Христианство и теософия


Христианство и теософия на протяжении более ста лет имели «сложные, а иногда и тревожные» отношения. [ 1 ] Христианская , но многие пришли к вера была родной религией подавляющего большинства западных теософов теософии в процессе противостояния христианству. По словам профессора Роберта С. Эллвуда , «весь этот вопрос вызвал разногласия внутри теософии». [ 1 ] [ примечание 1 ]
Убеждения
[ редактировать ]Бог
[ редактировать ]По мнению теософских духовных Учителей , [ примечание 2 ] ни их философия, ни они сами не верят в Бога , «меньше всего в того, чье местоимение требует заглавной буквы Х». [ 5 ] [ нужны разъяснения ]
Русский православный священнослужитель и богослов Дмитрий Дружинин цитировал учителя теософии Кутхуми : «Мы знаем, что в нашей [Солнечной] системе нет такой вещи, как Бог, ни личный, ни безличный. Парабрахман — это не Бог, а абсолютный неизменный закон... Слово «Бог» было изобретено для обозначения неизвестной причины тех последствий, которыми человек либо восхищался, либо боялся, не понимая их». [ 6 ]
Ученый-религиовед Элвин Кун писал, что теософ Анни Безант считала: «Бог — это составная фотография бесчисленных богов , которые являются олицетворениями сил природы… Все это суммируется во фразе: Религии — это ответвления общей ствол — человеческое невежество. [ 7 ]
Кроме того, Мастер Кутхуми сказал: «В наших [тибетских] храмах нет поклонения ни богу, ни богам, а только трижды священной памяти о величайшем, как о самом святом человеке , который когда-либо жил». [ 8 ]
Американский писатель Гэри Лахман , отмечая «неприязнь Блаватской к иудео-христианскому этосу», процитировал ее статью, в которой она писала, что Библия не является «словом Божьим», а содержит в лучшем случае «слова ошибающихся людей и несовершенных учителей». " [ 9 ]
В «Тайной Доктрине» Елена Блаватская заявила, что « внекосмический бог фатален для философии, внутрикосмическое Божество — т.е. Дух и материя, неотделимые друг от друга — является философской необходимостью. Разделять их и то, что осталось, — это грубое суеверие. под маской эмоциональности». [ 10 ] [ 1 ] она определила Всевышнего Профессор Сантуччи писала, что в предисловии к «Тайной доктрине» как «Вездесущий, Вечный, Безграничный и Неизменный Принцип, о котором невозможны любые предположения, поскольку он превосходит силу человеческого представления и может быть затмеваем лишь любое человеческое выражение или подобие». [ 11 ] Джон Дрисколл, теолог и автор «Католической энциклопедии» , писал в 1912 году, что теософия отрицает личного бога , и это «сводит на нет ее претензии на звание спиритуалистической философии». [ 12 ] [ примечание 3 ] Блаватская провозглашала, что теософы верят «в Божество как Все , источник всего существования, в бесконечность, которую невозможно ни постичь, ни познать, и только Вселенная открывает Его, или, как некоторые предпочитают, Его, придавая тем самым пол то, что антропоморфизировать, является богохульством ». [ 14 ]
Профессор Мэри Беднаровски писала, что теософы «видят Единое как причину вселенной», но не как ее создателя. На вопрос, кто создал Вселенную, Блаватская ответила: «Никто не создает ее. Наука назвала бы этот процесс эволюцией; дохристианские философы и востоковеды называют его эманацией ; мы, оккультисты и теософы, видим в нем только универсальная и вечная реальность отражение , бросающая свое в бесконечные Пространственные глубины». [ 15 ] Русский христианский философ Николай Бердяев писал, что в теософских книгах «имя Бога не упоминается». [ 16 ] [ примечание 4 ] [ 19 ] [ примечание 5 ]
Иисус
[ редактировать ]По словам Блаватской, Иисус был великим «философом и моральным реформатором». [ 21 ] Она считала Иисуса «Великим Учителем», аватаром , обладающим способностями исцелять и изгонять демонов. Американский писатель Джозеф Х. Тайсон заявил: «Она рассматривала его не как Вторую Личность Благословенной Троицы , а как -Брахмана Совершенного Мастера » с ясновидением , сверхъестественными способностями и «факироподобной беззаботностью о завтрашнем дне». [ 22 ] По мнению Блаватской, «Иисус, Христос-Бог, — это миф, придуманный через два столетия после смерти настоящего еврейского Иисуса». [ 23 ] Согласно теософии, термин «Христос» означает личную божественность, «обитающую» в каждом отдельном человеке. [ 24 ]
В декабре 1887 года Блаватская напечатала открытое письмо архиепископу Кентерберийскому , лорду-примасу Англии. Это редакционное письмо дало доказательство того, что «почти во всех отношениях доктрины церквей и обычаи христиан находятся в прямом противоречии с учением Иисуса » . [ 25 ] Она всегда выступала против тех, кто понимал учение Иисуса буквально. [ 26 ] [ примечание 6 ] Ее представление об Иисусе как о Будде «действовало на христианские нервы». [ 28 ] [ примечание 7 ]
Молитва
[ редактировать ]Дружинин написал это на вопрос: «Верите ли вы в молитву и молитесь ли вы когда-нибудь?» Блаватская ответила: «Мы не делаем. Мы действуем, а не говорим. ...Видимая вселенная в своем существовании и явлениях зависит от ее взаимодействующих форм и их законов, а не от молитвы или молитв». [ 30 ] Блаватская «исключает уместность молитвы, кроме как в смысле внутреннего повеления». [ 31 ] Она сказала: «Мы называем нашего «Отца Небесного» той божественной сущностью, которую мы осознаем внутри себя». [ 32 ] По мнению Беднаровского, по мнению Блаватской, молитва убивает «самостоятельность» и «опровергает теософское понимание божественной имманентности». Она заявила: «Мы пытаемся заменить бесплодную и бесполезную молитву достойными и благотворными действиями». [ 33 ]
Бердяев писал, что опыт «молитвенного общения» с Богом, открываемый человеку христианской церковью, не признается теософским учением. Молитва в теософии — это лишь «одна из других форм медитации». [ 34 ]
Состояние после смерти
[ редактировать ]Беднаровский писал, что Блаватская возражала против христианских интерпретаций загробной жизни , «потому что они описываются как вечные». Она заявила, что «нет ничего вечного и неизменного». [ 35 ] Она сказала: «Мы не верим ни в ад или рай как места, ни в адские огни и никогда не умирающих червей, ни в какой-либо Иерусалим с улицами, вымощенными сапфирами и алмазами». [ 36 ] Рене Генон писал, что на теософских «небесах» состояние человека таково:
Что же касается обычного смертного, то его блаженство в этом полное. Это абсолютное забвение всего, что причиняло ему боль или печаль в прошлом воплощении, и даже забвение того факта, что такие вещи, как боль или печаль, вообще существуют». [ 37 ]
Карма и реинкарнация
[ редактировать ]Согласно Католической энциклопедии, основными теософскими учениями являются карма и реинкарнация . Карма – это закон этической причинности.
В прошлом воплощении эго приобрело определенные способности, привело в движение определенные причины. Эффект этих причин и причин, приведенных в движение в предыдущих воплощениях и еще не исчерпанных, составляют его карму и определяют условия, в которых перерождается эго. [ 12 ]
Реинкарнация напрямую связана с кармой. Джеймс Скин заявил, что теософское учение о карме и «ее связи с прощением и верой» противоречит библейским определениям этих важных концепций. [ 38 ] Энциклопедия убеждений Нью Эйдж утверждает, что законы кармы и реинкарнации «на самом деле являются доктриной самоспасения». И, следовательно, нет необходимости в «исполнительной смерти Иисуса Христа за наши грехи», когда человек, совершивший преступление, расплачивается сам. [ 39 ] [ примечание 8 ] [ примечание 9 ]
Блаватская и другие теософы считали, что карма, «безошибочный закон Возмездия», представляет собой систему наказаний, «столь же суровую, как у самых строгих кальвинистов , только гораздо более философскую и соответствующую абсолютной справедливости». [ 43 ] Эллвуд писал, что, по мнению Блаватской, «Карма — это Абсолютный и Вечный закон в Мире проявления». Карма - это «безличная сила», которая несет возмездие за мысли, слова и поступки людей, не «разрушая интеллектуальную и индивидуальную свободу», чтобы продемонстрировать, что люди должны жить с последствиями своего выбора. [ 44 ] Ученый-религиовед Джеффри Д. Лавуа отмечал, что, по мнению Блаватской, душа «должна очищаться посредством циклических переселений ». [ 45 ] Эллвуд процитировал в «Тайной доктрине»:
«Таким образом, с кармой тесно или, скорее, неразрывно связан закон перерождения, или реинкарнации одной и той же духовной индивидуальности в длинном, почти бесконечном ряду личностей. Последние подобны различным костюмам. и персонажи, сыгранные одним и тем же актером». [ 46 ]
Дружинин заявил, что концепция реинкарнации в корне противоречит важнейшим догматам православного христианства . Более того, он заявил, что есть веские основания полагать, что концепция реинкарнации, внесенная в теософию, была введена «путем внушения в нее темных духовных сил» для подготовки явления Антихриста . [ 47 ] Он писал, что теософское учение о реинкарнации отрицает трагедию смерти и прославляет ее как положительный момент космической эволюции. Обесценивая «смерть, это учение тем самым обесценивает жизнь и примиряет человека со всякими страданиями и несправедливостью». [ 48 ] [ примечание 10 ]
Обвинения
[ редактировать ]Мошенничество
[ редактировать ]В сентябре 1884 года преподобный Джордж Паттерсон, директор Мадрасского христианского колледжа Блаватской , писал об оккультных явлениях : «Что, если эти знамения и чудеса являются доказательствами чего-то совершенно иного?... Вместо послания от существ божественной мудрости и силы , у нас будут только личные мысли умной, но не слишком щепетильной женщины». [ 50 ] [ 51 ] Антитеософские публикации в журнале The Madras Christian College Magazine в сентябре 1884 года были сделаны к моменту приезда Ричарда Ходжсона , эксперта Общества психических исследований , направленного на изучение феноменов Блаватской. [ 52 ] Комитет SPR, проанализировав и обсудив исследования Ходжсона, пришел со ссылкой на саму Блаватскую к следующему выводу, опубликованному в декабре 1885 года: «Со своей стороны, мы не рассматриваем ее ни как рупора скрытых провидцев, ни как простую вульгарную авантюристку. мы думаем, что она заслужила право на вечную память как одна из самых опытных, изобретательных и интересных самозванок в истории». [ 53 ] По словам преподобного Джорджа Паттерсона, «именно этим явлениям и открыто выраженному антагонизму теософии христианству следует приписать быстрое распространение нового культа в Индии, а не какой-либо системе позитивного учения. " [ 54 ] [ примечание 11 ]
Духовное общение
[ редактировать ]Богослов Кураев писал, что особенностью теософов является одержимость духом . Если обычная научная или философская книга появляется в результате систематических и последовательных размышлений ее автора, то теософские трактаты пишутся как «диктовка капризных духов». Человек-медиум не властен над «сообщаемым» ему текстом, он не вполне компетентен в его планировании и обработке текста. [ 56 ] [ примечание 12 ] По мнению Дружинина, теософия проповедует «безрассудное» общение с духами. А духи, представившиеся «учителями-махатмами», могут вообще изгнать ученика из его тела. В подтверждение он цитировал Игнатия Брянчанинова : «Желание увидеть духов, любопытство узнать что-нибудь у них есть признак величайшего безумия и полного незнания нравственных и деятельных традиций Православной Церкви». [ 58 ] Богослов Мартин отметил, что Библия запрещает практиковать общение с духами. [ 59 ] Тем не менее в 1860 году в Задонске Исидор , митрополит Блаватской Русской Православной Церкви, видя проявления медиумизма , сказал: «Да не смущается сердце ваше от дара, которым вы обладаете, и пусть оно не становится источником страданий для ты в будущем». [ 60 ] По мнению Блаватской, медиумизм представляет собой противоположность адептству , поскольку медиум является «пассивным инструментом иностранных влияний, [в то время как] адепт активно контролирует себя и все низшие силы». [ 61 ]
Демонизация
[ редактировать ]Мерсен Слоан, редактор и преподаватель Библии, назвал теософское посвящение процессом «замаскированной» демонизации, «грубым извращением» христианского возрождения. [ 62 ]
«Ученик [теософии] становится Адептом. Это одно из многих теософских утверждений, доказывающих конец стремлений культа стать воплощением демонов в людях. Конечно, отрицается, что учителя являются демонами, но учения и практика культа доказывает, что они таковы, и только таковые. человека вторгающимся силам демонов». [ 63 ]
Дружинин утверждал, что теософия стремится «управлять миром» с помощью магии . Каждый теософ желает достичь сверхъестественных способностей, которые «поднимут его над другими людьми». Естественным продолжением отсутствия веры в «истинного Бога» является то, что теософ, занимающийся магией, «считает себя богом». [ 64 ] [ примечание 13 ] Дружинин резюмировал: «Исследуя теософию, мы пришли к выводу, что столь запутанное, противоречивое и фантастическое учение могли создать только душевнобольные люди!» [ 66 ]
Сатанизм
[ редактировать ]Служители христианских церквей относились к Теософскому обществу как к «порождению Злого». [ 67 ] В 1879 году Блаватская писала, что христианская церковь называет теософов «неверными посланниками сатаны ». [ 68 ] [ примечание 14 ] По мнению богослова Кураева, теософы заявили, что вообще не существует другого Бога, кроме Люцифера : «Именно «Сатана есть бог нашей планеты и единственный бог», и это без какой-либо намекающей метафоры его злобы и порочности. Ибо он един с Логосом ». [ 70 ] [ примечание 15 ]
Эллвуд процитировал в «Тайной доктрине»:
Сатана метафизически представляет собой просто обратную или полярную противоположность всего в природе. В аллегорическом смысле он — «противник», «убийца» и великий Враг всего, потому что во всей Вселенной нет ничего, что не имело бы двух сторон — оборотных сторон одной и той же медали. Но в этом случае свет, добро, красота и т. д. могут быть названы Сатаной с таким же правом, как и Дьявол, поскольку они являются противниками тьмы, зла и уродства. [ 72 ] [ примечание 16 ] [ примечание 17 ]
Противостояния
[ редактировать ]Дружинин отмечал, что Блаватская «лично принимала участие в вооруженной борьбе против Римско-католической церкви». [ 75 ] В 1866 году она сопровождала Джузеппе Гарибальди в его экспедициях. В 1867 году она с итальянскими добровольцами «сражалась при Витербо , а затем при Ментане » против франко- папских войск. В битве при Ментане Блаватская была «тяжело ранена». [ 76 ] [ примечание 18 ] В 1941 году Джинараджадаса , четвертый президент Теософского общества Адьяра , сообщил, что теософия Блаватской была «официально запрещена Папой Римским как ужасная ересь, и каждый месяц в течение одного месяца Богу возносится молитва через Деву Марию». спасти мир от теософии». [ 79 ] [ примечание 19 ] [ примечание 20 ] [ примечание 21 ]
В 1880 году Генри Олкотт взял на себя задачу восстановить истинный шри-ланкийский буддизм и «противодействовать усилиям христианских миссионеров на острове». [ примечание 22 ] Для достижения этой цели он перенял некоторые методы протестантских миссионеров. [ 83 ] [ 84 ] Американский религиовед Стивен Протеро заявил, что на Цейлоне Олкотт исполнял «роль антихристианского миссионера». Он писал и распространял антихристианские и пробуддийские трактаты, «и заручился поддержкой своих образовательных реформ со стороны представителей трех монашеских сект острова». [ 85 ] Он использовал христианские модели для буддийских средних и воскресных школ, «таким образом положив начало долгой и успешной кампании по буддийскому образованию в западном стиле на Цейлоне». [ 86 ] [ примечание 23 ] Питер Вашингтон писал, что христианские миссионеры были в ярости от деятельности Олкотта и других теософов. [ 88 ]
Богослов Кураев писал, что Блаватская якобы заявила, что цель теософов «не восстановить индуизм, а смести христианство с поверхности земли». [ 89 ] [ примечание 24 ] Сильвия Крэнстон писала, что в Британии англиканская церковь пыталась запретить продажу Люцифера. [ 91 ] [ примечание 25 ] Отвергая христианские обвинения в том, что Теософское общество является «пионером Антихриста и отпрыском Злого», Блаватская писала архиепископу Кентерберийскому, что оно является «практическим помощником, а может быть, и спасителем христианства». [ 93 ] [ 94 ] [ примечание 26 ] В 1893 году некоторые члены Парламента религий были теософами, а главный лидер англиканской церкви отказался от поддержки Парламента, потому что, по его словам, «христианская религия — единственная религия», и он не понимал, «как это религия может рассматриваться как член Парламента религий, не предполагая равенства других предполагаемых членов и паритета их положения и притязаний». [ 97 ] [ примечание 27 ]
2 декабря 1994 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял интердикт « О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором теософия Блаватской определялась как антихристианское учение. [ 99 ] [ 13 ] Таким образом, русские теософы, считавшие себя православными христианами, были отлучены от церкви . [ 100 ] Франц Хартманн , выдающийся теософ, писал о священнослужителях следующее:
«Каждая атака на ошибочные мнения и эгоизм церковных самодержцев искажается последними как атака на религию; не на их религиозные взгляды, а как атака на саму религию. Их церковь — это их Бог, а интересы церковь — их религия; это все, что они знают о Боге и религии; они не могут составить никакого представления ни о Боге без священнодействия, ни о религии без церковных благ». [ 101 ]
Современная христианская теософия
[ редактировать ]По мнению Эллвуда, помимо линии Блаватской-Олкотта в теософии существовало и другое, квазитеософское, отношение к христианству. В дополнение к антиклерикальной линии в теософии возникла «христианская/католическая теософия» Кингсфорда и Мейтленда . В 1882 году они опубликовали книгу «Совершенный путь, или обретение Христа». [ 102 ] которое произвело на Безант большое впечатление. В этой книге говорится об освобождении духа от материи, о спасении , прообразом после тайной драмы Распятия и Смерти Христа в Его Воскресении . [ 1 ]
В своей книге «Эзотерическое христианство» Безант продолжила теософскую интерпретацию христианства. [ примечание 28 ] В своей статье [ 38 ] Скин подробно проанализировала свою книгу: по ее словам, «здоровая религия должна содержать тайный элемент, доступный только духовной элите». [ 38 ] [ 1 ] [ 104 ] Чтобы доказать, что этот тайный элемент перешел от Иисуса к Апостолам, она цитирует Второе Тимофею 2:2. Стих гласит: «Что слышал ты от меня («учителя ученику») при многих свидетелях, то передай («тайно») верным людям, которые будут способны учить («также и в тайне») тайный учитель для ученика») и другие». [ 105 ] [ 38 ] Безант назвала это эзотерическое знание Великими Тайнами. Малые Тайны означали частичное раскрытие глубоких истин, которые необходимо сначала усвоить, прежде чем войти в Великие Тайны. А Великие Тайны могут передаваться только «из уст в уши», когда ученик становится квалифицированным. [ 106 ] [ 38 ] По мнению Безант, возвращение к эзотерическому христианству ранних веков является «единственным способом сохранить значение христианства». [ 38 ] [ 107 ] [ примечание 29 ]
По мнению Безант, Христос «больше, чем человек Иисус». [ 109 ] У нее есть три взгляда на Христа: «исторический Христос, мифический Христос и мистический Христос». [ 38 ] Скин процитировал:
«Вокруг этой славной Личности собрались мифы, которые объединяли Его с множеством Его предшественников, мифы, аллегорически рассказывающие историю всех подобных жизней, поскольку они символизируют работу Логоса в Космосе и высшую эволюцию индивидуального человеческого существа. душа." [ 110 ] [ 38 ] [ примечание 30 ]
Теософское христианство
[ редактировать ]В постблаватских трудах теософов явно отсутствует «прежний резкий антиклерикализм», а отношение к христианству почти целиком положительное. В частности, Анни Безант и Чарльз Вебстер Ледбитер продемонстрировали новое отношение к «доктрине и богослужению католического типа, понимаемым эзотерически и теософски». Они также рассматривали Христа «вместе с церковными временами года, праздниками и таинствами не только как символы духовной истины, но и как средство передачи трансцендентных энергий». Большая группа теософов присоединилась к Либерально-католической церкви , хотя некоторые из них были англиканами и католиками. [ 1 ] [ примечание 31 ] Ян Хукер, бывший председательствующий епископ Либерально-католической церкви, писал:
«Либеральная католическая церковь возникла из чувства утраты многих английских теософов, чья новая принадлежность сделала их нежеланными в церквях, где они раньше поклонялись, а также из стремления этих людей найти место христианского богослужения, наряду со свободой толкования. , в английской ветви Европейской Старокатолической Церкви ». [ 112 ]

Епископами-основателями Либерально-католической церкви были теософы Дж. И. Веджвуд и К. В. Ледбитер , которые «активно участвовали» в работе Теософского общества (Адьяр). Учение этой Церкви предлагало такое толкование христианства, в котором «суд и спасение после одной жизни» были заменены освобождением от необходимости возрождения после многих; и в котором воздержание от последствий греха «через искупительную жертву Христа» было заменено справедливым и педагогическим получением результатов всего, что было сделано в предыдущих воплощениях в соответствии с «Законом Кармы». [ 112 ] Смысл обрядов Либерально-католической церкви был изложен в книге Ледбитера «Наука о таинствах». [ 115 ] Идея автора заключалась в том, чтобы сохранить основные формы традиционного христианства, но влить «молодое вино в ветхие мехи». «Молодое вино» было новой природой Древней Мудрости, переданной современной Теософией. По словам Эллвуда, христианский обряд, «особенно когда он хорошо проводится и хорошо поддерживается конструктивными мыслями со стороны всех верующих, создает мыслеформы, которые являются сосудами и каналами божественных сил, вызываемых этими возвышенными идеями». [ 87 ] [ примечание 32 ]
Основа взаимопонимания
[ редактировать ]Стефан Хеллер , региональный епископ Ecclesia Gnostica , отметил, что включение материалов полемики девятнадцатого века в современный диалог христианства и теософии «бесполезно». [ 118 ] Дэвид Блэнд, член Теософского общества с 1970 года, заявил:
«На семинаре, проведенном недавно [5–7 ноября 2000 г.] с целью изучения более тесного взаимодействия между Теософским обществом и христианской традицией, было признано, что некоторые принципы христианской веры действительно могут препятствовать диалогу и создавать то, что может показаться преодолимыми барьерами для Открытое исследование. По мере того, как участники этого семинара, члены Общества разного христианского происхождения, работали над этими вопросами, мы определили свою дилемму. Каждый из нас осознал, что догмы, если их принимать за чистую монету, будут продолжать оставаться проблемой. пропасть, но мы также осознали, что существуют принципы, которые могут преодолеть эту пропасть. Если принять императив любви, интерпретации, которые могут разделять, можно отложить в сторону и создать атмосферу любви и понимания». [ 119 ]
Профессор Эллвуд, ученый-религиовед и либеральный католический священник, провозгласил, что христианство можно перестроить так, чтобы оно было созвучно «самым глубоким прозрениям теософии» и, более того, стало для некоторых людей средством передачи этих прозрений и скрытых в них сил. " [ 87 ] В своей книге « Крест и Грааль: эзотерическое христианство XXI века» Эллвуд писал:
« Восточно-православная литургия , католическая форма служения, предполагает желание сделать физически видимым то, что происходит на астральном и ментальном планах, путем намеренного создания сакраментальных мыслеформ, которые направляют божественную энергию из сердца Бога. Фактическое соответствие может быть неверным. всегда будьте точны, поскольку ни одно человеческое ремесло или искусство не может полностью воспроизвести миры внутренних планов, но ощущение цвета, богатства и единства в разнообразии присутствует. В восточном православии часто скрытый алтарь; иконостас , экран, покрытый иконами и изображениями святых, подобен сокровенному вечному царству пневмы , духа, атмы , Бога внутри. Кажется, что эта сила излучается через святых с их светящимися глазами, как если бы они были существами на небесах. ментального плана, или Девачана . Служба продвигается под мистическую и незабываемую музыку, духовенство в богатых одеждах двигается с медлительностью древнего ритуала и вздымающимися облаками. над прихожанами формируется купол серебристо-голубого света, который вверху сливается с золотом, подобно луковичным куполам на вершинах многих православных церквей. Сооружение настолько возвышено, что едва касается земли, и не все присутствующие способны воспринять его непосредственно». [ 120 ]
Христианин обращается в теософию
[ редактировать ]- Джордж Арундейл , третий президент Теософского общества Адьяра. Его отец, преподобный Джон Кей, был священником Конгрегации . В 1926 году Джордж стал региональным епископом Либерально-католической церкви в Индии. [ 121 ] [ 122 ]
- Алиса Бейли , первоначально член Теософского общества Адьяр. Она выросла в «консервативном евангелическом крыле» англиканской церкви. В восемнадцать лет она стала религиозным деятелем Ассоциации молодых христианских женщин . [ 123 ] [ примечание 33 ]
- Анни Безант , второй президент Теософского общества Адьяра . По образованию она была англиканкой и в двадцать лет вышла замуж за преподобного Франка Безанта. [ 125 ] [ 126 ] [ примечание 34 ]
- Елена Блаватская , основательница современного теософского движения, соучредитель и главный идеолог Теософского общества . [ 127 ] [ примечание 35 ] [ примечание 36 ] она была православной христианкой По рождению и образованию . Все ее родственники принадлежали к консервативным людям, считавшим себя «добрыми христианами». [ 130 ] [ примечание 37 ]
- Дэниэл Данлоп , член Теософского общества (первоначально), основатель журнала The Irish Theosophist. Его отец, Александр Данлоп, был квакерским проповедником. [ 132 ]
- Франц Хартманн , член Теософского общества, сотрудник Блаватской и Олькотта в Адьяре. [ 133 ] Он был «образован в доктринах Римско-католической церкви » и одно время желал стать монахом ордена капуцинов . [ 134 ]
- Джеффри Ходсон , член Теософского общества Адьяр и либеральный католический священник. Он вырос с «сильными традиционными христианскими убеждениями». Ходсон работал в YMCA организатором. [ 135 ] Он способствовал эзотерическому толкованию Библии и написал несколько работ, содержащих «обширные и часто глубокие эзотерические интерпретации» историй из Ветхого Завета и жизни Иисуса . [ 1 ]
- Чарльз Ледбитер , сначала англиканский священник, затем член Теософского общества и сотрудник Олкотта на Цейлоне. [ примечание 38 ] Он стал после смерти Блаватской «главным идеологом» Теософского общества Адьяр. Ледбитер был также вторым председательствующим епископом и «ведущим богословом и литургистом» Либеральной католической церкви . [ 137 ] [ 138 ]
- Генри Олкотт , соучредитель и первый президент Теософского общества, «ключевая фигура» в современной истории шри-ланкийского буддизма . [ 83 ] Его родители «воспитали» его пресвитерианцем . [ 139 ] В 1860 году он женился на дочери священника епископальной церкви . [ 140 ]
- Готфрид де Пурукер , лидер Теософского общества Пасадены . Его отец, англиканский священник, «предназначил его для духовенства». [ 141 ]
- Джеймс Веджвуд , член Теософского общества Адьяр. Он отказался от «подготовки к служению англиканской церкви ». [ 142 ] и стал епископом-основателем Либерально-католической церкви. [ 143 ]
См. также
[ редактировать ]- Буддизм и теософия
- Буддизм и христианство
- Христианская теософия
- Индуизм и теософия
- Теософия и западная философия
- « Является ли теософия религией? »
- « Эзотерический характер Евангелий »
- « Кто такие теософы? »
- « Что такое теософия? »
Примечания
[ редактировать ]- ^ Грегори Тиллетт, религиовед, в своей диссертации заявил: «Отношения теософии с христианством никогда не были прямыми». [ 2 ]
- ↑ Гудрик-Кларк писал, что «сама концепция Учителей» — это розенкрейцерская идея «невидимых и тайных адептов, работающих на благо человечества». [ 3 ] И Тиллетт заявил: «Концепция Учителей или Махатм, представленная Е.П.Б., включала в себя смесь западных и восточных идей; она обнаружила большинство из них в Индии или Тибете. И она, и полковник Олкотт утверждали, что видели Учителей и поддерживали связь с ними. ...В западном оккультизме идея «Сверхлюдей» встречается в таких школах, как... братства, основанные де Паскуалли и де Сен-Мартеном ». [ 4 ]
- ↑ Блаватская отказывалась признать Бога как личность. [ 13 ]
- ↑ Богослов Дружинин писал, что Бердяев заметил: «В современной теософии трудно найти учение о Боге». [ 17 ] [ 18 ]
- ^ По словам профессора Ханеграафа , теософия Блаватской является «примером сравнительного религиоведения на оккультных предпосылках, разработанного с явным намерением подорвать устоявшееся христианство». [ 20 ]
- ↑ Профессор Уильямс писал, что не следует понимать буквально слова Иисуса: «Я есть Путь, Истина и Жизнь ». ( Ин. 14.6 ) Он говорит здесь не как исторический персонаж, а как « свет божественный , свет, предположительно известный всем мудрым мудрецам всех веков». [ 27 ]
- ^ Куруппумуллаге Джинараджадас писал, что Махачохан, великий Адепт , писал, что седьмой принцип человека называется одним Христом, другие - Буддой. [ 29 ]
- ↑ Мастер справедливостью Кутхуми писал: «Хотя мы не можем говорить вместе с христианами: «воздавайте добром за зло», — мы повторяем вместе с Конфуцием , — «возвращайте добром за добро; за зло — » . [ 40 ]
- ↑ Бердяев заявил, что «христианство — это религия любви, а не религия справедливости», поэтому для истинного христианина закон кармы отменен. [ 34 ] В отличие от христианских доктрин об искуплении и наказании, теософия не предлагает прощения зла, кроме как «через мириады перевоплощений». [ 41 ] Теософия не предлагает ни «живого искупителя, ни свободы от власти греха». [ 42 ]
- ↑ Тем не менее, русский христианский философ Николай Лосский считал, что «учение о реинкарнации» не противоречит христианскому учению. [ 49 ]
- ↑ Вашингтон писал, что Паттерсон, «заклятый враг Блаватской», ненавидел теософию за ее антихристианскую и антиевропейскую ориентацию. [ 55 ]
- ↑ По мнению Сенкевича , «Тайная Доктрина» была создана под диктовку Учителя Мории методом автоматического письма . [ 57 ]
- ^ Тем не менее, профессор Радхакришнан , индийский философ, писал, что сверхъестественные силы являются «побочными продуктами» высшей жизни и «препятствиями на пути к самадхи » йога . Только «через пренебрежение» этими силами он может достичь освобождения . [ 65 ]
- ↑ Дружинин провозгласил: «Основатели теософии активно выполняли задачу своего покровителя — Князя Тьмы ». [ 69 ] Точно так же Скин заявил, что учение Блаватской носит « сатанинский характер». [ 38 ]
- ↑ Тем не менее, по мнению профессора Юлии Шабановой, украинского философа, в «Тайной доктрине» трактовка определений Сатаны, Люцифера принципиально отличается от христианских деклараций. [ 71 ]
- ^ «Сатана из экзотерических еврейских и христианских книг - всего лишь плод монашеского богословского воображения». [ 73 ]
- ↑ Доктор Кун писал, что Блаватская использовала древние знания, чтобы доказать, что в своем эзотерическом значении все «старые легенды» о Злых и Силах Тьмы относятся не к «сущностно злым» существам, а к Божественной Мудрости Сынов Света, которые должен был иметь принцип интеллекта. [ 74 ]
- ↑ По мнению профессора Льва Клейна , Блаватская «обладала революционными заслугами». [ 77 ] Олкотт писал, что в доказательство ее истории Блаватская показала ему «место, где ее левая рука была сломана в двух местах ударом сабли», и заставила его «почувствовать в ее правом плече мушкетную пулю, все еще застрявшую в мышце, и еще один в ее ноге». [ 78 ]
- ↑ По словам Рене Генона , католическая церковь обратилась с просьбой «осудить теософию и официально заявить, что «ее доктрины не могут быть примирены с католической верой». (Решение Конгрегации Святой Канцелярии от 19 июля 1919 г.: Acta Apostolicae Sedis, 1 августа 1919 г., стр. 317.)» [ 80 ]
- ↑ В интерпретации истории Блаватской « Ватикан особенно рассматривается как негативная, антипрогрессивная сила, оживлённая «деспотическими притязаниями». [ 81 ]
- ^ «Ватикан всегда был против теософии, поскольку теософия предлагает всеобщее братство, осуждает и борется со всеми формами религиозного догматизма». [ 82 ]
- ↑ В 1880 году Блаватская и Олькотт официально обратились в буддизм. (См. здесь: Буддизм и теософия#Основатели Теософского общества .)
- ↑ По словам Эллвуда, Блаватская была в ужасе «жестокости религиозных преследований, осуществляемых во имя христианства, и тактики ревностных, но плохо информированных христианских миссионеров, с которыми она столкнулась в Индии и других местах». [ 87 ] «После дальнейшего взаимодействия с Блаватской и его собственных трудов от имени азиатских буддистов у Олкотта развивалась все большая и большая антипатия к христианской вере». [ 1 ]
- ↑ В своей книге «Разоблаченная Изида » Блаватская сравнила «результаты индуизма , буддизма и христианства в ущерб последнему». [ 90 ]
- ↑ Для христианских церквей Люцифер был «синонимом сатаны». [ 92 ]
- ^ Это было после публикации отчета Ходжсона . Ходжсон также считал, что функция Блаватской в Индии заключалась в том, чтобы «разжигать среди туземцев как можно более широкое недовольство британским правлением». [ 95 ] Тем не менее, спустя 35 лет после этого Генон написал, что Теософское общество «преданно служило интересам британского империализма». [ 96 ]
- ↑ В 1893 году в Чикаго буддисты, джайны , бахаи , мусульмане , индуисты и теософы «разделяли платформу» с католиками, протестантами и иудаистами . [ 98 ]
- ↑ Бердяев писал, что в этой книге Безант можно найти ряд истин, свойственных мистическому пониманию христианства, и что по сравнению с другими эта книга менее антихристианская. [ 103 ]
- ↑ Тем не менее, по мнению Бердяева, современные «теософские секты» дискредитировали «славное слово Теософия» и заставили забыть о существовании «подлинной христианской теософии». [ 108 ] Он писал: «Нам следует воссоединиться с традициями теософии и антропософии И. Беме , поистине с христианской теософией и антропософией. И более того, еще глубже нам следует воссоединиться с традициями эзотерическое, скрытое христианство». [ 17 ]
- ↑ Генри Шелдон , профессор богословия, писал, что Безант, восхваляя Иисуса в пылких словах, «делает его должником восточной мудрости, преданным учеником которой он, как предполагается, был в течение многих лет». [ 111 ]
- ↑ 13 февраля 1916 года считается «датой основания» Церкви. [ 112 ] «Первые публичные службы Церкви в Австралии прошли в Пензанс Чемберс в Сиднее в апреле 1917 года». [ 113 ]
- ^ В книге Мыслеформы. [ 116 ] ее авторы предоставили иллюстрированные описания «тонких энергий», окружающих человека. Тонкие энергии, «активируемые и направляемые христианским богослужением», несомненно, коррелируют с мыслеформами. [ 117 ]
- ↑ Книга Бейли «Новое явление Христа» содержит множество ссылок на Священные Писания и «кажется, действует как текст, предназначенный для обращения христиан» в ее версию теософии. [ 124 ]
- ↑ В детстве Энни была «глубоко религиозной». [ 38 ]
- ↑ По словам профессора Годвина , «в западной эзотерической традиции нет более важной фигуры в наше время, чем Елена Петровна Блаватская». [ 128 ]
- ↑ По словам доктора Кэмпбелла, в XIX веке Теософское общество было «вероятно, самой важной нетрадиционной или оккультной группой». [ 129 ]
- ↑ Тётя Надежда Андреевна Фадеева в трёхлетнем возрасте подожгла рясу священника на крещении своей племянницы, малышки Елены Петровны фон Хан . Биограф написал: «Это было плохое предзнаменование». [ 131 ]
- ↑ Дядя Ледбитера Уильям Вулф Кейпс был выдающимся англиканским церковником. [ 136 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эллвуд .
- ^ Тиллетт 1986 , с. 991.
- ^ Гудрик-Кларк 2004 , с. 6.
- ^ Тиллетт 1986 , с. 966.
- ^ Barker 1924 , p. 52; Дружинин 2012 , p. 42.
- ^ Barker 1924 , p. 52; Дружинин 2012 , pp. 42, 45.
- ^ Безант 1902 , с. 8; Кун 1992 , с. 145.
- ^ Баркер 1924 , Письмо 10.
- ^ Блаватская 1960а , с. 176; Лахман 2012 , с. 112.
- ^ Блаватская 1888b , с. 41.
- ^ Блаватская 1888a , с. 14; Кун 1992 , с. 199; Сантуччи 2012 , стр. 234–235.
- ^ Перейти обратно: а б Дрисколл 1912 , с. 628.
- ^ Перейти обратно: а б Кураев 2002 .
- ^ Блаватская 1967а , с. 91; Движение 1951 , с. 72.
- ^ Блаватская 1889 , с. 84; Беднаровский 1989 , с. 36.
- ^ Berdyaev 1972 , p. 271.
- ^ Перейти обратно: а б Berdyaev .
- ^ Дружинин 2012 , p. 41.
- ^ Соловьёв 1911 , p. 397.
- ^ Ханеграаф 1998 , с. 443.
- ^ Блаватская 1877 , с. 150; Пурукер 1998 , с. 1.
- ^ Блаватская 1877 , с. 553; Тайсон 2006 , с. 213.
- ^ Blavatsky 1877 , p. 544; Сенкевич 2012 , p. 298.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 3.
- ^ Блаватская 1960b , с. 270; Движение 1951 , с. 131; Крэнстон 1999 , с. 408.
- ^ Блаватская 1960а , с. 208.
- ^ Уильямс 2001 .
- ^ Tyson 2006 , p. 210.
- ^ Джинараджадаса 1919 , с. 7.
- ^ Blavatsky 1889 , p. 66; Дружинин 2012 , p. 122.
- ^ Шелдон 1916 , с. 49.
- ^ Блаватская 1889 , с. 67.
- ^ Блаватская 1889 , с. 70; Беднаровский 1989 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Бердяев 1994 , p. 185.
- ^ Блаватская 1889 , с. 112; Беднаровский 1989 , с. 92.
- ^ Блаватская 1889 , с. 138; Беднаровский 1989 , с. 92.
- ^ Блаватская 1889 , с. 148; Генон 2004 , с. 114.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ложка 2002г .
- ^ Стромер 1996 .
- ^ Баркер 1924 , Письмо 85.
- ^ Мартин 2003 , с. 287.
- ^ Мартин 2003 , с. 296.
- ^ Блаватская 1889 , с. 140; Беднаровский 1989 , с. 92.
- ^ Блаватская 1888b , с. 305; Эллвуд 2014a , с. 153.
- ^ Блаватская 1877 , с. 280; Лавуа 2012 , с. 186.
- ^ Блаватская 1888b , с. 306; Эллвуд 2014a , с. 153.
- ^ Дружинин 2012 , pp. 106, 107.
- ^ Дружинин 2012 , p. 103.
- ^ Лосский 1992 , p. 133; Aliaiev, Kutsepal 2018 , p. 159.
- ^ Паттерсон 1884 , с. 200.
- ^ Мелтон 2014 , с. 132.
- ^ Дружинин 2012 , p. 25.
- ^ Hodgson 1885b , p. 207; Дружинин 2012 , p. 25.
- ^ Паттерсон 1891 .
- ^ Вашингтон 1995 , с. 82.
- ^ Кураев 2000 , с. 39.
- ^ Сенкевич 2012 , p. 427.
- ^ Дружинин 2012 , p. 144.
- ^ Мартин 2003 , с. 263.
- ^ Синнетт 1913 , с. 108; Крэнстон 1999 , с. 99.
- ^ Blavatsky 1877 , p. 588; Сенкевич 2012 , p. 300.
- ^ Слоан 1922 , стр. 135, 138.
- ^ Слоан 1922 , стр. 133–134.
- ^ Дружинин 2012 , pp. 120–121.
- ^ Радхакришнан 2008 , с. 367.
- ^ Дружинин 2012 , p. 132.
- ^ Мерфет 1975 , с. 216.
- ^ Блаватская 1967б , с. 98; Кальницкий 2003 , с. 65.
- ^ Дружинин 2012 , p. 53.
- ^ Blavatsky 1888b , p. 234; Кураев 2000 , p. 174.
- ^ Шабанова 2016 .
- ^ Блаватская 1888b , с. 389; Эллвуд 2014a , с. 161.
- ^ Purucker 1999 , Сатана.
- ^ Кун 1992 , с. 212.
- ^ Дружинин 2012 , p. 105.
- ^ Генон 2004 , с. 9; Лахман 2012 , с. 51.
- ^ Кляйн 2011 .
- ^ Олкотт 2011 , с. 9; Кун 1992 , с. 54.
- ^ Джинараджадаса 2010 , с. 33.
- ^ Генон 2004 , стр. 296–7.
- ^ Кальницкий 2003 , с. 298.
- ^ Авелин .
- ^ Перейти обратно: а б ПДБ 2013 .
- ^ Мелтон 2014 , с. 127.
- ^ Протеро 1996 , с. 100.
- ^ Протеро 1996 , с. 97.
- ^ Перейти обратно: а б с Элвуд 2000 .
- ^ Вашингтон 1995 , с. 79.
- ^ Кураев 2000 , с. 26; Генон 2004 , с. 3.
- ^ Гудрик-Кларк 2004 , с. 122.
- ^ Крэнстон 1999 , с. 408.
- ^ Мерфет 1975 , с. 213.
- ^ Блаватская 1960b , с. 283; Мерфет 1975 , с. 216.
- ^ Крэнстон 1993 , Гл. 6/6.
- ^ Ходжсон 1885a .
- ^ Генон 2004 , с. 197.
- ^ Fields 1981 , p. 120; Крэнстон 1999 , p. 509.
- ^ Лахман 2012 , с. 135.
- ^ Интердикт .
- ^ Максимович 2001 .
- ^ Хартманн 1909 , с. 150.
- ^ Кингсфорд 1919 .
- ^ Бердяев 1994 , p. 181.
- ^ Безант 1902 , с. 2.
- ^ Безант 1902 , стр. 60–61.
- ^ Безант 1902 , с. ix.
- ^ Безант 1902 , с. 40
- ^ Бердяев 1994 , p. 175.
- ^ Безант 1902 , с. 123
- ^ Безант 1902 , с. 140
- ^ Безант 1902 , с. 129; Шелдон 1916 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б с Хукер .
- ^ Тиллетт 1986 , с. 610.
- ^ Ледбитер 2007 , Фронтиспис.
- ^ Ледбитер 2007 .
- ^ TForms 1901 .
- ^ Эллвуд 2014b , с. 88.
- ^ Холлер 2001 .
- ^ Среди .
- ^ Эллвуд 2014b , с. 94.
- ^ Теовики .
- ^ Дружинин 2012 , p. 38.
- ^ Элвуд1 .
- ^ Келлер 2006 .
- ^ Боуден 1993а .
- ^ Вессингер .
- ^ Боуден 1993b .
- ^ Годвин 1994 , с. хв.
- ^ Кэмпбелл 1980 , с. 1.
- ^ Сенкевич 2012 , pp. 8, 13.
- ^ Синнетт 1913 , с. 14; Мерфет 1975 , с. 6.
- ^ Теовики1 .
- ^ Теовики2 .
- ^ Зиркофф 1960 , с. 439.
- ^ Кейден .
- ^ Тиллетт 1986 , с. 94.
- ^ Эллвуд2 .
- ^ Хаммер 2003 , с. 509.
- ^ Боуден 1993c .
- ^ Мерфет 1972 , с. 12; Лавуа 2012 , с. 59.
- ^ Догерти .
- ^ Тиллетт 1986 , с. 999.
- ^ Хукер1 .
Источники
[ редактировать ]- Келлер, РС; Рютер, РР ; Кантлон, М., ред. (2006). «Элис Бэйли» . Энциклопедия женщин и религии в Северной Америке . Издательство Университета Индианы. стр. 762–763. ISBN 9780253346872 . Проверено 21 октября 2017 г.
- Пурукер, Г. де , изд. (1999). «Сатана» . Энциклопедический теософский словарь . Издательство Теософского университета. ISBN 978-1-55700-141-2 . Проверено 21 октября 2017 г.
- «Джордж С. Арундейл» . Теософия вики . Теософское общество в Америке. сентября 30 Получено 10 октября.
- «Дэниел Никол Данлоп» . Теософия вики . Теософское общество в Америке. 28 сентября 2017 года . Проверено 10 октября 2017 г.
- «Франц Гартманн» . Теософия вики . Теософское общество в Америке. 29 сентября 2017 года . Проверено 10 октября 2017 г.
- «Указатель к «Теософу», Бомбей и Адьяр» . Союзный указатель теософской периодики . Библиотека теософских исследований Кэмпбелла. 13 октября 2016 г. Проверено 21 октября 2017 г.
- Алиаев Геннадий; Куцепал, Светлана (2018). Базалюк, Олег (ред.). «Космология Николая Лосского» (PDF) . Философия и космология . 20 . Киев: Международное общество философии и космологии: 154–62. дои : 10.29202/phil-cosm/20/15 . ISSN 2518-1866 . Проверено 10 сентября 2018 г.
- Аноним (1951). Теософское движение: 1875–1950 гг . Лос-Анджелес: Каннингем Пресс. Архивировано из оригинала 26 октября 2009 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- Авелин, Карлос К. (2017). «Теософия и Вторая мировая война» . theosophyonline.com . Электронная Теософия . Проверено 29 октября 2017 г.
- Беднаровский, Мэри Ф. (1989). Новые религии и богословское воображение в Америке . Религия в Северной Америке. Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253114464 . Проверено 19 октября 2017 г.
- Бердяев Н.А. (1972). «Гл. 8. Теософия и гнозис». Свобода и Дух . Выберите серию переизданий библиографии. Книги для библиотек Пресса. стр. 270–302. ISBN 9780836968484 . Проверено 9 октября 2017 г.
- ————. «Теософия и антропософия в России» . berdyaev.com . Интернет-библиотека Бердяева . Проверено 19 октября 2017 г.
- Безант, А. (1902) [1901]. Эзотерическое христианство: или меньшие тайны (PDF) (переиздание). Нью-Йорк: Джон Лейн . Проверено 29 октября 2017 г.
- Безант, А. ; Ледбитер, CW (1901). Мыслеформы . Лондон: Теософское издательское общество.
- Блэнд, Дэвид (2000). «Христианско-теософская конференция: императив любви» . Публикации . Теософское общество в Америке. Архивировано из оригинала 10 ноября 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
- Блаватская, Е.П. (1877а). Разоблаченная Исида . Том. 1. Нью-Йорк: Дж. В. Бутон. п. х. Архивировано из оригинала 24 января 2009 г. Проверено 28 июля 2018 г.
- ———— (1877). Разоблаченная Исида . Том. 2. Нью-Йорк: Дж. У. Бутон . Проверено 19 октября 2017 г.
- ———— (1888а). Тайная доктрина (PDF) . Том. 1. Лондон: Теософское издательство . Проверено 9 октября 2017 г.
- ———— (1888б). Тайная доктрина (PDF) . Том. 2. Лондон: Теософское издательство . Проверено 9 октября 2017 г.
- ———— (1889). Ключ к теософии (PDF) . Лондон: Теософская издательская компания . Проверено 19 октября 2017 г.
- ———— (1960а). «Эзотерический характер Евангелий» . В Зиркоффе, Б. де (ред.). Сборник сочинений . Том. 8. Уитон, Иллинойс: Теософское издательство. стр. 172–217 . Проверено 9 октября 2017 г.
- ———— (1960б). « Люцифер» архиепископу Кентерберийскому, приветствую!» . В Зиркоффе, Б. де (ред.). Сборник сочинений . Том. 8. Уитон, Иллинойс: Теософское издательство. стр. 268–283 . Проверено 9 октября 2017 г.
- ———— (1967а). «Что такое теософия?» . В Зиркоффе, Б. де (ред.). Сборник сочинений . Том. 2. Уитон, Иллинойс: Теософское издательство. стр. 87–97 . Проверено 9 октября 2017 г.
- ———— (1967б). «Кто такие теософы?» . В Зиркоффе, Б. де (ред.). Сборник сочинений . Том. 2. Уитон, Иллинойс: Теософское издательство. стр. 98–106 . Проверено 9 октября 2017 г.
- Боуден, Генри В. (1993a). «Безант, Энни Вуд» . Словарь американской религиозной биографии (второе изд.). Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. стр. 51–52. ISBN 9780313278259 . Проверено 19 октября 2017 г.
- ———— (1993б). «Блаватская, Елена Петровна» . Словарь американской религиозной биографии (второе изд.). Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. стр. 59–61. ISBN 9780313278259 . Проверено 19 октября 2017 г.
- ———— (1993в). «Олкотт, Генри Стил» . Словарь американской религиозной биографии (второе изд.). Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. стр. 404–405. ISBN 9780313278259 . Проверено 19 октября 2017 г.
- Булгаков, С.Н. (2012). Немеркнущий Свет . Перевод Смита, Т.А. (Переиздание). Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 9780802867117 . Проверено 26 августа 2018 г.
- Басвелл-младший, Роберт ; Лопес-младший, Дональд (2013). «Олкотт, Генри Стил» . Принстонский словарь буддизма . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 602. ИСБН 9781400848058 . OCLC 864788798 . Проверено 19 октября 2017 г.
- Кэмпбелл, Б.Ф. (1980). Возрождение древней мудрости: история теософского движения . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520039681 . Проверено 29 октября 2017 г.
- Крэнстон, СЛ (1993). Е.П.Б.: необыкновенная жизнь и влияние Елены Блаватской, основательницы современного теософского движения . Сыновья ГП Патнэма. ISBN 9780874776881 . Проверено 19 октября 2017 г.
- Догерти С.Б. (29 марта 2012 г.). «Пурукер, Готфрид Де» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство . Проверено 19 октября 2017 г.
- Дрисколл, Дж. Т. (1912). «Теософия» . В Herbermann, CG (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 14. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. стр. 626–628 . Проверено 13 октября 2017 г.
- Эллвуд RS (16 августа 2011 г.). «Бейли, Элис Энн Латроб Бейтман» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство . Проверено 19 октября 2017 г.
- ———— (ноябрь 2000 г.). «Христианский ритуал в теософской перспективе» . Квест . 88 (6). Теософское общество в Америке: 225–227 . Проверено 26 октября 2017 г.
- ———— (7 апреля 2012 г.). «Христианство, теософские подходы» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство . Проверено 19 октября 2017 г.
- ———— (15 марта 2012 г.). «Ледбитер, Чарльз Вебстер» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство . Проверено 19 октября 2017 г.
- ———— (2014а) [1986]. Теософия: современное выражение мудрости веков . Книги квестов. Уитон, Иллинойс: Книги квестов. ISBN 9780835631457 . Проверено 26 октября 2017 г.
- ———— (2014б) [1997]. Крест и Грааль: эзотерическое христианство XXI века . Уитон, Иллинойс: Книги квестов. ISBN 9780835630962 . Проверено 29 октября 2017 г.
- Филдс, Рик (1981). Как лебеди пришли к озеру: повествовательная история буддизма в Америке . Шамбала. ISBN 9780394748832 . Проверено 9 октября 2017 г.
- Годвин, Дж. (1994). «Предисловие». Мастера раскрыты: мадам Блаватская и миф о Великой Белой Ложе . Серия SUNY в западных эзотерических традициях. Олбани: SUNY Press. стр. xv–xix. ISBN 9780791420638 . Проверено 19 октября 2017 г.
- Гудрик-Кларк, Н. (2004). Елена Блаватская . Западные эзотерические мастера. Беркли: Книги Северной Атлантики. ISBN 1-55643-457-Х . Проверено 16 октября 2017 г.
- Генон, Рене (2004) [2003]. Теософия: история псевдорелигии перевод Элвина Мура-младшего. Хиллсдейл, Нью-Йорк: София Переннис. ISBN 0-900588-79-9 . Проверено 6 октября 2017 г.
- Хаммер, О. (2003) [2001]. Утверждение знаний: стратегии эпистемологии от теософии до нового века (докторская диссертация). Исследования по истории религий. Бостон: Брилл. ISBN 9789004136380 . Проверено 10 октября 2017 г.
- Ханеграаф, WJ (1998). Религия Нью Эйдж и западная культура: эзотерика в зеркале светской мысли . Серия SUNY в западных эзотерических традициях. Олбани: SUNY Press. ISBN 9780791438541 . Проверено 29 октября 2017 г.
- Хартманн, Ф. (1909). Жизнь Иеошуа: Пророк из Назарета . Лондон: К. Пол, Тренч, Трюбнер . Проверено 9 октября 2017 г.
- Ходжсон, Р. (12 сентября 1885 г.). «Теософское общество. Русская интрига или религиозная эволюция?» . Возраст . Мельбурн . Проверено 14 октября 2017 г.
- Ходжсон, Р.; и др. (1885). «Отчет комиссии, назначенной для расследования явлений, связанных с Теософским обществом» (PDF) . Труды Общества психических исследований . 3 . Лондон: Общество психических исследований: 201–400. ISSN 0081-1475 .
- Хеллер, SA (июль 2001 г.). «Христианско-теософская конференция: Что такое христианин?» . Квест . 89 (4). Теософское общество в Америке: 135 . Проверено 29 октября 2017 г.
- Хукер, Ян (15 марта 2012 г.). «Либерально-католическая церковь» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство . Проверено 29 октября 2017 г.
- ———— (14 марта 2012 г.). «Веджвуд, Джеймс Ингалл» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство . Проверено 21 ноября 2017 г.
- Джинараджадаса, К. , изд. (1919). Письма мастеров мудрости, 1881–1888 гг . Адьяр: Теософское издательство. ОСЛК 5151989 . ОЛ 22885043М . Проверено 24 октября 2017 г.
- Джинараджадаса, К. (2010) [1941]. Письма К.Х. К.В. Ледбитеру (переиздание). Уайтфиш, Монтана: Издательство Кессинджер. ISBN 978-1162578088 . Проверено 21 октября 2017 г.
- Кальницкий, Арнольд (2003). Теософское движение девятнадцатого века: легитимация спорного и укрепление сомнительного (PDF) (диссертация D. Litt. et Phil.). промоутер доктор Х.К. Стейн. Претория: Университет Южной Африки (опубликовано в 2009 г.). HDL : 10500/2108 . OCLC 732370968 . Проверено 6 октября 2017 г. - через Unisa ETD.
- Кейден, В. (12 марта 2012 г.). «Ходсон, Джеффри» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство . Проверено 19 октября 2017 г.
- Кингсфорд, А .; Мейтленд, Э. (1919) [1882]. Совершенный путь, или обретение Христа (7-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Macoy . Проверено 29 октября 2017 г.
- Кун, Элвин Бойд (1992) [1930]. Теософия: современное возрождение древней мудрости (докторская диссертация). Серия «Американская религия: Исследования в области религии и культуры». Уайтфиш, Монтана: Издательство Кессинджер. ISBN 978-1-56459-175-3 . Проверено 18 октября 2017 г.
- Кутхуми ; и др. (1924). Баркер, AT (ред.). Письма Махатм А. П. Синнетту от Махатм М. и К. Х. Нью-Йорк: Издательство компании Фредерика А. Стокса. Архивировано из оригинала 16 ноября 2013 года . Проверено 21 октября 2017 г.
- Лахман, Г. (2012). Мадам Блаватская: Мать современной духовности . Пингвин. ISBN 9781101601389 . OCLC 858947354 . Проверено 9 октября 2017 г.
- Лавуа, JD (2012). Теософское общество: история спиритуалистического движения . Бока-Ратон, Флорида: Brown Walker Press. ISBN 9781612335537 . Проверено 6 октября 2017 г.
- Ледбитер, CW (2007) [1920]. Наука Таинств . Козимо, Инк. ISBN 9781602062405 . Проверено 25 октября 2017 г.
- Мартин, В .; Захариас, Р. (2003). Захариас, Р. (ред.). Королевство культов . Книги Бейкера. ISBN 9780764228216 . Проверено 19 октября 2017 г.
- Мелтон, Дж. Г. (2014) [1992]. «Теософия» . Энциклопедический справочник культов в Америке (переиздание). Нью-Йорк: Рутледж. стр. 126–136. ISBN 9781135539986 . Проверено 6 октября 2017 г.
- Мерфет, Х. (1972). Молот на горе: жизнь Генри Стила Олкотта (1832–1907) . Теософское издательство. ISBN 9780835602105 . Проверено 6 октября 2017 г.
- ———— (1975). Когда наступит рассвет: Биография Елены Петровны Блаватской . Теософское издательство. ISBN 9780835604598 . Проверено 6 октября 2017 г.
- Олкотт, HS (2011). Листы старого дневника 1875-8 гг . Коллекция Кембриджской библиотеки. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108072939 . Проверено 19 октября 2017 г.
- Паттерсон, Джордж (сентябрь 1884 г.). «Крах Кут Хуми» . Журнал Мадрасского христианского колледжа . Мадрас, Индия: Мадрасский христианский колледж: 199–215 . Проверено 13 октября 2017 г.
- ———— (14 мая 1891 г.). «Мадам Блаватская» . Британский еженедельник . Лондон: 40 . Проверено 13 октября 2017 г.
- Протеро, СР (1996). Белый буддист: азиатская одиссея Генри Стила Олкотта . Религия в Северной Америке. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780585109503 . Проверено 29 октября 2017 г.
- Пурукер, Г. (1998). История Иисуса Пасадена: Издательство Теософского университета. ISBN 978-1-55700-153-5 . Проверено 19 октября 2017 г.
- Радхакришнан, С. (2008) [1923]. Индийская философия . Том. 2 (2-е изд.). Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195698428 . Проверено 21 ноября 2017 г.
- Сантуччи, Дж. А. (2012). «Теософия» . Ин Хаммер, О. ; Ротштейн, М. (ред.). Кембриджский спутник новых религиозных движений . Кембриджские спутники религии. Издательство Кембриджского университета. стр. 231–246. ISBN 9781107493551 . Проверено 18 октября 2017 г.
- Шелдон, ХК (1916). Теософия и новая мысль . Нью-Йорк: Абингдон Пресс . Проверено 29 октября 2017 г.
- Синнетт, AP (1913) [1886]. Происшествия из жизни мадам Блаватской (2-е изд.). Лондон: Теософское издательство.
- Скин, Джеймс (2002). Фаутц, С.Д. (ред.). «Теософия: исторический анализ и опровержение» (PDF) . Куодлибет . 4 (2). Чикаго, Иллинойс ISSN 1526-6575 . OCLC 42345714 . Проверено 24 октября 2017 г.
- Слоан, Мэн (1922). Демонософия разоблачена в современной теософии (2-е изд.). Сент-Пол, Миннесота: The Way Press . Получено 4 октября.
- Стромер, Чарльз (1996). «Карма и реинкарнация» . В Анкерберге, Дж .; Уэлдон, Дж. (ред.). Энциклопедия верований Нью Эйдж . Издательство Harvest House. стр. XII – XIII. ISBN 9781565071605 . Проверено 31 октября 2017 г.
- Тиллетт, Грегори Дж. (1986). Чарльз Вебстер Ледбитер 1854–1934: биографическое исследование (докторская диссертация). Сидней: Сиднейский университет (опубликовано в 2007 г.). hdl : 2123/1623 . ОСЛК 220306221 . Проверено 29 октября 2017 г. - через Sydney Digital Thesis.
- Тайсон, Дж. Х. (2006). Возвращение к мадам Блаватской . iUniverse. ISBN 9780595857999 . Проверено 21 октября 2017 г.
- Вашингтон, П. (1995). Бабуин мадам Блаватской: история мистиков, медиумов и неудачников, которые принесли спиритуализм в Америку . Шокенские книги. ISBN 9780805241259 . Проверено 20 октября 2017 г.
- Вессингер CL (10 марта 2012 г.). «Безант, Анни» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство . Проверено 19 октября 2017 г.
- Уильямс, Джей Г. (март 2001 г.). «Христианская исключительность Теософская истина» . Квест . 89 (2). Теософское общество в Америке . Проверено 26 октября 2017 г.
- Зирков, Б. де (1960). «Франц Хартманн» (PDF) . В Зиркоффе, Б. де (ред.). Собрание сочинений Блаватской . Том. 8. Уитон, Иллинойс: Теософское издательство. стр. 439–457 . Проверено 9 октября 2017 г.
- На русском языке
- "Определение "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме" " [Interdict "On the Pseudo-christian Sects, Neopaganism, and Occultism"]. Patriarchia.ru (in Russian). Москва: Московский Патриархат. 2009-01-18 . Retrieved 19 October 2017 .
- Бердяев, Н. А. (1994). "Гл. VIII. Теософия и гнозис" [Ch. VIII. Theosophy and Gnosis]. Философия свободного духа [ Freedom and the Spirit ]. Мыслители XX века (in Russian). Москва: Республика. pp. 175–193. ISBN 5-250-02453-Х . Проверено 9 октября 2017 г.
- Дружинин, Д. (2012). Блуждание во тьме: основные положения псевдотеософии Елены Блаватской, Генри Олькотта, Анни Безант и Чарльза Ледбитера [ Wandering in the Dark: The Fundamentals of the Pseudo-theosophy by Helena Blavatsky, Henry Olcott, Annie Besant, and Charles Leadbeater ] (in Russian). Нижний Новгород. ISBN 978-5-90472-006-3 . Проверено 10 октября 2017 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Клейн, Л. С. (June 2011). Кувакин, Валерий (ed.). "Рациональный взгляд на успехи мистики" [Rational View on the Successes of Mysticism]. Здравый смысл (in Russian). 16 (2). Москва: Российское гуманистическое общество. ISSN 1814-0416 . Retrieved 29 October 2017 .
- Крэнстон, С. (1999). Данилов, Л. Л. (ed.). Е. П. Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения [ HPB: the extraordinary life and influence of Helena Blavatsky, founder of the modern Theosophical movement ] (in Russian). Рига: Лигатма. ISBN 5-7738-0017-9 . Проверено 9 октября 2017 г.
- Кураев, А. В. (2000). Кто послал Блаватскую? [ Who had sent Blavatsky? ]. Христианство в "Эру Водолея" (in Russian). Троицкое слово . Retrieved 9 October 2017 .
- ———— (2002). "Блаватская Елена Петровна" [Blavatsky Helena Petrovna]. In Кирилл (ed.). Православная энциклопедия (in Russian). Vol. 5 (Online ed.). Москва: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия". pp. 231–233. ISBN 5-89572-010-2 . Проверено 10 октября 2017 г.
- Лосский, Н. О. (1992). Учение о перевоплощении. Интуитивизм [ The Doctrine of Reincarnation. Intuitionism ] (in Russian). Moscow: Прогресс . Retrieved 10 September 2018 .
- Максимович, К. А. (2001). "Анафема" [Anathema]. In Кирилл (ed.). Православная энциклопедия (in Russian). Vol. 2 (Online ed.). Москва: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия". pp. 274–279. ISBN 5-89572-007-2 . Проверено 29 октября 2017 г.
- Мень, А. В. (2002). "Теософия и Библия" [Theosophy and Bible] (PDF) . Библиологический словарь (in Russian). Vol. 3. Москва: Фонд им. А. Меня. pp. 224–227. ISBN 5-89831-028-2 . Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2013 года . Проверено 10 октября 2017 г.
- Сенкевич, А. Н. (2012). Елена Блаватская. Между светом и тьмой [ Helena Blavatsky. Between Light and Darkness ]. Носители тайных знаний (in Russian). Москва: Алгоритм. ISBN 978-5-4438-0237-4 . OCLC 852503157 . Проверено 6 октября 2017 г.
- Соловьёв, Владимир С. (1911). "Заметка о Е. П. Блаватской" [Note on H. P. Blavatsky]. In Соловьёв, С. М. (ed.). Собрание сочинений [ Collected Writings ] (in Russian). Vol. 6. СПб.: Книгоиздательское Товарищество "Просвещение". pp. 394–398.
- Шабанова Ю. А. (2016). "Идеи Е. П. Блаватской в творчестве А. Н. Скрябина" [The ideas of H.P. Blavatsky in the creation of A.N. Scriabin]. Статті Наукової групи ТТ України (in Russian). Теософское общество в Украине . Retrieved 15 October 2017 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейли, А. (1970) [1947]. Новое явление Христа (2-е изд.). Издательская компания Люцис . Проверено 19 октября 2017 г.
- Эдж, ХТ (1998). Теософия и христианство (Интернет-изд.). Пасадена: Издательство Теософского университета. ISBN 1-55700-102-2 . Проверено 29 октября 2017 г.
- Хейндель, Макс (1996) [1909]. «Христос и Его миссия». Розенкрейцерская космоконцепция: мистическое христианство . Братство Розенкрейцеров. стр. 367–410. ISBN 9780911274028 . Проверено 19 октября 2017 г.
- Зейлинг, Макс (1913). Теософия и христианство . Рэнд, МакНелли и компания . Проверено 4 октября 2017 г.
- Штайнер, Р. (2008). Христос и человеческая душа . Рудольф Штайнер Пресс. ISBN 9781855842038 . Проверено 19 октября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Великий инквизитор, пер. Елены Блаватской.