Jump to content

Махатма

Махатма (английское произношение: / m ə ˈ h ɑː t m ə , m ə ˈ h æ t m ə / , санскрит : महात्मा , латинизированное : mahātmā , от санскрита महा (маха) 'великий', и आत्मा (атма) 'душа ') — почетное обращение , используемое в Индии.

Этот термин обычно используется для обозначения Мохандаса Карамчанда Ганди , которого часто называют просто «Махатмой Ганди». Хотя и реже, но этот эпитет использовался и в отношении таких людей, как Басава. [1] (1131–1167), Свами Шраддхананд (1856–1926), Лалон Шах (1772–1890), Айянкали (1863–1941) и Джотирао Пхуле (1827–1890).

Термин махатма также исторически использовался для обозначения класса религиозных ученых в джайнизме ; для избранных религиозных лидеров теософии ; и для местных религиозных учителей в церкви Миссии Божественного Света .

В теософии

[ редактировать ]
Особенно

Слово, использованное в техническом смысле, было популяризировано в теософской литературе в конце 19 века, когда Елена Блаватская , одна из основательниц Теософского общества , утверждала, что ее учителями были адепты (или Махатмы), проживающие в Азии . Согласно теософскому учению, Махатмы – это не бестелесные существа, а высокоразвитые люди, занимающиеся наблюдением за духовным ростом личности и развитием цивилизаций. Блаватская была первым человеком в наше время, заявившим о контакте с этими Адептами, особенно с «Учителями» Кут Хуми и Морией . Элвин Бойд Кун писал о махатмах: [2]

Учителя, которых представляет нам теософия, — это просто высокопоставленные ученики школы жизненного опыта. Они члены нашей собственной эволюционной группы, а не гости из небесных сфер. Они сверхлюди только в том смысле, что достигли познания законов жизни и овладения ее силами, с которыми мы все еще боремся.

После смерти Блаватской в ​​1891 году многие люди утверждали, что поддерживали контакт с ее Адептами-Учителями. Эти люди заявили, что они являются новыми «посланниками» Учителей и передают различные эзотерические учения. [3] В настоящее время различные теософские движения называют их Вознесенными Владыками , хотя их характер и учение в нескольких отношениях отличаются от описанных Блаватской. [4] [5]

Было много споров по поводу существования адептов. Критики Блаватской сомневались в существовании ее Учителей. См., например, разоблачения У. Э. Коулмана.

К. Пол Джонсон в своих книгах [6] предполагает, что «Учителя», о которых Блаватская писала и от которых писала письма, на самом деле были идеализацией людей, которые были ее наставниками . Ариэль Санат, [7] автор книги « Внутренняя жизнь Кришнамурти: личная страсть и вечная мудрость » писал, что Джонсон «во всех своих книгах утверждает, что в ранней истории Теософского общества вообще не было Учителей и что их изобрела Елена Блаватская (как другие утверждали, что она придумала свои путешествия)». Санат написал, что Джонсон «намеренно игнорирует основные источники доказательств их реального физического существования». [8] Что, по мнению Саната, это было, не совсем ясно.

Мохандас Карамчанд Ганди в роли Махатмы

[ редактировать ]
Мохандас Ганди , которого в наше время обычно называют Махатмой.

По мнению некоторых авторов, Рабиндранат Тагор использовал этот титул для Ганди 6 марта 1915 года. [9] Некоторые утверждают, что жители Гурукул Кангади в апреле 1915 года называли его Махатмой. [10] а тот, в свою очередь, назвал основателя Мунширама Махатмой (который позже стал Свами Шраддханандом ). Однако документ, удостоивший его титула «Махатма» от 21 января 1915 года в Джетпуре , Гуджарат, написанный Наутамлалом Бхагванджи Мехтой, хранится в Национальном музее Ганди в Нью-Дели, Индия. [11] В частном письме друга Ганди Прадживана Мехты Гопалу Кришне Гокхале в 1909 году Ганди упоминался с названием и, таким образом, остается самой ранней письменной записью, в которой использовалось это название. [12] Использование термина Махатма в джайнизме для обозначения класса священников-мирян отмечается с 17 века. Махатма — это тот, кто практикует Трикаранасуддхи . [13]

В миссии Божественного Света

[ редактировать ]

Миссия Божественного Света (DLM) была движением, основанным на Сант Мат, начатым в Индии в 1930-х годах Хансом Махараджем и официально зарегистрированным в 1960 году. В DLM насчитывалось около 2000 Махатм, все из Индии или Тибета, которые обучали секретной медитации DLM. техники под названием «Знание». Махатмы, называемые «реализованными душами», [14] или «апостолы», также служили местными лидерами. [15] После смерти Ханса Джи в 1966 году его его младший сын Прем Рават преемником стал (известный тогда как Гуру Махарадж Джи или Багьогешвар). Молодой гуру назначил несколько новых Махатм, в том числе одного из США. В одном случае известный индийский Махатма чуть не до смерти избил человека в Детройте за то, что тот бросил в гуру пирог. [16] В начале 1980-х Прем Рават заменил организацию Миссии Божественного Света на Элан Виталь и заменил Махатм инициаторами. Инициаторы не имели почитаемого статуса Махатм и набирались в основном из западных последователей. [14] В 2000-е годы на смену инициаторам пришло видео, в котором Рават сам обучает техникам.

В джайнизме

[ редактировать ]
Рукопись Мевад Рамаяны: колофон красного цвета: государственный текст был написан Махатмой Хиранандой по заказу Ачарьи Джасванта для библиотеки Махараны Джагата Сингха I из Мевара. Завершено в пятницу, 25 ноября 1650 г.

Среди джайнов термин Махатма используется для обозначения класса ученых-домохозяев.

Махатма Хирананда из Мевара

[ редактировать ]

Колофон , Мевар Рамаяны, названный «одной из самых красивых рукописей в мире» [17] [18] утверждает, что текст, заказанный Ачарьей Джасвантом для библиотеки Махараны Джагат Сингха I из Мевара , был написан неким Махатмой Хиранандой и закончен в пятницу, 25 ноября 1650 года. [19] Будучи джайнским писцом, Махатма Хирананда включил в рукопись традиционные элементы джайнского писца. [20]

Джайнские Махатмы в Дабестан-э-Мазахебе

[ редактировать ]

« Дабестан-э Мазахеб» , написанный около 1655 года нашей эры, представляет собой текст, описывающий различные религии и философии, с которыми столкнулся автор. [21] Его раздел 11 посвящен джайнизму. В нем говорится: «Подобно дервишам обоих классов (Монаху и Джатисам ) существует третья секта, называемая Маха-атма; группа, отделенная от джайнов Освала, имеет одежду и внешний вид Джатисов; однако не выщипывает себе волосы пинцетом. Они копят деньги, готовят еду в своих домах , пьют холодную воду и берут себе жену». [22] Таким образом, термин Махатма использовался для обозначения священников/ученых, не соблюдавших целомудрия.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Обращение премьер-министра по случаю выпуска памятной монеты в честь Махатмы Басавешвары: Выступления: Премьер-министр Индии – доктор Манмохан Сингх (22 мая 2004 г. – 26 мая 2014 г.)» . архивpmo.nic.in . Проверено 7 августа 2018 г.
  2. ^ Кун (1930), – с. 147.
  3. ^ Мадам Блаватская и посланники мастеров последних дней .
  4. ^ Ледбитер, CW Мастера и путь . Адьяр, Индия: Теософское издательство, 1929 г. (Перепечатка: Kessinger Publishing, 1997 г.).
  5. ^ Партридж, Кристофер изд. Новые религии: Путеводитель: Новые религиозные движения, секты и альтернативные духовные течения Oxford University Press, США, 2004.
  6. ^ Джонсон (1994), Джонсон (1995) - с. 49.
  7. ^ «Ариэль Санат (Мигель Анхель Санабриа) в настоящее время является адъюнкт-профессором кафедры философии и религии Американского университета в Вашингтоне, округ Колумбия» // Об авторе книги «Внутренняя жизнь Кришнамурти» в 1999 году.
  8. ^ См. Мир теософии.
  9. ^ Датта, Кришна и Эндрю Робинсон, Рабиндранат Тагор: Антология , стр. 2
  10. ^ «И вот как Ганди стал Махатмой, 1 октября 2012 г.» .
  11. ^ Национальный музей Ганди, Нью-Дели ; КамдарТри.com
  12. ^ «Менее известный друг Ганди, преподавший «Махатме» урок европейского этикета» . 2 октября 2021 г.
  13. ^ Санкар Р.Н., Аджит (июль – декабрь 2012 г.). «Установление связи между Трикаранасуддхи и использованием духовности как контекста лидерства ». Журнал IPE по менеджменту . 1 (2): 81–105. ССНН   2212138 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Прайс, Мейв (1979): Миссия Божественного Света как социальная организация. (1) Социологическое обозрение, 27, стр. 279-296.
  15. ^ Левин, Сол В. в Галантер, Марк (1989). Культы и новые религиозные движения: отчет Американской психиатрической ассоциации . Американский психиатрический паб., Inc. ISBN  0-89042-212-5 .
  16. ^ Бартель, Деннис (ноябрь 1983 г.). «Кто есть кто в Гуру». Харпер . п. 55.
  17. ^ «Мевар Рамаяна в Британской библиотеке: как появилась полная цифровая версия» . 13 июня 2014 г.
  18. ^ «На фотографиях: потрясающая рукопись Рамаяны становится цифровой, BBC, 21 марта 2014 г.» . Новости Би-би-си . 21 марта 2014 г.
  19. ^ «Рамаяна - страницы 21 и 22 (Британская библиотека, добавьте MS 15296-15297 и IO San 3621)» .
  20. ^ «Рамаяна – страницы 3 и 4» .
  21. ^ «Дабистан: или Школа манер: религиозные верования, обряды, философские взгляды и социальные обычаи народов Востока, Фани Мухсин, перевод Дэвида Ши, Энтони Тройера, издатель, М. Уолтер Данн, 1901, стр. 275 -276" . 1901.
  22. ^ «Дабистан: или Школа манер: религиозные верования, обряды, философские взгляды и социальные обычаи народов Востока, Фани Мухсин, перевод Дэвида Ши, Энтони Тройера, издатель, М. Уолтер Данн, 1901, стр. 275 " . 1901.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Датта, Кришна и Эндрю Робинсон. Рабиндранат Тагор: Антология. Пикадор/Макмиллан: Лондон, 1997.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7064bd5338233db1cf57f0bc911f320d__1708003080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/0d/7064bd5338233db1cf57f0bc911f320d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mahatma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)