Это высокий

Талтос ( Венгерский: [ˈtaːltoʃ] ; также «tátos») — персонаж венгерской мифологии , человек, обладающий сверхъестественной силой, подобный шаману .
Описание
[ редактировать ]Наиболее достоверное описание талтосов дает римско-католический священник Арнольд Иполий в своем сборнике народных верований Magyar mitológia (Венгерская мифология) (1854 г.). Талтос выбирался богами или духами до рождения или в детстве. люди с зубами при рождении, шестым пальцем или другими дополнительными костями или с колпаком . Избранными также часто считались [ нужна ссылка ]
Если лишняя кость сломается или будет украдена до того, как талтосу исполнится 7 лет, его способности будут потеряны. Быть талтосом невозможно научиться или научить; это могло произойти только через сверхъестественное призвание. Некоторые поверья утверждают, что талтоса нужно кормить грудью до тех пор, пока ему не исполнится 7 лет, что придаст ему огромную физическую силу. (Пример тому — архаичная народная сказка « Сын белой кобылы ».) [ нужна ссылка ]
Самая важная способность талтоса — это медитация или духовный транс, называемый «révülés» (глагол: révül); в этом состоянии он мог исцелять раны и болезни или узнавать скрытые истины , «отправляя их души среди звезд». Талтос . был выбран богами или духами для определенного жизненного призвания и был обязан общаться со всем венгерским народом во время опасности, предостерегать от вторжения армий или надвигающегося культурного краха
язычники
[ редактировать ]По общему мнению, талто считались частью языческой религии. Однако есть доказательства, [ от кого? ] что талтос существовали до эпохи Габсбургов , когда эта традиция подошла к концу. [ нужна ссылка ]
На расписном потолке церкви Секелидержа была изображена фигура с шестью пальцами; Позже его отремонтировали, «исправив» изображение до пяти пальцев. [ 1 ]

В постхристианском периоде Иисуса Христа иногда называли égi táltos (или небесным táltos ). [ 2 ]
Происхождение слова
[ редактировать ]Имя «Талтос» может быть связано с глаголом «талт», что означает «широко открываться»; т.е. они «открылись миру». Однако более вероятным является его родство с угорскими словами, такими как северомансийские tūltėn « легкий» и васюганский ханты tolten «обладающий магическими силами». Еще одна гипотеза предполагает происхождение от тюркского талта «бессознательное».
Гёнколь и Кампо
[ редактировать ]В венгерских народных сказках талто распространены , такие как Гёнцёль и Кампо.
Говорят, что у Кампо было «ледяное тело» ( jégtestű ), невысокий рост и толстые ноги. Он жил в Темешваре (современная Тимишоара ), обедал в Буде за одним столом с королем Матьяшем и всегда был плохо одет. Короля Матьяша несколько раз спрашивали, почему нищий ест за одним столом с королем, но король Матьяш настоял на этой традиции. Когда османская армия напала на Венгерское королевство , Кампо, как сообщается, излил огонь изо рта и «боролся своим ледяным телом с турецким металлом», выкупив «луноподобную» («холдас» = «затмение») лошадь короля Матьяша из Турки.
Гёнкёль (также Дёнцёль , Гюнджю ), напротив, обладал огромными знаниями. Он разговаривал с животными, понимал значение звезд и изобрел карету. Сообщается, что у него была карета, которую тянуло несколько лошадей, у которых, как сообщается, был сломан и погнут насест. Его смерть не была засвидетельствована, но вместо этого было сказано, что он просто «исчез среди звезд». «Карета Гёнколя» видна в ночном небе как Большая Медведица («Большая Медведица»), где хвост медведя является насестом кареты.
Ссылки в историографии
[ редактировать ]В «Хрониках венгров» Иоганна де Туроча Аттила из гуннов попросил нескольких талто предвидеть исход битвы при Шалоне , где они предсказали, что война будет проиграна. Они основывали свои предсказания на кишечнике животных, но как именно происходит предсказание, неизвестно.
Наследие королей талтоша можно найти в нескольких частях Венгрии и связано главным образом с королями династии Арпадов . Самым важным является рыцарский король Ладислав ; имя его лошади было Сёг.
Одна легенда гласит, что святой Стефан отправился на охоту, но устал и вздремнул под деревом. Ему приснился сон (или révülés /медитация) о разговоре с главнокомандующим печенежского войска. Когда он проснулся, он знал, что они готовятся к нападению, и он мог принять меры, чтобы защитить страну. По этому преданию, талтосом был сам святой Стефан . Эти народные сказки, возможно, возникли позже, а не во времена этих благочестивых христианских королей.
пишет со времен Матьяша Корвина Галеотто Марцио : «При дворе твоего отца был человек с шестью пальцами». Лошадь Матиаса была «лунной» ( holdas ), называя ее táltos лошадью .
произошел судебный процесс В 1725 году в Дебрецене , в котором Эржебет Балажи, известная в то время талтос , была обвинена в том, что она ведьма. Суд попросил ее объяснить роль талтоса . Она ответила: талтоши лечат, видят зарытые сокровища невооруженным глазом и « талтоши сражаются за Венгрию на небесах».
Существует распространенное мнение, что святой Стефан преследовал талто во время христианизации Венгрии, но это не связано ни с каким фактом. Когда в 1046 и 1061 годах начались языческие восстания, достаточно талто лидеры могли выбрать для своего двора.
«Тальтосская лошадь »
[ редактировать ]Лошадь или конь талтос («táltos paripa») — это ездовое животное талтоша, а также основной персонаж венгерских народных сказок. [ 3 ] (Здесь «талтос» обычно относится к силе лошади, а не обязательно к ее ассоциации с шаманом, хотя некоторые народные герои сами идентифицируются как талтос.)
Конь-талтос обычно сначала появлялся перед главным героем (обычно крестьянским сыном, принцем-приключенцем или младшим сыном ) в облике старого и уродливого нефрита. Если с ним обращаться хорошо, он попросит героя накормить его горячими угольками, после чего превратится в коня с золотой шкурой, золотыми седлами и пятью или шестью ногами. В этой форме он мог летать с главным героем на спине; его скорость обязательно описывается как «быстрее птицы», «быстрее ветра» и, наконец, «быстрее мысли».
(Как и в случае с венгерскими драконами и их головами, количество ног может отображаться как другие мифические числа , а пальто - как другие благородные металлы (в обычном порядке медь, серебро и золото); большее число/более благородный металл подразумевает большую силу.)
По мнению некоторых специалистов, лошадь талтос является символом барабана талтос . Они нагревали его на огне (см. горячие угли), чтобы на нем можно было играть, и использовали барабан для медитации (улета). [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диосеги: Живая традиция
- ^ Коллекция Шандора Босняка
- ^ Джонс, В. Генри; Кропф, Лайош Л.; Криза, Янош. Народные сказки мадьяр . Лондон: Паб. для Фольклорного общества Э. Стока. 1889. стр. 345–346.
- ^ Уральский шаманизм и венгерский талтошит
Библиография
[ редактировать ]- Ортовай, Дюла (1978). Древняя венгерская система верований (на венгерском языке). Будапешт: Мысль.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Демени, Иштван Пал (2003). «Дуэль в виде колеса или пламени в преданиях и сказаниях». Acta Ethnographica Hungarica . 48 (3–4): 353–365. дои : 10.1556/AEthn.48.2003.3-4.4 . По состоянию на 9 мая 2021 г.
- Гунда, Б. «Пережитки тотемизма в венгерской традиции Талтос». В сб.: Народные поверья и фольклорные традиции Сибири . Под редакцией В. Диосеги. Берлин, Бостон: Де Грютер Мутон, 1968. стр. 41-52. дои : 10.1515/9783112414545-004
- Хоппал, Михай; Кепес, Софи (2006). «Шаманизм в венгерской культуре». Французская этнология (на французском языке). 36 (2): 215–25. JSTOR 40990869 .
- Ильдико Кризис. « Тальтос как сверхъестественное существо в венгерских сказках и легендах» В кн.: Этнографическая и фольклорная Карпатская Томь. 5-6 (1988). стр. 100-1 257-264.
- Курти, Ласло (2000). «Путь Талтоса: критическая переоценка религиозно-магического специалиста» . Студия Мифологика Славика . 3 : 89–114. дои : 10.3986/sms.v3i0.1829 .
- Ламмель, Аннамария (1993). «Знания и практики шаманского типа в Венгрии». Французская этнология (на французском языке). 23 (1): 113–19. JSTOR 40989367 .
- Поч, Ева (2018). «Венгерские талтосы и шаманизм венгров-язычников. Вопросы и гипотезы». Acta Ethnographica Hungarica . 63 (1): 149–196. дои : 10.1556/022.2018.63.1.9 . По состоянию на 9 мая 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Большой и Малый Гонколь и Полярная звезда ( html и pdf ) Петера Вархедьи, часть страниц MCSE , посвященных истории астрономии.