Jump to content

Удмуртский Вос

Удмуртский Вос ( удмуртский : Удмурт Вӧсь, буквально «удмуртская вера») — религиозное возрождение удмуртов населяющего , финно-угорского народа, республику Удмуртия в этническое России. У удмуртов, как и в других финно-угорских республиках Поволжья , возрождение язычества неразрывно переплетается с возрождением национально-этнической культуры и самосознания. [1]

Круги удмуртского языческого возрождения возникли на базе движения «Демен» (по-удмуртски «Общество»), созданного в декабре 1989 года для защиты и восстановления удмуртской этнической культуры. [2] Удмуртский вос как учреждение был основан в 1994 году. [3]

По статистике 2012 года, 2% населения Удмуртии придерживаются форм язычества. Виктор Шнирельман сообщил, что только у удмуртов приверженность составляет 4%.

Этимология [ править ]

Удмуртское означает «молитва», «жертвоприношение», «религия», «вера» и в качестве корня происходит от многих других слово vös' слов удмуртского языка, среди которых vös'as'kon означает «молитва», «жертвоприношение», vös'as означает «священник», и глаголы vös'any означают «молиться», «приносить жертву», «освящать», vös'as'kyny , что означает «молиться», «просить милостыню», и vös 'атыны означает «жертвовать». [4]

История [ править ]

Первой датой в истории христианизации удмуртов считается 1557 год, когда Иван Грозный царской грамотой даровал привилегии крещеным удмуртским семьям. [1] Однако жесткие попытки обратить всех удмуртов в свою веру были предприняты только в середине XVIII века, когда правительство начало осуществлять меры по христианизации населения, посылая миссионеров, которые строили церкви и школы. Язычники подвергались репрессиям, уничтожались священные рощи, молитвенные места и языческие могильники. [1]

Возникали различные попытки восстановить исконную удмуртскую религию, например движение «Липпопоклонников» в 1849 году. [5] Однако, в отличие от марийцев , удмурты-язычники не проявляли тенденции к централизации или формализации своей религии. [5]

После 1917 г. начался короткий период национального пробуждения, была создана Удмуртская республика и сформировалась активная национальная интеллигенция. Это способствовало возрождению удмуртского воса. [5] Однако с возникновением Советского Союза в 1930-е годы удмуртская интеллигенция была практически полностью уничтожена, первосвященники были объявлены врагами народа и подвергнуты жестоким репрессиям, богослужения были запрещены, сельские святыни, храмы и семейные святыни разрушены, а священные рощи были выкорчеваны. [5]

К периоду перестройки у удмуртов был очень высокий уровень алкоголизма и самоубийств, низкая рождаемость. Более того, русификация шла неуклонно. [5] В конце 1980-х — начале 1990-х годов пробудилось этнонациональное и культурное самосознание, и, несмотря на значительную христианизацию, удмуртское национальное движение оказалось совершенно вне рамок восточного православия и даже враждебно ему. [5]

Родная религия удмуртов стала основой национального движения, и в 1994 году группа ижевских интеллектуалов, художников, писателей, ученых и предпринимателей основала «Удмуртский Вос» как институт и массовое объединение. [6] Были найдены настоящие первосвященники, и Василий Максимов, простой крестьянин из удмуртского села в Татарстане . главой новой церкви стал [7] Были организованы национальные богослужения (чего раньше никогда не было), и с тех пор они проводятся ежегодно в разных регионах республики. [7]

Теория [ править ]

По мнению богословов удмуртского Воса, вся природа определяется сверхъестественным присутствием божества, богов и духов. [7] Существование имеет три основных уровня: космический, на котором первое место занимает центральное божество Инмар; элемент воздушной стихии, неба, в котором господствует Кваз; и земное творение, мир существ, в котором господствует Кельчин. Наряду с иерархией Инмара, Кваза и Кельчина существует Луд (мировое древо), гений (заводчик) всех духов, который не является ни добрым, ни злым. [7] Мертвые живут в другом мире, который является идеальным зеркалом нашего собственного. [7]

Согласно другому источнику (Тааагепера), традиционная удмуртская теория Воса следует образцам, аналогичным марийской , но в отличие от марийской, доминируют женские божества. Ин-Муми (Мать Неба), Шунды-Муми (Мать Солнца) и (Гудыры-Мумы) — главные божества. Мужские божества воздушной сферы — Инмар ( бог неба и воздуха ), Тёль-Пери ( ветер ) и Кваз ( погода ). Земные и хтонические боги в основном мужчины; к ним относятся Нулесмурт (лесной человек), Кылдысин (плодородие и деторождение), Инву (воды) и Воршуд (гений рода и гений места ). [8]

По мнению лидеров движения, народы, отрекшиеся от собственных богов, не имеют будущего, поскольку их духовное предательство привело к глубокой травме души народа. [7] Они указывают на японский народ , сохранивший свою народную веру, как на образец лучших перспектив. [7] Перспективу на будущее имеют только народы, которые нашли в себе силы сделать шаг возвращения к своим корням. [7]

Одна из первых славянских родноверов общин — Тур — впервые появилась в Ижевске в 1994 году. [7] Трудно сказать, сыграла ли какую-либо роль в его возникновении пропаганда удмуртского воса, но лидеры удмуртского воса приветствовали его появление. [7]

Практики [ править ]

В некоторых деревнях последователей удмуртского воса организованы жертвенные рощи, называемые луд . по- удмуртски [9] где часто располагаются «большие храмы» ( быдзъым куала , «большой молитвенный дом»), специальные здания для поклонения, посвященные духу-заводчику-генератору рода, поклонение которому сочетает в себе как идеи гениальности , так и гениальности. локусы . Оба они связаны в удмуртском понятии воршуд (образованном от вордыный , означающего «держать», «содержать» плюс шуд, означающего «счастье», «удача»). [10]

«Маленький храм» ( пичи / покчи куала ) — это своего рода культовое сооружение, расположенное во дворе каждой семьи, в которой содержится большой молитвенный дом. Духовенство состоит из священников ( vös'as' , vösias ), местных религиозных авторитетов, избираемых среди мужчин общины для организации и совершения молитв и жертвоприношений. Они должны быть женаты и здоровы как морально, так и физически. [10] Некоторые из этих священников могут стать первосвященниками ( туно ). [5] [10] Молитвы называются курискон . [8]

Удмуртский вос в Татарии и Башкирии [ править ]

Северный Татарстан и Башкортостан в древности были местами расселения удмуртов. Многие удмуртские села разделены на эти две республики. На протяжении веков удмурты подвергались насильственной исламизации со стороны господствующих татар и башкир , но они сохранили сильное национальное самосознание и языческую веру. [11] ежегодно проходят панудмуртские богослужения В последнее время в Башкортостане , которые подвергаются репрессиям со стороны мусульманских властей. [11]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Filatov-Shchipkov, 1997, p. 177
  2. ^ Виктор Шнирельманн. «Христиане! Идите домой »: Возрождение неоязычества между Балтийским морем и Закавказьем. Архивировано 22 сентября 2014 г. в Archive-It . Журнал современной религии, Vol. 17, № 2, 2002. с. 206
  3. ^ Тагепера с. 279
  4. ^ Аадо Линтроп. Весенние молебны в удмуртском селе Варклет-Бодья в Татарстане . Космос 18 (2002), 43-55.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Filatov-Shchipkov, 1997, p. 178
  6. ^ Filatov-Shchipkov, 1997, p. 179
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Filatov-Shchipkov, 1997, p. 180
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тагепера р. 278
  9. ^ Линтроп, 2002, с. 44
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Линтроп, 2002, 44
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Filatov-Shchipkov, 1997, p. 181

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6b6a2835b9525ea854475e5eb30c76cd__1711903800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/cd/6b6a2835b9525ea854475e5eb30c76cd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Udmurt Vos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)