Шаманские пережитки в венгерском фольклоре
Венгерский шаманизм обнаруживается с помощью сравнительных методов в этнологии, предназначенных для анализа и поиска этнографических данных венгерских народных сказок , песен, языка, сравнительных культур и исторических источников.

Исследовать
[ редактировать ]Изучение файлов судебных процессов над ведьмами показывает, что некоторые черты венгерского фольклора являются остатками шаманских верований, сохранившихся из глубокого прошлого или, возможно, заимствованных у тюркских народов, с которыми венгры жили до странствования в Паннонский бассейн ; [ 4 ] или, может быть, это последствие восточного влияния ( иммиграция половцев ). [ 5 ]
Эти остатки частично сохраняются в виде фрагментов благодаря некоторым особенностям обычаев и верований, например
- припевы некоторых народных песен, сопровождающие некоторые обычаи;
- определенные мотивы народных сказок, например, дерево, достигающее неба , [ 4 ] Это было специфическое верование среди нескольких народов Центральной Евразии, имевшее некоторое сходство с концепцией мирового дерева , но оно также было связано с шаманским деревом и имело и некоторые другие особенности. [ 6 ]
Характеристики
[ редактировать ]Были и люди, выполнявшие роли, аналогичные тем, которые выполняли шаманы у других народов: гадание , магия погоды, поиск потерянных предметов. Эти люди связаны с шаманизмом (в отличие от хитрых людей нешаманских культур), потому что первые, как известно, пережили опыт, аналогичный опыту многих шаманов: родились с физическими аномалиями, такими как избыточное количество костей или зубов. , болезнь, расчленение мифологическим существом и выздоровление с большими или увеличенными возможностями или борьба с другими шаманами или существами. [ 4 ]
Связанные черты можно увидеть в нескольких примерах шаманизма в Сибири . Поскольку венгерский язык принадлежит к уральской семье , мы можем ожидать найти их среди других народов, говорящих на уральских языках. Некоторые из них сохранили шаманизм до наших дней; изолированное расположение нганасан сделало возможным, что шаманизм был среди них живым явлением даже в начале 20 века. [ 7 ] шамана Нганасан Последние известные сеансы были записаны на пленку в 1970-х годах. [ 8 ]
Первоначальное местонахождение протоуральских народов (и его размеры) обсуждается. Совокупные результаты нескольких наук позволяют предположить, что эта территория находилась к северу от Среднего Урала , а также в нижнем и среднем течении реки Обь . Этот подход сочетал в себе экологические, а именно фитогеографические и палеоботанические (в том числе палинологические) [ 9 ] ) данные вместе с лингвистическими ( фитонимическими и сравнительными ) соображениями: распространение различных видов деревьев в Сибири и Восточной Европе (меняющееся с течением времени) сопоставлялось с распространением соответствующих названий деревьев в различных уральских языках (отфильтрованных сравнительными методами, поэтому только имена, имеющие протоуральское значение). приниматься во внимание [ 10 ]
Артефакты
[ редактировать ]Некоторые артефакты см. в Интернете, доступные изображения и описания: [ 11 ]
- Возвышающееся до неба дерево , стоящее на холме, с небесным телом вверху слева и скотом на нижнем и верхнем уровнях. Асо [ нужны разъяснения ] , Вилмош Диосеги опознал на изображении шаманскую лестницу. [ 12 ] Украшение солонки из рога, собранной в Бихарнагыбахом деревне уезда Хайду-Бихар . Рисунок об артефакте (вместе с другими связанными с ним) нарисован этнографом Шуч Шандором . Смотрите онлайн. [ 13 ] [ 14 ]
- Бой двух талтосов (оба в облике быков). Украшение кукурузной солонки, собранной в Саррете. Артефакт нарисован этнографом Шучем Шандором. Смотрите онлайн. [ 15 ] На другом изображении люди-талтосы сражаются как черно-белые быки, одному из них помогает мужчина. Рисунок Дудаса Хуло, Гальгамача . Не онлайн. [ 16 ]
Дуализм души
[ редактировать ]Дуализм души можно наблюдать в нескольких культурах во многих вариациях: считается, что у людей более одной души. Примеры можно найти в нескольких культурах Северной Евразии и в некоторых группах инуитов. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] а также венгры. [ 20 ] В некоторых из множества примеров различают две души: телесную душу для поддержания телесных функций и свободную душу, которая может покидать тело (даже при жизни), с большими вариациями на эту тему в разных культурах.
В некоторых культурах это может быть связано с шаманскими концепциями. [ 20 ] [ 21 ] В шаманских верованиях некоторых групп инуитов » шамана « путешествие духа с его духами-помощниками в отдаленные места объясняется такими концепциями души. Это свободная душа шамана покидает его тело. Согласно объяснению, это временное отсутствие свободной души шамана отслеживается заместителем: тело шамана во время духовного путешествия охраняет один из его духов-помощников, [ 22 ] присутствует в легенде Также этот мотив , описывающей духовное путешествие, предпринятое свободной душой шамана и его духами-помощниками. [ 23 ]
Как уже упоминалось, это наблюдалось и среди венгров. Душа тела, лелек, была связана с дыханием (как показывает этимология). [ 24 ] Теневая душа по имени Из была связана с бродячей душой мертвых. Его устрашающую природу можно увидеть, поскольку она также присутствует в выражениях ругательств : «Вигьен эль аз из!» (= «Тень души заберет тебя!»). [ 25 ] Это проклятие сегодня неизвестно большинству людей, и слово «из» (в этом значении) также неизвестно или ощущается как архаизм с забытым значением.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Аттила Тюрк, ВЕНГЕРСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, Новый дизайн археологических исследований ранней венгерской истории , 2012, с. 3
- ^ Аттила Антал Тюрк: Археологические исследования культурного круга Салтово и венгерской предыстории. В кн.: Средневековые исторические исследования 6. VI. Средневековая докторская конференция (Сегед, 4-5 июня 2009 г.). ред.: П.Г. Тот – П. Сабо Сегед (2010) 284–285 и рисунок 5,
- ^ Бокий, Н.М. - Плетнева, А.: Могилы кочевого воинского рода X века в долине реки Ингул. АЭ. 1989, стр. 86–98.
- ^ Перейти обратно: а б с Диосеги 1998 г.
- ^ Юлия Барта: Восточные элементы народной культуры Кунсага
- ^ Хоппал 1975: 216–218,224,229
- ^ Упс, 2005 г.
- ^ Хоппал 1994:62
- ^ Климат 1998: 29.
- ^ Хайду 1975: 32–35
- ^ Венгерская этнография, список фигур
- ^ Диосеги 1998: 291
- ^ Венгерский этнографический лексикон, пункт «Мировое древо».
- ^ Венгерская этнография, глава «Мировоззрение».
- ^ Венгерская этнография, глава «Люди сверхъестественных способностей - хитрые люди и посредники»
- ^ Диосеги 1998: 345
- ^ Меркур 1985: 222–223, 226, 240.
- ^ Клейван и Зонне 1985: 17–18.
- ^ Корк 1970: 211.
- ^ Перейти обратно: а б Хоппал 1975: 225
- ^ Хоппал 2005: 27–28.
- ^ Восток 1997:92
- ^ Барюске 1969: 24.
- ^ Вертес 1990: 5
- ^ Динес 1975: 83
Ссылки
[ редактировать ]- Баруске, Хайнц (1969). «Земля мертвых на небесах». Эскимосские сказки . Сказки мировой литературы (на немецком языке). Дюссельдорф • Кельн: Ойген Дидерихс Верлаг. стр. 23–29. Название сказки означает: «Земля мертвых в небе»; название книги означает: Эскимосские сказки ; Серия означает: «Сказки мировой литературы».
- Динес, Иштван (1975). «Венгры-оккупанты и их древние верования». В Хайду, Петер (ред.). Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Корвина. стр. 77–108. ISBN 963-13-0900-2 . Название означает: Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников ; глава означает «Венгры во времена входа в Карпатский бассейн и их древние верования».
- Диосеги, Вилмос (1998) [1958]. Воспоминания о шаманизме в венгерской народной культуре (на венгерском языке) (1-е репринтное издание). Будапешт: Академическое издательство . ISBN 963-05-7542-6 . Название означает: Остатки шаманских верований в венгерском фольклоре .
- Габю, Жан (1970). Карибу эскимок (на венгерском языке). Будапешт: Гондольный подъемник Киадо. Венгерский перевод оригинала: Жизнь и обычаи эскимосов-карибу, Библиотека Пайо, Лозанна, 1944 г. В нем описывается жизнь групп эскимосов-карибу и падлермиутов.
- Хайду, Питер (1975). «Лингвистические основы родства». В Хайду, Петер (ред.). Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Корвина. стр. 11–43. ISBN 963-13-0900-2 . Название означает: Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников ; глава означает «Лингвистическая основа родства».
- Хоппал, Михай (1975). «Верования уральских народов и шаманизм». В Хайду, Петер (ред.). Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Корвина. стр. 211–233. ISBN 963-13-0900-2 . Название означает: «Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников»; глава означает «Веры уральских народов и шаманизм».
- Хоппал, Михай (1994). Шаманы, души и символы (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Геликон. ISBN 963-208-298-2 . Название означает: «Шаманы, души и символы».
- Хоппал, Михай (2005). Шаманы в Евразии (на венгерском языке). Будапешт: Академическое издательство . ISBN 963-05-8295-3 . Название означает «Шаманы Евразии», книга написана на венгерском языке, но издана также на немецком, эстонском и финском языках. Сайт издателя с кратким описанием книги (на венгерском языке)
- Клейван, Инге; Зонне, Б. (1985). Эскимосы / Гренландия и Канада Иконография религий, раздел VIII, глава 2). Институт религиозной иконографии • Государственный университет Гронингена. Э.Дж. Брилл, Лейден (Нидерланды). ISBN 90-04-07160-1 .
- Клима, Ласло (1998). «Родина наших предков, наши миграции». В Чепреги, Марта (ред.). Финно-угорский гид . Панорама. Будапешт: Книжное издательство Medicina. стр. 27–35. ISBN 963-243-813-2 . Перевод главы: «Наши древние жилища и странствия», перевод названия: Финно-угорский путеводитель .
- Меркьюри, Дэниел (1985). Стать наполовину скрытым. Шаманизм и инициация среди инуитов Acta Universitatis Stockholmiensis • Стокгольмские исследования в области сравнительного религиоведения. Стокгольм: Альмквист и Викселл. ISBN 91-22-00752-0 .
- Остен, Ярих Г. (1997). «Космологические циклы и составляющие человека». В С.А. Мусалимасе (ред.). Арктическая экология и идентичность . Книги ISTOR 8. Будапешт • Лос-Анджелес: Академия Киадо • Международное общество трансокеанских исследований. стр. 85–101. ISBN 963-05-6629-Х .
- Вертес, Эдит (1990). Верования наших сибирских языковых родственников (на венгерском языке). Будапешт: Издательство учебников. ISBN 963-18-2603-1 . Название означает: «Системы верований наших языковых родственников в Сибири».
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ильдико Болдиссар. «Шаманские элементы в венгерских народных сказках – отрывок из сказкотерапии». В: Венгерский обзор IV/2013, н. 06, стр. 92–101.
- Фазекас, Йено (1967). «Венгерский шаманизм, материал и история исследований». В: Aboensis Доннеровского института скриптов 1 (август): 97–119. https://doi.org/10.30674/scripta.67026 .
- Хоппал, Михай. «Шаманизм и система верований древних венгров». В: Этнографика и фольклористика Карпатика 11 (1999): 58-68.
- Хоппал, Михай (2007). «Шаманизм и система верований древних венгров». Шаманы и традиции (Том 13) . Библиотека Шаманизма. Будапешт: Академическое издательство . стр. 77–81. ISBN 978-963-05-8521-7 .
- Хоппал, Михай (2007). «Следы шаманизма в венгерских народных верованиях». Шаманы и традиции (Том 13) . Библиотека Шаманизма. Будапешт: Академическое издательство . стр. 82–89. ISBN 978-963-05-8521-7 .
- Хоппал, Михай (2007). «Роль шаманизма в венгерской культурной идентичности». Шаманы и традиции (Том 13) . Библиотека Шаманизма. Будапешт: Академическое издательство . стр. 90–96. ISBN 978-963-05-8521-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Клима, Ласло. «Вера уральских народов» (на венгерском языке). Архивировано из оригинала 06 марта 2008 г. См. также домашнюю страницу автора с другими публикациями .
Интернет-магазин Terebess Asia:
- Юлия Барта: Восточные элементы народной культуры Кунсага
- Ева Люкс: Шаманские бубны и пасхальные яйца
Венгерская этнография:
- Венгерская этнография, глава «Люди сверхъестественных способностей – хитрые люди и посредники»
- Венгерская этнография, глава «Мировоззрение»
- Венгерская этнография, список деятелей
Дюла Ортутай (1977–1982). Венгерский этнографический лексикон (на венгерском языке). Будапешт: Академическое издательство . ISBN 963-05-1285-8 . :
- Диосеги, Вилмош и Надь, Илона. "Полный" .
- Диосеги, Вилмос. «Мировое древо» .