Jump to content

Анни Безант

Анни Безант
Анни Безант в молодости
Рожденный
Энни Вуд

( 1847-10-01 ) 1 октября 1847 г.
Умер 20 сентября 1933 г. ( 1933-09-20 ) (85 лет)
Известный Теософ , активистка за права женщин , писательница и оратор.
Политическая партия Индийский национальный конгресс
Социал-демократическая федерация
Движение Индийское движение за независимость
Супруг
Франк Безант
( м. 1867; див. 1873)
Дети Артур, Мэйбл , Джидду Кришнамурти (приемные)

Анни Безант ( урожденная Вуд ; 1 октября 1847 — 20 сентября 1933) — британская социалистка , теософка , масонка , активистка за права женщин и гомруля, педагог и борец за индийский национализм. [1] [2] Она была ярой сторонницей ирландского и индийского самоуправления . [1] В 1917 году она стала первой женщиной-президентом Индийского национального конгресса .

публичным сторонником В течение пятнадцати лет Безант была в Англии атеизма и научного материализма. Целью Безант было обеспечить занятость, лучшие условия жизни и надлежащее образование для бедных. [3] Она стала видным оратором Национального светского общества (NSS), а также писателем и близким другом Чарльза Брэдло . В 1877 году они были привлечены к ответственности за публикацию книги борца за контроль над рождаемостью Чарльза Ноултона . После этого она стала участвовать в профсоюзных акциях, включая демонстрацию «Кровавого воскресенья» и забастовку лондонских спичек 1888 года . Она была ведущим оратором как Фабианского общества , так и Марксистской социал-демократической федерации (СДФ). Она также была избрана в лондонский школьный совет Тауэр -Хамлетс , возглавив опрос, хотя в то время лишь немногие женщины имели право голосовать.

В 1890 году Безант познакомилась с Еленой Блаватской , и в течение следующих нескольких лет ее интерес к теософии рос, тогда как интерес к светским вопросам угас. Она стала членом Теософского общества и известным лектором по этому предмету. В рамках своей работы, связанной с теософией, она отправилась в Индию. В 1898 году она помогла основать Центральную индуистскую школу , а в 1922 году она помогла основать Хайдарабадский (Синд) национальный университетский совет в Бомбее (сегодняшний Мумбаи ), Индия. Аудитория Теософского общества в Хайдарабаде, Синд ( Синд ) названа Безант-холлом в ее честь. В 1902 году она основала первую зарубежную ложу Международного ордена масонства Le Droit Humain . В течение следующих нескольких лет она основала ложи во многих частях Британской империи . В 1907 году она стала президентом Теософского общества, международная штаб-квартира которого к тому времени располагалась в Адьяре , Мадрас , ( Ченнаи ).

Безант также стала участвовать в политике Индии, присоединившись к Индийскому национальному конгрессу . [1] Когда Первая мировая война в 1914 году разразилась , она помогла создать Лигу самоуправления для кампании за демократию в Индии и статус доминиона в Британской империи. Это привело к ее избранию президентом Индийского национального конгресса в конце 1917 года. В конце 1920-х годов Безант отправилась в Соединенные Штаты со своим протеже и приемным сыном Джидду Кришнамурти , который, как она утверждала, был новым Мессией и воплощением Будды. Кришнамурти отверг эти утверждения в 1929 году. После войны она продолжала кампанию за независимость Индии и за теософию до своей смерти в 1933 году.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Энни Вуд родилась 1 октября 1847 года в Лондоне , в семье Уильяма Бертона Персса Вуда (1816–1852) и его жены Эмили Рош Моррис (умерла в 1874 году). Ее отец был англичанином, учился в Тринити-колледже в Дублине и получил степень доктора медицины; ее мать была ирландской католичкой . Ее дед по отцовской линии Роберт Райт Вуд был братом сэра Мэтью Вуда, 1-го баронета . [4]

Отец Энни умер, когда ей было пять лет, оставив сына Генри Трумана Вуда и дочь. Ее мать поддерживала образование Генри в школе Харроу , управляя там пансионом. Энни воспитывалась Эллен Марриэт, сестрой писателя Фредерика Марриата , которая руководила школой в Чармуте , до 16 лет. Она вернулась к своей матери в Харроу уверенная в себе, осознавая чувство долга перед обществом и под влиянием Трактарианцы . [5] В молодости она также могла путешествовать по Европе. [6] [7]

Летом 1867 года Энни и ее мать остановились в Пендлтоне недалеко от Манчестера у радикального адвоката Уильяма Проутинга Робертса , который поставил под сомнение политические взгляды Энни. [8] [9] В декабре того же года, в возрасте 20 лет, Анни вышла замуж за священнослужителя Франка Безанта (1840–1917), младшего брата Вальтера Безанта , евангелиста, серьёзного англиканина . [5]

Неудача в браке

[ редактировать ]

Преподобный Франк Безант был выпускником Эммануэль-колледжа в Кембридже , рукоположен в священники в 1866 году, но не имел средств к существованию: в 1866 году он преподавал в Стоквелла гимназии в качестве второго магистра, а в 1867 году он перешел преподавать в Челтнем-колледж в качестве помощника преподавателя. . [10] [11] В 1872 году он стал викарием Сибси в Линкольншире, бенефициаром в дар лорда-канцлера , которым был лорд Хазерли , член семьи Вудов, сын сэра Мэтью Вуда, 1-го баронета. [5] Семья Безант с двумя детьми, Артуром и Мейбл , переехала в Сибси, но брак уже был под напряжением. Как написала Энни в своей «Автобиографии» , «мы были несовместимой парой». [12]

Церковь Святой Маргариты в Сибси , Линкольншир , викарием которой с 1872 по 1917 год был Франк Безант.

Денег было мало, а Франк Безант был скуп. Энни была уверена, что третий ребенок слишком сильно повлияет на семейные финансы. [5] Она писала рассказы, книги для детей и статьи, а заработанные деньги контролировал муж.

Безант начала сомневаться в своей вере после того, как в 1871 году ее дочь Мейбл серьезно заболела. [5] Она консультировалась с Эдвардом Бувери Пьюзи : по почте он давал ей советы в духе ортодоксальных лекций Бэмптона , а лично резко критиковал ее неортодоксальные богословские тенденции. [13] Осенью 1871 года вместе со своей матерью она присутствовала в Лондоне на службе в Георгиевском зале, которую проводил неортодоксальный священнослужитель Чарльз Войси , и завязала знакомство с Войси, читая «теистических» авторов, таких как Теодор Паркер и Фрэнсис Ньюман . Рекомендация Войси. [14] Войси также познакомил Безант с вольнодумцем и издателем Томасом Скоттом . Вдохновленная Скоттом, Безант написала анонимную брошюру « О божественности Иисуса из Назарета », написанную «женой благотворенного священнослужителя», которая появилась в 1872 году. [5] Эллен Дана Конвей, жена Монкюра Конвея, в это время подружилась с Энни. [15]

Безант предприняли попытку восстановить брак. Напряжение достигло апогея, когда Энни отказалась присутствовать на причастии , чего потребовал Фрэнк, опасаясь теперь за свою репутацию и положение в Церкви. [5] В 1873 году она оставила его и уехала в Лондон. У нее было временное жилье у Монкура Конвея. [16] Скотты нашли ей небольшой дом на Колби-роуд, Аппер-Норвуд . [17]

Пара была юридически разлучена, и Энни взяла с собой свою дочь Мейбл по соглашению от 25 октября 1873 года, согласно которому она получила опеку. Анни оставалась госпожой Безант на всю оставшуюся жизнь. Поначалу ей удавалось поддерживать контакт с обоими детьми и позволить Мэйбл жить с ней; она также получила небольшое пособие от мужа. В 1878 году Франк Безант успешно доказал ее непригодность после публичной кампании Анни по вопросам контрацепции и с тех пор взял на себя опеку над обоими детьми. Позже Энни помирилась с сыном и дочерью. [5] Ее сын Артур Дигби Безант (1869–1960) был президентом Института актуариев в 1924–26 годах и написал «Родословную Безант» (1930). [18] Первоначально в Лондоне Энни пыталась поддержать свою дочь, мать (которая умерла в следующем году) и себя рукоделием . [16]

Дом Анни Безант, Колби-роуд, 39, Аппер Норвуд, теперь украшен синей мемориальной доской.

Реформатор и секулярист

[ редактировать ]

Безант начала в 1874 году писать для « Национального реформатора» , органа Национального светского общества (НСС), которым руководил Чарльз Брэдло . [16] Она также продолжала писать для небольшой прессы Томаса Скотта. [5] По сообщению У. Т. Стеда , Безант встретила « Национального реформатора» на продажу в магазине Эдварда Трулава . [19] Безант слышала о Брэдлоу от Монкюра Конвея. [16] Она написала Брэдлоу и была принята в члены СНБ. Впервые она услышала его речь 2 августа 1874 года. [19] Через Брэдло Безант познакомилась и поддержала Джозефа Арка , лидера сельскохозяйственных рабочих. [20]

Ее карьера оратора началась 25 августа 1874 года с темы «Политический статус женщин». [16] Лекция проходила в Кооперативном зале на Касл-стрит, Лонг-Акр в Ковент-Гардене. [21] В сентябре за этим последовало приглашение Монкура Конвея выступить в его церкви в Камден-Тауне на тему «Истинные основы морали». [22] Безант опубликовала эссе под этим названием в 1882 году. [23] Она была плодовитым писателем и сильным оратором. [24] Она обратилась к таким вопросам, как свобода мысли , права женщин, секуляризм , контроль над рождаемостью , фабианский социализм и права трудящихся . Маргарет Коул назвала ее «лучшей женщиной-оратором и организатором своего времени». [25]

Критика христианства

[ редактировать ]

Безант полагала, что на протяжении веков лидеры христианской мысли говорили о женщинах как о неизбежном зле и что величайшими святыми Церкви были те, кто больше всего презирал женщин: «Вопреки учениям о вечных пытках, о заместительном искуплении, о непогрешимости Библии, я направил всю силу своего ума и языка и беспощадной рукой разоблачил историю христианской церкви, ее гонения, ее религиозные войны, ее жестокости, ее угнетения (Анни Безант, Автобиография, глава VII). " В разделе под названием «Недостоверные доказательства» своей работы «Христианство» Безант представляет случай, почему Евангелия не не было и следа ЧЕТЫРЕХ евангелий». являются подлинными: «примерно до 180 года нашей эры среди христиан [26]

Плоды философии

[ редактировать ]

Безант и Брэдло основали издательскую компанию «Свободная мысль» в начале 1877 года; [5] это последовало за судебным преследованием Чарльза Уоттса в 1876 году , и они продолжили его работу. [27] Позже в том же году их имена стали нарицательными, когда они опубликовали «Плоды философии» , книгу американского активиста по контролю над рождаемостью Чарльза Ноултона . В нем утверждалось, что семьи рабочего класса никогда не смогут быть счастливыми, пока не смогут решить, сколько детей они хотят. Он также предложил способы ограничить размер их семей. [28] Книга Ноултона вызвала большие споры и вызвала решительную критику со стороны Церкви. Безант и Брэдло провозгласили в « Национальном реформаторе» :

Мы не намерены публиковать ничего, что, по нашему мнению, мы не можем морально защитить. Все, что мы публикуем, мы будем защищать. [29]

Пара была арестована и предана суду за публикацию книги Ноултона. Они были признаны виновными, но освобождены до рассмотрения апелляции. Судебный процесс стал знаменитым делом , и в конечном итоге приговор был отменен по техническим юридическим вопросам. [30]

Безант затем сыграла важную роль в основании Мальтузианской лиги , возродив название, придуманное ранее Брэдло. Далее он будет выступать за отмену наказаний за пропаганду контрацепции. [31] Безант и Брэдло поддерживали Мальтузианскую лигу около 12 лет. Они были обеспокоены контролем над рождаемостью, но не были неомальтузианцами в смысле убежденных сторонников традиции Томаса Мальтуса и его демографических теорий. [32] Безант действительно выступала за контроль рождаемости как противоядие от борьбы за выживание . [33] Она стала секретарем Лиги, а Чарльз Роберт Дрисдейл . президентом стал [34] Со временем Лига склонилась к евгенике и с самого начала была индивидуалистической организацией, многие члены которой также поддерживали социальный консерватизм , что не было точкой зрения Безант. [35] Ее брошюра «Закон о народонаселении» (1878 г.) хорошо продавалась. [5]

Радикальные причины

[ редактировать ]

Безант была ведущим членом Национального светского общества наряду с Чарльзом Брэдло. [36] Она атаковала статус англиканской церкви как официальной церкви . СНБ выступала за светское государство и отмену особого статуса христианства и позволяла ей выступать в качестве одного из ораторов. 6 марта 1881 года она выступила на открытии Лестерского светского общества нового светского зала в Хамберстон-Гейт, Лестер. Другими выступавшими были Джордж Джейкоб Холиок , Гарриет Лоу и Брэдло. [37]

Брэдло был избран в парламент в 1881 году. Из-за своего атеизма он попросил, чтобы ему разрешили подтвердить , а не принести клятву верности. Прошло более шести лет, прежде чем вопрос был полностью решен в пользу Брэдло после серии дополнительных выборов и явок в суд. Он был индивидуалистом и выступал против социализма в любой форме. Хотя он защищал свободу слова, он был очень осторожен в поощрении воинственности рабочего класса. [38] [39]

Эдвард Эвелинг , восходящая звезда Национального светского общества, обучал Безант в 1879 году, и она продолжила обучение в Лондонском университете. [5] [40] Затем, с 1879 по 1882 год, она была студенткой физических наук в Биркбекском литературно-научном институте . Смущенный ее репутацией активистки, институт исключил ее имя из опубликованного списка выпускников и отправил ей сертификаты по почте. [41] Когда Эвелинг в своей речи в 1884 году объявил, что стал социалистом после пяти лет тщательного обучения, Безант утверждала, что его политика на протяжении всего этого периода соответствовала политике Брэдло и ее собственной. [42] Эвелинг и Элеонора Маркс присоединились к Социал-демократической федерации последователей марксизма , а затем к Социалистической лиге , небольшой марксистской отколовшейся группе, сформировавшейся вокруг художника Уильяма Морриса . В 1883 году Безант основала собственное периодическое издание « Наш уголок» . [43] Это был литературный, а со временем и социалистический ежемесячник, в котором в серийной форме публиковался Джорджа Бернарда Шоу роман «Иррациональный узел» . [27]

Тем временем Безант установила тесные контакты с ирландскими самоуправителями и поддерживала их в своих газетных колонках в те годы, которые считаются решающими, когда ирландские националисты формировали союз с либералами и радикалами. Безант встретилась с лидерами ирландского движения за самоуправление. В частности, она познакомилась с Майклом Дэвиттом , который хотел мобилизовать ирландское крестьянство посредством сухопутной войны, прямой борьбы против землевладельцев. В последующие десятилетия она много раз выступала и писала в защиту Дэвитта и его Земельной лиги.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Семейные обстоятельства Брэдло изменились в мае 1877 года со смертью его жены Сюзанны, алкоголички, которая бросила его ради Джеймса Томсона . Двое его детей, Алиса, которой тогда был 21 год, и Гипатия, которой тогда было 19 лет, вернулись к нему от родственников мужа. ему удалось снять дом в Сент-Джонс-Вуде В феврале того же года , на Циркус-роуд, 20, недалеко от Безанта. Они продолжили то, что переросло в близкую дружбу. [44]

Фабианское общество 1885–1890 гг.

[ редактировать ]

Безант резко изменила свои политические взгляды на новогоднем собрании 1885 года Лондонского диалектического общества, основанного Джозефом Хиамом Леви для продвижения индивидуалистических взглядов. [45] [46] Это последовало за известными общественными дебатами в Сент-Джеймс-холле 17 апреля 1884 года на тему « Принесет ли социализм пользу английскому народу?» , в котором Брэдло противопоставил индивидуалистические взгляды марксистской линии Генри Гайндмана . [47] В этом случае Безант по-прежнему поддерживала Брэдло. Хотя Брэдло, возможно, и взял верх в дебатах, его последователи затем начали мигрировать в левую политику. [45] [48] Джордж Бернард Шоу был оратором 1 января 1885 года, говоря о социализме, но вместо ожидаемой критики со стороны Безант он увидел, что она выступает против его оппонента. Затем Шоу спонсировал присоединение Безант к Фабианскому обществу . [45]

Фабианцы определяли политические цели, отвергали анархизм в 1886 году и формировали Фабианскую парламентскую лигу, в Совет которой входили Безант и Шоу, которая продвигала политические кандидатуры. [49] Безработица была центральной проблемой того времени, и в 1887 году некоторые лондонские безработные начали проводить акции протеста на Трафальгарской площади . Безант согласилась выступить в качестве спикера на встрече 13 ноября. Полиция попыталась остановить собрание, начались бои, были вызваны войска. Многие были ранены, один человек погиб, сотни были арестованы; Безант предложила себя арестовать, но полиция проигнорировала это предложение. [50] События стали известны как Кровавое воскресенье . Безант посвятила себя организации юридической помощи заключенным рабочим и поддержке их семей. [51] После этого Безант и другие создали Лигу закона и свободы, защищающую свободу выражения мнений , и Безант стала редактором ее журнала The Link . [5]

Участие Безант в лондонской забастовке продавщиц спичек в 1888 году в Фабианском обществе в том же году о женском труде произошло после выступления Клементины Блэк . Безант написала в The Link об условиях на спичечной фабрике Bryant & May . В эту битву «нового юнионизма» ее втянул молодой социалист Герберт Берроуз , который установил контакт с рабочими фабрики в Боу . В основном это были молодые женщины, им очень плохо платили и они были подвержены профессиональным заболеваниям, таким как челюсть Фосси, вызванная химическими веществами, используемыми при производстве спичек. [52] [53] Луиза Роу в книге «Зажигая свет » (2011), однако, оспорила историографию забастовки, заявив, что «надлежащее изучение первичных свидетельств о забастовке делает невозможным продолжать верить в то, что ее возглавила Анни Безант». [54]

Уильям Моррис сыграл некоторую роль в обращении Безант в марксизм, но в 1888 году она обратилась именно к Социал-демократической федерации Гайндмана, а не к его Социалистической лиге. Она оставалась ее членом в течение ряда лет и стала одним из ее ведущих ораторов. Она все еще была членом Фабианского общества, поскольку в то время эти два движения были совместимы. Безант была избрана в Лондонский школьный совет в 1888 году. [55] Женщины в то время не могли принимать участие в парламентской политике, но были включены в состав местного электората Лондона в 1881 году. Безант разъезжала с красной лентой в волосах, выступая на собраниях. «Больше никаких голодных детей», — гласил ее манифест. Она объединила свои социалистические принципы с феминизмом:

«Я прошу избирателей голосовать за меня, а тех, кто не является выборщиком, работать на меня, потому что женщины нужны в Совете, а кандидатов-женщин слишком мало».

С начала 1880-х годов Безант также была важным феминистским лидером в Лондоне вместе с Элис Викери , Эллен Дана Монкюр и Миллисент Фосетт . Эта группа в Этическом обществе Саут-Плейс имела национальную репутацию. [56] Она часто бывала в доме Ричарда и Эммелин Панкхерст на Рассел-сквер , а Эммелин участвовала в организации спичек. [57] [58] Безант заняла первое место в опросе в Тауэр-Хамлетс , набрав более 15 000 голосов. Она написала в « Национальном реформаторе» :

«Десять лет назад по жестокому закону христианский фанатизм отнял у меня моего маленького ребенка. Теперь забота о 763 680 лондонских детях частично находится в моих руках». [59]

Финансовые ограничения привели к тому, что Безант закрыла и «Наш угол» , и «Связь» в конце 1888 года. [60]

Безант также участвовала в забастовке в лондонских доках в 1889 году . Докеры, временные рабочие , нанятые на день, возглавлялись Беном Тиллеттом в борьбе за «Кожевника докеров». Безант помогла Тиллетту разработать правила профсоюза и сыграла важную роль в собраниях и агитации, которые способствовали созданию организации. Она выступала от имени докеров на публичных собраниях и на углах улиц. Как и девушки со спичками, докеры завоевали общественную поддержку своей борьбы, и забастовка была выиграна. [61]

Теософия

[ редактировать ]
Студийный портрет Анни Безант, ок. 1910, студия Фальк.

В 1889 году Безант попросили написать рецензию для Pall Mall Gazette. [62] по «Тайная доктрина» книге Е. П. Блаватской . Прочитав его, она попыталась взять интервью у его автора, встретившись с Блаватской в ​​Париже. Таким образом она обратилась в теософию. Она допустила прекращение своего членства в Фабианском обществе (1890 г.) и разорвала связи с марксистами. [63]

В своей автобиографии Безант следует за главой «Социализм» «Через бурю к миру», миру теософии. В 1888 году она описала себя как «идущую к теософии», которая станет «славой» ее жизни. Безант обнаружила, что экономической стороне жизни не хватает духовного измерения, поэтому она искала веру, основанную на «Любви». Она нашла это в теософии и присоединилась к Теософскому обществу, что дистанцировало ее от Брэдло и других бывших коллег-активистов. [64] Когда Блаватская умерла в 1891 году, Безант осталась одной из ведущих фигур теософии и в 1893 году представляла ее на Всемирной выставке в Чикаго . [65]

В 1893 году, вскоре после того, как стала членом Теософского общества, она впервые поехала в Индию. [66] После спора американская секция отделилась в независимую организацию. Первоначальное общество, которое тогда возглавляли Генри Стил Олкотт и Безант, сегодня базируется в Ченнаи , Индия, и известно как Теософское общество Адьяр . После раскола Безант посвятила большую часть своей энергии не только обществу, но также свободе и прогрессу Индии. Безант Нагар , район недалеко от Теософского общества в Ченнаи, назван в ее честь. [67]

В 1893 году она была представителем Теософского общества во Всемирном парламенте религий в Чикаго. Всемирный парламент известен в Индии тем, что на индийский монах Свами Вивекананда том же мероприятии выступил .

В 1895 году вместе с основателем-президентом Теософского общества Генри Стилом Олкоттом , а также Мари Мусеусом Хиггинсом и Питером Де Абрю она сыграла важную роль в развитии буддийской школы Musaeus College в Коломбо на острове Шри-Ланка.

Анни Безант, около 1897 г.
Рудольф Штайнер и Анни Безант в Мюнхене , 1907 год.

Со-масонство

[ редактировать ]

Безант рассматривала масонство, в частности совместное масонство , как продолжение своего интереса к правам женщин и великому братству людей и рассматривала совместное масонство как «движение, практиковавшее истинное братство, в котором женщины и мужчины работали бок о бок». для совершенствования человечества. Она немедленно захотела быть принятой в эту организацию», известную теперь как Международный Орден масонства для мужчин и женщин, «Le Droit Humain» .

Связь была установлена ​​в 1902 году теософом Франческой Арундейл, которая сопровождала Безант в Париж вместе с шестью друзьями. «Все они были посвящены, прошли и возвысились до первых трех степеней, и Энни вернулась в Англию с Хартией и основала там первую ложу международного смешанного масонства, Le Droit Human». Безант в конечном итоге стала самым могущественным главнокомандующим Ордена и оказала большое влияние на международный рост Ордена. [68]

Президент Теософского общества

[ редактировать ]
Анни Безант с Генри Олкоттом (слева) и Чарльзом Ледбитером (справа) в Адьяре , Мадрас, декабрь 1905 года.

Безант познакомилась с коллегой-теософом Чарльзом Вебстером Ледбитером в Лондоне в апреле 1894 года. Они стали близкими сотрудниками теософского движения и останутся ими до конца своей жизни. Ледбитер утверждал, что обладает ясновидением , и, по общему мнению, в следующем году помог Безант самой стать ясновидящей. В письме Франсиске Арундейл от 25 августа 1895 года Ледбитер рассказывает, как Безант стала ясновидящей. Вместе они ясновидяще исследовали вселенную, материю, мыслеформы и историю человечества и стали соавторами книги под названием « Оккультная химия» .

В 1906 году Ледбитер стал центром споров, когда выяснилось, что он посоветовал практиковать мастурбацию некоторым мальчикам, находящимся под его опекой и духовным наставлением. Ледбитер заявил, что он поощрял эту практику, позволяющую сохранять целомудрие мальчиков, что считалось необходимым условием для продвижения по духовному пути. [69] Из-за разногласий он предложил выйти из Теософского общества в 1906 году, и это было принято. В следующем году Безант стала президентом общества, а в 1908 году, при ее явной поддержке, Ледбитер был вновь принят в общество. Ледбитеру были предъявлены обвинения в ненадлежащих отношениях с мальчиками, но ни одно из обвинений так и не было доказано, и Безант так и не покинула его. [70]

До президентства Безант одним из центров общества был Тхеравады буддизм и остров Шри-Ланка , где Генри Олкотт выполнил большую часть своей полезной работы. [71] Под руководством Безант больше внимания уделялось учению «Арьяварты», как она называла центральную Индию, а также эзотерическому христианству. [72]

Безант основала новую школу для мальчиков, Центральный индуистский колледж (CHC) в Банарасе , которая была основана на основных теософских принципах и в штате и преподавателях которой было много выдающихся теософов. Его целью было построить новое руководство для Индии. Студенты проводили 90 минут в день в молитве и изучении религиозных текстов, а также изучали современную науку. На сбор денег для CHC ушло 3 года, большая часть которых поступила от индийских принцев. [73] В апреле 1911 года Безант встретила пандита Мадана Мохана Малавию , и они решили объединить свои силы и работать в общем индуистском университете в Банарасе. Безант и другие попечители Центрального индуистского колледжа также согласились с предварительным условием правительства Индии о том, что колледж должен стать частью нового университета. начал Индуистский университет Банарас функционировать с 1 октября 1917 года, а Центральный индуистский колледж стал его первым составным колледжем.

Блаватская заявила в 1889 году, что основная цель создания общества заключалась в том, чтобы подготовить человечество к будущему принятию «факелоносца Истины», эмиссара скрытой Духовной Иерархии , которая, по мнению теософов, направляет эволюцию человечества. [74] Это повторила Безант еще в 1896 году; Безант уверовала в скорое появление «эмиссара», которого теософы отождествляли с так называемым Мировым Учителем . [75] [76]

Мыслеформа музыки Шарля Гуно , по мнению Безант и К.В. Ледбитера в «Мыслеформах» (1905)

Проект «Мировой Учитель».

[ редактировать ]

В 1909 году, вскоре после вступления Безант на пост президента, Ледбитер «обнаружил» четырнадцатилетнего Джидду Кришнамурти (1895–1986), южноиндийского мальчика, который жил со своим отцом и братом на территории штаб-квартиры партии. Теософское общество в Адьяре и объявило его вероятным «средством» для ожидаемого « Мирового Учителя ». [77] «Открытие» и его цель получили широкую огласку и привлекли последователей во всем мире, в основном среди теософов. Это также положило начало годам потрясений и способствовало расколу в Теософском обществе и доктринальным расколам в теософии. После открытия Джидду Кришнамурти и его младший брат Нитьянанда («Нитья») были переданы под опеку теософов, а Кришнамурти тщательно готовился к его будущей миссии в качестве нового проводника «Мирового Учителя». мальчиков Безант вскоре стала законным опекуном с согласия их отца, который был очень беден и не мог о них заботиться. Однако позже его отец передумал и начал судебную тяжбу за восстановление опеки против воли мальчиков. [78] В начале своих отношений Кришнамурти и Безант установили очень тесную связь, и он считал ее суррогатной матерью – роль, которую она с радостью приняла. (Его биологическая мать умерла, когда ему было десять лет.) [79]

В 1929 году, через двадцать лет после своего «открытия», Кришнамурти, разочаровавшийся в « Проекте мирового учителя» , отказался от роли, которую от него ожидали многие теософы. Он распустил Орден Звезды на Востоке , организацию, основанную для помощи Мировому Учителю в его миссии, и в конце концов покинул Теософское общество и теософию в целом. [80] Остаток своей жизни он провел, путешествуя по миру в качестве независимого оратора, став широко известным как оригинальный, независимый мыслитель на философские, психологические и духовные темы. Его любовь к Безант никогда не ослабевала, как и чувства Безант к нему; [81] Обеспокоенная его благополучием после того, как он провозгласил свою независимость, она купила 6 акров (2,4 га) земли возле поместья Теософского общества, которое позже стало штаб-квартирой Фонда Кришнамурти в Индии.

Движение самоуправления

[ редактировать ]

Еще в 1902 году Безант писала, что «Индией управляют не ради процветания народа, а скорее ради выгоды ее завоевателей, а с ее сыновьями обращаются как с побежденной расой». Она поощряла национальное самосознание Индии, выступала против кастовых и детских браков и эффективно работала над индийским образованием. [82] Наряду со своей теософской деятельностью Безант продолжала активно участвовать в политических вопросах. Она присоединилась к Индийскому национальному конгрессу . Как следует из названия, изначально это был дискуссионный орган, который собирался каждый год для рассмотрения резолюций по политическим вопросам. В основном это требовало большего права голоса для индийцев среднего класса в правительстве Британской Индии . Оно еще не развилось в постоянное массовое движение с местной организацией. Примерно в это же время ее коллега Ледбитер переехал в Сидней.

В 1914 году разразилась Первая мировая война , и Великобритания обратилась за поддержкой к своей Империи в борьбе с Германией . Вторя ирландскому националистическому лозунгу, Безант заявила: «Потребности Англии — это возможности Индии». Будучи редактором газеты «Новая Индия» , она подвергла нападкам колониальное правительство Индии и призвала к четким и решительным шагам в направлении самоуправления. Как и в случае с Ирландией, правительство отказывалось обсуждать какие-либо изменения, пока продолжалась война. [ нужна ссылка ]

Анни Безант в Сиднее, 1922 год.

В 1916 году Безант основала Всеиндийскую лигу самоуправления вместе с Локманья Тилаком , снова моделируя требования Индии на основе ирландских националистических практик. Это была первая политическая партия в Индии, основной целью которой была смена режима. В отличие от самого Конгресса, Лига работала круглый год. Он создал структуру местных отделений, что позволило ему мобилизовать демонстрации, общественные собрания и агитацию. В июне 1917 года Безант была арестована и интернирована на горной станции , где демонстративно развевала красно-зеленый флаг. [83] Конгресс и Мусульманская лига вместе пригрозили начать протесты, если она не будет освобождена; Арест Безант создал повод для протестов. [84]

Правительство было вынуждено уступить и пойти на неопределенные, но существенные уступки. Было объявлено, что конечной целью британского правления является самоуправление Индии, и были обещаны шаги в этом направлении. Безант была освобождена в сентябре 1917 года, ее приветствовали толпы по всей Индии. [85] [86] а в декабре она заняла пост президента Индийского национального конгресса сроком на год. И Джавахарлал Неру , и Махатма Ганди с восхищением отзывались о влиянии Безант. [82]

появилось новое руководство Индийского национального конгресса После войны вокруг Махатмы Ганди – одного из тех, кто писал с требованием освобождения Безант. Он был юристом, вернувшимся из стран Азии, участвовавших в мирной борьбе с расизмом в Южной Африке. Джавахарлал Неру , ближайший соратник Ганди, получил образование у наставника-теософа.

Новое руководство было привержено действиям, которые были одновременно воинственными и ненасильственными, но между ними и Безант были различия. Несмотря на свое прошлое, ее не устраивали их социалистические взгляды. Однако до конца своей жизни она продолжала выступать за независимость Индии не только в Индии, но и во время турне по Великобритании. [87] В своей собственной версии индийского платья она по-прежнему привлекала внимание ораторов. Она выпустила поток писем и статей с требованиями независимости.

Спустя годы и смерть

[ редактировать ]

Безант как человек, теософ и президент Теософского общества пыталась приспособить взгляды Кришнамурти к своей жизни, но безуспешно; она поклялась лично следовать за ним в его новом направлении, хотя ей, очевидно, было трудно понять как его мотивы, так и его новое послание. [88] Эти двое оставались друзьями до конца ее жизни.

В 1931 году она заболела в Индии. [89]

Безант умерла 20 сентября 1933 года в возрасте 85 лет в Адьяре , Мадрас, Британская Индия. Ее тело было кремировано . [90] [91]

У нее осталась дочь Мейбл . После ее смерти коллеги Джидду Кришнамурти , Олдос Хаксли , Гвидо Феррандо и Розалинда Раджагопал построили школу Happy Valley в Калифорнии, которая теперь переименована в школу Happy Valley в Безант-Хилл в ее честь.

Работает

[ редактировать ]

Помимо того, что Безант была плодовитой писательницей, она была «практикующим оратором-неудачником », прочитавшим шестьдесят шесть публичных лекций за год. Она также участвовала в публичных дебатах. [24]
Список работ по онлайн-книгам Анни Безант (Besant, Annie, 1847-1933) | Страница онлайн-книг
Список работ над Открытой библиотекой Энни Вуд Безант

  • «Грех и преступление» (1885)
  • «Взгляды Бога на брак» (1890)
  • «Мир без Бога» (1885)
  • «Жизнь, смерть и бессмертие» (1886)
  • «Теософия» (1925?)
  • «Мир и его Бог» (1886)
  • «Атеизм и его влияние на мораль» (1887 г.)
  • «О вечных пытках» (н-й)
  • «Плоды христианства» (н. д.)
  • «Иисус Евангелий и влияние христианства» (nd)
  • «Евангелие христианства и Евангелие свободомыслия» (1883 г.)
  • «Грехи Церкви: угрозы и резня» (nd)
  • «За корону и против нации» (1886 г.)
  • «Христианский прогресс» (1890)
  • «Почему я не верю в Бога» (1887)
  • «Миф о воскресении» (1886 г.)
  • «Учение христианства» (1887 г.)

Индийское национальное движение

  • Содружество (еженедельное издание по национальным вопросам Индии) [94]
  • Новая Индия (ежедневная газета, которая на протяжении 15 лет была мощным рупором, защищая самоуправление и производя революцию в индийской журналистике) [94]
[ редактировать ]

1 октября 2015 года поисковая система Google отметила Анни Безант дудлом в честь ее 168-летия со дня рождения. Google прокомментировал: «Анни Безант, ярая сторонница индийского самоуправления, любила этот язык и за время энергичного изучения развила в себе огромные способности писателя и оратора. Она опубликовала горы эссе, написала учебник, курировала антологии классической литературы. для молодежи и в конечном итоге стал редактором газеты «Новая Индия», периодического издания, посвященного делу индийской автономии». [95]

В своей книге «Повстанцы против владычества » Рамчандра Гуха рассказывает историю о том, как Безант и шесть других иностранцев служили Индии в ее стремлении к независимости от британского владычества . [96]

Безант появляется как персонаж детского романа «Билли и девочка со спичками Пола Хастона » о забастовке девочек со спичками. [97]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «Би-би-си — История — Анни Безант» . www.bbc.co.uk. ​Проверено 16 января 2023 г.
  2. ^ «Анни Безант, создавая Британию» . www.open.ac.uk. ​Проверено 16 января 2023 г.
  3. ^ «Безант, Анни: Мир теософии» . теософия.мир . Проверено 11 октября 2021 г.
  4. ^ Безант, Артур Дигби (1930). Родословная Безант . Лондон: Безант и Ко. с. 455.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Тейлор, Энн. «Безант, Анни (1847–1933)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/30735 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  6. ^ Викторианская церковь, часть вторая: 1860-1901 гг . Wipf и Stock Publishers. Апрель 2010 г. ISBN.  9781608992621 .
  7. ^ Гимн-спутник Огюста Конта . Гимн Пресс. 15 мая 2017 г. ISBN  9780857281944 .
  8. ^ Безант, Энни Вуд (1893). Анни Безант: автобиография . Лондон: Т. Фишер Анвин. стр. 71–72.
  9. ^ Лит, Диана (1975). «Возвышение и роль адвоката для бедняков» . Британский журнал права и общества . 2 (2): 168. дои : 10.2307/1409644 . ISSN   0306-3704 . JSTOR   1409644 .
  10. ^ «Безант, Франк (BSNT859F)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
  11. ^ Духовный справочник Крокфорда за 1868 год . Совет директоров – Книги по запросу. 6 июня 2022 г. с. 54. ИСБН  978-3-375-04550-0 .
  12. ^ Безант, Энни Вуд (1893). Анни Безант: автобиография . Лондон: Т. Фишер Анвин. п. 81.
  13. ^ Безант, Энни Вуд (1893). Анни Безант: автобиография . Лондон: Т. Фишер Анвин. стр. 109–112.
  14. ^ Безант, Энни Вуд (1893). Анни Безант: автобиография . Лондон: Т. Фишер Анвин. стр. 106–107.
  15. ^ Гулрик, Джон Тэкетт (1922). Исторический Фредериксбург; история старого города . Ричмонд, Вирджиния, напечатано Whittet & Shepperson. п. 100.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и Маккензи, Норман Ян; Маккензи, Жанна (1979). Первые фабиане . Лондон: Книги Квартета. п. 47. ИСБН  0704332515 .
  17. ^ Безант, Энни Вуд (1893). Анни Безант: автобиография . Лондон: Т. Фишер Анвин. п. 120.
  18. ^ «Безант, Артур Дигби» . Кто есть кто . А&С Черный. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  19. ^ Перейти обратно: а б Стед, Уильям Томас (1891). Г-жа Анни Безант . п. 360.
  20. ^ Арка, Джозеф; Уорик, Фрэнсис Эвелин Мейнард Гревилл (1898). Джозеф Арч. История его жизни . Лондон: Хатчинсон. п. 124.
  21. ^ О политическом статусе женщин   – через Wikisource .
  22. ^ Пекастен-Буасьер, Мюриэль (2017). «Анни Безант (1847-1933): Борьба и поиски» . Теософское издательство с ограниченной ответственностью. п. 79.
  23. ^ Коббе, Фрэнсис Пауэр (2022). Фрэнсис Пауэр Кобб: основные сочинения философа-феминистки девятнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. п. 34. ISBN  978-0-19-762822-5 .
  24. ^ Перейти обратно: а б Марк Бевир, Создание британского социализма (Принстонский университет, 2011), 202.
  25. ^ Коул, Маргарет (1961). История фабианского социализма . Университетское издательство. п. 8.
  26. ^ 1876: «Христианство», Учебник вольнодумца , Часть II. (Выдано уполномоченным органом Национального светского общества )
  27. ^ Перейти обратно: а б Тормоз, Лорел; Демур, Мариса (2009). Словарь журналистики девятнадцатого века в Великобритании и Ирландии . Академия Пресс. п. 72. ИСБН  978-90-382-1340-8 .
  28. ^ Ноултон, Чарльз (октябрь 1891 г.) [1840]. Безант, Анни; Брэдло, Чарльз (ред.). Плоды философии: трактат о народонаселении . Сан-Франциско: Читательская библиотека. OCLC   626706770 . Публикация о контроле над рождаемостью. Посмотреть оригинальную копию.
  29. ^ Безант, Анни (1885). Автобиографические очерки . Издательство «Свободная мысль». п. 116 . ОЛ   26315876М .
  30. ^ Лазарус, Джойс Б. (26 июля 2022 г.). Эрнестина Л. Роуз: изменить нацию . Роуман и Литтлфилд. п. 117. ИСБН  978-0-7618-7343-3 .
  31. ^ Д'Арси, Ф. (ноябрь 1977 г.). «Мальтузианская лига и сопротивление пропаганде контроля над рождаемостью в поздневикторианской Британии». Исследования народонаселения . 31 (3): 429–448. дои : 10.1080/00324728.1977.10412759 . JSTOR   2173367 . ПМИД   11630505 .
  32. ^ Ледбеттер, Розанна (1976). История Мальтузианской лиги, 1877-1927 гг . Колумбус: Университет штата Огайо. стр. 18–19. ISBN  978-0-8142-0257-9 .
  33. ^ Ледбеттер, Розанна (1976). История Мальтузианской лиги, 1877-1927 гг . Колумбус: Университет штата Огайо. стр. 44–45. ISBN  978-0-8142-0257-9 .
  34. ^ Долан, Брайан (2000). Мальтус, Медицина и мораль: мальтузианство после 1798 года . Родопи. п. 146. ИСБН  978-90-420-0851-9 .
  35. ^ Пекастен-Буасьер, Мюриэль (2017). «Анни Безант (1847-1933): Борьба и поиски» . Теософское издательство с ограниченной ответственностью. стр. 106, 167, 156.
  36. ^ МакКиллоп, ID (1986) Британские этические общества , издательство Кембриджского университета. По состоянию на 13 мая 2014 г.
  37. ^ «Случайные воспоминания о светском обществе Лестера» . leicestersecularsociety.org.uk .
  38. ^ Тереза ​​Нотаре, Революция в христианской морали: Ламбет 1930 г. - Резолюция № 15. История и прием (ProQuest, 2008), 188.
  39. ^ «Социалистические корни контроля над рождаемостью» . tribunemag.co.uk .
  40. ^ Маккензи, Норман Ян; Маккензи, Жанна (1979). Первые фабиане . Лондон: Книги Квартета. п. 48. ИСБН  0704332515 .
  41. ^ Пекастен-Буасьер, Мюриэль (2017). «Анни Безант (1847-1933): Борьба и поиски» . Теософское издательство с ограниченной ответственностью. стр. 112–113.
  42. ^ Капп, Ивонн (10 июля 2018 г.). Элеонора Маркс: Биография . Книги Версо. п. 288. ИСБН  978-1-78663-594-5 .
  43. ^ Пекастен-Буасьер, Мюриэль (2017). «Анни Безант (1847-1933): Борьба и поиски» . Теософское издательство с ограниченной ответственностью. п. 166.
  44. ^ Ройл, Эдвард. «Брэдло, Чарльз». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/3183 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  45. ^ Перейти обратно: а б с Маккензи, Норман Ян; Маккензи, Жанна (1979). Первые фабиане . Лондон: Книги Квартета. п. 54. ИСБН  0704332515 .
  46. ^ Шоу, Бернард; Тайсон, Брайан (1991). Рецензии на книги Бернарда Шоу: 1884-1950 гг . Пенн Стейт Пресс. п. 111. ИСБН  978-0-271-01548-4 .
  47. ^ Ройл, Эдвард (1980). Радикалы, секуляристы и республиканцы: популярное свободомыслие в Великобритании, 1866-1915 гг . Издательство Манчестерского университета. п. 348. ИСБН  978-0-7190-0783-5 .
  48. ^ Бриггс, Джулия (7 ноября 2000 г.). Женщина страсти: Жизнь Э. Несбит . Новые книги Амстердама. п. 81. ИСБН  978-1-4616-3622-9 .
  49. ^ Бевир, Марк (13 декабря 2016 г.). Становление британского социализма . Издательство Принстонского университета. стр. 202–203. ISBN  978-0-691-17372-6 .
  50. ^ Салли Питерс, Бернард Шоу: Восхождение Супермена (Йельский университет, 1996), 94.
  51. ^ Кумар, Радж, Приход Анни Безант к власти в индийской политике, 1914–1917 (Concept Publishing, 1981), 36.
  52. ^ Холмс, Рэйчел (15 декабря 2020 г.). Сильвия Панкхерст: прирожденный бунтарь . Блумсбери США. п. 55. ИСБН  978-1-4088-8041-8 .
  53. ^ «Белое рабство в Лондоне» The Link, выпуск №. 21 (через краеведческую библиотеку и архивы Тауэр-Хамлетс)
  54. ^ Роу, Луиза (10 марта 2011 г.). Зажигая свет: спички Брайанта и Мэй и их место в истории . Издательство Блумсбери. п. 26. ISBN  978-1-4411-2104-2 .
  55. ^ Эдвард Р. Пиз , История Фабианского общества (EP Dutton, 1916, rpt Aware Journalism, 2014), 179.
  56. ^ Браун, Каллум Г.; Нэш, Дэвид; Линч, Чарли (12 января 2023 г.). Гуманистическое движение в современной Британии: история специалистов по этике, рационалистов и гуманистов . Академик Блумсбери. стр. 72–73. ISBN  978-1-350-13661-8 .
  57. ^ Холмс, Рэйчел (15 декабря 2020 г.). Сильвия Панкхерст: прирожденный бунтарь . Блумсбери США. п. 62. ИСБН  978-1-4088-8041-8 .
  58. ^ Первис, июнь (2 сентября 2003 г.). Эммелин Панкхерст: Биография . Рутледж. п. 26. ISBN  978-1-134-34191-7 .
  59. ^ Джиоти Чандра, Анни Безант: от теософии к национализму (KK Publications, 2001), 17.
  60. ^ Пекастен-Буасьер, Мюриэль (2017). «Анни Безант (1847-1933): Борьба и поиски» . Теософское издательство с ограниченной ответственностью. п. 188.
  61. ^ Маргарет Коул, История фабианского социализма (Стэнфордский университет, 1961), 34.
  62. ^ Лютьенс, Кришнамурти: Годы пробуждения , Avon/Discus. 1983. стр. 13.
  63. ^ Маккензи, Норман Ян; Маккензи, Жанна (1979). Первые фабиане . Лондон: Книги Квартета. п. 145. ИСБН  0704332515 .
  64. ^ Анни Безант, Анни Безант: автобиография (Анвин, 1908), 330, 338, 340, 344, 357.
  65. ^ Эммет А. Гринвальт, Сообщество Пойнт-Лома в Калифорнии, 1897–1942: Теософский эксперимент (Калифорнийский университет, 1955), 10.
  66. ^ Кумари Джаявардена, Другое бремя белой женщины (Routledge, 1995, 62.)
  67. ^ Рамакришнан, Венкатеш (19 мая 2019 г.). «Анни Безант: ярый марксист для «Деви Васанте» теософов» . dtNext.in . Архивировано из оригинала 31 октября 2020 года . Проверено 28 октября 2020 г.
  68. ^ Международный бюллетень, 20 сентября 1933 г., Международный орден масонства для мужчин и женщин, Le Droit Humain. "За очень короткое время сестра Безант основала новые ложи: три в Лондоне, три на юге Англии, три на Севере и Северо-Западе; одну она даже организовала в Шотландии. Путешествуя в 1904 году со своими сестрами и братьями, она познакомилась с в Нидерландах другие братья мужского послушания, которые, проявляя интерес, сотрудничали в дальнейшем расширении Le Droit Humain, продолжали работать с таким рвением, что вскоре были образованы новые ложи в Великобритании, Южной Америке, Канаде, Индии, на Цейлоне. Ложи во всех этих странах были объединены под названием Британская Федерация».
  69. Чарльз Вебстер Ледбитер 1854–1934: Биографическое исследование, Грегори Джон Тиллетт, 2008. Архивировано 3 июля 2017 года в Wayback Machine .
  70. Безант, Анни (2 июня 1913 г.). «Наранян против Безант». [Письма в редакцию]. «Таймс» (Лондон). п. 7. ISSN   0140-0460 .
  71. ^ Блаватская и Олкотт стали буддистами в Шри-Ланке и способствовали возрождению буддизма на субконтиненте. См. также: Общество Маха Бодхи .
  72. ^ МК Сингх, Энциклопедия индийской войны за независимость (1857–1947) (Anmol Publications, 2009) 118.
  73. ^ Кумари Джаявардена, Другое бремя белой женщины (Routledge, 1995), 128.
  74. ^ Блаватская, HP (1889). Ключ к теософии . Лондон: Теософская издательская компания. стр. 306–307.
  75. ^ Лютьенс, с. 12.
  76. ^ Вессингер, Кэтрин Лоуман (1988). Анни Безант и прогрессивный мессианизм, 1847–1933 гг . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . ISBN   978-0-88946-523-7 .
  77. ^ Лютьенс, Мэри (1975). Кришнамурти: Годы пробуждения . Нью-Йорк: Фаррар Штраус и Жиру . Твердый переплет. стр. 20–21. ISBN   0-374-18222-1 .
  78. ^ Лютьенс гл. 7.
  79. ^ Лютьенс с. 5. Также в п. 31, письмо Кришнамурти Безант от 24 декабря 1909 г., и на стр. 62, письмо от 5 января 1913 г.
  80. ^ Лютьенс, стр. 276–278, 285.
  81. ^ Лютьенс, Мэри (2003). Жизнь и смерть Кришнамурти . Брэмдин : Фонд Фонда Кришнамурти. Архивировано 25 мая 2017 года в Wayback Machine . п. 81. ISBN   0-900506-22-9 .
  82. ^ Перейти обратно: а б Розмари, Диннадж (2004). Один! один! : жизнь некоторых посторонних женщин . Нью-Йорк: Обзоры книг Нью-Йорка. ISBN  1590170695 . OCLC   54047029 .
  83. ^ «Вспомнили о домашнем аресте Анни Безант» . Индус . 3 июля 2017 г. ISSN   0971-751X . Проверено 10 июля 2019 г.
  84. ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 192 .
  85. ^ «Госпожа Безант в Мадрасе. Великолепные овации. Беспрецедентная демонстрация» . Индус . 21 сентября 2017 г. ISSN   0971-751X . Проверено 10 июля 2019 г.
  86. ^ «Прием избранному президенту Конгресса» . Индус . 25 декабря 2017 г. ISSN   0971-751X . Проверено 10 июля 2019 г.
  87. ^ Дженнифер С. Аглоу, Мэгги Хендри, Северо-Восточный словарь женской биографии (Северо-Восточный университет, 1999).
  88. ^ Лютиенс, стр. 236, 278–280.
  89. ^ «Г-жа Анни Безант, 84 года, тяжело больна в Индии. Лидер теософов говорит, что работа в этой жизни завершена, но обещает вернуться» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс . 6 ноября 1931 года . Проверено 14 февраля 2014 г. Г-жа Анни Безант, 84-летняя теософка, настолько больна, как стало известно сегодня, что не может принимать пищу.
  90. ^ «Анни Безант кремирована. Тело лидера теософов сожжено на костре на берегу реки в Индии» . Нью-Йорк Таймс . 22 сентября 1933 года . Проверено 14 февраля 2014 г.
  91. ^ «Доктор Анни Безант» . Сидней Морнинг Геральд . 22 сентября 1933 г. с. 12 — через Архив новостей Google .
  92. «Политический статус женщин» (1874 г.) была первой публичной лекцией Безант. Кэрол Хэнбери Маккей, Творческий негатив: четыре викторианских образца женского поиска (Стэнфордский университет, 2001), 116–117.
  93. ^ Кроу, Джон Л. (июль – октябрь 2012 г.). «Мыслеформы: библиографическая ошибка» (PDF) . Теософская история: Ежеквартальный исследовательский журнал . 16 (3–4): 126–127. Архивировано из оригинала (PDF) 3 октября 2022 года . Проверено 3 октября 2022 г.
  94. ^ Перейти обратно: а б «АННИ БЕЗАН (1847–1933) | Т. С. Адьяр» . www.ts-adyar.org . Проверено 10 июля 2019 г.
  95. ^ «168 лет со дня рождения Анни Безант» . Google . 1 октября 2015 года . Проверено 9 апреля 2019 г.
  96. ^ «Рамачандра Гуха: Я написал «Повстанцы против Раджа» не для того, чтобы повлиять на политические предпочтения индийцев» . Первый пост . 20 января 2022 г. Проверено 12 июля 2022 г.
  97. ^ Хастон, Пол (16 июля 2019 г.). Билли и девочка со спичками . Независимо опубликовано. ISBN  978-1-0804-1989-0 . Проверено 28 апреля 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бриггс, Джулия. Женщина страсти: Жизнь Э. Несбит . Новые книги Амстердама, 2000, 68, 81–82, 92–96, 135–139.
  • Чандрасекхар, С. Грязная, грязная книга: сочинения Чарльза Ноултона и Анни Безант о репродуктивной физиологии и контроле над рождаемостью, а также отчет о суде над Брэдло-Безант . Калифорнийский университет в Беркли, 1981 г.
  • Гровер, Вериндер и Ранджана Арора (ред.) Анни Безант: Великие женщины современной Индии - 1 : опубликовано Deep of Deep Publications, Нью-Дели, Индия, 1993 г.
  • Кумар, Радж Рамешвари Деви и Ромила Прути. Анни Безант: основательница движения за самоуправление , Pointer Publishers, 2003 г. ISBN   81-7132-321-9
  • Кумар, Радж, Приход Анни Безант к власти в индийской политике, 1914–1917 гг . Концептуальное издательство, 1981 г.
  • Мэнвелл, Роджер. Суд над Анни Безант и Чарльзом Брэдло . Элек, Лондон, 1976 г.
  • Нетеркот, Артур Х. Первые пять жизней Анни Безант Харт-Дэвис: Лондон, 1961 г.
  • Нетеркот, Артур Х. Последние четыре жизни Анни Безант Харт-Дэвис: Лондон (также University of Chicago Press, 1963) ISBN   0-226-57317-6
  • Тейлор, Энн. Анни Безант: Биография , Oxford University Press, 1991 (также издание для США, 1992 г.) ISBN   0-19-211796-3
  • Аглоу, Дженнифер С., Мэгги Хендри, Северо-восточный словарь женской биографии . Северо-Восточный университет, 1999 г.
[ редактировать ]
Партийно-политические офисы
Предшественник Президент Индийского национального конгресса
1917
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1da777bad12460979d5e6d7d8762b432__1721455080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/32/1da777bad12460979d5e6d7d8762b432.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Annie Besant - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)