможно, венгерскому «горизонту находок Суботцев». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Исследовать

[ редактировать ]

Изучение файлов судебных процессов над ведьмами показывает, что некоторые черты венгерского фольклора являются остатками шаманских верований, сохранившихся из глубокого прошлого или, возможно, заимствованных у тюркских народов, с которыми венгры жили до странствования в Паннонский бассейн ; [ 4 ] или, может быть, это последствие восточного влияния ( иммиграция половцев ). [ 5 ]

Эти остатки частично сохраняются в виде фрагментов благодаря некоторым особенностям обычаев и верований, например

Характеристики

[ редактировать ]

Были и люди, выполнявшие роли, аналогичные тем, которые выполняли шаманы у других народов: гадание , магия погоды, поиск потерянных предметов. Эти люди связаны с шаманизмом (в отличие от хитрых людей нешаманских культур), потому что первые, как известно, пережили опыт, аналогичный опыту многих шаманов: родились с физическими аномалиями, такими как избыточное количество костей или зубов. , болезнь, расчленение мифологическим существом и выздоровление с большими или увеличенными возможностями или борьба с другими шаманами или существами. [ 4 ]

Связанные черты можно увидеть в нескольких примерах шаманизма в Сибири . Поскольку венгерский язык принадлежит к уральской семье , мы можем ожидать найти их среди других народов, говорящих на уральских языках. Некоторые из них сохранили шаманизм до наших дней; изолированное расположение нганасан сделало возможным, что шаманизм был среди них живым явлением даже в начале 20 века. [ 7 ] шамана Нганасан Последние известные сеансы были записаны на пленку в 1970-х годах. [ 8 ]

Первоначальное местонахождение протоуральских народов (и его размеры) обсуждается. Совокупные результаты нескольких наук позволяют предположить, что эта территория находилась к северу от Среднего Урала , а также в нижнем и среднем течении реки Обь . Этот подход сочетал в себе экологические, а именно фитогеографические и палеоботанические (в том числе палинологические) [ 9 ] ) данные вместе с лингвистическими ( фитонимическими и сравнительными ) соображениями: распространение различных видов деревьев в Сибири и Восточной Европе (меняющееся с течением времени) сопоставлялось с распространением соответствующих названий деревьев в различных уральских языках (отфильтрованных сравнительными методами, поэтому только имена, имеющие протоуральское значение). приниматься во внимание [ 10 ]

Артефакты

[ редактировать ]

Некоторые артефакты см. в Интернете, доступные изображения и описания: [ 11 ]

Дуализм души

[ редактировать ]

Дуализм души можно наблюдать в нескольких культурах во многих вариациях: считается, что у людей более одной души. Примеры можно найти в нескольких культурах Северной Евразии и в некоторых группах инуитов. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] а также венгры. [ 20 ] В некоторых из множества примеров различают две души: телесную душу для поддержания телесных функций и свободную душу, которая может покидать тело (даже при жизни), с большими вариациями на эту тему в разных культурах.

В некоторых культурах это может быть связано с шаманскими концепциями. [ 20 ] [ 21 ] В шаманских верованиях некоторых групп инуитов » шамана « путешествие духа с его духами-помощниками в отдаленные места объясняется такими концепциями души. Это свободная душа шамана покидает его тело. Согласно объяснению, это временное отсутствие свободной души шамана отслеживается заместителем: тело шамана во время духовного путешествия охраняет один из его духов-помощников, [ 22 ] присутствует в легенде Также этот мотив , описывающей духовное путешествие, предпринятое свободной душой шамана и его духами-помощниками. [ 23 ]

Как уже упоминалось, это наблюдалось и среди венгров. Душа тела, лелек, была связана с дыханием (как показывает этимология). [ 24 ] Теневая душа по имени Из была связана с бродячей душой мертвых. Его устрашающую природу можно увидеть, поскольку она также присутствует в выражениях ругательств : «Вигьен эль аз из!» (= «Тень души заберет тебя!»). [ 25 ] Это проклятие сегодня неизвестно большинству людей, и слово «из» (в этом значении) также неизвестно или ощущается как архаизм с забытым значением.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Аттила Тюрк, ВЕНГЕРСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, Новый дизайн археологических исследований ранней венгерской истории , 2012, с. 3
  2. ^ Аттила Антал Тюрк: Археологические исследования культурного круга Салтово и венгерской предыстории. В кн.: Средневековые исторические исследования 6. VI. Средневековая докторская конференция (Сегед, 4-5 июня 2009 г.). ред.: П.Г. Тот – П. Сабо Сегед (2010) 284–285 и рисунок 5,
  3. ^ Бокий, Н.М. - Плетнева, А.: Могилы кочевого воинского рода X века в долине реки Ингул. АЭ. 1989, стр. 86–98.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Диосеги 1998 г.
  5. ^ Юлия Барта: Восточные элементы народной культуры Кунсага
  6. ^ Хоппал 1975: 216–218,224,229
  7. ^ Упс, 2005 г.
  8. ^ Хоппал 1994:62
  9. ^ Климат 1998: 29.
  10. ^ Хайду 1975: 32–35
  11. ^ Венгерская этнография, список фигур
  12. ^ Диосеги 1998: 291
  13. ^ Венгерский этнографический лексикон, пункт «Мировое древо».
  14. ^ Венгерская этнография, глава «Мировоззрение».
  15. ^ Венгерская этнография, глава «Люди сверхъестественных способностей - хитрые люди и посредники»
  16. ^ Диосеги 1998: 345
  17. ^ Меркур 1985: 222–223, 226, 240.
  18. ^ Клейван и Зонне 1985: 17–18.
  19. ^ Корк 1970: 211.
  20. ^ Перейти обратно: а б Хоппал 1975: 225
  21. ^ Хоппал 2005: 27–28.
  22. ^ Восток 1997:92
  23. ^ Барюске 1969: 24.
  24. ^ Вертес 1990: 5
  25. ^ Динес 1975: 83
  • Баруске, Хайнц (1969). «Земля мертвых на небесах». Эскимосские сказки . Сказки мировой литературы (на немецком языке). Дюссельдорф • Кельн: Ойген Дидерихс Верлаг. стр. 23–29. Название сказки означает: «Земля мертвых в небе»; название книги означает: Эскимосские сказки ; Серия означает: «Сказки мировой литературы».
  • Динес, Иштван (1975). «Венгры-оккупанты и их древние верования». В Хайду, Петер (ред.). Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Корвина. стр. 77–108. ISBN  963-13-0900-2 . Название означает: Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников ; глава означает «Венгры во времена входа в Карпатский бассейн и их древние верования».
  • Диосеги, Вилмос (1998) [1958]. Воспоминания о шаманизме в венгерской народной культуре (на венгерском языке) (1-е репринтное издание). Будапешт: Академическое издательство . ISBN  963-05-7542-6 . Название означает: Остатки шаманских верований в венгерском фольклоре .
  • Габю, Жан (1970). Карибу эскимок (на венгерском языке). Будапешт: Гондольный подъемник Киадо. Венгерский перевод оригинала: Жизнь и обычаи эскимосов-карибу, Библиотека Пайо, Лозанна, 1944 г. В нем описывается жизнь групп эскимосов-карибу и падлермиутов.
  • Хайду, Питер (1975). «Лингвистические основы родства». В Хайду, Петер (ред.). Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Корвина. стр. 11–43. ISBN  963-13-0900-2 . Название означает: Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников ; глава означает «Лингвистическая основа родства».
  • Хоппал, Михай (1975). «Верования уральских народов и шаманизм». В Хайду, Петер (ред.). Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Корвина. стр. 211–233. ISBN  963-13-0900-2 . Название означает: «Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников»; глава означает «Веры уральских народов и шаманизм».
  • Хоппал, Михай (1994). Шаманы, души и символы (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Геликон. ISBN  963-208-298-2 . Название означает: «Шаманы, души и символы».
  • Хоппал, Михай (2005). Шаманы в Евразии (на венгерском языке). Будапешт: Академическое издательство . ISBN  963-05-8295-3 . Название означает «Шаманы Евразии», книга написана на венгерском языке, но издана также на немецком, эстонском и финском языках. Сайт издателя с кратким описанием книги (на венгерском языке)
  • Клейван, Инге; Зонне, Б. (1985). Эскимосы / Гренландия и Канада Иконография религий, раздел VIII, глава 2). Институт религиозной иконографии • Государственный университет Гронингена. Э.Дж. Брилл, Лейден (Нидерланды). ISBN  90-04-07160-1 .
  • Клима, Ласло (1998). «Родина наших предков, наши миграции». В Чепреги, Марта (ред.). Финно-угорский гид . Панорама. Будапешт: Книжное издательство Medicina. стр. 27–35. ISBN  963-243-813-2 . Перевод главы: «Наши древние жилища и странствия», перевод названия: Финно-угорский путеводитель .
  • Меркьюри, Дэниел (1985). Стать наполовину скрытым. Шаманизм и инициация среди инуитов Acta Universitatis Stockholmiensis • Стокгольмские исследования в области сравнительного религиоведения. Стокгольм: Альмквист и Викселл. ISBN  91-22-00752-0 .
  • Остен, Ярих Г. (1997). «Космологические циклы и составляющие человека». В С.А. Мусалимасе (ред.). Арктическая экология и идентичность . Книги ISTOR 8. Будапешт • Лос-Анджелес: Академия Киадо • Международное общество трансокеанских исследований. стр. 85–101. ISBN  963-05-6629-Х .
  • Вертес, Эдит (1990). Верования наших сибирских языковых родственников (на венгерском языке). Будапешт: Издательство учебников. ISBN  963-18-2603-1 . Название означает: «Системы верований наших языковых родственников в Сибири».

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ильдико Болдиссар. «Шаманские элементы в венгерских народных сказках – отрывок из сказкотерапии». В: Венгерский обзор IV/2013, н. 06, стр. 92–101.
  • Фазекас, Йено (1967). «Венгерский шаманизм, материал и история исследований». В: Aboensis Доннеровского института скриптов 1 (август): 97–119. https://doi.org/10.30674/scripta.67026 .
  • Хоппал, Михай. «Шаманизм и система верований древних венгров». В: Этнографика и фольклористика Карпатика 11 (1999): 58-68.
  • Хоппал, Михай (2007). «Шаманизм и система верований древних венгров». Шаманы и традиции (Том 13) . Библиотека Шаманизма. Будапешт: Академическое издательство . стр. 77–81. ISBN  978-963-05-8521-7 .
  • Хоппал, Михай (2007). «Следы шаманизма в венгерских народных верованиях». Шаманы и традиции (Том 13) . Библиотека Шаманизма. Будапешт: Академическое издательство . стр. 82–89. ISBN  978-963-05-8521-7 .
  • Хоппал, Михай (2007). «Роль шаманизма в венгерской культурной идентичности». Шаманы и традиции (Том 13) . Библиотека Шаманизма. Будапешт: Академическое издательство . стр. 90–96. ISBN  978-963-05-8521-7 .
[ редактировать ]

Интернет-магазин Terebess Asia:

Венгерская этнография:

Дюла Ортутай (1977–1982). Венгерский этнографический лексикон (на венгерском языке). Будапешт: Академическое издательство . ISBN  963-05-1285-8 . :

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a060a22645d7102310271acf2ce85b40__1654610220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/40/a060a22645d7102310271acf2ce85b40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shamanistic remnants in Hungarian folklore - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)