Jump to content

Венгерская родная вера

(Перенаправлено с венгерского неоязычества )
Кресты с двумя перемычками символизируют древо жизни в венгерской народной вере.

Венгерская коренная вера ( венгерский : Ősmagyar vallás ), также называемая венгерским неоязычеством , — это современное языческое новое религиозное движение, на представление этнической религии венгров и , вдохновленное талтосизмом (венгерским шаманизмом), древней мифологией направленное более поздним фольклором . разработки XVIII и XIX веков Движение «Венгерская коренная вера» уходит корнями в просветительские и романтические , а также в этнологию начала XX века. [1] Создание национальной венгерской религии было одобрено в межвоенных туранистских кругах (1930–1940-е годы), и, в конечном итоге, в Венгрии после падения Советского Союза расцвели движения венгерской коренной веры . [2]

Границы между группами венгерской коренной веры часто прослеживаются по их разным представлениям об этногенетическом происхождении венгров, которые исторически были предметом споров. [3] Постоянный консенсус состоит в том, что венгры произошли от уральских народов . Однако некоторые венгерские группы коренной веры развивают дальнейшие связи со скифами , шумерами , [4] тюркский [5] и другие культуры.

Помимо разработок, разработанных в интеллектуальных кругах, массовое развитие венгерской коренной веры во многом опирается на работу отдельных шаманов или неошаманов , талто , которые стали популярны в Венгрии с 1980-х годов. [2] Некоторые венгерские организации Native Faith поддерживаются политическими партиями правого толка, в том числе «Фидес» и «Йоббик» . [6]

Обзор и основные функции

[ редактировать ]
Ритуал совершается в Храме Семи Образов Божией Матери.

Корни венгерской родной веры

[ редактировать ]

Начиная с XVIII и XIX веков, на протяжении всего периода Просвещения и особенно романтизма , изучение древней религии венгров было связано со спорами об их этногенезе и природе их языка . [7] Этот поиск происхождения венгров продолжал быть продуктивным и в двадцатом веке, особенно как средство построения сильной национальной идентичности. По мнению ученых, этот поиск был вызван опытом венгров под иностранными державами, а именно под австрийским и советским господством. [8] Тема национальной венгерской религии была также дорога венгерским туранистским кругам в 1930-х и 1940-х годах, которые искали доказательства, подтверждающие родство между венгерскими и тюркскими народами и вообще происхождение этих « туранских » популяций в Центральной Азии . [5] Протестантский священник Бела Муракози, писавший в 1921 году, предсказал, что туранизм с его антизападными уклонами и увлечением Востоком примет религиозное направление, пытаясь возродить «древнее язычество». [9] Когда Венгрия была оккупирована советскими войсками в 1945 году, многие туранисты эмигрировали в западные страны и продолжали работать там над своими идеями, чтобы вновь представить их в Венгрии, начиная с 1990-х годов, после распада Советского Союза. [10]

Теории о скифском и шумерском происхождении поддерживались многими этнологами-туранистами. [11] На рубеже двадцатого века первым, кто популяризировал понятие туранской языковой семьи, включающей венгерский и шумерский языки, был Дьюла Ференци. [12] В послевоенный период прямое происхождение венгров от шумеров теоретизировали Тибор Барат, Виктор Падани, Андраш Закар, [12] и особенно Ида Бобула, хотя наиболее известным сторонником этой теории является Ференц Бадиньи-Йош, эмигрировавший в Аргентину, согласно которому первоначальная неразделенная шумеро-венгерская этническая группа базировалась в Карпатских горах . [13] Эта теория оказала длительное влияние на движение «Венгерская коренная вера», поскольку Бадини-Йош был одним из первых, кто предложил конституцию этнической «Венгерской церкви». [14] Другие учёные предполагали родство венгров с евреями , персами , древними египтянами и другими, даже с японцами , китайцами , греками и другими народами. [1]

Уже в 1770 году Янош Сайнович продемонстрировал родство венгерского языка с уральскими языками , опубликовав «Demonstratio idioma Ungarorum et Lapponum idem esse» . [8] В девятнадцатом веке, с появлением новых исследований фольклора, академические круги приветствовали идею о том, что древняя венгерская религия была по сути шаманской и связана с уральскими и сибирскими традициями. Тем временем Арнольд Иполи, епископ Оради , опубликовал свой монументальный труд Magyar Mythológia ( Венгерская мифология ), законченный в 1854 году, целью которого было соответствовать братьев Гримм » «Немецкой мифологии . [15]

В 1960-х годах Матьяш Ено Фехер, еще один эмигрант в Аргентину, историк церкви и бывший доминиканец , представил плодотворную точку зрения на постхристианскую Венгрию. С 1967 года он опубликовал несколько книг о Kassai Kódex или Collectio Dominicana . Он утверждал, что в 1944 году нашел в Кошице ранее неизвестный средневековый кодекс с протоколами инквизиционных судов. В кодексе задокументированы многовековые усилия христианской церкви по истреблению талтосов, венгерских шаманов, представителей дохристианской венгерской религии, чья роль заключалась в сохранении целостности нации. Хотя академические ученые считают его подделкой, этот документ является одним из ориентиров для сторонников венгерской коренной веры, иллюстрирующих высокую мораль местной религии и ее представителей. [16]

Тальтозизм

[ редактировать ]

«Тальтосизм» — это венгерский шаманизм, практикуемый талтосами ( англ. «taltoses» во множественном числе). [17] ), то есть венгерских шаманов, и является важным элементом венгерской коренной веры. Венгерские хроники XIII века все еще сообщают о «магах» (талтосах), которые практиковали свои обряды на благо общества. [18] Венгерский талтосизм сохранялся до Второй мировой войны в сельских районах, где некоторые люди все еще считались талтосами в местных общинах, хотя они практиковали только погодную магию. [18]

Идеи об этническом венгерском шаманизме как определяющей характеристике венгерской сущности изучались в психоаналитических рамках Гезой Рохаймом в 1920-х годах, а затем Вилмошем Диосеги во время полевых работ в Сибири в 1950-х и 1960-х годах. [11] Шаманский характер первоначальной венгерской религии признается большинством современных ученых и находится в центре внимания большинства новых исследований. [19]

Исследование талтозов

[ редактировать ]

Диосеги описал талтосов как специалистов, способных пережить контролируемый экстаз ( rejtezés ). [20] Талтосом становятся по наследственности или по призванию, и процесс становления включает типичные стадии психофизического заболевания, принятия и исцеления: после первоначального сопротивления призванию и различных симптомов «шаманской болезни», избранный богами, наконец, принимает свою роль и наделен своими способностями. [20] Талтосы приобретают превосходные знания в молодом возрасте - обычно в семь лет - посредством шаманских путешествий, происходящих в многодневных снах, в которых главная цель - подняться на égig érő fa («высокое в небо дерево»), также называемое élet fa. дерево жизни »), világ fa мировое дерево ») или tetejetlen fa («дерево без вершины»). [20] Диосеги считал, что многие элементы венгерского талтошизма свойственны венгерской этнической принадлежности и не встречаются в шаманских традициях Центральной Азии. [20] Он описал роль талто как «признание и выполнение дел, требуемых сообществом, но нерешенных из-за ограничения его собственных [властей сообщества]». [21]

Современные венгерские религиоведения, прежде всего академический круг, вращающийся вокруг Михая Хоппала, приобрели важную роль в международном изучении шаманизма. [22] Венгерский этнологический дискурс представляет талтосов и шаманов в целом как тех, чья социально-религиозная роль заключается в исцелении, пророчестве и сохранении целостности культурных традиций путем соединения прошлого и настоящего и, таким образом, проецирования в будущее, интеграции личности и личности. сообщество, человечество и боги. [22] По словам Хоппала, шаманизм изображается как «мост и символ, поскольку он соединяет традиции прошлого с настоящим и закрепляет будущее традиций». [22] Задачи шамана - «руководить общиной, охранять этническое самосознание, быть (жертвенным) жрецом». [21]

Современный талтозизм

[ редактировать ]
Современный талтос совершает ритуал с барабаном перед огнем.

Современное движение талтос зародилось в 1980-х годах, начиная с 1986 года развивая связи с Майклом Харнером и другими представителями основного шаманизма в Соединенных Штатах . [23] существуют существенные различия Однако между американским неошаманизмом и современным венгерским талтосизмом . В то время как американское движение стремится представить транскультурную технику, адаптированную к различным культурным контекстам и ориентированную на расширение собственных возможностей и применение исцеления, венгерский талтозизм является, прежде всего, этнической религиозной техникой. [24] Михай Хоппал поддержал возрождение талтоса в своей стране как средство консолидации венгерской коренной веры и, следовательно, этнического омоложения. [25]

Конгрегации талтосов и их последователей еженедельно проводят ритуальные и целительные собрания, а также организуют паломничества к святым местам. Ритуалы, практикуемые приверженцами венгерской коренной веры, включают ритуалы инициации и перехода, а также ритуалы плодородия, исцеления и очищения как для окружающей среды, сообщества верующих, так и для всей венгерской нации. Они могут включать в себя парилки, хождение по огню, игру на барабанах и техники медитации. [26] Хотя церемонии обычно возглавляют талтосы, активное участие в них принимает сообщество верующих. [26]

Среди известных современных талто Золтан Надь Шойомфи, Иштван Шомодьи, Фехерхолло Оску и Андраш Ковач-Мадьяр. [26] Другими посредниками традиции являются Мате Имре, Аттила Хеффнер, Тамаш Эрвай и Габор Семзо. [21] Хотя они принадлежат к разным организациям, они согласны с монотеизмом богословия Венгерской коренной веры и с ролью талто. По их мнению, талтос функционирует как «мост между небесным и земным мирами, между иррациональным и разумным, бесконечным и конечным». Тальтосы — интерпретаторы трансцендентного. [21]

Согласно определению Аттилы Хеффнера: [21]

Тальтосы открылись, расширили свое сознание до этого мира, который не воспринимается в обычном состоянии ума. Во время так называемого путешествия души... они приносили ответы на вопросы, исцеление болезней, видение событий прошлого и будущего с помощью целенаправленного, целенаправленного действия в этом более широком горизонте существующего мира.

Талтосы делятся своими знаниями, выступая в качестве инструкторов, обучая своим идеям в организованных рамках (например, Школа Древнего Источника Шойомфи или Школа Талтос Ковача), посредством лекций или в дискуссионных кружках. Техники соприкосновения с трансцендентным ( révülés ) осуществляются посредством активного участия в церемониях и ритуалах. Талтосы являются религиоведами, и роль целителей у них особенно выражена; например, важную роль в их практике играют упражнения направленной медитации, вызванные игрой на барабанах, для устранения вредных мыслей. [21]

В своей ответственности за всю нацию и своей роли хранителей и пробуждающих национальную сущность современные талтосы часто заявляют о связи с королевским домом Арпадов — первой династией, правившей Венгрией, — и с Иисусом , интерпретируемым как шаманская фигура. По словам Аттилы Хеффнера: [27]

[Хотя] шаманские качества характерны для системы общечеловеческой культуры, ... талтос является именно хранителем и исполнителем гуннского, секейского и венгерского человеческого мира и традиций. В то время как шаман может быть представителем любой культуры... талтос явно существует в соответствии с духовностью нашей венгерской культуры, пропитанной признанием Иисуса.

Священные Писания

[ редактировать ]

В рамках движения «Венгерская коренная вера» два мифопоэтических текста стали основой двух параллельных направлений религиозной доктрины. Этими текстами являются « Арвисура», написанная Золтаном Паалем, и сборник из четырех книг «Йотангрит», написанный Имре Мате. [28] Мифопоэтические темы обоих произведений позже были синтезированы в других средствах массовой информации, таких как длинный анимационный фильм « Сыны Неба» ( Az Ég fiai , 2010). [29] Еще одна длинная анимация, вдохновленная повествованиями венгерской коренной веры, на этот раз основанная на этнографических и исторических данных уральской парадигмы и реализованная при субсидии национального правительства, — это « Песнь о чудесной лани» ( Ének a csodaszarvasról , 2002). [30]

Золтан Паал (1913–1982) был сталеваром, который во время Второй мировой войны был инициирован сибирским шаманом -манси по имени Тура Салаваре, который в то время был солдатом Красной Армии . Паал обобщил полученные им знания в « Арвисуре» , в которой рассказывается история гуннских племен, начиная с мифической предыстории, до их заселения Месопотамии , затем Ордоса и, наконец, до Матиаса Корвина . В книге использованы элементы финно-угорских традиций. [31]

«Ётенгрит » носит более религиозно-философский характер. Ее автором Имре Мате был талтос, или бакса , основатель церкви Йотенгрит. Работа утверждает, что представляет собой верную передачу древних знаний, сохраненных людьми в регионе Рабакоз на западе Венгрии, наследия так называемой «религии Бюун», преследуемой первоначальной веры венгров. Работа и особенно содержащееся в ней «Пророчество Ньирки» — аллегорический текст, который должен был предсказать будущее Венгрии и мировой политики, — стали оплотом национализма и крайне правого оккультизма. [32]

Венгерские церкви родной веры

[ редактировать ]

Существует множество церквей венгерской коренной веры, отражающих внутреннее разнообразие движения. Эти церкви отличаются друг от друга как своими доктринами, так и характером своей деятельности. [33] Они часто возникают на базе местных сообществ, возглавляемых талто, или создаются талто индивидуально. Их последователи считают этих талтосе действительными духовными лидерами, и хотя некоторые практикуют только в пределах своих местных сообществ, другие приобрели национальную репутацию. [34] Их популярное признание зависит от приписываемых ритуалов и эффективности исцеления. [34]

Есть церкви, которые основывают свои доктрины на откровенном синтезе различных традиций, и церкви, которые заявляют, что представляют чисто местные традиции. [35] В первую группу входят Церковь эзотерических доктрин ( Ezoterikus Tanok Egyháza ) или Церковь Святой Короны ( Szent Korona Egyház ) — основанная в 1996 году и официально зарегистрированная венгерским государством в 1997 году. [36] Церковь Вселенной ( Univerzum Egyháza ) Георгия Петера Пала Кишфалуди и древняя венгерская церковь Талтос Андраша Ковача. [37] Большинство остальных подпадают под вторую категорию, в том числе Община венгерской религии Аттилы Ковача, Древняя венгерская церковь Ласло Хьяду Нимрода, Церковь Йотенгрита Имре Мате, Барабанный кружок Жар-птицы Талтоса Золтана Шойомфи, Народ Арпада, играющий на барабанах. Круг Лехеля Бакони и традиционная церковь ордена Арпада. [38] Наиболее влиятельными среди них были церковь Йотенгрит и древневенгерская церковь Талтос. [33]

Помимо этих групп, возглавляемых талтосами, существуют талтосы, у которых нет общины, но которые, тем не менее, считаются наиболее харизматичными фигурами венгерской коренной веры. В их число входят Аттила Хеффнер, Тамаш Эрвай, «Возвышающий душу Талтос», и Янош Майерчик Огуз. [39]

Древняя венгерская церковь Талтос Андраша Ковача

[ редактировать ]
Ворота Ноэтической школы Талтос.

Древняя венгерская церковь Талтос ( Ősmagyar Táltos Egyház ), основанная Андрашем Ковачем, учеником Кишфалуди, преподает учение венгерской коренной веры, которое, как она утверждает, является первоначальной религией гуннов. Согласно церкви, Бог-Отец — это энергетическая вибрация, которая воплотилась в хозяине, Богородице, породившей Бога Солнца (представлением которого является Иисус). [37] Горы Пилиш являются святым местом согласно древней венгерской церкви Талтос. [33] Ковач также является основателем и директором школы Noetic Taltos . [33]

Сообщество венгерской религии Аттилы Ковача

[ редактировать ]

Сообщество венгерской религии ( Magyar Vallas Közössége ) унаследовало те научные исследования девятнадцатого века, которые утверждали, что венгерский и шумерский языки имеют общее происхождение от гипотетической туранской языковой семьи. Основываясь на этих идеях, в 1930-х годах Золтан Бенчи основал Туранское монотеистическое движение. После того как правительство Миклоша Хорти запретило организацию, некоторые ее члены уехали за границу. Среди них был Отто Янош Хомонней, который в 1960-х годах в Канаде основал Венгерское общество турулов для продвижения туранистских тезисов. В 1979 году, после смерти Омонне, Янош Палл взял на себя руководство группой. в конце концов эта группа разделилась, и была сформирована другая группа под руководством Альбина Иштвана Залезака, автора работы ISA-TEN TAN (Magyar Isme), опубликованной в Торонто в 1986 году. [40]

Сообщество венгерской религии было основано в Венгрии в 1992 году как продолжение Общества Турул. Нынешним лидером является Аттила Ковач, по словам которого, в конце 1990-х годов церковь уже насчитывала около тысячи членов. Церковь не является явно антихристианской, но считала принятие христианства королем Стефаном I в 1000 году нашей эры катастрофой, которая привела к разрушению подлинной венгерской религиозной культуры. [40] Церковь поддерживает гипотезу о родстве венгров и шумеров и поддерживает использование старовенгерского алфавита вместо латиницы. [40]

Церковь Йотенгрит Имре Мате

[ редактировать ]

Церковь Йотенгрит ( Yotengrit Egyház ), полное название которой — Церковь Древнего Духа Бескрайнего Моря ( Tengervégtelen Ős-Szellem Egyháza ), была основана примерно в 2007 году Имре Мате. Он, чье звание в организации было bácsa («хозяин»), эмигрировал в Германию в 1956 году во время революции против коммунистического правительства Венгерской Народной Республики , в которой он участвовал. Находясь в Германии, он работал бизнесменом и поэтом, но вернулся в Венгрию в 2000-х годах, чтобы провести свои последние годы в Багьогсзовате . [41] Он основал церковь Йотенгрит как представитель древней венгерской религии, так называемой «религии Бюун», переданной через неписаную традицию народа тудо («знающего»), живущего вдоль реки Раба . Мате опубликовал серию из девяти книг под названием «Йотэнгрит» , в которых он объяснил теологию и лингвистическую этимологию. [42] За последние годы церковь Йотенгрит стала одной из самых влиятельных организаций венгерской коренной веры. Хотя его приверженцы считают его верным наследником дохристианских венгерских систем верований, он демонстрирует различные влияния некоренного происхождения. [43]

Богословие церкви Йотенгрит подчеркивает концепцию изначального Бога, называемого Йотенгрит , Тенгрит или Тенгри , который представляет все божества в их еще неразделенном состоянии. На венгерском языке родственное слово тенгер означает «море» и представляет собой изначальную недифференцированность. Затем изначальный Бог проявляется как двойственность мужчины и женщины: Укко, богиня-мать, чей лоб украшает луна и которую в христианизированных народных верованиях называют Болдогасзони ( «Благословенная леди»); и Генюз, солнечноликий бог-отец. [44]

Во время основания церкви Имре Мате провозгласил важность всеобъемлющей концепции Бога: [42]

В этой венгерской религии очень важно, что Бог — очень абстрактное понятие; духовная сила. Его нельзя просто выдать за другого; всякий раз, когда его изображали — Генюза, Укко или Болдогасзони — это всегда было результатом человеческого воображения.

В то же время в теологии подчеркивается характерный для венгров национальный бог Ма-Тун, обожествленный герой народной сказки Фехерлофия («Сын белой лошади»), который изначально был тотемическим животным-предком. [42] Ма-Тун отождествляется с исторической фигурой Маоду , основателя первой империи хунну , а по мнению Матэ, также империи гуннов. [42] Церковь Йотенгрит политически нейтральна, но, как заявил Мате, ее учение может быть «источником разумной, свободной от агрессии национальной политики». [42]

Древняя венгерская церковь Ласло Нимрода

[ редактировать ]

Древняя венгерская церковь ( Ősmagyar Egyház ), венгерская штаб-квартира которой расположена в Модьёроде , была впервые основана в Будапеште в 1990-х годах Ласло Хайду Нимродом и была официально зарегистрирована в 1998 году. [37] Нимрод проводит большую часть года в Соединенных Штатах , а международная штаб-квартира церкви находится в Лос-Анджелесе . [37] Доктрина Древней Венгерской церкви представляет собой синтез древних венгерских, восточноазиатских и христианских верований, хотя все они считаются оригинальными венгерско-туранскими верованиями. [40] В церкви действуют строгие религиозные правила. Например, проповедникам приходится носить белую и фиолетовую одежду с народными узорами. Они отмечают главные праздники христианского календаря, зимнее и летнее солнцестояние, национальные праздники и дни рождения важных венгерских исторических личностей. [40]

Барабанный круг Жар-птицы Талтоса Золтана Шойомфи

[ редактировать ]

Барабанный кружок Жар-птицы Талтос ( Tűzmadár Táltos Dobkör ) был основан в 2006 году Золтаном Надьем Шойомфи, который также исполнял обязанности руководителя церкви Йотенгрит, когда она была зарегистрирована правительством. Позже он покинул церковь Йотенгрит из-за нераскрытых внутренних разногласий, и, несмотря на его желание вернуться, Мате не разрешил ему этого сделать. [45] Цель группы – возродить древнюю венгерскую духовность, донести ее до общества в современных формах, помочь людям понять самих себя и тем самым исцелить мировое древо, которое проявляется через людей. [45]

Теология Барабанного круга «основана на древневенгерской концепции мира, который есть Единый (Бог), включающий в себя все сущее». [45] Шойомфи учит, что существует два мира: один — «проявленный мир», представленный мировым деревом, а другой — «непроявленное, бесформенное пространство», содержащее «общее сознание» человечества. [45]

В Drum Circle упор делается на практику, а не на доктрину, включая технику игры на барабанах, дыхание и голос. [45] Цель этих практик — расширить сознание, чтобы понять действия Единого и стать подобным Одному. [45] Группа практикует ритуальные церемонии рождения, инициации, брака, смерти и праздников Годового Круга. Школа Древнего Источника ( Ősforrás Iskola ), связанная с церковью, организует лагеря и паломничества. [45]

Традиционная церковь ордена Арпада

[ редактировать ]

Традиционная церковь Ордена Арпада была основана в 2009 году и имеет свои ориентиры в туранистских эмигрантских идеологах Адорьяне Мадьяре и Викторе Падани, но она также вдохновлена ​​традиционалистской школой , « Новым правом» Алена де Бенуа и реконструированной церковью. Протоиндоевропейская религия . [46]

Gaffer Bolya's Nest

[ редактировать ]

Группа под названием Bolyanest («Гнездо Гаффера Боли») была основана в 1979 году Гаффером Болей, учителем профессионально-технического училища под названием Боляпо, входившим в состав самой группы. Первоначальной целью Боли было обеспечить хорошую жизнь своим ученикам, которые составили первоначальный основной состав группы. Центр движения находится в Будапеште и зарегистрирован правительством в 1999 году. [47] Сегодня оно считается одним из самых влиятельных движений венгерской коренной веры, особенно в отношении процесса ремифологизации венгерской истории. [48] Первоначально группа была сосредоточена на религии природы , но в последние десятилетия ее внимание сместилось к дискурсу об этнических корнях. [48]

Боля выступает в роли церемониального лидера группы. Ядро группы насчитывает около ста человек, но ее влияние достигает тысяч человек. В основном это представители среднего класса Будапешта, но есть также фермеры, предприниматели и интеллектуалы. Средний возраст — более пятидесяти пяти лет, и большинство из них высокообразованы. Они открыто идентифицируют себя как нехристиане, хотя и не претендуют на роль продолжателей четко определенной дохристианской религии; скорее, они сознательно создают новую религию, основанную на венгерском фольклоре и элементах коренных религий других культур. [48] Шумерская культура была одним из основных источников, хотя исследуются и другие культуры; например, шумерские молитвы поются вместе с русскими песнями. [49] Некоторые природные объекты, окружающие Будапешт и более отдаленные населенные пункты, такие как Соскут , Борсоджест и Бодрогкёз, они считают своими святыми местами, куда можно совершать паломничество. [50]

Фундаментальным учением Боли является концептуальное различие между «порядком» и «системой», которое остается сутью мысли Болианеста. Первый, порядок, определяет естественный способ существования всего в природе; все взаимосвязано и взаимозависимо, и каждая отдельная часть играет роль в инстинктивном сотрудничестве с другими. Последняя, ​​система, определяет неестественные и искусственные надстройки, которые формируются в обществах, когда отдельные люди и группы окружены растущей паутиной норм и постепенно отчуждаются друг от друга и от своего естественного контекста. Гаффер Боля, вероятно, был вдохновлен исследованиями идей Жан-Жака Руссо и Льва Толстого в развитии этого видения. [51]

Идентичность и политика

[ редактировать ]
Сбор группы коренных венгерских верующих для проведения ритуала. Две ведущие фигуры держат ритуальные копья с полосками ткани цветов венгерского флага, привязанными к кончикам.

Национализм и антимультикультурализм

[ редактировать ]

Группы венгерской коренной веры обычно уделяют большое внимание рассуждениям об этнических корнях, которые заново мифологизируются. Многие группы венгерской коренной веры придерживаются националистических политических взглядов и организуют свои общины эксклюзивным образом, демонстрируя политическую нетерпимость. [ нужна ссылка ] В то же время плюрализм и мультикультурализм рассматриваются как беспорядки, подрывающие венгерскую идентичность. [39] Популярность этих позиций ученые объясняют резким падением «железного занавеса» , за которым последовал духовный вакуум и ощущение вторжения «многогранного культурного рынка», что привело к кризису идентичности в постсоветских странах. [39] В случае с группами венгерской коренной веры это привело к отказу от постмодернистской гетерогенности и сакрализации национальной идентичности, в которой язык, религия и политика составляют единое целое. [39] Группы венгерской коренной веры считают себя основным меньшинством среди всех венгров, которое представляет собой квинтэссенцию венгерскости. [52]

Отношения с христианством

[ редактировать ]

Отношения между венгерской коренной верой и христианством варьируются от церкви к церкви. Некоторые группы венгерской коренной веры используют христианские темы и терминологию в своих собственных доктринах. [53] или предложить включение самого христианства в венгерскую коренную веру, как, например, в случае групп, возникших после учения Ференца Бадиньи-Йоша. [54] Другие, такие как Сообщество венгерской религии. [40] и Болянест, напротив, являются откровенно антихристианскими. [55]

Фундаментальное понятие венгерской коренной веры заключается в том, что каждая «нация» должна иметь свою собственную «веру», а «христианская Венгрия» представляет собой аномалию, которую необходимо исправить. Это исправление должно произойти в результате ликвидации христианства. [56] Даже среди тех групп венгерской коренной веры, которые питают теплые чувства к Иисусу и считаются совместимыми с местной религией , включая церковь Йотенгрит, христианский религиозный институт, развившийся после Иисуса, — так называемое « павлинское христианство » — в любом случае является воспринимается как коррумпированная структура, которую необходимо ликвидировать. [57] В частности, среди этих групп именно восточное христианство следует ценить как совместимое с местной религией и считать более близким к тому, что задумал Иисус, в то время как западное христианство (формы, которые исторически доминировали в Венгрии) рассматривается как его антитеза. и как девиантное, злое учение. В этих группах Иисус интерпретируется как могущественный предок и шаман. [58]

Большинство членов Болянеста считают христианство суеверием, направленным на контроль над людьми. Христианские символические мотивы, такие как крест и древо жизни , присваиваются и трактуются вместе с солнцем и луной как символы естественной дохристианской религии, которые позже были присвоены христианскими церквями. Большинство верующих рассматривает христианство как силу, искоренившую эти естественные древние знания, включая исконную венгерскую религию, и как силу, ответственную за расколдовывание мира. [55]

Отношения с среднеазиатским тенгризмом

[ редактировать ]

Те талтосы, которые поддерживают туранистские теории, иногда заявляют о явной принадлежности к тенгрианству , тюркской этнической религии . [59] Это случай Золтана Шойомфи. Эти талтосы обычно характеризуются использованием тюркского имени Тенгри вместо венгерского термина Истен .

В 2012 году девятиметровое элет фа (дерево жизни) было подарено венгерскими группами коренной веры тенгрианцам Казахстана . [60] В том же году шаман из Тувы Оджун Адигжи Зее-оглу был приглашен в здание венгерского парламента для исполнения ритуального танца вокруг Священной Короны Венгрии во благо венгерского народа. [61]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Силарди 2013 , стр. 230–231.
  2. ^ Jump up to: а б Колози 2012 , стр. 36–62.
  3. ^ Колози 2012 , с. 66.
  4. ^ Колози 2012 , стр. 37–38.
  5. ^ Jump up to: а б Колози 2012 , стр. 43–47.
  6. ^ Колози 2012 , стр. 64–65.
  7. ^ Колози 2012 , с. 37; Силарди 2013 , стр. 230–231.
  8. ^ Jump up to: а б Сциларди 2013 , с. 231.
  9. ^ Колози 2012 , с. 47.
  10. ^ Колози 2012 , с. 48.
  11. ^ Jump up to: а б Колози 2012 , с. 38.
  12. ^ Jump up to: а б Силарди 2013 , стр. 232–234.
  13. ^ Колози 2012 , стр. 50–52.
  14. ^ Колози 2012 , с. 53.
  15. ^ Колози 2012 , с. 38; Сциларди 2013 , с. 231.
  16. ^ Колози 2012 , стр. 52–53.
  17. ^ Сциларди, 2013 , пас.
  18. ^ Jump up to: а б Колози 2012 , с. 39.
  19. ^ Колози 2012 , стр. 38–39.
  20. ^ Jump up to: а б с д Колози 2012 , с. 40.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж Сциларди 2013 , с. 235.
  22. ^ Jump up to: а б с Колози 2012 , с. 41.
  23. ^ Колози 2012 , с. 42.
  24. ^ Колози 2012 , стр. 42–43.
  25. ^ Колози 2012 , стр. 41–42.
  26. ^ Jump up to: а б с Колози 2012 , с. 61.
  27. ^ Сциларди 2013 , с. 236.
  28. ^ Хаббс 2013 , с. 229.
  29. ^ Хаббс 2013 , с. 226, примечание 10.
  30. ^ Хаббс 2013 , стр. 226–227.
  31. ^ Хаббс 2013 , стр. 229–230.
  32. ^ Хаббс 2013 , стр. 230–231.
  33. ^ Jump up to: а б с д Колози 2012 , с. 59.
  34. ^ Jump up to: а б Колози 2012 , стр. 60–61.
  35. ^ Сциларди 2013 , стр. 238–239.
  36. ^ Сциларди 2013 , с. 238.
  37. ^ Jump up to: а б с д Сциларди 2013 , с. 239.
  38. ^ Сциларди 2013 , стр. 239–244.
  39. ^ Jump up to: а б с д Сциларди 2013 , с. 244.
  40. ^ Jump up to: а б с д и ж Сциларди 2013 , с. 240.
  41. ^ Колози 2012 , с. 90; Сциларди 2013 , с. 241.
  42. ^ Jump up to: а б с д и Сциларди 2013 , с. 241.
  43. ^ Колози 2012 , с. 89.
  44. ^ Колози 2012 , стр. 89–98; Сциларди 2013 , с. 241.
  45. ^ Jump up to: а б с д и ж г Сциларди 2013 , с. 242.
  46. ^ Колози 2012 , с. 60.
  47. ^ Чажи 2017 , с. 214.
  48. ^ Jump up to: а б с Чажи 2017 , с. 215.
  49. ^ Чажи 2017 , стр. 219–220.
  50. ^ Чажи 2017 , с. 218.
  51. ^ Чажи 2017 , с. 216.
  52. ^ Сциларди 2013 , с. 245.
  53. ^ Сциларди 2013 , с. 230.
  54. ^ Колози 2012 , с. 69 и далее.
  55. ^ Jump up to: а б Чажи 2017 , стр. 215–216.
  56. ^ Колози 2012 , с. 101.
  57. ^ Колози 2012 , с. 95.
  58. ^ Колози 2012 , с. 102.
  59. ^ Колози 2012 , с. 62.
  60. ^ «Венгрия: возвращение неоязычества» . Хулала . 17 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2012 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  61. ^ Баумгартнер, Винсент (28 марта 2012 г.). «Шаман в помощь Венгрии!» . Хулала . Архивировано из оригинала 22 сентября 2015 года. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e01b9876a471a55ba985b9acbe6a2a1b__1719855900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/1b/e01b9876a471a55ba985b9acbe6a2a1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hungarian Native Faith - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)