Адонизм

Адонизм – это неоязыческая религия, основанная в Австрии в 1926 году немецким эзотериком Францем Зеттлером (1884 – ок. 1942), который часто носил псевдоним Доктор Мусалам. Хотя Сеттлер утверждал, что это было продолжением древней языческой религии, ученые признали ее «вместо единоличного творения очень одаренного и образованного человека», причем этой фигурой был сам Сеттлер. [ 1 ] Адонизм — политеистическая религия, вращающаяся вокруг веры в существование пяти главных богов: Белуса , Билтиса, Адониса , Дидоны и Молхоса . Адонис — самый выдающийся из них в богословии группы, будучи доброжелательной фигурой, которую Зеттлер приравнивал к христианской фигуре Сатаны . В отличие от Адониса, адонисты считают Молхоса злонамеренным и ответственным за порабощение человечества посредством монотеистических религий, таких как иудаизм , христианство и ислам : поэтому религия имеет «выраженный антихристианский уклон». [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Франц Зеттлер родился в богемном регионе Австро-Венгерской империи и проявил себя как талантливый лингвист, получив докторскую степень по этому предмету и опубликовав первый в мире персидско-немецкий словарь. Впоследствии, путешествуя по большей части Европы, он был заключен в тюрьму французами во время Первой мировой войны , где он впервые столкнулся с теософией и оккультизмом , темами, которые его очень интересовали. На короткое время став агентом разведки чехословацкого правительства, он снова был арестован и заключен в тюрьму, на этот раз в Германии, и, находясь здесь, он начал формулировать некоторые из своих эзотерических идей и писать книги на эту тему. Освобожденный в середине 1920-х годов, он начал пропагандировать адонизм через основание своего Адонистического общества. Зеттлер столкнулся с проблемами с законом и публичным скандалом из-за своих убеждений в 1930-х годах, что привело к тому, что он переименовал Общество в Альянс Ориона, прежде чем оно было в конечном итоге закрыто нацистским правительством в 1939 году. Сам Зеттлер исчез в первые годы существования в следующее десятилетие, причем некоторые считали, что он был казнен нацистскими властями.
Ученый Ганс Томас Хакл заявил, что «Влияние адонизма... на немецкую магическую сцену существенно. Оно определенно повлияло на немецкого мага Фридриха Вильгельма Квинчера (1893–1945)... а также на Fraternitas Saturni , самое интересное оккультное братство. в современной Германии». [ 5 ] Многие из приверженцев группы также утверждали, что адонизм оказал влияние на немецкого мага Франца Бардона (1909–1958), хотя это остается спорным, поскольку магические верования Бардона отличались «в заметной степени». [ 5 ] Хакл также сравнил Зеттлера с двумя своими современниками в европейском оккультном движении начала двадцатого века, англичанином Алистером Кроули и армянином Георгием Гурджиевым , но отметил, что он так и не получил той посмертной славы, которую испытали эти двое. [ 6 ]
Верования и практики
[ редактировать ]Сеттлер ошибочно утверждал, что адонизм был древней религией, которой следовали халдеи , финикийцы , персы , египтяне и греки . Он также заявил, что он частично сохранился среди езидов Ближнего Востока, а также среди жителей Нуристана (места, которое он считал отдельным от настоящего Нуристана в Афганистане ). Именно в этом последнем городе он утверждал, что существовал большой храм «Бит Нур» (Дом Света), где, как он утверждал, хранились оригинальные древние адонистские писания. Однако, кроме утверждений Сеттлера, нет никаких доказательств того, что Нуристан или Бит Нур когда-либо существовали. Зеттлер утверждал, что именно в этом храме он впервые узнал об адонизме и где ему было дано имя доктора Муссалама. [ 7 ] [ 8 ]
Адонизм — это политеистическая религия, верящая в множество различных богов, из которых есть пять главных божеств. Адонисты верят, что первыми двумя из них были первобытный бог Белус и его супруга Билтис, и что они возникли из Хаоса . Согласно адонистическим верованиям, у Белуса и Билтиса был ребенок, Молхос , который был злобным божеством и создал мир, населенный уродливыми монстрами; из-за этого ужаса Белус и Билтис разрушили этот мир, прежде чем родить еще двоих детей: великодушного сына по имени Адонис и дочь по имени Дидо. Затем Адонис создал наш мир, основав человечество по подобию себя и своей сестры, однако Молхос затем убил Адониса из ревности, взяв под свой контроль мир. Будучи воскрешенным Дидоной, Адонис затем попытался защитить человечество от махинаций Молхоса, например, посоветовав одному человеку, человеку по имени Ной , построить деревянный ковчег, чтобы спасти его и другие виды животных от Великого потопа. . [ 7 ]
Однако Молхос не закончил свои попытки причинить вред человечеству. Помимо нападения на них эпидемий и болезней, он также послал лжепророков, таких как Моисей , Заратустра , Иисус и Мухаммед, чтобы обратить людей в свое монотеистическое поклонение под такими именами, как Иегова , Ормузд и Аллах . В рамках этих религий, почитающих Молхоса, таких как зороастризм , иудаизм , христианство и ислам , адонисты полагают, что Адонис, создатель и благодетель человечества, был демонизирован как такие фигуры, как Сатана , Ариман и Иблис . Адонисты верят, что благодаря доминированию этих монотеистических религий Молхос сохранил контроль над миром, но что в 2000 году нашей эры Адонис встретится с Молхосом в финальной битве, победив его и наступив Золотой Век , который продлится до тех пор, пока Вселенная однажды не исчезнет. более подчинены Хаосу. [ 9 ]
Основным способом прославления Адониса и Дидоны в адонистической религиозной практике является чувственное наслаждение половым актом , как гетеросексуальным , так и гомосексуальным . Действительно, Зеттлер резюмировал свою веру, заметив, что «Адонизм — это поклонение Дьяволу [т.е. Адонису] на эротической основе». Таким образом, он был видным сторонником сексуальной реформы в Германии начала двадцатого века, придерживаясь убеждений, которые позже были юридически приняты в последние десятилетия того века. Адонизм также придерживается глубокой веры в терпимость к другим людям: Зеттлер заявляет, что «Самая важная добродетель адониста - это терпимость, и область, в которой он может практиковать ее, безгранична», а также придерживается личной максимы: « Все понять — значит все простить». [ 10 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]Ранние годы жизни Сетлера: 1884–1925 гг.
[ редактировать ]
Зеттлер родился 7 марта 1884 года в семье полицейского в Мосте , городе в северной Богемии , чешском регионе, который тогда был частью Австро-Венгрии . Там он посещал начальную, а затем гимназию преуспел в языках, выучив греческий , иврит , арабский , древнегреческий и латынь , где к моменту отъезда . Он также начал писать для местной газеты. Он начал посещать Карлов университет в Праге , где первоначально изучал филологию , но, устав от этого, переключился на востоковедение . В университете он стал любимым учеником профессора Макса Грюнерта, который дал Зеттлеру заметки для персидско -немецкого словаря, незавершенного доктором Якобом Полаком. Зеттлер выполнил задачу, создав первый в истории словарь между двумя языками. [ 11 ] В 1905 году он отправился в Черногорию и Албанию , получив за это деньги от Австрийского института военной географии, который нанял его для проверки точности их карт. В следующем году он отправился в Дрезден в Германии, где встретил своего литературного кумира Карла Мэя , чьи немецкоязычные приключенческие романы вдохновляли его в детстве. Во второй половине 1906 года и на протяжении большей части 1907 года он снова отправился путешествовать, на этот раз посетив Албанию, Ливан и Сирию (которые он использовал в качестве вдохновения для нескольких романов, которые он позже напишет), а в 1908 году он затем отправился на север Европа, посещение Финляндии . [ 12 ] [ 8 ]
В 1909 году он начал учиться на докторскую степень , заработав ее, написав диссертацию по арабскому диалекту Хадрамаут , и в том же году женился на Анастасии Гольдшмидт. Устроившись на работу в частную школу иностранных языков в Праге , он вместе с владельцем школы написал две книги о том, как изучать немецкий язык. Используя то, что он назвал «методом прямого обучения», он попытался научить людей языку, используя методы, разработанные Яном Амосом Коменским . Затем он работал частным репетитором как в доме графа Хевенхюллера в Бейруте , так и в консульской школе в Салониках . Именно в то время, когда он был здесь, Первая мировая война в Европе разразилась , и он начал путешествовать по Османской империи (которая была на стороне Австро-Венгерской империи). [ 13 ]
Французская армия впоследствии вторглась и оккупировала Салоники в то время, когда он находился там и, будучи гражданином Австро-Венгерской империи, он и его жена были взяты в плен и депортированы в лагерь для интернированных недалеко от Лурда во Франции, где он содержался. до 1919 года. Именно здесь он подружился с начальником лагеря М. Паризо, который активно участвовал в эзотерическом движении теософии . После их многочисленных дискуссий на эту тему Паризо перенес в лагерь свою библиотеку оккультных книг, чтобы Зеттлер мог их прочитать. Эти тексты включали работы таких деятелей, как Елена Блаватская , Анни Безант , Чарльз Ледбитер , Камилла Фламмарион и Морис Метерлинк , и эти тексты «сформировали интеллектуальную основу его дальнейшей оккультной карьеры». [ 14 ]
В 1919 году, после окончания войны, Зеттлер был освобожден из заключения и отправился в Австрию , а затем в Германию, где, очевидно, участвовал в разведывательной работе от имени недавно образованного национального государства Чехословакии , используя псевдоним доктора Эриха Бауэра. В 1922 году он был схвачен немецкими властями и приговорен к четырем годам заключения в Бранденбурге-на-Гавеле . Здесь ему снова разрешили пользоваться тюремной библиотекой, и он написал несколько книг, в том числе Buch der orientalischen Geheimnisse (Книга восточных тайн) и Zauberbibel (Магическая Библия), последняя из которых была разделена на семь разделов, каждый из которых выглядел как на различных оккультных практиках: картомантии , астрологии , толковании снов, хиромантии , магии , алхимии и некромантии . Тем временем Зеттлер развелся со своей женой, вероятно, из-за романов с другими женщинами. [ 15 ]
Сетлер и Адонистическое общество: 1926–1931 гг.
[ редактировать ]Выйдя из немецкой тюрьмы, Зеттлер в 1926 году вернулся в Австрию, поселившись в городе Вене . Именно здесь он впервые начал пропагандировать адонизм посредством основания своего Адонистического общества (известного как Adonistische Gesellschaft на его родном немецком языке), и «согласно опубликованной конституции и уставу, эта группа была основана 1 мая 1925 года — в других То есть за год до того, как Зеттлер действительно вернулся в Вену». [ 16 ] «К 1927 году Зеттлер разработал всю доктрину адонизма и написал по ней все основные трактаты», заявив в конституции Общества, что основную группу также сопровождали адонистическое издательство, Мастер-ложа Геката в Вене и различные учебные ложи. рассеяны по немецкоязычной части Европы. Существовали ли они на самом деле или нет, неизвестно, хотя вполне возможно, что и нет, поскольку его Адонистическое Общество было относительно небольшим, даже не являясь зарегистрированной организацией, а австрийские власти фактически подозревали его в преступном мошенничестве. [ 16 ] Он также утверждал, что Адонистическое общество было дочерней организацией международной группы, известной как Низам-эль-Хаф , которая, как он утверждал, имела филиалы в Бомбее , Константинополе , Тегеране и других крупных азиатских городах; по мнению ученого Ганса Томаса Хакла, эта организация «почти наверняка была фиктивной». [ 16 ]
Чтобы побудить заинтересованных лиц присоединиться, Зеттлер описал свое Адонистическое общество как «большое духовное сообщество», где «постоянно циркулируют магические энергии, неиссякаемым источником которых является Мастерская Ложа Геката», названная так в честь древнегреческой богини колдовства. . Заявки на членство и оплату должны были отправляться непосредственно Зеттлеру, а новым членам приходилось ждать два года, прежде чем им будет разрешено изучить «более глубокие тайны» адонизма, прежде чем им будет разрешено подписаться на курс из двенадцати уроков, заканчивающийся экзамен, успешное завершение которого позволило бы им получить третью степень Чаким Кабалит , или мастера магии. [ 17 ]
У Зеттлера, вероятно, завязался роман со своей помощницей в Ложе «Геката» Жюстин Шнаттингер, которая сама работала под псевдонимом «Мадам Ариэла» в качестве ясновидящей , духовного медиума и члена астрологического совета. Зеттлер также был другом оккультиста Фридриха Вильгельма Квинчера , который вступил в Общество, но в 1929 году их дружба распалась, возможно, из-за ревности к Шнаттингеру. Квинчер оставался преданным адонистской религии, продолжая пропагандировать «ее доктрину, космологию и принципы даже после того, как он порвал с Зеттлером» и основал адонистическую группу под названием Атешга-Таганосин. Одним из членов этой группы был брат Силиас, также известный как Йозеф Антон Шустер (1896–1968), написавший магический дневник, ставший известным среди немецкого оккультного движения. [ 18 ]
Упадок и смерть Зеттлера: 1932–1942 гг.
[ редактировать ]Хотя он опубликовал большое количество книг, как оккультных, так и других (в том числе книгу анекдотов), и стал полностью финансово зависимым от своего издателя, Бартельса из Берлина , ему было очень трудно зарабатывать на жизнь. В 1929 году он начал продавать магические лекарства и другие предметы, в том числе талисманы, приворотные зелья и даже порошок, предположительно принадлежавшие Далай -ламе , чтобы пополнить этот доход, а также основал акционерную компанию под названием «Ольбия-Золото», с помощью которой он обманывал держателей акций, рассказывая им, что он обнаружил золотой клад у подножия горы Олимп в Греции. Несмотря на всю эту деятельность по зарабатыванию денег, в которой он участвовал, в 1932 году он оказался втянутым в финансовый скандал, после которого различные журналы начали обвинять его в мошенничестве и преступнике. Столкнувшись с уголовным обвинением в мошенничестве с клиентами компании «Ольбия-Голд», он бежал в Грецию, где был арестован полицией по ошибке, заподозрившей его в том, что он «гораздо более крупный чешский мошенник». [ 19 ]
Расследуя его документы в Вене, полиция наткнулась на список из восьмидесяти немецких членов Адонистического общества, что вызвало еще один скандал в прессе, которая сочла шокирующим то, что так много членов «высшего общества» были связаны с такой секретной оккультной группой. что их обвиняют в совершении сексуальных оргий . Поскольку Сеттлер был вне досягаемости, полиция вместо этого начала расследование Квинчера и его альтернативной группы Адонистов, но он отрицал продолжающуюся связь со своим бывшим другом. Тем временем Зеттлер продолжал сотрудничать с Обществом, на этот раз базирующимся в Греции, и нашел нового издателя, Biosophischer Verlag, который начал печатать свой новый ежемесячный журнал под названием «Люцифер» . Испытывая трудности с привлечением новых членов (которые принесли бы с собой членские взносы и пожертвования, необходимые ему для выживания), Зеттлер распустил ложу «Геката» и переименовал Общество в «Альянс Ориона» ( Orion Bund на немецком языке). Тем не менее, у группы были серьезные проблемы внутри самой Германии, поскольку она столкнулась с противодействием со стороны Германии. Нацистская партия , которая недавно взяла под свой контроль правительство, причем некоторые представители режима заявили, что группа является частью еврейско - масонского заговора . [ 20 ]
В 1935 году Зеттлер, по-видимому, покинул Грецию и переехал в Петржалку в Словакии , откуда преподавал курсы природного исцеления и магии. Между тем, в Германии нацистское правительство запретило все квазимасонские организации в июле 1937 года, и хотя первоначально Альянс Ориона был необычно освобожден от этого правила, в июне 1939 года они тоже были объявлены незаконными. остальной части Европы, что привело ко Второй мировой войне , и именно в этот период исчезают все исторические следы Зеттлера. Неизвестно, как он умер, хотя утверждалось, что это произошло либо в венской тюрьме, либо в концентрационном лагере Маутхаузен , хотя ни одно из этих утверждений не доказано. [ 21 ]
Адонизм после Сетлера: 1943 – настоящее время
[ редактировать ]Первая попытка воссоздать Общество Адонистов была предпринята в 1950-х годах «неизвестным» человеком, известным как Уолтер Коближек. Он жил в Розенхайме недалеко от Мюнхена в Западной Германии и опубликовал брошюру, объявляющую о воссоздании группы, но больше о ней ничего не появилось, и Коближек умер в 1967 году. [ 22 ]
Профессор Адольф Хембергер (1929–1991), заведующий кафедрой научной теории и методологии исследований в Гиссенском университете , собирал редкие работы Зеттлера, делал их копии посредством мимеографирования или фотокопирования и распространял среди своих друзей и членов его группы по изучению магии C 72. В 1970-х годах Хембергер планировал возродить Общество Адонистов, но они так и не были реализованы. [ 22 ]
Другой немецкий академик, профессор Гельмут Мёллер из Геттингенского университета , опубликовал эссе о Зеттлере на немецком языке в festschrift 1990 года в честь Эллика Хоу, академика, который специализировался на изучении церемониальных магических групп, таких как Герметический Орден Золотой Зари. и Ордо Восточных Тамплиеров . [ 23 ] Его работу расширил Ганс Томас Хакль, австрийский независимый ученый, который также провел исследование Зеттлера на немецком языке, после чего опубликовал отредактированную версию на английском языке, появившуюся в The Pomegranate: The International Journal of Pagan. Исследования (2010). [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Сноски
- ^ Jump up to: а б Хакл 2010 . п. 07.
- ^ Хакл 2010 . п. 05, 16-17.
- ^ Jump up to: а б Цветы, Стивен Э. (2018). Fraternitas Saturni: история, доктрина и ритуалы магического ордена Братства Сатурна . Нью-Йорк: Inner Traditions International, Limited. ISBN 978-1-62055-722-8 . OCLC 1085171004 .
- ^ Хакл, Ханс Томас (11 января 2011 г.). «Франц Зеттлер (доктор Мусаллам) и культ адонизма двадцатого века» . Гранат . 12 (1): 4–19. дои : 10.1558/pome.v12i1.4 . ISSN 1743-1735 .
- ^ Jump up to: а б Хакл 2010 . п. 08.
- ^ Хакл 2010 . п. 19.
- ^ Jump up to: а б Хакл 2010 . п. 16.
- ^ Jump up to: а б «Франц Зеттлер, оккультист и маг из Мосту» . Север (на чешском языке). 7 марта 2019 г. Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ Хакл 2010 . п. 17.
- ^ Хакл 2010 . п. 18-19.
- ^ Хакл 2010 . п. 08-09.
- ^ Хакл 2010 . п. 9.
- ^ Хакл 2010 . п. 09-10.
- ^ Хакл 2010 . п. 10.
- ^ Хакл 2010 . п. 10-11.
- ^ Jump up to: а б с Хакл 2010 . п. 11.
- ^ Хакл 2010 . п. 12.
- ^ Хакл 2010 . п. 12-13.
- ^ Хакл 2010 . п. 13-14.
- ^ Хакл 2010 . п. 14-15.
- ^ Хакл 2010 . п. 15-16.
- ^ Jump up to: а б Хакл 2010 . п. 06.
- ^ Мёллер 1990 .
- Библиография
- Хакл, Ганс Томас (2010). «Франц Зеттлер (доктор Мусаллам) и культ адонизма двадцатого века». Гранат: Международный журнал языческих исследований . Том. 12, нет. 1. Лондон.
- Мёллер, Хельмут (1990). «Свет с Востока: чудесное путешествие Франца Зеттлера в Нуристан». Пути и обходные пути: вклад в современную европейскую интеллектуальную историю (под ред. Альбрехта Гётца фон Оленхузена) . Фрайбург-им-Брайсгау, Германия: Hochschul Verlag.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Первичная литература
[ редактировать ]- Франц Зетлер:
- Адонизм или древнее тайное учение, поведанное нам д. Халдеи, финикийцы, персы, египтяне и греки, до сих пор живущие на Востоке около г. Насайрианцы или «огнетушители света», т.е. Курды-джезиды или «поклонники дьявола», среди прочих, сохранились и через э. собственный порядок, «Низам эль-Хаф» недавно снова получил распространение. Без информации о местоположении, 1926 год.
- Власть и успех. Берлин: Адонистик Верлаг, 1927 г.
- Молодость и красота. Берлин: Адонистик Верлаг, 1927 г.
- Хес или: Пламя жизни. Берлин-Вайсензее, 1927 год.
- Адепт. Двенадцать стадий магического пути посвящения. Архив старой мысли и знаний, Зинцхайм, 2004 г., ISBN 3-937592-11-3 . С введением Ганса Томаса Хакла и библиографией.
Вторичная литература
[ редактировать ]- Марко Френшковски: Адонистическое общество. В: Тайные общества. Марикс Верлаг, Висбаден, 2007 г., ISBN 978-3-86539-926-7 . С. 172–176.
- Ганс-Юрген Гловка: Немецкие оккультные группы 1875–1937. Издание Хирама, Мюнхен, 1981 г., ISBN 3-921513-54-5 , С. 81–91.
- Адольф Хембергер: Адонизм как культ Ваала. В кн.: Формы организации, ритуалы, учения и магические темы масонских и масоноподобных объединений в немецкоязычной области Центральной Европы. Том 2: Пансофия и розенкрейцерство. Гиссен 1974.
- Хорст Э. Майерс: Лексикон тайных знаний. Фрайбург, 1979. С. 86.
- Хельмут Мёллер: Свет с Востока. Чудесное путешествие Франца Зеттлера в Нуристан. В: Альбрехт Гетц фон Оленхузен (ред.): Пути и отклонения. Вклад в современную европейскую интеллектуальную историю. Фестиваль Эллика Хоу от 20 сентября 1990 г. Фрайбург, 1993 г., ISBN 3-8107-5051-4 . С. 199–230