Jump to content

Современное язычество и Нью Эйдж

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Фотография Мириам Симос, сидящей в кресле на открытом воздухе.
Мириам «Звездный Ястреб» Симос участвовала как в Викке, так и в Нью-Эйдже.

Современное язычество и Нью Эйдж — это новые эклектичные религиозные движения со схожими децентрализованными структурами, но с различиями во взглядах на историю, природу и цели практикующих. Современные языческие движения, которые часто уходят корнями в культурные движения XVIII и XIX веков, стремятся возродить исторические языческие верования или подвергнуться их влиянию. Учения Нью Эйдж возникли во второй половине 20 века и характеризуются милленаристскими идеями о духовном развитии. Со времен контркультуры 1960-х годов в массовом сознании между движениями наблюдалось взаимодействие, взаимное влияние и часто путаница.

Среди их общих черт современные языческие движения и движения Нью-Эйдж имеют схожие отношения между академическими исследованиями и практикой, проявляют интерес к аспектам европейской культуры и истории, которые были маргинализированы до 20-го века, и часто включают в свои учения старые научные знания. Хотя оба движения разнообразны и не имеют центральной догмы, ученые описали основные различия в их общих тенденциях. В то время как современные язычники обычно приписывают мудрость прошлым культурам, сторонники движения «Новый век» верят в приход улучшенного человеческого сознания . Современная языческая теология , как правило, имманентна и связывает природный мир с божественным, тогда как сторонники Нью Эйдж выступают за трансцендентность физического существования. Современные языческие практики, как правило, носят церемониальный характер и ориентированы на сообщество, тогда как практики Нью-Эйдж ориентированы в первую очередь на личностный рост человека.

Появились некоторые гибриды между современным язычеством и Нью Эйджем, особенно в Соединенных Штатах, где они имеют тенденцию пересекаться и быть связаны с одними и теми же движениями за социальные изменения . Присутствие современного языческого движения Викка в массовой культуре с 1990-х годов способствовало созданию индивидуалистических и коммерциализированных гибридных форм, ориентированных на колдовство . Различные взгляды на мир природы и духовность иногда создают трения между движениями. Современные язычники часто стремятся дистанцироваться от идентичности Нью Эйдж и иногда используют термин «Нью Эйдж» как оскорбление. Сторонники движения «Новый век» обычно критикуют современных язычников за их упор на материальные проблемы. В 1990-х годах несколько ученых, изучающих движения Нью Эйдж, поместили современное язычество под эгидой Нью Эйдж, классификация, которая оспаривается учеными современного язычества .

Определения

[ редактировать ]

Современное язычество

[ редактировать ]
Древняя керамика с изображением человека, который что-то поливает на алтарь.
Древние христиане описывали другие религии как языческие (на фото: возлияния сцена из интерьера аттической чаши, ок. 480 г. до н.э. ).

Слово «язычник» происходит от латинского paganus , которое использовалось древними христианскими авторами, особенно Августином Гиппонским , как религиозная категория, включавшая древнегреческую и древнеримскую религии . [1] [а] Оно пересекается с германоязычным словом «язычник», которое имеет значение греческого слова ethnikós , означающего «из [иностранного] народа». [3] Дискуссии о выживании или возвращении язычества существовали на протяжении всего современного периода, а явные попытки восстановить языческие религии в Европе предпринимались, по крайней мере, с 15 века. Позитивная самоидентификация с термином «язычник» часто сочеталась с критикой христианства и организованной религии в целом и стала более распространенной в 18 и 19 веках. [4] Многие современные языческие новые религиозные движения уходят корнями в движения культурного возрождения и национальной независимости этих столетий. [5]

Не существует общепринятого определения современного язычества; его часто понимают отдельно от древних религий, хотя некоторые ученые относят язычество к общей религиозной категории. [6] [б] Ученый-религиовед Майкл Йорк выступает за последний подход и говорит, что, несмотря на разнообразные интерпретации современного язычества, существуют общие черты, которые можно резюмировать как идеальный тип . [8] Современные язычники обычно приписывают мудрость и проницательность прошлым культурам, особенно дохристианским. Современное языческое богословие характеризуется имманентностью и, таким образом, соединяет божественное с миром природы. Религиозные практики различаются по происхождению и исполнению, но обычно вращаются вокруг церемоний и ориентированы на сообщество. [9]

Нью Эйдж

[ редактировать ]
Фотография звездного неба с белыми линиями, очерчивающими созвездие Водолея.
Нью Эйдж учит, что человеческое сознание претерпит значительные изменения, обычно совпадающие с Эрой Водолея.

Нью-эйдж — это общий термин, обозначающий эклектичный набор верований и техник, которые возникли или стали более заметными во время контркультуры 1960-х годов . Он получил свое название от идеи, что человеческое сознание изменилось с течением астрологических эпох и что наступление Эры Водолея , которая считается следующей или нынешней эпохой, приведет к обновлению человеческой духовности . [9] Термин «Новый век» впервые был использован в теософской литературе и был подхвачен послевоенными религиями НЛО и другими движениями, которые придерживались милленаристских верований в грядущий прогресс человеческого сознания и понимания. Более широкое использование этого термина, основанное на общих интересах, среде и исторических связях, утвердилось в 1970-х и 1980-х годах. [10] Основными предшественниками и источниками вдохновения концепций движения Нью Эйдж являются теософия, новая мысль и Карл Юнг . [11] Другие предшественники, упомянутые учеными, включают Иоахима Фиоре , трансцендентализм , сведенборгианство и христианскую науку . [12] Как и некоторые из их предшественников, сторонники движения «Новый век» часто интересуются восточными религиями . [13]

Среди основных тенденций Нью Эйдж, как их описывает Воутер Ханеграаф , — милленаристская идея нового века, смешение психологии и религии , эволюционистские убеждения в отношении телеологии , педагогики и творчества, поиск «целостности» и слабая уверенность в себе. на мирском опыте. [14] Учения Нью Эйдж обычно отдают предпочтение выходу за пределы физического существования и преуменьшают значение материальных проблем. [15] Приверженцы часто комбинируют и смешивают практики в соответствии с индивидуальными потребностями и интересами: [11] они могут использовать такие методы, как ченнелинг , визуализация , позитивное мышление, альтернативные методы исцеления и медитация . [16] Некоторые практики основаны на вере в то, что божественное «я» можно обнаружить внутри каждого человека. [17] Общие цели — саморазвитие, физическое исцеление и успех в оказании помощи людям в достижении более высокого сознания , как в отношении индивидуального, так и коллективного бессознательного . [18]

Общие сходства

[ редактировать ]

Общее между современным язычеством и Нью Эйджом можно найти в их общем эклектизме и отсутствии центральной власти и догм, что делает их нетипичными среди новых религиозных движений. Вместо того, чтобы возглавляться харизматичным лидером и желать отделить себя от окружающего общества, оба движения существуют через децентрализованные сети людей, организаций, медиа-проектов, мероприятий и небольших сообществ. [19] У них есть некоторая общая терминология, они склонны высоко ценить творчество и воображение, а их приверженцы могут разделять интересы в таких вопросах, как индейская культура и культура аборигенов , реинкарнация или шаманизм . [20]

Современное язычество и Нью Эйдж имеют схожую динамику между эмической и этической точки зрения — точки зрения практикующего и стороннего наблюдателя. [21] Ученый-религиовед Коку фон Штукрад связывает это со второй половиной 20-го века, когда многие европейские и североамериканские интеллектуалы скептически относились к нарративам, которые считали современную Европу превосходящей и связывали европейскую культуру с христианскими ценностями . Это породило как академический, так и общественный интерес к маргинализированным и неоднозначным частям европейской культуры, истории и идентичности, который получил широкое распространение как контркультура 1960-х и 1970-х годов. [22] Между академическими исследованиями и практикой современного язычества и Нью Эйдж продолжают существовать сложные отношения. Старые научные исследования, такие как гипотеза Великой Богини и психологические теории Юнга, продолжают оказывать влияние на религиозные практики, практикующие принимают новые академические термины, и когда ученые используют термин, возникший в эмической среде, это может быть воспринято как легитимация этого термина. . [23]

Различия

[ редактировать ]

Взгляды на историю

[ редактировать ]

Современные язычники и сторонники движения «Новый век» обычно имеют противоположные взгляды на историю и будущее. [24] Современные язычники обращаются к религиозным взглядам прошлого, которые пытаются возродить или, зачастую, заново изобрести. Современные языческие движения, особенно в Европе, иногда заявляют, что имеют непрерывное происхождение, уходящее в древние времена. [25] Их взгляд на историю обычно основан на мифах и образах, заимствованных из прошлых культур, существующих традиций или природы, и они не предвидят будущих изменений на фундаментальном уровне. [26] История рассматривается как бесконечный цикл смерти и возрождения. [27]

Взгляд Нью Эйдж на историю в целом имеет эволюционную телеологию. [27] Сторонники движения «Новый век» понимают историю как последовательность существенно разных эпох и сосредотачиваются на способах формирования будущего, которое, по их мнению, будет характеризоваться более высоким сознанием. [24] Вместо того, чтобы стремиться быть привязанными к традициям, как современные язычники, представители движения «Новый век» обычно ориентированы на эклектическую и новую духовность. [27]

Природа и метафизика

[ редактировать ]

Имманентная теология часто отличает современные языческие движения от движений Нью Эйдж. Для современных язычников мир природы находится в центре представлений о священном. [26] Обычно они продвигают взгляды на полноту, при которых дуализм разума и тела отсутствует и мир считается полностью функциональным. [27]

Пол Хилас , Йорк и другие ученые говорят, что доминирующая точка зрения Нью Эйдж состоит в том, что духовная истина важнее материальных проблем, и это ведет к манихейскому дуализму, когда мир природы рассматривается как менее важный, как препятствие или отвергается как иллюзия. [28] Хилас говорит, что поиск метафизического совершенства и мнение о том, что человечество неисправно, являются определяющими чертами духовности Нью Эйдж, которую социолог Дуглас Эззи, социолог Мелисса Харрингтон и ученый-религиовед Джоан Пирсон противопоставляют современным языческим взглядам. [29] Используя социологические классификации религиозных движений, утверждающих и отвергающих мир, Йорк говорит, что современное язычество и Нью Эйдж представляют собой две конкурирующие теологии. [26] и что сторонники Нью Эйдж, в частности, склонны недооценивать «гностико-языческий разрыв», где учения Нью Эйдж являются частью гностической традиции, которая преуменьшает значение или отрицает тело и физическое существование. [30]

Практика и практик

[ редактировать ]

«Вообще говоря, хотя мы видели, что многое в Новом Веке носит явно эпистемологически индивидуалистический характер, фокусируясь на том, чтобы позволить человеку «пойти внутрь» и открыть «Высшее Я», в язычестве больший акцент делается на другом, на то, что внешне по отношению к самому себе: планета, божества и сообщество».

— Религиовед Кристофер Партридж [31]

Современные языческие практики можно охарактеризовать как стремление к долгосрочной преемственности, которую Пирсон противопоставляет сосредоточению на достижении конкретных результатов, существующему во многих практиках Нью-Эйдж. [32] Среди современных язычников церемонии обычно занимают центральное место в религиозной идентичности, а сезонные праздники и жизненные события ритуализируются и отмечаются небольшими группами. [33] Церемонии принимают разные формы в зависимости от групп, которые их проводят, и могут включать почитание предков или попытки общения с духами. [34] Современные язычники склонны делать упор на служение обществу, а многие движения в Европе связаны с этнической гордостью и национализмом . Хотя этнический аспект менее распространен в Соединенных Штатах, обычно считается спорным, что американские современные язычники европейского происхождения перенимают традиции и мотивы из неевропейских культур. [25]

Сообщества Нью Эйдж иногда наблюдают и выполняют ритуалы во время небесных событий, но по сравнению с практикующими современным язычеством это непоследовательно и не является определяющей чертой. [33] Практики Нью-Эйдж обычно принимают форму отношений между специалистами и клиентами и часто включают в себя медитацию. [35] Уделяя меньше внимания служению обществу, основное внимание в учениях Нью Эйдж уделяется личностному росту, особенно потенциалу человека достичь более высокого уровня сознания, и конечная цель часто состоит в том, чтобы облегчить этот сдвиг. [36]

Перекрытие и гибридные формы

[ редактировать ]

Помимо идеальных типов и общих тенденций, современное язычество и Нью Эйдж могут проявлять черты друг друга. В частности, в материалах Нью Эйдж не всегда проводится различие между ними. Современное язычество в том виде, в каком оно существует, по мнению Йорка, характеризуется путаницей между родовыми и номинальными формами и может включать в себя элементы каббалы , масонства происходящей от церемониальной магии, , неопифагореизма и неоплатонизма . [15] Ученый-религиовед Кристофер Партридж описывает оба движения как части оккультуры духовных глубин Запада — и сравнивает их с двумя разными потоками, которые в некоторых точках сливаются. [37]

Современные языческие движения в Великобритании , США и Австралии возникли под влиянием амбиций по созданию индивидуалистических и эгалитарных сообществ, которые менее заметны в других странах Европы. [25] Особенно в Соединенных Штатах современный языческий феномен в значительной степени возник вместе с Нью Эйджем в контркультуре и молодежной культуре поколения бэби-бума . [38] и между движениями существует значительное перекрытие. [39] По мнению ученого-религиоведа Сары М. Пайк , написавшей монографию о современном язычестве и нью-эйдже в Соединенных Штатах, эти движения характеризуются высокой степенью религиозной персонализации и тяготеют к апокалиптизму , и их взаимосвязь можно понять через их место в Американская религиозная и социальная история. Американские современные языческие сообщества и сообщества Нью-Эйдж часто связаны с движениями за социальные изменения , продвигающими сексуальное освобождение , феминизм и послевоенное американское экологическое движение . [40] Примером совпадения является ежегодный фестиваль Starwood Festival , на котором современные языческие мероприятия и мероприятия Нью-Эйдж являются частью заявленной цели быть эклектичным и инклюзивным. [41]

Некоторые версии современного кельтского язычества характеризуют кельтскую идентичность как периферийную и рассматривают древних кельтов как благородных дикарей . Это привело к созданию языческой музыки на кельтскую тему и современных языческих веб-сайтов, где темы Нью-Эйдж являются обычным явлением. [42] В 1990-х и 2000-х годах растущее влияние Викки в популярной культуре — современного языческого движения, вдохновленного кельтской культурой и гипотезой культа ведьм — с такими примерами, как американский фильм 1996 года «Ремесло» , привело к взаимному влиянию между современным язычеством и Нью-Эйджем. . Это помогло создать и популяризировать ориентированную на образ жизни форму Викки, представленную такими писателями, как Сильвер РэйвенВульф и Скотт Каннингем , которая в первую очередь стала популярной среди девочек-подростков. [43] Эззи говорит, что эта версия Викки, которую он называет «популяризированным колдовством », находится под сильным влиянием Нью Эйдж в его индивидуализме и элементе коммерциализма, примером которого он является в коммерческих книгах заклинаний. [44]

Гипотеза Геи , предложенная в 1970-х годах и понимающая Землю как живое существо, оказала влияние как на современных язычников, так и на практиков Нью-Эйдж. Среди современных язычников это оказало наибольшее влияние на движение Богинь , где Гею почитают как мать-землю ; в Нью Эйдж Гайя определялась как сверхсознание и уравновешивающий принцип. [45] По мнению Йорка, современное язычество и Нью Эйдж начали становиться более похожими в 1990-х годах, поскольку современные язычники чаще принимали панентеистические взгляды, сочетающие в себе веру в имманентность и трансцендентность, в то время как сторонники Нью Эйдж охватывали такие идеи, как холистическая наука и гипотеза Геи. делая движения более восприимчивыми к точкам зрения друг друга. [45] Рецензия на книгу 2001 года, опубликованная в Publishers Weekly, описала взгляды американской писательницы Франчески Де Грандис как гибрид поклонения Богине и учения Нью-Эйдж о любви к себе, результатом которого стала «книга о том, как поклоняться себе как богине ». [46]

Современные язычники часто стремятся дистанцироваться от идентичности Нью-Эйдж, а некоторые общины используют термин «Нью-Эйдж» как оскорбление. [47] Их постоянная критика идеалов и практики Нью-Эйдж включает в себя обвинения в том, что они берут слишком много денег, в упрощенном мышлении и в эскапизме. [48] Они отвергают распространенную метафору Нью Эйдж о битве между силами света и тьмы, утверждая, что тьма представляет собой необходимую часть природного мира, которую не следует рассматривать как зло . [49]

Сторонники движения «Новый век» критикуют современных язычников за то, что они уделяют слишком много внимания материальному миру и за отсутствие должной духовной перспективы. [50] В стиле Нью Эйдж высказывалась критика того, как некоторые современные язычники принимают экстравагантные субкультуры, такие как использование темных цветовых схем и образов. [48] Представители обоих движений обвиняли друг друга в эгоцентризме и нарциссизме . [50]

Академические споры по поводу классификации

[ редактировать ]
Фотография Воутера Ханеграафа
Воутер Ханеграаф помещает некоторые послевоенные формы современного язычества под эгидой Нью Эйдж.

Некоторые ученые и религиозные писатели конца 20-го века рассматривали современное язычество и культуру Нью-Эйдж как одно и то же явление или включали современное язычество, особенно Викку, под эгидой Нью-Эйдж. Это было сделано некоторыми ведущими исследователями феномена Нью Эйдж, такими как Антуан Февр , Ханеграаф и Хилас. [51] [с] В своей монографии о Нью-Эйдже 1996 года Ханеграаф проводит различие между старыми версиями современного язычества и «разновидностью Нью-Эйдж». [54] К последнему он включает Викку, особенно те формы, которые появились в Соединенных Штатах с 1960-х годов, и движение Богинь. [55] Он обращается к утверждению американского викканца Эйдана А. Келли о том, что современное язычество «в некоторых отношениях соответствует движению Нью Эйдж, в других резко отличается от него и в некоторых незначительных отношениях перекрывает его»; [56] этот аргумент, по мнению Ханеграафа, основан на избирательном взгляде на Нью Эйдж и, возможно, является выражением апологии современного язычества. [57] Соглашаясь с описаниями Йорка сходств и различий между движениями, Ханеграаф говорит, что их сложные взаимоотношения делают современное язычество «особой, относительно четко очерченной субкультурой внутри [Нью-Эйдж]». [58] Хилас в своей книге 1996 года указывает на психологическую интерпретацию богословия в учениях Нью Эйдж, где боги рассматриваются как проекции человеческого разума. Это приводит к самосакрализации, которую он также приписывает современному язычеству и использует в качестве основы для его включения под эгидой Нью Эйдж. [59]

Ряд исследователей современного язычества оспаривают категоризацию своей области под эгидой Нью Эйдж. [51] По мнению Йорка, путанице между движениями могли способствовать несколько факторов, например, их общий статус «чужих ересей» по отношению к основному западному обществу и христианству. [53] Другие факторы включают участие викканки Мириам «Звездный ястреб» Симос в организованной деятельности Нью Эйдж, а также современных язычников, которые в 1980-х годах приняли метафору «нового века», прежде чем дистанцироваться от терминологии Нью Эйдж в 1990-х. [53] [д] Харрингтон, которая называет себя знатоком Викки, объясняет категоризацию Фэвра и Ханеграафа широтой их изучения религиозных субкультур , что создает ложное впечатление однородности. [60] Пирсон, чья докторская диссертация была посвящена Викке, говорит, что отчасти объяснение заключается в неспособности понять, как терминология используется по-разному в зависимости от контекста; например, как термины «Викка» и «традиционное колдовство» по-разному понимаются в британских и американских дискуссиях. [61] [и] Пирсон ответил Хиласу в 1998 году и выступил против мнения, что современное язычество характеризуется самопожертвованием. [34]

Некоторые современные язычницы-феминистки разделяют цель Нью Эйдж — найти внутреннюю богиню и могут ссылаться на юнгианские архетипы . Это побудило некоторых ученых классифицировать их как часть движения Нью Эйдж, которое обычно описывает богов как творения человеческого разума, а не как отдельные сущности. Другие ученые считают, что такие современные язычницы-феминистки отличаются от представителей движения Нью-Эйдж, поскольку они рассматривают богиню как внутреннюю, так и внешнюю. [62] Эззи утверждает, что «популяризированное колдовство», которое он отделяет от инициатических традиций, следует классифицировать как Нью-Эйдж, а не современное язычество, поскольку оно фокусируется на себе, не связано с устоявшимися современными языческими сетями и интегрировано с рыночными силами. Эту точку зрения не разделяют все исследователи современного язычества. [63]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Происхождение слова «язычник» в его религиозном значении обсуждалось среди ученых на протяжении веков. Никакого консенсуса не существует. [2]
  2. ^ Помимо разнообразных интерпретаций современного язычества, терминология и написание различаются как среди практиков, так и среди ученых. Другие распространенные названия включают «неоязычество» и «современное язычество». [7] P иногда пишется с заглавной буквы, а иногда нет; некоторые авторы используют строчную букву P для обозначения древних и прописную букву P для обозначения современных религий. [6] Некоторые ученые предпочитают писать «язычества», чтобы отразить разнообразие области. [7]
  3. ^ Мелисса Харрингтон приводит примеры книг, в которых это имеет место: « Современная эзотерическая духовность» (1992) под редакцией Фэвра и Джейкоба Нидлмана , «Доступ к западному эзотеризму» (1994) Фэвра, «Религия Нью-Эйдж и западная культура: эзотеризм в зеркале светской мысли». (1996) Ханеграафа и «Движение Нью Эйдж: прославление себя и сакрализация современности» (1996) Хиласа. [52] Майкл Йорк упоминает Лоуэлла Страйкера (1990), Питера Спинка (1991), Хиласа (1996), доктора Фабера (1996) и Уильяма Симса Бейнбриджа (1997). [53]
  4. Например, Вивиан Кроули опубликовала в 1989 году книгу под названием «Викка: старая религия в новом веке» . Когда книга была переиздана в 1996 году, название было изменено на «Викка: старая религия в новом тысячелетии» . [53]
  5. ^ В Соединенном Королевстве Викка обычно относится к определенным линиям посвящения, тогда как в Соединенных Штатах это может относиться к любому, кто идентифицирует себя как ведьма. «Традиционное колдовство» в Соединенном Королевстве относится к практикам, которые предшествовали группе Викки Джеральда Гарднера , тогда как в Соединенных Штатах оно часто относится к инициатическим линиям Гарднерианской и Александрийской Викки . [61]
  1. ^ Беттини 2023 , стр. 94–95.
  2. ^ Беттини 2023 , стр. 94–95; Чувин 2002 , с. 7–15.
  3. ^ Штукрад 2007 , с. 296.
  4. ^ Штукрад 2007 , стр. 296–297.
  5. ^ Стрмиска 2005 , стр. 42–43.
  6. ^ Перейти обратно: а б Роджерс 2006 , с. 1393.
  7. ^ Перейти обратно: а б Харрингтон 2007 , с. 437.
  8. ^ Роджерс 2006 , стр. 1393, 1395; Йорк 2011 , с. 185.
  9. ^ Перейти обратно: а б Йорк, 2011 , стр. 183–184.
  10. ^ Хаммер 2006 , с. 1313.
  11. ^ Перейти обратно: а б Хаммер 2006 , с. 1314.
  12. ^ Пайк 2004 , с. 24; Йорк 2011 , с. 183.
  13. ^ Пайк 2004 , с. 27.
  14. ^ Ханеграаф 1996 , с. 119; Харрингтон 2007 , стр. 437–438.
  15. ^ Перейти обратно: а б Йорк 2011 , с. 185.
  16. ^ Пайк 2004 , стр. 22–23.
  17. ^ Пайк 2004 , с. 23.
  18. ^ Пайк 2004 , с. 23; Йорк, 2011 , стр. 184–185.
  19. ^ Пайк 2004 , с. ix.
  20. ^ Пайк 2004 , с. 26; Йорк, 2011 г. , стр. 183–185.
  21. ^ Штукрад 2014 , стр. 153–154.
  22. ^ Штукрад 2014 , с. 153.
  23. ^ Штукрад 2014 , с. 154.
  24. ^ Перейти обратно: а б Пайк 2004 , с. 18; Йорк, 2011 , стр. 183–184.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Пайк 2004 , с. 19.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Йорк 2011 , с. 184.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Харрингтон 2007 , с. 442.
  28. ^ Харрингтон 2007 , с. 442; Йорк 2011 , с. 184.
  29. ^ Харрингтон 2007 , стр. 441–442.
  30. ^ Йорк 2011 , стр. 184–185.
  31. ^ Партридж 2004 , с. 79.
  32. ^ Харрингтон 2007 , с. 444.
  33. ^ Перейти обратно: а б Пайк 2004 , с. 21.
  34. ^ Перейти обратно: а б Харрингтон 2007 , с. 443.
  35. ^ Пайк 2004 , стр. 18, 23; Йорк 2011 , с. 185.
  36. ^ Пайк 2004 , стр. 18, 23; Йорк 2011 , с. 183.
  37. ^ Партридж 2004 , с. 78.
  38. ^ Пайк 2004 , стр. xi, 68, 73.
  39. ^ Пайк 2004 , стр. vii.
  40. ^ Пайк 2004 , стр. VII, xi, 19.
  41. ^ Пайк 2004 , стр. 35–36.
  42. ^ Маккой 2014 , стр. 176–179.
  43. ^ Александр и Рассел 2007 , стр. 178–185.
  44. ^ Харрингтон 2007 , с. 448.
  45. ^ Перейти обратно: а б Йорк 2004 , с. 224.
  46. ^ Еженедельник издателей 2001 .
  47. ^ Харви 2004 , с. 245; Партридж 2004 , с. 78.
  48. ^ Перейти обратно: а б Пайк 2004 , с. 22.
  49. ^ Партридж 2004 , с. 79; Йорк 1995 , с. 123.
  50. ^ Перейти обратно: а б Йорк 1995 , с. 167.
  51. ^ Перейти обратно: а б Харрингтон 2007 , стр. 437–438, 441; Йорк 2011 , с. 183.
  52. ^ Харрингтон 2007 , стр. 437–438, 441.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д Йорк 2011 , с. 183.
  54. ^ Ханеграаф 1996 , стр. 77–78.
  55. ^ Ханеграаф 1996 , стр. 79–80, 85–86.
  56. ^ Келли 1990 , с. 311; Келли 1992 , с. 136, цитируется по Hanegraaff (1996 , стр. 78).
  57. ^ Ханеграаф 1996 , с. 78.
  58. ^ Ханеграаф 1996 , с. 79.
  59. ^ Харрингтон 2007 , с. 441.
  60. ^ Харрингтон 2007 , с. 438.
  61. ^ Перейти обратно: а б Харрингтон 2007 , с. 445.
  62. ^ Харрингтон 2007 , стр. 443–444.
  63. ^ Харрингтон 2007 , стр. 448–449.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2770c0c32030077b5aa2ba05bc09774__1722517500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/74/b2770c0c32030077b5aa2ba05bc09774.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Modern paganism and New Age - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)