Современное язычество и Нью Эйдж
Современное язычество и Нью Эйдж — это новые эклектичные религиозные движения со схожими децентрализованными структурами, но с различиями во взглядах на историю, природу и цели практикующих. Современные языческие движения, которые часто уходят корнями в культурные движения XVIII и XIX веков, стремятся возродить исторические языческие верования или подвергнуться их влиянию. Учения Нью Эйдж возникли во второй половине 20 века и характеризуются милленаристскими идеями о духовном развитии. Со времен контркультуры 1960-х годов в массовом сознании между движениями наблюдалось взаимодействие, взаимное влияние и часто путаница.
Среди их общих черт современные языческие движения и движения Нью-Эйдж имеют схожие отношения между академическими исследованиями и практикой, проявляют интерес к аспектам европейской культуры и истории, которые были маргинализированы до 20-го века, и часто включают в свои учения старые научные знания. Хотя оба движения разнообразны и не имеют центральной догмы, ученые описали основные различия в их общих тенденциях. В то время как современные язычники обычно приписывают мудрость прошлым культурам, сторонники движения «Новый век» верят в приход улучшенного человеческого сознания . Современная языческая теология , как правило, имманентна и связывает природный мир с божественным, тогда как сторонники Нью Эйдж выступают за трансцендентность физического существования. Современные языческие практики, как правило, носят церемониальный характер и ориентированы на сообщество, тогда как практики Нью-Эйдж ориентированы в первую очередь на личностный рост человека.
Появились некоторые гибриды между современным язычеством и Нью Эйджем, особенно в Соединенных Штатах, где они имеют тенденцию пересекаться и быть связаны с одними и теми же движениями за социальные изменения . Присутствие современного языческого движения Викка в массовой культуре с 1990-х годов способствовало созданию индивидуалистических и коммерциализированных гибридных форм, ориентированных на колдовство . Различные взгляды на мир природы и духовность иногда создают трения между движениями. Современные язычники часто стремятся дистанцироваться от идентичности Нью Эйдж и иногда используют термин «Нью Эйдж» как оскорбление. Сторонники движения «Новый век» обычно критикуют современных язычников за их упор на материальные проблемы. В 1990-х годах несколько ученых, изучающих движения Нью Эйдж, поместили современное язычество под эгидой Нью Эйдж, классификация, которая оспаривается учеными современного язычества .
Определения
[ редактировать ]Современное язычество
[ редактировать ]
Слово «язычник» происходит от латинского paganus , которое использовалось древними христианскими авторами, особенно Августином Гиппонским , как религиозная категория, включавшая древнегреческую и древнеримскую религии . [1] [а] Оно пересекается с германоязычным словом «язычник», которое имеет значение греческого слова ethnikós , означающего «из [иностранного] народа». [3] Дискуссии о выживании или возвращении язычества существовали на протяжении всего современного периода, а явные попытки восстановить языческие религии в Европе предпринимались, по крайней мере, с 15 века. Позитивная самоидентификация с термином «язычник» часто сочеталась с критикой христианства и организованной религии в целом и стала более распространенной в 18 и 19 веках. [4] Многие современные языческие новые религиозные движения уходят корнями в движения культурного возрождения и национальной независимости этих столетий. [5]
Не существует общепринятого определения современного язычества; его часто понимают отдельно от древних религий, хотя некоторые ученые относят язычество к общей религиозной категории. [6] [б] Ученый-религиовед Майкл Йорк выступает за последний подход и говорит, что, несмотря на разнообразные интерпретации современного язычества, существуют общие черты, которые можно резюмировать как идеальный тип . [8] Современные язычники обычно приписывают мудрость и проницательность прошлым культурам, особенно дохристианским. Современное языческое богословие характеризуется имманентностью и, таким образом, соединяет божественное с миром природы. Религиозные практики различаются по происхождению и исполнению, но обычно вращаются вокруг церемоний и ориентированы на сообщество. [9]
Нью Эйдж
[ редактировать ]
Нью-эйдж — это общий термин, обозначающий эклектичный набор верований и техник, которые возникли или стали более заметными во время контркультуры 1960-х годов . Он получил свое название от идеи, что человеческое сознание изменилось с течением астрологических эпох и что наступление Эры Водолея , которая считается следующей или нынешней эпохой, приведет к обновлению человеческой духовности . [9] Термин «Новый век» впервые был использован в теософской литературе и был подхвачен послевоенными религиями НЛО и другими движениями, которые придерживались милленаристских верований в грядущий прогресс человеческого сознания и понимания. Более широкое использование этого термина, основанное на общих интересах, среде и исторических связях, утвердилось в 1970-х и 1980-х годах. [10] Основными предшественниками и источниками вдохновения концепций движения Нью Эйдж являются теософия, новая мысль и Карл Юнг . [11] Другие предшественники, упомянутые учеными, включают Иоахима Фиоре , трансцендентализм , сведенборгианство и христианскую науку . [12] Как и некоторые из их предшественников, сторонники движения «Новый век» часто интересуются восточными религиями . [13]
Среди основных тенденций Нью Эйдж, как их описывает Воутер Ханеграаф , — милленаристская идея нового века, смешение психологии и религии , эволюционистские убеждения в отношении телеологии , педагогики и творчества, поиск «целостности» и слабая уверенность в себе. на мирском опыте. [14] Учения Нью Эйдж обычно отдают предпочтение выходу за пределы физического существования и преуменьшают значение материальных проблем. [15] Приверженцы часто комбинируют и смешивают практики в соответствии с индивидуальными потребностями и интересами: [11] они могут использовать такие методы, как ченнелинг , визуализация , позитивное мышление, альтернативные методы исцеления и медитация . [16] Некоторые практики основаны на вере в то, что божественное «я» можно обнаружить внутри каждого человека. [17] Общие цели — саморазвитие, физическое исцеление и успех в оказании помощи людям в достижении более высокого сознания , как в отношении индивидуального, так и коллективного бессознательного . [18]
Общие сходства
[ редактировать ]Общее между современным язычеством и Нью Эйджом можно найти в их общем эклектизме и отсутствии центральной власти и догм, что делает их нетипичными среди новых религиозных движений. Вместо того, чтобы возглавляться харизматичным лидером и желать отделить себя от окружающего общества, оба движения существуют через децентрализованные сети людей, организаций, медиа-проектов, мероприятий и небольших сообществ. [19] У них есть некоторая общая терминология, они склонны высоко ценить творчество и воображение, а их приверженцы могут разделять интересы в таких вопросах, как индейская культура и культура аборигенов , реинкарнация или шаманизм . [20]
Современное язычество и Нью Эйдж имеют схожую динамику между эмической и этической точки зрения — точки зрения практикующего и стороннего наблюдателя. [21] Ученый-религиовед Коку фон Штукрад связывает это со второй половиной 20-го века, когда многие европейские и североамериканские интеллектуалы скептически относились к нарративам, которые считали современную Европу превосходящей и связывали европейскую культуру с христианскими ценностями . Это породило как академический, так и общественный интерес к маргинализированным и неоднозначным частям европейской культуры, истории и идентичности, который получил широкое распространение как контркультура 1960-х и 1970-х годов. [22] Между академическими исследованиями и практикой современного язычества и Нью Эйдж продолжают существовать сложные отношения. Старые научные исследования, такие как гипотеза Великой Богини и психологические теории Юнга, продолжают оказывать влияние на религиозные практики, практикующие принимают новые академические термины, и когда ученые используют термин, возникший в эмической среде, это может быть воспринято как легитимация этого термина. . [23]
Различия
[ редактировать ]Взгляды на историю
[ редактировать ]Современные язычники и сторонники движения «Новый век» обычно имеют противоположные взгляды на историю и будущее. [24] Современные язычники обращаются к религиозным взглядам прошлого, которые пытаются возродить или, зачастую, заново изобрести. Современные языческие движения, особенно в Европе, иногда заявляют, что имеют непрерывное происхождение, уходящее в древние времена. [25] Их взгляд на историю обычно основан на мифах и образах, заимствованных из прошлых культур, существующих традиций или природы, и они не предвидят будущих изменений на фундаментальном уровне. [26] История рассматривается как бесконечный цикл смерти и возрождения. [27]
Взгляд Нью Эйдж на историю в целом имеет эволюционную телеологию. [27] Сторонники движения «Новый век» понимают историю как последовательность существенно разных эпох и сосредотачиваются на способах формирования будущего, которое, по их мнению, будет характеризоваться более высоким сознанием. [24] Вместо того, чтобы стремиться быть привязанными к традициям, как современные язычники, представители движения «Новый век» обычно ориентированы на эклектическую и новую духовность. [27]
Природа и метафизика
[ редактировать ]Имманентная теология часто отличает современные языческие движения от движений Нью Эйдж. Для современных язычников мир природы находится в центре представлений о священном. [26] Обычно они продвигают взгляды на полноту, при которых дуализм разума и тела отсутствует и мир считается полностью функциональным. [27]
Пол Хилас , Йорк и другие ученые говорят, что доминирующая точка зрения Нью Эйдж состоит в том, что духовная истина важнее материальных проблем, и это ведет к манихейскому дуализму, когда мир природы рассматривается как менее важный, как препятствие или отвергается как иллюзия. [28] Хилас говорит, что поиск метафизического совершенства и мнение о том, что человечество неисправно, являются определяющими чертами духовности Нью Эйдж, которую социолог Дуглас Эззи, социолог Мелисса Харрингтон и ученый-религиовед Джоан Пирсон противопоставляют современным языческим взглядам. [29] Используя социологические классификации религиозных движений, утверждающих и отвергающих мир, Йорк говорит, что современное язычество и Нью Эйдж представляют собой две конкурирующие теологии. [26] и что сторонники Нью Эйдж, в частности, склонны недооценивать «гностико-языческий разрыв», где учения Нью Эйдж являются частью гностической традиции, которая преуменьшает значение или отрицает тело и физическое существование. [30]
Практика и практик
[ редактировать ]«Вообще говоря, хотя мы видели, что многое в Новом Веке носит явно эпистемологически индивидуалистический характер, фокусируясь на том, чтобы позволить человеку «пойти внутрь» и открыть «Высшее Я», в язычестве больший акцент делается на другом, на то, что внешне по отношению к самому себе: планета, божества и сообщество».
— Религиовед Кристофер Партридж [31]
Современные языческие практики можно охарактеризовать как стремление к долгосрочной преемственности, которую Пирсон противопоставляет сосредоточению на достижении конкретных результатов, существующему во многих практиках Нью-Эйдж. [32] Среди современных язычников церемонии обычно занимают центральное место в религиозной идентичности, а сезонные праздники и жизненные события ритуализируются и отмечаются небольшими группами. [33] Церемонии принимают разные формы в зависимости от групп, которые их проводят, и могут включать почитание предков или попытки общения с духами. [34] Современные язычники склонны делать упор на служение обществу, а многие движения в Европе связаны с этнической гордостью и национализмом . Хотя этнический аспект менее распространен в Соединенных Штатах, обычно считается спорным, что американские современные язычники европейского происхождения перенимают традиции и мотивы из неевропейских культур. [25]
Сообщества Нью Эйдж иногда наблюдают и выполняют ритуалы во время небесных событий, но по сравнению с практикующими современным язычеством это непоследовательно и не является определяющей чертой. [33] Практики Нью-Эйдж обычно принимают форму отношений между специалистами и клиентами и часто включают в себя медитацию. [35] Уделяя меньше внимания служению обществу, основное внимание в учениях Нью Эйдж уделяется личностному росту, особенно потенциалу человека достичь более высокого уровня сознания, и конечная цель часто состоит в том, чтобы облегчить этот сдвиг. [36]
Перекрытие и гибридные формы
[ редактировать ]Помимо идеальных типов и общих тенденций, современное язычество и Нью Эйдж могут проявлять черты друг друга. В частности, в материалах Нью Эйдж не всегда проводится различие между ними. Современное язычество в том виде, в каком оно существует, по мнению Йорка, характеризуется путаницей между родовыми и номинальными формами и может включать в себя элементы каббалы , масонства происходящей от церемониальной магии, , неопифагореизма и неоплатонизма . [15] Ученый-религиовед Кристофер Партридж описывает оба движения как части оккультуры — духовных глубин Запада — и сравнивает их с двумя разными потоками, которые в некоторых точках сливаются. [37]
Современные языческие движения в Великобритании , США и Австралии возникли под влиянием амбиций по созданию индивидуалистических и эгалитарных сообществ, которые менее заметны в других странах Европы. [25] Особенно в Соединенных Штатах современный языческий феномен в значительной степени возник вместе с Нью Эйджем в контркультуре и молодежной культуре поколения бэби-бума . [38] и между движениями существует значительное перекрытие. [39] По мнению ученого-религиоведа Сары М. Пайк , написавшей монографию о современном язычестве и нью-эйдже в Соединенных Штатах, эти движения характеризуются высокой степенью религиозной персонализации и тяготеют к апокалиптизму , и их взаимосвязь можно понять через их место в Американская религиозная и социальная история. Американские современные языческие сообщества и сообщества Нью-Эйдж часто связаны с движениями за социальные изменения , продвигающими сексуальное освобождение , феминизм и послевоенное американское экологическое движение . [40] Примером совпадения является ежегодный фестиваль Starwood Festival , на котором современные языческие мероприятия и мероприятия Нью-Эйдж являются частью заявленной цели быть эклектичным и инклюзивным. [41]
Некоторые версии современного кельтского язычества характеризуют кельтскую идентичность как периферийную и рассматривают древних кельтов как благородных дикарей . Это привело к созданию языческой музыки на кельтскую тему и современных языческих веб-сайтов, где темы Нью-Эйдж являются обычным явлением. [42] В 1990-х и 2000-х годах растущее влияние Викки в популярной культуре — современного языческого движения, вдохновленного кельтской культурой и гипотезой культа ведьм — с такими примерами, как американский фильм 1996 года «Ремесло» , привело к взаимному влиянию между современным язычеством и Нью-Эйджем. . Это помогло создать и популяризировать ориентированную на образ жизни форму Викки, представленную такими писателями, как Сильвер РэйвенВульф и Скотт Каннингем , которая в первую очередь стала популярной среди девочек-подростков. [43] Эззи говорит, что эта версия Викки, которую он называет «популяризированным колдовством », находится под сильным влиянием Нью Эйдж в его индивидуализме и элементе коммерциализма, примером которого он является в коммерческих книгах заклинаний. [44]
Гипотеза Геи , предложенная в 1970-х годах и понимающая Землю как живое существо, оказала влияние как на современных язычников, так и на практиков Нью-Эйдж. Среди современных язычников это оказало наибольшее влияние на движение Богинь , где Гею почитают как мать-землю ; в Нью Эйдж Гайя определялась как сверхсознание и уравновешивающий принцип. [45] По мнению Йорка, современное язычество и Нью Эйдж начали становиться более похожими в 1990-х годах, поскольку современные язычники чаще принимали панентеистические взгляды, сочетающие в себе веру в имманентность и трансцендентность, в то время как сторонники Нью Эйдж охватывали такие идеи, как холистическая наука и гипотеза Геи. делая движения более восприимчивыми к точкам зрения друг друга. [45] Рецензия на книгу 2001 года, опубликованная в Publishers Weekly, описала взгляды американской писательницы Франчески Де Грандис как гибрид поклонения Богине и учения Нью-Эйдж о любви к себе, результатом которого стала «книга о том, как поклоняться себе как богине ». [46]
Трение
[ редактировать ]Современные язычники часто стремятся дистанцироваться от идентичности Нью-Эйдж, а некоторые общины используют термин «Нью-Эйдж» как оскорбление. [47] Их постоянная критика идеалов и практики Нью-Эйдж включает в себя обвинения в том, что они берут слишком много денег, в упрощенном мышлении и в эскапизме. [48] Они отвергают распространенную метафору Нью Эйдж о битве между силами света и тьмы, утверждая, что тьма представляет собой необходимую часть природного мира, которую не следует рассматривать как зло . [49]
Сторонники движения «Новый век» критикуют современных язычников за то, что они уделяют слишком много внимания материальному миру и за отсутствие должной духовной перспективы. [50] В стиле Нью Эйдж высказывалась критика того, как некоторые современные язычники принимают экстравагантные субкультуры, такие как использование темных цветовых схем и образов. [48] Представители обоих движений обвиняли друг друга в эгоцентризме и нарциссизме . [50]
Академические споры по поводу классификации
[ редактировать ]
Некоторые ученые и религиозные писатели конца 20-го века рассматривали современное язычество и культуру Нью-Эйдж как одно и то же явление или включали современное язычество, особенно Викку, под эгидой Нью-Эйдж. Это было сделано некоторыми ведущими исследователями феномена Нью Эйдж, такими как Антуан Февр , Ханеграаф и Хилас. [51] [с] В своей монографии о Нью-Эйдже 1996 года Ханеграаф проводит различие между старыми версиями современного язычества и «разновидностью Нью-Эйдж». [54] К последнему он включает Викку, особенно те формы, которые появились в Соединенных Штатах с 1960-х годов, и движение Богинь. [55] Он обращается к утверждению американского викканца Эйдана А. Келли о том, что современное язычество «в некоторых отношениях соответствует движению Нью Эйдж, в других резко отличается от него и в некоторых незначительных отношениях перекрывает его»; [56] этот аргумент, по мнению Ханеграафа, основан на избирательном взгляде на Нью Эйдж и, возможно, является выражением апологии современного язычества. [57] Соглашаясь с описаниями Йорка сходств и различий между движениями, Ханеграаф говорит, что их сложные взаимоотношения делают современное язычество «особой, относительно четко очерченной субкультурой внутри [Нью-Эйдж]». [58] Хилас в своей книге 1996 года указывает на психологическую интерпретацию богословия в учениях Нью Эйдж, где боги рассматриваются как проекции человеческого разума. Это приводит к самосакрализации, которую он также приписывает современному язычеству и использует в качестве основы для его включения под эгидой Нью Эйдж. [59]
Ряд исследователей современного язычества оспаривают категоризацию своей области под эгидой Нью Эйдж. [51] По мнению Йорка, путанице между движениями могли способствовать несколько факторов, например, их общий статус «чужих ересей» по отношению к основному западному обществу и христианству. [53] Другие факторы включают участие викканки Мириам «Звездный ястреб» Симос в организованной деятельности Нью Эйдж, а также современных язычников, которые в 1980-х годах приняли метафору «нового века», прежде чем дистанцироваться от терминологии Нью Эйдж в 1990-х. [53] [д] Харрингтон, которая называет себя знатоком Викки, объясняет категоризацию Фэвра и Ханеграафа широтой их изучения религиозных субкультур , что создает ложное впечатление однородности. [60] Пирсон, чья докторская диссертация была посвящена Викке, говорит, что отчасти объяснение заключается в неспособности понять, как терминология используется по-разному в зависимости от контекста; например, как термины «Викка» и «традиционное колдовство» по-разному понимаются в британских и американских дискуссиях. [61] [и] Пирсон ответил Хиласу в 1998 году и выступил против мнения, что современное язычество характеризуется самопожертвованием. [34]
Некоторые современные язычницы-феминистки разделяют цель Нью Эйдж — найти внутреннюю богиню и могут ссылаться на юнгианские архетипы . Это побудило некоторых ученых классифицировать их как часть движения Нью Эйдж, которое обычно описывает богов как творения человеческого разума, а не как отдельные сущности. Другие ученые считают, что такие современные язычницы-феминистки отличаются от представителей движения Нью-Эйдж, поскольку они рассматривают богиню как внутреннюю, так и внешнюю. [62] Эззи утверждает, что «популяризированное колдовство», которое он отделяет от инициатических традиций, следует классифицировать как Нью-Эйдж, а не современное язычество, поскольку оно фокусируется на себе, не связано с устоявшимися современными языческими сетями и интегрировано с рыночными силами. Эту точку зрения не разделяют все исследователи современного язычества. [63]
См. также
[ редактировать ]- Гностицизм в наше время
- Юнгианская интерпретация религии
- Левый путь и правый путь
- Неоплатонизм и гностицизм
- Новое религиозное движение
- Духовный, но не религиозный
Примечания
[ редактировать ]- ^ Происхождение слова «язычник» в его религиозном значении обсуждалось среди ученых на протяжении веков. Никакого консенсуса не существует. [2]
- ^ Помимо разнообразных интерпретаций современного язычества, терминология и написание различаются как среди практиков, так и среди ученых. Другие распространенные названия включают «неоязычество» и «современное язычество». [7] P иногда пишется с заглавной буквы, а иногда нет; некоторые авторы используют строчную букву P для обозначения древних и прописную букву P для обозначения современных религий. [6] Некоторые ученые предпочитают писать «язычества», чтобы отразить разнообразие области. [7]
- ^ Мелисса Харрингтон приводит примеры книг, в которых это имеет место: « Современная эзотерическая духовность» (1992) под редакцией Фэвра и Джейкоба Нидлмана , «Доступ к западному эзотеризму» (1994) Фэвра, «Религия Нью-Эйдж и западная культура: эзотеризм в зеркале светской мысли». (1996) Ханеграафа и «Движение Нью Эйдж: прославление себя и сакрализация современности» (1996) Хиласа. [52] Майкл Йорк упоминает Лоуэлла Страйкера (1990), Питера Спинка (1991), Хиласа (1996), доктора Фабера (1996) и Уильяма Симса Бейнбриджа (1997). [53]
- ↑ Например, Вивиан Кроули опубликовала в 1989 году книгу под названием «Викка: старая религия в новом веке» . Когда книга была переиздана в 1996 году, название было изменено на «Викка: старая религия в новом тысячелетии» . [53]
- ^ В Соединенном Королевстве Викка обычно относится к определенным линиям посвящения, тогда как в Соединенных Штатах это может относиться к любому, кто идентифицирует себя как ведьма. «Традиционное колдовство» в Соединенном Королевстве относится к практикам, которые предшествовали группе Викки Джеральда Гарднера , тогда как в Соединенных Штатах оно часто относится к инициатическим линиям Гарднерианской и Александрийской Викки . [61]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Беттини 2023 , стр. 94–95.
- ^ Беттини 2023 , стр. 94–95; Чувин 2002 , с. 7–15.
- ^ Штукрад 2007 , с. 296.
- ^ Штукрад 2007 , стр. 296–297.
- ^ Стрмиска 2005 , стр. 42–43.
- ^ Перейти обратно: а б Роджерс 2006 , с. 1393.
- ^ Перейти обратно: а б Харрингтон 2007 , с. 437.
- ^ Роджерс 2006 , стр. 1393, 1395; Йорк 2011 , с. 185.
- ^ Перейти обратно: а б Йорк, 2011 , стр. 183–184.
- ^ Хаммер 2006 , с. 1313.
- ^ Перейти обратно: а б Хаммер 2006 , с. 1314.
- ^ Пайк 2004 , с. 24; Йорк 2011 , с. 183.
- ^ Пайк 2004 , с. 27.
- ^ Ханеграаф 1996 , с. 119; Харрингтон 2007 , стр. 437–438.
- ^ Перейти обратно: а б Йорк 2011 , с. 185.
- ^ Пайк 2004 , стр. 22–23.
- ^ Пайк 2004 , с. 23.
- ^ Пайк 2004 , с. 23; Йорк, 2011 , стр. 184–185.
- ^ Пайк 2004 , с. ix.
- ^ Пайк 2004 , с. 26; Йорк, 2011 г. , стр. 183–185.
- ^ Штукрад 2014 , стр. 153–154.
- ^ Штукрад 2014 , с. 153.
- ^ Штукрад 2014 , с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б Пайк 2004 , с. 18; Йорк, 2011 , стр. 183–184.
- ^ Перейти обратно: а б с Пайк 2004 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с Йорк 2011 , с. 184.
- ^ Перейти обратно: а б с д Харрингтон 2007 , с. 442.
- ^ Харрингтон 2007 , с. 442; Йорк 2011 , с. 184.
- ^ Харрингтон 2007 , стр. 441–442.
- ^ Йорк 2011 , стр. 184–185.
- ^ Партридж 2004 , с. 79.
- ^ Харрингтон 2007 , с. 444.
- ^ Перейти обратно: а б Пайк 2004 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Харрингтон 2007 , с. 443.
- ^ Пайк 2004 , стр. 18, 23; Йорк 2011 , с. 185.
- ^ Пайк 2004 , стр. 18, 23; Йорк 2011 , с. 183.
- ^ Партридж 2004 , с. 78.
- ^ Пайк 2004 , стр. xi, 68, 73.
- ^ Пайк 2004 , стр. vii.
- ^ Пайк 2004 , стр. VII, xi, 19.
- ^ Пайк 2004 , стр. 35–36.
- ^ Маккой 2014 , стр. 176–179.
- ^ Александр и Рассел 2007 , стр. 178–185.
- ^ Харрингтон 2007 , с. 448.
- ^ Перейти обратно: а б Йорк 2004 , с. 224.
- ^ Еженедельник издателей 2001 .
- ^ Харви 2004 , с. 245; Партридж 2004 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б Пайк 2004 , с. 22.
- ^ Партридж 2004 , с. 79; Йорк 1995 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б Йорк 1995 , с. 167.
- ^ Перейти обратно: а б Харрингтон 2007 , стр. 437–438, 441; Йорк 2011 , с. 183.
- ^ Харрингтон 2007 , стр. 437–438, 441.
- ^ Перейти обратно: а б с д Йорк 2011 , с. 183.
- ^ Ханеграаф 1996 , стр. 77–78.
- ^ Ханеграаф 1996 , стр. 79–80, 85–86.
- ^ Келли 1990 , с. 311; Келли 1992 , с. 136, цитируется по Hanegraaff (1996 , стр. 78).
- ^ Ханеграаф 1996 , с. 78.
- ^ Ханеграаф 1996 , с. 79.
- ^ Харрингтон 2007 , с. 441.
- ^ Харрингтон 2007 , с. 438.
- ^ Перейти обратно: а б Харрингтон 2007 , с. 445.
- ^ Харрингтон 2007 , стр. 443–444.
- ^ Харрингтон 2007 , стр. 448–449.
Источники
[ редактировать ]- Александр, Брукс; Рассел, Джеффри (2007) [1980]. Новая история колдовства: колдуны, еретики и язычники (пересмотренное издание). Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28634-0 .
- Беттини, Маурицио (2023) [2014]. Во славу многобожия . Перевод Хейзе, Дугласа Гранта. Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-34224-8 .
- Чувин, Пьер (2002). «О происхождении уравнения = pagan paganus ] . В Лайонеле, Мэри; Сот, Мишель [на французском языке] (ред.). и средневековьем Нечестивцы и язычники между античностью . Тексты, изображения и памятники от античности до высокого средневековья (на французском языке). Пэрис: Пикард. ISBN 978-2-7084-0670-4 .
- Хаммер, Олав (2006). «Новый век». В Штукраде, Коку фон (ред.). Религиозный словарь Брилла . Том. 3. Лейден и Бостон: Брилл. дои : 10.1163/1872-5287_bdr_COM_00308 . ISBN 978-90-04-12431-8 .
- Ханеграаф, Воутер (1996). Религия Нью Эйдж и западная культура: эзотерика в зеркале светской мысли . Лейден, Нью-Йорк и Кельн: Brill. дои : 10.1163/9789004378933 . ISBN 978-90-04-10696-3 .
- Харрингтон, Мелисса (2007). «Язычество и Новое время» . В Кемпе, Дарен; Льюис, Джеймс Р. (ред.). Справочник Нью Эйдж . Справочники Брилла по современной религии. Лейден и Бостон: Брилл. стр. 435–452. doi : 10.1163/ej.9789004153554.i-484.151 . ISBN 978-90-04-15355-4 .
- Харви, Грэм (2004). «Язычество или изучение язычества? Пример изучения религий» . В Блейне, Дженни; Эззи, Дуглас; Харви, Грэм (ред.). Исследование язычества . Серия «Языческие исследования». Уолнат-Крик, Калифорния и Оксфорд: AltaMira Press. ISBN 978-0-7591-0523-2 .
- Келли, Эйдан А. (1990). «Неоязычники и Нью Эйдж». В Мелтоне, Дж. Гордон ; Кларк, Джером ; Келли, Эйдан К. (ред.). Энциклопедия Нью Эйдж . Детройт, Мичиган: Исследование Гейла. ISBN 978-0-8103-7159-0 .
- Келли, Эйдан А. (1992). «Обновленная информация о неоязыческом колдовстве в Америке». В Льюисе, Джеймсе Р.; Мелтон, Дж. Гордон (ред.). Перспективы Нового времени . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1213-8 .
- Маккой, Нарелль (2014). «Возвышение кельтской кибердиаспоры: влияние «Нового века» на языческие сообщества в Интернете и распространение «кельтской» музыки» . В Уэстоне, Донна; Беннетт, Энди (ред.). Поп-язычники: язычество и популярная музыка . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-1-84465-646-2 .
- Партридж, Кристофер (2004). Новое очарование Запада. Том 1: Альтернативная духовность, сакрализация, популярная культура и оккультура . Лондон: T&T Clark International. ISBN 978-0-567-08408-8 .
- Пайк, Сара М. (2004). Нью-эйдж и неоязыческие религии в Америке . Серия «Колумбийская современная американская религия». Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-12402-3 .
- «Обзор документальной книги: Посвящение богини Франчески Де Грандис» . Издательский еженедельник . 27 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2021 г. Проверено 7 июня 2021 г.
- Роджерс, Мэтью Д. (2006). «Язычество/Неоязычество». В Штукраде, Коку фон (ред.). Религиозный словарь Брилла . Том. 3. Лейден и Бостон: Брилл. дои : 10.1163/1872-5287_bdr_COM_00332 . ISBN 978-90-04-12431-8 .
- Стрмиска, Майкл (2005). Современное язычество в мировых культурах: сравнительные перспективы . Санта-Барбара, Денсер и Оксфорд: ABC-Clio. ISBN 978-1-85109-608-4 .
- Штукрад, Коку фон (2007). «Язычество» [язычество]. В Егере, Фридрих (ред.). современного Энциклопедия периода (на немецком языке). Том 5. Штутгарт и Веймар: Verlag JB Metzler. дои : 10.1163/2352-0248_edn_COM_278940 . ISBN 978-3-476-01995-0 .
- Штукрад, Коку фон (2014). Научное изучение религии: историческое исследование дискурсивных изменений, 1800–2000 гг . Берлин и Бостон: Де Грюйтер. дои : 10.1515/9781614513490 . ISBN 978-1-61451-626-2 .
- Йорк, Майкл (1995). Возникающая сеть: социология нового века и неоязыческих движений . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 0-8476-8000-2 .
- Йорк, Майкл (2004). «Гайя» . В Кларке, Питер Б. (ред.). Энциклопедия новых религиозных движений . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-26707-6 .
- Йорк, Майкл (2011) [2002]. «Неоязычество и Нью Эйдж». В Рабиновиче, Шелли (ред.). Энциклопедия современного колдовства и неоязычества (2-е изд.). Дубьюк, Айова: Издательство Кендалла Ханта. ISBN 978-0-7575-9078-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эззи, Дуглас (2003). «Колдовство Нью-Эйдж? Популярные книги заклинаний и новое очарование повседневной жизни». Культура и религия . 4 (1): 47–65. дои : 10.1080/01438300302813 . S2CID 144927811 .
- Пирсон, Джоан (1998). «Предполагаемое сходство: Викка и религиозность Нью Эйдж». В Пирсоне, Джоанн; Робертс, Ричард Х.; Сэмюэл, Джеффри (ред.). Природная религия сегодня: язычество в современном мире . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 45–56. ISBN 978-0-7486-1057-0 .