Jump to content

Дерево, достигающее неба

высокое дерево

égig érő fa («высокое в небо дерево»), также называемое életfa дерево жизни »), világfa мировое дерево ») или tetejetlen fa («дерево без вершины»), является элементом венгерского шаманизма. и родная вера , а также типичный элемент венгерского народного искусства и народных сказок, а также особый тип народных сказок.

Некоторые из этих сказок имеют версии в трансильванской , германской , румынской , цыганской , сербской , хорватской , болгарской , турецкой и других культурах Азии, но происхождение венгерских сказок восходит к традициям талтос венгров . Талтосок (шаманы) – это люди , которые имеют право взбираться на égig érő fa и странствовать по семи или девяти слоям неба.

Одна из версий этой сказки повествует о кискондасе (маленьком свинопасе), который взбирается на дерево, чтобы спасти принцессу, которую держит в плену дракон (как сказано в сказке Вилагиру Сепа Миклоша ). Дерево — частый элемент некоторых забавных сказок, в которых, например, цыганка поднимается в рай, а затем спускается в ад.

Мировое дерево часто вырастает из оленя или лошади. Среди своих ветвей он часто носит Солнце и Луну . Последняя концепция характерна для уральских и сибирских народов . Дерево часто стоит на мировой горе , вершиной которого является небо, а корнями — ад , где обитают змеи и жабы. В сказках на дереве часто сидят птицы, например орлы, ястребы или мифическая венгерская птица турул .

Научный анализ

[ редактировать ]

Венгерские ученые утверждают, что тип сказки AaTh 468 из Индекса Аарне-Томпсона-Утера , тип сказки, включающий восхождение на гигантское дерево, является отражением древних шаманских практик. [ 1 ] В частности, венгерско-американский ученый Линда Дег , основываясь на анализе ок. 70 вариантов Венгрии и близлежащих стран пришли к выводу, что тип AaTh 468, «Дерево, достигающее неба», представляет собой «венгерскую этническую сказку», связанную с «доисторической шаманской религией древних венгров и их языковых родственников». [ 2 ]

Славист Карел Горалек, изучая варианты сказки типа ATU 302, «Сердце людоеда в яйце», из Индекса Аарне-Томпсона-Утера , заметил, что в конкретной центральноевропейской (в Венгрии и соседних странах) версии этого типа изображен герой, взбирающийся на великана. дерево и попадаем в скрытое верхнее царство. После серии приключений он женится на принцессе этого верхнего царства, и она дает ему связку ключей, предупреждая его никогда не открывать определенную дверь. Он не подчиняется ей и отпускает злодея сказки — эпизод, очень похожий на русскую сказку Марью Моревну . [ 3 ] Венгерский этнограф Дьюла Ортутай считал, что это повествование представляет собой «ценную венгерскую сказку». С другой стороны, Карел Горалек предположил, что это повествование развивалось как венгерский ойкотип с его характерной чертой - высоким деревом и действиями, которые его окружают. [ 4 ]

Сказочные комбинации

[ редактировать ]

По словам ученого Кристины Гольдберг , дальнейшие исследования сказки типа AaTh 468 с использованием историко-географического метода пришли к выводу, что «его характерным мотивом» является шаманское дерево; тип сказки «не широко известен за пределами Венгрии»; он разделяет эпизоды с другими типами сказок, а именно с AT 300–310. [ 5 ] [ а ]

В том же духе Линда Дег в своей таблице всех известных ей вариантов указала, что тип 468 включает в свою повествовательную последовательность эпизоды «малого круга» других типов сказки: «Убийца драконов » (типы 300-302). ), комплекс «Не знаю» (типы 314, 530, 532), «Невеста иного мира» (тип 400), «Волшебный полет» (тип 313). [ 7 ] По ее словам, сочетание с типом 301 встречается в южнославянских вариантах, а с типом 400 — в Румынии . [ 8 ]

Адаптации

[ редактировать ]

Дерево появляется в эпизоде ​​венгерского телесериала Magyar népmesék («Венгерские народные сказки») ( hu ) под названием Az égi érü fa («Гигантское дерево»).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Для пояснения: [ 6 ]
  1. ^ Шмитек, Змаго. 1999. «Образ реального мира и мира за его пределами в словенской народной традиции». Studia Mythologica Slavica 2 (май, Словения, стр. 184) . 1848 год .
  2. ^ Дег, Линда. Нарративы в обществе: исследование повествования, ориентированное на исполнителя . FF Communications 255. Пиексямяки: Финская академия наук и литературы, 1995. с. 99.
  3. ^ Горалек, Карел. « Сказка типа АаТ 302 (302 С*) в Центральной и Восточной Европе ». В: Немецкий ежегодник фольклора 13 (1967), стр. 287.
  4. ^ Горалек, Карел. « Сказка типа АаТ 302 (302 С*) в Центральной и Восточной Европе ». В: Немецкий ежегодник фольклора 13 (1967), стр. 272.
  5. ^ Гольдберг, Кристина. «Историко-географический метод: прошлое и будущее». В: Журнал фольклорных исследований 21, вып. 1 (1984): 5, 10, 13. По состоянию на 12 сентября 2021 г. http://www.jstor.org/stable/3814340 .
  6. ^ Утер, Ханс-Йорг. Виды международных сказок. Классификация и библиография, основанная на системе Антти Аарне и Стита Томпсона . Том 1: Сказки о животных, сказки о волшебстве, религиозные сказки и реалистические сказки со вступлением. Хельсинки: Suomalainen Tiedeakatemia-Academia Scientiarum Fennica, 2004. стр. 174–176, 180, 183, 185–190. ISBN   9789514109560 .
  7. ^ Дег, Линда. «Дерево, дошедшее до неба: Тип 468 (1963)». В: Дег, Линда (ред.). Исследования восточноевропейского народного повествования . [sl]: Американское фольклорное общество, 1978. с. 286.
  8. ^ Дег, Линда. «Дерево, дошедшее до неба: Тип 468 (1963)». В: Дег, Линда (ред.). Исследования восточноевропейского народного повествования . [sl]: Американское фольклорное общество, 1978. с. 312.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1bf8cf23fc1f16f9ee6d34ee5047f7de__1710336240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/de/1bf8cf23fc1f16f9ee6d34ee5047f7de.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Égig érő fa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)