Открыть Савитрибай
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема: во многих местах ужасное письмо, очень плохая грамматика. ( декабрь 2023 г. ) |
Савитрибай Джьотирао Пхуле | |
---|---|
![]() Бюст Савитрибая Пхуле. | |
Рожденный | |
Умер | 10 марта 1897 г. | (66 лет)
Альма-матер |
|
Род занятий | Учитель, активист, социальный реформатор |
Эра | 1831- 1897 [2] |
Организация | Сатья Шодхак Самадж [3] |
Известный | Образование девочки , [3] Женская эмансипация [3] |
Заметная работа | • Баванкаши Субходх Ратнакар [4] |
Супруг | Джьотирао Пхуле |
Савитрибай Пхуле ( ) была одной из первых женщин-учительниц в Индии, [5] социальный реформатор и поэт . Вместе со своим мужем Джьотибой Пхуле из Махараштры она сыграла жизненно важную роль в улучшении прав женщин в Индии . Она считается пионером феминистского движения Индии. Она стремилась отменить дискриминацию и несправедливое обращение с людьми по признаку касты и пола. Она и ее муж были пионерами женского образования в Индии. [6] [7] Свою первую школу для девочек они открыли в 1848 году в Пуне, в резиденции Татьясахеба Бхиде, или Бхидеваде. [8]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Савитрибай Пхуле родился 3 января 1831 года в деревне Найгаон округа Сатара Махараштра штата . Место ее рождения находится примерно в 15 км (9,3 мили) от Ширвала и в 50 км (31 миле) от Пуны . [5] Она была младшей дочерью из четырех детей, рожденных Лакшми и Патил, оба принадлежали к общине Мали . [9] [10] Савитрибай вышла замуж за своего мужа Джьотирао Пхуле в возрасте 9 или 10 лет, когда ему было 13. [11] [12] [13]
Образование
[ редактировать ]На момент замужества Савитрибай была неграмотной. Ее муж дал образование ей и Сагунабай Ширсагар, его двоюродной сестре. [ нужны разъяснения ] , у себя дома во время работы на ферме. [9] [14] После завершения начального образования у Джьотирао она продолжила обучение под руководством его друзей, Сахарама Йешванта Паранджпе и Кешава Шиврама Бхавалкара. [15] [16] Она записалась на две программы подготовки учителей; первый курс проходил в учреждении, которым руководила американская миссионерка Синтия Фаррар , в Ахмеднагаре , а второй курс проходил в педагогической школе в Пуне. [5] [9] [14] Учитывая ее образование, Савитрибай может стать первой женщиной-учителем и директором школы в Индии. [5]
Карьера
[ редактировать ]Получив образование учителя, Савитрибай Пхуле начала обучать девочек в Пуне. Она сделала это вместе с Сагунабаем Кширсагаром, сестрой Джьотибы Пхуле. [2] которая была революционной феминисткой и наставником Джотирао. [17] Вскоре после того, как они начали преподавать у Сагунабаи, Савитрибай и Джьотирао Пхуле вместе с Сагунабаем открыли свою собственную школу в Бхидеваде . Бхидевада был домом Татьи Сахеба Бхиде, которого вдохновила работа, которую проделывало трио. Учебная программа в Бхидеваде включала традиционную западную программу по математике, естественным наукам и общественным наукам.
К концу 1851 года Савитрибай и Джьотирао Пхуле управляли тремя разными школами для девочек в Пуне. В совокупности в трех школах обучалось около ста пятидесяти учеников. Как и учебная программа, методы обучения, используемые в трех школах, отличались от методов, используемых в государственных школах. Автор Дивья Кандукури считает, что методы Пхуле считались превосходящими методы, используемые в государственных школах. В результате такой репутации количество девочек, получающих образование в школах Пхулес, превышало количество мальчиков, обучающихся в государственных школах. [9]
К сожалению, успех Савитрибая и Джотирао Пхуле встретил сильное сопротивление со стороны местного сообщества с консервативными взглядами. Кандукури утверждает, что Савитрибай часто ходила в свою школу с дополнительным сари, потому что ее консервативная оппозиция подвергала ее нападкам с камнями, навозом и словесными оскорблениями. Савитрибай и Джьотирао Пхуле жили в доме отца Джьотирао. Однако в 1839 году отец Джьотирао попросил пару покинуть его дом, поскольку их работа считалась грехом согласно Манусмрити и производным от нее брахманическим текстам. [9]
Переехав из дома отца Джотирао, Пхуле переехали к семье одного из друзей Джотирао, Усмана Шейха. Именно там Савитрибай встретил будущего близкого друга и коллегу по имени Фатима Бегум Шейх . По словам Насрин Сайед, ведущего исследователя шейха, «Фатима Шейх уже умела читать и писать, ее брат Усман, который был другом Джьотибы, посоветовал Фатиме пройти курс подготовки учителей. Она отправилась вместе с Савитрибаем в Педагогическую школу, и они оба окончили ее вместе. Она была первой мусульманкой-учителем в Индии». Фатима Савитрибай открыла школу в доме шейха в 1849 году. [9]
В 1850-х годах Савитрибай и Джьотирао Пхуле сыграли важную роль в создании двух образовательных трестов. Они имели право: на местную мужскую школу в Пуне и на Общество содействия образованию Махара , Манга и т. д. Эти два треста в конечном итоге охватили множество школ, которыми руководили Савитрибай Пхуле, а затем Фатима Шейх. [9]
Джьотирао резюмирует Савитрибая и его работу в интервью, данном христианскому миссионерскому периодическому изданию Dnyanodaya 15 сентября 1853 года, говоря:
Мне пришло в голову, что улучшение, наступающее у ребенка благодаря матери, очень важно и хорошо. Поэтому те, кто обеспокоен счастьем и благополучием этой страны, обязательно должны обратить внимание на положение женщин и приложить все усилия, чтобы передать им знания, если они хотят, чтобы страна развивалась. С этой мыслью я сначала открыл школу для девочек. Но моим собратьям по касте не понравилось, что я занимаюсь воспитанием девочек, и родной отец выгнал нас из дома. Никто не был готов предоставить место под школу, да и денег на ее строительство у нас не было. Люди не хотели отправлять своих детей в школу, но Лахуджи Раг Раут Манг и Ранба Махар убедили своих собратьев по касте в преимуществах получения образования. [5]

Вместе с мужем она обучала детей разных каст и открыла в общей сложности 18 школ. [18] Пара также открыла центр по уходу под названием Balhatya Pratibandhak Griha. [6] ( перевод « Центр по прекращению детских убийств ») для беременных жертв изнасилования и помог родить и спасти их детей. [19]
Личная жизнь
[ редактировать ]У Савитрибая и Джьотирао не было собственных детей. [11] [12] Говорят, что они усыновили Яшавантрао, сына вдовы-брамина. Однако оригинальных доказательств, подтверждающих это, пока нет. [6] Говорят, что когда Яшвант собирался жениться, никто не хотел отдать ему девушку, потому что он родился у вдовы. Следовательно, Савитрибай, вероятно, устроил свой брак с дочерью работника своей организации Дынобой Сасане в феврале 1889 года. [13]
Смерть
[ редактировать ]Савитрибай и ее приемный сын Яшвант открыли клинику для лечения людей, пострадавших от третьей всемирной пандемии бубонной чумы , когда она появилась в районе Наласопары в 1897 году. [20] Клиника была создана на суровой окраине Пуны, в зоне, свободной от инфекции. Савитрибай погиб героической смертью, пытаясь спасти сына Пандуранга Бабаджи Гэквада. Узнав, что сын Бабаджи Гэквада заразился чумой в поселении Махар недалеко от Мундхвы, Савитрибай Пхуле бросилась к нему и отнесла его на своей спине в больницу. При этом Савитрибай Пхуле заразился чумой и умер в 21:00 10 марта 1897 года. [5]
Поэзия и другие произведения
[ редактировать ]Савитрибай Пхуле также был писателем и поэтом. Она опубликовала «Кавья Пхуле» в 1854 году и «Баван Каши Субодх Ратнакар» в 1892 году, а также стихотворение под названием «Иди, получи образование», в котором она призвала угнетенных освободиться, получив образование. [ нужна ссылка ] В результате своего опыта и работы она стала ярой феминисткой. Она основала Махила Сева Мандал для повышения осведомленности о проблемах, касающихся прав женщин. Савитрибай также призвал к созданию места сбора женщин, свободного от кастовой дискриминации или каких-либо различий. [ нужна ссылка ] Символично то, что все присутствовавшие женщины должны были сидеть на одном коврике. Она также была активисткой против детоубийства. Она открыла женский приют под названием «Дом по предотвращению детоубийства», где вдовы-брамины могли безопасно родить своих детей и оставить их там для усыновления, если они того пожелают. Она также выступала против детских браков и выступала за повторный брак вдов. [9] [21]
В письме своему мужу Джотирао Савитрибай рассказала историю о мальчике, которого односельчане собирались линчевать за отношения с женщиной из низшей касты, когда вмешалась Савитрибай. Она написала: «Я узнала об их убийственном плане. Я бросилась к месту и отпугнула их, указав на серьезные последствия убийства влюбленных в соответствии с британскими законами. Они передумали, выслушав меня». [9]
Наследие
[ редактировать ]
Наследие Савитрибая Пхуле живет и сегодня; ее работа по образованию девочек и женщин пользуется огромным уважением. [22]
- Наряду с Б. Р. Амбедкаром и Аннабхау Сате , Пхуле стал символом, в частности, для отсталых классов. Женщины в местных отделениях Манави Хакк Абхиян (Кампания по правам человека, организация манг - амбедкаритов ) [23] часто устраивают шествия на свой Джаянти (день рождения на маратхи и других индийских языках). [24]
- Pune City Corporation создала ей памятник в 1983 году. [ где? ]
- выпустила марку 10 марта 1998 года Почта Индии в честь Пхуле. [25]
- День рождения Савитрибая, 3 января, отмечается как Балика Дин ( букв. « День девочек » ) по всей Махараштре, особенно в школах для девочек. [ нужна ссылка ]
- В 2015 году в ее честь Университет Пуны был переименован в Университет Савитрибай Пхуле Пуна . [26]
- 3 января 2017 года поисковая система Google отметила 186-летие со дня рождения Савитрибая Пхуле дудлом Google . [27]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Krantijyoti Savitribai Phule , индийский драматический телесериал, основанный на ее жизни, был показан на канале DD National в 2016 году.
- iSavitri Jyoti , драматический телесериал на маратхи , основанный на жизни и творчестве Савитрибаи Пхуле и Джьотибы Пхуле, был показан на Sony Marathi в 2019–2020 годах. [28] [29]
- В 2018 году о Пхуле был снят биографический фильм «Савитрибай Пхуле» на индийском языке каннада. [30]
- В 2021 году Университет Пуны создал бронзовую металлическую статую Пхуле высотой 12,5 футов в натуральную величину. Она была открыта в 2022 году. [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Цитаты
- ^ «Женский день | Школа для девочек была открыта американкой еще до Савитрибая. Американская миссия маратхи пропускает образование Синтии Фаррар для девочек в раннем возрасте» . eSakal — газета маратхи . Архивировано из оригинала 10 марта 2023 года . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Савитрибай Пхуле: отец освобождения индийских женщин | Савитрибай Пхуле — пионер женского образования и освобождения» . eSakal — газета маратхи . Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Как Савитрибай Пхуле, одна из первых женщин-учительниц в Индии, справлялась с насильниками, одержимыми желанием помешать ей давать образование девочкам» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ «Савитрибай Пхуле Джаянти: краткий обзор социальной и просветительской работы Савитрибай Пхуле…» eSakal — газета маратхи . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 года . Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сундарараман, Т. (2009). Первая мемориальная лекция Савитрибая Пхуле, [2008] . Национальный совет образовательных исследований и обучения. ISBN 978-81-7450-949-9 . OCLC 693108733 .
- ^ Перейти обратно: а б с О'Хэнлон, Розалинда (2002). Каста, конфликт и идеология: Махатма Джьотирао Пхуле и протест низших каст в Западной Индии девятнадцатого века (пересмотренная редакция). Издательство Кембриджского университета. п. 135 . ISBN 978-0-521-52308-0 .
- ^ «Савитрибай Пхуле: пионер женского образования в Индии» . Неделя . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ Джилл Сперандио (11 декабря 2018 г.). Новаторское образование для девочек во всем мире: адвокаты и предприниматели, 1742–1910 гг . Роуман и Литтлфилд. п. 35. ISBN 978-1-4985-2488-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кандукури, Дивья (11 января 2019 г.). «Жизнь и времена Савитрибая Пхуле» . Мята . Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Савитрибай Пхуле: отец освобождения индийских мужчин | Савитрибай Пхуле — пионер женского образования и освобождения | Сакал» . www.esakal.com . Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Реге, Шармила (2009). Вторая мемориальная лекция Савитрибая Пхуле, [2009] . Национальный совет образовательных исследований и обучения. ISBN 978-8-17450-931-4 .
- ^ Перейти обратно: а б «Очерк жизни Савитрибая Пхуле – Хронология» . Веливада . 9 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2020 г. . Проверено 16 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пионер женского образования: Савитрибай Пхуле» . Махараштра Таймс (на маратхи). Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б О'Хэнлон, Розалинда (2002). Каста, конфликт и идеология: Махатма Джотирао Пхуле и протест низших каст в Западной Индии девятнадцатого века (пересмотренная редакция). Издательство Кембриджского университета. п. 118 . ISBN 978-0-521-52308-0 .
- ^ «Специальный выпуск ко Дню учителя: жизнь Савитрибай Пхуле, первой женщины-педагога в Индии» . Индуистские Таймс . 5 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2020 г. Проверено 16 июня 2020 г.
- ^ «Савитрибай Пхуле - первая женщина-учитель Индии - Итихас истории» . 18 января 2021 г. Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ «Савитрибай Пхуле: первая женщина-учитель Индии» . Индостан Таймс . 8 ноября 2019 года . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ «Кем была Савитрибай Пхуле? Вспоминая первую женщину-учителя Индии» . Финансовый экспресс . 3 января 2018 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2018 года . Проверено 8 марта 2018 г.
- ^ Агнихотри, Санджана (3 января 2017 г.). «Кто такая Савитрибай Пхуле? Что она сделала для защиты прав женщин в Индии?» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 15 ноября 2016 года . Проверено 7 мая 2017 г.
- ^ «Савитрибай Пхуле – Google Arts & Culture» . Google Культурный институт . Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «Работа Савитрибай Пхуле, первой индийской женщины-учительницы» . Индаур, [член парламента] Индия. 22 января 2020 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 6 февраля 2020 г.
- ^ «189 лет со дня рождения Савитрибай Пхуле: узнайте о социальном реформаторе XIX века» . NDTV.com . Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Вагмор, Сурьякант (2016). «Проблема нормализованной изоляции: юмор и обнадеживающая рациональность в политике далитов» . В Горриндже, Хьюго; Джеффри, Роджер; Вагмор, Сурьякант (ред.). От маргиналов к мейнстриму: институционализация меньшинств в Южной Азии . Публикации SAGE. п. 151. ИСБН 978-9-35150-622-5 .
- ^ Вагмор, Сурьякант (2013). Цивилизованность против касты: политика далитов и гражданство в Западной Индии . Публикации SAGE. стр. 34, 57, 71–72. ISBN 978-8-13211-886-2 .
- ^ Проф. Сантошкумар, М. Катке. «Вклад Савитрибай Пхуле в индийские социальные элементы» (PDF) . ДЖЕЙТР .
- ^ Котари, Вишвас (8 июля 2014 г.). «Университет Пуны будет переименован в честь Савитрибая Пхуле» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 12 июля 2014 года . Проверено 10 июля 2014 г.
- ^ «Дудл Google отдает дань уважения социальному реформатору Савитрибаю Пхуле» . Индус . 3 января 2017 года. Архивировано из оригинала 3 января 2017 года . Проверено 3 января 2017 г.
- ^ «Серия о биографии Савитри-Джотирао» . Локсатта (на маратхи). Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ «Сериал о Савитрибаи Пхуле окончательно закрыт из-за отсутствия ГТО» . Махараштра Таймс (на маратхи). Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Р, Шилпа Себастьян (8 августа 2018 г.). «Будет ли это хет-трик?» . Индус . ISSN 0971-751X . Архивировано из оригинала 19 октября 2020 года . Проверено 23 января 2019 г.
- ^ «Статуя Савитрибая не открыта» . Махараштра Таймс (на маратхи). Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 3 января 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рао, Паримала В. (2002). «Обучение женщин – как и насколько: женщины в контексте свараджа Тилака» . В Бхаттачарье, Сабьясачи (ред.). Образование и обездоленные: Индия девятнадцатого и двадцатого веков . Ориент Блэксван. ISBN 978-8-12502-192-6 .
- Доктор Дж. П. Додамани (2020) (тра. Каннада). Бхарата Дешада Пратхама Шикшаки: Савитрибай Пхуле
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1831 рождений
- 1897 смертей
- Смертность от чумы (болезни) в XIX веке
- Индийские поэты XIX века.
- Индийские писательницы XIX века.
- Активисты из Махараштры
- Лидеры образования взрослых
- Основатели индийских школ и колледжей
- Индийские феминистки
- Индийские социальные реформаторы
- Индийские женщины-активистки
- Индийские женщины-поэты
- Джьотирао Пхуле
- Поэты на языке маратхи
- Жители Палгарского района
- Поэты из Махараштры
- Сатьяшодхак Самадж
- Женщины-писатели из Махараштры
- Женское образование в Индии