Современное финское язычество
Современное финское язычество , также известное как финское неоязычество или финская родная вера ( фин . Suomenusko «Финская вера/Вера Финляндии»), представляет собой современное возрождение финского язычества , дохристианской политеистической этнической религии финнов : . Предшественником движения было Уконуско ( «Вера Укко», вращающаяся вокруг бога Укко ) начала 20 века. Основной проблемой возрождения финского язычества является природа дохристианской финской культуры, которая опиралась на устные традиции, которые со временем могут меняться. [1] Первоисточники, касающиеся местной культуры Финляндии, написаны христианами поздней эпохи.
Существуют две основные религиозные организации: «Ассоциация финской родной религии» ( Suomalaisen kansanuskon yhdistys ry ), базирующаяся в Хельсинки и официально зарегистрированная с 2002 года. [2] и «Ассоциация Полярной звезды» ( Taivaannaula ry ) со штаб-квартирой в Турку и филиалами во многих городах, основанная и официально зарегистрированная в 2007 году. [3] Ассоциация финской родной религии также обслуживает карел. [4] и является членом Уральской общины . [5]
Приверженцы
[ редактировать ]Число приверженцев языческой веры только увеличилось с 2014 года, когда к родной вере принадлежали около 29 человек или 0,0005% населения Финляндии. В 2022 году число людей, принадлежащих к родной вере, увеличилось и теперь составляет около 60 человек или 0,001% населения. [6] [7]
История и особенности
[ редактировать ]Языческие верования, традиции и мифы долгое время существовали бок о бок с официальным лютеранством в Восточной Финляндии и Карелии , по крайней мере, до первой половины 20 века. [8] Первые попытки восстановления древней мифологии были предприняты с целью обогащения национальной финской культуры. [9] [10]
Поклонение природе , уважение к традициям и равенство — типичные черты неоязыческого движения. Родную религию финнов можно определить как «этноязыческую», поскольку она связана с национальным сознанием и идентичностью. [11] Последователи коренных финских религий не обязательно считают себя «неоязычниками» или отождествляют себя с новыми религиями, такими как Викка . [12]
Они подчеркивают любовь к Родине как ключевое содержание сбалансированных отношений человека с природой, старым и новым поколениями, а также личностью и обществом. Финские верующие почитают священными многие нетронутые природные места, леса, источники и скалы. [13] Они считают, что сверхъестественное присутствие богов, предков и духов пронизывает природные места и окружающую среду ( хииси ).
В 2013 году Тайвааннаула запустила национальный проект по финским святым местам и объектам с целью повышения осведомленности и защиты. [14] В 2014 году Кархун канса ( «Люди Медведя ») была официально зарегистрирована как организованная религиозная община, став первой неоязыческой ассоциацией, получившей такой статус в Финляндии. Статус дает право, например, вступать в брак, хоронить и давать имена. [15]
Убеждения
[ редактировать ]Божества, которым поклонялись
[ редактировать ]Родная религия финнов политеистическая , с пантеоном многих божеств, которым поклоняются: [16]
- Укко бог неба и главное божество финского пантеона.
- Акка богиня плодородия и жена Укко.
- Ахти , бог моря
- Тапио , лесной бог
- Пекко , бог урожая
- Нюрикки , бог-охотник
- Миликки , богиня лесов и охоты
- Ильмаринен , бог-кузнец
- Лоухи , богиня болезней
- Турисас , бог войны, отвергнутый некоторыми как антиисторический
- Халтиджас , эльфийские существа или гномы.
- Лемминкяйнен , мифический герой
- Вяйнямейнен , мифический герой, бог-творец и бог поэзии, музыки и магии.
- Хииси , дух святых мест
- Джуми , бог плодородия или статуя, дающая плодородие
- Отсо , дух медведя
Религия также включает в себя элемент поклонения предкам . Для приверженцев финской религии загробная жизнь — это место под названием Туонела , и это место, где живут несколько разных божеств, включая Туони .
Фестивали
[ редактировать ]Далее следуют различные традиционные фестивали, в том числе Хела , праздник, посвященный приходу весны и новому сельскохозяйственному сезону, Юханнус или Укон Джухла , праздник середины лета, Кекри , праздник урожая и предков, и Джоулу , праздник середины зимы.
Некоторые финские неоязычники посещают священные леса, где иногда можно найти деревянные изображения богов или священные камни. Некоторые отмечают обхождение года в определенные даты, например, сжигая костры, танцуя, принося жертвы или совершая другие ритуалы. Один из ритуалов, который также является аутентичной практикой предков, заключается в том, чтобы выпить тост за бога грома Укко на празднике летнего солнцестояния ( финский : Ukon juhla ). [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арола 2010, с. 26
- ^ Религии в Финляндии. Suomalainen kansanuskon yhydistis ry Архивировано 24 августа 2017 г. в Wayback Machine . .
- ^ Религии в Финляндии. Тайваннаула ry. Архивировано 24 августа 2017 г. в Wayback Machine .
- ^ Религии в Финляндии. Suomalainen kansanuskon yhydistis ry Архивировано 24 августа 2017 г. в Wayback Machine . .
- ^ Маавалла Кода , раздел «Уральское причастие». Цитата: «В 10214 году (2001 г.) Маавалла Кода совместно с представителями финской (Suomen kansanuskon yhdistus ry.), марийской (Ош мари Чи мари и Сорта) и эрзянской коренной религий основал Уральскую общину. Целью Уральского сообщества является установление контактов между различными религиями коренных народов и содействие сохранению и укреплению этих религий».
- ^ «Население на 31 декабря по годам, полу, возрасту и информации» . Тиластокескус . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ «Население 31,12 по религиозной принадлежности, возрасту, полу, году и информации» . Тиластокескус .
- ^ Пентикайнен 1990
- ^ Сплит, 2011 г.
- ^ Пёйлё, 2012 г.
- ^ Пёйлё, 2012 г.
- ^ Пёйлё, 2012 г.
- ^ Пёйлё, 2012 г.
- ^ Небесный гвоздь. День Хийсиэн чтит священные места этнической религии финнов .
- ^ «Пятничные газеты: Последние приготовления в Сочи, неоязыческая религия становится официальной и вспышка кишечной палочки в Оулу» . Yle.fi. Юле. 7 февраля 2014 года . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ «Финское неоязычество» . Родновери.ру . 19 мая 2015 года . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Ала-Хуисси/HS, 2010.
Ресурсы
[ редактировать ]- Ала-Уисси, Яана: У жителей Маауски есть календарь ледникового периода. Хельсингин Саномат , 20 марта 2010 г. Новости Саномы.
- Арола, Ииро: «Вот что я понял, кроме меня нет никого» – Социальная идентичность финских верующих . Магистерская диссертация Хельсинкского университета/Богословский факультет, 2010. Онлайн-версия работы .
- Арола, Ииро: Финские верующие выделяются среди других неоязычников . Teologia.fi . 01.21.2011.
- Пентикайнен, Юха: Отъезд финна: сочинения о северной культуре смерти . Труды Финского литературного общества 530. Хельсинки: Финское литературное общество, 1990. ISBN 951-717-625-2 .
- Пёйлио, Венла: В корне, 8/2012. Студенческий журнал Турку. Дата обращения 11.05.2012.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Небесный гвоздь
- Лехто , финская организация земных религий.