Махатма
Махатма (английское произношение: / m ə ˈ h ɑː t m ə , m ə ˈ h æ t m ə / , санскрит : महात्मा , латинизированное : mahātmā , от санскрита महा (маха) 'великий', и आत्मा (атма) 'душа ') — почетное обращение , используемое в Индии.
Этот термин обычно используется для обозначения Мохандаса Карамчанда Ганди , которого часто называют просто «Махатмой Ганди». Хотя и реже, но этот эпитет использовался и в отношении таких людей, как Басава. [1] (1131–1167), Свами Шраддхананд (1856–1926), Лалон Шах (1772–1890), Айянкали (1863–1941) и Джотирао Пхуле (1827–1890).
Термин махатма также исторически использовался для обозначения класса религиозных ученых в джайнизме ; для избранных религиозных лидеров теософии ; и для местных религиозных учителей в церкви Миссии Божественного Света .
В теософии
[ редактировать ]
Слово, использованное в техническом смысле, было популяризировано в теософской литературе в конце 19 века, когда Елена Блаватская , одна из основательниц Теософского общества , утверждала, что ее учителями были адепты (или Махатмы), проживающие в Азии . Согласно теософскому учению, Махатмы – это не бестелесные существа, а высокоразвитые люди, занимающиеся наблюдением за духовным ростом личности и развитием цивилизаций. Блаватская была первым человеком в наше время, заявившим о контакте с этими Адептами, особенно с «Учителями» Кут Хуми и Морией . Элвин Бойд Кун писал о махатмах: [2]
Учителя, которых представляет нам теософия, — это просто высокопоставленные ученики школы жизненного опыта. Они члены нашей собственной эволюционной группы, а не гости из небесных сфер. Они сверхлюди только в том смысле, что достигли познания законов жизни и овладения ее силами, с которыми мы все еще боремся.
После смерти Блаватской в 1891 году многие люди утверждали, что поддерживали контакт с ее Адептами-Учителями. Эти люди заявили, что они являются новыми «посланниками» Учителей и передают различные эзотерические учения. [3] В настоящее время различные теософские движения называют их Вознесенными Владыками , хотя их характер и учение в нескольких отношениях отличаются от описанных Блаватской. [4] [5]
Критика
[ редактировать ]Было много споров по поводу существования адептов. Критики Блаватской сомневались в существовании ее Учителей. См., например, разоблачения У. Э. Коулмана.
К. Пол Джонсон в своих книгах [6] предполагает, что «Учителя», о которых Блаватская писала и от которых писала письма, на самом деле были идеализацией людей, которые были ее наставниками . Ариэль Санат, [7] автор книги « Внутренняя жизнь Кришнамурти: личная страсть и вечная мудрость » писал, что Джонсон «во всех своих книгах утверждает, что в ранней истории Теософского общества вообще не было Учителей и что их изобрела Елена Блаватская (как другие утверждали, что она придумала свои путешествия)». Санат написал, что Джонсон «намеренно игнорирует основные источники доказательств их реального физического существования». [8] Что, по мнению Саната, это было, не совсем ясно.
Мохандас Карамчанд Ганди в роли Махатмы
[ редактировать ]
По мнению некоторых авторов, Рабиндранат Тагор использовал этот титул для Ганди 6 марта 1915 года. [9] Некоторые утверждают, что жители Гурукул Кангади в апреле 1915 года называли его Махатмой. [10] а тот, в свою очередь, назвал основателя Мунширама Махатмой (который позже стал Свами Шраддханандом ). Однако документ, удостоивший его титула «Махатма» от 21 января 1915 года в Джетпуре , Гуджарат, написанный Наутамлалом Бхагванджи Мехтой, хранится в Национальном музее Ганди в Нью-Дели, Индия. [11] В частном письме друга Ганди Прадживана Мехты Гопалу Кришне Гокхале в 1909 году Ганди упоминался с названием и, таким образом, остается самой ранней письменной записью, в которой использовалось это название. [12] Использование термина Махатма в джайнизме для обозначения класса священников-мирян отмечается с 17 века. Махатма — это тот, кто практикует Трикаранасуддхи . [13]
В миссии Божественного Света
[ редактировать ]Миссия Божественного Света (DLM) была движением, основанным на Сант Мат, начатым в Индии в 1930-х годах Хансом Махараджем и официально зарегистрированным в 1960 году. В DLM насчитывалось около 2000 Махатм, все из Индии или Тибета, которые обучали секретной медитации DLM. техники под названием «Знание». Махатмы, называемые «реализованными душами», [14] или «апостолы», также служили местными лидерами. [15] После смерти Ханса Джи в 1966 году его его младший сын Прем Рават преемником стал (известный тогда как Гуру Махарадж Джи или Багьогешвар). Молодой гуру назначил несколько новых Махатм, в том числе одного из США. В одном случае известный индийский Махатма чуть не до смерти избил человека в Детройте за то, что тот бросил в гуру пирог. [16] В начале 1980-х Прем Рават заменил организацию Миссии Божественного Света на Элан Виталь и заменил Махатм инициаторами. Инициаторы не имели почитаемого статуса Махатм и набирались в основном из западных последователей. [14] В 2000-е годы на смену инициаторам пришло видео, в котором Рават сам обучает техникам.
В джайнизме
[ редактировать ]
Среди джайнов термин Махатма используется для обозначения класса ученых-домохозяев.
Махатма Хирананда из Мевара
[ редактировать ]Колофон , Мевар Рамаяны, названный «одной из самых красивых рукописей в мире» [17] [18] утверждает, что текст, заказанный Ачарьей Джасвантом для библиотеки Махараны Джагат Сингха I из Мевара , был написан неким Махатмой Хиранандой и закончен в пятницу, 25 ноября 1650 года. [19] Будучи джайнским писцом, Махатма Хирананда включил в рукопись традиционные элементы джайнского писца. [20]
Джайнские Махатмы в Дабестан-э-Мазахебе
[ редактировать ]« Дабестан-э Мазахеб» , написанный около 1655 года нашей эры, представляет собой текст, описывающий различные религии и философии, с которыми столкнулся автор. [21] Его раздел 11 посвящен джайнизму. В нем говорится: «Подобно дервишам обоих классов (Монаху и Джатисам ) существует третья секта, называемая Маха-атма; группа, отделенная от джайнов Освала, имеет одежду и внешний вид Джатисов; однако не выщипывает себе волосы пинцетом. Они копят деньги, готовят еду в своих домах , пьют холодную воду и берут себе жену». [22] Таким образом, термин Махатма использовался для обозначения священников/ученых, не соблюдавших целомудрия.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Обращение премьер-министра по случаю выпуска памятной монеты в честь Махатмы Басавешвары: Выступления: Премьер-министр Индии – доктор Манмохан Сингх (22 мая 2004 г. – 26 мая 2014 г.)» . архивpmo.nic.in . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ Кун (1930), – с. 147.
- ^ Мадам Блаватская и посланники мастеров последних дней .
- ^ Ледбитер, CW Мастера и путь . Адьяр, Индия: Теософское издательство, 1929 г. (Перепечатка: Kessinger Publishing, 1997 г.).
- ^ Партридж, Кристофер изд. Новые религии: Путеводитель: Новые религиозные движения, секты и альтернативные духовные течения Oxford University Press, США, 2004.
- ^ Джонсон (1994), Джонсон (1995) - с. 49.
- ^ «Ариэль Санат (Мигель Анхель Санабриа) в настоящее время является адъюнкт-профессором кафедры философии и религии Американского университета в Вашингтоне, округ Колумбия» // Об авторе книги «Внутренняя жизнь Кришнамурти» в 1999 году.
- ^ См. Мир теософии.
- ^ Датта, Кришна и Эндрю Робинсон, Рабиндранат Тагор: Антология , стр. 2
- ^ «И вот как Ганди стал Махатмой, 1 октября 2012 г.» .
- ^ Национальный музей Ганди, Нью-Дели ; КамдарТри.com
- ^ «Менее известный друг Ганди, преподавший «Махатме» урок европейского этикета» . 2 октября 2021 г.
- ^ Санкар Р.Н., Аджит (июль – декабрь 2012 г.). «Установление связи между Трикаранасуддхи и использованием духовности как контекста лидерства ». Журнал IPE по менеджменту . 1 (2): 81–105. ССНН 2212138 .
- ^ Перейти обратно: а б Прайс, Мейв (1979): Миссия Божественного Света как социальная организация. (1) Социологическое обозрение, 27, стр. 279-296.
- ^ Левин, Сол В. в Галантер, Марк (1989). Культы и новые религиозные движения: отчет Американской психиатрической ассоциации . Американский психиатрический паб., Inc. ISBN 0-89042-212-5 .
- ^ Бартель, Деннис (ноябрь 1983 г.). «Кто есть кто в Гуру». Харпер . п. 55.
- ^ «Мевар Рамаяна в Британской библиотеке: как появилась полная цифровая версия» . 13 июня 2014 г.
- ^ «На фотографиях: потрясающая рукопись Рамаяны становится цифровой, BBC, 21 марта 2014 г.» . Новости Би-би-си . 21 марта 2014 г.
- ^ «Рамаяна - страницы 21 и 22 (Британская библиотека, добавьте MS 15296-15297 и IO San 3621)» .
- ^ «Рамаяна – страницы 3 и 4» .
- ^ «Дабистан: или Школа манер: религиозные верования, обряды, философские взгляды и социальные обычаи народов Востока, Фани Мухсин, перевод Дэвида Ши, Энтони Тройера, издатель, М. Уолтер Данн, 1901, стр. 275 -276" . 1901.
- ^ «Дабистан: или Школа манер: религиозные верования, обряды, философские взгляды и социальные обычаи народов Востока, Фани Мухсин, перевод Дэвида Ши, Энтони Тройера, издатель, М. Уолтер Данн, 1901, стр. 275 " . 1901.
Библиография
[ редактировать ]- Френч, Брендан Джеймс (2000) Мастера теософии: исследование концептуальных областей Е. П. Блаватской и К. В. Ледбитера. доктор философии диссертация, Сиднейский университет , факультет религиоведения. Сидней.
- Джонсон, К. Пол (1994) Раскрытые мастера: мадам Блаватская и миф о Великом Белом Братстве. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Джонсон, К. Пол (1995) Посвященные теософских мастеров. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Кальницкий, Арнольд (2003) Теософское движение девятнадцатого века: легитимация спорного и укрепление сомнительного. Университет Южной Африки . Диссертация: 443 стр.
- Кун, Элвин Бойд (1930) Теософия: современное возрождение древней мудрости. доктор философии Диссертация. Уайтфиш, Монтана: Издательство Кессинджер. ISBN 978-1-56459-175-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Датта, Кришна и Эндрю Робинсон. Рабиндранат Тагор: Антология. Пикадор/Макмиллан: Лондон, 1997.
Внешние ссылки
[ редактировать ]